Привет "шестым"!
Служил в Магдагачах в 1985-86 гг. борттехником на "восьмерках". Вертолетный полк - три эскадрильи Ми-8, две - Ми-6. Одна была законсервирована - лич.состав в Афгане был. В другой служил борттехником Гена Старухин (где сейчас - не знаю). С ним летал на этой чудной машине не раз - после "восьмерки" - как с лодки на корабль пересаживаться. Между прочим, полеты на Ми-26 почему-то не так впечатлили.
Потом в Афгане - Шинданд 1986-87, 302-я ОВЭ. "Смешная" эскадрилья - 8-ки, 24-ки, и пара или две пары прикомандированных Ми-6. Мы их сопровождали в Чагчаран (высокогорье от 3 до 5 тысяч) - расстояние около 400 км, у нас еле топлива хватало при полной заправке, приходилось ведрами там дозаправляться с тех же "шестерок". Они прут на высоте, а мы ниже в межгорье и все равно отстаем.
Однажды попросили Ми-6 командировочный зависнуть утречком над модулем, где жили истребители-бомбардировщики - приноровились они форсаж рано утром врубать прямо над модулями вертолетчиков. Повисел этот монстр с минуту - все поняли. Как этот фанерный барак вообще не сдуло!
А вообще, я Ми-6 со своего якутского (алданского)детства помню - летал с отцом в партии и артели на восьмерках, но разок и на нем с какой-то техникой, не помню уже.
Тоторо
14.06.2005 15:42
Ап!
фаза
15.06.2005 07:21
Это точно - вентилятор был знатный! Прилетели с грузом из Тюмени в Надым, а там на заправку живая очередь - на одну заправочную сидят и ждут с четырёх других борты. Три восьмёрки и наша "шайтан-арба", только освободится, пока запустимся - заняли восьмёрки, тогда Сизов Борис (шеф-пилот), отсиделся при малых оборотах и как только начали на заправке взлетать - прямо выдавил всех... Те бегут - "мы там на тех-то работаем..." а он ором: "Куда вы лезете - сдуем!!!". А ещё летали на малой высоте и шишки кедровые трясли, правда порой, и лесины падали...
CORA
16.06.2005 04:56
Некрасивая история на Ямале началась с прихватизации Салехардского ОАО тюменьавиатрансом, в результате полный развал отряда и безработные летчики. Поставили рулить шофера, он по указке из Тюмени и зарулил в тупик. Технику перегнали на юг, часть списали и порезали.Всего Ми-6А было 11 шт. если память не изменяет. 21040 сгорела под Надымом (без жертв)летом 1995г.
Анониму: по 44655, узнай в ПДО если ты внутри, если снаружи то "ой".
Олег
25.06.2005 21:53
Понимаю, что не по теме, но как основатель ветки хочу поделиться с Вами: 2 мая ушёл из жизни мой отец, Лётчик от Бога, пролетавший 52 года из 73-х прожитых. Если интересно, я перепечатал некоторые из его воспоминаний и выложил их отдельной страничкой на своём сайте: http://www.ukrarm.narod.ru/bus ...
gvc
26.06.2005 00:57
Грицай Виктор, штурман, Ворошиловград-84, Кобрин- 84-88, Кундуз - 85-86, Могоча - 88-91, сейчас в Краснодаре на Ан-26.
13 октября 1989 - ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА еще одного борта, Могоча, ночью при заходе на необозначенную площадку, ошибка летчика, зацепил ХВ за землю, в-т крутило, упал, загорелся. Командир вытащил правака, борттехника выдернули из-под в-та и из лужи керосина подоспевшие десантники. Механик на месте радиста сидел - сгорел. Штурман через свою дверь пытался наверно спастись - нашли неподалеку пополам лопастью п-нным. Радиста небыло в полете (УТП).
В понедельник мы вернулись из Хабаровска (АРЗ), работали на разборе - ужас.
Но хороших историй - целая куча, и нехороших с хорошим концом - также валом.
Привет всем, особенно тем, с кем довелось рядом служить!!!!!
Олег
26.06.2005 06:54
А лётчик этот живёт сейчас со мной в одном доме, в соседнем подъезде, в Херсоне.
28.06.2005 21:59
л
Матвей Глухарь
29.06.2005 11:13
Олегу - наши соболезнования.(((((
А ветку хорошую замутил, молодец.
фаза
30.06.2005 10:36
Вот вам и "батькины дети"!!!...(с хрипотцой..) Малатца, Матвей!!
А был где-то в середине вопрос по камере слежения за грузом на Ми 10 - была такая, обычная бытовая видеокамера, размером 200х300, экран монитора 14 см. Неудобства, что от тряски изображение смазывалось.
Всем всех Благ!
фаза
30.06.2005 11:43
Матвей, ты про колодки спрашивал: те, что шли в комплекте - лёгкие, для швартовки а/м в кабине, пользовали по-лени, только вначале, а потом, когда увидели, как под порывом ветра колодка давится - стали брать тяжёлые самолётные, даже упорные шипы на место ставили. А ещё в этом чудесном аппарате был писсуар - такая резиновая воронка с ручкой, в грузовой кабине справа за кабиной экипажа. Ох и дурили молодняк этим устройством - то переговорным устройство назовут, то под брюхом народ руки моет "специальным тёплым керосином".... И ещё шли радиостанции с выпускной антенной - такая груша весом килограмм на 20 метровой проволоке. При эшелонном полёте радист её выпускал, а при интенсивной уборке из-за раскачивания, ею лупило по фюзеляжу или закидывало на переднюю стойку, и потом, при рулении -отрывало. А в хвостовую балку (гаргрот) забирались 14 человек, и контроллёры с "руления" не могли найти, когда по осени летали с базы за грибами-ягодами... А когда поставили на внешнюю подвеску весоизмеритель -оказалось, что таскали и более 12 тонн...(и трещал планер). Да, можно про неё столько раз сказать "А"!!!
30.06.2005 12:57
Фаза, я не про это. Но не подумай плохого, все жутко интересно. Это же воспоминания ветеранов, черт меня дери! А колодки я имел в виду не те, что под колеса ставят на стоянке, а здоровенные кожухи, которые надеваются на колесо сверху с целью типа облагородить аэродинамику. Ну как "лапти" на Ju-87. На ранних Ми-6 эти штуки точно были, сам на фото видел. А вот насколько они были распространены в "Аэрофлоте"...
А про Ми-6 я тут еще раз вспомнил с ностальгией, как у него открывались капотные створки. Нужно было вылезти через люк на крышку кабины, вставить типа ключика в гнездо как раз под заборником и повернуть. И тогда створки откидывались одна за другой, издавая кучу "индустриальных" звуков - шипение, металлический грохот, какое-то кряканье...
фаза
30.06.2005 15:21
Относительно той катастрофы в Новоаганске - борт был не токрасноярский, не то московский. Они работали на геологоразведку, грузанулись под завязку навалом -баллоны, троса, продовольствие... и люди. При взлёте попали в снежный вихрь, потеряли контроль. Машину кувыркнуло, люди (кажется 7)погибли из-за того, что запутались в о всём этом... После АП вышел приказ об креплении груза, привязные ремни пассажирам! Ещё одна лежит под Надымом - Тюменская, там техник был придавлен грузом - мешки с паклей. причина осталась мутной - скорее экипаж заснул (ночью). она поскакала по кочкам и опрокинулась (там как раз кладбище ненецкое). Мы на неё летали 2 раза. А под Игримом лежит аккуратно на пузе (наверное лежала) - на неё летали в поисках оторваного среднего грузового трапа.
Историк
30.06.2005 17:01
фаза: Погибло, к сожалению, больше людей - 38 человек только пассажиров, геологов %
Историк
30.06.2005 17:04
фаза: Погибло, к сожалению, больше людей - 38 человек только пассажиров, геологов Аганской нефтегазоразведочной экспедиции. Про экипаж данных у меня нет. Имена этих 38 геологов высечены на памятнике в Новоаганске. Он был открыт 3 января 2004 г. в день двадцатилетия катастрофы.
Фото
http://www.admmegion.ru/news/129
aerosova
30.06.2005 20:43
to фаза:
Выпускной антенной приходилось пользоваться и на вынужденной, когда УКВ не спасало, растягивали по земле, но приходилось изолировать ветками, чтобы не "садилась" на корпус.
грузы таскали и по 14 тонн, ( потом по справочнику определили, заказчик как всегда "нагрел"),
внутрь спокойно входил ГАЗ-66, (на спущенных колесах), трелевочный трактор (однажды тракторист после загрузки и швартовки, вылезая из кабины перед перелетом, зацепил рычаг подъема плиты. Так после прилета, на запуске трактора для выезда из вертолета плита начала подниматься и "распирать" фюзеляж изнутри, вертолет долго стоял, пока определяли, можно ли летать дальше с растянутыми шпангоутами), да мало ли еще чего было...
фаза
01.07.2005 13:26
извиняюсь за погибших - в памяти затёрлось... а аэродинамических обткателей, кроме, как на первых фото - не видел! Зато на первой модели капоты снимали автокраном. А с ГАЗ 66 мы тоже летали - где-то по северам на базировке возили нам на нём же горючку. Сливали в дополнительные бочки, а потом через бортовой топливозаправщик закачивались...Думаю, если бы не экономическая разруха - ещё летата бы техника! А то - движки и редуктора ремонтировал Кировобад, гидравлика - Ташкентская, радиостанции какие-то были из киева. Вобщем как вся тогдашняя техника. Машинка была рабочая, как говорили на совещании в 1987 в Новосибирске - 25 лет "лидества" для Ми 6 оказалось детским возрастом. Выше правильно писал очевидец, что в АРЗ в Новосибирск прилетали с дырами на створках... Мы летели без верхних капотов горячих отсеков, т.к. пришлось взять деформированный (по нему проехал вертолёт, стоявший на замене всего "чердака" (оба движка, редуктор, вентилятор). Его сорвало с колодок , тк лёгкий и тормозная незадействованая. И клина между створками небыло, и трап оторван... А уж сколько слесарили на брюхе и створках - заплата на заплате.. И пяту вырывали шофера...
Дема
01.07.2005 14:51
кстати, насколько я слышал, при строительстве ЛЭП Комсомольск-Совгавань примерно 1983 году была то ли авария то ли катастрофа кажется Ми-6 в районе станции Тумнин, что в Ванинском районе
Олег
02.07.2005 06:50
А вот Ми-2 впихнуть в Ми-6 не удалось. Хоть и без редуктора и на ложные шасси его переобули. Нехватило несколько сантиметров.
04.07.2005 14:16
и смекалка не помогла??? А что на подвеске далеко тащить было?
Матвей Глухарь
04.07.2005 16:51
В самом деле, какой резон? Ми-2 по жизни своим ходом перегоняли, благо перегоночная дальность с двумя баками около 860 км. Как-то зимой 1987 года попал в руки бортовой журнал от 15725 (Маган), так там ажно Хабаровск фигурировал.
Вопрос дилетантсткий, я понимаю, но все же зачем одно в другое пихать?
Олег
04.07.2005 21:38
Было это году примерно 1995-м. аэродром 'Гончаровское' недалеко от Чернигова, с которого работали по Чернобылю - разгоняли, оставляя там лишь авиакомендатуру. Вот мы и летали туда растаскивая ихнее барахло по разным частям. Летающие вертолёты перебазировались самостоятельно, а вот парочку Ми-2-х кто-то из Киевского начальства решил перевезти на Ми-6. Устроили промеры. Расчеты технически грамотных умников показали, что такое возможно. Ну, прилетели мы, переобули на ложные шасси и давай его, этот бедный Ми-2 пихать. И передом пробовали и задом. Никак не идёт. Сантиметров не хватает. Некоторые изверги предложили кувалдой подрихтовать капот. Рука ни у кого не поднялась. Короче говоря их КАМАЗами увезли.
кличка
08.07.2005 00:08
Кто знает что-нибудь о судьбе Коли Маляренко из Ташкента, экстерном закончил Сызранское, летал на Ми-6 в конце 60-х, в начале 70-х годов.
Андрей
11.07.2005 10:21
Летом прошлого года (июль 2004) Ми-6 пролетал над селом Переволоки, Самарская Лука, окрестности Тольятти и Самары. Шёл на высоте 200-300 метров. Весь дачный массив высыпал на улицы. у нас над Тлльятти Ми-8 и Ми-2 часто летают на ВАЗ и местное население вертолётом не удивишь. А тут такая махина, да с крылышками!!! Все охали да ахали. жаль фотика с собой не было - все локти себе потом кусал, авиаманьяк я капитальный. А так летал на Ми-6 в 1984 в детстве раз восемь в Якутии, п. Омчикандя, Батагай, Депутатский, с отцом на вахты ездил.
игорь
11.07.2005 12:37
332 огвп прибылово ленво 79-81гг
борт 73 3вэ
борттехник Минайченков и .в.
может кто откликнктся
игорь
13.07.2005 16:13
2 Joss
на моем борту МИ-6 ПСС №73 зав.4604 в ч55745 Приылово ЛенВО
стояла бортовая телевизионная установка(БТУ)
камера была вмонтирована в хв.балку внизу чуть ближе стабилизатора
экран и пульт у правака между ног
в зависимости от угла наклона камеры были видны от створок и далее вниз
говорили что для работы на висении но применять не пришлось
leps
13.07.2005 19:07
Мужики я работаю в Нюрбе
Летал на Ми-6, чуваки с днем железнодорожника !!!
Не плачте за тангентой !!!
фаза
15.07.2005 13:45
очень жутко было наблюдать за запуском Ми 6 при температуре за -30. Вертолёт раскачивался и кренился всед за ходом лопастей. Если плохо меняли маслов вертикальных шарнирах (МГП+АМГ10), или плохо прогревали - срезало в них шпонку, или принизких температурах было положено контролировать конус НВ при выключении - емело место закусывание ограничителя свеса лопастей, с последуюшем выпадением лопасти и ударом по стабилизатору и балке.... Не отрубало, но вмятины сильные!!
Матвей Глухарь
15.07.2005 13:54
Фаза привет! Отрадно видеть что ветка жива!
Да, процесс запуска Ми-6 - это шоу со звуковыми и световыми эффектами. ВСУ воет едва ли не громче Д-25, из выхлопных патрубков временами пыхает пламя, зловеще посвистывают лопасти. Класс! А в полете какой звук! Словами не передать.
И все это - в глубоком, отдаленном детстве.
Alter
15.07.2005 17:56
Родился в поселке Кысыл-Сыр, был почти свидетелем катастрофы двух вертолетов (тогда я был еще школьник), вертолеты сгорели поздно вечером (часов в 12 или час ночи), утром пришел в аэропорт - от них горстка пепла и обгоревшие лонжероны винтов. Все сгорело дочиста. На ми-6 летал несколько раз до якутска, а так - постоянно наблюдал. И окна дрожали при посадке. Солидная машина)))
aerosova
16.07.2005 14:11
to leps:
Родной, с какого года в Нюрбе, как там жизнь?
Работает ли единственный светофор около универмага?
Может есть фотографии примечательных мест?
А за тангентой, ты прав, очень скучаю...
aerosova
16.07.2005 14:14
to Alter:
Кысыл-Сыр - одна из основных "точек" нашей
эскадрильи, провел там не одну командировку...
особенно нравилась баня после дня на морозе.
В 1976 году в Сургут пришла "железка", но на Ми 6 возили от письменных принадлежностей, белья, всякого железа для экспедиций, денег для госбанка (по 4 тонны), а несколько раз летали за циплятами для построенной птицефабрики в Боровское под Тюмень. Сели прямо на окраине деревни на дорогу, а с местной птицефабрики в ящиках на тракторных тележках возили этих циплят. Забили под потолок всю грузовую кабину - вонь, гвалт, МУХИ!!! Перед взлётом народ начал собираться на шоу!! Мы всем помахали, чтобы расходились, да разве уговоришь... Раскрутились - сидят на мотоциклах и велосипедах, стоят в обнимку, сопротивляются... А как взлётный ввалили... Вот тут кино и началось: кто - куда, а главное - как... Земля чёрная там, такая пылюга поднялась... Загрузка тонн 6 - 7, взлёт с проседаньицем... Ох и катался народ (не от хохоту). Во второй прилёт уже не так весело было. А летели с промежуточной посадкой и дозаправкой в Увате. Там нас жуть как не любили, за любвеобилие к топливу (тонн 6-7)4 говорят - не дадим! А, ну тогда мы сейчас вертолёт закрываем и в горком звоним, а вас как врагов.. потому, что пока летели - ципки стали одни от тесноты - дохнуть, которые из ящиков выбрались - расселись на жгутах и трубопроводах.. из яжиков головы торчат. Уватские репы почесали, да давай заправлять. После разгрузки дома - ещё дня три вылавливали после ночи этих циплят, вонь месяца два стояла - не могли выветрить(хоть и мыли нещадно), а мухи так до зимы терроризировали - кровопийцы
kolton
18.07.2005 15:43
Олег!Я летал вместе с valti на МИ-6 в Телави, ДРА.. Подскажи мне Конохов Александр выпускник 1981г.(Саратов ВВАУЛ), если это он -мы учились и летали в одном отделении.Я ищу своих друзей!Извиняюсь за беспокойство.
игорь
21.07.2005 10:05
ребята недавайте ветке засохнуть
наших Ми-6 нет но мы то остались
Олег
23.07.2005 06:32
Конохов Александр Михайлович? Парт кличка "Михалыч", здесь он, в Херсоне. Шо передать и от кого? Пиши на мыло.
24.07.2005 21:29
Ряд вопросов тем, кто работал на ми6:
Где можно найти описание топливной системы, электрооборудования, гидросистемы? (верстаю полноценную модель для MSFS2004/2002)
Звук запускаемого двигателя на запуске похож ли на звук ми8т?
Где был размещен пульт управления АИ-8, и где стоял сам агрегат?
У кого из экипажа находился пульт запуска д-25, и РОДы?
Много ли оборудования стояло в кабине штурмана, и вообще сильно ли он был загружен работой в полете?
Бортрадисты летали весь период эксплуатиации ми-6 или были за ненадобностью упразднены и кроме связи были ли они загружены чем-то еще (например как на ан12 энергетикой)?
Матвей Глухарь
25.07.2005 13:48
Матвей Глухарь
Отвечаю на часть вопросов. Заранее извиняюсь за свой дилетантизм.
1. Звук при запуске ИМХО все же другой. Дружище, прими во внимание, что Ми-6 запускается от ВСУ, которая при запуске очень громко орет, и при этом глушит все эти восхитительные звуки, свойственные раскрутке основных СУ от стартера, воспламенению топлива в камере сгорания и т.д. Иными словами, из-за маленькой турбинки, которая, кстати, находится на внутренней стороне створки грузового люка, не слышно всего основного.
2. Пульт запуска Д-25 находится на отдельной консоли на полу кабины, справа от командира. Он еще прикрыт сверху такой железной крышечкой на петлях, а сверху надпись по трафарету "Запуск двигателей". Что такое РОДы я так и не въехал (ну уж не то, что приходит на ум);)))). Если имелись в виду РУДы, сиречь секторы газа, так ведь нетути их на Ми-6. И на Ми-8 нет, и на Ми-2, а есть рычаг ШАГ-ГАЗ у командира и у второго пилота. А рядом с ними есть еще секторы раздельного управления, на тот случай, если один движок сдаст.
3. Аппаратуры в кабине штурмана на Ми-6 ИМХО не так-то уж и много. А насчет работы в полете, я думаю, лучше всего ответит Аэросова.
техник
25.07.2005 19:35
РОДы- они же стоп-краны, предназначены для останова двигателей, и подачи топлива к двигателю (бывают электрические или тросовые)
техник
26.07.2005 00:31
есть ли здесь на этой ветке кто-нибудь кто летал бортинженером (бортмехаником или борттехником) на ми-6 (вопросы по параметрам силовой установки)
Матвей Глухарь
26.07.2005 09:17
А-а, вот оно что... На Ми-8 и Ми-2 эти ручки прямо у КВС над головой. При мне их РОДами никто не называл, и в РЛЭ по Ми-2, которая у меня еще с тех времен сохранилась, везде написано ''Стоп-краны''.
Про МИ-6 я правда не помню. Вроде бы они у бортмеханика на пульте, а пульт за спиной у КВС.
техник
26.07.2005 12:04
Не понял ВСУ висела на створке, что-ли?!?!?
И все таки БР был главным бездельником, или ему тоже приходилось попотеть?
Oleg
31.07.2005 22:02
В Монино в музее ВВС развернута историческая выставка, в которой представлено более 100 различных летательных аппаратов. Вертолёт Ми-6 представлен двумя бортами. Пожарный вариант http://fotoplenka.ru/avtor/uar ... и десантно-транспортный вертолёт http://fotoplenka.ru/avtor/uar ... Фотографии отсняты и получены мною сегодня, 31 июля 2005г.
Aleksandr
02.08.2005 18:05
Олег, привет!
39 борт, у меня в качестве, заставки на рабочем столе, на ПК. Ми-6 действительно уникальная машина, в Афгане она показала на, что способна. В Кандагаре я летал, б\техником, в экипаже В.Кунова, шт-н Куяров Ю. , сейчас живут в Херсонею - привет им. Увольнялся из Херсона, в 1991 году. Память это хорошо и ещё если её освежают, то совсем хорошою. В Монино были с сыном в прошлом году, в день авиации, в этом на МАКС пойдём.
техник
03.08.2005 00:41
и все таки-Не понял ВСУ висела на створке, что-ли?!?!?
И все таки БР был главным бездельником, или ему тоже приходилось попотеть?
мии
03.08.2005 02:27
Робяты, а где памятник МИ-6 стоит(стоял)хоть знаете? а ?и как он там оказался?и почему?между дрочим сохранился и ЖПС и бортовой.
игорь
03.08.2005 16:28
2 ТЕХНИК
ВСУ она же АИ-8 она же аишка
на Ми-6 первых серий-выкатная тележка
сначала еевыкатывали по рампе потом запуск потом -кати назад удовольствие выше среднего
на Ми-6А вконтейнере на левой створке выхлоп и забор на створке
пульт запуска Аи-на полу пилотской кабины
около праввой ноги борттехника
запускает ее он
стоп-краны на потолке кабины между командиром и правым
радист в ВВС летал всегда
в полете не делал ни хрена
на земле-помогал чехлить
Матвей Глухарь
03.08.2005 18:01
Ура! Ветка жива, таки!
Именно так, она висела на створке с левой стороны. Найди какую-нибудь приличную фотку Ми-6, на створке в верхней части увидишь круглое отверстие размером с блюдце и рядом характерный "хвост" выхлопа. Кстати, по поводу гари. Ми-6 субъективно коптился меньше других, хоть я его никогда не мыл; а вот Ми-2 довелось, и это был тихий ужас. Бывало, отмоешь оранжево-синий 15725 или бело-синий 20062, и он стоит как игрушка. Пришел пилот, запустился - и все! Прямо у тебя на глазах машина покрывается толстым-толстым слоем гари.
Я это к тому, что вышел у меня спор с одним знакомым, он утверждает, что Ми-2, которые сейчас закупают западники, окрашивают каким-то особым колером, к которому гарь типа не пристает. Правда это или нет?
игорь
04.08.2005 10:18
еще о бортрадистах
при переводе на лето вполку собирали всех стукачей
выдавали им щетки мыло хозяйственное прикрепляли машину АРС имыли Ми-6
получалось очень даже ничего
Служил в Магдагачах в 1985-86 гг. борттехником на "восьмерках". Вертолетный полк - три эскадрильи Ми-8, две - Ми-6. Одна была законсервирована - лич.состав в Афгане был. В другой служил борттехником Гена Старухин (где сейчас - не знаю). С ним летал на этой чудной машине не раз - после "восьмерки" - как с лодки на корабль пересаживаться. Между прочим, полеты на Ми-26 почему-то не так впечатлили.
Потом в Афгане - Шинданд 1986-87, 302-я ОВЭ. "Смешная" эскадрилья - 8-ки, 24-ки, и пара или две пары прикомандированных Ми-6. Мы их сопровождали в Чагчаран (высокогорье от 3 до 5 тысяч) - расстояние около 400 км, у нас еле топлива хватало при полной заправке, приходилось ведрами там дозаправляться с тех же "шестерок". Они прут на высоте, а мы ниже в межгорье и все равно отстаем.
Однажды попросили Ми-6 командировочный зависнуть утречком над модулем, где жили истребители-бомбардировщики - приноровились они форсаж рано утром врубать прямо над модулями вертолетчиков. Повисел этот монстр с минуту - все поняли. Как этот фанерный барак вообще не сдуло!
А вообще, я Ми-6 со своего якутского (алданского)детства помню - летал с отцом в партии и артели на восьмерках, но разок и на нем с какой-то техникой, не помню уже.