21 апреля в ЦДСА будет встреча ветеранов ДА. Всегда лётчики и инженеры с Ту22 собираются вместе.
Приглашаю повидаться.
Леонтий
09.04.2007 15:46
Сергею и остальным-день добрый.большой проблемой ту-22 вконце 80 и начале 90х г стали двигатели, а точнее масляная система, которая соприкасалась с графитовым уплотнением(графит закупался в ФРГ)мальчиши-плохиши сообщили об этом кому надо и пришлось самим разрабатывать данный материал, а он никак не соответствовал ту и через 50ч начинал активно вымываться засоряя систему и сигнализатор *стружка в масле*приходилось после каждых полётов промывать данный сигнализатор и гораздо чаще менять масло, но к такому выводу пришли не сразу, а после нескольких загораний ламп *н.и. двигателя* в полёте .чемпионом по посадке на одном двигателе стал экипаж КК В.Ю. КОЗЛОВА-9РАЗ.Второй причиной отказа , после смены поколений, стал запуск в воздухе вновь установленного двигатея, видя, что обороты растут медленно КК двигали РУД , происходило взрывное воспламенение топлива и начиналась паника КК Ю.Л. Кулик(борт14) с перепугу выключил 2двигатель.который , к чести экипажа, запустили на высоте 2000м а после посадки и сруливания с полосы выключили вновь(дунул порыв ветра и ТВГ поползла вверх) 3я причина , при переборке двигателя активно использовался клей(дляудобства установки различных уплотнений, прокладок)клей вымывался и замыкал сигнализатор.ККМещярековВ.С.(К.П.) оператор Путицкий, штурман Евка БОРТ55. Облёт после замены 2х двигателей.После набора и выхода в район загорелась лампочка*ни.двигателя*ККвыключил двигатель, через 10=15мин загорелась 2я лампочка.ВОПРОС -ЧТО СДЕЛАЛ КК?
Старожил
09.04.2007 16:36
Когда в весеннее межсезонье обдуваемый со всех сторон Крым накрывают Средиземноморские циклоны, на море начинают бушевать штормы. Тогда по ночам слышен гул разгулявшейся морской стихии, и кажется сам воэдух наполнен каплями морской воды. Но когда шторм стихает, на берегу остаётся отмытая от всякой оставленной людьми гадости ровная прибрежная полоса. И взамен смытого мусора море время от времени выбрасывает всякие интересные вещицы. То красивый камешек, то старинную монету. И ходят после шторма искатели таких подарков моря и находят кто золотое колечко, потерянное незадачливыми приезжими отдыхющими, кто нераспечатаную, унесённую неизвестно когда бутылку водки. А однажды, где-то в середине 80-ых, после шторма море выбросило морскую мину.
Как только стало известно, что на берегу лежит мина, вскорости возле неё собрался весь гарнизоновский военный бомонд. Вызвали из Донузлава минёров, приехали старший лейтенант и два матроса. Оказалось, что 500 килограммовая мина - наша, образца 1921 года, выставлена в 1941 году, когда наши отступали из Крыма. Мина в прекрасном состоянии, без ржавчины, целый механизм минрепа. Старожилы (не я) говорили, что где-то во время войны в заливе было выставлено минное поле, и время от времени штормы срывают мины и выносят их на берег.
Исполняющим обязанности начальника гарнизона оставался В.Н.Юрин. Была суббота, и когда позвонили в Севастополь, начальства на месте не оказалось, а скорее всего, никто не захотел принять решение, что же с этой миной делать. Позвонили в Киев, потом в Москву, та же картина. И тогда Валерий Николаевич принимает командирское решение: мину взорвать на месте. Сапёры заложили заряд сбоку, чтобы в случае, если мина не сдетонирует, её отбросило в море. Помню, очень нервничал Владислав Акопян, будучи человеком по безопасности, беспокоился за сохранность жилого фонда, объектов соцкультуры и здоровье граждан.
Потом сапёры подсоединили свои провода, мы все спрятались за пирс, мало ли чего, матросик покрутил свою адскую машинку (я на всякий случай высунул вверх фотоаппарат и навёл на место взрыва) и мы оба нажали на свои кнопки...
Гарнизон, конечно не развалило, но стёкла в посёлке химзавода, что за 3 км от пирса в некоторых домах выбило.
На всякий случай прикрепляю фотографии, а то могут не поверить. Сама мина и воронка после неё. А вот фотография взрыва, которая очень хорошо получилась, не сохранилась. Но сохранился негатив.
Так что, господа, когда найдёте на берегу моря большие круглые предметы, не тащите их сразу в гаражи.
http://u.foto.radikal.ru/0704/ ... http://u.foto.radikal.ru/0704/ ...
Диев
09.04.2007 18:47
Старожилу:
Нескромный вопрос-а кто на фото 3 справа?
Очень уж похож на Захарова!Или я ошибаюсь?
Russ2
09.04.2007 19:41
Первый слева у мины - Вакуленко?
Старожил
09.04.2007 20:07
Крайний слева от мины, по-моему, прапорщик Кузубов, помошник коменданта, а в комбинезоне действительно Захаров.
Сергею Бутковскому:
Недавно копался в интернете и нашёл фотографию. Справа точно ты, а кто слева не знаю.
http://s.foto.radikal.ru/0704/ ...
Buba
09.04.2007 21:46
Кузубов без сомнения.
Подрыв производился году в 81-82. Во время взрыва я и мой класс сидели у Лоры федоровны Яскиной на литературе. В школе (новой ТОгда еще) выбило наружный ряд стекол в спортивном зале. Там у Сергея Григорьевича пятикласники по кругу бегали, так он схватил клюшку хоккейную и рванул по всем ближайшим кустам искать, кто стекла побил.
Лора на наш галдешь сакзала "Всем сидеть не война", а оказалось эхо войны.
Место подрыва можно до сих пор найти на пляже там если присмотрется видно искревление береговой линии.
Russ2
10.04.2007 01:01
To Старожил:
спасибо, правда Кузубов. У него еще был такой военный мотоцикл с приводом на коляску и задним ходом. На этом мотоцикле однажды с моря 11 человек запросто приехало.
То Buba:
А мина что, атомная была? Это к вопросу об искривлении береговой линии после взрыва. На самом деле с 30-х по 60-е годы 20 века почти весь песок и гальку с побережья между Красной горкой и Саками вывезли на стройки Социализма. До войны это был Днепрогэс в Запорожье, после войны восстановление Днеапрогэса, затем вторая очередь Днеапрогэса и другие гидростанции станции на Днепре и Северо-Крымский канал. В начале 60-х оставалась полоска пляжа метров 15 и система искусственных озер вырытых драглайнами, разделенных узкими песчанными насыпями с рельсами, идущих параллельно берегу. Зимой 1964 море размыло эти перемычки, рельсы оказались на дне, а береговая черта приблизилось к гарнизону на 200 метров. За 40 следующих лет природа восстановила часть разрушенного пляжа, метров 80. Это легко проверить: пирс был построен в 78-79 годах и сваи на линии прибоя были не бетонными, а в виде железных труб, чтобы сопротивляться эрозии. Теперь эти железные сваи метрах в 20 от воды, а морская часть пирса укоротилась метров на 40. То есть намыв берега составил около 2 метров в год.
Теперь прикинем: с момента большого взрыва (не позднее 82 года) прошло 25 лет и можно предположить, что пляж расширился на 50 (примерно) метров. На превосходных снимках, представленных Старожилом, размер воронки можно оценить как метров 15 в диаметре и 4 метра в глубину. К тому же можно предполжить, что песок, выброшенный взрывом, не долетел до Днепрогэса и выпал в Сакском районе. То есть либо нет искривления, либо мина была атомная!
Доброго Здоровия!
Смотрю, у Вас налицо прогресс в качестве выкладывания фоток! Может 22-й с Эльбрусом сызнова "наклеете" и в таком размере, не сжимая сильно?
Сергей Бутковский
10.04.2007 12:10
То Старожил! Приветствую тебя! Удивительно, что ты не узнал на снимке слева Сашу Мамаева.., а знать ты его должен ещё с Гвардейского...
Насчёт снимка с Эльбрусом. Кто-то (не помню точно) снимал меня на 18м самолёте на фоне Эльбруса при полёте на Каспий. Этот снимок (примерно 40 - 60см) был у меня, но я подарил его сестре моей жены. Так я попробую что-нибудь слелать, что бы "выложить" его в и-нет (правда, он уже в раме висит там на стене).
Сергей Бутковский
10.04.2007 12:55
То Russ2! Я хотел ответить на твой предыдущий вопрос о выпрыгивании ТУ-22Р из колодок. Да, это было не в 30м полку, а по-моему в Зябровке в конце 70-х. Тогда разрешали техникам гонять двигатели без лётчиков и пожарной машины. В самолёте производились работы по плану предварительной подготовки накануне полётов. Пожарной машины при этом у самолёта не было. Техники были в кабине штурмана, а также в техотсеке. А старший техник в кабине лётчика гонял двигатели (на форсаже обороты были не нормальные). Самолёт был ещё не заправлен как положено, т.е. был лёгкий. И когда ст. техник дал обоим форсаж, самолёт "выпрыгнул" из колодок, техник растерялся и сразу не убрал газ и не сумел затормозить... В результате самолёт врезался в стоящий напротив ряд самолётов, начался пожар, в котором погибло несколько техников.., сгорело 2 или 3 самолёта. После этого был издан приказ, который запрещал техникам гонять двигатели без пожарной машины, а всем техникам предписывалось пройти тренаж по торможению самолёта в процессе руления. И я лично, будучи зам. командира АЭ по лётной подготовке, катал всех техников 2-й АЭ (тогда уже, по-моему не Гречухина, а - Акопяна) по аэродрому и они все учились тормозить самолёт в движении (и обычными тормозами, педалями, и аварийным тормозом). Катались часа два, они менялись без выключения двигателей (по-моему, человек 7-8), т.к. всем хотелось не только тормозить, но и просто покататься на своём самолете по аэродрому и я им дал "наездиться от души".., командир потом всё интересовался, почему так долго...
Леонтий
10.04.2007 16:53
Сергей, то было по моим данным в 15 полку.Гонял двигатели нто, сидел без парашюта и чеки, сам выскочил через форточку, говорят уши обгорели.после, преподовал в Ульяновске. А я с Мамаевым на 04 до пуи и обратно прокатился.
Старожил
10.04.2007 19:09
Сергею Бутковскому:
Ай-яй! Как это я не узнал Мамаева! Надо же! Совсем с памятью плохо стало. Вот беда какая. Пора пилюли пить. Да, был такой персонаж. Всё ездил в Гвардейском на Яве, доски возил. Потом в Саки перебрался. Там однажды в полёте Эльбрус сфотографировал и недавно фотографию на форуме выставил. Говорят, сейчас живёт в Москве. Если хочешь узнать подробности, e-mail подсвечен.
Да, действительно, самолёты сгорели в Калининграде, я когда перегонял туда самолёт, то видел ещё проплешины от сгоревших самолётов.
...От, , , ссспасибочки! А какя тут интересно высота и использовался ли при съёмке ультрофиолетовый фильтр. Понять трудно, но кажется да. Или "пофотошопили" его мальца?
А кто пойдёт 21-го на ДА-шную встречу?
ps для С. и С.Б. (не самолёт)
..чёй-то я уже как-то начинаю слегка путать: кто из Вас кто =8~]
Buba
10.04.2007 20:29
Russ\
А як же Атомна конечно. Успокойся это обще гарнизоновская шутка. Там на береговой кромке, вследствие взаимодействия пирс-море, образуется видимый прогиб в пляж. Вот все кто эту историю рассказывает, и показывают на это место. Прогиб находится на оси перпендикуляра от места подрыва к кромке берега. Мина легла в этом месте как раз вследствие тех процессов, которые до сих пор позволяют существовать этой шутке.
Некто Рома пару лет назад очень долго смотрел на прогиб и выдвигал объяснения смягчения грунта во время взрыва.
Про затопления. Существовали такие названия как: 'бомбы', 'якоря', 'дот'. Нашему поколению достался только 'дот' вы же плавали и дальше. Предмет нашего обсуждения не мог быть откуда-нибудь от туда.
А еще слухи о барже, на которую сложили все, что осталось от немцев оттащили на КМ и затопили. Турель от Хенкеля могла быть и от туда. И самое интересное паровоз якобы затонувший вместе с рельсами.
Воронка была очень не впечатляющая. Метра 4 шириной и глубиной не поражала. Я прибыл на место в 15 часов, и какой-то рыбак опускал грузило на леске, так вот глубина на момент замера составила 50-70 СМ.
Сергей Бутковский\
Мне рассказали когда-то историю про то как во время гонки двигателей загорелся борт№50 (30 ОДРАП) и техник самостоятельно отрулил стоящий рядом самолет в сторону. Не после ваших ли занятий это было?
И по поводу выходов за бугор. В 80 году Димка Денисов, сосед по Героев 12, показал тайно унесенный снимок, на котором через левую плоскость ТУ-22 был снят 'Торнадо' с Итальянскими знаками различия. Расстояние между бортами минимальное и на блистере фонаря задней кабины читалась надпись: С новым годом. Где и когда сделан снимок не знаю но факт был.
Сергей Бутковский
10.04.2007 23:39
То Леонтий и Старожил! Видимо, вы правы, это было в 15м полку в Кёнигсберге... Запамятовал.
То Buba. Может и отогнал техник борт 50, что-то такое слышал, но не после моих занятий, т.к. это самолёт с другой эскадрильи, в нашей эскадрилье (Гречухина, Акопяна) его не было, поэтому этого техника "тренировал" кто-то другой, может тот же Саша Мамаев...
Саня! Это ты что ли под Старожила косишь? Снимай свой маскхалат, блин...
Старожил
11.04.2007 00:12
Снимаю!
Rata16
11.04.2007 00:19
НЭ-ВЕ-РО-ЯТ-НО! =8-] ЭТО свершилось!
АплодисмЭнтЫ в зал!!!
Сергей Бутковский
11.04.2007 00:19
То Старожил: Ну наконец-то, рассекретился... А то, понимаешь, замаскировался под "дуб морёный"... Короче, хочу сказать, - ПРИВЕТ! Мысли то у меня такие были, но не было уверенности...
Старожил
11.04.2007 00:38
To Rata 16: С Каспия мы возвращались на 9900-10200 м. Фильтр не применялся. Немного пофотошопил, подсветлил самолёт, а как же. Но никакого монтажа. Всё натуральное. Только небо вследствие сжатия в jpeg немного в муаре. В общем можно конечно вытянуть в хорошее качество. Сейчас договариваюсь отсканировать нп профессиональном сканере со слайд-модулем. У меня в загашнике ещё несколько цветных слайдов.
Серёга, если над Кавказом снимок (борт 18) не бортовым фотоаппаратом, то моя работа.
Привет всем своим домодчадцам! Большой привет Борису. Ведь когда-то под стол ходил, а сейчас сам летает. Здорово!
Извини за туман, который напустил.
Александр.
Russ2
11.04.2007 01:17
Вот, как всегда, ближе чем из Москвы никого из сакских на форуме не оказалось. Тем более приятно предложить вниманию благородного собрания фотографии из прошлого.
http://photofile.ru/users/russ ... Кто-нибудь знает как фамилия ветерана, скромно стоящего в тени на одном из снимков?
http://photofile.ru/users/russ ... Я раньше думал, что это гсс Карпов, а теперь сомневаюсь.
Russ2
11.04.2007 01:27
Только сейчас разглядел: там стоит Руцкой в очках, Замощь в форме и с ними, я почти уверен, Ваня Корниец с орденом Боевого Красного Знамени и внучкой.
http://photofile.ru/users/russ ...
Rata16
11.04.2007 01:29
для Russ2:
Изюмительное качество! Слайдики ORWO, кто обрабатывал, кто сканировал? От ведь всё могли когда хотели. А самолётиков в таком исполнении есть?
Сергей Бутковский
11.04.2007 03:48
То Старожил. Не помню, кто снимал меня на 18м, но во-первых, снимок чёрно-белый, а во-вторых, и это главное, там крупный план - самолёт и также очень крупный план - Эльбрус (т.е. до Эльбруса - очень близко), совсем не так, как на твоём снимке, который ты недавно выдал на ветку, хотя снимок, конечно, хорош. Борис сейчас в гостях у этой сестры моей жены (т.е. у его тётки) и я попросил его как-то это дело сделать. Там же у неё есть второй прекрасный снимок - мой взлёт на 18м самолёте. Снимал меня настоящий фотограф-профессионал. Снимок во-первых, большой (50-70см), очень чёткий, а главное - чувствуется экспрессия, - шасси полуубрались. И есть третий снимок, тоже делал профессионал - ТАКР Тбилиси (в 1989 году он так назывался). Мы с лётчиком-испытателем ЛИИ Сашей Крутовым, извиняюсь за каламбур, "крутились" вокруг него на МИ-8 (говорю "мы", так как я сидел на правом сиденьи, временами по его команде сам пилотировал эту бетономешалку), этот фотограф находился у нас на борту и снимал. Он подарил мне огромный и красивый снимок этого ТАКРа. Я всем этим большим фотографиям сделал рамки, а с собой взять не мог, поэтому и оставил... Постараюсь как-нибудь выдать, но т.к. зависит уже не от меня, то точную дату сказать не могу.
Rata16
11.04.2007 04:15
для Сергей Бутковский:
Сергей Борисович, анельзя ли припомнить фамилии фотографов? И Ч/Б плёнку над Эльбрусом, тоже Мамаев Александр Николаевич снимал? А что эту здоровенную ручную камеру тоже брали в кабину Ту-22???!!!
Так всёж собирается кто на встречу с "братьями по вере" из ДА?
Russ2
11.04.2007 07:47
To Rata16
Снимал точно не я, а вот проявление в "Диахроме", а через 20 лет сканирование (LS2000) это все сам. Как в том анекдоте: японец самотоятельно выучил русский язык и говорит: " все сама, все сама: учитель не было, книжка не было, все слова держал вот здесь - показывает пальцем на лоб - в жопе.
Сергей Бутковский
11.04.2007 14:21
То Rata16. Мой взлёт на 18м самолёте снимал майор Комаров. Его выставки художественной фотографии и фотографии на авиационную тему проходили и у нас и во многих странах за рубежом. Я видел многие из его фотографий, качество - поражает и сам сюжет тоже, все фото большие. Все страны, где проходили выставки его фотографий, не помню (их штук 15-18, я видел плакаты с анонсами его выставок), но Францию, Англию и Германию среди них помню... У него, кстати, много изумительных фотографий на тему - "Дозаправка в воздухе", снятых им ещё на Дальнем востоке. Там сняты конечно ТУ-16, а также ТУ-95 и какие-то Мясищева. Я бы сказал, что и эти фото - художественные. Саша Мамаев его должен помнить по Гвардейскому (он туда перевёлся с ТОФа). Помню, когда он приехал ко мне в гости (конец 70х) уже будучи в запасе, я дал ему свой комплект лётного комбеза, фуражку (тогда уже стояли всевозможные КПП, на аэродром так просто не пройти, а он примерно такой же комплекции, как и я) и мы с ним пошли к нам на полёты. Тогда открыто снимать ТУ-22 было нельзя, поэтому я дал ему сумку от КМ и он снял мой взлёт тайком (по-моему Зенитом) примерно с того места, где потом построили большой трамплин.
Имя фотографа, который снимал ТАКР, к сожалению не помню, но это был известный фотограф из Кировского (от ихнего лётного центра) и аппарат у него был здоровый, а для съёмки он попросил открыть иллюминатор (это были первые посадки на корабль, 1989 г). На ТАКРе тогда снимали открыто все, кто только мог, даже какие-то телевизионщики (а с вертолёта всегда было свободно снять что-либо). Потом, правда спохватились, запретили, но было уже поздно... Снимал и я. Снимал с вертолёта МИ-8 всё с тем же Сашей Крутовым (лётчик-испытатель с ЛИИ - Лётно-Исследовательского Института, от которого я и работал). На посадочном курсе близко к корме мы снимали по очереди: он снимает - я пилотирую, затем я снимаю - он пилотирует (он даже давал мне делать посадку на корабль, но сам всё время помогал, корректировал и одновременно по СПУ объяснял). Это мы испытывали светотехнич-ю систему посадки "Луна" (на разных дальностях на посадочном надо было определить все границы огней всех цветов по вертикали и горизонтали, поэтому мы "висели" на посадочном часами).
А кто снимал в районе Эльбруса точно не помню, возможно, что и Саша Мамаев. В кабину брали небольшие фотики (у меня был вообще маленький - Киев-Вега, но с него хорошего качества не получалось.
Леонтий
11.04.2007 16:22
50 ГОРЕЛА не очень сильно, при расконсервации после длительной стоянки, топливо и масло растеклось по фк , затекло по срезу сопла под капот и стало стекать на бетон , после запуска воспламенилось, запускал В.И Фёдоров, самый старый ст. тех.ему уже тогда было за50, на связи стоял И.Митрофанов(только, что из буксы ил -28)он однако думал., что так и надо.Откорректировал действия Г.Н.Чернявский, пожарка была на месте
Сергей Бутковский
11.04.2007 22:22
То Russ2: Ты задавал вопрос раньше, а я увидел лишь сейчас (о первых полётах на Ту-22). В Сакском полку спарки были сразу, поэтому без вывозных не вылетали самостоятельно. Это было первые 2-3 года после принятия его на вооружение в других полках. А вот как назначали экипаж - не знаю. Думаю, как обычно, т.к. никто не предполагал ничего плохого...
Russ2
11.04.2007 22:44
To Сергей Бутковский:
спасибо! После первого самостоятельного на Ту-22 выдавали "сертификат": фотографию экипажа в ЗШ, отчего все были немного на одно лицо, как пловчихи-синхронистки. Фото было аккуратно наклеено (обязательно декстриновым клеем) на толстенькую картонку-паспарту. На обороте была интригующая надпись "Майору Имярек....... на новом типе самолета" без указания типа.
Старожил
11.04.2007 23:25
Сергей, конечно Евгения Комарова я хорошо помню. Его фотографии висели во всех центральных военных штабах. Замечательный мужик. И жена у него красивая и умная женщина. После демобилизации он переехал в Ялту. Там он время от времени устраивал фотовыставки. Я там с ним встречался. С его лёгкой руки и я увлёкся фотографией и купил такой же фотоаппарат, какой был у него, "Пентакон", по тем временам крутой.
Кстати, каждый год меня приглашали снимать выпускников школы № 5. И негативы у меня сохранились. Со временем буду выкладывать, молодёжь, смотрите, кому интересно.
Russ 2: Да, на снимке Герой Советского Союза Карпов. Вообще, тогда очень интересная была встреча с ветеранами. Сколько интересного и удивительного они рассказывали. Жалко, что не было диктофона, их рассказы о боевых вылетах во время войны, об освоении новых самолётов, о победах и самой главной Победе незабываемы. Жалко и то, что такие встречи, наверное, больше никогда не повторятся.
Однажды мне довелось присутствовать на неформальной встрече в гостинице, где среди присутствующих были два легендарных сына двух легендарных отцов, два генерала: Ильюшин и Микоян. Вот где нужен был диктофон. За весь вечер прошла история авиации в лицах.
Rata16
11.04.2007 23:54
для Russ2:
А "Диахром", это ОРВО-ская химия или что? И что за сканер LS2000 ? Если проявляли слайды то уж и снимать наверняка сами что-то должны были?
для Сергей Бутковский и Старожил:
Обалденно интересно:
Евгени Комаров офицер СА, выставки за рубежом, 70-е на пенсии!
Что делать то, кого искать, где??? При моих интересах это клад! Подскажите
Сергей Бутковский
12.04.2007 01:30
То Russ2: Да, я тоже был удивлён, что действующий военый лётчик (командир отряда ТУ-16) устраивает каким-то образом выставки за рубежом. Вот у кого есть архивы, причём архивы - будь здоров!? К сожалению я адреса его в Ялте не знаю. Но думаю, что его можно найти через адресное бюро.
Rata16
12.04.2007 01:44
для Сергей Бутковский и Все:
Дык сколько ему лет то может быть?
И обычно такие люди были как минимум не штатными корреспондентами, он по какой линии был? Или может известно издание Вам? Вообще был бы благодарен если всё с максимальными подробностями могли рассказать на одной из моих веток!!! (что-то Вы к нам не заходите) Для меня это очень важно тк устал слушать от ветеранов что всё нельзя было!!!
Buba
12.04.2007 01:57
На снимке под № 30-8 в красной рубашке кажется Белов. А за героем во втором ряду Чубун Николай Петрович. Собственно его и снимали.
Снимок 30-11 видимый торец дома второй этаж квартира, предоставленная Черчелю для отдыха после перелета на Ялтинскую конференцию. Агит плакатов уже нет, а на их месте стоит памятник Тимуру Апакидзе.
Леонтий.
Техник с ИЛ-28 по другому реагировать и не мог. На Иле при запуске двигателей техник визуально наблюдал за разжогом пламени в камере и голосом сообщал об этом пилоту.
Russ2
12.04.2007 02:03
To Rata16:
"Диахром" был венгерским http://photofile.ru/users/russ ... Там на верхней крышке от руки цена написана 2-15.
От ORWO был набор из 7 бутылочек жидких концентратов, но они были чувствительны к сроку хранения и однажды меня сидьно подвели. Случался чешский ФОМА, попадался какой-то болгарский отстой и даже советский комплект, химикаты которого были пополам с опилками, песком и угольной крошкой - результат перевозки в вагонах внавалку. Диахром был самым удобным и практичным.
Сканнер Nikon CoolScan LS-2000 для узкой пленки. Работает медленно, но с цветных пленок (и негативов и слайдов) аппаратно убирает царапины и пыль - оч удобно.
Снимал я много, но в основном барышень, а с самолетами майор Степанцов бдил, чтобы никто.
Евгений Комаров - заслуженный художник международной федерации фотоискусства (EFIAP), заслуженный работник культуры Украины, член международной организации фотохудожников 'Созвездие', почетный член Лондонского фотосалона и фотофедерации Пакистана, почетный член фотоклубов 'Россарио' и 'Буэнос-Айрес' (Аргентина), г. Сибу (Румыния), 'Корабел'( г. Николаев), член творческого союза 'Фотоискусство' (Россия), член Ссоюза фотохудожников Украины, лауреат восьми золотых медалей Американского фотообщества (PSA) и семи золотых медалей Международной федерации фотоискусства (EFIAP).
Родился в 1933 году в г. Гомеле, (Белоруссия). 26 лет служил военным летчиком. Награжден орденом 'За службу Родине' и 12 медалями СССР. Живет в г. Ялта. Евгений Комаров 25 лет является руководителем народного фотоклуба 'Ялта'. Он участник 180 национальных фотовыставок, на которых награждался 120 раз. С 1985 года участвовал в 640 международных выставках, на которых получил около 300 наград. Среди них семь гран-при и 45 золотых медалей и кубков. Персональные выставки проходили в Украине, России, Испании, Македонии, Словении, Германии. Работы Евгения Комарова приобрели музеи фотоискусства Италии, Испании, Индии, Пакистана. Основные направления творчества - пейзаж и жизнь людей. В 2006 году в городе Ялта фотохудожнику Евгению Комарову был присвоен титул 'Человек года'.
Feo
12.04.2007 09:29
Всех с праздником -Днем авиации и космонавтики! Всем здоровья, удачи и всех благ.
Сергей Бутковский
12.04.2007 13:56
To Russ2: Ну ты, молодец, каким-то образом нашёл все сведения о нём. Да и в возрасте я сильно ошибся, а спрашивать было как-то не с руки...
И я тоже рад поздравить всех, кто на ветке (и не на ветке тоже) с Днём Авиации и Космонавтики! Тем более, что многие, в том числе и я и мой сын Борис, Феоктистов, Сидоров и многие другие учились с Гагариным в одном училище..!
Юрий Костылев
12.04.2007 20:55
То: Сергей Бутковский.
Привет из солнечного Свердловска. Ваши истории я отдал господину Белолугову, моему почти что начальнику, руководителю Центра Военных и Военно-исторических Исследований Гуманитарного Университета. Похоже, они-таки будут опубликованы. Дал ему несколько оцифрованных фотографий из тех, что есть у нас. Сейчас обсуждаем, где и в каком виде их удобнее напечатать. Может быть, будем давать по нескольку историй в нашем военно-историческом журнале 'Военный Комментатор', в котором я сейчас сотрудничаю. Кстати, у нас вышел новый выпуск этого журнала. В нем про события в Дагестане в 1999 г., кое-что о подводных лодках 613 проекта, две истории про георгиевских кавалеров и т.п. Вот, примерно такие соображения.
Кстати, товарищи форумчане, если у кого-нибудь есть желание популяризировать или увековечить жизнь 30 ОДРАП не только на этом форуме, но и в бумажном виде, в журналах, например, можете присылать свои тексты на мой адрес (подсвечено) в любом жанре: воспоминания, байки, исследования. Рано или поздно опубликуем. Если будет на то Ваше желание, мы можем их литературно обработать. Вот. Кстати, у меня есть некоторое количество фотографий Сергея Бутковского. Могу отсканировать и выложить здесь. Но той большой фотографии Ту-22, о которой здесь говорилось, у нас нет и, кажется, не было.
Сергей Бутковский
12.04.2007 21:39
То Юрий Костылев. Приветствую тебя, хотя обнаружить тебя здесь не ожидал... Я не против, Юра, твоего "плана", пожалуйста - действуй, может кому-то будет интересно.
Теперь о фотографии. Я помню, что подарил твоей маме по её просьбе фото ТУ-22 на фоне Эльбруса. Возможно, она не такая большая, как мне кажется (я видел её последний раз лет 20 назад), но она должна быть у вас.
Ну а те фото, что у тебя есть - давай "выкладывай", все посмотрят и я в том числе (с большим интересом, т.к. мягко говоря, давно не видел).
А тот самый "Эльбрус" - поищите с мамой...
Юрий Костылев
12.04.2007 22:04
Здравствуйте, Сергей Борисович. Или я не совсем понял сначала, о какой фотографии идет речь, или переоценил ее размеры, но, кажется, догадался теперь. Да есть такая фотография, уже отсканированная "Над Кавказом 1980 г.". Кстати, тут еще речь шла о фотографии "Тбилиси", есть у нас и эта. Тоже отсканированная. Еще есть фото, где Вы в робе верхом на самолете. Да и вообще много чего.
Buba
13.04.2007 00:36
С праздником, Господа.
Сергей Борисович, училище Гагарина это хорошо, но и к Сакам космонавтика относится на прямую.
На сколько я знаю практически все кто побывал в космосе побывали и в Саках. Борт (134-ТУ) с красным килем который с завидной регулярностью приземлялся у нас, принадлежал отряду космонавтов. Отец утверждал, что был лично знаком со многими из первого набора. А Скорик Владимир Иванович ( летал оператором, позывной 'молодой') Утверждает, что но с отцом и Денисовым Алексеем уговорили Юрия Алексеевича Гагарина попробовать 'Шлемки'. Под предлогом выпить космической водки. Ю. А. поинтересовался, почему космическая. В. И. пояснил, что после принятия стакана в груди невесомость, глаза - иллюминаторы и на стыковку хочется. На что Ю. А. сказал, звать сей напиток нужно: 'Саки-4.'
Вот летом доберусь да Сак с диктофоном, весь гаражный бомонд застрою, тогда и вся история полка в деталях пойдет. Хочется многое из того, что краем слышал уточнить.
Тут один знающий товарищ утверждает, бут-то бы под фасадной табличкой ОВВАУЛ было довольно крупно выбито по кирпичу: САКИ-4.
Сергей Бутковский
13.04.2007 03:19
То Buba: Да, я знаю, что космонавты часто садились на ТУ-134 к нам в Саки-4, т.к. в Евпатории - один из центров управления полётами (ЦУП). Там они поддежуривали, когда их товарищи находились на орбите.
Насчёт выбитой надписи под табличкой ОВВАУЛ, честно говоря, не знаю, но в принципе - такое возможно. Давай, Buba, собери сведения в гарнизоне, с удовольствием послушаю твои рассказы об этом...
То Юра: если уже отсканировал, то, как будет возможность, - "выкладывай" на ветку, я тоже посмотрю (и скопирую себе) с удовольствием, можно сказать, соскучился по этим снимкам. Странно, ещё недели 2 назад даже и подумать не мог, что так просто это можно будет сделать?!
Russ2
13.04.2007 06:59
Еще одна сакская история. Незадолго до Октябрьских праздников 1978 года в Черное море с ежегодным визитом вошли два американских корабля - крейсер и эсминец. Как обычно за ними бдили корабли, над ними летали самолеты, а под ними шныряли подводные лодки, но это уже мои домыслы - их же не видно. Так бы и закончилась эта самая хлопотная для 30-го полка неделя в году, если бы 'гости' не устроили кознь. Глубокой ночью ПВО Крыма обнаружило над полуостровом НЛО. Нечто летало на высоте 100 метров с ничтожной скоростью 100 км/ч. То ли сразу, то ли позже цель была классифицированна как беспилотный самолет, запущенный и управляемый с одного из американскоих кораблей. Я даже рискнул бы сказать БПЛА 'Акелла', но это не имеет принципиального значения. По причине нетипичных высоты и скорости и небольших размеров цели радиолокационное сопровождение было эпизодическим - видели над Севастополем, над Гвардейским, Октябрьским и тут же теряли. Су-15 с Бельбека в ту пору стояли у нас в Саках (у них дома был ремонт полосы). Была поднята дежурная пара, но из-за непреодолимой разницы в скорости и темноты нарушителя они не обнаружили и благоразумно вернулись, потому что в дело уже готовились вступить зенитно-ракетные войска ПВО страны! А именно 75 комплекс, притаившийся между морем и химзаводом. Почему только он из всего многообразия сил и средств ПВО страны, Черноморского флота и УВД симферопольской зоны видели и сопровождали этот стрекалёт сие тайна великая есть. Как бы то ни было, по цели было выпушено 4 ракеты. Со страшным ревом, разбрасывая в стороны горящие куски пороха, ракеты покидали пусковые установки. Траектория их движения проходила прямо над химзаводом, для защиты которого от воздушного нападения они, собственно, и были здесь поставлены в 1962 году. Хорошо известная особенность ракет 75 комплекса - проседание сразу после старта - немало напугала немногочисленных зрителей феерического зрелища. Волоча за собой 10-метровый огненный хвост ракеты едва не цепляли огромные газгольдеры с бромметилом, который страшный яд (ПДК в воздухе 1 мг/м3), чудом проскальзывали между высоченными громоотводами секртного цеха по производству тяжелой воды, а одна едва не лишила ТЭЦ дымовой трубы. Ракета 75 комплекса двухступенчатая и через 3 секунды после старта отработавший ускоритель отделяется и свободно падает на землю на расстоянии от 2 до 4 километров от точки старта. Про все не знаю, но один полутонный пришелец был найден на следующее утро во дворе детского садика по улице Курортной. А второй, о ужас, прямым попаданием поразил главную достопримечательность Сак - всем известного и издревле почитаемого Бронтозавра!http://photofile.ru/users/russ ... Но это только цветочки. Из четырех ракет две улетели ненамного дальше ускорителей. Одна упала в грязевое озеро в 10 метрах от главного корпуса санатория Бурденко и ее двигатель, действуя как эжектор, забросал белое пафосное здание иссиня-черной лечебной грязью до уровня 6 этажа. Злые языки утверждали, что некоторых пациентов с ограниченной подвижностью отыскали наутро на вокзале в Саках и даже в Симферополе, последнее кажется преувеличением. Вторую ракету, с курящимся азотной кислотой баком окислителя, лопнувшим от удара об землю, нашли в поле между Саками и Новофедоровкой, рядом с бомбоскладом. Если исключить неисправности ракет, версия стрельбы по городу может быть такой: в декабре 1967 года во Вьетнаме, когда после пуска многие ракеты не брались на управление и падали, специалисты пришли к выводу, что причиной является радиопомеха на частоте ракетного канала. Такую помеху, выходит, ставили с американских кораблей. Во Вьетнаме ракеты были доработаны, а до домашних так руки и не дошли. Две другие ракеты полетели успешно, но нарушитель в очередной раз был потерян и их пришлось увести повыше в небо и там подорвать. Как потом рассказывали курсанты Симферопольского Высшего Военно-Политического Строительного Училища, этих Рэмбо подняли по тревоге и отправили цепью в степь собирать обломки ракет, а если повезет и фрагменты самолета-нарушителя. Не повезло. Убыточное изделие неспеша пролетело над Евпаторией и совсем уже было ускользнуло восвояси, но над морем маленькая высота и скорость уже не могли помочь. Какой-то БПК из Донузлава выстрелил то ли Штормом, то ли Штилем и пластмассовоый самолетик разнесло на молекулы. Дальше, как принято, было наказание невиновных и награждение непричастных. Бронтик восстановили на пожертвования сакчан. А у главного корпуса санатория Бурденко долго валялся толстенный ржавый трос, при помощи которого вытаскивали ракету, вошедшую на добрых 10 метров в реликтовый ил, описанный еще Геродотом.