Спасибо, Гена, очень интересная и подробная информация, многого я не знал до этого! Вот для "правильной стыковки поколений" или, как сейчас говорят, "передачи эстафеты" и нужна эта информация. Вот такие люди, как Г.Бойченков и нужны (и важны), а иначе - как восстанавливать, не побоюсь этого громкого слова, ИСТОРИЮ авиации Крыма!? Без таких ребят это - невозможно и спасибо им (конкретно, - ему Геннадию) за эти воспоминания!
Крымка
01.02.2010 23:09
Ого ! ! ! Сколько добавилось и сколько стало ясным! ! !
К примеру если смотреть на Советский со спутника , то очевидны очертания аэродрома.
ODIN217
02.02.2010 02:23
ODIN-Одинцов, 217-номер ПНА на котором сейчас служу.Отец служил с1967 по1987г.начинал техником потом летал оператором на Ту-22.
ODIN217
02.02.2010 02:26
ODIN-Одинцов, 217-номер ПНА на котором сейчас служу.Отец служил с1967 по1987г.начинал техником потом летал оператором на Ту-22.
Сергей Кожинин
02.02.2010 04:30
Для ODIN217:
Николай ты же учился в СШ.№5. Пожалуйста, напомни своих одноклассников.
Russ2~
02.02.2010 08:26
Для K-03
По времени и размерам реально существоввший обломок Хейнкеля подозрительно пересекается с обломком Месершмидта. Не одно ли это событие?
При строительстве новой столовой пулеметное гнездо неизбежно должно было быть вырыто. Если так, то нет вопросов.
Пушка же со стороны Михайловки вполне могла быть и даже есть. В школе-то учились, в 5-й средней?
К-03
02.02.2010 09:05
1. Сергею Кожинину. Я Абдулкин Игорь Михайлович выпускник СШ № 5 1977 года. Отец Абдулкин Михаил Иванович – начальник ПДС 30 ОДРАП, матушка Абдулкина Александра Кирилловна – учитель физики и астрономии СШ № 5. Проживали: Марченко-3, Героев-11, Героев-6.
2. Мамаеву Александру мл. почта была в том доме где жил Замощ (Спортивная ???), перед 11 домом было голое поле.
Russ2`
02.02.2010 10:10
Ну, теперь все на свих местах: у Александры Кирилловны я физике учился, спасибо ей, до сих пор кормлюсь от этой науки.
Мамаев Александр мл.
02.02.2010 11:16
Значит и за детсадом раскопки те что были в начале 90-х и те что напротив Героев-11 связаны получается. А может там свалка была, вырыли яму после войны и все туда?
Г.Бойченков
02.02.2010 14:15
читаю страницы дальше! Спасибо братьям Чубунам за фото. всех узнал но не всех помню по именам. для юмораи разрядки.как то Лёша Денисов(штурман а не техник) пригласил к тестю в колхоз в строну Качи на рыбалку мой экипаж ( Чубун Н.П. СкорикВ.И.) ещё конапелькина А. ии и" дядю Сашу "- командущего Мироненко А.А. и др.вначали неводом ловили в колхознм пруду рыбу а потом перешли на маленькое озеро ловить раков.таких я в жизни не видел. синие.размером по 20 см.дядя Саша (Мироненко)был кренастый в прошлом истребитель.но маленького роста. сеть с правой стороны тянул он . ноги ушли в ил торчал только нос и чуть седые кудряшки головы.Денисов.как всегда стоял на берегу и командовал и вдруг как заорёт"тяни сильнее старый х..(скажим хрыч) уйдут раки!" смотрим а командущего уже не видно!ели успели вытащить его.держащего крепко сеть и два-три ведра огромных раков( тех которые были по 5) и ещё.перед тем как списаться Лёша Денисов стал плохо слышать и при всех подставлял ладонь к уху и повторял" ААА... чтоооо?"как то после ночных полётов зашли 2-3 экипажа Н.П. в гостиницу-гараж. Коля и говорит мне давай проверим командир слух у Денисова. Громко говорит"Всем налить по полному стакану и шпотом- а Лёшке половинку. и раздаётся возмущённый к громогласный крик души " А почему это всем по полной а мне только половинку!!!" раздался громовой раскатистый на все ночные Саки дружный смех!!!попровляюсь. с космонавтами менялись коньяком в 1967г. а знмя точно вручал ...николаев но он был не один. Очень огорчён смертью .а..яскина и ...б.Л.Орецкого. со мной штурманами летали :Самсоненко Слава..Чубун Н.П.Ступак В. Филиповский В.ГрязевП.Жуков В.Новихин Олег.. кулешов Володя. Швейкин Георгий и крайним Фесенко Иван. Операторами.:летали СмирновВ. скорик В.И.Дуленков..Бененко А. покойный Нудьга. и больше всех Хитров В.П.кто может отзовитесь по компютору(/ mamaipapa@inbox.lv спасибо за внимание ваш Геннадий Васильвич.
Г.Бойченков
02.02.2010 15:17
Серёже Бутковскому. спасибо за фото сына Бориса. душарадуется за него за кабину в какой он сидит за форму которую носит а вообще 100 процентов ты в молодости. МОЛОДЕЦ! кстати впервые рассекретили наш 30-й на изделии"Ю" в СССР газета "Труд" 31.08. 1967г. статья называлась: СМЕРЧ ПОКИДАЕТ ЗЕМЛЮ " потом о Корнейце "Флаг Родины" 1.09. 1967 потом ТРУД" 21. февраля 1968г.." Красная Звезда" 23 мая 1969 г. потом 12 июля год не помню но снимок есть: м-р Кудряшов Ю. штурман р ЦироЛ. и к-н Е. Матвеев(лётчик 2-го класса.) снимок на фоне спарки номер закрыт люком. в какомто году ЦТ из Москвы показывали мы шли после полётов в Саках экипаж М.И. Полякова и мой.Родные видели потом рассказали. всем привет.
Сергей Бутковский
02.02.2010 17:59
Гена Бойченков, во-первых, спасибо за комплимент, а во-вторых, и самое главное - меня поражает твоя прекрасная память! Столько интересных событий, имён, фамилий помнишь, названий аэродромов, и т.д. что просто восхищаюсь! Ну а о том, что знаком лично с людьми с такими "громкими" именами, как А.А. Мироненко, Э.В.Елян, да и многими другими, - восхищает отдельно! Кстати, с "дядей Сашей" я летал вторым пилотом на заправку в воздухе, будучи в экипаже В. Фесенко (1969 или 70й год). Заправлялся он (не перекачивал топливо, а только сцепка-расцеп несколько раз) очень чётко и уверенно, не то что "некоторые" наши пилоты, которых мы все хорошо знаем (он даже побывал командиром нашего полка, но летал, честно сказать, хреново, поэтому имени называть не буду). А вот полосу "дядя Саша" издалека не видел и говорил мне:"Заходи сам, а перед дальним я возьму управление". Однажды даже везли в кабине ТУ-16К-10 с Североморска два ящика с мариноваными помидорами для него лично и они начали взрываться на высоте 10000 м. Но Мироненко на нас не прогневался, всё обошлось, т.к. мужик был - классный! А с Еляном мы сидели в кабине ТУ-144 в Жуковском и он мне рассказывал, как он поднимал его в 1968 году, как и что происходит в полёте, а однажы ( в конце 80х) он был у меня в гостях на ул.Севастопольской 8 кв. 54, где мы втроём (он, я и моя жена) пили нашу "родную" шлёмку, ну и, конечно, мы с ним работали совместно на НИТКЕ. Челевек - прекраснейшей души, весёлый, внимательный, интеллигентный, очень эрудированый, ну и, конечно, - лётчик-испытатель "милостию божией"! Спасибо Гена за прекрасные воспоминания!
К-03
02.02.2010 18:30
Я клещенко
К-03
02.02.2010 18:34
Я Виктор Клещенко, здравствуй, Игорь!!Мой скайп tanyakrym108 Мой эмейл; tanya_stadnyk@mail.ru Рад буду пообщаться!!!
Russ2`
02.02.2010 20:35
Мужики с ником К-03, вы разберитесь кто из вас Абдулкин, а кто Клещенко... Впрочем всем привет и всем рады!
Buba
02.02.2010 20:58
Здравия желаю.
Вот наконец закончилось мое вынужденное отлучение от НЕТА.
Прежде всего хочу стоя и с отданием чести поприветствовать Генадия Васильевича Бойченкова командира и товарища отца. Я Чубун Александр (что бы понятно было). Спасибо за память и теплые воспоминания об отце. Папа всегда с большой любовью вспоминал Вас и ваши совместные приключения. Ну, а такие фамилии как Леша Денисов, Володя Скорик, Саша Канапелькин, для меня они конечно ДЯДИ, просто слезы на глазах.
С Владимир Иванычем в этом году разговаривал на его даче возле хим. завода, а тетю Таню и дядю Сашу Канапелькиных имел честь принимать у себя в гараже, в гарнезоне. Гаражи все те же, и люди в них все знакомые.
Два дня назад звонил мне Юра Канапелькин, велел передавать привет всем кто его знает, а так же всем причастным к этой ветке.
ODIN217:\\\
А проживали вы все в то же доме Героев 12? Если да, то постараюсь отрыть из архива фото нашего раннего детства.
Russ2`
02.02.2010 22:39
Этот Buba - агент батьки Лукашенки! КОнопелькина упорно переделывает в КАнапелькина, а гарнизон в гарнЕзон. Впрочем, на одноклассниках написано гОрнизон и никто исправить не в силах.
Buba
02.02.2010 23:03
Записсал поправки на стенку. больше не обшибусь.
Мамаев Александр мл.
03.02.2010 11:24
Мы кстати тоже когда-то давно жили на Героев-12 кв 38 ))))
Г.Бойченков
03.02.2010 14:41
russ-2:извини неграмотных"агентов"но бывают что и глаза не те видят буквы а иногда и техника виновата. Серёже Бутковскому: читаю 24 уже страницу. спасибо вспомнили полёты на красивый город но иногда и посмотреть на жемчужные воды мраморного моря было нужно.чем больше супостаты беспокоились больше аппаратура писала. Особенно большое спасибо СТАРОЖИЛУ: так я не смеялся 18 лет.главное кортко но всё очень образно.особенно когда и характеры и самих людей знаешь. спасибо ещё раз а то в нашей заснеженной безрабтной стране уже давно не смеялись. в общем Жванецкий отдыхает. позвольте и мне интересный момент впомнить. вы вспоминали взлёт ночью Стасенко-Фесенко В.А. ночью теперь послушайте.как любил говорить Н.В.Заайцев-аонологичный случай был и в нашей деревне. одн время мне поручали провозить впервые новых молодых штурманов на изделии "Ю "(что б никто не догодался)!!! садится в кабину Ваня Фесенко.кто помнит этакий русско-украинский медведь.делал всегда всё неспеша но добротно.Летим. сходили в зону небо голубое.видимость миллион. идём по БК н-500. я объясняю: ваня приборы у нас на борту хоршие но запомнить ориентиры не мешает.вот смотри маяк.вон пляж "Солнышко" а вот на травезе запомни удаление 19.5 км тюрма(она часто красилась и была разного цвета в зависимости от политической обстановки в стране и зарубежом) понял? ответ был " Да командир." и почему то тихо добавил- упаси господь." в это время РП Толя Пилипенко говорит." всем бортам! сменился ветер .меняем старт! а взлетали мы в сторону моря.потом РП дополняет а БОЙ садись с попутным. всего то 5-6 м/с. я ответил понял выполняю. еслиб делал как всегда на посадке было бы возможно как сейчас горят О кей. но надо же было мне уже довольно взрослому дурню вспомнить все слова написанные в инструкции о посадке с попутным ветром. а там написано вначале использовать торможение а потом выпускать парашюты. и чего я в тот день оказался таким десциплинированным до сих пор не пойму.мягко сели легко притормозил-раздались хлопки.выпустил парашюты и началась дикая тряска и Ваня лязгая зубами произнёс :"некоторое отличие на посадке от ИЛА есть.тут голос РП.который Ваня от восторга вероятно не услышал.-дал команду: БОЙ -горишь выключай движки спасайтесь! движки на стоп. даю команду экипаж!открыть люки покинуть с--т и тут спокойный голос Вани:товарищ командир а ведь мы ещё не зарулили .Вон вижу где наша стоянка!Хитров сидел выше всех а очутился раньше и дальше от самолёта пришлось мне на Ваню слегка повысить голос и он тогда собрав свои монатки а их у штурманов всегда было много.крехтя чертыхаясь выполз из кабины и глянув сторону хорошо горящих восьми основных колёс.трусцой побежал за Хитровымна траверзе нас стояли две пожарки которые через несколько секунд залили обильной пушистой белой пеной то что осталось от реборд а колёс уже не было.потом техники рассказывали что хвост был как у Ф- Стасенко.я подошёл к экипажу и говорю:видели где тюрма? Видели отвечают хором.знаете что каждое колесо по цене "Запорожца"(сейчас кстати лучшая иномарка) Готовьтесь на экскурсию в тэрму. Ваня и так всегда по виду мрачный стал почемуто в яркий солнечный день -мрачнее грозовой тучи.потом. выяснилось -отказал автомат тормозов.на просмотре фильма о посдке "дядя Саша" сказал что вы мне фильмы Голевуда показываете? не могли пожарники так быстро сработать.! не знаю может быть фото служба что там урезала но в кино выглядело что пажарники не спали а только и ждали нашей посадки и ждали что за подвиги их всех отошлют в отпуск но к счастью не их не нас никуда не послали!спасибо за внимание.
Pilotiaga
03.02.2010 21:07
Гена, очень интересное происшествие... Действительно, если датчики автомата тормозов откажут, то все колёса моментально "улетают", и тряска самолёта происходит от полуразрушеных колёс, вращающихся с большой скоростью. Для первого полёта на ТУ-22 Ивану наверное было невесело!? А с Иваном Фесенко я тоже летал год. Хороший был штурман (царствие ему небесное), я ему на день рождения даже стих сочинял (отмечали у него дома).
Buba
03.02.2010 23:20
Мамаев Александр мл.\\\
Я же говорю: Весь гарнизон вырос из одного дома и его окрестностей.
Г.Бойченков
04.02.2010 10:35
извините за ошибку: Курман называляс - Красногвардейское а Октябрское наз." БИЮК" .Женя Федотов( Чебурашка) руками ловилне налимв под шпалами и под камнями а больших бычков особенно много на м. Казантип под Керчью а кефаль стреляли на мысе Херсонес.однажды приехали туда а течение изменилось и в июне только + 10 нырнули и тут же выскочили" с ларингофонами" на горле как он пошутил.поехали в Севастополь в магазин "Океан" купили два больших каких то типа палтуса по дороге домой гдето увидели пьют воду овцы.опустили туда " улов" прострелили из ружей дырки и гордо подъехали к одму( я уже жил на втором этаже в квартире Сапронова ) ему дали 3-х комнатную. вышли из машины и гордо всем показываеи.женщины ахают мужики завидуют а помоему мальчик Карпов подошёл и при всх нас опозорил сказав: дядя Гена так внутри лёд?! russ-2/ мы тоже часто находили бутылки с водкой и даже коньяком.деньги но столько много как у вас никогда. да здравствует ДОТ! а шпалы и рельсы правее лежат ещё?
Мамаев Александр мл.
04.02.2010 10:52
Buba:
Мамаев Александр мл.\\\
Я же говорю: Весь гарнизон вырос из одного дома и его окрестностей.
А остальные понаехали
Buba
05.02.2010 22:29
Г.Бойченков: \\\
И Дот и рельсы периодически то затягивает писком, то вымывает для всеобщего обозрения. Одно точно, на сувениры их еще не растащили.
Геннадий Васильевич, В свое время тут обсуждался вопрос о приезде в полк Еляна Эдуарда Вагановича и испытательных полетах на всех бортах полка на сваливание. Если вам не трудно и вы в курсе расскажите в чем была проблема.
Г.Бойченков
06.02.2010 20:52
Привет всем. читаю стр. 35. отвечаю что знаю. в 30 ОДРАП-е заправку в воздухе топливом не производили.испытатели и ВВС пробовали но при расцепки из шланга некоторое количество керосина попадало в двигатели и ни глохли.( на ту-16 был прдув шланга) заправку топливом ночью на ту-16 я сравнивал хождение по канату в цирке с завязанными глазами. в 5-м полку лучшие инструтора по заправке были : п-п Многолет и м-о Налётов и капитан Коля фамилию забыл( но не Иванов он летал на заправку только правым ) извините компик не выдаёт иногда буву О"
Г.Бойченков
07.02.2010 15:42
Сердечный привет всем живым однополчанам 30-го ОДРАП.рассказываю дальше что помню. 1. парой при мне на ту-22 взлетали один раз ( я был пом. РП где он сидел вы помните )знойным летом 1967 года: ведущим был инспектор Ав. КЧФ п-к Александр Михайлович Макаров. ведомым п-к Мышко В.А.взлёт начали одновременно. взлетили нормально. слетали нормально но после полёта тех. состав долго осматривали двигатели у с-та ведомого и нашли зазубринки на лопатках входных соп. аппарата.далее что было с двигателем не помню но парой взлёт больше не делал никто 2. с-т ном. 24 был закреплён за мной. за месяцев 6-8 до катострофы п-ка Фесенко В.Ф. у м-ра Зверева Юрия сложилась правая нога на посадке и праве крыло метров 200-250 чиркало по ВПП. с-т поставили в ТЭЧ. приезжала команда с Казанского завода. в технические подробности не вникаю. но часть или вся обшивка крыла была снята. специалисты аппаратурой проверяли лонжероны нервюры и т. д.долго месяца три делали после не помню но кто то из полковников сделал облёт и дал допуск к полётам. до котострофы полётов 6-8 я на 24 сделал. и ходили на М-1.2( но Хитров Валера любил шутить: командир не гони! правое крыло поскрипывает! он просто так шутил. я уже писал как А.Ф. полетел вместо меня. после взлёта он прошёл как помнит кто летал. 1800 м. гражданский эшелон и перешёл на форсаже в набор заданного эшедона. начало в этот момент разрушаться правое крыло от элерона и щ-закр. падение было до столкнвения несколько секундотмечу когда он взлетел ветер был 5-6 м/с а через 30 м. после еего падения почти тогда когда всех срочно вернули и посадили на АС поднялся сильный шторм. мы все кто на чём мог выехали на побережье от Евпатории и до красной горки. прочесавали побережбе .давали фонариками в сторону моря сигналы. не смотря на сильнейший ветер ( 18-25 м/с)летали искали светили фарами вертолёты с "Донузлава" и кто то из Качи. несколько дней искали что выбросит море. нашли обрывки зелёной обшивки кабины лётчиков. часть лёгкого от когото и мелкие части черепа. когда море утихло. пршла спец подлодка-малютка кман. кап-2 ранга с дистанционой "рукой " подтянул катер плот . и всё что подводник находил складовалось на плт а потом отвозили и по контуру складывали в ангаре ТЭЧ. по удаленю разбросанных частей самолёто от берега и определили что началось с правого крыла. двигатели " прошили" кабину т.к. в трубопроводах была найдена часть руки с часами. через месяц мы уже летали . за январь 1975 года я налетал 25 часов в том числе при минимуме ночью. потом послали в отпуск.
Мамаев Александр мл.
07.02.2010 17:31
Интересная и страшная история. Спасибо за информацию.
Pilotiaga
07.02.2010 18:18
Это пишет Сергей Бутковский. Я думаю, что двигатели 24ки "прошили" кабину в момент удара о воду, такое при падении в воду или даже на землю случается, т.к. они массивны и монолитны, находятся выше фюзеляжа и, в случае столкновения, срываются со своих креплений и летят вперёд (и довольно часто), не встречая особых преград, а дальше рушат всё, что попадётся на их пути...
Борис
07.02.2010 22:21
Разрушение 24ки, началось с правого крыла.И сейчас у тебя Сергей Борисович не возникает сомнения в том, что 56я развалилась на выравнивании перед землёй?
леонтий
08.02.2010 13:36
в Октябрьском на 10 обнаружили трещину длиной 30мм по стыку ОЧК с СЧК=САМОЛЁТ ПРИШЛОСЬ СПИСАТБЬ
Г.Бойченков
08.02.2010 16:54
Борису : восхищён полётом Вашей модели в спортзале. дочего дошла техника и мастерство пилота!!! посадка на свою ладонь! 1-й вопрос? а незнакома ли фамилии Карл Плотиньш и Клидзей Иридий.? это чемпионы Мира. в своё время. из Латвии.2-й. а что сейчас не делают модели с РД.: помнится мы в детстве в гду так 1950 сделали кордовую модель с реактивным двигателем пульсирующим( по виду напоминал как стоял на ФАУ-2) запускали вечером на базарной площади. рёв стоял казалось громче как сейчас рквут ту-22 сбегались и разбегались не только дети но и взрослые в том числе и собаки.удлинённая труба раскалялась почти до красна. а сейчас много я видел показательных выступлений авиомоделистов но реактивных не видел. а что вы выполняли на модели точно эту программу мне пказал в водухе на ЯК- 52 ЗМС СССР начальник Брянского аэроклуба Горбачёв В. хоть я бывший истребитель но пикирвать отвесно вниз и пойти наобратную "петлю" и летать на высоте 200м вниз головой потом делать "чемодан"было не привычно. а вообще тов. Чкалов отдыхает если посмотрите пилотаж начальника Вильнюского бывшего аэр.клуба МС Пактуса( побыл даже Президентом Литвы немного) наберите тлько по Англиски вкомп. " крейзи пайлот " так многие летали на ав. праздниках что я видел за 12 лет летая в ДОСААФ но и несколько убились. и 3. в моё время позывной на Каче был всегда " Береговой" а всем нравился в Нколаеве " Бландинка" а в Весёлом " РОДНОЙ" а в Матюлищах " Перегар" простите за ошибки. и я и компик работаем отвратительно.
Г.Бойченков
08.02.2010 17:10
БОРИСУ" извиняюсь наверное не ФАУ-2 а ФАУ-1
Борис
08.02.2010 20:54
Геннадий Васильевич, мне конечно же приятны, Ваши комплименты.Но справедливости ради, в этом видео, летал не я.Могу так же;ведь пацанам, которых учил, нужно было показывать, своим примером, и вывозить, до первых самостоятельных, бабушка у овощного ларька не помогала:)))
Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели(ПВРД)вчерашний день.Да конечно, было интересно запускать(паяльную лампу)на керосине.Предварительно разжигая её автомобильным насосом.Потом когда жаровая труба разогревалась до красна, появлялся перепад(тяга)Здесь пацаны напрямую знакомились и с Эйлером и Бернулли.Сегодня, как ни прискорбно, они сначала знакомятся с сексом и насилием, спиртным и наркотиками.Хотя модельная техника шагнула, кое где дальше большой авиации и космоса.Есть модели с настоящими турбореактивными двигателями, различных мощностей.Стоит правда такой моторчик, от 5ти тыс.долл.Но когда в 77м году у меня з\плата была 205 рублей, а я покупал себе по два мотора Rossi-15?стоимостью по 150 р!!!Так и сейчас, пацаны отказывая себе и семьям, покупают и летают.Ведь эта страсть, - летать.не у всех реализовалась, как у Вас.Любовь(в данном случае к небу)не всегда взаимна.Но у нас, тех кто готовил Ваши вылеты, и тех кто строит модели одна любовь.Я всегда твёрдо стоял на ногах и был уверен и горд своей работой.С тревогой в душе провожал и встречал подготовленные моими руками самолёты и модели.И так будет, до тех пор, пока бьётся моё сердце.
А это две фотки с чемпионата мира, который проходившего в этом году, в Хорватии.И Ваш покорный слуга в составе сборной Украины учавствовал в нём.
http://s13.radikal.ru/i186/100 ... http://s004.radikal.ru/i206/10 ...
Борис
08.02.2010 21:57
Карл Плоциньш, мне знаком.Он правда старше меня, но у нас много общих знакомых.Знакомились мы на соревнованиях.А первые серьёзные для меня соревнования(чемпионат Союза)были в 1967г.в Орле.И у нас разные классы моделей.Он кордовик(пилотажник, выступал на "гонках"с москвичом Тимофеевым)а я "свободник"
Сергей Кожинин
08.02.2010 23:19
Из Интернета:
В субботу вечером в Центральном военном госпитале имени Мандрыки скончался дважды Герой Советского Союза, военный летчик Виталий Попков. Это с него сценаристы фильма "В бой идут одни старики" писали образ капитана Маэстро, которого блестяще сыграл Леонид Быков. Виталий Иванович был почетным гражданином Москвы, Сочи, Киева, Одессы, Будапешта, Вены и Праги, Героя он получил в 1941 году, вторую - в 1945. В Москве, на Самотечной улице, есть бронзовый бюст летчика. Фильм "В бой идут одни старики" он считал лучшей картиной про летчиков. Виталию Ивановичу было 87 лет.
Г.Бойченков
08.02.2010 23:50
БОРИСУ: расскажу невероятную но быль. в 1953 году под Ригй летали на аэродроме "Улброка" на планерах А-1 и Бро-9. подошла грозовая туча. полёты прекратили. авиомоделисты на леере запустили простую модель планера. крыло более 1.5 метра. восходящий поток унёс модель в неизвестном направлении. мы погоревали а когда туча ушла( пршло часа 2 ) начали снова полёты и вдруг кто то на старте как закричит " Летит! идёт на посадку!!" смотрим заходит модель и садится в 5-10 метров от того места от куда стартовала. вот как в жизни бывает! А у Клидзея И. А.( проработал гл. инженером-авиомоделистом в ДОСААФ ЛССР -47 лет ) модель планера запущенная в Риге была найдена и вовзращена нам из Австрии. до встречи. всех братьев по гарнизону Саки-4 обнимаю!
Pilotiaga
09.02.2010 00:53
Боря, неспокойно тебе, видимо... Тогда скажу так: во-первых, разрушение правого крыла 24й это только предположение, хотя оно могло произойти действительно из-за значительной перегрузки при энергичном переходе в набор высоты, т.е. причина разрушения могла быть реальная. Во-вторых, в катастрофе 56й в момент катастрофы (до удара самолёта о бетон) не было никаких перегрузок, а без них не ломается ничего на свете, т.е. твоё предположение не даёт причины. Далее, в заключении НИИРАТ ни слова не сказано о том, что разрушение началось до удара о ВПП (в противном случае незачем было делать глупые эксперименты с вставлением подобия отвёртки в стыки рулевых тяг, которые тем не менее упорно делали). Зачем всё это делали, если крыло, как ты считаешь, оторвалось до удара о ВПП? При чём же здесь в этом случае тяги? Далее, в фильме хорошо видно, что крыло оторвалось в результате удара, да и десятки свидетелей, видевших катастрофу с разных точек говорят то же самое. И последнее, как ранее правильно сказал Штирлиц, если при расследовании катастрофы в районе рулевых тяг найден посторонний предмет (в нашем случае - техническая отвёртка), то он (этот посторонний предмет) и является причиной катастрофы, тем более, что штурвал и стабилизатор остановились одновременно (!) в положении -8 град., что являлось абсолютно недостаточно для компенсирования серьёзного пикирующего момента (т.е. брать штурвал на себя было жизненно необходимо, но ни штурвал, ни стабилизатор не двигались). Боря, какие бы версии катастрофы 56й не выдвигались, а остановку штурвала и стабилизатора в положении - 8 град. надо как-то объяснить. Но никто этого не делает...
Г.Бойченков
09.02.2010 13:33
отвечаю - S:2 с п/пН Никандровом Николаем Васильевичем летал несколько полётов в качестве правого лётчика в 5-м Гв. АП в Весёлом. Замечательный жизнерадостный.хорошо физически развит(при мне бросил курить) в тоже время требовательный ком.АЭ (простите с ленинской причёской). учил летать днём и ночью на заправку топливом.Если кто обрывал в полёте шланг он говорил ( " а вы знаете шланг стоит 25 тысяч. ? Вот вам черноморские бычки скажут спасибо за новую жилую площадь! ) при полёте ночью при минимуме погоды у на с ним призошёл смертельный случай: не знаю кому и по какой причине и по какой нужде но в начале 1961 года какомуто муд-ку пришло в голову заменить на ту-16 авиагоризонта " АДГ- 47-Б на прибор "АГИ-1" с истребителей..Лётчики-бомбёры десятки лет отлетали со свим. там крен отсчитывался от линии горизонта с лева и вниз (5-10-15 и т. д. градусов) на " АГИ-1" который мне был роднее. тсчитывался крен стизу т вертикали влево в право в зависимости от крена.заходим на посадку со стороны трассы Москва- симферополь. нижний край облаков метрв 100( ниже минимума) я плавно держусь за штурвал.слежу за заходом. смотрю проходим посадочный курс.крен увеличивается до 60 град. хорошо я занимался спортом и как высказался здесь на ветка Коля Ч. был не из хилых молча пересилил командира вывел из крена и довернул на ПК Ник.Вас. вначале взреве на меня потом притих. а когда сели и зарулили сказал " спасибо Гена. сыграл долголетний инстинкт.ты спас нам жизнь но лучше об этом помолчи. возможно эта замена авио горизонтов в тот год привела в 124-м и вдругих полках к катастрофам. но я отлетав 6 лет в полку у нас ни одной катастрофы при мне не было.но чудеса были об этом вследующий раз.А как сложилась дальнейшая жизнь у Николая Васильевича? напишите пожалуйста.простите за ошибки.компьютер старый как и я делает много пропусков.
Г.Бойченков
09.02.2010 14:16
присоединяюсь к Серёже Кожинину ! почтим светлую память Папкова Виталия Ивановича вставанием и рюмкой русской водки. Вечная память и Слава боевым лётчикам ВОВ!
Г.Бойченков
09.02.2010 15:18
отвечаю BUBA: Саша! При мне Елян Э.В. облётов ту-22 не делал.Этот вопрос знает лучше Серёжа Б. при мне л-испытатель летал Борисов но цель полётов не знаю. в мае 1973 года у нас летел на ту-22 л-к исп. Козлов М.В.( я сидел в ДС и наблюдал ег проход с МК-43 над полосой на скор.- 1000км-час высота 100 полный форсаж остаток топлива очевидно был 4-5 то. резко почти вертикально ушёл на н-10000 м. и произвёл посадку. к сожалению весь экипаж не помню но возможно был Новосёлов и Замощ. после полёта я подошёл в курилке к Козлову и стал интересоваться о выше приведённых данных и по чём и как в наборе "Н" ориентироваться (ведипрактически ничего не видно ) он усмехнулся и сказал :"Ничего я тебе горить не буду!загонишь ДТ-105 на упоры и развалишь самолёт." покурил и ушёл. а 3 июня в Ля Бурже развалился ту-144 и он погиб. добавлю что на " ббуране" готовились лететьВОЛК И.П..СТАНКАВИЧУС Р.А...ШЕФФЕР ЮРИЙ и ЗАБОЛОТСКИЙ .В. все они для подготовки тлетали по 20 часов на ту-22 но не в Саках но испытателя Лёшу Мелешко прекрасно знают (кстати он и Седов Витя были лучшие наши футболисты в полку тех лет) а слово ТУ-22 был паролем для дружбы и помощи. в Латвии есть ещё один пилт-инструктор с ТУ-22.он в ДА ВВС переучивал для Ливии и Ирана боевой подготовкой лично занимался мало и когда "за чаем" посмотрел мою лётную книжку - стал обнимать так что трещали кости( а он покрупнее Толи Яскина)кто может передайте првет однополчанам. и кто знает о судббе Хитрова В.П. (последние были сведения он дослуживал в штабе ВВС КЧФ )извините за ошибки и спосибо за внимание.
Г.Бойченков
09.02.2010 19:10
вношу поправки и дополнение.1) где писал "ловили минимум в "Мигалово"-следует читать в " Кипелово"( Вологда) а в " Мигалово)Тверь) -5-й гв. ап готовился к параду над Тушино с подвешенными разукрашенными в красно-белый цвет К-10 а экипаж м-ра Герчио Ю.Г.-провак- Бойченков Г. флагман шт. АракчеевВ. шт.оператор Харченко В. корму подзабыл сделали первый пуск вВМФ к-10 неудачный на Каспии по кораблю "Чкалов"( у ракеты кончилось топливо не долетела 25 км.. после дороботки 27.09 .1961 по кор."Чкалов" произвели более удачный пуск. всего было по 2 экипажа с каждого Флота.начальникс сборов был генер.лейт. Карпенко + всё конструкторское бюро по к-10. Юмору и приключений было ооооочень много. кто летал на параде почти всн получили ордена и медали а от м-ра и выше пили в Кремле с Хрущёвым и Президентом Республики Гана - НКРУМА а те кто летал на фактические пуски орали в эфир: "Родной" ! кончились деньги! Пришлите командировочные!". 2. когда перечислял я аэродромы Крыма забыл самый важный.теперь о нём можно рассказать так как если в музей превратили чудо человечиских рук- базу подлодок под горой в Балаклаве(еогда я там побывал осенью 1959 года японял что Жуль Верн не фантозёр а пректировщик строитель ) кто небыл там обязательно съездийте.это исполненный проект Лунных поселений в будущем. так если туда теперь супостаты ходят свободно открою я и важный хоть и очень маленький по размеру(только для як-12. як-18 АН-14!пчёлка") недалеко от Бельбкеа среди Микензевых гор ЗКП дяди !"саши" и его начальника. среди леса и кустарника.посадка и взлёт там - авиационный фокус. главным фокусником был сам "дядя Саша" а другие допускались не многие. мз его замов кто летал на як-18 -никто. у мееня як-12 был спарка Польского выпуска так из-за большого живота в еторый уперлась ручка управленияодному высокому начальнику.мы чуть не погибли .после моего ласкового мата он сел боком и мы смогли уйти на 2-й круг с высоты 0.5 метра. назад он сказал поедет на " козле". я вам уже всем надоел но молчал 5 лет. теперь с ошибками но разговорился. некоторые от возмущения ушли с ветки . спасибо за внимание.
Сергей Кожинин
09.02.2010 22:36
На пост Г.В. Бойченкова от 07/02/2010 [15:42:18] исправления и дополнения.
"ВЗЛЕТ ПАРОЙ" (1967 год).
1.Это был первый и последний взлет парой.
Ведущий - Кожинин Павел Петрович (ком.отряда)
Ведомый - Макаров Александр Федорович (зам.нач. отдела боевой подготовки авиации ЧФ).
В этом полете Макаров летел на "спарке", - "вывозил" журналиста из какого-то военного журнала. Журналист вел съемки самолета ведущего.
После полета технари осмотрели самолет Макарова. Стало ясно, что при таком взлете в двигатель самолета ведомого летит много мусора. Технари дали свое заключение. Больше взлетов парой не было.
2.Однако и съемка у журналиста не получилась. Позже были сделаны повторные съемки, но взлет уже был обычным. Теперь журналист снимал полет Марата Васильева (отец в это время был в Казани, - перегонял новый самолет).
Крымка
09.02.2010 23:43
Ув.Г.Бойченков , большое спасибо за рассказы о "военном" Крыме , я представитель молодого поколения и никак не связан ни с 30-м ОДРАП ни с авиацией в целом , но сам живу в Гвардейском и увлекаюсь авиацией в частности базировавшийся в Крыму , поэтому ваши рассказы настоящий кладезь.
Борис
10.02.2010 01:45
какие бы версии катастрофы 56й не выдвигались, а остановку штурвала и стабилизатора в положении - 8 град. надо как-то объяснить. Но никто этого не делает...
Неудобно обьяснять летчику, что при посадке с-та перегрузки есть.Поэтому возможно и разрушение конструкции.А при разрушении(как раз в р-не отсека "Ветер"проходят тяги и качалки управления стабилизатором)Матерьял В-95 сплав алюминия с цинком, из чего был выполнен фитинг(корневая нервюра крыла)хрупок как стекло.При разрушении конструкции, могло образоваться десятки осколков.Одна отвёртка по сравнению с этими твёрдыми лепестками, чешуйками, кусками просто блеф.А почему свели всё внимание на неё?Да чтобы отвлеч от основного-самолёт опасен, у него отваливаются крылья.Даже если бы её там не было, нужно было её туда положить.(когда кузнецы подковывают лошадь, ей плоскогубцами прижимают губу;отвлекая от основной боли)Чем ни грубее ложь, тем лучше в неё верят.
О пикирующем моменте.Откуда он возник при неподвижном штурвале? При отделении стреловидного крыла( центр массы самого крыла плюс стойка шасси, представь себе, всё это отсоеденяется) центр тяжести с-та перемещяется вперёд(на пикирование)плюс потеря подьёмной силы.
Говорить о десятках свидетелй с разных ракурсов, после просмотра видео вообще не серьёзно.Моим глазам пояснять не надо:Две секунды до касания полосы основными стойками, с-т в "горизонте"и в этот момент опускается нос, передняя стойка обжимается полностью, ломает стенку переднего, 11тоннго бака, появляются белые усы керосина, которые быстро "подкрашиваются"в розовый, красный, багрово-черный...И тут оператор уводит камеру на улетающее крыло.
Удара о полосу основными стойками не было.Весь пикирующий момент поглотила передняя стойка.Было бы на месте правое крыло, всё могло быть по другому.
Г.Бойченков
10.02.2010 12:07
1.Доброго здоровия желаю Павлу Петровичу. Серёже приношу свои извинения -подводит память.прошло более 40 лет. Всё было точно как написал Серёжа. просто я подумал что кроме Мышко В.А. на взлёт парой никто не осмелится. 2. Большое спасибо Новосёлову Владимиру Константиновичу за письмо в котором мне он передаёт приветы от : Марата Павловича Васильева(Севастополь) и из Симферополя т Олега Новихина. Алексея Конюхова.и Н.Ф. Иванова.он же сообщил что Виктор Ступак проживает в Краснодаре а В. Акопян в Оринбурге. 3. лет 5 назад на этой ветке мня разыскивал" мой Кум"- Македонов Борис . прекрасный лётчик Мастер авиационного Спорта СССР служил на Камчатке сейчас жил в Каче. привет Рите как дети. мой адрес на стр. 48 на этой ветке.спасибо всем за внимание.
Pilotiaga
10.02.2010 17:14
Боря, привет! Да, придётся продолжить дискуссию... Ты говоришь, - крыло оторвалось до удара о ВПП? А до удара перегрузок больше 0.7 ед. по МСРП не было. Таких перегрузок для "отламывания" крыла абсолютно недостаточно. Я, как ты знаешь, перегонял самолёт с натуральной трещиной в фитинге крыла, видимой визуально и ничего, не оторвалось даже при наличии болтанки в полёте (а точнее в двух полётах, т.к. я сначала делал контрольный подъём после длительной стоянки). И ограничение по перегрузке они назначили всего-то 1.2, но не сломалось крыло и мы сели на заводе нормально. Ты конечно знаешь, что конструкторы кроме заданной предельной перегрузки (на ТУ-22 она была 2.5) рассчитывают прочность крыла ещё и с коэффициентом запаса прочности (минимум 1.2), т.е. предельную перегрузку надо умножить ещё на этот коэффициент и ты получишь - разрушающую перегрузку, причём это рассчитывается для максимального веса, т.к. нагрузки на фитинг равны перегрузке, умноженой на вес самолёта и всё это надо умножить на коэффициент запаса прочности. А у Сапронова (самолёт 56) был совсем небольшой посадочный вес, а значит нагрузки на фитинг были небольшие. Так что от перегрузок на глиссаде крыло твалиться никак не могло. А вот при ударе о ВПП была перегрузка более 8 ед.(!!!), тут уже никакой фитинг выдержать не может независимо от веса.
Далее, ты хочешь предположить, что в рулевые тяги "попали осколки" фитинга и (якобы) они остановили штурвал!? Это, на мой взгляд "лёгкий бред", т.к. фитинг находится снаружи фюзеляжа, а тяги внутри фюзеляжа и они все были сняты для исследования в НИИРАТ в "абсолютной целости и сохранности", как впрочем и сам фитинг был доставлен туда же "без всяких потерь осколков", о которых ты говоришь. Чтобы "гипотетическими осколками" повредить тяги, нужно было им пробить фюзеляж и затем повредить тяги, но рулевые тяги в НИИРАТ были отправлены абсолютно целыми (даже не погнуты) и именно поэтому в заключении нет ни слова о повреждении тяг. Но даже в случае придуманого тобой разрушения тяг осколками фитинга всё равно получилось бы хоть небольшое расхождение во времени остановки тяг и РП-21 и их взаимного положения. Но этого нет, всё было одномоментно и синхронно, придумай какую-нибудь другую, "более правдоподобную" версию... А отвёртка - это не "блеф", как ты говоришь, а факт, от которого не отмахнуться. И она нигде не могла лежать иначе, как на стрингере рядом с тягами (стрингеры расположены парралельно тягам и имеют вертикальную "полку", которая как "стенка" держит отвёртку и не даёт никуда деться, она может только скользить вперёд-назад под продольными перегрузками на взлёте или посадке). Вот и "доездилась", приехала туда, где её и зажало встык между ближайшим шпангоутом и ближайшим стыком тяг, когда Сапронов сделал сначала небольшую отрицательную перегрузку для подснижения самолёта после высокого подхода к ВПП, а затем стал брать штурвал на себя, вот и "стопор" для штурвала и стабилизатора на - 8 град., который и стал причиной страшного удара... И если бы "додумались" при "испытаниях" после катастрофы положить отвёртку так, как я говорю, сразу стала бы ясна причина стопора (и катастрофы), но вот этого-то и хотели избежать устроители "испытаний" и совали её так, как она не могла воткнуться ни в коем случае (поперёк тяг). А иначе надо было "строго спрашивать со многих", но вот этого-то начальникам и не хотелось. А твою версию они бы с радостью подхватили, да только не додумались до таких "нереальных предположений", да им бы и сразу сто спецов возразили бы тут же...
Борис
10.02.2010 21:07
Привет, Сергей Борисович!Продолжу пояснение своей версии катастрофы 56й.
Усталостное разрушение материалов в следствии суммирования временных и знакопеременных нагрузок.Еще вчера это крыло не сломалось, самолёт сделал (к примеру)три вылета.А вот сегодня, это произошло.Накопились нагрузки во времени.Вы тут сами бравируете своими скоростными наборами.27ю, Шингарев приложил с отрицательной перегрузкой 1.7 Думали спишут с-т.Списали?-Продолжали летать.У истребителей до 75го года вёлся учет пилотажа и перегрузок в формуляре, была отдельная графа.Потом и это упразднили.У нас об этом ни кто не задумывался.Но это общие соображения.А реальность 56й.даже ты почему то опускаешь.Разговор экипажа по СПУ во время полета:Во первых характер и маршрут.Полет по маршруту(на Каспий)продолжительность 3часа, с изменением эшелонов с 11тыс.до 2х, с последующим набором до 11тыс.и возвращением домой.Так вот в начале набора с 2х до 11ти, командир спрашивает(не у штурмана)а у оператора Голофаева, т.е.звук был со стороны крыла:"Ты что там, свой портфель уронил?"Ответ, - нет.Первый звук падающего портфеля на люк, с приличной высоты, прозвучал в начале набора с 2х тыс.Положительная перегрузка.Какая?Не важно.Просто она была.Второй раз, уже с матом, командир спрашивает:"Да что ты там роняешь?"привыходе на эшелон.Звук падающего портфеля прозвучал уже при отрицательной перегрузке.на 11ти тысячах.Дальше по СПУ переговоров не было, кроме штатных при заходе на посадку.
Теперь об отвертке.На самолете все тяги, качалки, все элементы конструкции, анодируются, грунтуются и окрашиваются.Если бы отвертка где то заклинила управление, она оставила бы след на элементах управления и на себе.Криминалистика и тогда была на уровне.И сидели бы ребята, как миленькие.И главное найдена была бы причина.А её то, реальную причину, поманипулировав перед народом отверткой, и упрятали.
Штирлиц
10.02.2010 22:31
Читаю бред Иванова и диву даюсь- как можно все исказить...
И полет был не на Каспий, и высоты были средние... А особенно мне понравилось:"27ю Шингарев приложил с отрицательной перегрузкой 1, 7". Это как, об "небесную твердь" что-ли?
И фитинги, как и другие ОСОБО нагруженные детали, выполнялись из стали 30хгса(если не запамятовал).
Но главное- я сам своими глазами видел с небольшого расстояния(прим.500м.) и ракурса3/4, что до момента удара носовой частью (не стойкой) о полосу самолет дошел целым.
Еще мне очень интересно какие следы от отвертки можно найти в сгоревших останках с-та?
Думай, голова, шапку куплю.
Сергей Бутковский
10.02.2010 22:46
Боря, попытаюсь ответить так. Усталость металла имеет место везде и всюду, это так. Но, именно для этого существует ресурс планера самолёта по годам, по часам налёта, по числу посадок и именно поэтому наложены все прочностные ограничения. За этим ресурсом следят, ведут учёт в формулярах и вопреки твоим заялениям, что "у нас об этом никто не задумывался", его строго соблюдают, для этого все регламентные работы согласно формулярам, ремонты конструкции на авиазаводе, осмотры после грубой посадки и т.д. Не было ни одного ТУ-22, который бы "превысил" по любому параметру этот ресурс, не было ни одной катстрофы ТУ-22 из-за усталостного разрыва силовой конструкции планера. Так что на усталость металла "свалить" нельзя. А из-за превышения предельных нагрузок и перегрузок в авиации полным полно аварий, но здесь никакого превышения не было. Далее. Не надо "изобретать", что это был полёт на Каспий, высота 11 тыс м. и т.д. Это был полёт на бомбометание по горе Канчекская плотным строем девятки, я в этом полёте участвовал и садился за два самолёта до него, высота была не более 3600 метров. С какой такой "приличной высоты" мог бы упасть портфель, который был только у штурмана, а он сидит практически на люке? Далее. Криминалистика возможно и была на уровне, но... В НИИРАТ получили тяги и даже возможно нашли на стыках тяг след от отвёртки, но во-первых, они "не получили тот шпангоут, в который упёрлась отвёртка", во-вторых, они не получили ту самую отвёртку, которую и надо было исследовать вместе с тягами и шпангоутом, в-третьих, они не знали вообще, что нашлась потеряная отвёртка, а чтобы сделать экспертное заключение о том, что "отвёртка стала причиной невозможности взять штурвал на себя в самый ответственный момент", надо было знать все эти обстоятельства и иметь тот самый шпангоут, в который она могла упереться, ну и отвёртку. В отдельности эти элементы не складываются в эту трагическую картину происшествия. В НИИРАТ имели только тяги, по которым разумеется никакого конкретного заключения сделать было нельзя. Ты прав, начальники очень постарались "не найти истиную причину" катастрофы, иначе отвёртку тоже бы отослали в НИИРАТ, но этого сделано не было. А при надлежащем исследовании (какой и необходим при таких катастрофах) надо было бы исследовать и все шпангоуты в "том районе" на предмет возможных вмятин, ведь шпангоуты сделаны из дюралевых сплавов и они гораздо мягче, чем отвёртка (т.е. следы могли быть найдены), и саму отвёртку, но такого исследования не сделали. А из разговоров экипажа как раз и можно было понять, что отвёртка в полёте уже цепляла шпангоут, но не как полный стопор, а видимо вскользь, слегка, вот лётчик и чувствуя какие-то зацепления, принял их за стуки, а может и был стук реальный, когда отвёртка срываясь со шпангоута, резко давала штурвалу свободный ход, ведь на рычаги штурвала нацеплено много всяких загружателей вроде АДУ, ОС и т.д..