Уважаемые форумчане! Предлагаю открыть ветку об авариях и катастрофах военно-транспортных самолетов в ВВС и ВМС СССР, аналогичную ветке 'Последний бой Ту-16', где совместными усилиями мы собрали значительное количество случаев аварий и катастроф этого самолета. Для начала привожу статистику, которой я располагаю. Прошу всех, кто может что-либо дополнить, выкладывать свою информацию тоже.
31/01/59 Ан-12 Витебск, 8900202
Одновременное самопроизвольное отклонение триммера руля направления и флюгирование пропеллера одного из двигателей. Выжил только стрелок-радист.
15/10/59 Ан-8 близ Тулы
21/11/59 Ан-12 близ Иркутска, 8900606
Разбился на аэродроме "Белая". Рассоединение тяги элерона или пожар. Выжил один стрелок-радист.
23/12/62 Ан-12 близ Норильска, 09011406
Врезался в вершину горы. Выжил лишь стрелок-радист.
18/10/63 Ан-12 близ Асуана, Египет . 31 чел. погиб
Разбился и сгорел при попытке совершить посадку в условиях песчаной бури.
19/10/64 Ил-18 Близ Белграда. 33 чел пог СССР-75668
Врезался в гору Авала в 180 м от ее вершины при заходе на посадку и взорвался. Самолет находился слишком низко и в стороне от глиссады. На борту находились высокопоставленные советские военные во главе с маршалом Бирюзовым, направлявшиеся для участия в торжествах, посвященных 20-ти летию освобождения Югославии от фашизма.
07/07/65 Ан-12 Каир 30 из 31 чел пог
Разбился и сгорел после взлета.
22/06/68 Ан-12/Ил-14 близ Юхнова 120 чел пог (96 и 24) Каунас-Рязань и Внуково-Гомель.
Во время крейсерского полета на высоте 4 000 м почти под прямым углом столкнулся с самолетом Ил-14 "Аэрофлота". Киль Ан-12 распорол нижнюю часть фюзеляжа Ил-14. Ан-12 разломился пополам, рухнул в лес и взорвался. Ил-14 упал в 800 м от него, не загоревшись. Ан-12 следовал последним в группе из трех самолетов. На его борту находился 91 десантник и 5 членов экипажа, направлявшиеся для демонстрации тактических действий министру обороны СССР. Два других Ан-12 перевозили боевую технику. Пилот Ил-14, ссылаясь на турбулентность, неоднократно запрашивал разрешение сменить эшелон, в чем ему было отказано. Тогда он снизился самовольно. На борту этого самолета, следовавшего из Москвы в Гомель, находилось 24 человека.
16/05/72 Ан-26 Светлогорск 33 пог (8 чл эк и 25 на земле)
Самолет возвращался на аэродром после полета над морем с целью разведки погоды. Экипаж не переставил барометрический высотомер на давление аэродрома. В результате он показывал большую, чем истинную, высоту. При пересечении береговой линии Ан-26 вошел в полосу густого тумана. В условиях отсутствия видимости земли самолет оказался на недопустимо малой высоте и врезался в здание детского сада в жилом квартале. Из находившихся в здании выжили лишь двое взрослых. 23 из погибших - дети.
09/10/78 Ан-12 Эфиопия
Сбит при заходе на посадку. Экипаж погиб.
25/12/79 Ил-76 Близ Кабула СССР-86036 47 пог.
Врезался в вершину горы на высоте около 5 000 м при снижении ночью для посадки на незнакомый аэродром в условиях отсутствия навигационной помощи с земли. На борту находились десантники Витебской дивизии, перебрасывавшиеся в Кабул в первый день ввода советских войск в Афганистан.
12/12/80 Ан-26 юг Анолы 5 пог.
Сбит повстанцами УНИТА недалеко от границы с Намибией.
07/02/81 Ту-104 Пушкин 52 пог. СССР-42332
Сразу после отрыва при снегопаде на высоте 50 м накренился на правое крыло, рухнул рядом с ВПП в перевернутом положении и взорвался. Нарушение центровки из-за неправильного крепления груза и размещения пассажиров. На борту находилось командование Тихоокеанского флота СССР. В числе погибших - 16 адмиралов и генералов, в том числе командующий флотом. Они возвращались к месту прохождения службы после командно-штабных учений.
25/04/83 Ан-12 Афганистан
Сбит
16/09/83 Ан-12 Афганистан
25/05/84 Ту-134 близ Донецка, 2350202
Через 12 минут после взлета на высоте 4 200 м началась сильная раскачка по курсу и крену. Самолет подвергся воздействию больших переменных вертикальных и боковых нагрузок, снизился до 2 750 м и через 38 секунд разрушился в воздухе. При ремонте на военном заводе были перепутаны два провода подключения резервного преобразователя к основной шине в электросхеме демпфера рысканья. Самолет долгое время летал с использованием только основного преобразователя. В данном полете в условиях прохождения зоны сильной турбулентности из-за грозы был использован резервный преобразователь. Сразу после его включения демпфер стал работать прямо противоположно своему назначению - резко отклонять руль направления на максимальные углы. Руль высоты и элероны также начали самопроизвольно отклоняться, а авиагоризонт и курсовая система отказали.
21/09/84 Ан-12 близ Саракчара, Афганистан 50 пог
Сбит
хх/хх/84 Ан-12 пров Логар, Афганистан 10 пог
Сбит
27/10/84 Ил-76 20 км юв Кабула около 20 пог, СССР-86739
Сбит
11/11/84 Ан-12 близ Кабула
Сбит
22/01/85 Ан-26 Афганистан
Сбит
03/05/85 Ан-26/Ту-134 15+79 пог
Столкновение
08/06/85 Ан-26 Ахтубинск? 8 пог
Диспетчер после пролета над ВПП при уходе на второй круг ошибочно дал команду на отворот в зону, где в это время истребитель МиГ-23 проводил учебный пуск ракеты по наземной цели (вертолету с работающим двигателем). Система наведения ракеты выбрала ближайшую цель и поразила Ан-26, который возвращался после облета средств РТО. Экипаж Ан-26 и пилот МиГ-23 использовали для связи разные радиочастоты.
22/09/85 Ан-12 Афганистан 26 пог
Сбит
29/11/86 Ан-12 между Кабулом и Джелалабадом 6 пог
Сбит
26/12/86 Ан-26
Сбит
27/12/86 Ан-30 Близ Кабула
Сбит
12/07/87 Ан-12 Кандагар 3 пог
Подбит после посадки, столкнулся с РЛС и загорелся.
13/09/87 Ан-26 Кундуз 15 пог
Сбит
21/10/87 Ан-12 Кабул 10 пог
Столкнулся с вертолетом над аэропортом Кабула.
22/10/87 Ан-26 Афганистан 2 пог
20/04/88 Ан-26 6 пог
Выполнял серию тренировочных посадок с уходом на второй круг в ночных условиях без использования освещения. После очередного касания резко был прибавлен газ, что вызвало автоматическое флюгирование пропеллера правого двигателя, замеченное экипажем лишь на высоте 70 м. Попытка запуска двигателя не удалась из-за неграмотных действий экипажа. Самолет потерял скорость, задев крышу сельского дома, рухнул на землю, разрушился и частично сгорел.
08/08/88 Ан-12 близ Ейска
Поочередный отказ всех двигателей. Разбился и сгорел при вынужденной посадке на мелководье в нескольких км от ВПП. Большая часть экипажа и пассажиров погибла. Вода в топливе.
27/08/88 Ан-12 Кабул
13/03/89 Ан-26 Азовское море 6 пог
Стекло кабины внезапно пробила птица. Пилот на мгновение потерял работоспособность Самолет-лаборатория накренился и задел крылом поверхность моря. Полет выполнялся в рамках испытаний прицельной системы в темное время суток и на малой высоте.
хх/08/89 Ил-76 близ Чудово
Разбился в СМУ. Экипаж погиб.
12/10/89 Ан-12 Кировабад 7 пог (4 на Ан-12, 1 на Су-24 и 2 техника)
Экипаж истребителя Су-24 по ошибке в ночных условиях начал взлет по рулежной дорожке. Су-24 врезался в хвостовую часть Ан-12, который в этот момент заправляли топливом. Оба самолета сгорели. Один из членов экипажа за мгновение до столкновения катапультировался.
26/10/89 Ан-26 Близ Елизово 36 пог
Врезался в гору при заходе на посадку в плохую погоду.
26/11/90 Ан-12 Алма-Ата 8 пог
Разбился во время ухода на второй круг.
26/09/91 Ан-26 близ Киева 2 из 8 пог
Выработал топливо и разбился при вынужденной посадке вне аэродрома.
16/11/91 Ан-12 Амдерма 20 из 22 пог
Из-за преждевременного снижения в плохую погоду крылом задел склад боеприпасов и разбился.
Взято с веб-страницы
http://aviarh1.narod.ru
Катастрофы Ан-12
1 октября 1969 года при полете НСМУ по учебному маршруту самолет Ан 12 в районе аэродрома Псков подрезал маршрут и врезался кабиной в пушку другого Ан 12. Командир корабля тут же погиб, помощник выпрыгнул а экипаж /6 чел/ погиб.
3 июня 1969 года в районе аэродрома Псков НУМП столкнулись на высоте круга два Ан 12. Один уходил на второй круг, другой снижался к первому развороту. Оба экипажа /14 чел/ погибли.
28 октября 1970 года в районе аэродрома Иваново НУМП при заходе на посадку самолет Ан 12 столкнулся с землей, уходя на 2 круг потерял скорость, упал и сгорел.
6 декабря 1971 года в районе аэродрома Мелитополь на маршруте в боевом порядке ДСМУ самолет Ан 12 попал в спутную струю от другого самолета, свалился и разбился. Виновен командир экипажа, уменьшивший скорость до 300 км/ч, думая, что обогнал ведущего.
В конце 1972 года в Египте на маршруте столкнулся с горой самолет Ан 12 морской авиации /Астафьево/. Экипаж погиб.
26 мая 1972 года в районе аэродрома Паневежис на маршруте в боевом порядке НСМУ, снижаясь на ПМВ и увлекшись поиском ведущего, самолет Ан 12 столкнулся с землей. Самолет пропахал поле и остановился. Чудом выжил только бортехник самолета.
23 октября 1972 года в районе аэродрома Тула НСМУ столкнулись на 4 развороте два Ан 12 по вине РП. Погибли оба экипажа и около десятка пассажиров.
25 апреля 1973 года на учениях при полете по маршруту НПМУ, снизившись на ПМВ с ошибкой в 100 м, столкнулся с ЛЭП и сгорел самолет Ан 12.
На аэродроме Фергана после взлета из-за превышения взлетной массы с потерей скорости после уборки закрылков упал и разбился самолет Ан 12.
В районе Витебска из - за облединения свалился и взорвался при ударе о землю самолет Ан 12. Экипаж и пассажиры погибли.
В районе аэродрома Укурей НСМУ в условиях облединения экипаж из - за отказа трех двигателей покинул самолет Ан 12. Командиру экипажа не хватило высоты, чтобы парашют затормозил его падение. Он погиб а остальные спаслись.
21 декабря 1977 года на учениях НПМУ в районе Шауляй - Печоры столкнулся с истребителем самолет Ан 12ППС / постановщик помех/. Самолет упал, экипаж погиб.
9 декабря 1979 года в районе аэродрома Чирчик после взлета столкнулся с горой самолет Ан 12, часть экипажа и пассажиров, летевших на расследование поломки, случившейся в этот же день
с другим Ан 12 на аэродроме Кокайды, погибла.
6 января 1980 года на аэродроме Улан - Уде ДПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Самолет загорелся, экипаж погиб.
7 января 1980 года на аэродроме Кабул ДПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Погиб штурман.
3 ноября 1980 года на аэродроме Чита НПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Самолет разрушился и сгорел, экипаж погиб.
12 января 1982 года в районе за 4 км до аэродрома Улан - Уде потерпел катастрофу Ан 12 из-за полной выработки топлива. Самолет разрушился и сгорел, экипаж погиб.
16 ноября 1982 года в районе аэродрома при УМП потерпел катастрофу Ан 12. КК не включил АГД и после взлета из - за потери пространственной ориентировки свалился на крыло и разбился.
В 1987 году на аэродроме Кандагар ДПМУ при обстреле на посадке потерпел катастрофу Ан 12. Самолет врезался в РСП и сгорел.
1 сентября 1988 года на аэродроме Приволжский ДПМУ упал и потерпел катастрофу Ан 12 ППС между ДПРМ и БПРМ.
Катастрофы Ил 76
5 декабря 1979 года НПМУ в районе аэродрома Кабул экипаж самолета Ил 76 уклонился от схемы захода на посадку. Самолет врезался в гору. Экипаж / из Паневежиса/ и пассажиры погибли.
Весной 1980 года в районе аэродрома Витебск при заходе на посадку из-за несинхроного выпуска закрылков перевернулся и разбился самолет Ил 76. Экипаж погиб.
28 октября 1984 года ДПМУ в районе аэродрома Кабул экипаж самолета Ил 76 был сбит зенитной ракетой. Экипаж /из Паневежиса/ и пассажиры погибли.
28 апреля 1987 года в районе аэродрома Мелитополь при полете в боевом порядке столкнулись и потерпели катастрофу два самолета Ил 76. Экипажи погибли.
11 декабря 1988 года под Ленинаканом разбился самолет Ил-76МД ВВС СССР. Самолет врезался в гору из-за ошибки экипажа - указатель высоты был неправильно урегулирован. Погибли 9 членов экипажа и 63 военных, призванных из запаса для ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года.
18 октября 1989 года сразу после взлета с одного из аэродромов Баку у самолета Ил-76МД загорелся двигатель. В результате было частично разрушено крыло, самолет потерял управление и упал в Каспийское море. Как выяснила комиссия, причиной стала конструкционная недоработка двигателя. Погибли 9 членов экипажа и 48 военнослужащих ВДВ.
20 октября 1989 года при подлете к Ленинакану, в нескольких километрах от аэродрома назначения разбился Ил-76ТД. Самолет врезался в гору из-за ошибка экипажа, неправильно отрегулировавшего показатель высоты. Погибли 9 членов экипажа и 9 сопровождающих.
1 февраля 1990 года в районе аэродрома Паневежис разбился самолет Ил-76МД. Погибли 9 членов экипажа.
27 марта 1990 года в 4 километрах от взлетно-посадочной полосы в Кабуле разбился Ил-76МД советских ВВС. При падении самолет взорвался, погибли 8 членов экипажа Аэрофлота, арендовавшего самолет. Причину катастрофы установить не удалось.
Катастрофы Ан-22 'Антей'
18 июля 1970 г. Ан-22 N02-07 (СССР-09307), командир экипажа майор А.Бояринцев, во время оказания интернациональной помощи народу Перу, пострадавшему от землетрясения, пропал над океаном через 47 минут после вылета из а/п Кефлавик. Причину его исчезновения так и не удалось установить.
В декабре 1970 на Ан-22 N02-05 (СССР-09305) под управлением H.Скока через 40 минут после взлета из а/п Дакка (Индия) в полете выключились все 4 двигателя. Один из них удалось запустить, но при посадке в а/п Панагарх (Индия) Ан-22 перелетел на высоте 1 м почти всю ВПП (2200 м), сделал "козла", разрушился и сгорел. Причина - отрыв одной из лопастей винта, разрушившего проводку управления двигателями.
В декабре 1976 г. в Сеще разбился Ан-22 N05-01, командир экипажа В.Ефремов. При выполнении полета с целью замера усилий в элементах проводки управления при чрезмерном отклонении рулей направления машина вошла в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал "на себя", что привело к выходу на критические углы атаки и перевороту самолета.
8 июня 1977 г. на взлете в Сеще Ан-22 N04-05 на разбеге не оторвался от земли и врезался в лес. Экипаж не пострадал, но машина восстановлению не подлежала. Причина - не расстопорены рули перед взлетом.
В июне 1980 г. при заходе на посадку в а/п Внуково на борту самолета Ан-22 ?06-01 (командир В.Шигаев) возник пожар из-за "теплового разгона" аккумуляторных батарей. При сильном задымлении в кабине экипажу не удалось удержать машину на глиссаде, произошла посадка на сильно пересеченную местность до ВПП, самолет разрушился и сгорел. Погибли три члена экипажа, в т.ч. командир.
13 марта 1987 г. парк "Антеев" уменьшился еще на одну машину - при посадке в грозу и без подсветки полосы в а/п Аддис-Абебы (Эфиопия) была совершена грубая посадка (посадочная скорость 265 км/ч, вертикальная перегрузка 2.35), разрушена одна из левых основных стоек шасси, повреждены обтекатель шасси и крыло. После восстановления дальнейшая эксплуатация машины была признана нецелесообразной и 30 сентября машину перегнали своим ходом в Монино, где он стал экспонатом музея ВВС.