Ну, что вы ещё не понимаете?
Это же вам первый предложил посчитать, а вы в обратку - меня. Как вопросом на вопрос, не по русски как-то...
Вы же летчик-инженер!
Посчитайте энергию воздуха, массу на скорость в квадрате, потом скорость передачи энергии. Скорость ветра пыльного урагана на Марсе - свыше 100 м/сек (360 км в час) до 120м/сек, а эта буря была по признанию NASAвцев уникальной, которую никак не предполагали в своих расчетах. Все остальные параметры атмосферы Марса, в том числе, насыщенность его пылью, широко известны.
Дерзайте, доказывайте мне и другим, что ничего с Марсолетом, летательным аппаратом на основе аэродинамики, при воздействии на него пыльной бури не будет. Тогда никаких вопросов нет, если докажете.
Учитывайте в доказательстве так же довод Alexmax42, старожила форума, что никакой ураган на Марсе не может завалить или раскрутить марсолет в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3.
При этом, что марсолет летает, создавая несущими винтами такие мощные вихри в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3, что этот камень весом 700 грамм, чернокрылый воробей трепеща и одиноко парит быстро над красной планетой, поднимаясь на ужасные высоты и уносясь на такие же расстояния, Alexmax42 легко, как и вы, принимает на веру...
Раз уж вы сманипулировали в отношении меня, предположив насчет поклонника фильмов про то, что американцы не были на Луне, доказывайте, что вы величайший реалист и четко понимаете, почему в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3 может летать марсолет.
Только, уважаемый ДОСААФовец1956, не юлите, и если в вашем нике 1956 - это год Вашего рождения, то вы лишь незначительно моложе меня, т.е. должны обладать достаточным жизненным опытом, что бы обоснованно воспринимать вещи, подобные полетам марсолета на Марсе.
Ветер против Вертолетов: https://helimen.livejournal.co ... На аэродроме двигаться можно было лишь «по течению». Когда «приплыли» на стоянку, первое что увидели, как ветер сбил с ног ДСП (дежурный по стоянке подразделения - в его обязанности входит охрана воздушных судов), и катил его словно куст по пустыне. Кувыркался ДСП до забора аэродромного ограждения, где мы его поймали и поставили на ноги. И тут перед нами открылась сюрреалистическая картина: вертолеты, в каком фантастическом танце, размахивали и кружили лопастями, один из них медленно катился по рулежке, пока не съехал на землю. Слава богу, что не перевернулся. Потом старожилы рассказывали, что однажды ветер так раскрутил несущий винт тяжелого транспортного вертолета Ми-6, что тот оторвался от земли и пролетел несколько метров. Не знаю, правда, это или нет, но тогда мы были словно под гипнозом. Нас охватила какое-то странное сочетание волнения, быть может, даже страха и… любопытства.
Да, 1956 это год моего рождения и если Вы старше меня, то я впечатлён Вашей эрудицией и глубиной погружения в данную тему и если Вам будет не трудно, то в дальнейшем не бросайте эту ветку, информируйте нас о происходящих событиях на Марсе и достижениях мировой космонавтики в его изучении.
Пережил значит марсианскую бурю, летает, а некоторые форумчане считали, что не переживёт.
Оказывается не только бурь надо бояться.
Во время очередного 33-го полёта навигационной камерой была зафиксирована какая-то "тряпочка", зацепившаяся за опору "шасси".
https://i.ibb.co/vwb4t2p/IO567 ... То ли обрывок посадочного парашюта, то ли часть конструкции SkyCrane, оставшаяся после его взрыва, то ли...
В общем мы уже и Марс замусорили. И хорошо что за опору зацепился. А если бы за лопасть? Вертолётику пришёл бы кирдык и мы бы так и не узнали и-за чего. Камер, смотрящих вверх на винт, на борту нету.
Левейбери
Старожил форума
11.01.2023 23:09
38й полёт успешен
Duration: 75 seconds
Max Altitude: 10 m
Distance: 111 m
Китайский марсоход до сих пор не вышел на связь после зимнего спящего режима, ожидаемое плановое пробуждение в двадцатых числах декабря 2022.
... два условия: вырабатываемая солнечными батареями мощность должна была достичь как минимум 140 Вт, а температура аккумуляторов должна была быть выше -15.
-----------
Китайский марсоход прошел 2 км, собрал информацию о слоистых недрах с помощью георадара и обнаружил свидетельства относительно недавней активности воды в этом районе.
Возможно, пострадал от песчаных бурь, что снизило уровень выработки электроэнергии четырьмя солнечными панелями. Имеет активные средства для удаления этой пыли, но ни одно из них не способно сделать это в спящем режиме.
Около американского марсохода температура ненадолго поднялась выше -15 градусов по Цельсию, при этом находится южнее китайского на семь градусов широты - это означает, что китайский в более холодной зоне. Остается надежда, что китайский марсоход при потеплении до -15 градусов сможет проснуться.
Скоро и наш беспилотник полетает на Марсе 8 часов:
В МАИ разрабатывают самолет для исследования Марса: https://www.aex.ru/news/2023/2 ... https://dzen.ru/a/Y9OyWVjsyW4RIB5J Ученые Московского авиационного института разрабатывают беспилотный самолет для исследования Марса. Работы ведутся специалистами института № 1 «Авиационная техника» совместно с коллегами из Индии.
«Идею создания аппарата предложил доцент кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Джахид Гуереш, — рассказывает соавтор проекта, старший преподаватель института № 1 «Авиационная техника» МАИ Елена Карпович. — Летом 2021 года мы подали заявку на грант Российского научного фонда вместе со специалистами по вычислительной гидроаэродинамике из университета технологий города Харагпур. Нашими конкурентами были более чем 300 команд из России и Индии. Одобрение получили проекты 25 из них, и мы оказались среди счастливчиков».
«В настоящий момент я могу дать ориентировочные данные, — говорит Елена Карпович. — Ракета подлетает к орбите Марса, капсула высвобождается из головного обтекателя на высоте примерно 500 км над поверхностью и начинает спуск. Когда тормозные парашюты уменьшат скорость капсулы до 60 м/с, то наш аппарат выскальзывает из неё в определенном положении».
Некоторые данные нашего самолета — говорит Елена Карпович.
Самолет для Марса одноразовый, рассчитан на однократный полет.
Аэродинамическая схема самолета — нормальная.
Конструкция нескладная, размер посадочной капсулы ограничен размерами носового обтекателя ракетоносителя (носовой обтекатель «Протона», габариты 3, 4 метра).
Продолжительность полета — 8 часов.
Дальность полета — 1200 – 1400 км.
Движитель – винтомоторная установка с электродвигателем.
Источник энергии – расчетный — солнечные батареи и аккумулятор, прорабатываются другие варианты с меньшей удельной массой.
Крейсерская скорость — 42 м/с (151, 2 км/час).
Размах крыла самолета — 3, 2 м.
Профиль крыла – с малыми числа Рейнольдса, порядка 40- 60 тыс.
Материал планера – углепластиковый композит.
Полезная нагрузка — 1 кг.
Научное оборудование – спектометр и др. научные приборы.
Масса самолета — 4, 3 кг.
Испытание демонстратора в условиях, приближенных к эксплуатационным в стратосфере на высоте 30 км над земной поверхностью запланировано на конец 2024 года.
Сравним с рекордсменом, достигшим высоты 30 км:
Рекорд высоты устойчивого горизонтального полёта для крылатых летательных аппаратов 29 524 м: NASA Helios: https://ru.wikipedia.org/wiki/ ... Схема - летающее крыло
Хорда крыла — 2, 4 м,
Толщина профиля крыла - 290 мм
Размах крыльев — 75 метров
Площадь крыла - 183, 6 м²
Взлетная масса 726 кг (масса пустого, кг - 600, максимальная взлетная масса, кг - 929 кг)
Нагрузка на крыло 3, 95 кг/м²
Скорость, км/ч - 30, 6 - 43, 5
Движитель – винтомоторный, 14 электродвигателей, мощностью по 1, 5 кВт каждый
Питание электродвигателей - аккумуляторы, панели солнечных батарей на верхней плоскости. Дополнительно - водород-воздушные топливные элементы для обеспечения питания в ночное время.
Левейбери
Старожил форума
01.03.2023 09:43
46й полёт успешен
Duration: 136 seconds
Max Altitude: 12 m
Distance: 445 m
Есть 60-й полёт. Установлен рекорд скорости. В прошлом полёте был рекорд высоты.
По моему они уже не знают чем заняться. Изначально планировалось просто продемонстрировать возможность летать в принципе. Программа была рассчитана на 5-6 полётов и она давно уже успешно выполнена.
Есть 60-й полёт. Установлен рекорд скорости. В прошлом полёте был рекорд высоты.
По моему они уже не знают чем заняться. Изначально планировалось просто продемонстрировать возможность летать в принципе. Программа была рассчитана на 5-6 полётов и она давно уже успешно выполнена.
Подождите, он ещё должен сделать сложные кульбиты, что бы продемонстрировать маневренность в разряженной атмосфере Марса, думаю, скоро напишут, что он сделал это!
AirDuct
Старожил форума
20.01.2024 22:56
Что с Марсолетом, это надолго?
Левейбери
Старожил форума
22.01.2024 15:09
сообщили, что связь ровера с вертом восстановлена
NASA announced on Saturday evening (Jan. 20) that it has reestablished contact with Ingenuity after instructing the Perseverance rover "to perform long-duration listening sessions for Ingenuity’s signal." The mission team is working to determine what caused the communications dropout during Flight 72.
NASA announced on Saturday evening (Jan. 20) that it has reestablished contact with Ingenuity after instructing the Perseverance rover "to perform long-duration listening sessions for Ingenuity’s signal." The mission team is working to determine what caused the communications dropout during Flight 72.
Быстро.
Не надо подгонять ровер.
А то решили гнать ровер к месту посадки и поснимать марсолет со всех сторон, что бы определить, отчего у него связь пропала.
Жаль, что так быстро связь восстановилась, а то б посмотрели, каким он стал
EDD
Старожил форума
22.01.2024 16:24
В 71-м полёте (7 января) вертолёт неожиданно сел раньше запланированного (пролетел 71 метр вместо 358) по непонятной причине (проблемы с навигацией). Место посадки оказалось в низине и связь с ровером там неустойчивая. На снимке с бортовой камеры под вертолётом какая-то непонятная свежая борозда на поверхности. Возможно вертолёт чем-то задел склон реголитовой дюны.
Для проверки работоспособности был совершён 72-й полёт (18 января). Вертикально вверх на 12 метров без перемещения по горизонтали. Взлетели успешно, но перед самой посадкой связь полностью прервалась.
Сейчас связь восстановили (как сообщают). Ехать "спасать" (почти километр) не надо. Для программы это хорошо - между вертолётом и ровером весьма пересечённая местность, пески и 13-ти метровый гребень холма.
В 71-м полёте (7 января) вертолёт неожиданно сел раньше запланированного (пролетел 71 метр вместо 358) по непонятной причине (проблемы с навигацией). Место посадки оказалось в низине и связь с ровером там неустойчивая. На снимке с бортовой камеры под вертолётом какая-то непонятная свежая борозда на поверхности. Возможно вертолёт чем-то задел склон реголитовой дюны.
Для проверки работоспособности был совершён 72-й полёт (18 января). Вертикально вверх на 12 метров без перемещения по горизонтали. Взлетели успешно, но перед самой посадкой связь полностью прервалась.
Сейчас связь восстановили (как сообщают). Ехать "спасать" (почти километр) не надо. Для программы это хорошо - между вертолётом и ровером весьма пересечённая местность, пески и 13-ти метровый гребень холма.
https://mars.nasa.gov/technolo ... 72 полет
Обновление статуса рейса 72
Автор: НАСА/JPL
18 января вертолет НАСА Ingenuity Mars совершил свой 72-й полет. Был запланирован вертикальный взлет с целью проверки систем вертолета после незапланированной ранней посадки во время предыдущего полета. Данные Ingenuity, отправленные марсоходу Perseverance (который действует как ретранслятор между вертолетом и Землей) во время полета, указывают на то, что он успешно поднялся на заданную максимальную высоту в 40 футов (12 метров). Во время запланированного снижения связь между вертолетом и марсоходом прервалась досрочно, до приземления.
Команда Ingenuity анализирует имеющиеся данные и рассматривает дальнейшие шаги по восстановлению связи с вертолетом.
Левейбери
Старожил форума
25.01.2024 22:45
поломана лопасть
да здравствует король!
EDD
Старожил форума
27.01.2024 12:41
Две лопасти повреждены. Но сам вертолёт жив.
Будет передавать накопленные (снятые ранее) фотки и делать новые.
Плюс хотят попробовать покрутить лопастями. А там может и вдруг... Хотя очень маловероятно, конечно. Но даже с неподвижным вертолётом продолжат работать пока есть энергия и связь.
Левейбери
Старожил форума
27.01.2024 13:06
походу он в предыдущем полёте чекалдыкнулся, раз в этом резко упал после взлёта
наверное, он МОЖЕТ летать, но мал-мала низенько-низенько и с наклоном
Две лопасти повреждены. Но сам вертолёт жив.
Будет передавать накопленные (снятые ранее) фотки и делать новые.
Плюс хотят попробовать покрутить лопастями. А там может и вдруг... Хотя очень маловероятно, конечно. Но даже с неподвижным вертолётом продолжат работать пока есть энергия и связь.
А не брешут? Как они узнали, что лопасти повреждены?
...Оказалось, лопасти измялись. Не вполне понятно, как это установили. Из одной реплики пресс-релиза вроде бы следует, что ровер подкатил к бедолаге и сфотографировал его со стороны. Но в другом месте прямо сказано, что ровер слишком далеко и вертолета не видит. В НАСА говорят, что все еще не понимают причины, почему время от времени рвалась связь, и как так вертолет вдруг терял ориентацию: https://dzen.ru/a/ZbOR-WoqZwOAICoM
Но, как и вы, я догадываюсь, - вывод, что лопасти повреждены, НАСА сделали по девиации и частоте оборотов - наука метрология, 2 курс механики, МГТУ ГА, практическое занятие "Измерение вибраций лопастных машин".
А не брешут? Как они узнали, что лопасти повреждены?
...Оказалось, лопасти измялись. Не вполне понятно, как это установили. Из одной реплики пресс-релиза вроде бы следует, что ровер подкатил к бедолаге и сфотографировал его со стороны. Но в другом месте прямо сказано, что ровер слишком далеко и вертолета не видит. В НАСА говорят, что все еще не понимают причины, почему время от времени рвалась связь, и как так вертолет вдруг терял ориентацию: https://dzen.ru/a/ZbOR-WoqZwOAICoM
Но, как и вы, я догадываюсь, - вывод, что лопасти повреждены, НАСА сделали по девиации и частоте оборотов - наука метрология, 2 курс механики, МГТУ ГА, практическое занятие "Измерение вибраций лопастных машин".
===
Но, как и вы, я догадываюсь, - вывод, что лопасти повреждены, НАСА сделали по девиации и частоте оборотов - наука метрология, 2 курс механики, МГТУ ГА, практическое занятие "Измерение вибраций лопастных машин".
===
Именно.
"У них" - повреждаются лопасти у вертолёта на Марсе.
"У нас" - наклеивают китайские шильдики на китайские автомобили.
===
Но, как и вы, я догадываюсь, - вывод, что лопасти повреждены, НАСА сделали по девиации и частоте оборотов - наука метрология, 2 курс механики, МГТУ ГА, практическое занятие "Измерение вибраций лопастных машин".
===
Именно.
"У них" - повреждаются лопасти у вертолёта на Марсе.
"У нас" - наклеивают китайские шильдики на китайские автомобили.
===
Литий-ионные аккумуляторы что на Ingenuity работают до сих пор, а на Земле, такие же аккумуляторы, деградируют, теряя емкость и вздуваясь, уже через год.
===
Увы. Не такие-же.
Потому что те, которые "такие же аккумуляторы, деградируют, теряя емкость и вздуваясь, уже через год" - собраны из вторсырья в подвале дядюшки ЛяоМяу его несовершеннолетним внуком ХуньСуньвЧань. А те, "что на Ingenuity" - собраны из эталонных материалов на спецпроизводстве Lockheed Martin под руководством американского профессора электрохимии Джабахмапутра Мирватананга и его ведущих инженеров Ким Ли Чу и Конвей О"Бреннеган.
вертик сделал фото своей тени - видна тень обгрызенной лопасти, задел склон песчаной дюны
Именно по фотографии тени лопасти определили. Причём повреждения увидели уже на двух лопастях. А про остальные просто не знают. И вроде как хотят медленно покрутить лопастями чтобы можно было рассмотреть все (тени лопастей, естественно, камер направленных вверх у вертолёта нет).
И вот ещё:
Крайний 72-й полёт как мы помним предусматривал вертикальный подъём вверх на 12 метров и посадку на прежнюю точку. Так вот - на самом деле вертолёт сместился по горизонтали на 10 метров и сел на новое место. И вот там на новом месте зацепил винтами "землю". То ли склон крутой там, то ли резкий манёвр был. Сейчас пытаются определить.
Там место непростое. Песчаные дюны.
Именно по фотографии тени лопасти определили. Причём повреждения увидели уже на двух лопастях. А про остальные просто не знают. И вроде как хотят медленно покрутить лопастями чтобы можно было рассмотреть все (тени лопастей, естественно, камер направленных вверх у вертолёта нет).
И вот ещё:
Крайний 72-й полёт как мы помним предусматривал вертикальный подъём вверх на 12 метров и посадку на прежнюю точку. Так вот - на самом деле вертолёт сместился по горизонтали на 10 метров и сел на новое место. И вот там на новом месте зацепил винтами "землю". То ли склон крутой там, то ли резкий манёвр был. Сейчас пытаются определить.
Там место непростое. Песчаные дюны.
Эх, думал, покажите поврежденные лопасти, ан нет, тут про "непростое место".
По поводу "задеть" лопастями: шасси Марсолета настолько "раскорячены" (очень близко к диаметру лопастей) и подамортизированы, что без проблем должны держать Марсолет на склоне градусов 20, если не больше.
Что бы перевернуться, нужно сесть на склон градусов 45.
Но он повредил лопасти, стоя на ногах, а это не значит, что не о склон мелкодисперсной песочной дюны повреждены лопасти.
Это значит, что они повреждены о камень, рядом с которым он сел, хотя тоже как-то фантастично (при взлете он еще бы раз покрошил бы лопасти и не взлетел): https://fainaidea.com/wp-conte ...
В 71-м полёте (7 января) вертолёт неожиданно сел раньше запланированного (пролетел 71 метр вместо 358) по непонятной причине (проблемы с навигацией). Место посадки оказалось в низине и связь с ровером там неустойчивая. На снимке с бортовой камеры под вертолётом какая-то непонятная свежая борозда на поверхности. Возможно вертолёт чем-то задел склон реголитовой дюны.
Для проверки работоспособности был совершён 72-й полёт (18 января). Вертикально вверх на 12 метров без перемещения по горизонтали. Взлетели успешно, но перед самой посадкой связь полностью прервалась.
Сейчас связь восстановили (как сообщают). Ехать "спасать" (почти километр) не надо. Для программы это хорошо - между вертолётом и ровером весьма пересечённая местность, пески и 13-ти метровый гребень холма.
EDD, старожил форума, 22.01.2024 16:24: на снимке с бортовой камеры под вертолётом какая-то непонятная свежая борозда на поверхности. Возможно вертолёт чем-то задел склон реголитовой дюны.
Ага, значит законцовка лопасти чиркнула не по камню, соизмеримым по высоте с высотой нижней лопасти от поверхности, как следовало бы ожидать из условий сохранения устойчивости, что бы остаться "на ногах".
Значит, он зашел на посадку с таким охре...ненным креном, что чиркнул по поверхности, оставив на ней борозду и раскрошив конец лопасти (представляете себе - раскрошить углепластик, а не размочалив его на ленточки: https://www.newtis.info/tisv2/ ... ) .
EDD, не могли бы вы найти этот снимок бортовой камеры с непонятной свежей бороздой на поверхности?
Левейбери
Старожил форума
02.02.2024 13:21
>> снимок бортовой камеры с непонятной свежей бороздой на поверхности
пробегала ещё фоточка с красивенькой дюной и сабельным следом, но на сайте наса её нет - предположу, что ту "фотку" нарисовала нейросеть неуёмного хапожора
"снимок бортовой камеры с непонятной свежей бороздой на поверхности?"
Это я писал про 71-й полёт. Снимок вот:
https://img.novosti-kosmonavti ... После чего винты покрутили и никаких дефектов не обнаружили. Предположили что это либо чиркнули "ногой", либо ею же сдвинули камень.
"лучшая имхо"
Да. Это уже после 72-го полёта. Вот оно же, только чуть в другое время:
https://t.me/egorovkot/729 Однозначно решили что этот след "прочерчен" лопастью.
"Значит, он зашел на посадку с таким охре...ненным креном..."
Я так и писал: "...то ли резкий манёвр был...". Сели буквально рядом с гребнем дюны. А они бывают крутыми. Так что и не охре...ненного крена могло хватить.
Левейбери
Старожил форума
02.02.2024 15:58
помнится, вот та "исчезнувшая фотка" была после 71 полета
вроде как в 71 полёте была объявлена потеря ориентации из-за унылых песков внизу, потому произведена вынужденная посадка - вот там он и чирканул, в 72м полёте поддали газку... и завалились, добивая лопасти
помнится, вот та "исчезнувшая фотка" была после 71 полета
вроде как в 71 полёте была объявлена потеря ориентации из-за унылых песков внизу, потому произведена вынужденная посадка - вот там он и чирканул, в 72м полёте поддали газку... и завалились, добивая лопасти
Но он повредил лопасти, стоя на ногах, а это не значит, что не о склон мелкодисперсной песочной дюны повреждены…
====
Птицы
EDD
Старожил форума
02.02.2024 19:20
1. Оказывается что в конце 72-го полёта не просто связь пропала, а отключилось/критически снизилось электропитание вертолёта. Сейчас пытаются выяснить - пропало электричество ещё в полёте и потому вертолёт так коряво сел или наоборот - коряво сел и из-за удара отказало электричество.
2. Пишут что повреждены все четыре лопасти.
3. Полётов больше не будет. Это окончательно.
4. Но будут крутить лопастями, менять угол их наклона, снимать камерами и вообще качать "телеметрию" со всего что можно. Данные пригодятся для анализа и дальнейших разработок.
Это же вам первый предложил посчитать, а вы в обратку - меня. Как вопросом на вопрос, не по русски как-то...
Вы же летчик-инженер!
Посчитайте энергию воздуха, массу на скорость в квадрате, потом скорость передачи энергии. Скорость ветра пыльного урагана на Марсе - свыше 100 м/сек (360 км в час) до 120м/сек, а эта буря была по признанию NASAвцев уникальной, которую никак не предполагали в своих расчетах. Все остальные параметры атмосферы Марса, в том числе, насыщенность его пылью, широко известны.
Дерзайте, доказывайте мне и другим, что ничего с Марсолетом, летательным аппаратом на основе аэродинамики, при воздействии на него пыльной бури не будет. Тогда никаких вопросов нет, если докажете.
Учитывайте в доказательстве так же довод Alexmax42, старожила форума, что никакой ураган на Марсе не может завалить или раскрутить марсолет в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3.
При этом, что марсолет летает, создавая несущими винтами такие мощные вихри в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3, что этот камень весом 700 грамм, чернокрылый воробей трепеща и одиноко парит быстро над красной планетой, поднимаясь на ужасные высоты и уносясь на такие же расстояния, Alexmax42 легко, как и вы, принимает на веру...
Раз уж вы сманипулировали в отношении меня, предположив насчет поклонника фильмов про то, что американцы не были на Луне, доказывайте, что вы величайший реалист и четко понимаете, почему в атмосфере с плотностью 0.02 кг/м^3 может летать марсолет.
Только, уважаемый ДОСААФовец1956, не юлите, и если в вашем нике 1956 - это год Вашего рождения, то вы лишь незначительно моложе меня, т.е. должны обладать достаточным жизненным опытом, что бы обоснованно воспринимать вещи, подобные полетам марсолета на Марсе.
Ветер против Вертолетов: https://helimen.livejournal.co ...
На аэродроме двигаться можно было лишь «по течению». Когда «приплыли» на стоянку, первое что увидели, как ветер сбил с ног ДСП (дежурный по стоянке подразделения - в его обязанности входит охрана воздушных судов), и катил его словно куст по пустыне. Кувыркался ДСП до забора аэродромного ограждения, где мы его поймали и поставили на ноги. И тут перед нами открылась сюрреалистическая картина: вертолеты, в каком фантастическом танце, размахивали и кружили лопастями, один из них медленно катился по рулежке, пока не съехал на землю. Слава богу, что не перевернулся. Потом старожилы рассказывали, что однажды ветер так раскрутил несущий винт тяжелого транспортного вертолета Ми-6, что тот оторвался от земли и пролетел несколько метров. Не знаю, правда, это или нет, но тогда мы были словно под гипнозом. Нас охватила какое-то странное сочетание волнения, быть может, даже страха и… любопытства.