...есть рычаг пакетного переключателя систем самолёта. То есть пилот может по отдельности включить все системы, а может сдвинуть один рычаг, который включит всё сам....
Так вот, рычаг включения (контроля включения) "баяна" - это просто механическая "хрень", как щеколда на калитке, которая никак не связана с электричеством. Но если к рычагу подвели провода, то это к особисту.
Оставте в покое журналистов с их дилетантской терминологией. Они не доклады для Академии им. Жуковского пишут, а для обывателей. А обывателю по барабану как оно там правильно называется. Мы же, когда приходим к врачу с жалобой на состояние здоровья тоже не сыплем медицинскими терминами.
Сомневаюсь, что врачи после ухода пациента, обсуждают его слова:
- Прикинь, приходил на днях клоун, пролапс митрального клапана болью в сердце назвал.
- Вот лошара...
Вы не правы, ИМХО, коллега, защищая безграмотных журналистов. В каждом из нескольких десятков сегодня главенствующих электронных СМИ существует группа экспертов, в т.ч. - профессионалов в той или иной области. Правда, большинство из них уже не летают, не плывут, не роют :). Но, думаю, на скорую руку они правят сообщения этих СМИ по резонансным событиям. А остальная, многотысячная, СМИ-шушера тиражирует после эти сообщения, почти как свои, родные. Часто переставляя слова, искажая терминологию. К тому же, авторы упомянутых сообщений не забывают заглядывать на форумы, подобные нашему.
Мне всегда казалось, что в одной серии все борта одинаковые. На каждый самолет свой сборник схем это что-то крутовато. Может я и ошибаюсь, я эти сборники в руках не держал.
Комплект фидерных схем индивидуален для каждого ВС. У нас хранились на борту ВС.
Оставте в покое журналистов с их дилетантской терминологией. Они не доклады для Академии им. Жуковского пишут, а для обывателей. А обывателю по барабану как оно там правильно называется. Мы же, когда приходим к врачу с жалобой на состояние здоровья тоже не сыплем медицинскими терминами.
Сомневаюсь, что врачи после ухода пациента, обсуждают его слова:
- Прикинь, приходил на днях клоун, пролапс митрального клапана болью в сердце назвал.
- Вот лошара...
Только этот больной со своим клапаном трезвонит токо врачу, а не в СМИ, где эти клоуны по имени Журналисты пытаются выдать инфу, граничащуюся на грани абсурда, выдавая ее за чистую монету. Хотя там порой откровенная фальшь и недоразумение. Разницу чувствуете?
Мне всегда казалось, что в одной серии все борта одинаковые. На каждый самолет свой сборник схем это что-то крутовато. Может я и ошибаюсь, я эти сборники в руках не держал.
Ну, летчики-то далеки от производства)). А в авиации оно мелкосерийное. Постоянно идет информация из эксплуатации о недостатках, постоянно по ним принимаются какие-то мероприятия. Внедряются в серию и разрабатываются бюллетени для доработок в эксплуатации и при кап.ремонте.
Причем конструктивно внедрение в серию и доработки могут отличаться.
Очень часто конструкторами принимаются решения по внедрению в серию с новой машины, стоящей на стапеле. А как доработать машины предыдущих серий - зевают, и это становится уже головной болью специалистов эксплуатационно-ремонтных отделов и АРЗ.
По их запросам Разработчик часто выпускает дополнительную конструкторскую документацию (КД). Кстати, поэтому и бывает, что на более старых машинах распайка проводов - иная и свежая КД для них не проходит.
Особая головная боль - по механике. Например в серию внедрили усиленные детали, а на старую технику их просто не поставишь. Если только не расклепать весь самолет)). Приходится мудрить с усиливающими накладками по дополнительной КД.
Бывает, приезжаешь в в/ч с мешком новых деталей на доработку, а они для старых серий и не подходят...
Вы не правы, ИМХО, коллега, защищая безграмотных журналистов. В каждом из нескольких десятков сегодня главенствующих электронных СМИ существует группа экспертов, в т.ч. - профессионалов в той или иной области. Правда, большинство из них уже не летают, не плывут, не роют :). Но, думаю, на скорую руку они правят сообщения этих СМИ по резонансным событиям. А остальная, многотысячная, СМИ-шушера тиражирует после эти сообщения, почти как свои, родные. Часто переставляя слова, искажая терминологию. К тому же, авторы упомянутых сообщений не забывают заглядывать на форумы, подобные нашему.
Мне всегда казалось, что в одной серии все борта одинаковые. На каждый самолет свой сборник схем это что-то крутовато. Может я и ошибаюсь, я эти сборники в руках не держал.
А на каждый жгут или провод бортовой электрической цепи - своя бирка или маркировка в регламентированных ОСТ местах. Главное - не перепутать физически существующий потребитель электрического питания, его схемное отражение и соответствующую монтажную бирку (мАркер.
НМ процитировал ПРАПИ. Там же написано, что катастрофа - один из видов авиационных происшествий.
Я может старый как говно мамонта, но в мое время все делилось так, предпосылка к летному происшествию, летное происшествие, катастрофа. И каждая формулировка имела свои последствия.
А на каждый жгут или провод бортовой электрической цепи - своя бирка или маркировка в регламентированных ОСТ местах. Главное - не перепутать физически существующий потребитель электрического питания, его схемное отражение и соответствующую монтажную бирку (мАркер.
Одинаковые, близко расположенные разъёмы путают запросто. Даже цветная маркировка иногда не помогает. Гораздо хуже, когда провода внутри разъема путают - намного тяжелее такие "косяки" искать.
Я может старый как говно мамонта, но в мое время все делилось так, предпосылка к летному происшествию, летное происшествие, катастрофа. И каждая формулировка имела свои последствия.
И в Ваши времена катастрофа была летным происшествием, а "предпосылка" сейчас называется инцидентом.
Одинаковые, близко расположенные разъёмы путают запросто. Даже цветная маркировка иногда не помогает. Гораздо хуже, когда провода внутри разъема путают - намного тяжелее такие "косяки" искать.
Присоединяюсь. Тем более, маркируют провода и жгуты также люди. И не всегда с разборчивым почерком. А в случае штамповки обозначения на металлической бирке можно сделать брак, который некогда исправлять...
Baza
Предварительной причиной трагедии с дальним тяжелым сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22М в Калужской области, на котором из-за срабатывания системы катапультирования погибли трое человек, могла стать техническая неисправность в системе управления. Незадолго до полёта на самолёте велись ремонтные и диагностические работы — именно они могли спровоцировать случайное катапультирование.
В Ту-22М есть рычаг пакетного переключателя систем самолёта. То есть пилот может по отдельности включить все системы, а может сдвинуть один рычаг, который включит всё сам. По предварительным данным расследования, именно этот рычаг и стал причиной происшествия — по каким-то причинам он оказался подключён к системе катапультирования.
Нештатное катапультирование произошло сразу после того, как Скворцов переключил безобидный рычаг. Кресла командира полка Вадима Белослюдцева, штурмана Дениса Султанова и штурмана-инструктора Александра Подсобляева взлетели вверх. Первый пуск произошёл через 0, 3 секунды, второй — через 1, 8 секунды, третий — через 3, 6. Всё произошло очень быстро, отменить катапультирование было нельзя.
Сам командир выжил лишь потому, что его система экстренной эвакуации включается отдельно от всех. Скворцов получил травмы — его обожгло газом от двигателей кресел членов экипажа. Сейчас специалисты выясняют, почему «общий тумблер» сработал неправильно и запустил в небо троих членов экипажа.
Не соглашусь.
И стесняюсь спросить, известные, это кто?
Не соглашайтесь. Вы предлагаете МНЕ перечитать резонансные материалы об инцидентах и происшествиях и предоставить Вам отчет, коллега? Нет времени - варю себе манную кашу. Это вечером. А утром - овсяную :)
Согласен, не удачный термин использовал.
А по факту, о , чем вы выше и написали- «ответственность припаривают.
Думаю, что тот кто расследует действует просто, констатируя выявленные факты, например: Плотник А, находясь в состояниии легкой степени алкогольного опьянения (акт № ХХХ от ддммгг), не пройдя повторного инструктажа по ОТ (журнал учета инструктажей по ОТ, л. 74 строка 6), не расчитав силы замаха и вектора приложения силы молотка по шляпке гвоздя допустил тем самым скользящее движение бойка молотка по непредсказуемой траектории закончившейся на левом семеннике (яичке) плотника Б чем причнинл тому сильные физические страдания. Инцидент закончился ответным ударом плотника Б в свод черепа плотника А деревянной заготовкой топорища. Оба работника госпитализированы.
Все описано объективно, без предвзятости. А вот суд и будет взвешивать, кто накосячил сильнее, кто опаснее и примет соответствующее решение.
Backfire-1
Старожил форума
25.03.2021 21:58
Я тоже далеко не молодой, но склероз мне подсказывает, что на заре авиации лётное происшествие делилось на: поломка, авария и катастрофа.
Должен быть... Но при длительной эксплуатации иногда куда-то "исчезают". Особенно, если борт из части в часть передают. А если ещё и не единожды...
Альбом, это мягко сказано. Фидерные схемы на один самолёт занимают 1-2 контейнера. А дальше, часть перекочевывает в ТЭЧ и в группы обслуживания, на учебную базу, ... При доработке фидеры заменяются. Ну и в процессе передачи техники в другие части..... Да и случаи, когда пустые ножки (должны быть) в ШР-ах уже распаяны случаются. Похоже в данном случае предстоит очень кропотливая, рутинная работа.
Альбом, это мягко сказано. Фидерные схемы на один самолёт занимают 1-2 контейнера. А дальше, часть перекочевывает в ТЭЧ и в группы обслуживания, на учебную базу, ... При доработке фидеры заменяются. Ну и в процессе передачи техники в другие части..... Да и случаи, когда пустые ножки (должны быть) в ШР-ах уже распаяны случаются. Похоже в данном случае предстоит очень кропотливая, рутинная работа.
Людей уже не вернешь. Но объект для следственных действий цел идеально, в отличие от многочисленных иных АК.
Альбом, это мягко сказано. Фидерные схемы на один самолёт занимают 1-2 контейнера. А дальше, часть перекочевывает в ТЭЧ и в группы обслуживания, на учебную базу, ... При доработке фидеры заменяются. Ну и в процессе передачи техники в другие части..... Да и случаи, когда пустые ножки (должны быть) в ШР-ах уже распаяны случаются. Похоже в данном случае предстоит очень кропотливая, рутинная работа.
Вообще-то есть ГОСТ 18675. В ГОСТе он называется именно "Альбом электрических схем (обозначается - АЭ). Про 1-2 конейнера - это на какой самолет?
А по поводу "растаскивания" в ТЭЧ и проч. - вот и по этой причине альбомы "исчезают". Альбом должен быть с самолетом, как формуляр. Это - пономерная доеументация.
Вроде как "баяном" называли не рычаг включения, а боковую панель с тучей тумблеров. Рычагом для включения их было запрещено пользоваться (и это было прописано). Он был предназначен для проверки включения всех тумблеров "контрольным поднятием". А на "баяне" требовалось играть исключительно пальцами :)).
Вообще-то есть ГОСТ 18675. В ГОСТе он называется именно "Альбом электрических схем (обозначается - АЭ). Про 1-2 конейнера - это на какой самолет?
А по поводу "растаскивания" в ТЭЧ и проч. - вот и по этой причине альбомы "исчезают". Альбом должен быть с самолетом, как формуляр. Это - пономерная доеументация.
Контейнеры на Ту-22М3. Этого ГОСТА не застал. Альбом электрических схем это не фидерные схемы.
Контейнеры на Ту-22М3. Этого ГОСТА не застал. Альбом электрических схем это не фидерные схемы.
Коллега, на ветке, в связи с известной авиакатастрофой, обсуждают, в частности, как один из вариантов катастрофы, пока неизвестные неисправности электрических цепей (электропитание ) бортовой электрической сети летательных аппаратов, приборов и агрегатов. А также электрических цепей управления, коммутации и т.п. Термин фидер, применительно к самолетостроению, я ни в ГОСТ, ни в ГОСТ Р, ни в отраслевых стандартах не встречал. Лучше бы пользоваться стандартизированными терминами. Хотя, может быть, Вам так удобней, по прошлому профессиональному опыту. Мы ведь понимаем друг друга?
openair
Старожил форума
26.03.2021 00:04
Не спорьте. В разное время, в разных КБ было по-разному. Были и фидерные, и полумонтажные - это когда схема привязана к самолёту, т.е. по проводу, жгуту можно выйти в конкретный отсек или шпангоут, на с-те, где стоит тот или иной агрегат. А электрическая это просто схема без привязки к "железу".Наверно теперь всё делают по ГОСТу, а раньше как принято было в КБ
openair
Старожил форума
26.03.2021 00:06
Это как руль поворота и руль направления. Одно и то же, но в разных КБ в документации пишут по-своему
И в Ваши времена катастрофа была летным происшествием, а "предпосылка" сейчас называется инцидентом.
"О времена, о нравы...." Предпосылка, это когда в двигателе находили сосновые иголки, летное происшествие , когда пострадала техника, катастрофа, когда погибли люди!
"Неожиданно задействованная ножка в разъеме"?
Получается, что летательный аппарат, ракетоносец, может оказаться без актуальной документации?
Значит, бывает. Ладно.
Вопрос: а комп. сопровождение "вносимых изменений" не ведется? В виде какой-то базы данных тех. документации бортов.
Хотя бы для свежих типов? Хотя бы не потеряется при переездах.
Не спорьте. В разное время, в разных КБ было по-разному. Были и фидерные, и полумонтажные - это когда схема привязана к самолёту, т.е. по проводу, жгуту можно выйти в конкретный отсек или шпангоут, на с-те, где стоит тот или иной агрегат. А электрическая это просто схема без привязки к "железу".Наверно теперь всё делают по ГОСТу, а раньше как принято было в КБ
Скажу и это не гостайна. Документации 2 экземпляра-один у эксплуатанта (копия), а оригинал на авиазаводе изготовителе(архив). На АРЗ карты работ с наряд-заданием. Ну записи с доработками в формуляры и на фидерных схемах. Жгуты проводов не демонтируются, а проходят визуальный осмотр ОТК, и прозваниваются мегомметром.
"Неожиданно задействованная ножка в разъеме"?
Получается, что летательный аппарат, ракетоносец, может оказаться без актуальной документации?
Значит, бывает. Ладно.
Вопрос: а комп. сопровождение "вносимых изменений" не ведется? В виде какой-то базы данных тех. документации бортов.
Хотя бы для свежих типов? Хотя бы не потеряется при переездах.
На заводе-изготовителе конечно сейчас все в цифре, но и от "портянок" не отказались полностью. Но и сами подумайте это МО РФ, изделие имеет гриф секретности, поэтому в эксплуатации в частях только на бумаге все. никаких электронных носителях информации..
У нас в полку - именно "баян" (если мы говорим про Су-24 простой - "чемодан"). И "играли" на нём (включали - выключали АЗСы, которые по-правильному - тумблеры) зачастую перебирая их пальцами двух рук для скорости. Откуда, видимо, и пошло - баян. А "гастроном"... Не слышал. Разве что - про МиГ-25.
Скажу и это не гостайна. Документации 2 экземпляра-один у эксплуатанта (копия), а оригинал на авиазаводе изготовителе(архив). На АРЗ карты работ с наряд-заданием. Ну записи с доработками в формуляры и на фидерных схемах. Жгуты проводов не демонтируются, а проходят визуальный осмотр ОТК, и прозваниваются мегомметром.
Мегометром? Измеряют сопротивление изоляции? Может просто "прозваниваются" линии (провода) на правильность монтажа и потом выполняются проверки под током.
Mashtak
Старожил форума
26.03.2021 07:18
bbv1960: Фидерные схемы на один самолёт занимают 1-2 контейнера.
Куясе, это только одни фидерные схемы столько занимают??? А сколько же тогда занимают ВСЕ техописания и все альбомы-схем приходящие с бортом с Казани? Вагон? И где вся эта техдокументация на полк самолетов храница? А если самоль летит на капиталку на АРЗ, то эти все толмуты за ним едут туда на КАМАЗе?
Это как руль поворота и руль направления. Одно и то же, но в разных КБ в документации пишут по-своему
Нет. Это как схема расположения и соединения электроприборов в квартире (электрическая схема) и схема прокладки проводки под штукатуркой (фидерная схема).
bbv1960: Фидерные схемы на один самолёт занимают 1-2 контейнера.
Куясе, это только одни фидерные схемы столько занимают??? А сколько же тогда занимают ВСЕ техописания и все альбомы-схем приходящие с бортом с Казани? Вагон? И где вся эта техдокументация на полк самолетов храница? А если самоль летит на капиталку на АРЗ, то эти все толмуты за ним едут туда на КАМАЗе?
Есть ( не исключено, что уже было) комплекты поставки документации и инструмента 1:1, 1:5, 1:10, 1:15. Не помню, но 1:10 порядка 7 контейнеров. В домике АЭ организовывали комнату хранения документации.
Таймень
Старожил форума
26.03.2021 07:52
Саныч 62
А "гастроном"... Не слышал. Разве что - про МиГ-25.
____
Карузо прав и "гастрономом" называли. ("баян"= "гастроном").
И где вся эта техдокументация на полк самолетов храница?
_____
Саша, а ты вспомни- в полку библиотека, в отрядах шкафы, шкафы, ящики. ящики, контейнеры... даже на стоянке контейнеры, но там больше под приспособы и прочее железо и многое что клеймилось или красой наносилось... (везде опись). В АРЗ, обычно едет следом формуляр кажись, т.к. там все раздирают до кишок и знают, как собрать потом.
Игорь.
Старожил форума
26.03.2021 08:04
Раньше на самолёт шли формуляры(пять частей), альбомы схем соответственно к каждой части формуляра, фидерные схемы, принципиальные электрические схемы, технические описания и инструкции(руководства) по эксплуатации, и несколько сумок с паспортами на агрегаты и оборудование.
Это не секретная часть. Секретка шла отдельно в гораздо меньшем об'еме.
Контейнеры на Ту-22М3. Этого ГОСТА не застал. Альбом электрических схем это не фидерные схемы.
Не застали ГОСТ 18675-2012? А до него действовал ГОСТ 18675-79, его-то Вы не могли не застать. "Альбом фидерных схем" = волюнтаристски обозваный альбом электрических схем. И что-то мне не верится про "контейнеры" для Ту-22М3, Он (самолет), конечно, побольше истребителя, но не в сотни раз.
Не спорьте. В разное время, в разных КБ было по-разному. Были и фидерные, и полумонтажные - это когда схема привязана к самолёту, т.е. по проводу, жгуту можно выйти в конкретный отсек или шпангоут, на с-те, где стоит тот или иной агрегат. А электрическая это просто схема без привязки к "железу".Наверно теперь всё делают по ГОСТу, а раньше как принято было в КБ
А электрическая это просто схема без привязки к "железу"
В альбоме электрических схем самолета как раз есть "привязка к "железу"
"О времена, о нравы...." Предпосылка, это когда в двигателе находили сосновые иголки, летное происшествие , когда пострадала техника, катастрофа, когда погибли люди!
Катастрофа всегда относилась к летным происшествием.
Просто раньше события назвались так: ПЛП, серьезная ПЛП, поломка, авария, катастрофа, теперь - авиационный инцидент (АИ), серьезный АИ (САИ), САИ с повреждением авиационной техники (САИП), авария, катастрофа. Раньше поломка (ЕМНИП), авария и катастрофа = летные происшествия, сейчас авария и катастрофа = авиационные происшествия.
Есть ( не исключено, что уже было) комплекты поставки документации и инструмента 1:1, 1:5, 1:10, 1:15. Не помню, но 1:10 порядка 7 контейнеров. В домике АЭ организовывали комнату хранения документации.
Не знаю где как, но у нас на учебной базе была техническая библиотека, где хранилась техническая литература и литература ДСП.
От туда получали в подразделения, где она и находилась отвечал тот кто получал, при сдаче должности она передавалась сменщику, все оформлялось в технической библиотеке.
За время эксплуатации на самолетах выполняется не один комплекс доработок, все эти изменения вносятся в альбомы схем и делаются записи в формуляры и паспорта.
Действительно странно.. Не припомню медную проволоку, которая была бы в последний раз... Обычно простая контровка, стального цвета...
Контровка на передохранительных колпачках в кабине, ни когда, ее хрен порвешь.
Только медная проволока или нитка, тем более борт с АРЗ только пришел....
Из опыта - некоторые СМИ ищут экспертов на стороне при резонансной новости, для консультации... нередко за бесплатно :)
На меня пару раз выходили после каких-то АП, отмазывался каждый раз - мол, не гожусь я в рыцари пера и топора.
Слип
Старожил форума
26.03.2021 10:03
Как то эксплуатанты прошли мимо факта рассказаного тут одним мембером про волшебный азс, включаемый и отключаемый "на всякий случай" после выруливания и сруливания с полосы. Что было бы если бы техник! дернул его на стоянке, когда чеки ещё на месте?
Не знаю где как, но у нас на учебной базе была техническая библиотека, где хранилась техническая литература и литература ДСП.
От туда получали в подразделения, где она и находилась отвечал тот кто получал, при сдаче должности она передавалась сменщику, все оформлялось в технической библиотеке.
Все верно! Но, как пример. Полк получил с Казани 20 новых самолётов, которые через 3 года передал в другие полки и получил очередные 20 новых самолетов. Пономерная документация, конечно, передана в полном объёме. А вот "мелочевку" не особо старались собрать. А что говорить о АТ, переданной (а иногда просто сворованной) из республик бывшего СССР?
Контровка на передохранительных колпачках в кабине, ни когда, ее хрен порвешь.
Только медная проволока или нитка, тем более борт с АРЗ только пришел....
емнип, в документации проходила не медь, а латуньЛС63(латунь свинцовая)0, 3.Контровка рвалась до смешного легко
Так вот, рычаг включения (контроля включения) "баяна" - это просто механическая "хрень", как щеколда на калитке, которая никак не связана с электричеством. Но если к рычагу подвели провода, то это к особисту.