Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Сертификация авиадвигателей на птицестойкость

 ↓ ВНИЗ

AirDuct
Старожил форума
15.08.2019 21:30
Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов (утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17.02.2012)>Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов>Раздел E. Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция>33.76. Попадание птиц
(1) За исключением того, как определено в п. (d) данного параграфа, все испытания при попадании птиц должны проводиться на двигателе, работающем на установившемся режиме, когда взлетная мощность или тяга составляет не менее 100% в условиях окружающей среды, которые будут наблюдаться в день испытаний перед забросом птицы в двигатель. Кроме того, при демонстрации соответствия необходимо учитывать влияние условий эксплуатации двигателя при взлете на уровне моря в наиболее жаркий день, когда наиболее критический двигатель достигает максимальной установленной взлетной тяги или мощности.
(2) Площадь наименьшего сечения во входном канале двигателя, используемая в данном параграфе для определения количества и массы птиц, должна быть установлена Заявителем и определена как ограничение в Документации по установке и эксплуатации двигателя или в разделе Руководства по эксплуатации согласно 33.5.
(3) Должны быть оценены последствия удара в переднюю часть двигателя одной крупной птицы и одной наибольшей птицы среднего размера, которые могут попасть во вход. Должно быть продемонстрировано, что соответствующие компоненты под воздействием удара в условиях, изложенных в пп. (b), (c) или (d) данного параграфа, не будут отрицательно влиять на двигатель в такой степени, что он не сможет соответствовать требованиям пп. (b)(3), (c)(6) и (d)(4).

Орнитолог уточнил, что в Московской области несколько видов чаек, в том числе озерные и сизые. Сизые крупнее озерных, их отличительный признак - белая голова. "Если бы это было в июле, то я бы сказал, что, скорее всего, это были озерные чайки. Они в июле после окончания сезона гнездования могут концентрироваться в разных местах Московской области. Им очень нравятся плоские пространства: поля, пашни, плоские крыши, и взлетная полоса тоже. Но в августе, как правило, большая часть озерных чаек из Московской области уже исчезает, появляется много сизых чаек", - пояснил ученый: https://ria.ru/20190815/155752 ...

Сизая чайка (лат. Larus canus) — вид птиц из семейства чайковых (Laridae).
Взрослая сизая чайка внешне очень похожа на моевку и достигает величины до 43 см с размахом крыльев около 120 см. Её вес составляет от 300 до 550 г.
Заметность для орнитологического локатора порядка 25 км. Чайки орнитологическим локатором и маршрут их полёта очень хорошо просматриваются на орнитологическом локаторе ОрВД

Двигатель также прошел проверку на птицестойкость. Был осуществлен заброс птицы массой 1, 85 кг под углом 27о к оси двигателя со скоростью 83 м/с:

В ЦИАМ проведены испытания вентилятора двигателя ПД-14 на птицестойкость: https://aviation21.ru/v-ciam-p ...
Проведение двух инженерных испытаний на разгонном стенде ЦИАМ с забросом крупной птицы и с обрывом рабочей лопатки, а также сертификационного испытания на базе пермского КБ по обрыву рабочей лопатки вентилятора показало, что критичность обрыва лопатки вентилятора на двигателе выше, чем критичность попадания в двигатель крупной одиночной птицы. Таким образом, сертификационное испытание двигателя с забросом крупной птицы можно не проводить, что обеспечивает значительное сокращение затрат времени и средств при сертификации двигателя.

Вот интересно двигатели CFMI CFM56-5A/5B воздушного судна с количеством кресел (одноклассовый) 220 шт. Airbus A321 проходят такие же суровые испытания серией тушек куриц весом около 2 кг или у них помягче условия - сизыми чаечками от 300 до 550 г?

Каковы европейские нормы испытаний авиадвигателей на птицестойкость?
sbb
Старожил форума
15.08.2019 21:34
боингфтумане
Старожил форума
15.08.2019 21:49
хорошо что коровы не летают
СергейMOW
Старожил форума
15.08.2019 22:11
Вообще надо бы исследовать, какие неудобства создаст решетка 10х10 см из тонких стальных/титановых планок хорошей глубины. Думается, расход вырастет на 2% и все, зато никакая корова целиком и одномоментно до лопаток не доберётся. Основаная проблема это костяк, я так понимаю.
Человеков из аэродромного персонала не затянет заодно. Конус-обтекатель регулируемый как на Су-7 можно приделать для сверхзвука )
AirDuct
Старожил форума
15.08.2019 22:16
боингфтумане
хорошо что коровы не летают
Ну, коровы-коровами.
Суперджет и Айрбас вроде, как все говорят, - две большие разницы.
Однако ж, не сильно похоже, что двигатель Аэрбаса соответствует нормам лётной годности, раз не выдержал попадание пары воробьиных тушек сизых чаек, по сравнению с требуемыми к выдержке гораздо больших страусов.
Уральские авиалинии будут писать рекламации к только аэропортовому или Госкорпорации по ОрВД (птицы, похоже, попали в двигатель за пределами аэродрома) орнитологическому обеспечению безопасности полётов или же задаст вопрос по соответствию двигателя по птицестойкости и Суперджету?
СергейMOW
Старожил форума
15.08.2019 22:31
AirDuct: да что ж такое, видео, чайки, много, 19 секунда, ещё над полосой.
https://ren.tv/player/448620
AirDuct
Старожил форума
15.08.2019 23:10
СергейMOW
AirDuct: да что ж такое, видео, чайки, много, 19 секунда, ещё над полосой.
https://ren.tv/player/448620
Спасибо, посмотрел - не так уж и много, специально посчитал, промелькнуло порядка 8 птичек. Ну не столько же: https://i.ytimg.com/vi/YP6hlPg ... и не столько: https://cdn-st3.rtr-vesti.ru/v ... и не так: https://i3.wp.com/static.busin ...
Неужто в двигатель влетели все 8?
Смотрим орнитологию: летом стаи озерной чайки, примерно как и редкой здесь сизой чайки состоят из 7-30 особей, в среднем около 18 особей, с биомассой порядка 6-7 кг, т.е., что бы достичь стандартной биомассы при испытаниях на птицестойкость в 1, 85 кг и при том, что "компоненты под воздействием удара в условиях, изложенных в пп. (b), (c) или (d) данного параграфа, не будут отрицательно влиять на двигатель в такой степени, что он не сможет соответствовать требованиям", нужно что бы в двигатель попало 6-7 чаек с массой тушки 300 грамм и тогда можно говорить, что двигатель не смог выдержать испытание попаданием значительно большей биомассы, чем предельная величина в 1, 85 кг.
Так сколько попало в двигатель чаек. что он отказал?
AirDuct
Старожил форума
15.08.2019 23:25
Кстати, на Гудзоне в Айрбас А-320 влетела стая гусей вида "серый" — птица длиной до 70—90 см и весом около 2, 1—4, 5 кг, размах крыльев 147—180 см. Это далеко не чайка, массой 300 грамм.
Гудзоновский случай без комментариев относительно птицестойкости.
СергейMOW
Старожил форума
15.08.2019 23:25
Так орнитолог ЛИИ все рассказал, послушайте аудио. Он был на полосе после АК, нашли ошмётки, это морская чайка, видимо не одна, как минимум две. «Большая птица, крепкий костяк». Все записано.
https://ren.tv/player/448608
СергейMOW
Старожил форума
15.08.2019 23:28
В 2:10 про обследование полосы и морских чаек
AirDuct
Старожил форума
15.08.2019 23:47
СергейMOW
В 2:10 про обследование полосы и морских чаек
Да, морская чайка по имени баклан. В Подмосковье. Это очень круто сказал товарищ...
Бакланы (лат. Phalacrocorax) — род морских птиц семейства баклановых, отряда пеликанообразных. Широко распространены по всему миру с большим биологическим разнообразием в тропическом и умеренном климате. Это средние либо крупные птицы размером с утку или гуся.
Ча́йки (лат. Larus) — наиболее многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду.
В Подмосковье основной вид чаек - озёрные, это вообще мелкий вид.
Из морских чаек в Подмосковье - чайки вида "сизая", с массой тушки 300-500 гр.
Где бакланы в Подмосковье? В зоопарке, стаей ушли?
AirDuct
Старожил форума
16.08.2019 07:39
Вид птиц для этого времени года смотрим в материалах Орнитологического обследования аэродрома. Эти материалы - обаятельнейшее условие орнитологического обеспечения безопасности полётов на каждом аэродроме не то что РФ, но и всего мира, ИКАО, понимаете...
AirDuct
Старожил форума
17.08.2019 13:15
А какие двигатели стояли на Айрбасе с кукурузного поля? На А-321 устанавливается две марки двигателя.
LoiseLane
Старожил форума
17.08.2019 14:07
Когда двигатель тестируют на птицеустойчивость, принимают во внимание, что могут попасть окольцованные птицы? То есть с кольцом из алюминия или пластиковыми бирками?
userkc
Старожил форума
17.08.2019 14:17
если отпугиватель птиц поставить на самолет,
он должен помочь, звук быстро распространяется.

и еще чисто военная задача обнаружить птицу и растрелять из пневматики
можно же под крыло такой пулемет установить.
AirDuct
Старожил форума
17.08.2019 14:58
LoiseLane
Когда двигатель тестируют на птицеустойчивость, принимают во внимание, что могут попасть окольцованные птицы? То есть с кольцом из алюминия или пластиковыми бирками?
Здравствуйте, товарищ Лоис!
Хороший вопрос Вы задали.
Коротко скажу, что тушка птицы, метаемая с очень большой линейной скоростью, сопоставимой со скоростью полёта, во входное устройство, обязательно упаковывается в прочную пластиковую или тканевую оболочку. Понятно, что это есть дополнительное ужесточение испытания, поэтому вряд ли, используемый для кольцевания мягкий алюминий, фактически фольга или пластиковая бирка, могут иметь на двигатель большее воздействие, чем тканевая или пластиковая оболочка, применяемая для упаковки птицы перед метанием.
Теперь обращаю Ваше внимание - в начале поста я сделал выдержку об испытаниях на птицестойкость в Российской Федерации согласно пункту 33.76 «Попадание птиц», раздела E. «Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция» «Авиационных правил. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов» (утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17.02.2012): http://www.consultant.ru/docum ...
Если Вы прочитаете этот раздел, то у Вас создастся полное представление об испытаниях двигателей на птицестойкость в Российской Федерации. Эти АП-33 полность соответствуют на этот счёт нормам Европейским и США, так как имеют обшую нормативную базу ИКАО.
Испытания ведутся в комплексе:
Удар одной крупной птицы и одной наибольшей птицы среднего размера
Отдельная крупная птица
Мелкие и средние стайные птицы, чтобы имитировалось столкновение со стаей птиц (16 птиц), масса и количество которых указаны в табл. 2.
Во всех позициях Вы увидите условия испытаний – и мощностные параметры двигателя при испытаниях, и скорость выпуска птицы, их масса (для крупных птиц масса градируется в зависимости от сечения входного устройства в 1, 85, 2, 1 и 2, 5кг!) и указания критических зон компрессора, куда должна попасть птица, и высота испытания, и скорость принятия решения и ещё маножество факторов. Что бы испытания были максимально объективны. Но по результатам любых комбинаций испытаний двигатель должен сохранять работоспособность в пределах параметров, указанных в АП-33.
Так что насчёт «крепкого орешка» А-321, точнее в отношении его двигателя на предмет попадания птиц, прибывшая комиссия Айрбас будет защищать сильно.
Добавлю ещё, что в разделе Е АП-33 есть ещё условия испытаний на попадание других, кроме птиц - посторонних предметов, льда, дождя, града…
Всё это в прозрачном доступе, изучайте, критикуйте…
Аликс
Старожил форума
17.08.2019 15:33
AirDuct
Да, морская чайка по имени баклан. В Подмосковье. Это очень круто сказал товарищ...
Бакланы (лат. Phalacrocorax) — род морских птиц семейства баклановых, отряда пеликанообразных. Широко распространены по всему миру с большим биологическим разнообразием в тропическом и умеренном климате. Это средние либо крупные птицы размером с утку или гуся.
Ча́йки (лат. Larus) — наиболее многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду.
В Подмосковье основной вид чаек - озёрные, это вообще мелкий вид.
Из морских чаек в Подмосковье - чайки вида "сизая", с массой тушки 300-500 гр.
Где бакланы в Подмосковье? В зоопарке, стаей ушли?
Видимо наши Питерские прилетели))) У нас во дворах (примерно 6 км от аэропорта Пулково) на помойках сидят чайки с размахом 1 крыла примерно 60 см и тушкой по виду с курицу-бройлера весом 2, 5-2, 8 кг. Птички настолько крупные, что воруют маленьких котят у наших дворовых кошек (недавно видела как кошка защищала свой котят).
AirDuct
Старожил форума
17.08.2019 22:25
Аликс
Видимо наши Питерские прилетели))) У нас во дворах (примерно 6 км от аэропорта Пулково) на помойках сидят чайки с размахом 1 крыла примерно 60 см и тушкой по виду с курицу-бройлера весом 2, 5-2, 8 кг. Птички настолько крупные, что воруют маленьких котят у наших дворовых кошек (недавно видела как кошка защищала свой котят).
Аликс, старожил форума, 17.08.2019 15:33
Видимо наши Питерские прилетели)))
У нас во дворах (примерно в 6 км от аэропорта Пулково) на помойках сидят чайки с размахом 1 крыла примерно 60 см и тушкой по виду с курицу-бройлера весом 2, 5-2, 8 кг.
Птички настолько крупные, что воруют маленьких котят у наших дворовых кошек (недавно видела, как кошка защищала своих котят).

Аликс, в авиации крыло оно и состоит из 3 частей - полукрыльев - левого и правого, а так же центроплана.
С большим трудом, но я понял, что Вы описали чайку с размахом крыла в 120 см, длиной около 60 см и весом навскидку 2, 5-2, 8 кг.
Ну, что могу сказать, по размерениям (но не по весу) Ваше описание больше смахивает на сизую чайку. Несмотря на то, что птичка весит от 300 до 550 г., маленькой ее не назовешь – длина тела не менее 46 см, размах крыльев достигает 1, 2 м. Оперение сизой чайки имеет белый цвет, а верхняя сторона крыльев — серая. Кончики крыльев — чёрно-белые, клюв и лапки окрашены в жёлто-зелёный цвет. Населяет не только острова и морские побережья, но также встречается на внутриконтинентальных водоемах Евразии и Северной Америки. На зиму мигрирует в верхнюю Африку и заселяется колониями на Средиземном море, где и размножается. От других видов немного отличается способом пропитания. Хищничает не так активно, довольствуясь тем, что подвернется. Любит лакомиться ягодами. Часто мигрирует через сельскохозяйственные угодья. В этой среде обитания они предпочитают питаться насекомыми. Их образ жизни привёл к тому, что мормоны поклоняются чайке как божественному воплощению Элохима (Elohim).
Вид её: http://zoo.nskhuman.ru/album/9 ...

Теперь насчёт веса. Вес навскидку в 2, 5-2, 8 кг Вы, конечно, сильно преувеличили, т.к. у самой большой в мире чайки – морской, вес достигает только 2 кг: морская чайка может достигать длины 75 см и является самым крупным видом чаек. Она весит от 1, 033 кг, у самцов нередко достигая массы 1, 9-2 кг, размах же крыльев составляет около 170 см. Её оперение окрашено в белый цвет за исключением верхней стороны крыльев, которая имеет чёрную окраску. Мощный жёлтый клюв на кончике с нижней стороны красного цвета. Окраска лапок бледно-розовая. В полёте морская чайка может достигать скорости до 110 км/ч. У неё нет естественных врагов.
Вид её: https://farm1.static.flickr.co ...

Но по-любому, в соседней теме я показывал, при сертификационных испытаниях двигателя на птицеустойчивость, двигатель должен выдержать «пуляние» в него со скоростью 100 м/сек одной крупной птицы и одной наибольшей птицы среднего размера. При этом, в зависимости от площади проходного сечения вес крупной птицы может достигнуть 3, 65 кг, а вес птицы среднего размера – 1, 15 кг.
AirDuct
Старожил форума
18.08.2019 12:01
Здравствуйте, товарищ Лоис!
Испытания на птицестойкость в Российской Федерации осуществляются в соответствии с пунктом 33.76 «Попадание птиц», раздела E. «Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция» «Авиационных правил. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов» (утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17.02.2012, далее АП-33): http://www.consultant.ru/docum ...
Эти АП-33 полностью соответствуют на этот счёт нормам Европейским и США, так как имеют общую нормативную базу ИКАО.

В подтверждение этой аксиомы привожу выдержку из раздела «Введение» АП-33 (ссылку на документ давал выше):
АП-33 с поправками 33-1 и 33-2 гармонизированы с соответствующими разделами и приложениями Норм летной годности США FAR-33 с поправками по 33-30 включительно и с требованиями Европейских норм летной годности CS-E с поправками по E-2 включительно.

Т.е., нормы лётной США фактически имеют тот же номер, что и АП-33 - FAR-33, это о чём-то говорит?
Европейские нормы летной годности называются CS-E.
Но, самое главное – АП-33 гармонизированы и с FAR-33, и с CS-E.
То есть двигатели, установленные на Airbus A321-211 Уральских авиалиний, а это старые CFMI CFM56-5B или новые IAE V2500-A5 прошли сертификационные испытания на птицестойкость полностью аналогичные АП-33.
Кстати, относительно двигателей CFM56-5.
В период 2012-2015 годы было зафиксировано около 10 внезапных отказов двигателя в полёте на Айрбасах. К счастью отказывал только один двигатель из двух.
Вначале, как обычно, грешили на наше топливо ТС-1. А потом было установлено, что в конструкции топливной системы были применены конструкционные материалы из меди и её сплавов, недопустимые к прямому контакту с топливом. При разрушении узла начиналось генерирование медной пудры в топливо. При прохождении топлива, насыщенного медью через ТМС, оно нагревалось до температуры примерно 100 гр. С и появлялись смолы, которые «склеивали» клапана насоса высокого давления (кстати, то же изготовленные из сплава меди), подача топлива к форсункам «зависала» и всё «моментум в море» ©, двигатель останавливался.
Это всё подробно было рассмотрено в теме «Качество ТС-1»: https://www.forumavia.ru/t/193 ...
nafa
Старожил форума
18.08.2019 15:41
2 AirDuct

> Но по результатам любых комбинаций испытаний двигатель должен сохранять работоспособность в пределах параметров, указанных в АП-33.

Не совсем понял. В отчету NTSB по посадке на Гудзон (стр 34) применительно к CFM56 написано немного по-другому.
Для крупной птицы (4 фунта = 1.8 кг) - не должно быть пожара, разрушения, вибрации сверх указанной, двигатель должен сохранить возможность выключиться.
Работоспособность в этом случае не обещает.
Правда это на момент сертификации той модели двигателя. Может уже что-то поменялось.
AirDuct
Старожил форума
18.08.2019 15:58
nafa
2 AirDuct

> Но по результатам любых комбинаций испытаний двигатель должен сохранять работоспособность в пределах параметров, указанных в АП-33.

Не совсем понял. В отчету NTSB по посадке на Гудзон (стр 34) применительно к CFM56 написано немного по-другому.
Для крупной птицы (4 фунта = 1.8 кг) - не должно быть пожара, разрушения, вибрации сверх указанной, двигатель должен сохранить возможность выключиться.
Работоспособность в этом случае не обещает.
Правда это на момент сертификации той модели двигателя. Может уже что-то поменялось.
Пожалуйста, по существу Вашего вопроса, посмотрите part 33.76 «Попадание птиц», раздела E. «Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция» «Авиационных правил. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов» (утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17.02.2012): http://www.consultant.ru/docum ... (или соответствующие разделы FAR-33 или CS-E)
Да и сами подумайте просто логически - какой смысл в испытаниях на птицестойкость, если по их результатам двигатель не сможет обеспечить благополучную вынужденную посадку?
Аликс
Старожил форума
18.08.2019 16:21
AirDuct
Аликс, старожил форума, 17.08.2019 15:33
Видимо наши Питерские прилетели)))
У нас во дворах (примерно в 6 км от аэропорта Пулково) на помойках сидят чайки с размахом 1 крыла примерно 60 см и тушкой по виду с курицу-бройлера весом 2, 5-2, 8 кг.
Птички настолько крупные, что воруют маленьких котят у наших дворовых кошек (недавно видела, как кошка защищала своих котят).

Аликс, в авиации крыло оно и состоит из 3 частей - полукрыльев - левого и правого, а так же центроплана.
С большим трудом, но я понял, что Вы описали чайку с размахом крыла в 120 см, длиной около 60 см и весом навскидку 2, 5-2, 8 кг.
Ну, что могу сказать, по размерениям (но не по весу) Ваше описание больше смахивает на сизую чайку. Несмотря на то, что птичка весит от 300 до 550 г., маленькой ее не назовешь – длина тела не менее 46 см, размах крыльев достигает 1, 2 м. Оперение сизой чайки имеет белый цвет, а верхняя сторона крыльев — серая. Кончики крыльев — чёрно-белые, клюв и лапки окрашены в жёлто-зелёный цвет. Населяет не только острова и морские побережья, но также встречается на внутриконтинентальных водоемах Евразии и Северной Америки. На зиму мигрирует в верхнюю Африку и заселяется колониями на Средиземном море, где и размножается. От других видов немного отличается способом пропитания. Хищничает не так активно, довольствуясь тем, что подвернется. Любит лакомиться ягодами. Часто мигрирует через сельскохозяйственные угодья. В этой среде обитания они предпочитают питаться насекомыми. Их образ жизни привёл к тому, что мормоны поклоняются чайке как божественному воплощению Элохима (Elohim).
Вид её: http://zoo.nskhuman.ru/album/9 ...

Теперь насчёт веса. Вес навскидку в 2, 5-2, 8 кг Вы, конечно, сильно преувеличили, т.к. у самой большой в мире чайки – морской, вес достигает только 2 кг: морская чайка может достигать длины 75 см и является самым крупным видом чаек. Она весит от 1, 033 кг, у самцов нередко достигая массы 1, 9-2 кг, размах же крыльев составляет около 170 см. Её оперение окрашено в белый цвет за исключением верхней стороны крыльев, которая имеет чёрную окраску. Мощный жёлтый клюв на кончике с нижней стороны красного цвета. Окраска лапок бледно-розовая. В полёте морская чайка может достигать скорости до 110 км/ч. У неё нет естественных врагов.
Вид её: https://farm1.static.flickr.co ...

Но по-любому, в соседней теме я показывал, при сертификационных испытаниях двигателя на птицеустойчивость, двигатель должен выдержать «пуляние» в него со скоростью 100 м/сек одной крупной птицы и одной наибольшей птицы среднего размера. При этом, в зависимости от площади проходного сечения вес крупной птицы может достигнуть 3, 65 кг, а вес птицы среднего размера – 1, 15 кг.
Судя по вашему описанию у нас обитают самые большие в мире - Морские чайки. Вот она http://pitert.ru/sites/default ... на фоне питерских достопримечательностей. Судя по источникам в интернете максимальный ее вес 2, 2 кг. http://www.ebirds.ru/bird/127.htm Но на помойках у нас хорошая кормовая база, так что не удивлюсь, что местные птички могут страдать ожирением из-за неправильного питания (булка и прочее с наполнителями и консервантами).
AirDuct
Старожил форума
18.08.2019 16:50
Аликс
Судя по вашему описанию у нас обитают самые большие в мире - Морские чайки. Вот она http://pitert.ru/sites/default ... на фоне питерских достопримечательностей. Судя по источникам в интернете максимальный ее вес 2, 2 кг. http://www.ebirds.ru/bird/127.htm Но на помойках у нас хорошая кормовая база, так что не удивлюсь, что местные птички могут страдать ожирением из-за неправильного питания (булка и прочее с наполнителями и консервантами).
Пожалуйста, покажите снимок этой чайки в сопоставлении с предметом известного размера, тогда можно определить длину тела и сделать выводы.
У сизой чайки она 45 см, у морской чайки - 75 см.
AirDuct
Старожил форума
18.08.2019 20:27
Аликс
Судя по вашему описанию у нас обитают самые большие в мире - Морские чайки. Вот она http://pitert.ru/sites/default ... на фоне питерских достопримечательностей. Судя по источникам в интернете максимальный ее вес 2, 2 кг. http://www.ebirds.ru/bird/127.htm Но на помойках у нас хорошая кормовая база, так что не удивлюсь, что местные птички могут страдать ожирением из-за неправильного питания (булка и прочее с наполнителями и консервантами).
Вы, Аликс, как-то принижаете свободолюбивый образ чайки.
Образ чайки как символ свободы (по произведениям Антона Павловича Чехова «Чайка» и Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»):
В пьесе Чехова «Чайка» символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный «сюжет для небольшого рассказа» извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей тягу, томление, тоску о лучшем будущем.
В «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха чайка Джонатан Ливингстон отдавал всего себя познанию полета, в то время как его друзья и родные просто добывали себе пищу: https://phototass4.cdnvideo.ru ...
Interpilot
Старожил форума
19.08.2019 14:07
AirDuct
Да, морская чайка по имени баклан. В Подмосковье. Это очень круто сказал товарищ...
Бакланы (лат. Phalacrocorax) — род морских птиц семейства баклановых, отряда пеликанообразных. Широко распространены по всему миру с большим биологическим разнообразием в тропическом и умеренном климате. Это средние либо крупные птицы размером с утку или гуся.
Ча́йки (лат. Larus) — наиболее многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду.
В Подмосковье основной вид чаек - озёрные, это вообще мелкий вид.
Из морских чаек в Подмосковье - чайки вида "сизая", с массой тушки 300-500 гр.
Где бакланы в Подмосковье? В зоопарке, стаей ушли?
Phalacrocorax-ов на форуме полно. Бакланят, хрен знает о чем. Скоро совсем перестанет быть авиационным...
AirDuct
Старожил форума
19.08.2019 22:25
Interpilot
Phalacrocorax-ов на форуме полно. Бакланят, хрен знает о чем. Скоро совсем перестанет быть авиационным...
Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 14.06.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645)
VIII. Обеспечение полетов
8.24. Орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает:
орнитологическое обследование района аэродрома;
ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию;
проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой;
сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов;
доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов);
проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.
8.25. На аэродромах проводится учет всех случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от их последствий.
8.26. На аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.
AirDuct
Старожил форума
26.08.2019 20:48
Читайте про испытания двигателей на птицестойкость здесь:
"Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов" (утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17.02.2012)
""33.76. Попадание птиц: http://www.consultant.ru/docum ...
Alena_Kaurova
Старожил форума
15.11.2019 18:20
Добрый день!
У меня два вопроса к участникам дискуссии:
1. Какова вероятность попадания птиц в оба двигателя ?
2. Какова вероятность попадания птиц в оба двигателя в таком количестве, чтобы они оба загнулись?
Dual
Старожил форума
15.11.2019 18:45
По классической теории вероятности, вероятность одновременного наступления двух независимых событий вычисляется перемножением их вероятностей.
То есть, упрощенно, если в один двигатель птица влетает в одном из тысячи полетов, в два двигателя одновременно- в одном из миллиона.
Михаил Павлович
Старожил форума
15.11.2019 19:07
Dual
По классической теории вероятности, вероятность одновременного наступления двух независимых событий вычисляется перемножением их вероятностей.
То есть, упрощенно, если в один двигатель птица влетает в одном из тысячи полетов, в два двигателя одновременно- в одном из миллиона.
Абсурд, не применимо. Самолёты влетают в стаю гораздо чаще
Михаил Павлович
Старожил форума
15.11.2019 19:09
Alena_Kaurova
Добрый день!
У меня два вопроса к участникам дискуссии:
1. Какова вероятность попадания птиц в оба двигателя ?
2. Какова вероятность попадания птиц в оба двигателя в таком количестве, чтобы они оба загнулись?
Вы задали вопрос не по адресу, обратитесь к производителям двигателей, это форум любителей авиации. Любителей, подчеркну
Alena_Kaurova
Старожил форума
15.11.2019 19:11
Dual
По классической теории вероятности, вероятность одновременного наступления двух независимых событий вычисляется перемножением их вероятностей.
То есть, упрощенно, если в один двигатель птица влетает в одном из тысячи полетов, в два двигателя одновременно- в одном из миллиона.
Спасибо! Я это спрашиваю в контексте посадки на кукурузу.
Можете прокомментировать?
Dual
Старожил форума
15.11.2019 19:26
В случае со стаей птиц, эти два события не являются независимыми, и, согласен с комментарием выше, такой расчет неприменим.
Задумчивый
Старожил форума
15.11.2019 19:41
Стая птиц не только может попасть в оба двигателя, но еще и лобовое остекление побить до кучи.
Михаил Павлович
Старожил форума
15.11.2019 20:04
Alena_Kaurova
Спасибо! Я это спрашиваю в контексте посадки на кукурузу.
Можете прокомментировать?
В контексте посадки на кукурузу справедливее спросить где промежуточный отчёт МАК, который должен был быть опубликован в сентябре.
Alena_Kaurova
Старожил форума
15.11.2019 20:11
Задумчивый
Стая птиц не только может попасть в оба двигателя, но еще и лобовое остекление побить до кучи.
И все это может произойти одновременно? Т.е.летит самолёт, и тут в оба двигателя влетают птицы и ещё в лобовое?
Dual
Старожил форума
15.11.2019 20:20
Если самолет влетел в стаю- птицы могут попасть везде, и не по одному разу.
Alena_Kaurova
Старожил форума
15.11.2019 20:32
Dual
Если самолет влетел в стаю- птицы могут попасть везде, и не по одному разу.
Спасибо. И у меня был второй вопрос: сколько нужно птиц, чтобы двигатель самолета перестал работать?
AirDuct
Старожил форума
15.11.2019 21:04
Alena_Kaurova
Спасибо. И у меня был второй вопрос: сколько нужно птиц, чтобы двигатель самолета перестал работать?
Поищите, пожалуйста, выше - там описаны процедуры сертификации двигателя на птицестойкость по количеству и массе птиц, при которых двигатель ещё сохраняет работоспособность. Больше - с этой границы он может потерять работоспособность
AirDuct
Старожил форума
26.05.2021 07:29
В Авиационных правилах, в отношении птицестойкости здесь были рассмотрены только соответствующие требования к сертификации авиадвигателей.
А планер сертифицируется на птицестойкость? Ведь у ВС в этом отношении есть множество уязвимых мест, повреждение которых влияет на функционирование экипажа (лобовое стекло), управляемость (поверхности управления), гидросистему
oltuga91
Старожил форума
26.05.2021 10:27
AirDuct
В Авиационных правилах, в отношении птицестойкости здесь были рассмотрены только соответствующие требования к сертификации авиадвигателей.
А планер сертифицируется на птицестойкость? Ведь у ВС в этом отношении есть множество уязвимых мест, повреждение которых влияет на функционирование экипажа (лобовое стекло), управляемость (поверхности управления), гидросистему
Обтекатель РЛС еще...
Но если его сделать птицестойким, то он наверно ничего не "увидит"))

А кроме птиц еще может разрушиться пневматик колеса и разбарабанить много чего, закрылки, стабилизатор, фюзеляж, и даже элементы конструкции стойки шасси.
Hant
Старожил форума
26.05.2021 13:26
Данная история ходит по миру уже лет 50, причем в разных вариациях.
Согласно некоторым источникам, первый раз она появилась в публикации в
США в 1958 г. , в профессиональном журнале «Мясо и Дичь» Калифорнийской
Ассоциации Производителей Дичи (проверенный факт). Достоверность
истории, тем не менее, подлежит сомнению.

Американская Федеральная Администрация Авиации (ФАА) имеет в своем
распоряжении уникальный аппарат для измерения прочности лобовых стекол
самолетов, на случай столкновения с птицами на большой скорости (что
случается не так уж редко). Этот аппарат представляет собой мощную
пневматическую пушку, которая выстреливает в лобовое стекло самолета
куриную тушку на скорости, приближающейся к крейсерской скорости
гражданского самолета (для реактивных - это ок. 800 км/ч, для винтовых в
1950-х гг. эта цифра наверняка была поменьше, может 400-500 км/ч). По
теории, если стекло выдержит столкновение с курицей на такой скорости,
то оно тем более должно выдержать реальное столкновение с птицей в
полете.

Некая британская инженерная компания, разрабатывающая скоростные поезда,
одолжила эту пушку у ФАА для испытания прочности лобового стекла своего
нового скоростного поезда. Пушку привезли в Англию, установили на
полигоне, зарядили тушкой курицы и выстрелили по прототипу поезда.

Результат превзошел все ожидания: курица пробила стекло, поломалa спинку
кресла машиниста и застряла в задней стене кабины. Британцы послали в
ФАА результаты испытания и запросили их, все ли они сделали правильно и
не слишком ли сильно саданула пушка. После изучения описания и
последствий испытания, ответ пришел телеграммой незамедлительно: «В
следующий раз разморозьте курицу».
Damalei
Старожил форума
26.05.2021 15:56
Данная история ходит по миру уже лет 50, причем в разных вариациях.

В советском варианте она рассказывалась здесь на форуме, ещё на первой ветке "Идиоты в авиации".)))
Что-то близко к этому:

https://pikabu.ru/story/staray ...
Aerotek
Старожил форума
26.05.2021 17:42
oltuga91
Обтекатель РЛС еще...
Но если его сделать птицестойким, то он наверно ничего не "увидит"))

А кроме птиц еще может разрушиться пневматик колеса и разбарабанить много чего, закрылки, стабилизатор, фюзеляж, и даже элементы конструкции стойки шасси.
Насчёт разрыва пневматика тоже есть требования. Не знаю в каком пункте, но точно есть. Кусок шины определенного размера должен попасть в нишу шасси и ничего не перебить.
AirDuct
Старожил форума
26.05.2021 22:39
oltuga91
Обтекатель РЛС еще...
Но если его сделать птицестойким, то он наверно ничего не "увидит"))

А кроме птиц еще может разрушиться пневматик колеса и разбарабанить много чего, закрылки, стабилизатор, фюзеляж, и даже элементы конструкции стойки шасси.
Да, сертификации ВС на птицестойкость проверяют все критические в этом отношении элементы планера.
И еще, действительно, на стойкость к ошметкам резины и даже граду.
Вот отличная статья на эту тему, привожу отрывок:
Артиллерия ЦИАМ: https://ciam.ru/press-center/i ...
7 Июля 2015
Поводом для беседы с начальником отделения экспериментальных исследований НИЦ ЦИАМ Сергеем Борисовичем Петровым стали уникальные испытания, которые проводились на стенде института в мае 2015 года: на птицестойкость проверялись элементы планера и фюзеляжа перспективного российского авиалайнера МС-21. Первым проверку на прочность прошел киль самолета из композитных материалов, на следующем этапе будут проведены испытания на птицестойкость кабины МС-21.
Впервые в России
- Сергей Борисович, это были первые испытания на птицестойкость композитного элемента планера?
- Изделие таких габаритов из композита в авиационной отрасли России испытывалось, конечно, впервые. Длина киля – 7 м! Свойства металлов мы знаем хорошо, а с такими материалами пока опыта немного, поэтому испытания проходят по собой программе: киль сначала проходил проверку циклическими нагрузками в ЦАГИ и после выполнения 50% программы его привезли к нам. Мы провели ударное воздействие, после чего он пройдет в ЦАГИ вторую половину испытаний. Если прочностные свойства после ударного воздействия изменятся, это будет выявлено.
- Испытания прошли успешно?
- Основные силовые элементы мы не повредили, поэтому вероятность положительного результата высока. Внутренние обрывы силовых нитей, если они есть, проявятся при циклических нагрузках, но некоторые вещи видны визуально. Наплыв киля из сотового композиционного материала мы промяли, но это не силовой элемент, а, по сути, обтекатель антенны. Важно, что он сохранил целостность и уберег антенну. А кессон, силовая часть киля не повреждены.
- Будете ли ЦИАМ испытывать другие элементы планера МС-21?
- НИЦ ЦИАМ полностью выполнит программу испытаний МС-21 по птицестойкости. Киль – это первый объект испытаний по этой программе. Кроме него мы будем испытывать отсек крыла длиной примерно 4 м вместе с предкрылком сначала в выдвинутом, потом в убранном положении. Крыло тоже имеет много неметаллических элементов и его конструкция – пионерская. Будет несколько ударов по кабине и по горизонтальному стабилизатору хвостового оперения. И, скорее всего, будет еще одно испытание по европейским нормам. Помните аварию Concord в 2000 году? При взлете лопнуло колесо, его фрагменты ударили по крылу, потек керосин и начался пожар. После этого европейцы ввели обязательное ударное испытание опасных точек на планере самолета. В этом случае мы нашу пушку будем заряжать резиной. Такую работу мы уже проводили на RRJ (сертификационное обозначения самолета «Сухой Суперджет 100» – Прим. пресс-службы ЦИАМ).
- То есть ваша пушка может стрелять не только птицами?
- Да, отработана технология выстрелов льдом в форме крупных пластин и крупного града, металлическим цилиндром (это по нормативам регистра железнодорожного транспорта), фрагментом пневматика (шина самолетного шасси) и др. В ЦИАМ есть стенды, оснащенные пневматическими пушками малого калибра. Они используются для исследования динамической прочности деталей авиадвигателей из композиционных и керамических материалов. Есть специальная скорострельная пушка (или пулемет?) для воспроизведения условий шквального града. Там градины небольшие, но их очень много.
Почему ЦИАМ?
- Как подобный стенд появился в НИЦ ЦИАМ?
- В 1995 году мы сделали обзор состояния стендовой базы в стране и поняли, что она сильно ослабла. Мы решили в инициативном порядке сделать собственную пушку, и когда фирма «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) начала строить RRJ, ее представители обратились к нам: давайте испытаем у вас все элементы планера. Осваивали все премудрости этого вида испытаний вместе с командой ГСС. Все наши результаты были хорошо приняты экспертами АР МАК и французскими специалистами, которые отвечали за сертификацию самолета в EASA (Европейское агентство авиационной безопасности. – Прим. пресс-службы ЦИАМ). На базе этих результатов были получены сертификаты – как российские, так и европейские. Замечу, что в России не так много подобных стендов. В ЦАГИ такого оборудования нет. Они довольны нашей работой, создавать еще один стенд смысла нет.
- Кто проектировал эту пушку? Где она изготавливалась?
- Автор проекта – Сергей Михайлович Шершаков. Конструкция оригинальная и защищена несколькими патентами. Изготавливалась в ЦИАМ. Двухканальную систему измерения скорости разработал, изготовил и провел метрологические исследования Борис Валентинович Харитонкин. Методику прицеливания разработал Анатолий Леонидович Ставицкий. Участников, создавших полный комплект необходимых стендовых систем, оборудования, методик и технологий, много. Большинство из них сотрудники НИЦ ЦИАМ.
← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru