Могут-ли кухарки управлять государством?"
ну управляют МО мебельщики и что?
волоха
19.05.2008 22:19
в Афганистан туда общим скопом и Ми-2
с большим трудом с дозаправками до Баграма.Кушка-Герат- заправка-тд.
vovan_su
19.05.2008 22:56
А еще на Ми-2 и Ми-6 верхняя плоскость хвостовой балки имеет уклон вниз по мере удаления от оси вала НВ. На Ми-8 и Ми-24 эта плоскость параллельна земле. Ну и большой угол наклона оси вала НВ вперед. Это и обеспечивает невозможность удара лопастью по балке.
А в подхвате с-10 за 3сек +90 .Срубил балку на 5 см. до хв.
Vladimir K
19.05.2008 23:46
vovan_su:
А сможет ли кто толково объяснить, почему Ми-2 в подхват не входит? Я лично не знаю:(
Viktor
20.05.2008 19:19
Привет, ДРУГИ !
А я про подхват, вообще ничего не слыхивал,
в своей гражданской-то, авиации =:(
По этой вот ссылке можно посмотреть как летчики пехоту перетанцовывают, особый интерес вызывает музыкальное сопровождение:
http://smotri.com/video/view/? ...
Viktor:
А это из умной книжки информация по подхвату:
Подхват вертолета - это самопроизвольное увеличение нормальной перегрузки при маневрировании вследствие потери эффективности продольного управления и проявления неустойчивости вертолета по перегрузке (углу атаки)ю
Подхват наиболее ярко проявляется при маневрировании на скоростях от крейсерской до максимально допустимой. Он может возникнуть и на вертолетах, обалдающих в достаточной мере устойчивостью по перегрузке в этом же диапазоне скоростей, но только после резкого и почти одновременного перемещения ручки управления на себя и рычага общего шага НВ вверх.
В начале указанных действий при вводе в горку перегрузка растет как за счет увеличения угла атаки и общего шага НВ, так и за счет его раскрутки. Двигатели не успевают в этот момент сбросить избыточную мощность с НВ и обороты НВ могут увеличиться более максимально допустимых.
После перемещения ручки управления на себя летчик с таким же темпом возвращает ее в исходное положение. Но, так как перегрузка продолжает расти, от отдает ручку управления полностью вперед (до отказа). Нормальная перегрузка прдолжает расти и продолжает увеличиваться угол тангажа (до40°). Одновременно интенсивно теряется скорость (до 80км/ч примерно за 2-2, 5 сек).
Эффективность продольного управления восстанавливается только после уменьшения скорости до 150 км/ч. Это заметно по стабилизации угла тангажа и падению перегрузки. Однако в этот момент вертолет еще продолжает искривлять траекторию вверх, несмотря на то, что тангаж начинает уменьшаться. Поэтому летчик в этот момент ощущает, что вертолет продолжает идти вверх, и удерживает ручку управления на переднем упоре. Затем при уменьшении скорости до экономической настолько резко восстанавливается эффективность продольного управления, что вертолет энергично начинает изменять угол тангажа. Летчик в этом случае перемещает ручку управления на себя, чтобы уменьшить угловую скорость поворота вертолета.
Подхват летчик ощущает почти сразу же после взятия ручки управления на себя по энергичному увеличению угла тангажа - стремлению вертолета самостоятельно увеличить перегрузку при отданной от себя ручке управления.
Описанный процесс самопроизвольного увеличения угла тангажа и перегрузки происходит 1, 5-2 сек. В течение этого времени вертолет фактически не подчиняется воле летчика. Величина перегрузки может превысить допустимое значениеи какок-то время может даже сохраняться постоянной.Несущий винт работает на закритических углах атаки.
Основной причиной потери эффективности продольного управления необходимо считать срыв потока с лопастей НВ. При полностью отданной от себя ручке управления изменяются углы установки и местные углы атаки элементов лопастей. В секторе 120-150°они уменьшаются, а в секторе 300-330°(сзади) увеличиваются.Но ввиду того, что НВ к этому моменту был выведен на закртические углы атаки, срыв потока быстро (почти в таком же темпе) перемещается назад, туда, где большие углы установки лопастей НВ.ю Эффективность продольного управления восстанавливается почти мгновенно в уменьшением скорости до экономической, когда срыв потока почти полностью исчезает независимо от значения общего шага НВ.
В результате расширения зоны срыва потребная мощность на вращение НВ начинает увеличиваться при уменьшении углов атаки НВ, после того как эффетивность продольного управления восстановится. Кроме того, так как в процессе раскрутки НВ турбокомпрессоры сбрасываю мощность, после восстановления эффективности продлольного управления наблюдается значительное падение оборотов НВ даже при уменьшенном значении общего шага НВ. В дальнеайшем восстанавливается эффективность продольного управления, и при отданной полностью от себя ручке управления перегрузка может уменьшиться до 0, 5. Вертолет при этом энергично уменьшает угол тангажа.
Учитывая, что основной причиной подхвата является срыв потока с лопастей НВ, можно рекомендовать следующие действия рычагами управления по его предотвращению и при случайном попадании в подхват.
Для исключения попадания вертолета в подхват нельзя допускать при маневрировании на предельных режимах резких и одновременных перемещений ручки управления на себя и общего шага НВ вверх. Это условие особенно необходимо соблюдать при отсутствии на вертолете указателя перегрузок.
На некоторых вертолетах в качестве предупредительного сигнала летчику о подходе НВ к закритическим режимам можно рекомендовать использовать тряску (повышенный уровень вибраций). На скоростях полета, близких к максимальным, на высотах, как правило, выше 1000м почти на всех вертолетах ощущается тряска (повышенный уровень вибраций), являющийся результатом образования срыва в азимуте 270-300°. При увеличении перегрузки эта тряска, как правило, увеличивается, а это значит, что перемещать рычаги управления следует еще более плавно.
При непреднамеренном попадании в подхват, учитывая перечисленные выше особенности, прежде всего необходимо уменьшить общий шаг НВ. Это сразу же восстановит продольную управляемость, уменьшиться уровень тряски, а значит, уменьшаться и нагрузки на НВ и тяги управления. На восходящих фигурах можно рекомендовать дачу вперед левой педали. В этом случае часть мощности с РВ будет передана на НВ и обороты его быстро восстановятся, а вертолет выполнит разворот на горке.
Такиам образом, подхват как самопроизвольное движение вертолета - есть результат резкого пилотирования и несоблюдения ограничений, указанных в Инструкции экипажу по маневрированию. Он может возникнуть при выполнении сложного пилотажа, в процессе ввода в разворот, в горку и вывода из пикирования, когда летчик увеличи вает нормальную перегрузку. При непреднамеренном попадании вертолета в подхват необходимо немедленно принять указанные меры, чтобы не допустить выхода за эксплуатационные ограничения по перегрузке.
Vladimir K
20.05.2008 23:08
Viktor:
По поводу кадров, фильм то я помню, боевик времен начала 909-х, а вот название уже запамятовал.
Viktor
21.05.2008 06:47
Vladimir:
Спасибо, Володя, теперь прояснилось =:) шо воно такэ.
Кстати, на поршневой технике я такого не встречал ни разу.
Как уже говорил, на Ми-1 попал в положение, в которое сам себя вогнал, в очень энергичном и глубоком вираже, (практически вокруг поперечной оси) когда ручка встала на упор на выводе из него.
Но я считаю, что это состояние, возникло на доли секунды, из-за потери поступательной скорости.
Учитывая малую высоту полета и невозможность вывести ручкой из крена, дал левую ногу интуитивно, что привело к "опусканию носа" и мгновенному разгону скорости, с восстановлением управляемости...
Это кадры из боевика 93 года, режиссера Всеволода Плоткина, "Чтобы выжить".
Я давно его разыскиваю, чятобы показать на веточке, кадры "запланированного падения"
Ми-2.
Съемочная камера была установлена таким образом, что вся картина падения, запечетлена очень точно и наглядно.
Я записал на видеомагнитофон эти кадры, на большой скорости записи и затем, покадрово, просмотрел сам и показал своему комэске.
Мы тогда, очень были поражены хладнокровию, отваге и профессионализму пилота, согласившегося на такой "трюк", если его так можно назвать.
Не знаю, за какие деньги, я согласился бы на такое =:)
Я нашел этот фильм в Москве, в фирме, осуществляющей продажу видео по Инету, но нам - казахам, такая услуга недоступна.
Надо кого-нибудь из "москвичей" подключить, купить фильм, вырезать этот интереснейший эпизод и просмотреть =:)
Viktor
21.05.2008 09:37
Вот тут нашел этот боевичок.
Москвичики дорогие, попробуйте взять этот видеофильм и сообщить на мыло.
Мы найдем способ, переправить его ко мне.
Не за бесплатно, разумеется =:)
Была у нас полку "спарочка" Ми-24У (учебная) "уточка". Кто помнит Ми-24А, угловатая такая с двойным управлением и небольшим окном в кабине, за спиной командира. Технари прозвали его «хлеборезкой», в ней во время полета бортовой техник лежал на животе, пытаясь контролировать параметры и включать АЗСы.
Полк молодой, только что сформировали. Весь летно-технический состав зеленый. В эскадрилье лишь у одного командира был 3 класс, поэтому «уточка» летала по кругу каждую смену "от восхода – до заказа". Летала много. Замучила.
Однажды "уточка" вдруг зарулила на стоянку раньше всех. Командир вылез из вертолета и как-то сухо произнес: "Помпаж". Тогда никто из нас толком ничего и не знал о помпаже, кроме того, что написано в "Теории ГТД". Мой товарищ, прежде чем купить словарь англо-русского словаря, всегда проверял на помпаж. Если есть, значит, словарь хороший, если нет, то плохой... А тут не в книге и не в словаре!
Как проявился? Указатели индикатора давления воздуха за компрессором Рк упали (этому прибору никогда доверия не было), о температуре газов ни слова, и только удары, "словно кувалдой по кабине"!
Об износе лопаток и ПЗУ даже речи не было, это потом мы научились замерять износ, регулировать лопатки НА, уходить от помпажей, а тогда. Что делать? Доложили зам командира по ИАС (есть такая должность в полку – самый главный инженер). Ответ главного был ошеломляюще коротким: "Не может быть"! Реакция командира полка, стоявшего рядом, оказалась совершенно противоположной: "Садись в переднюю, я – в заднюю". Запустили, взлетели, по кругу и заход на посадку. Внешне все как обычно, может быть снижение несколько поэнергичнее, но это же командир. После заруливания, не успели винты остановиться, как открывается передняя кабина, из нее выскакивает зам и наутек, а за ним, размахивая планшеткой, с криками "Я покажу тебе помпаж", командир.
Солнечный день, по зеленому по летному полю бегают инженер с командиром, а весь полк смеется, словно дети. Радуются, недавно построили дом, получили квартиры, привезли семьи. Они еще не знали, что первыми попадут в самое пекло Афгана. Похоронная команда не обойдет ни один подъезд нового дома, а в некоторых побывает по несколько раз. А пока, пусть посмеются: Я покажу тебе помпаж!
Viktor
21.05.2008 18:50
Наталья :
Замечательный рассказ, друже !
И смешной и грустный.....
Спасибо.
Светлана
21.05.2008 21:59
Здравствуйте все!
Viktor, я, кажется, знаю летчика, который выполнял трюки в этом фильме. Там Розенбаум бандита главного играл? Если да, то вправду знаю. Точнее, там была целая команда летчиков из ЦАК ДОСААФ. Профи, действительно. Я, кстати, буду в Москве с июня по август, могу взять на себя добычу фильма.
Наталья
СПАСИБО!
Vladimir K
22.05.2008 01:04
Доброго всем вечера!
Наталья:
Твой рассказ напомнил что-то подобное из времен курсантской юности. Был у нас курсант белорус Валентин Войтехович (царствие ему небесное, был сбит в Афгане, получил сильные ожоги, двое суток перед смертью промучился). Он по радио запрашивал:"Два девяносто сёмому узлёт сам!". Комэска, руководящий полетами, всегда отвечал:"Два девяносто сёмый узлетайте!"
И был у него инструктор Иван Шуйский. Не знаю, что у них в полете произошло, но после посадки на транзит вылезает из кабины задом вперед Валентин, вслед за ним летят планшет и НПЛ, после чего Войтехович прикладывает руки к носу как для игры на дудочке или кларнете в сторону инструктора. Справа открывается дверь, оттуда выскакивает Иван Шуйский и начинает нарезать круги за Валентином вокруг СКП, а на пересадочной стоит совершенно пустой Ми-2, молотящий на малом газе...
22.05.2008 02:26
Подскажите пожалуйста у кого выше КПД у вертолета или автожира?
Viktor
22.05.2008 07:38
Доброе утро, ДРУГИ !
Оно действительно доброе, хоть и хмурое.Ведь мы общаемся здесь и чувствуем, что на другой стороне огромной карты, есть такой же человек, как и ты. Которому и интересно общение и необходимо (я так думаю =:)
Светлана:
Привет, Света !
Попробуй добыть Света. Единственное, не бери, если они заряжать будут много - обойдемся пока.
Просто его ищут многие и на этом фоне, кто-то видимо выкупил копию фильма у хозяина и зарабатывает на этом бабуленции. Как только фильм вынырнет вновь на рынок, его тут же подхватят шустрые ребята, такие же как и те, что сейчас решили срубить деньжат, на волне спроса.
А там, и цена спадет =:)
Да у меня была эта видеозапись, только я стер её =:(
Vladimir:
Коротко, но тепло рассказано, про "сёмого", Володя =:)
И у нас был курсантик, Юра Ромахов - ныне покойный, царство ему небесное,
который не давал спуску драчуну-инструктору, в Глобино.
Смотрим "четверка", как кленовый лист, шатаясь, падает мимо ворот.
Плюхнулась и с одной стороны Юрка выскочил с наушниками и ларингами на горле,
а с другой ин-р =:)
А прыгать с четверки очень даже высоко-оо !:о)
.. вертушка - тарахтит себе, ожидая "бегунов-драчунов" ....
Аноним:
Ну ты спросил =:)
Ты простым человеческим языком скажи, что ты хочешь узнать =:)
Viktor
22.05.2008 14:51
Анониму:
По этому вопросу, можно целую книгу написать, а тут - "выше или ниже КПД" ?:)
Попробую более-менее популярно ответить:
И у автожира и у вертолета и у велосипеда, есть общие возможности
доставить из точки А в точку Б, груз или пассажиров.
Что выберет тот, кому нужно доставить груз или пассажиров ?
Из чего он будет исходить, руководствуясь в выборе ?
Цена ?
Комфорт ?
Возможность сесть и взлететь (полоса или пятачок 2 х 2 метров) ?
Допустим, Первый Заказчик (покупатель услуг доставки) скажет: я, за рубль довезу пассажира на Вашем велосипеде, до пункта Б.
Второй скажет: всего за двести-триста долларов, моего пассажира, туда доставит автожир, т.к. это комфортнее и быстрее, чем на велосипеде и есть место для посадки, а самое главное, для взлета с разбегом, в пункте назначения.
Третий скажет: у меня и площадки-то нет, в пункте назначения(макушка холма или горы, палуба корабля наконец), да и вес груза(пассажиров)приличный и погода может встретиться всякая (сильный ветер, дождь, снег, обледенение и т.д.)
Поэтому, я выбираю вертолет и готов заплатить 800-1200 долларов.
Ведь вертолет, приложив бОльшую мощность двигателей, чем у автожира, сможет вертикально взлететь и сесть на "пятачок".
Он может позволить "зависнуть" и осмотреть место посадки, он менее чувствителен к попутному ветру, так как может поддерживать тягу на несущем винте не за счет скорости полета, а за счет приложения к несущему винту, ВСЕГДА ИМЕЮЩЕЙСЯ в наличии - мощности от двигателя(лей), что делает вертолет более надежным на маневре.
При попадании в зону повышенной турбулентности атмосферы, у вертолета больше шансов уцелеть, чем у автожира, чувствительного к "знакопеременным приложениям" набегающего потока, на несущий винт.
Автожир может вертикально взлететь конечно, если ветер будет, порядка 18-20 м\сек.
Только куда он при таком ветре улетит, если ветер будет встречный или боковой ?
Ведь автожиру, для создания подъемной силы на винте, при взлете, нужна скорость обтекания несущего винта, воздухом, - либо за счет разбега, либо за счет встречного ветра, набегающего на авторотирующий(вращающийся) за счет этого, винт (считай тормоз).
У автожира при попадании в зону повышенной турбулентности, может произойти "кувырок" вперед, из-за мгновенного падения оборотов винта и некоторых особенностей конструкции, взаимосвязанных с "точкой и высотой приложения" тяги толкающего винта) и выйти из этого положения, он уже не сможет, к сожалению.
Цена за полет на вертолете, будет думаю, в несколько раз выше, чем у автожира, в зависимости от класса вертолета, расхода топлива и т.д.
Полет на нем и доставку груза или пассажиров, можно осуществить на высоты и ограниченные препЯтствиями площадки, куда автожиру не сесть и не взлететь !!!
Также, радиус действия вертолета, учитывая его скорость и класс, в среднем, 250-350 км(т.е. он сможет долететь "туда и обратно" на одной запрвке, что маловероятно на автожире).
Есть несколько моментов, существенно отличающих полет на автожире и вертолете:
- это посадка при отказавшем двигателе.
Если на автожире, фактически постоянно идущем на самовращении несущего винта, изменится только траектория полета, не требующая вмешательства пилота, то на вертолете необходимо "вручную" перевести несущий винт на режим "авторотации" т.е. самовращения.
- на непосредственно приземлении, у автожира больше шансов благополучного приземления
из-за возможности создания и удерживания, вплоть до посадки, положительного тангажа("задранного кверху, "носа" аппарата), что вертолет, имеющий рулевой винт сзади, себе позволить не может, из-за опсности повреждения и как следствие - непредсказуемого развитя ситуции, в дальнейшем.
Справедливости ради, нужно отметить стремительный технический прогресс, который делает чудеса сегодня, и уже есть скоростные типы автожиров и повышается их комфортабельность и надежность(за счет высоких технологий изготовления) и приличный радиус действия. Повышаются возможности автожира для взлета (укороченный взлет за счет предварительной раскрутки винта отдельным приводом от двигателя и так называемый "подскок", но все эти "примочки", не поставят в один ряд вертолет и автожир, если только не будет применен конструктивно, постоянный привод к винту, мощности от дв-ля. Но тогда автожир, перестанет быть автожиром, он станет вертолетом =:)
Вероятнее всего у автожира - хорошее будущее и "СВОЯ НИША" в воздушном пространстве и финансовых возможностях, потенциального "эксплуатанта" в ближайшие годы, из-за его относительно невысокой пока цены, при условии "открытия воздушного пространства", "для полетов без уведомления СД", что удешевит полеты в разы.
Но нужно-ли, ставить на "весы судьбы", несравнимое - жизнь и цену ?
Вряд-ли стоит рисковать, выполняя не эпизодические, а постоянные, и напряженные полеты, на "сыром" пока ещё автожире, имеющем хоть и отличные характеристики, но будучи мало испытанным на прочность и надежность временем, при постоянных нагрузках и т.д. и т.п., если только такие полеты, не вызваны крайней необходимостью и этот риск оправдан !?
Наверняка, будут и авантюристы и фанаты (в их числе и я:) этого интересного воздушного аппарата, и "недешевой ценой", учитывая наш "менталитет", он НАМ дастся, вразуми и упаси НАС, Господи...
Вот примерно "такое КПД", уважаемый Аноним =:)
Думаю, что если на нашу веточку зайдут уважаемые Backfire или AcrobatMan,
то они добавят что-либо к мом словам, либо опровергнут их(почему нет ?:о) =:)
Viktor:
А я про подхват, вообще ничего не слыхивал
Так у нас в Аэрофлоте многих названий не было.Это к закату советской власти появилась "интерференция хвостового винта" и то только для замкомэски и выше. А все остальные аэродинамические изыски, частично описанные в учебнике Самойлова и Рамусевича назывались общим емким термином, кторый очень уважался руководящим составом ГВФ "ОШИБКА В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ", слово с управлением не справился, пишите бумаги.
АНЗ
23.05.2008 13:24
Наталья :
Я покажу тебе помпаж
Душевно, берет за душу...
Наталья
23.05.2008 15:41
Спасибо, ВАМ!
Vladimir K
23.05.2008 16:29
Доброго всем денечка!
Viktor:
Позволю себе немного не согласиться по поводу перспектив развития автожиров. У студии "Крылья России" есть такая кассета - "Вертолеты". Хороший обзорный материал от Юрьева и до наших дней. Может еще можно найти ее где в продаже, или заказать уже диском на самой студии. Так вот, там довольно много внимания уделено автожирам. Еще в конце 30-х годов испанец де Ла Сиерва (не уверен, что правильно написал) наладил в Америке серийное производство автожиров, они показывали неплохие разультаты, строились серийно, даже в армии применялись. Наработанный материал по теории несущего винта применяется до сих пор при создании вертолетов. Например, благодаря его работам, начали устанавливать горизонтальный шарнир, что положило конец опрокидыванию на бок первых автожиров из-за разницы в величине подъемной силы наступающей и отступающей лопасти.
Но после создания Сикорским надежно летающих вертолетов практическая польза от применения автожиров сошла на нет:(( И теперь их удел - это малая(любительская) авиация, для этих целей они и строятся.
Vladimir K
23.05.2008 16:34
И еще, мне кажется, что у автожира КПД будет выше, т.к. для поднятия единицы веса полезной нагрузки используется меньшая мощность, чем у вертолета
Viktor
23.05.2008 16:52
Vladimir:
Так ведь Володя, и я о том же - у автожира СВОЯ НИША, образованная:
возможностью долететь из точки А в точку Б, за меньшие, чем на вертолете, деньги, при условии открытия нижнего воздушного пространства, для полетов без уведомления СД,
возможность иметь автожир в личном пользовании, как СЛА,
возможность сесть и взлететь с\на небольшую площадку, относительно невысокая цена, при довольно приличных, комфортных условиях полета на некоторых типах, простота управления, сходная с самолетной, несложность выполнения аварийной посадки, мало чем отличающаяся от посадки на малом газу, компактность и т.д.
=:)
Viktor
23.05.2008 17:00
По поводу КПД:
Володенька, я же говорю, что на эту тему, можно написать диссертацию =:)
Если на вертолете, буду взлетать и садиться по самолетному,
то мы сможем сравниться по этим параметрам с автожиром...
Но при всем при этом, на вертолете, будет всегда иметься возможность
ИЗМЕНИТЬ режим полета, взлетев вертикально.
Думаю, что сравнивать автожир и вертолет, высчитывая КПД нет смысла(зачем ?:о)
- это тоже самое, что сравнивать бричку... и автомобиль.
У обох средств транспорта - и у брички и автомобиля, был, есть и будет владелец,
который предпочтет по свои соображениям, один вид тр-та, другому=:)
Viktor
23.05.2008 17:07
Думаю что не ошибусь, если скажу, что первые Камовские вертолеты, были с двигателями от мотоцикла( в пределах 10-15 л.с)
Так вот, если он не мог взлететь вертикально, то достаточно его было чуть подтолкнуть
(со слов моего бывшего командира, он летал на Ка-15), чтобы он взлетел, либо перейдя на косую обдувку, когда его располагаемая мощность на винте, резко возрастала, либо, оттолкнувшись от землим ногой, преодолевали тот самый первый, самый трудный момент отрыва ВС от тверди =:)
Vladimir K
23.05.2008 17:09
Viktor:
Да, Витя, так оно и есть!
Сейчас зашел на сайт студии "Крылья России". Жаль, но ни в VHS, ни в DVD фильм "Вертолеты" они уже не выпускают. Коммерция:(( Видимо не пользовался должным спросом. Жаль...
Viktor
23.05.2008 17:15
Я про "лошадинные силы" заговорил к тому, что и у автожира
с таким же движком, можно взлететь\сесть =:)
А если и есть разница, в пару-тройку "лошадей", то стоит ли "копья ломать" ?:о)
Viktor
23.05.2008 17:21
АНЗ:
Да Андрей, было такое =:)
Закончил ли стройку ?
Или она в самом разгаре ?:о)
Viktor
24.05.2008 10:24
Доброе УТРО, мои молчаливые ДРУГИ !
На днях, пришла в голову идея продолжить "утреннюю зарисовку"...
.........Ещё сереет темным зигзагом, силуэт гор и деревьев, домов и крыш, но предчувствие рассвета, уже наступило…
Все затихло, в ожидании этого волшебного и пока бесплатного для нас, действа, длящегося многие миллиарды лет.
Вороны сидят, повернувшись клювами на восток, на самых макушках вековых тополей.
В воздухе - ни дуновения.
Проявляется из серого, зеленея на глазах - листва.
Становятся светлее и понятнее очертания.
Чистое от туч, весеннее небо, из фиолетово-серого, становится сначала синим, а потом, быстро, предвещая скорый рассвет, голубеет, став бирюзовым.
Уже светлеет горная вершина, словно радуется, что это из-за её пика, сегодня выйдет Солнце.
Вокруг неё появляется ореол, а потом, за мгновения до Светила, разворачивается, восстав из эфира, великолепная корона, венчающая на доли мгновения седого исполина, будто отдавая дань, за его терпение и подтверждая могущество, пожалуй - одногодка по возрасту.
Но вот, сверкнула ослепительная иголка в изгибе вершины, и миру является во всем величии, слепящее, яростное, переливающееся всеми цветами радуги, играющее пятно.
Оно увеличивается на глазах, освещая долину, и та, благодарно вздохнула, облегченно и радостно, что действо свершилось снова.
Зависнув на мгновение, в "предвкушении осветительных дел", ЯрИло выглянуло из-за высоченных гор, сплошной грядой идущих с востока на запад и, осветив, как одарив благодарно снежные вершины розово-желтым светом, скользнуло сквозь насытившуюся влагой, зеленую листву сорокалетнего дуба, позолотило побеленную стену в кухне и преломившись в толстенном стеклопакете окна, феерически рассыпалось мириадами лучиков насыщенной цветовой гаммы, всем спектром цвета, властно поставив точку и ночи, и ночному небу....
=:)
Призываю "проснуться от спячки" НАШИХ уважаемых коллег и взяться за "перо"....
=:)
Vladimir K
24.05.2008 21:31
Доброго всем вечера!
Viktor:
Горы всегда завораживают, своим величием, часами могу на них смотреть, если выпадает такая возможность.
Витя, планку высокую по написанию задал, так не получается, а хуже не хочется:))
nikolai
24.05.2008 22:02
"Viktor:
...достаточно его было чуть подтолкнуть, чтобы
он взлетел, либо, оттолкнувшись от землим ногой,
преодолевали тот самый первый, самый трудный момент отрыва..."
С одной стороны это говорит о точности рассчёта, а с другой-
похоже на юмор.
У нас был замечательный солнечный денек и мы
с супруженцией его провели на дачке у брата.
Воздух свежий, зелень буйная, погода люкс - что ещё
надо для полного счастья ?:о)
Vladimir:
Да ладно тебе, Володя. Ты если захочешь - лучше напишешь.
Тем более, однажды ты нас всех очень порадовал своим рассказом.
Забыл да ?:о)
А я помню =:)
nikolai:
Да нет, Коля, не в рассчете дело, а в количестве пассажиров =:)
И когда вертолет елозит - вот-вот оторвется, достаточно толчка,
чтобы вертолетик весом с комариную душу, взмыл в небо.
А я своему бывшему командиру верю, - так что юмора нет, есть реальность с юмором =:)
Аппарат интересный по твоей ссылочке. Если скинуть годков цать, не отказался бы погарцевать на таком.
Кстати, мне ГАИ-шники давали порысачить на Урале-одиночке.
Имел печальный опыт =:)
Очень жаль ребят!
Эх, знать бы когда оступишься и на чем - можно было бы избежать случившееся. Как в поговорке: знал бы где упадешь-соломки бы постелил. Да в не наших силах сие...
Земля им пухом...
Serega_55
27.05.2008 21:38
Viktor: До чего же здорово ты пишешь о природе, дух захватывает и неумолимо тянет снова побывать в краю северном от Афганистана.
Ми-8мт
27.05.2008 22:13
Всех приветствую!
Попробую, если получится, внести веселую нотку в общение нашего коллектива. Простите, если не вовремя.
Шиш-беш
"...Нарды появились на Востоке. Достоверно происхождение игры нарды неизвестно.
Древнейшая доска для игры в нарды найдена в Малой Азии, ее возраст был оценен в 5000 лет.
Сообщается, что доска для игры в нарды была обнаружена в гробнице Тутанхамона.
В те времена игра нарды была занятием высшей знати Востока. Исходу партии в нарды придавался большой смысл. По легендам, в зависимости от результата партии, правители даже могли принять решение, объявлять ли войну или нет..."
Придя после училища в полк, эскадрилью, после того как прошли переучивание с самолетов на наши вертолеты, начав летать, открылись глаза и сосредоточилось внимание не только на полеты.
Оказываетя, в свободное время и не только, без преувеличения скажу, вся эскадрилья играла в шиш-беш (нарды), в длинную. Играли в классах для занятий в штабе полка, играли в домике на стоянке, ну и конечно же на бортах перед и после полетов, периодически, крутя головой, чтобы в неурочное время не быть застигнутыми комэской или замкомэсками. Тогда уж точно, как говаривал и говорит наш уважаемый командир эскадрильи, Федорович:
- Получи по самую заглушку!
Иной раз и получали. Особенно карали за игру в шиш-беш во время предварительной подготовки и во время проведения паркового дня.
Кто-то и таких среди нас было много уже давно играл профессионально, шашки по ячейкам доски передвигал мгновенно, не тыча пальцем в каждую ячейку и шепча вслух комбинацию цифр, выпавшую при бросании камней. А кто-то вот именно так, медленно, сбиваясь при расстановке шашек на доске. Более опытные тварищи, как инструктора в полете, разясняли суть игры начинающим, тактику, технику игры. Не просто первым перегнать в свое поле все шашки, а еще и перекрыть дыхалку, было такое выражение, или оставить с марсами, чтобы выиграть как наши у Канадцев по хоккею!
Надо сказать мастерство в игре в эскадрилье росло параллельно росту летного, инженерного и технического мастерства, а у кого-то даже опережало основную профессию. А какой был азарт!
Играли на выбывание, занимая очередь, даже были свои чемпионы. Это старались не афишировать и держали в тайне от командования эскадрильи. Да разве такое утаишь? Наши командиры знали об этой эпидемии, захлеснувшей весь полк, эскадрилью и как могли по-своему боролись с нами.
Некоторые, почему-то чаще пилоты, делали маленький, портативный шиш-беш, который точно по своим размерам вмещался в сумочу под шлемофон. Да это и понятно почему пилоты. Разложи в классе стандартную доску шиш-беша, сразу и получишь стандартно за это. А с маленькой можно играть под прекрытием, не создавая большого шума. И как только было свободное время, и было куда притулить эту небольшую раскладываемую досочку - "гоняли шиш-беш", только и слышен был стук от выбрасываемых камней и передвижения шашек. Опять слова комэски. Вот такой маленький шиш-беш был у Александра Михайловича Голикова. Он всегда был с ним. На полетах, в командировках, всегда. Досочка из темного пластика, одна часть шашек была выполнена из ибонита, другая - из дюраля.
Нет, были любители у нас в полку поиграть и в интеллектуальные игры, скажем в шахматы, кстати, некоторые очень хорошо играли. Вот, к сожалению ныне покойный, Александр Герасимович Пискайкин, царствие ему небесное, хороший был человек, очень хорошо играл в шахматы и частенько выигрывал у нашего старшего штурмана полка. Да еще напевал при этом себе под нос, но было слышно всем наблюдающим за турниром, "второй гимн" авиации: "Летчик просит-надо дать, борттехник может подождать, ну а штурману собаке-не покажем даже с..." .
(Штурманов прошу не обижаться, песня есть такая, без всяких утвердительных правил)
Штурман злился, не выдерживал, вскакивал с вопросом:
- Тов. майор! Что Вы имеете против меня?
- Да ничего, тов. п/п-к, просто это песня такая, её же все знают.
Тот садился снова на стул, успокаивался и игра вновь продолжалась.
А в помещении ПСС у нас даже бильярд стоял. Ведь редко когда ПСС поднимали на вылет. Тут мы поднатерели здорово и в этой игре. Целые сутки легально "стучали по шарам" (не буду говорить чьи слова). Ведь в помещении ПСС на видном месте на стенде с разными инструкциями, "красным по белому", большими буквами, была размещена выписка из приказа министра, что экипаж ПСС отвлекать на выполнение иных функций, не связанных с исполнением прямых обязанностей по ПСС строго запрещено. А против министра не попрешь, даже на Дальнем Востоке, на то он и министр, а не ...
Так вот, дело было сразу после празднования наступления Нового года. Числа второго или третьего, точно сейчас не помню, на общем построении полка эскадрильи получили задачу убыть на аэродром, осмотреть борта и, самое главное, убрать снег со стоянок вертолетов.
А за те два-три дня снег был, да с сильным ветром. А на Дальнем ветра всегда много. Наши когда заменялись в какую-нибудь группу войск, то зачастую были героями шуток со стороны западников:
- А чего у тебя лицо красное и ходишь одним плечом вперед?
Пришли на нашу самую дальнюю стоянку третьей эскадрильи, открыли борта, перевели дух. Мне повезло, ветер за меня поработал - вокруг и под бортом чисто. Другим не так- пришлось экипажем потрудиться. После снежных процедур некоторые, как-то быстро сгруппировались и отправились кто куда, а кто и в ПСС. Наверное у них с собой что-то было.
Инженер эскадрильи, Григорич, еще капитан, видя, что мне делать нечего, поставил задачу:
- Леша, все же пора закомуфлировать "под зиму" наши склады на стоянке. Сколько уж времени прошло, а они у нас все еще зеленые. Шоркнут нас за это.
- А есть с кем и чем? - Спросил его.
- Возьмешь двоих механиков, все остальное в одном из сараев, а я пойду в аккумуляторную, проверю как там они. Везде и за всеми глаз да глаз нужен.
- Понял!- Говорю, -Григорич! - Счас сделаем.
Мелом на стенах сарая начертил лини, круги неправильной формы, напоминающие по контуру всякие кляксы, солдатики пока рядом стоят. Дай, думаю, сам попробую закрашивать сие творение, чем я не Карл Брюлов? Кисть на длинной держалке, так что ЛТО не испачкаю этой белилой. И только вот начал "творить", как слышу сзади слева голос комэски:
- Леша! Скажешь я тебя заставил это х... заниматься?!!!
- Да нет, командир - ответил ему. Инженер заставил, подумал про себя.
А он прямиком и в аккумуляторную, а там, догадываюсь, как в известной рекламе:
- Мужики-то не знают! Что комэска идет.
И точно ведь не уровень электролита и ампер-часы проверяют. Ведь режутся, гады, в шиш беш!
А комэска злой, видать в ПСС заходил, а там "в бильярд без него сыграли", не дай Бог ему сейчас под руку попасть, рубанет шашкой, только пух полетит! Не зря в эскадрилье ему давно дали второе имя - Чапай.
Бросил кисть, солдатикам сказал, чтобы продолжали без меня и помчался за ним, вдруг свернет с курса и пойдет в домик, а не в аккумуляторную, успею мужиков предупредить. Нет, курс он не сменил. Дверь в аккумуляторную быстро захлопнулась прямо перед моим носом. Открываю её и вижу такую картину: доска и шашки на эшелоне, прямо под потолком аккумуляторной, по стойке "смирно" стоят наш инженер Григорич, напротив него Саня Чирикин-наш бортач и слова комэски резанули, как шашка воздух рассекла:
- Вот так вот, товарищ капитан!
Те кто был на очереди тоже повскакивали. Возникла напряженная ситуация.
Хорошо, что следом за мной зашли другие наши, чего-то шепнули командиру и все вместе ушли в домик в кабинет к инженеру.
После контроля выполненных работ по комуфлированию сараев зашел снова в аккумуляторную. А там - цирк! Народа почти половино эскадрильи и двое наших бортачей, уважаемые очень люди, да еще лучшие друзья, сидя на столе, болтая ногами в унтах, травят для всех байки, произошедшие в годы их службы и с ними, и не с ними. Комэска - Федорович, стоит довольный - видать уже уважили командира. Вовремя исправили ошибку.
С аэродрома уходили все довольными, как с полетов, с чувством выполненного долга!
Всем удачи.
До связи.
С уважением, Алексей.
Viktor
28.05.2008 06:53
Доброе утро, ДРУГИ !
Да, братцы - жизнь - есть жизнь, и никто ни знает, кого выберет в
очередной раз Судьба-матушка: глупого или умного, умелого или начинающего....
Serega_55:
Спасибо Сережа, за добрые слова.
Подключайся и ты. О жизни.О работе. Ведь эта работа для НАС была сама жизнь.
Не стесняйся солга или орфографии, пиши что тебе запомнилось.Мы не проверяющие русского языка, - мы коллеги по небу.
Ми-8МТВ:
Спасибо Алеша !
Вот ещё один, простой рассказ из жизни. Маленькая частичка, ушедшая в небытие.
А Алеша рассказал и я явственно себе все представил =:)
Тем более, пришлось пожить недели две на погранзаставе, в Уч-Арале, когда забирали у военных "четверки", снятые с вооружения. Мне эти недели очень запомнились, по хорошему - и бытом и бесшабашностью нас - молодых тогда, ребят и четкостью военого дела.
Всем, короче говоря, понравилось.
Перезнакомился с ребятами. Они познакомили меня с женами, те, кто успел пожениться.
Мне нравилось их верное и трепетное отношение к своим мужьям, несущим службу.Кто относился к мужу, как к ребенку, которого ещё не успели "завести", кто - просто создавал уют в доме, из которого так не хотелось уходить.
Видел, у кого семейная жизнь нормально развивается, а у кого идет наперекосяк, и вряд ли что-то уже исправишь....и понимал, насколько многообразна жизнь и мы, в ней.
Так что, рассказывайте, братцы, не стесняйтесь никого.
Ведь ВАМ ВСЕМ есть что рассказать.
=:)
Viktor
28.05.2008 06:56
Serega_55:
Я сделал ошибку в слове, Сережа, в торопях =:)
Не стесняйся слога ! или орфографии, пиши что тебе запомнилось.
Serega_55
28.05.2008 19:38
Привет всем форумчанам! Зайдите посмотрите, обалденная страница, для понимания того, что жизнь прекрасна!!!
http://www.verycool.ru/smile/f ...
kama_27
28.05.2008 20:54
Serega_55:
Спасибо, прочитал День Дружбы. Понравилось. Отошлю сестре и друзьям. Радует уже то, что есть еда, одежда, малость денег, крыша над головой и то, что я гетеросексуален... Собственно, внушает оптимизм и то, что воевать напрямую пока не приходится, это здорово!
Всем привет, здоровья, удачи и лета в пропорции! Чтобы температура воздуха была комфортна а напитки в меру прохладны! А то у нас пока что снег на сопках и вот это печалит...
nikolai
29.05.2008 22:45
А меня печалит, что посадил цыбулю и картоплю, кое-что взошло, а
дождь был один раз и небольшой за весь май.Видимо, придётся
поливать и картоплю.
kama_27
30.05.2008 14:27
nikolai:
Глянул новости(блин, ведь зарекался перед обедом не читать газет и новости не смотреть, ан нет!!!). Италию топит не по-детски! Север её. А юг подыхает от жары... И чемпионат по футболу под угрозой- там уже +37 сегодня. О как!
ПавелК
30.05.2008 14:56
nikolai: и всем присутствующим привет!
Знаешь как говорят в Украине, -два дощi в маю - агрономiя по...ую!
Один конечно мало...Бороздки меж рядков и воду потихоньку туда, чтоб не сверху лить.
Я-с удовольствием!
http://www.youtube.com/watch?v ...