В гражданскую авиацию я попал случайно. В 1993 году закончил историко-английское отделение пединститута и пошел поработать в международный сектор аэропорта Мурманск. Думал, что поработаю пару месяцев. Да так вот в ней и остался — в вашей этой гражданской авиации.
И работая, наблюдал те реформы, которые шли все это время. Реформы, которые трансформировали великий советский «Аэрофлот» (читай — министерство ГА) в то, что мы имеем сейчас.
В 1994 году впервые побывал в соседнем с Мурманском норвежским аэропорте г. Тромсё. Меня поразило, как далеко ушли норвежцы. Международный аэропорт Мурманск на этом фоне казалось пребывал в каменном веке. Помню, наблюдал в Тромсе как loadsheet улетел в кабину пилотов Боинга через систему ACARS и КВС через стекло кабины показал большой палец вверх сотруднице авиакомпании, стоящей в аэровокзале у выхода на посадку - мол, loadsheet получен, все ок. У нас в Мурманске СЗВ считал диспетчер, складывая цифры на калькуляторе, а центровочный график рисовал и попадал в «колодец» второй пилот.
В новых условиях система «Летайте самолетами Аэрофлота! А чем еще летать?» не подходила. Рынок, понимаешь. Без конкуренции никак.
В советской Мурманской области работало Мурманское авиационное предприятие (МАП), в котором трудились все, кто был связан с гражданской авиацией — от авиадиспетчера и КВС Ту-154 до уборщицы в аэропорту и авиакассира в каком-нибудь отдаленном поселке, куда летали только АН-2. Было единое предприятие.
Еще до моего прихода в аэропорт, от предприятия отпали авиадиспетчеры и агентство по продаже авиабилетов. Потом откололся цех бортпитания и еще что-то. Но аэропорт Мурманск оставался единым целым с авиакомпанией «Мурманские Авиалинии». Происходили всякие коллизии, типа «Шо? Какие слоты для «Внуковсих Авиалиний. Не, у нас все занято! Ночью летайте! Вот на три часа ночи слот свободен»? Не пускали чужих короче. Вроде даже «солнцевские» бандиты привлекались для согласования слотов.
Наконец, волевым решением и через не хочу аэропорты стали отлеплять от авиакомпаний. Процесс был долгим, но в Мурманске он произошел в середине 90-х.
Вот тогда-то и появились условия для конкуренции. Правда, вскоре случился дефолт и прочие экономические неприятности и гражданская авиация чуть не скончалась. По крайней мере, в конце 90-х у нас были дни с 1-2 рейсами в день, сократили половину персонала и аэропорт на время перестал быть круглосуточным.
Взрывной взлет пассажиропотока, начавшийся с середины нулевых, был результатом тех реформ, которые провели в 90-е. Ну, и еще конечно ценами на нефть, повысившими благосостояния граждан нашей страны, ну а к концу нулевых — переходом на более коммерчески эффективные самолеты западного производства.
По моим ощущениям, в середине нулевых реформы и закончились. Отрасль осталась недореформированной. С одной стороны — вроде свободная конкуренция, с другой — лютый монополизм.
Монополизм, прежде всего касается аэропортов. Что такое аэропорт в том же вышеупомянутом норвежском Тромсё? Аэропорт там это ВПП, рулежки, перрон, спасатели, охрана и... И аэровокзал. Только, если говорить об аэровокзале, то аэропорт там это полы, стены и крыша аэровокзала — оболочка. А вот все что внутри аэровокзала — это не аэропорт. Аэропорт там не занимается регистрацией пассажиров, не грузит чемоданы в самолеты, не заправляет их, не проводит уборку в них, не втыкает в самолеты фишки кабелей наземного питания. Все это делает не аэропорт, а, либо сами авиакомпании, либо обслуживающие компании.
Вот я, например, норвежская авиакомпания Wideroe, летающая на Dash-8 между норвежскими деревнями и райцентрами. Что я могу? Я могу иметь в аэропорту своих собственных агентов по регистрации, своих грузчиков, своих авиатехников и т. д. А могу иметь только своих агентов, а грузчиков арендовать у авиакомпании Norwegian и техников у SAS. А могу и тех и других и третьих арендовать у обслуживающей компании или у нескольких обслуживающих компаний — у меня куча вариантов, я могу выбирать у кого качественней/дешевле. Я могу заставить стюардесс самих убирать салоны самолетов, а могу не заставлять — потому как могу нанять для этого любую клининговую компанию в городе Тромсе и им дадут пропуска в аэропорт и они будут приезжать убирать самолеты и это будет очень недорого.
Я еще много чего могу из-за отсутствия монополизма. Не помню как в Тромсе, но в финском райцентре городе Рованиеми я видел на перроне аэропорта сразу одновременно три (!) топливозаправщика трех разных топливных компаний.
Аэропорты там это проходной двор (в хорошем смысле слова) — заходят все, кому не лень. И никого не посылают лесом. Потому как аэропорт там — это государство со своими строго ограниченным функциями, а наземное обслуживание и все что внутри аэропорта это коммерсанты. И никто никому не скажет «Не пущу!» - причин нет. Нет условий для монополизма. А нет условий для монополизма — цены на все ниже. Ну, кроме цены кофе и стоимости аренды в аэропортовской кафешке.
От этого многие мурманчане, до того как обострилась дружба народов и нас еще не посылали лесом в европах, садились в свои машины и ехали в город-герой Киркенес — ближайший к Мурманску норвежский аэропорт, что-то около 200 км от Мурманска. Летать по всему миру оттуда было дешевле, чем из Мурманска. А ведь Норвегия - дорогая страна, и, несмотря на это, летать было дешевле.
Понимаю, что это из мира фантастики, но может быть когда-нибудь нашу гражданскую авиацию все же дореформируют.
P.S. Кстати вот до этого вот «палец вверх, loadsheet поступил, все ок» за тридцать лет я так и не дожил. Сейчас центровку считают на компьютере, но на борт носят бумажки. В общем-то это не принципиально - бумажки или ACARS, но причины того что нет "палец вверх, все ок", в том, что я описал выше.