Надеюсь здесь есть еще те, кто садился с подбором. Каковы критерии выбора площадки? Часто бывает так, что с воздуха вроде приличное поле а по факту бугры да кочки. Какие рукдоки были в советское время по этой теме? Что изменилось сейчас?
Любитель авиации
Старожил форума
24.04.2018 16:23
Л.И.Брежнев "Целина". Там есть немного
про Ан-2 с подбором. Чуть на брошенную
штырями вверх борону не сели...
kovs214
Старожил форума
24.04.2018 16:32
...Каковы критерии выбора площадки?
-----------
Длина площадки. Определяют по секундомеру и по скорости. Подходы. На АН-2 можно сесть в такое место, с которого потом можно не взлететь. Как по длине, так и по подходам.
==========
...Часто бывает так, что с воздуха вроде приличное поле а по факту бугры да кочки.
----------
Выпускают закрылки и на минимальной скорости осматривают площадку. Определённый риск конечно есть, на то он и подбор. На АН-2 садятся на основные колёса. Хвостовое "держат" в воздухе сколько можно. Шпангоут крепления хвостового колеса слабенький, часто его выворачивали, потом, вроде, сделали усиленный.
==========
...Какие рукдоки были в советское время по этой теме?
---------
Что-то не припомню. Были какие-то требования к командиру по налёту для получения подбора.
Damalei
Старожил форума
24.04.2018 16:33
Ничего особого там измениться не может. Пролетаешь низЭнько, пялишься изо всех сил в 4 глаза... Или в 6, если техник на струбцине. Есть сомнения - пролетаешь ещё раз.
АВЛ
Старожил форума
24.04.2018 16:35
щото сцылку не пропускает...
Посадка Ан-2 с подбором площадки с воздуха
Посадка с подбором площадки с воздуха
1. Полеты с преднамеренными посадками на неподготовленные заранее площадки разрешается выполнять в случае отсутствия вертолета или невозможности его применения при следующих заданиях:
оказание срочной медицинской помощи;
выполнение аварийно-спасательных работ;
оказание помощи для восстановления линий связи, линий электропередачи (ЛЭП), газопровода;
обслуживание животноводческих и рыболовецких хозяйств;
обслуживание звероводческих хозяйств по сбору пушнины;
обслуживание массовых политических кампаний;
обслуживание геологических партий;
выбор временных аэродромов.
2. При полетах с посадкой на неподготовленные заранее площадки разрешается перевозить только грузы и пассажиров заказчика.
3. На аэродромы, где отсутствуют средства радиосвязи и не осуществляется руководство полетами, разрешается выполнение транспортных полетов.
4. Полеты на заранее подготовленные посадочные площадки разрешаются при всех видах авиационных работ.
Примечание к пунктам 3, 4: допускаются экипажи, провезенные на данные аэродромы и площадки.
Подготовка к полету
1. При подготовке к полету экипаж должен располагать следующими основными сведениями о районе предполагаемого места посадки:
прогноз метеоусловий на время посадки и последующего взлета самолета;
характер рельефа местности, ожидаемые состояние грунта, толщины снежного покрова или льда на реках и озерах;
наличие линий связи, ЛЭП, перекинутых проводов через реки (последние необходимо нанести на карту).
2. На основании имеющихся сведений о районе посадки определить по номограммам длину пробега самолета и длину разбега при последующем взлете, считая, что встречный ветер отсутствует.
3. При загрузке самолета создать по возможности заднюю центровку (в пределах разрешенного диапазона). Рекомендуемая центровка — 26-29 % САХ.
4. Полетная масса самолета к моменту посадки не должна превышать 5 000 кг.
5. Полеты с подбором площадок с воздуха выполняются днем при следующих метеоусловиях:
высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 3 км;
боковая составляющая скорости ветра (под углом 90° к направлению посадки) — не более 4 м/с;
встречная составляющая скорости ветра — не более 15 м/с.
6. В Арктике полеты с подбором площадок с воздуха выполняются с восходом солнца и не позднее чем за 30 мин до захода солнца при следующих метеоусловиях:
на дрейфующие, припайные и шельфовые льды:
высота нижней границы облаков — не менее 300 м;
горизонтальная видимость — не менее 10000 м;
облачность — не более 5 баллов;
на площадки, подобранные с воздуха впервые:
высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 5000 м;
на посадочные площадки, оборудованные пограничными знаками, но не имеющие средств радиотехнического обеспечения и обслуживающего персонала:
высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 3000 м;
встречная и боковая составляющие скорости ветра, как указано в п. 5.
Примечание. Для оказания срочной медицинской помощи или выполнения аварийно-спасательных работ разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местностях при высоте нижней границы облаков не ниже 100 м над наивысшей точкой рельефа местности и горизонтальной видимости не менее 1500 м; в горной местности при высоте нижней границы облаков не ниже 300 м над наивысшей точкой рельефа и горизонтальной видимости не менее 5000 м.
Определение размеров площадки, скорости и направления ветра
1. Длина площадки, подобранной с воздуха, должна не менее чем вдвое превышать как длину пробега, так и длину разбега самолета при последующем взлете, рассчитанных но номограммам (рис. 8 и 12) при подготовке к полету.
Ширина площадки во всех случаях посадки должна быть не менее 40 м (определяется глазомерно).
В направлении посадки и последующего взлета не должно быть препятствий высотой более 5 м на удалении 200 м от конца площадки и 10 м — на удалении 400 м.
2. Направление ветра определяется по дыму, наклону деревьев, травы, по ряби поверхности пруда, озера, стариц — с наветренной стороны берега поверхность волы будет гладкой, далее она покрывается рябью. В зимнее время года — по поземке.
3. Предварительно скорость ветра можно определить по наклону деревьев: ветер 5-6 м/с и более наклоняет верхушки лиственных деревьев; по наклону хвойных деревьев можно судить о ветре 8-10 м/с и более.
4. В районах Арктики, тундры и лесотундры направление и скорость ветра определять обязательно с помощью дымовой шашки.
5. После предварительной оценки направления и скорости ветра приступить к определению длины выбранной посадочной площадки, величины составляющей скорости ветра и атмосферного давления следующим способом:
Наметив ориентиры на концах выбранной площадки, пролететь на высоте 100 м по радиовысотомеру вдоль площадки в обоих направлениях с постоянной скоростью по прибору 160 км/ч, замеряя по секундомеру время пролета между ориентирами.
Второй пилот засекает моменты пролета ориентиров, а также устанавливает в процессе пролета на правом ВД-10 значение 100 м при температуре воздуха 15 °С на H=100 м. Если температура воздуха отличается от стандартной, значение высоты выставляется с поправками, приведенными в табл. 6, после чего сообщает величину атмосферного давления командиру самолета.
Таблица 6. Поправки к значению 100 м в зависимости от температуры воздуха, м
Относительная высота полета Н, м Температура воздуха на Н=100 м, °С
+45 +30 +15 0 -15 -30 -45 -60
100 -15 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25
Командир самолета в процессе выполнения повторного захода устанавливает давление на левом ВД-10.
Рассчитав среднее время (t1+t2)/2, определить по графику (рис. 13) длину площадки. По разнице во времени прохода площадки самолетом туда и обратно (Δt = t1—t2) определить по этому же графику встречную составляющую ветра.
Пример.
Среднее время прохода площадки туда и обратно tср = 13, 5 с, разница во времени прохода площадки туда и обратно Δt=4, 5 с.
При этих данных длина площадки должна быть 570 м, а скорость ветра — 7, 3 м/с.
Значение боковой составляющей скорости ветра оценить по сносу самолета (по углу упреждения).
При неуверенности в оценке бокового ветра провести аналогичное измерение ветра в направлении, перпендикулярном направлению выбранной площадки.
Подбор площадки на самолете с колесным шасси
1. Рекомендуемые места для подбора площадки: луг с невысокой растительностью, обрабатываемые земли после покоса злаков (стерня), засеянное люцерной дли клевером поле, высохшие озера а пустынной местности, речные косы, замерзшие озера, пруды, реки.
2. При подборе площадки с воздуха следует избегать таких мест, как участки луга с ярко-зеленой густой растительностью (мочаги, кочкарники), поливные поля люцерны, песчаные косы после спадания паводковой воды или выпадения осадков, наледи на реках и озерах, солончаки после осадков.
3. По состоянию грунта летом и осенью отдавать предпочтение участкам с невысокой растительностью, полям со скошенным травостоем. Особое внимание обращать на однородный фон окраски площадки: если выделяются пятна с густо зеленой окраской, это указывает на резкое понижение поверхности площадки и снижение прочности грунта; если на общем фоне выделяются серые пятна, это указывает на наличие возвышенностей.
График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра
Рис. 13. График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра
Весной, осенью, а также после выпадения осадков предпочтение отдавать возвышенным местам на целине, пологим склонам.
Состояние грунта может быть дополнительно оценено также по глубине колеи автомашин и следов копытных животных.
4. В северных районах .страны и, в частности, в районах тундры наиболее пригодными местами для выбора площадки летом являются пологие берега рек, косы, песчаные острова на реках и озерах.
На берегах рек следует отдавать предпочтение срединной части берега (ближе к воде могут быть вымоины, а ближе к залесенной части берега — коряги, валуны, поваленные деревья).
На островах, покрытых галькой и частично залесенных, более подходящей для площадки обычно является та часть острова, которая находится сверху по течению реки.
Посадку на песчаную косу можно выполнять при уверенности, что она сухая.
Подбор площадки на самолете с лыжным шасси
1. На самолете с лыжным шасси площадку подбирать, как правило, на покрытых льдом реках, озерах, прудах и на полях со стерней. При этом толщина льда водоема должна быть не менее 40 см.
2. При подборе площадки, особенно на больших озерах, необходимо обратить внимание на передувы снега. При наличии высокого берега посадку производить ближе к этому берегу (в этих местах передувы ниже). Если берега пологие и имеются незначительные передувы (высотой до 20 см), посадку производить вдоль передувов.
При передувах высотой более 20 см данное место считается неподходящим для посадки.
Если в месте подбора площадки на реке имеется остров, то подбор производить вниз по течению от острова, так как перед островом возможны явные или скрытые под снегом заторы.
3. При подборе площадки на водоемах следует избегать:
пересыхающие места рек — они подвержены вымерзанию и лед может оказаться тонким с пустотами под ним;
порожистые места рек — в этих местах вода часто выходит из-под льда и может оказаться под снегом;
места против устьев небольших ручьев и речек, так как там под снегом может также оказаться вода;
озера, на которых с воздуха просматриваются темные пятна, обычно ближе к середине озера, с расходящимися такого же цвета лучами. Это признак выхода воды на поверхность льда.
4. В арктических районах местом для подбора площадки может служить главным образом дрейфующий лед. Неподвижный (припаянный лед) характеризуется, как правило, наличием больших снежных передувов и сильного торошения и для посадки не пригоден.
Не пригоден для посадки и паковый арктический лед. (Это мощный многолетний лед, вросший в молодой лед. Он образует ледяные поля, характеризуется неровной холмистой поверхностью).
Выбор площадки на паковом льду запрещается.
5. Выбор площадок на дрейфующем льду производится в основном на замерзших бывших разводьях.
Толщина льда может быть оценена по следующим признакам:
если поверхность льда замерзшего разводья имеет темный или пепельный цвет, то это свидетельствует о том, что лед молодой и тонкий;
если поверхность замерзшего разводья белая и покрыта слоем снега, а по краям разводья имеются заструги — этот лед по толщине пригоден для посадки самолета.
Во всех случаях при выборе площадки необходимо оценить толщину льда замерзшего разводья по толщине торосов, которые обычно имеются по краям разводья.
Подбор акваторий с воздуха на самолете Ан-2В
1. Подготовку и выполнение полета с подбором акватории с воздуха производить в соответствии с главой «Особенности эксплуатации самолета Ан-2В (на поплавковом шасси)».
2. Длина акватории, подобранной с воздуха, и расстояние до препятствий высотой 10 м в направлении последующего взлета должны не менее чем в 1, 5 раза превышать эти характеристики, рассчитанные при подготовке к полету.
3. При полетах в районе тундры глубину водоема можно оценить по следующим признакам: если вода имеет светлый цвет или светлосерый, то глубина водоема достаточна для посадки; если вода светло-коричневая, коричневая или темно-коричневая, то это свидетельствует о том, что водоем мелкий.
4. При подборе места посадки в устьях рек следует убедиться в отсутствии морской зыби, которая может иметь место при контакте воды реки с морем. Для этого осмотр акватории необходимо производить не только в направлении посадки, но также и в перпендикулярном направлении.
5. Во всех случаях подбора акватории с воздуха осмотр места посадки производить как в направлении посадки, так и в обратном направлении.
6. В процессе оценки пригодности акватории наметить место подхода самолета к береговой черте и порядок маневрирования на акватории.
7. Акваторию подбирать с таким расчетом, чтобы посадка и последующий взлет самолета производились, как правило, против ветра.
Боковая составляющая скорости ветра при посадке и последующем взлете допускается не более 2 м/с.
Осмотр площадки перед посадкой и выполнение посадки
1. Полет к месту выбора посадочной площадки выполнять по ПВП на высоте не ниже безопасной, а если позволяют метеоусловия — на нижнем безопасном эшелоне в целях большего обзора наземных ориентиров для ведения детальной ориентировки.
2. На удалении 20-30 км до предполагаемого места посадки приступить к ориентировочному определению направления и скорости ветра по путевой скорости полета и углу сноса и по наземным признакам.
3. Подбор площадки с воздуха в заданном районе и осмотр места приземления начинать с высоты 200-300 м. Оценив предварительно пригодность площадки по ее размерам и состоянию поверхности, снизиться до высоты 50-70 м для детального осмотра площадки.
4. Выдерживая скорость 160 км/ч, выполнить полет вдоль площадки в обоих направлениях (правее 15-20 м от намечаемой полосы посадки).
При осмотре площадки командиром самолета по его команде самолет пилотирует второй пилот.
При осмотре площадки особое внимание обращать на возможное наличие перекинутых проводов линий связи через реку (при посадке на лед).
5. Для окончательной оценки пригодности площадки по состоянию ее поверхности выполнить два прохода вдоль площадки со снижением до 10 м и последующим уходом на второй круг.
6. Если нет уверенности в правильности оценки длины площадки или величин встречной и боковой составляющих скорости ветра, произвести измерение длины площадки и параметров ветра в соответствии с рекомендациями подраздела «Определение размеров площадки, скорости и направления ветра».
7. Убедившись в пригодности площадки, наметить точку приземления самолета. Затем, набрав высоту 150-200 м, построить прямоугольный маршрут для захода на посадку.
На участке от второго до третьего разворота доложить службе движения о времени и месте посадки.
8. Снижение выполнять с закрылками, отклоненными на 30°, по возможно пологой траектории («на двигателе»), выдерживая скорость 115-120 км/ч.
9. Приземление самолета осуществлять на три точки. Торможение самолета должно быть оптимальным в зависимости от состояния поверхности площадки, ее длины и точности приземления. Закрылки убрать в конце пробега самолета.
10. После пробега и остановки самолета: выключить двигатель, осмотреть самолет, площадку, наметить маршрут руления и место стоянки самолета, определить расстояния до искусственных и естественных препятствий, наметить рубежи последующего взлета самолета, составить кроки площадки и сделать привязку к ближайшему населенному пункту.
Руление самолета после пробега разрешается только после осмотра площадки экипажем.
11. При посадке на лыжном шасси на замерзший водоем второй пилот должен следить, не появилась ли вода в колее лыжи. В случае появления воды, не останавливая самолет, принять меры для взлета с этой площадки.
12. Если при посадке на лыжном шасси на пробеге ощущаются грубые удары лыжи о скрытые под снегом неровности площадки, необходимо, если позволяет длина полосы, не останавливаясь, выполнить взлет самолета, вернуться на базу и осмотреть шасси.
13. При подруливании к берегам рек и озер следует убедиться я отсутствии наледи, т. е. корки льда небольшой толщины, из-под которого ушла вода и образовались пустоты.
14. При рулении на мелко-галечных косах избегать применения больших оборотов двигателя во избежание повреждения воздушного винта, особенно при рулении с попутным ветром.
15. Перед взлетом с площадки командир самолета должен лично осмотреть полосы взлета на всю длину ожидаемого разбега самолета, а также убедиться в отсутствии препятствий в полосе воздушных подходов.
Взлет выполнять на взлетном режиме работы двигателя, с закрылками, отклоненными на 30°.
16. При взлете с мелкогалечного грунта вывод двигателя на взлетный режим производить в начале разбега, на скорости 15-20 км/ч, во избежание повреждения воздушного винта.
17. После взлета и набора высоты 100-150 м доложить службе движения о времени выполнения взлета и курсе полета./
Посадка Ан-2 с подбором площадки с воздуха.
Это забить в поисковик.
Владимир Волк
Старожил форума
24.04.2018 17:02
АВЛ
Молодец что нашёл!!!
Вот же документы были!!! Всё ясно, понятно до безобразия даже для чайников, всё прописано не придурками из контролирующих органов, а пилотами- испытателями.Всё переведено на " среднего" пилота.
Эхххх.Времена были.
Владимир Волк
Старожил форума
24.04.2018 17:05
Добавлю от себя.Подбор на АХР, к примеру.Сначала приехали по земле на председательском уазике.Посмотрели, потопали, пробежались.Потом повтыкали флажки по периметру и после "подбор".
АВЛ
Молодец что нашёл!!!
Вот же документы были!!! Всё ясно, понятно до безобразия даже для чайников, всё прописано не придурками из контролирующих органов, а пилотами- испытателями.Всё переведено на " среднего" пилота.
Эхххх.Времена были.
Всё написано на правильном Русском языке, а не корявым гугл переводом с английского.
В наше время мы ограничили подбор только уже предварительно осмотренными площадками, которые были выбраны практически около каждого населенного пункта, хотя мы конечно садились и на неподготовленные площадки при пожаре, санзаданиях, различных осмотрах. Сделано это было из-за того, что авиация менялась, времена Чкалова прошли, никому эти подвиги с высоким риском инцидента были уже не нужны. Площадки были подобраны из условия размерности, препятствий, градиентов. Пилотам оставалось только осмотреть поверхность, но даже это было сложной задачей, то яму кто- нибудь выроет, то пацаны столбы для ворот поставят, то железяку в траву кто-то бросит, то коров разгонять приходится... Но не представляете, как же я благодарен судьбе, что застал то романтическое время! Сейчас, наверное, прокуратура затаскает, если что-то...
Такие стояли на самолётах производства СССР - РВ-2.
У меня самолёт производства ПНР с РВ-2 ум . Переключатель диопозонов на левом пульте.
Kamchatski
Старожил форума
25.04.2018 11:30
АВЛ-большое спасибо за развернутый ответ. А ссылку на первоисточник можно?
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
25.04.2018 11:59
переключатель диапазонов - это РВ-2 "Кристалл" на самом приборе (Ан-2, Ми-4 и многих других)
На левом пульте Переключатель ПСВ-УМ (задатчик сигнализации опасной высоты) - это РВ-УМ
Владимир Волк
Старожил форума
25.04.2018 12:26
Так и знал что зацепятся по РВ)))
Владимир Волк
Старожил форума
25.04.2018 12:31
Ёпрст
Прокуратура то таскает, но безопасность в СССР была на уровне западных аналогов.А сейчас на уровне африканских.
Затаскают- несомненно, толку от этой " возни" нет - также несомненно.
В наше время мы ограничили подбор только уже предварительно осмотренными площадками, которые были выбраны практически около каждого населенного пункта, хотя мы конечно садились и на неподготовленные площадки при пожаре, санзаданиях, различных осмотрах. Сделано это было из-за того, что авиация менялась, времена Чкалова прошли, никому эти подвиги с высоким риском инцидента были уже не нужны. Площадки были подобраны из условия размерности, препятствий, градиентов. Пилотам оставалось только осмотреть поверхность, но даже это было сложной задачей, то яму кто- нибудь выроет, то пацаны столбы для ворот поставят, то железяку в траву кто-то бросит, то коров разгонять приходится... Но не представляете, как же я благодарен судьбе, что застал то романтическое время! Сейчас, наверное, прокуратура затаскает, если что-то...
а прокуратура при чем?
посадка с подбором законодательством запрещена исключительно для коммерческих перевозок.
и то из требований АБ.
ну и тем, кто сам пописал в РПП порядок таких полетов и их нарушает.
а то некоторые строптивые "наблюдающие" уже требует непонятных "допусков"....
а если "что.." то разницы нет разложился ты на площадке или на категорированном аэродроме.
sbb
Старожил форума
25.04.2018 21:52
Оно ведь как.... можешь заблудиться и искать площадку потому как топлива скоро ёк....
Оно ведь как.... можешь заблудиться и искать площадку потому как топлива скоро ёк....
Совершенно верно. В жизни вариантов - миллион!
В лихолетье, за неимением, на АХР часто летали по 2-километровым общегеографическим картам, купленным в обычных киосках.
Как-то, при перелёте между точками, забыв, что перед ним не обычная полётная пятикилометровка, ВП неправильно рассчитал пройденный путь и вывел на какое-то село, находившееся, как потом выяснилось, в 15 км восточнее от искомого, да ещё и "за границей"))). Вместо Хамидие, что в КБР, оказались в Виноградном, Северная Осетия. Пока бесполезно кружили, в поисках объявленных заказчиком ориентиров, слишком поздно заметили грозовое облачко, стремительно увеличивающееся в размерах. У нас это может произойти неожиданно и быстро.
Через минуту-другую, на нас неслась огромная чёрная полоса, не сулящая ничего хорошего.
Замечаю за селом пригорок и стоящего на ней одинокого пастуха. Между ним и автотрассой - ровная полоса, около километра. Предлагаю командиру присесть туда: и грозу переждём, и определимся; если вдоль трассы есть дорожный знак, сориентируемся по нему, если нет, придётся топать до пастуха, спрашивать у него. Впритык успели пролететь над площадкой, садились уже с обратным курсом.
Только колёса чиркнули о грунт, полило как из ведра, гром слышен аж сквозь работающий движок! Повезло, что без града. Минут через 10, всё прекратилось так же быстро, как и началось. Знака не обнаружили, пришлось спрашивать у пастуха.))))
86
Старожил форума
26.04.2018 09:51
На светлую траву не садитесь (она обычно на заболоченых низиеностях)...темная трава на твердом грунте...понадобится может один раз но лучше это знать
Ёпрст
Прокуратура то таскает, но безопасность в СССР была на уровне западных аналогов.А сейчас на уровне африканских.
Затаскают- несомненно, толку от этой " возни" нет - также несомненно.
Вы это корешам в бане рассказывайте:))) в СССР как мухи бились, западу такая аварийность и не снилась.
СССР 360 кататроф и 7600 человек погибло при перевозках в среднем 70млн год(статистика с 45 года)
Америка - 780 катастроф и 10500 погибших при перевозках 600млн/год ( так же с 45 года)
Совершенно верно. В жизни вариантов - миллион!
В лихолетье, за неимением, на АХР часто летали по 2-километровым общегеографическим картам, купленным в обычных киосках.
Как-то, при перелёте между точками, забыв, что перед ним не обычная полётная пятикилометровка, ВП неправильно рассчитал пройденный путь и вывел на какое-то село, находившееся, как потом выяснилось, в 15 км восточнее от искомого, да ещё и "за границей"))). Вместо Хамидие, что в КБР, оказались в Виноградном, Северная Осетия. Пока бесполезно кружили, в поисках объявленных заказчиком ориентиров, слишком поздно заметили грозовое облачко, стремительно увеличивающееся в размерах. У нас это может произойти неожиданно и быстро.
Через минуту-другую, на нас неслась огромная чёрная полоса, не сулящая ничего хорошего.
Замечаю за селом пригорок и стоящего на ней одинокого пастуха. Между ним и автотрассой - ровная полоса, около километра. Предлагаю командиру присесть туда: и грозу переждём, и определимся; если вдоль трассы есть дорожный знак, сориентируемся по нему, если нет, придётся топать до пастуха, спрашивать у него. Впритык успели пролететь над площадкой, садились уже с обратным курсом.
Только колёса чиркнули о грунт, полило как из ведра, гром слышен аж сквозь работающий движок! Повезло, что без града. Минут через 10, всё прекратилось так же быстро, как и началось. Знака не обнаружили, пришлось спрашивать у пастуха.))))
На светлую траву не садитесь (она обычно на заболоченых низиеностях)...темная трава на твердом грунте...понадобится может один раз но лучше это знать
Это от местности и времени года сильно зависит, нельзя так однозначно говорить. На юге, в степных районах, наоборот - уже с начала лета трава на сухих возвышенностях светлеет (выгорает на солнце), тогда как на влажных участках она имеет насыщенный цвет до конца лета.