А этот Ютэйровский Ми-6А уже не летает?
Фото свежее, август прошлого года и вертолет смотрится ухоженным.
http://www.airliners.net/open. ...
Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
↓ ВНИЗ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← На главную страницу |
Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
Реклама на сайте | Обратная связь |
Вертолет пикирует в тайгу (1987)
Переночевав у геологов-нефтеразведчиков на базе Русскинская, экипаж Ми-6А принялся с рассветом за привычную работу - разводить по окрестным буровым людей и грузы. В третий рейс за утро отправились с ношей отнюдь не экзотичной. На внешней подвеске вертолет должен был доставить продовольственный склад - здоровенный деревянный контейнер весом в три тонны, битком набитый съестными припасами для дальней экспедиционной партии. Через круглый люк в днище кабины спускался наружу от лебедки толстый трос.
Задание для опытного экипажа под командованием Ю.Егорова было заурядным. Запущены турбины, вертолет весом более 30 тонн начал набирать высоту, увлекая за собой крепко сколоченный ящик-продсклад. С высоты их полета - метров полтораста от земли, на скорости 80-90 км/ч, которую нельзя превысить из-за подвешенного груза, - были хорошо различимы заснеженные сосны и ели, тянувшиеся вершинами к хмурому небу.
Шла двенадцатая минута полета, когда резкий металлический скрежет прорвался сквозь рокот турбин. Посторонний звук шел откуда-то сверху, с ''крыши'' кабины, где под кожухом размещается трехтонный главный редуктор - система зубчатых колес, вращающих несущий и хвостовой винты. В самом цен тре приборной доски перед пилотами вспыхнули сигнальные табло, но и без того летчики поняли: случилась редчайшая и непоправимая авария. Редуктор разрушился, и его оломки мешают винту самораскрутиться, перейти на спасительный режим авторотации.
Дальнейшие события разворачивались стремительно, но, упреждая их на мгновения, еще быстрее действовал, ка кодин человек, весь экипаж. Сказалась большая опытность летчиков, их совместная работа в этом составе уже около трех лет. Сохранившаяся в ''черном ящике'' запись переговоров, расшифрованные позже показания бортовых средств контроля позволили по секундам восстановить происходившее в кабине Ми-6А. Этих секунд до встречи с землей прошло двадцать одна.
Голоса на пленке звучат ровно, спокойно, точно сидят они в креслах тренажера, а не в заваливающемся на бок металлическом коконе, который вот-вот шмякнется о тостенные стволы деревьев. Используя остатки летучести, командир каким-то чудом погасил поступательную скорость и виртуозно выровнял машину, придав ей посадочное положение. Штурман успел покинуть свое кресло в остекленном носовом обтекателе - самое опасное место при вынужденной посадке.
Нажата кнопка раскрытия электромеханического замка - угловатая глыба контейнера сброшена вниз. Следом, чуть медленнее, парашютируя на едва вращающемся винте, падал на лес Ми-6А. Дотянуть до недалекого болотца не удалось, но единственный просвет между деревьями Юрий Егоров все же высмотрел и сумел направить туда вертолет. Буквально в последние мгновения перекрыли, как положено по инструкции, топливные магистрали и обесточили все электрокоммуникации - пожара после падения быть не должно.
Медленно врашающиеся лопасти срубили несколько верхушек у ближайших елей и сосенок, прежде чем машина рухнула на мягко спружинившую моховую подстилку. Оказавшиеся по бокам стволы, словно пики, проткнули небольшие вспомогательные крылышки вертолета. В самой же кабине никто не пострадал.
В трех метрах от вертолета лежал разбившийся продсклад. Через два часа аварийно-спасательная команда, прибывшая на Ми-8, эвакуировала всех, кто был на борту оставшегося лежать в тайге вертолета.
Комиссия Госавианадзора СССР несколько недель изучала все обстоятельства случившегося с Ми-6А, действия каждого из летчиков. Было вынесено заключение о причине разрушения редуктора, произошедшего по вине ремонтного предприятия, и сделаны рекоендации, исключающие подобные случаи в дальнейшем.
Один из выводов комиссии - обратиться к руководству ''Аэрофлота'' с просьбой поощрить вертолетчиков. За проявленную выдержку, высокое профессиональное мастерство и четкие действия в аварийной ситуации экипаж Сургутского авиапредприятия был отмечен в приказе министра гражданской авиации.
В.Беликов
(к статье было еще фото)
На снимке, сделанном несколько дней назад - командир корабля Ю. Егоров, второй пилот П.Чернов, штурман А. Рахимчанов, бортмеханик М.Буланов и бортрадист А. Кравченко на аэродроме в Сургуте.
Газета ''Неделя'', вроде бы 1987 год, не позже, заметка была в январе-месяце.