Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Новый ФАП 109 по техническому обслуживанию

 ↓ ВНИЗ

Val53
Опытный боец
10.05.2023 15:21
Вышел новый ФАП - в соответствии с приказом Министерства транспорта от 31.03.2023 г. N 109 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления ...".

Вводится в действие с 1 марта 2024г.

Данный ФАП отменяет старый ФАП 285.

Но ФАП 109 исключил требования при ТО легких воздушных судов (для самолетов - менее 5700 кг, для вертолетов - менее 3100 кг), не осуществляющих коммерческие перевозки и авиационные работы.

Т.е. авиация АОН вообще выпала?
Или я неправильно понимаю?
РСБН-2СА
Старожил форума
10.05.2023 17:38
Вводится в действие с 1 марта 2024г.

Данный ФАП отменяет старый ФАП 285.


Минтранс нашёл "заготовку" из-за давления ВВП? Самим им с их штатом......
Приказ от 31.03.2023 г. о вводе через год. БАС аж впереди ГВС написали :-) Т.е. распоряжение по БАС пока не работает?
Простите, это не фейк?
РСБН-2СА
Старожил форума
10.05.2023 18:07
Нашел вот:

http://publication.pravo.gov.r ...

file:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9/Downloads/0001202304260014.pdf

РСБН-2СА
Старожил форума
10.05.2023 18:21
109-ый маленький такой, больше чем вдвое меньше 285-го. Даёшь уместиться на одном листе! :-)
Неудобно читать со смартфона. Снова "кривой"? :-)
НМ
Старожил форума
10.05.2023 18:41
РСБН-2СА
109-ый маленький такой, больше чем вдвое меньше 285-го. Даёшь уместиться на одном листе! :-)
Неудобно читать со смартфона. Снова "кривой"? :-)
Неудобно читать со смартфона. Снова "кривой"? :-)
====
это из-за поста: https://www.forumavia.ru/m/t/2 ...
Можете попросить сюда: https://www.forumavia.ru/m/rep ... чтоб удалили пост, всё равно в нём ничего нового нет.
Val53
Опытный боец
11.05.2023 11:46
РСБН-2СА
Вводится в действие с 1 марта 2024г.

Данный ФАП отменяет старый ФАП 285.


Минтранс нашёл "заготовку" из-за давления ВВП? Самим им с их штатом......
Приказ от 31.03.2023 г. о вводе через год. БАС аж впереди ГВС написали :-) Т.е. распоряжение по БАС пока не работает?
Простите, это не фейк?
Не фейк конечно.
Причины, побудившие в такой форме издать ФАП, я не знаю.
Поэтому и задаю вопросы здесь, пока 1 марта 2024г. не наступило....
Val53
Опытный боец
11.05.2023 14:27
Насчет того, что БАС впереди ГВС.....
После того, как БАС с грузоподъемностью свыше 30 кг фактически приравняли к пилотируемому ВС (т.е необходима регистрация, получение СЛГ, управление только обученным внешним пилотом), во всех новых ФАПах на первом месте всегда прописывают БАС (и в Воздушном Кодексе также) - просто по алфавиту наверное....
эцилоп
Старожил форума
11.05.2023 23:05
Федеральные авиационные правила ФАП-109, предусматривающие требования к MRO и практически никаких требований не содержащих это конечно очередной шедевр на 11 листах от госдепа министерства транса. Принцип ИП "Кузнечик" подал заявку на ТО А-330 и при наличии "Руководства" беспрепятственно получил сертификат позволяет клепать данные бумажки в неограниченных количествах. Требования о наличии MRO доступа к ЭД вообще не заложено. Это чудо на 11 листах еще ничего по сравнению с вышедшим с ним в комплекте Приказе № 120 с "Правилами технического обслуживания БАС и ВС" на 4 листах, вот где отражены вершина лаконичного слога и вся мощь отечественного регулятора. "Техническое обслуживание осуществляется организацией по техническому обслуживанию", все конкретно и по делу. Ждем новые ФАПы-требования по выполнению полетов и эксплуатации ВС на 1 странице - "ВС пилотирует пилот", "ВС эксплуатирует эксплуатант".
Arhara
Старожил форума
12.05.2023 07:28
Посмотрим какие контрольные карты придумано Росавиация. А так хуже 285 ФАП только 147. Служба Ковальского может немного успокоится и перестанет подарить предприятия по кривому ФАП-285.
Arhara
Старожил форума
12.05.2023 07:29
Кошмарить
РСБН-2СА
Старожил форума
12.05.2023 10:26
Как понимаю, пока этот ФАП-109 считается лишь проектом, а за год, если не наведут порядок в МТ и его подведомствах, то и его отменят.

Вспомнилась маааленькая такая, зелёненькая книга - НТЭРАТ ГА-93, где всё так доходчиво ;-)
Val53
Опытный боец
12.05.2023 10:44
ФАП 109 - это не проект, а введенный приказом МТ ФАП.
Насчет тоже нового ФАПа по техническому обслуживанию - ФАП-120 тоже много вопросов....хотя бы зачем он вообще и какие проблемы решает???
Arhara
Старожил форума
13.05.2023 17:41
РСБН-2СА
Как понимаю, пока этот ФАП-109 считается лишь проектом, а за год, если не наведут порядок в МТ и его подведомствах, то и его отменят.

Вспомнилась маааленькая такая, зелёненькая книга - НТЭРАТ ГА-93, где всё так доходчиво ;-)
Совершенно верно, документ был написан специалистами для специалистов. А не нынешние ФАПы, тупо переведенные с запада для бобиков и аэрбасов.
Arhara
Старожил форума
13.05.2023 17:42
Val53
ФАП 109 - это не проект, а введенный приказом МТ ФАП.
Насчет тоже нового ФАПа по техническому обслуживанию - ФАП-120 тоже много вопросов....хотя бы зачем он вообще и какие проблемы решает???
Что за ФАП-120, пока не знаем?
РСБН-2СА
Старожил форума
14.05.2023 16:04
Val53
ФАП 109 - это не проект, а введенный приказом МТ ФАП.
Насчет тоже нового ФАПа по техническому обслуживанию - ФАП-120 тоже много вопросов....хотя бы зачем он вообще и какие проблемы решает???
Да, но 109-ый вводится в действие с 1 марта 2024. А до этого (а может и...) времени 285-ый. Наезд ВВП скорее всего вынудил МТ РФ и подведомство сочинить "нечто" )
РСБН-2СА
Старожил форума
14.05.2023 16:17
3-ёх страничные ФАП-120 улыбнули не по-детски )))
fotoblok
Старожил форума
14.05.2023 20:59
Судя по всему, эти два ФАПа работают в паре. В ФАП-120 указаны виды работ, которые вписываются в сертификат организации по ТО.

По поводу легких ВС, не выполняющих КВП и АР - по видимому, можно будет обслуживать без сертифицированной организации по ТО - только частными специалистами с соответствующей отметкой в свидетельстве. Например, для какой-нибудь Цессны с поршневым двигателем - с B1.2 и B2. А может и только с B1.6, как для единичек. Нужны, конечно, разъяснения. И, по-видимому, нужен ФАП на смену ФАП-519 по выдаче СЛГ
fotoblok
Старожил форума
14.05.2023 21:02
РСБН-2СА
109-ый маленький такой, больше чем вдвое меньше 285-го. Даёшь уместиться на одном листе! :-)
Неудобно читать со смартфона. Снова "кривой"? :-)
А ФАП-285 еще меньше ФАП-145, плюс к тому шли толстые МОСы
sbb
Старожил форума
15.05.2023 00:24
Замотали уже!
РСБН-2СА
Старожил форума
15.05.2023 06:33
fotoblok
Судя по всему, эти два ФАПа работают в паре. В ФАП-120 указаны виды работ, которые вписываются в сертификат организации по ТО.

По поводу легких ВС, не выполняющих КВП и АР - по видимому, можно будет обслуживать без сертифицированной организации по ТО - только частными специалистами с соответствующей отметкой в свидетельстве. Например, для какой-нибудь Цессны с поршневым двигателем - с B1.2 и B2. А может и только с B1.6, как для единичек. Нужны, конечно, разъяснения. И, по-видимому, нужен ФАП на смену ФАП-519 по выдаче СЛГ
Зачем плодить ФАПы?
Создаётся впечатление, что ни в Минтрансе ни в его подведомственных структурах никто толком не работал на матчасти.
Наклепают "доков" и сами потом не поймут к чему цепляться, теоретики ........
Лучше ничего не создавать, чем подобное.
AirDuct
Старожил форума
17.05.2023 19:17
Arhara
Совершенно верно, документ был написан специалистами для специалистов. А не нынешние ФАПы, тупо переведенные с запада для бобиков и аэрбасов.
Их не видно, но они решают вопросы
Arhara
Старожил форума
18.05.2023 07:28
AirDuct
Что-то не бьет по работам в рамках квалификационных отметок
А зачем вообще эти импрртные рейтинги А, В, С не связанные с трудовым и пенсионным законодательством. Отметки есть, но нам платят за разряды и категории техников и инженеров. ФАП-147 не соответствует закону об образованию, является тормозом по вводу в строй молодых специалистов. На который леший надо молодому специалисту проходить первоначальную подготовку в АУЦ например по Ми-8 если он 3 года изучал этот тип в училище. А затем еще год ходить валиком не имея права подписывать документы. Нужно возвращался к истокам, месяц максимум два стажировки после училища или вуза и в бой.
Val53
Опытный боец
18.05.2023 12:55
Это в каких компаниях существуют сейчас разряды и категории?
05882
Старожил форума
19.05.2023 06:21
Нужно возвращался к истокам, месяц максимум два стажировки после училища или вуза и в бой
—---------—
100500!
05882
Старожил форума
19.05.2023 06:23
Val53
Это в каких компаниях существуют сейчас разряды и категории?
К примеру, АО"Красавиа"
Arhara
Старожил форума
19.05.2023 07:37
Val53
Это в каких компаниях существуют сейчас разряды и категории?
Если вы работаете в авиапредприятии поинтересуйтесь за какую квалификацию платят инженерам и техникам и как пенсии назначаются.
Val53
Опытный боец
19.05.2023 12:04
Квалификация ИТС определяется в соответствии с требованиями ФАП 147. Никаких там разрядов и категорий нет.
Право на получение удостоверения специалиста по техническому обслуживанию никак не зависит от таких званий.
Допускаю, что где то и используются такие понятия.
vado
Старожил форума
19.05.2023 14:05
Разряды и категории используются много где. В первую очередь, для поощрения и стимулирования ИТП к повышению собственных профессиональных навыков и знаний, на практике выражается различными надбавками к окладу в денежном выражении. В принципе, справедливо. А удостоверения специалиста по техническому обслуживанию и у техника и у инженера одинаковые. Категория "С" не в счет. Таких единицы в любой авиакомпании.
AirDuct
Старожил форума
22.05.2023 21:32
Arhara
А зачем вообще эти импрртные рейтинги А, В, С не связанные с трудовым и пенсионным законодательством. Отметки есть, но нам платят за разряды и категории техников и инженеров. ФАП-147 не соответствует закону об образованию, является тормозом по вводу в строй молодых специалистов. На который леший надо молодому специалисту проходить первоначальную подготовку в АУЦ например по Ми-8 если он 3 года изучал этот тип в училище. А затем еще год ходить валиком не имея права подписывать документы. Нужно возвращался к истокам, месяц максимум два стажировки после училища или вуза и в бой.
Arhara: Отметки есть, но нам платят за разряды и категории техников и инженеров

Вы имеете ввиду "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019. Выпуск №53 ЕТКС: http://bizlog.ru/etks/etks-53/ ... Да, действительно, разрядов много:
§ 13. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II - III классов или вертолетов I - II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II - IV классов или вертолетов II - IV классов на оперативных формах технического обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Проведение демонтажа-монтажа агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение. Внешний осмотр (дефектация без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие: поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций; повреждений лакокрасочных и защитных покрытий; повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон; недопустимых зазоров, износов, люфтов; коррозии и загрязнений и других механических повреждений. Измерение давления с помощью приспособлений, визуальная проверка давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке). Промывка маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой); противопожарная обработка, химическая очистка, удаление загрязнений с промывкой объекта; слив отстоя ГСМ, визуальная или инструментальная проверка объекта; взятие пробы ГСМ. Восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии; мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловка трещин, установка накладок и т.п.); восстановление маркировки тяг управления.
Должен знать: общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и ВС; конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания; правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС; эксплуатационные зазоры и технические допуски; правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены); способы обнаружения и устранения неисправностей; правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки ВС к летным испытаниям; материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения); правила приема-передачи ВС экипажу и охране; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ.
Демонтаж-монтаж: трубопроводов, конденсаторов короба СКВ; фильтров и осушительных патронов САРД; кресла пилотов; электромагнитных кранов, трубопроводов системы управления; агрегатов ПОС крыла; створок и механизмов управления шасси; сливных баков, насосов системы удаления отбросов; эксплуатационных лючков, замков створок пилонов и гондол двигателя; лобовых стекол, форточек; узлов навески эксплуатационных лючков; фильтров топливной системы и стартера силовой установки.
Осмотр и дефектация: теплозвукоизоляции СКВ; кресла пассажирского; грузового оборудования; гидромотора привода закрылков; узлов крепления дренажного бака гидросистемы; трубопроводов и агрегатов воздушно-тепловой ПОС двигателя; агрегатов водоснабжения и удаления отбросов; обшивки, уплотнений дверей, люков, створок; полов верхней и нижней палуб; узлов крепления двигателя на пилонах; дренажных отверстий в обшивке горизонтального и вертикального оперения, узлов и деталей каркаса фонаря и кабины экипажа; узлов и гнезд под гидроподъемники на крыле; фильтроэлементов сигнализации стружки в маслосистеме двигателя.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): дозаправка самолета топливом; зарядка воздухом пневматиков колес; зарядка гидроаккумуляторов; наружная консервация (расконсервация) двигателя; предупреждение обледенения ВС на земле.
Профилактические работы: очистка от загрязнений направляющих лифтов; баков гидросистемы; лобовых стекол, форточек; дренажных отверстий дверей, люков, створок; фильтров топливной и масляной систем двигателя; слив жидкости из подогревателей системы водоснабжения; смазка наружных и внутренних поверхностей винтовых механизмов управления элеронами, РН, РВ.
Контроль технического состояния: крепления заслонок СКВ, кресел пилотов и пассажирских, пневматиков шасси, створок грузолюка, кожуха камеры сгорания, воздухозаборника двигателя, грузового и швартовочного оборудования; чистоты дренажных выводов топливной системы, фильтроэлементов маслофильтра двигателя; проверка уровня смазки в редукторах рулевого привода системы управления самолетом; спецжидкости АМГ-10 в гидробаке, воды в системе водоснабжения; давления в демпфере кресла пилота, в баках гидросистемы, пневматиках колес, разгрузочных полостях компрессора двигателя; герметичности (наружной) турбохолодильной установки СКВ, электрокранов управления самолетом, топливных баков и баков гидросистемы, пневматиков колес шасси, агрегатов системы водоснабжения; соответствия отклонений и нейтрального положения триммеров рулей поворота и элеронов; люфта эксплуатационных лючков хвостового оперения; продолжительности срабатывания клапанов и заслонок обогрева воздухозаборников двигателя; износа пневматиков колес, замков подвески передней опоры, лопаток I ступени компрессора и ВНА; зарядки пневматиков колес по обжатию и амортизаторов стоек шасси по усадке; легкости хода крыльчаток турбохолодильника СКВ, вращения роторов КНД, КВД двигателя; усилий срабатывания механизма спинки кресла, натяжения тросов механизмов перемещения фотолюков.
Восстановительные работы: регулировка давления пневматиков колес.

§ 14. Авиационный техник по планеру и двигателям 5-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание по сложным регламентам летательных аппаратов среднего или легкого типа и установленных на них двигателей и техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов I класса или вертолетов I класса, или до двух типов самолетов II - III классов или вертолетов II - III классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС 1 класса на оперативных формах технического обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию: демонтаж-монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории; дефектация всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС; осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений; осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин; проверка наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправка (дозарядка) до требуемой нормы (или заправка до нормы незаправленных систем); контроль технического состояния объекта на отсутствие люфтов и износов соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверка работоспособности и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей; поддержание и восстановление надежности изделий (подтяжка крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию; восстановление контровки, металлизации; пломбирование регулировочных винтов); регулировка механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей; балансировка рулей системы управления; устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке; замена агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность; восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажом изделия; полная замена покрытия с предварительным удалением его, выполняемая после демонтажа изделия с ВС; укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ. Подготовка ВС к летным испытаниям. Ведение протокола испытаний.

Должен знать: эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов; технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу летных испытаний, методы доводки и регулировочные работы на ВС после испытаний; основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей, методику ресурсных испытаний ВС; особенности организации и содержания технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования; порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом; порядок запуска и опробования авиадвигателей.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).
Примеры работ.
Демонтаж-монтаж: регулятора давления СКВ; механизмов привода лифтов; баков, насосной станции гидросистемы; гидравлических кранов, механизмов управления створками шасси, узлов навески силовых цилиндров и узлов крепления киля, стабилизатора, двигателей.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): заправка ВС топливом и проверка системы СУИТЗ-3.
Профилактические работы: промывка маслофильтра двигателя и проверка прибором качества промывки.
Контроль технического состояния: исходного (нулевого) положения управления двигателем, цилиндра разворота колес; уровня спецжидкости в турбохолодильной установке СКВ, в цилиндрах амортизаторов шасси, топлива в баках; давления насосов топливной системы, насосов и насосной станции гидросистемы, в цилиндрах амортизаторов шасси, в баках системы водоснабжения; герметичности (наружной) воздухо-воздушного радиатора СКВ, бака наддува, насосов гидросистемы, баллонов аварийного торможения шасси, баков системы водоснабжения; зазора, люфта в узлах навески амортизаторов шасси, в механизмах замков открытия входных дверей, в узлах крепления рулей, киля, лобовых стекол, форточек, по бандажным полкам рабочих лопаток КНД и КВД двигателя; продолжительности срабатывания закрылков, предкрылков, основной и носовой опор шасси; износа в каждом болтовом соединении карданов шкворней системы управления, механизма тросового управления створками шасси; обжатия амортизаторов шасси, усадки амортизационных пакетов навески двигателей; легкости хода механизма привода лифтов, закрылков, предкрылков, дверей входных, грузовых, аварийных, управления двигателем; крепления кресла, разъемных соединений ПОС, створок, крышек пилонов и гондол двигателей, концевых обтекателей крыла; натяжения тросовой проводки управления самолетом, усилия страгивания поршня цилиндра замка выпущенного положения шасси, усилия открытия (закрытия) створок, пилонов и гондол двигателя; уборки (выпуска) закрылков, щитков, спойлеров, основной и носовой опор шасси; вписываемости створок шасси, входных, грузовых и аварийных дверей, створок, крышек пилонов и гондол двигателей; работоспособности регуляторов давления СКВ, демпфера кресла пилота, кранов ПОС, насосов топливной системы, системы уборки и выпуска шасси, замков дверей и их стопорения, фиксаторов створок пилонов и гондол двигателей, форточек фонаря, механизмов КПВ, ВНА двигателя; в лабораторных условиях - агрегатов САРД.
Восстановительные работы: регулировка герметичности (наружной) регулятора давления СКВ, трубопроводов и соединений топливных агрегатов двигателя; крепления регулятора давления СКВ, баков гидросистемы, дозаторов тормозов шасси; зазора в створках шасси; люфта лобовых стекол и форточек; уровня спецжидкости в баке гидросистемы и в амортизаторах шасси; давления в баке наддува гидросистемы, в тормозах шасси, топлива перед форсунками двигателя; отклонения створок шасси; продолжительности срабатывания опор шасси; включения реверса; легкости хода механизма управления створками шасси, закрылками, предкрылками; вписываемости лобовых стекол, закрылков, предкрылков; проверка работы и регулировка системы управления поворотом колес передней опоры шасси; замена и регулировка агрегатов топливной системы, замков убранного и выпущенного положения шасси.

§ 15. Авиационный техник по планеру и двигателям 6-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или до трех типов ВС II - III классов, либо до четырех типов ВС, из них два типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию ВС: токовихревая, акустическая и рентгеновская дефектоскопия; осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон; осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях; осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин; осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств; проверка работоспособности систем ВС и проверка параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации); проверка герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений; проверка под давлением трубопроводов СКВ и ПОС; регулировка систем с целью восстановления эксплуатационных параметров; замена агрегатов, узлов и деталей планера по отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой; устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле.
Должен знать: эксплуатационно-технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем, их функции, принцип работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания; порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и ВСУ; порядок проведения дефектации, проверки работоспособности АТ и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей; технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС; устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).
Примеры работ.
Осмотр и дефектация: ультразвуковой контроль наличия трещин болтов крепления балок и рельсов в системе управления, основных болтов заднего узла крепления стабилизатора с использованием эндоскопа; проверка деталей крыла из алюминиевых сплавов на отсутствие трещин методом ультразвуковой дефектоскопии; осмотр лопаток ГВТ двигателя оптическим методом контроля.
Контроль технического состояния: крепления трубопроводов топливной системы; исходного (нулевого) положения колонки штурвала, педалей, загружателей системы управления; давления между воздушной и масляной полостями IV опоры двигателя; герметичности (наружной) регуляторов давления САРД; зазора, люфта в узлах крепления стабилизатора, в шлицевом соединении рессоры редуктора и ведущей шестерни центробежного привода двигателя; износа навески амортизаторов шасси, рельсов закрылков, узлов навески крыла; усилия (момента) на рукоятке ручного управления привода предкрылков; открытия (закрытия) выпускных клапанов САРД; замков выпущенного и убранного положения шасси; на работоспособность регуляторов давления САРД, колонки штурвала, педалей, загружателей управления самолетом; системы аварийного останова и флюгирования лопастей воздушного винта, входных и аварийных дверей в аварийном режиме.
Восстановительные работы: регулировка давления в гермокабине САРД, тормозной системе шасси, максимальной температуры газа за турбиной двигателя, герметичности (наружной) сочленений трубопроводов САРД, баков топливной системы; замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность винтового подъемника стабилизатора, тросовой проводки в системе управления, трубопроводов топливной системы.

§ 16. Авиационный техник по планеру и двигателям 7-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или двух типов ВС I класса, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов I класса на оперативных формах технического обслуживания. Контроль качества ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации. Наземная отработка систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого заводом самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний. Обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в испытательных полетах. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности, сложные работы технологического обслуживания, осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов изделий и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа; технологически связанные регулировочные работы с применением специализированных КПА; поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) САРД, управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя; поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования; проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверка и регулировка систем управления; полная техническая подготовка ВС к испытаниям в воздухе и устранение неисправностей после испытаний; контроль качества выполнения ТО и Р и ВР планера и авиационных двигателей; контроль за правильностью оформления эксплуатационно-технической документации.
Должен знать: конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС, алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ; правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля ТО и Р; порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния АТ; особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа-монтажа отдельных модулей, перечень ремонтно-восстановительных работ, выполняемых в АТБ; оборудование, используемое при ремонте модульных двигателей; технологию запуска и опробования двигателей; организацию контроля качества технического обслуживания.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет.
Примеры работ.
Дефектация: осмотр узлов самолета при выполнении продления назначенного и межремонтного ресурса; сложные диагностические работы по бюллетеням промышленности; диагностика межвального подшипника двигателя.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): ложный запуск двигателя, опробование двигателя по сокращенному графику.
Контроль технического состояния (проверка с самоконтролем): автоматизированный встроенный контроль - СКВ; сигнализации при переходе с основного контура управления на резервный и с резервного на аварийный; исправности (состояния) влагоотстойников в трубопроводе САРД, трубопроводов, рукавов и агрегатов гидросистемы, створок, узлов их навески; замков шасси; окантовки окон пассажирской кабины; тормозной системы с помощью наземного стенда; соответствия регулировки системы управления режимам работы двигателя.
Восстановительные работы: замена концевых выключателей и регулировка концевых выключателей закрылков, предкрылков, тормозных щитков; регулировочные работы по кинематике шасси; замена насосов НР-ЗОКУ, НР-ЗОКП с последующей регулировкой оборотов НАР, взлетного режима, приемистости и др.; замена пусковых форсунок двигателя и клапанов перепуска воздуха во втором контуре двигателя; поиск и устранение неисправностей при функциональных отказах вида: время падения давления в гидроаккумуляторе основного и тормозного меньше нормы; не убираются все опоры шасси; двигатель не запускается, отладка запуска.

§ 17. Авиационный техник по планеру и двигателям 8-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и планера, и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения. Контроль работ, выполненных рабочими более низкой квалификации. Практическая отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах или самолетах нового поколения; осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов, систем ВС, и своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС; поиск причины редко встречающегося отказа всех типов базовых самолетов; доводка узлов, агрегатов ВС; устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей регулировкой; анализ и оценка технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ; самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации; контроль качества работ ТО и Р и ВР отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации; участие в расследовании авиационных происшествий; участие в создании компьютерных программ по совершенствованию процессов ТО и Р или ВР; сдача (прием) ВС в ремонт; осуществление приема-сдачи ВС, находящегося на ТО и Р из смены в смену.
Должен знать: комплектацию информационно-управляющей системы АТБ; информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации АТ; программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ; порядок контроля и проведения доработок АТ по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ; организацию работы по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации; порядок передачи ВС между АТБ и АРЗ, между сменой цеха и экипажем.
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.
Примеры работ.
Контроль технического состояния: запуск, прогрев и опробование одновременно двух двигателей ВС с подключением пунктов наземного контроля и снятием всех характеристик работы двигателя; положений закрылков, положений рукоятки управления и показаний на экране КИСС; бокового зазора в зацеплении шестерен, радиального и осевого люфтов в шарикоподшипниках привода суфлера и маслооткачивающего насоса задней опоры двигателя.
Контроль технического состояния (качества выполнения работ): уровня масла в турбохолодильнике СКВ, легкости вращения ротора турбохолодильника; натяжения тросов штурвалов, функционирования гидроэлементов головок управления РП71-01 предкрылков; давления азота в гидроаккумуляторах тормозной системы шасси, внутренней герметичности запорных кранов уборки и выпуска шасси; смазки трущихся поверхностей аварийных дверей; сотовых конструкций крыла, горизонтального и вертикального оперения на отсутствие отслоения обшивки от сотового заполнителя; смазки трущихся деталей форточек фонаря; уровня масла в картере редуктора ТНУ; установки кока двигателя, выполнения бюллетеней и разовых проверок.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Авиационный техник по планеру и двигателям» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция авиационного техника по планеру и двигателям, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Arhara
Старожил форума
01.06.2023 07:31
Что то транспортная прокуратура заинтересовалась несовершенством воздушного законодательства. Просят от эксплуатантов и регионального управления предложений. Эх поплачемся в рукав:)))
← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru