Ну да, такое ведь не только с "трактористами", такое иногда и с "правильными" самолётами происходит. Вот как все это было в изложении официального документа:
"23.03.2001 года произошел серьезный инцидент с самолетом Ту-204 RA-64017 а/к "Сибирь" (Западно-Сибирское ОМТУ).
Экипаж выполнял полет по маршруту Внуково - Новосибирск. При взлете из аэропорта Внуково на борту самолета кроме 5 членов экипажа и 7 бортпроводников находился 61 пассажир и 4 авиатехника для выполнения оперативного ТО. Взлетный вес самолета составлял 88538 кг, центровка - 24, 1% САХ. Набор высоты до 2850 метров происходил без замечаний, с выключенным автопилотом. После достижения высоты 2850 метров произошло резкое (за 0, 5 сек.) отклонение руля высоты на 16° на пикирование. Самолет перешел в пикирование с тангажом более 20 градусов, вертикальной скоростью снижения более 50 м/с. Перегрузка в этот момент составила минус 1, 5 ед.
Самолет был выведен из пикирования полным взятием штурвала на себя, примерно, через 6 секунд после начала развития особой ситуации. Потеря высоты составила, примерно, 700 метров. При выходе из пикирования перегрузка составила +2, 3 ед. Экипаж прекратил выполнение полетного задания и совершил благополучную посадку в аэропорту Внуково.
В результате серьезного инцидента 6 пассажиров и 7 бортпроводников получили травмы. Самолет и двигатели повреждений не получили.
По предварительным данным отклонение руля высоты на пикирование произошло по ложному сигналу о превышении допустимого угла атаки".
Не знаю окончательных выводов расследования и была ли по ним причастна инженерная мысль к этому инциденту.;)
В экономии топлива. Вот, допустим, едущий на круиз-контроле автомобиль при подъеме в горку и снижении скорости, поддает газку,
увеличивая расход бензина, что видно на дисплее.
А вот в авиации пошли другим путём и автоматы стали набирать падающую скорость разгоном в пике , что при недостатке высоты чревато ...
Т.е. в алгоритме принятия решения, автомат не учитывает высоту полета абсолютно?
Если нет, то всё остальное - следствие, цепочка причин, ведущих к происшествиям. Где-то обошлось, где-то нет.