"он рассказывал, как на строительстве канатки, "восьмёркой" ставили опоры, да не вертикально, а под определённым углом к склону.Петя даже придумал приспособу, как мгновенно насадить на болты многотонную махину."
это называется "улавливатели". При монтаже подвесной дороги так же под углом устанавливали, фильм даже сняли.
Viktor
25.11.2006 19:16
Ап!
Почему то, опять не перелистывается страница ?!
:((
Viktor
25.11.2006 19:19
111му:
Ок!
Петро
25.11.2006 22:59
да. форум явно моросит. ну, страничка, открывайся уже! :)
Петро
25.11.2006 23:01
Открылась! Отчаянные пилоты Ми-2, заходи! :0)
Viktor
26.11.2006 10:53
'Двоечка и локатор':
Большой начальник, от МВД, которого мы отвезли в субботний день в охотничье хозяйство, сказал: 'придёте за мной, через неделю. Пока !' Махнул рукой-счастливо, мол.
Мы, с инспектором переглянулись, - и всё?- Ну что, поехали до дому, до хаты !? Лететь до него, около двухсот км.
-Под нами барханы, - море барханов; их гребни, как волны, на строго определённом расстоянии друг от друга, тянутся с юго-востока, на северо-запад. Причём, высота гребня некоторых гигантов, достигает сорока-пятидесяти, а то и больше, метров. Мы идём на юг, лавируя, рассматриваем живность, которая живёт здесь, дорог практически нет, исключение - узенькая, полузасыпанная дорожка - тропинка, тянется петляя, между песков, от посёлка, до которого километров семьдесят!, в отдалённый, северный отгон, - бывшее хозяйство, когда то взращивавшее, небольшое стадо верблюдов. Видно, вода из глубочайшего колодца, взятого в бетонное кольцо, -ушла , а люди, - не верблюды, -колючки не едят.
За бортом - поздний октябрь и выжженая безжалостным, южным солнцем, и без того скудная растительность, стала ещё неприметнее и желтее. Шары перекатиполя, держат свой путь, подгоняемые свежим ветерком, словно торопятся к югу, как перелётные птицы, -там они, иногда сбиваются в огромные кучи, как в стаи.
Справа по полёту, всколыхнулось, меняя на глазах конфигурацию, жёлтое пятно и превратившись в клин, а затем, в жёлтую стрелу, стало стремительно удаляться от нашего шумного соседства - сайга, голов пятьсот-семьсот, если, не вся тысяча. Инспектор, -молодой парень, сделал вид, что вскидывает винтовку, прищурил глаз, дёрнул указательным пальцем, и, засмеялся, - мальчик, - мне понятен его охотничий азарт.
Мы прошли уже, около тридцати минут, когда инспектор посерьёзнел, хлопнул себя по ушам и пригнувшись, торопливо крутанул ручку громкости своей радиостанции, ясно, надо вверх ! Мы подскочили на пару сотен метров и поговорив по рации, сержант, протягивает листок, на котором, торопливо и коряво нацарапано, '110й км, трасса Алма-Ата - Баканас, тяжёлое дтп, сведений нет, сходить, посмотреть, доложить!'.
И приписка, - там туман, передал пост из Чингельдов, это южнее места аварии, км сорок. Я с недоумением смотрю на инспектора, а он сложив руки ладошками, и сделав 'брови домиком', просит: давай попробуем, а? - просит замначальника Угаи КазССР !
Подумав, киваю, попробуем, и взяв его левую руку, положил сверху, на ручку управления, - придерживай !
Он замер, сияя и старательно пытаясь 'рулить' ровно, - у него неплохо, кстати, получается. Набрав ещё сотню метров, на всякий случай, отвлекаюсь - достаю карту и линейкой транспортира, отмеряю точку на автодороге, куда нужно выйти, а идти нам, из песков, примерно сто км, ставлю кружок; отчёркнув карандашом, снимаю курс на точку, прибавляю склонение, - ложимся на курс, прикидываю ветерок, рассчитываю время прибытия. Разглядываю десятикилометровку, вспоминаю этот район, отмечаю карандашиком характерные изменения рельефа по курсу полёта и примерное время полёта до первого.
Инспектор прилежно летит 'волнами', но, всё равно - молодец.
Эти места я хорошо знаю, район, радиусом под четыреста с лишним, км, изучил за два десятка лет полётов, на трёх типах. Мысленно представляю, как будет меняться местность под нами, где препятствия, провода и т.д. Перепад высот от точки, где мы находимся, до нужного места, небольшой, в пределах - двухсот метров, - в сторону увеличения. Прикинул оптимальную высоту, для чёткой работы радиовысотомера и снизившись, идём на повышенном режиме двигателей. Через 20-25 минут, подошли к туману, насколько глаза хватает впереди, уже тянущемуся навстречу нам , растекаясь по долине, вдоль реки, на нашей стороне и вздымающемуся кверху, на противоположном. Нам предстоит пересечь р.Или, с запада-на восток, практически - поперёк.
Берега реки - скалистые, резко обрывающиеся вниз, ширина , где-то с километр, этот зигзаг и предстоит засечь по радиовысотомеру. А после пролёта ущелья, на дне которого река, через километр-другой, начинается уклон, в 'луковую долину', вот там-то и нужно снижаться понемногу, чтобы выйти на визуальный контакт с землёй, и как можно раньше, потому что провода вдоль искомой дороги, хоть и проходят ЗА, дорогой, и невысокие, нам будут - поперёк, это для нас - опасность. Через пару минут, вижу впереди пунктирную линию верхушек высоковольтки, проходящую недалеко от западной стороны реки. Невесёлая картина - верхушки ЛЭП, метров по пятьдесят высотой, выглядывают, заманчиво и радушно поблёскивая верхними, 'нулевыми'изоляторами над туманом. Зато теперь, - никаких препятствий, кроме противоположного берега реки, да столбов, за, искомой дорогой, - нет.
Грустно, но ладно, 'пощупаем земельку', а нет, - на нет, и суда нет. Загорелось табло радиовысотомера-'РВ-не работает', - значит, мы выскочили на обрывистый берег, и под нами - река. Плавно снижаюсь, и вскоре, мы несёмся, периодически погружаясь в холодный, мерзкий туман и ждём, когда стрелка радиовысотомера, взметнётся кверху.
Щёлкнул тумблером на щитке ПОС, - зазеленело -'ПОС работает', ну и хорошо, "обогрев ПВД" я включил давно.
-Есть ! Внимание ! Погасло табло 'РВ не работает' и стрелка метнулась к 70ти метрам, отлично, мы - над противоположным берегом; - уменьшаю скорость до 90м и, с вертикальной, около 2 мсек, плавно снижаюсь. Задатчик опасной высоты, стоит на 'пятёрке', - этого достаточно, чтобы уйти в 'набор' в чистом поле, я делал так не раз на гравике, зимой, на 'белизне'. До дороги, по рассчёту, - примерно- пять-семь, минут ходу и если, установим контакт с землёй, дальше 'проползём на пузе'. Тридцать, - 'молоко', уменьшаю 'вертикальную', до метра-полутора и поступательную, до 60кмч.
Двадцать, десять, пора готовиться уходить, добавляю режим движкам, ну, ну, ... ещё пару секунд, с минимальной вертикальной скоростью. Ур-ра, пелена светлеет светлеет внизу и, прямо под нами, кажется, можно дотянуться рукой - плывут тёмные ямки-лунки ложбины.
Её прозвали 'луковой', из-за громадных плантаций, высаживаемых трудолюбивыми корейцами весной, - правый, южный, берег или край, которой, нам-то и нужен.
Выходим на дорогу и через пару-тройку минут, мы - на месте. Но, мы там не нужны.
ДТП действительно, очень тяжёлое.
Сорри.
Мой первый полет на Ми8.
Окончена вахта, гружусь в вертолет вместе со всеми.
Взлет и через 1, 5 часа мы в цивилизации.
Тут меня поджидает неприятный сюрприз, забыли меня включить в список и Ан24 улетает без меня.
Невеселая перспектива однако, надо дожидаться следующего борта или 3 суток добираться сначала на машине а потом поездом. Вобщем решаю дожидаться следующего борта. Жил я в летной гостинице аэропорта и постепенно признакомился с ее обитателями, оказалось что один борт мои земляки из родного моего города. Не стану уточнять из какого чтоб не навлечь на их головы беду. Слово за слово разговорились. Попросился к ним на борт полетать. А так как рейсы были грузовые (таскали на внешней подвеске трубы) обратно шли пустые.
Тут я набрался смелости и попросился после второй ходки "посидеть за палку подержаться", к моей радости командир оказался сговорчивым и вот ура я сижу за управлением! Мне показывают основные приборы их назначение я киваю.Знаю, занаю. Опыт полетов на симуляторе на ПТ ТУ 154 у меня есть посему все знакомо и узнаваемо. Командир отключает автопилот и показывет, на, рули.. сам легонько придерживает РУ, беру управление млин сразу же понесло куда то вправо так немножко ручку влево и чуть ножку, ой пока отвлекся на курс высота ушла так ручку на себя плавненько. Взгляд на командира, тот улыбается подправляет легонько, показывае давай, давай крути! ведь ты этого хотел? Да я хотел этого но не знал что это будет так нет не сложно, непонятно скорее всего.
Вот так сначала крупной потом помельче волной мы и летели я весь в мыле старался удержать параметры исправляя уклонения. Впереди показалась река , а там и порт пора мне покидать кресло уступая его хозяину. Конечно хотелось бы и на снижении посидеть но понимаю что это все не так просто и мне с моим опытом еще рано :).
Пара виражей и мы мягко приземляемся на стоянку.
Волна эмоций меня распирает изнутри . Все внутри кричит Я сделал это я полетел САМ !!!
Вот так это было.
До сих пор жалею что не пошел в летное, а ведь можно же было!!!
Прошу не судить строго.Эмоции захлестывают
Viktor
27.11.2006 11:54
>boB:
Привет Боб !
Не за что.
-Это нормальные ощущения мужчины, - гордость и радость от чувства МАШИНЫ.
Мне однажды, пассажир, которому я дал "покрутить", сказал: "если бы это было в детстве, я бы с ума сошёл от радости......
:-))
VaGa
27.11.2006 12:10
2Viktor:
Твой модем уже на базе. Вечерком звони - решим, как передать.
boB
27.11.2006 12:32
Viktor: Спасибо на добром слове
Скачал всю вашу ветку 4й день дома читаю :)
Есть еще пара зарисовок из вертолетной жизни
Viktor
27.11.2006 13:53
то boB:
Дерзай !
:-))
Анатольич
27.11.2006 14:06
Привет отчаянным!Как летается? Все, я в строю, только самолетном!
Viktor
27.11.2006 14:36
Анатольичу:
Мои поздравления !
Чистого неба и чтобы количество взлётов, равнялось количеству посадок !
А так же - чтобы соколы не падали, а козлы не летали !
:-))
:-))
:-))
:-))
Анатольич
27.11.2006 14:42
Спасибо, Виктор!Живем как можем, а козлов по любому отшибаем в нашем деле, я прав?
Viktor
27.11.2006 14:42
Б.Тихомолов, 'Романтика неба'
"Секретные шторки"
-Полет до Ургенча занимал три часа, да обратно почти столько же. И вот в эти часы я должен сидеть не шелохнувшись.Сидеть, можно сказать, бездеятельно, едва касаясь пальцами штурвала. Скучно. А чем бы занять это время? С пользой для себя? Читать? Нет, на этом самолете уже читать нельзя - скорость не та! -отвлечешься, потеряешь ориентировку. А что же? И придумал опять! Но это была моя тайна, потому что узнай о ней начальство, вряд ли оно одобрило мою затею. А мне она была нужна: я решил натренировать себя до совершенства в слепом полете.
-Сделал шторки на резинках, с крючочками, и едва взлечу - вынимаю из-за пазухи свое изобретение - раз-раз! - и обзор закрыт! Беру курс, засекаю время, набираю высоту и весь маршрут иду вслепую. Здорово! И совершенно безопасно, потому что только я летал по этим трассам, на этой высоте.
И скоро мне уже стало все равно, слепой или не слепой полет. Я даже установил зависимость приборов и их взаимозаменяемость. Скорость, например, замерялась специальной трубкой, укрепленной на крыле, и эта трубка при полете в облаках часто покрывалась льдом, и указатель скорости выходил из строя. Тогда я ориентировался по приборам ПК, контролирующим работу моторов. Они очень чутко реагировали на изменение скорости полета.
И еще я обнаружил одну важную закономерность: полет из Ташкента в Ургенч занимал три часа, а обратно - два с половиной, а то и два. И так все время. Отчего бы это? Догадаться нетрудно, значит, на высотах воздушная среда постоянно движется с запада на восток.
И вот я в поиске. Волнуюсь, переживаю, радуюсь открытиям. Счетную линейку не выпускаю из рун. Сегодня я лечу домой на высоте пяти тысяч метров, завтра на шести, послезавтра на семи. И замеряю, замеряю, замеряю... Результат поразительный: чем выше - тем сильнее ветер, дующий с запада на восток. А нельзя ли использовать это обстоятельство для экономии горючего? С востока на запад лететь низом, а с запада на восток как можно выше? Конечно, можно! И начал использовать.
И мне смешно и радостно смотреть, как инженер Пантин, замеряя остаток горючего в баках, удивленно пожимает плечами. Уж очень много остается. А я Пантину ничего пока не говорю про свое открытие, потому что решил удивить его еще больше.
Вылетаю из Ургенча, набираю высоту восемь тысяч метров, устанавливаю минимальную скорость, на какой только может держаться самолет в воздухе. И так иду на самых малых оборотах. В спину нам дует сильный попутный ветер и тащит нас, тащит домой.
И вот мы над Ташкентом. Сваливаюсь с верхотуры, где был мороз пятьдесят градусов, вниз, где жара под пятьдесят. Самолет белый-белый от инея, еще бы, перепад температур в сто градусов! Подруливаю, выключаю моторы. Бежит Пантин, прикладывает ладони к холодному боку машины:
-Ого! Морозец. На какой же это высоте вас носило?
-А ну-ка, замерим горючее!
Лезет на крыло, открывает пробки, опускает щуп. Бондаренко, давясь от смеха, толкает меня в бок:
-Посмотри-ка, посмотри на его лицо!
Пантин сидит на крыле по-турецки, и лицо у него действительно такое, что мы с Алексеем покатываемся с хохоту.
-Ничего не понимаю! - говорит инженер.
- Нет, слушайте, ребята, да у вас же полные баки! Вы что, заправлялись, что ли, по дороге?
А вот в Чарджоу летом я летать не любил. Аэродром неровный, с песчаными заносами, по которым рулишь, как по шпалам, и жарища страшная. Как в печке. Прилетаешь, снимаешь парашют, разоблачаешься. Пока разгрузят, пока загрузят, самолет так накалится на солнце, что плюнь на крыло - зашипит.
Все готово, пора вылетать. Забираешься на крыло, одеваешься в меха, лезешь в лямки парашюта, и когда садишься в кабину, то уже весь мокрый-мокрый и противно ощущаешь, как по спине струится пот. Запустил моторы и, не прогревая, куда уж там, скорей рулишь на старт. Долго рулишь, страдая от жары и от грубых толчков. Прирулил, развернул машину. Надо взлетать, а стрелки термометров стоят на красной черте. Перегрелись моторы! Как быть? Нельзя взлетать, опасно. Однако взлетаешь, надеясь на авось. И едва оторвавшись, сразу же, вопреки инструкции, убираешь шасси и лезешь вверх. Вверх, вверх!
На трех тысячах уже облегчение. А на четырех и того лучше. Тут уж морозец. Моторы сразу же приходят в норму, а ты - нет. Сидишь буквально в луже, столько поту натекло, и рубашка хоть выжми, прилипла к спине. Тогда начинаешь 'продуваться': открываешь форточку, высовываешь руку навстречу движению и, оттопырив рукав, подставляешь его под сильный натгор ледяного воздуха.
Благодатная прохлада пронизывает тебя насквозь, обдувает спину, ноги, надувая костюм, как скафандр. И вот ты уже сухой в охлажденный...
...Март 1939 года. В Москве идет XVIII партеъезд, материалы которого срочно нужно довести до каждого советского человека, в самые отдаленные уголки* А погода плохая, особенно в Ташкенте: туман, слякоть. Самолеты на приколе. Куда уж тут лететь в такую погоду! Соображаю: только одному моему ПС-41, пожалуй, под силу пробиться к солнцу, сквозь толщу сырых облаков, грозных своей критической температурой для обледенения;
А там, в глубинке, - прекрасная погода. Соблазн велик. Слетать бы! До чего ж интересно! Что я, зря тренировался? И потом у меня же в пилотском свидетельстве штамп: 'Разрешается совершать полеты на самолетах II, III и IV классов с пассажирами, грузом и почтой в любых- метеоусловиях днем и ночью'.
Мозолю глаза начальству: Выпустите!
-Туман, не видишь, что ли?
Ну и что? Подумаешь, , костры разожжете.
Ладно, не зуди! Москву запросили; ждем разрешения; Пришел ответ: -разрешаем.
И я полетел. А что для меня нового?-Ничего. Только то, что шторки свои секретные не натягивал. Развернулся в тумане, взял курс и поставил машину в набор высоты. Стекла тут же мазнуло ледком. Лезем вверх. Ледок все толще. Ничего, пробьемся! Прибор указателя скорости уже начал чудить. Заледенел: скорость падает, падает. Смотрю на ПК - нормально, никакой реакции, значит, скорость нормальная. Вариометр показывает устойчивый набор высоты. Пять тысяч метров. Скорость на приборе 140 километров час. Критическая скорость. Если бы была фактически такая, мы свалились бы в штопор. Бортмеханик, наверное, копался с рацией и ничего не видел, а тут взглянул на прибор - ой, мама! - и закричал тревожно:
-Скорость! Скорость!
А я этой реакции ждал и потому спокойно:
Леша, Леша, без паники, трубка 'пито' -А-а-а...
Шесть тысяч метров. Засветлели, засветлели, позолотились облака, и брызнуло солнце! Весеннее, радостное, яркое! Небо синее-синее, какое не увидишь с земли. И море облаков. Мчимся над ними бреющим. Температура воздуха - минус сорок пять, но солнце греет, и ледок со стекол, с кромки крыльев осыпался и улетел, и трубка 'пито' освободилась от ледяного набалдашника, и скорость стала какая надо.
Бондаренко связался по радио с Ургенчем. Оттуда дали погоду: 'Ясно. Ветер юго-восточный, три метра в секунду. Видимость двадцать километров'.
Вот и хорошо. Берем курс на Ургенч. А через час полета кончились облака, и нам с верхотуры уже видна Амударья, разделяющая две пустыни. И они родные мне, эти пустыни, и разные: одна с красноватым песком, другая с серым. Отчего бы это? Тайна...
Я вырос здесь, над этими песками, и они были ко мне милостивы и учили меня уму-разуму. И эта школа, и эти уроки, порою суровые, наверняка пригодятся мне когда-нибудь. Ведь не зря же все это было? Не зря.
У меня на душе радостно. Сейчас я выполнил важное задание. Меня уже ждут. Вон стоит машина, а вон самолеты турткульского звена. Сейчас мой нужный груз поедет, полетит в разных направлениях в глубинку. И люди будут читать и будут зиать, чем живет в эти дни страна.
Хорошо, когда людям нужна твоя работа, твое умение, твой опыт. Вот и пригодились мне мои секретные шторки! И мне ли только одному?
Viktor
27.11.2006 14:43
Анатольичу:
Само собой !
:-))
анатольич
27.11.2006 14:56
летал на Тушке вторым.Ноче то меня это не взяло, был квс на ан 24, то же не взяло, Щас блин, дали допуск вторым на Ан-2 И я счастлив как дурачек, что это?
Viktor
27.11.2006 15:53
Анатольичу:
Это радость, что ты можешь работать в удовольствие, делать , что хорошо умеешь, не сильно переживая, сколько, ты на этом заработаешь !
Я, ТАК, думаю !
:-))
Viktor
27.11.2006 15:55
Анатольичу:
И потом, ты вспомнишь молодость, вернёшься в ТО время, и........даст БОГ, помолодеешь.
:-))
Viktor
27.11.2006 15:59
Анатольичу:
Молодёжь вынуждена рвать, жизнь-есть-жизнь, надо заработать себе кусок хлеба, а ты - "пенсионер", будешь, хорошо зная своё дело, пропускать мимо ушей матюги "хозяина" и делать свою работу, в любую минуту, пнув ногой ведро, уехать домой.......
VaGa
28.11.2006 06:15
2Viktor:
Ты глянул, есть ли на твоем компе сетевая карта? К стати, я так вчера и не дождался твоего звонка.
Анатольичу:В свое удовольствие да с такими эмоцмями -это верх блаженства!Белая зависть...
VaGa
28.11.2006 13:00
Кто скажет, что это за хрень на нашей ветке вылазит?
Viktor
28.11.2006 19:35
Это, Вадик, - человек самовыражается, в написании знаков.......Сказать что то хочет, слов нет, -а буквы, - есть.
:-))
Александр
28.11.2006 21:25
Привет всем, ребята!
Два дня проклиная кулоны мучал свой РС, сломал систему, восстановить не удалось, данные, слава Богу, на другом диске! Пришлось заново все устанавливать, причем, сначала никак не не хотела система лезть на диск....Уффф..фф.
Анатольич:
Поздравляю! Заниматься любимым делом, да чтобы за это еще и платили, просто здорово! С возвращением!
boB:
До сих пор у меня это чувство не проходит! Если пройдет, все, пора завязывать, на бойню...
Viktor:
Витя, спасибо за очерки-рассказы, чувственно...
У соседей неприятность, ждут комиссию, вероятно, что и к нам завернут, вероятность 99, 9%. У однокашника моего еще хуже, в Ташкенте. Копают - будь здоров. Документы так написаны, что в любом случае КЛО крайним останется. Можно конечно ничего не нарушать, но в этом случае все должны на земле сидеть, предварительно слив керосин и масло. Безопасность-100%.
Снимок отличный, как на ладони все.
А вот Тверь обидели шпионы, никому не нужна наверное, качество ниже среднего...
Viktor
29.11.2006 06:42
Александру:
Привет, Саша!
Держись, собери нервы в кулак, главное не давай волю чувствам, если будут применять обидные обороты, как будто, не тебе говорят.
Отговорят, рот закроют и уедут, а ты, - останешься работать, с ощущением, что тебя раздели и поставили на постамент.
Сколько себя помню - мы делаем вид, что боимся, а они, - что исправляют наши ошибки, сотрясая воздух.
Можно, конечно, поспорить с комиссией, но это - пустая трата времени и нервов, лучше, постучаться в стенку лбом - хоть польза будет - массаж..
-У меня, когда сняли с командной должности, первые дни было ощущение растерянности, а потом, пришло понимание - свобода!, бл. - отвечай сам за себя, и делай своё дело, как квалифицированный профессионал.
Мы с тобой, и За тебя!
:-))
:-))
:-))
:-))
:-))
С уважением, Виктор, со товарищи.
to Bell:
Видел, Витя, спасибо, это старый снимок - теперь, там, закипела слабеньким ключиком жизнь.
Управляют со старого здания, где был ОАО, сверху, где раньше было МДП. Все частные компании, в здании санчасти, рядом с ОАО. Одна, построила себе ангары и жильё, прямо на грунте, напротив бывшего СКП, ты себе такое можешь представить?
Скоро сын принесёт фотоснимки и я тебе скину.
Кстати зайди в наш яшшык и посмотри снмки Баканаса из Гугла-одни очертания площадки, где столько лет, кипела лётная жизнь.
С уважением, Виктор
Всем:
разговоры о Ми-8, который, якобы без экипажа улетел, старейшими лётчиками не подтвердились, значит -"дежавюююю".
:-))
Егор
29.11.2006 07:48
Про хрень, которая на ветке выходит: это если ветка всплывает в топ после очередного сообщения, ее случайным образом ловит спам-рассылка и печатает свое сообщение.
Виктор, байку про вертушку над водой на автопилоте я еще в УТО-19 слышал, в 84 годе. Классный у нас препод был, дай бог ему здоровья, Лытасов его фамилия, фамилию в памяти наскреб, а имя-отчество, не получается, простите. Про автопилот примерно так рассказвал про каналы (направление, крен, тангаж и высота) "представьте, сидят четыре летчика, у одного только педали, у другого общий шаг, у остальных соответственно РЦШ только по крену и только по тангажу. И вот при очередном возмущающем воздействии начинают друг с другом сражаться, каждый противодействует другому". Довольно наглядное объяснение получилось. До сих пор помню.
Удачи всем и давайте поможем выставке Летчика Лехи, а?
Viktor
29.11.2006 15:57
Егор:
C удовольствием, завтра пойду выяснять, как можно на эти реквизиты отправить деньжат.Молодец Егор.
:-))
А пока, маленький, грустный рассказ-
'Постамент, или, Что я здесь делаю, без вас, люди ?':
Я всегда любил приходить в свой родной аэропорт, не потому, что закончилась очередная командировка в тьмутаракани и даже не потому, что скоро увижу свою семью, скорее потому, что это - мой аэропорт, он, - часть меня, точнее, я, - его крохотная часть.
И возвращаясь, в очередной раз, впитываю всеми клеточками организма, его звуки и запахи, цвет и вкус.
-Крохотная часть, в прямом смысле, потому как, НАС, - больше полутора тысяч, огромного коллектива в ОАО. Это, огромный авационный муравейник, с крыльями и винтами, гайками и болтами.
Здесь, я знаю практически каждого в лицо и через одного, по имени, хоть в отряде огромное количество служб, кроме лётных.
-Водители-заправщики знают меня, а я, знаю их, мы встречаемся на заправке каждый день, когда я летаю на базе. Смеются, Витька, мы слышим, стоя возле ПДСП, как ты в эфире, на подходе, ласково просишь диспетчера за топливозаправщик, вот мы, и уже.
-Спасибо, дядь Боря, д.Вова, дядь Петя и остальные -дядь, - угощаю вкусной сигареткой, народ шоферский, курят 'Приму'.
-Девочки-мойщицы, когда 'драют' ласточку и эротично лёжат на допбаке с торчащей вверх, загнутой трубкой суфлирования, прежде, чем встать на него, - чем, не момент, достойный кисти художника ?
Как не дать короткий совет, - удержаться невозможно и в ответ, в меня летят куски пены, брызги воды и смех.
-Девочки -синоптички, нарядные и тожественно-строгие, рассказывают о погоде, с чувством самого важного в авиации, процесса, как не сделать комплимент или на заправке, проносясь через поле с полевыми цветами в АДП, не сорвать пару-тройку васильков, для девчонок.
-Перевозки, могучие и всемогущие, смеются, когда "пролетаю" мимо, скользя по надраенному полу, и, никого не оформляя, - 'тише, скаженяка, витэр дмэ, аж очима нэ бачу, закрутыв мэнэ. Тики шо, був тут, дывлюсь, воно, вжэ - там'.
А як жиж, смеюсь - волка ноги кормят, красотка. (В красотке, - минимум, полтора центнера).
Мотаю головой, поехали молодка кататься, - смеётся, машет рукой смущённо, - твоя стрэкоза, мэнэ нэ пиднимэ.
Пиднимэ, та ще й як, хохочу в ответ, - без намёков!
- Санчасть, вообще нет слов, девочки- умницы, всё понимающие, мудрые.
-В АДП, иногда - 'женсостав', и мы смеёмся ни о чём, а когда мужики, - курим, перебрасываясь словами.
Когда техники и инженеры АТБ, узнают тебя по тому, как ты рулишь, а собаки, жмущиеся к ВОХРе, приветливо виляют хвостами, значит, ты - дома !
-Мы - большая, дружная, добрая семья, - АВИАОТРЯД !
Однажды, идём из Караганды, гоним машинку домой, она своё отработала, - её удел теперь - вечный прикол. Когда вылетали из Балхаша, на взлёте, странным образом подклинивали педали, дальше среднего положения, сказал технику, Игорьку, высокому, чернобровому красавцу, грозе женщин бальзаковского возраста, так мол и так, он кивнул, придём на базу, разберёмся. Вроде, мы 'пропилили' чуть меньше тыщи по прямой дорожке, нигде особо не задерживаясь, и нигде не беспокоила меня, эта хрень.
- на 'четвёртом', родного аэродрома, - 'на прямой, полосу вижу, к посадке готов !
-'Посадку разрешаю, ветер - такой то'!
Снижаемся в район первой рулёжки и вертолёт идёт, как вкопанный, готовясь встретить родную полосу, в который раз, - в последний, однако, своими мягкими, резиновыми ногами-шасси.
До торца осталось не больше полсотни метров, когда правая ножка встала, уткнувшись, во что то, смотрю вниз - ничего, надавил сильнее, не идёт !Сильнее давить, - боюсь, вдруг обломаю, вот будет танец, у всех на глазах.
Сейчас скорость упадёт и мне как воздух, добавляя мощность двигателям, понадобится правая педаль. Жму ещё - тишина, - ни миллиметра. Выход один, досаживать на полосу с пробегом, не уменьшая скорости, чуть уменьшая шаг, тогда правой педали не нужно. Торец полосы подо мной, не меняя конфигурации, притираемся к полосе. Не дышу, передняя нога опустилась, стукнув амортстойкой - можно сбросить шаг и вывести коррекцию, удерживая направление на пробеге левой, работающей ножкой. Влево, она идёт охотно и бэз проблем.
Посадка ! Посадка во столько то, по первой РД на свою стоянку. Понял, и находясь за РД , она от меня справа, разворачиваюсь через левое плечо, на двести семьдесят градусов и пытаюсь рулить прямо, загнав триммер, практически на передний упор, на малом газе двигателей, подруливая несущим винтом, по направлению. Рулит, блиннн, на скорости около кмч, а я, - наготове, - выдернуть двигатель, если машину будет разворачивать. Вот машет встречающий, давай, давай, ко мне и срулив с рулёжки, влево, встали перед ним, как сивка-бурка, невзирая на взмахи, означающие - развернитесь !
-Всё, на стоянке , конец !
-Конец, говорит диспетчер !
Мы развернули ласточку руками, на сто восемьдесят и чмокнув в морду, я ушёл в отряд.
Быстро получил 'пикелей с мотовилочками', за то, что налетал на отработавшей машине, пять часов, - развёл руками, так ведь РД была, - была, говорят, но не от КЛО, а АТБ.
Покачал головой, посокрушался, посмотрел в зеркало - цвет лица, - вроде стал лучше, - после 'клизмы', значит, - на пользу !
-Через полтора десятка лет, я случайно увидел эту Двоечку, во дворе одного колледжа, (волею судеб-моего заказчика), не поверил глазам, но присмотревшись, узнал её.
Теперь, когда я прохожу мимо стоящей одиноко и тоскливо, без свободы и неба, на постаменте, высоко над землёй, в Алма-аты, киваю ей, как доброму другу и спрашиваю:
- 'помнишь ли, нас, всех, от сборки тебя людьми из кучи железок, до твоего последнего полёта ?' Ведь, сколько рук человеческих, тебя собирали, обслуживали, мыли, пилотировали ?
-Она кивает мне лопастью на ветру , да, да, пом-ню, пом-ню.......
Подмигивает мне грязно-серым, неухоженным, левым блистером, - а ты, - помнишь ?
Всё помню - киваю. Помню и, ..... люблю.
http://www.streamphoto.ru/user ...
Как всегда, дядь Вить, читается залпом, особенно про описание ощущения маленькой частички большого отряда, я и не задумывался об этом, чесслово, иногда буркнешь в ответ на утреннее здравствуй, чтото типа "по утрам не здороваюсь" и пойдёшь дальше или полетишь, а тут вона как оказывается, повнимательнее к людям буду таперича.
С благодарностью
Viktor
01.12.2006 06:14
>KudretsA:
Спасибо Андрей, я рад, что понравилось.
Лишний раз убеждаюсь, что мы навсегда привязаны к месту, где проходим становление, мужаем и растём в специальности, служим или просто пашем, (хотя, какая разница), не отдавая себе отчёт, что это так важно, прежде всего для нас самих.
Заглянул бы в ящщичек то, да оставил своё фото, а Андрюш ? Ты ведь, из нашей "стаи". Кстати, там и личная твоя папочка есть-можно пополнить.
http://www.streamphoto.ru/user ...
С уважением, Виктор
Viktor
02.12.2006 09:05
'Польза от публично-наглядного просмотра или, - кто, сколько и кому, - должен':
'Ну что ты падаешь, как ворона', - говорит командир и забрав управление, садится сам.
Справедливости ради, надо сказать, что Ми-4, была очень послушная машина, с мощным, поршневым двигателем и превосходными лётными качествами; зимой только, холодновато в кабине, - бензообогреватель, частенько отказывал.
Я парирую: 'ну а чего тянуть то, на двигателе' и трястись, как в лихорадке' - машинка идёт себе и идёт'..
Сказал бы я это, кому помоложе, но мой командир, - опытный лётчик.
Короче, как в анекдоте- 'надо было лизнуть, а я-гавкнул !'
Нахмурился шеф и проворчал что то, - мы его звали за глаза - 'тёща', за ворчливый характер.
Вскоре, порядком надоела эта возня в кабине и в очередной раз, после взлёта, когда командир взлетев, ткнул мне ручку управления, - 'не взял', как обычно, а сказал: я тебе не автопилот.
Посмурнев, командир работал сам, полдня, думая о чём то о своём, командирском, а потом, после очередной загрузки партии соли, выдал, наконец: 'если ты такой умный, на, крути'. И мы "поехали". Отвезли соль на джайляу, в горы, выгрузили, идём назад, на белом снегу нашей загрузочной площадки, в долине, прекрасно видны следы касания четырёх колёс вертушки, то там, то здесь, то ближе, то дальше.
Рассчитываю на посадку, как всегда, - шлёп, без подскока, касание без зависания, шаг-вниз, коррекция -влево.
Бортач стоит "перед носом", на снегу - показывает - грузят !
Показал - Всё, -поехали!
'Съездили', - заходим назад на площадку, я в свои же следы, - шлёп, шаг -вниз, коррекцию -влево, бортач своё дело делает. Командир сидит, как сыч, - молчит и ни во что, не вмешивается.
Отпахали всю заправку, заходим на посадку, - счас, нас будут кормить.
В свой след - шлёп, без подскока, без зависания, шаг-вниз, коррекцию - влево , секундомер -щёлк, щёлк, охлаждаемся. Р-ррр-чмок-чмок-чмок-чмок, - затих движок.
Я бумажки пишу, взлёт-посадки расписываю, это наши денежки, - понимаешь, Э?!
Внизу приглушённый разговор, - что то бухтит 'бортач', ему возражает командир. Высовываюсь из 'скворечника', сверху, с трёхметровой высоты, видно всё, - бортач пальцами руки, меряет разброс оттисков шасси, моих касаний, качает головой - растопыренных пальцев вполне достаточно.
Командир отвернулся и буркнув: 'молодец', пошёл к палаткам, а бортач, сделал мне -'большой палец !', за спиной, - большей похвалы мне и не нужно.
Чуть позже, летом, в Гурьеве, отработав весь день, на палящем солнышке, заходим на посадку на крохотную разлётную площадку на старом аэродроме, мы - последние, остальные борты уже 'попадали' и теперь, сидя в курилке, экипажи разбирают по 'косточкам', наш заход. Мы, для них - как на ладони - в широкоэкранном кинотеатре. Площадка летом, всегда в пыли - ветер нагоняет из песков, и когда заходит 'четвёрка', бьющаяся в истерично-судорожной тряске несущей системы при высоком "росте" вертолёта, - зависание перед приземлением, нагоняет тучи пыли.
В курилке - замКЛО, дядя Женя, как мы его звали, - бывший военный, истребитель, уже в приличном возрасте и народ, смотрят 'кино- 'посадка Ми-4'. Стремительно 'падает' вертушка. Народ - сидит, спорит - кто 'крутит' ?
Стороны разделились, одни говорят -'второй' , другие -командир.
Шлёп, без подскока, мягенько касаемся площадки, в последнюю секунду, выдёрнув шаг под мышку и вывернув коррекцию, - тогда винт, становится красивым 'тюльпаном', и на малых оборотах и больших углах лопастей, садимся, не сдув, и пылинки.
Охлаждаем, выключаем, идём в 'кинозал', под открытым небом.
Слышим, дядя Женя - : 'ну, что я ВАМ говорил, пацанва, вот так, должен садиться командир !'
Акимыч, мой командир, немногословный, и спокойный как слон, ткнув большим пальцем за спину, в 'хвост' с портфелем", идущий след-в след, как нитка за иголкой, обронил: 'Витька садился' и пошёл себе дальше, в вагончик.
А я, ещё не врубившийся в мгновения славы, услышал только: 'ну, что, братва, кто, кому и сколько, - уже должен ?'
:-))
Петро
02.12.2006 14:07
классно, дядь Вить :)
у меня сейчас в автошколе примерно такой же инструктор. бурчит вечно, то то ему не так. то это не эдак :) да и до "след в след" мне далеко :) пока что :)
Viktor
02.12.2006 15:29
Петру:
:-))
Егор
02.12.2006 15:49
Виктор, спасибо! Здорово, как всегда!
Душа согревается от Ваших рассказов. Может, и Вам от наших откликов теплее?
Надеюсь, что так.
73!
Всем удачи!
Viktor
02.12.2006 19:02
Егору:
Без ВАШИХ откликов мне хана, ребята. В пустоте, ещё
ничего не рождалось.
С благодарностью и уважением к ВАМ, моим читателям, Ваш Виктор
Павел
02.12.2006 22:08
Привет всем!Как я нашел одноклассника.Однажды надыбал в сети интересную статейку http://www.captainsim.com/1cla ... читаю, размышляю, внизу подпись подсвечена, -неужели Вовик?Я ему-Вовик, ты?Через какое-то время-ну конечно я!Так вот почти через тридцать лет нашел школьного друга.
Viktor
03.12.2006 11:52
Павлу:
Да, Павлик, мир тесен оказывается.....
:-))
это называется "улавливатели". При монтаже подвесной дороги так же под углом устанавливали, фильм даже сняли.