ИМХОну ещё раз ;). Берём лёгкий самолёт (АН-2, мне так проще, юзал его). Летим в ГП. Даю левую ногу. Самолёт поворачивает (рыскает) влево. Отпускаю ногу. Самолёт благодаря путевому демпфирующему моменту возвращается к исходному курсу полёта. Теперь опять даю левую ногу, и продолжаю её держать не отпуская. Самолёт разворачивает нос влево (рыскает), но так как я продолжаю держать ногу, самолёт начинает крениться влево, для парирования крена штурвал отдаём вправо. Самолёт начинает скольжение на правое крыло. Резюмирую: без рыскания (как начального этапа скольжения) нет самого скольжения. Тоже самоё при отказе одного двигателя на двух-двигательном самолёте.
Немного не так (в отношении скольжения). Скольжение можно и без ноги креном создать...
Рыскание
небольшие угловые отклонения продольной оси ЛА в обе стороны от заданного направления движения. Причинами рыскания являются различные возмущающие факторы, действующие в полёте на ЛА. Р. наблюдается также у плавучих и наземных боевых и транспортных средств (кораблей, танков, автомобилей и др.).
Словарь военных терминов. — М.: Воениздат Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988
https://www.youtube.com/watch? ...
Говорили уже раз надцадь, это описание процесса, а есть четкое определение угла рыскания, как угла между осями ОХ связанной и нормальной СК, это положение самолета в пространстве,
Другого угла рыскания нет, есть желание угол скольжения назвать углом рыскания и вывести на индикацию как положение в пространстве, но это будет положение относительно набегающего потока.
Flanker2724
Старожил форума
13.05.2017 11:46
Скольжение можно и без ноги креном создать...
вам, спортсменам всё можно...даже штопора + на - менять...
корвалол
2....То есть, угол рысканья отсчитывается не от какой-то мифической постоянной оси на земле, а от ТЕКУЩЕЙ ЛИНИИ КУРСА, которая и принимается за ось "О1 - Х0" на вашей схемке. Иными словами, этих осей столько, сколько и курсов. И своё СОБСТВЕННОЕ вращение по оси игрек на угол пси, самолёт осуществляет в данный, конкретный момент времени. Более того, угол рысканья имеет свой знак, в зависимости от направления УГЛОВОГО вращения самолета относительно вертикальной оси. То есть: угол рысканья пси в 3, 5, 7...эн градусов, отсчитывается от линии курса в ДАННЫЙ момент времени.
Мои думы такие же.
Олег и курс для вас это угол между северным меридианом и траектроией движения центра масс?
neustaf
Старожил форума
13.05.2017 11:53
Ковс214
Дали вы левую ногу, пошел нос влево, угол рыскания увеличивается, курс уменьшается (или вы как корвалол считаете, что курс при этом у вас постоянный) тут же возникает скольжение бетта и менно угол между продольно осью самолета и набегающим потоком приводит к силе , которая создает момент демпфирующий.
Немного не так (в отношении скольжения). Скольжение можно и без ноги креном создать...
...так крен всё равно надо ногой поддержать, иначе вираж получится.
kovs214
Старожил форума
13.05.2017 12:02
neustaf
корвалол
2....То есть, угол рысканья отсчитывается не от какой-то мифической постоянной оси на земле, а от ТЕКУЩЕЙ ЛИНИИ КУРСА, которая и принимается за ось "О1 - Х0" на вашей схемке. Иными словами, этих осей столько, сколько и курсов. И своё СОБСТВЕННОЕ вращение по оси игрек на угол пси, самолёт осуществляет в данный, конкретный момент времени. Более того, угол рысканья имеет свой знак, в зависимости от направления УГЛОВОГО вращения самолета относительно вертикальной оси. То есть: угол рысканья пси в 3, 5, 7...эн градусов, отсчитывается от линии курса в ДАННЫЙ момент времени.
Мои думы такие же.
Олег и курс для вас это угол между северным меридианом и траектроией движения центра масс?
===========
Александр, а где вы видите в моей ссылки про курс? Я согласился с приведённой ссылкой под номером 2.
Ковс214
Дали вы левую ногу, пошел нос влево, угол рыскания увеличивается, курс уменьшается (или вы как корвалол считаете, что курс при этом у вас постоянный) тут же возникает скольжение бетта и менно угол между продольно осью самолета и набегающим потоком приводит к силе , которая создает момент демпфирующий.
Идёшь по глиссаде снижения с сильным боковым ветром..Ветер слева..Даёшь левую ногу и прикрываешься креном вправо..ставишь самолёт в управляемое скольжение..И идёшь с постоянным посадочным курсом..Или не..?
Ковс214
Дали вы левую ногу, пошел нос влево, угол рыскания увеличивается, курс уменьшается (или вы как корвалол считаете, что курс при этом у вас постоянный) тут же возникает скольжение бетта и менно угол между продольно осью самолета и набегающим потоком приводит к силе , которая создает момент демпфирующий.
Александр, оставьте уж корвалола в покое ;). Я как написал, так и написал. Вы думаете (трактуете) по другому, так ради Бога.
neustaf
Старожил форума
13.05.2017 12:11
Александр, а где вы видите в моей ссылки про курс? Я согласился с приведённой ссылкой под номером 2.
так там же и говорится о текущем курсе, по корвалоловски это
"Курс - угол, между проекцией траектории ЦЕНТРА МАСС на земле, и базовым меридианом."
Александр, а где вы видите в моей ссылки про курс? Я согласился с приведённой ссылкой под номером 2.
так там же и говорится о текущем курсе, по корвалоловски это
"Курс - угол, между проекцией траектории ЦЕНТРА МАСС на земле, и базовым меридианом."
вы и с этим согласны
Александр, вам поговорить не с кем? ;)
Саныч 62
Старожил форума
13.05.2017 12:16
kovs214
В боковом канале я не встречал про короткопериодические и длинопериодические колебания. Може не то читал, а может это явление встречается на истребителях.
kovs214
В боковом канале я не встречал про короткопериодические и длинопериодические колебания. Може не то читал, а может это явление встречается на истребителях.
Как-то так. Ну и - теоретически.
Понятно.
neustaf
Старожил форума
13.05.2017 12:20
Идёшь по глиссаде снижения с сильным боковым ветром..Ветер слева..Даёшь левую ногу и прикрываешься креном вправо..ставишь самолёт в управляемое скольжение..И идёшь с постоянным посадочным курсом..Или не..?
рано или поздно это должно было случится , тут вы к углу скольжения добавили еще и угол сноса
только сдается мне чуть подзабыли креном мы от ветра прикрываемся, крен на ветер, а уж потом педалью направление держишь
не желаете отвечать не отвечайте, вас же никто не неволит, просто мне действительно интересно, что для вас является курсом самолета.
))) Александр, я начинал летать с АН-2. Вы знаете чем второй пилот занимается на АН-2? И что он рисует на карте 10-ти километровке? Скорей всего не знаете ;). Если бы знали, то такие вопросы мне не задавали бы. И уже так, до кучи (не меряясь пиписьками), я на полтиннике три года пролетал без штурмана, ну наверное я мальца в курсах-то соображаю :)))
ИМХОну ещё раз ;). Берём лёгкий самолёт (АН-2, мне так проще, юзал его). Летим в ГП. Даю левую ногу. Самолёт поворачивает (рыскает) влево. Отпускаю ногу. Самолёт благодаря путевому демпфирующему моменту возвращается к исходному курсу полёта. Теперь опять даю левую ногу, и продолжаю её держать не отпуская. Самолёт разворачивает нос влево (рыскает), но так как я продолжаю держать ногу, самолёт начинает крениться влево, для парирования крена штурвал отдаём вправо. Самолёт начинает скольжение на правое крыло. Резюмирую: без рыскания (как начального этапа скольжения) нет самого скольжения. Тоже самоё при отказе одного двигателя на двух-двигательном самолёте.
На этом практическом примере:
- угол рысканья отсчитывается от ЛЮБОГО значения текущего курса, при этим линия курса принимается за НОЛЬ (линия О1 - х0), от этой линии и отмеряют угол пси.
Если эти маневры в спокойной атмосфере и вектор скорости набегающего потока совпадает с линией курса, (или касательная к траектории совпадает с продольной осью самолета) имеем: создаваемый угол рысканья = углу скольжения.
То есть,
- на курсе 90 можно рыскануть на угол плюс эн влево (или минус эн вправо)
- на курсе 180 то же самое, на любой практически достижимый угол влево или вправо
- аналогично на любой другой линии курса.
Угол пси будет отсчитываться от текущей линии курса и продольной оси самолета.
Пока гостомели этого не поймут, все ссылки на ГОСТы бесполезны.
))) Александр, я начинал летать с АН-2. Вы знаете чем второй пилот занимается на АН-2? И что он рисует на карте 10-ти километровке? Скорей всего не знаете ;). Если бы знали, то такие вопросы мне не задавали бы. И уже так, до кучи (не меряясь пиписьками), я на полтиннике три года пролетал без штурмана, ну наверное я мальца в курсах-то соображаю :)))
Спасибо, только то что вы считаете курсом я так и не нашел, не желете, можете не отвечать, воля ваша.
Уважаемые знатоки, вопрос от читателя из Краснодара)))А зачем вообще вам нужен угол рыска???
Да фик его знает (сам правда не знаток)
Шарика хватало за глаза. Физический маятник таки.
А щас то. На дисплей выводи што хошь.
Тем более скольжение завсегда мерялось матрохами сау.
neustaf
Старожил форума
13.05.2017 13:20
Угол пси будет отсчитываться от текущей линии курса и продольной оси самолета.
/////////
Да вы лично можете отсчитывать от чего угодно и у вас и Курс самтпальный, только вы тогда свои названия дайте собсственным определения, со общепринятым их не путйте
Уважаемые знатоки, вопрос от читателя из Краснодара)))А зачем вообще вам нужен угол рыска???
Да в общем то н кому и не нужен, кроме Ханлыха, это он сделал революцию и пытается вывести го на индикации, правда за 33 года еще не узнал как.
Для определения положения самолета в пространстве всегда курса хватало, а для педалирования угла скольжения,
но склонен люд к революция, желает свой след оставить, поэтому и выдумывать, кто во что горазд.
kovs214
Старожил форума
13.05.2017 13:31
Семья Ханлых троллит, тема в топе :)
no-bat
Старожил форума
13.05.2017 13:33
А если такую штуку на вертолет поставить, что мы увидим при перемещениях?
А если такую штуку на вертолет поставить, что мы увидим при перемещениях?
Будет ядрённый взрыв моска!;)
callsign_041
Старожил форума
13.05.2017 14:08
booster
Чего это я за какого-то блогера, на языке блогера "по-пензенски" должен объяснять бестолковому - я не блогер, "пензенским" языком блогера не владею и не собираюсь, к бестолковым отношусь равнодушно - не судьба безтолковому стать толковым.
Не можете на простом языке.. ну так можно было бы и на сложном. Мы бы вас поняли! Знать суть вопроса- это одно. Уметь донести эту суть до ума интересующегося - это другое. Здесь талант нужен. У вас, похоже, ни того, ни сего.
А если такую штуку на вертолет поставить, что мы увидим при перемещениях?
да дело в том что ставить то ничего, в железе, чтобы принимал сигнал от датчиков , имел систему встроенного контроля, резервирование по питанию и т.д. ничего нет, и никогда не будет.
no-bat
Старожил форума
13.05.2017 14:16
neustaf
Ну а если представить, чисто теоретически?
саил
Старожил форума
13.05.2017 14:20
Ну а если представить, чисто теоретически?
=====
Точно такой же, но с вертолетиком:)) ..и называется эпилВ:))
Чего это я за какого-то блогера, на языке блогера "по-пензенски" должен объяснять бестолковому - я не блогер, "пензенским" языком блогера не владею и не собираюсь, к бестолковым отношусь равнодушно - не судьба безтолковому стать толковым.
Не можете на простом языке.. ну так можно было бы и на сложном. Мы бы вас поняли! Знать суть вопроса- это одно. Уметь донести эту суть до ума интересующегося - это другое. Здесь талант нужен. У вас, похоже, ни того, ни сего.
Корвалолу респект!
Что я могу поделать, Вы себе сами дали определение: "бестолковый".
Бестолковым, вероятно, надо доводить - сами то они написанное понять не в состоянии, да и доводить надо "по-пензенски".
Я равнодушен к бестолковым - это их проблема, бестолковость.
Что я могу поделать, Вы себе сами дали определение: "бестолковый".
Бестолковым, вероятно, надо доводить - сами то они написанное понять не в состоянии, да и доводить надо "по-пензенски".
Я равнодушен к бестолковым - это их проблема, бестолковость.
Вас просили понятно и доступно объяснить для "бестолковых" в гостах суть процесса... Ну коль вы решили пословоблудить, маскируя свое неумение это сделать под равнодушие к энным, то вопросы все снимаются.
Вас просили понятно и доступно объяснить для "бестолковых" в гостах суть процесса... Ну коль вы решили пословоблудить, маскируя свое неумение это сделать под равнодушие к энным, то вопросы все снимаются.
ГОСТ не возможно объяснить своими словами - он буквален, как написан, так и принимается, нравится-не нравится, это никого не интересует.
Угол скольжения в одном разделе - связанной системы углы, угол рысканья - в другом разделе, если бы это были углы в одной системе координат, то их поместили бы в одном разделе написали бы в "примечании": как понимать и в чем отличия.
Там же, в ГОСТ 2058-80, есть картинки, которые показывают, чем отличаются системы координат и углы в них.
Для перехода из одной системы отсчета в другую есть формулы перерасчета одних величин в другие в разных системах, т.е. нельзя измерять одну величину (угол скольжения) из одной системы отсчета, а отображать на индикаторе другую величину (угол рысканья) из другой системы отсчета без счетно-решающего устройства.
Ростовский дисп: ...предлагаю покласть на этот прибор сверху ещё один прибор
Мысль интересная. )))
Корвалолу респект!
ХЗ кто такой Карвалол но и ему не хворать:) чота ржу, новодоскинец отжог шо мама не горюй, представляю как над этим ржут пилоты реально летающие а не из ФАК)))
Dysindich
Старожил форума
13.05.2017 18:43
To Ростовский дисп:
"...представляю как над этим ржут пилоты реально летающие а не из ФАК)))..."
Вообще-то, почему-то, не очень смешно...
Новоделу, видимо, именитые учителя не смогли объяснить, что примерно поровну делятся люди на тех, кто воспринимает картинку на АГД, как "верчение земли", и тех , кто ее воспринимает, как эволюции самолета... Если внимательно изучить причины такой разницы, то видимо заметим, что дело не в приборе, как таковом... Это начальный посыл для начала разработки данного устройства. Ну, а дальше - больше. Не сумев увидеть на приборе, что эволюции совершает самолет (не сумев освоить пользование устройством), фигуранты начинают подводить под свое личное восприятие некий теоретический базис. Здесь и, якобы - страшная статистика катастроф (поскольку, в любом событии видится потеря ПО), здесь и некие постулаты психофизиологии , де - для человека - земля незыблема и неподвижна (можно подумать, что люди рождаются с крыльями и этот вид деятельности для них - обычное на генетическом уровне дело).
Короче, вместо того, чтобы разобраться с методиками обучения полета по АГД, фигурант ударился кромсать железо... Все это, совсем не смешно :-(
Да фик его знает (сам правда не знаток)
Шарика хватало за глаза. Физический маятник таки.
А щас то. На дисплей выводи што хошь.
Тем более скольжение завсегда мерялось матрохами сау.
"Шарика" то может и хватало, но все ж не всегда он бывает объективным, этот "шарик". К примеру двухдвигательный ЛА на крыле. При балансировке ЛА при отказе двигателя на одном из п/крыльев первым способом (без крена) "шарик" в центре, а реально есть скольжение/рыск на п/крыле отказавшего двигателя. Или наоборот, при балансировке вторым способом без скольжения/рыска "шарик" чуть отклонен в сторону работающего двигателя, хотя скольжения нет. А ЭПИЛС, как полагает Ханлых, будет лишен этих недостатков. Летчик будет наглядно видеть положение "своего жала". Во как!
саил
Старожил форума
13.05.2017 20:52
А ЭПИЛС, как полагает Ханлых, будет лишен этих недостатков.
===
Ханлых застрял в 60-х. Щас трапеция на ПФД покажет как надо держать. И глубоко пох, какой там будет ханлыховский "рыск" при этом..
ГОСТ не возможно объяснить своими словами - он буквален, как написан, так и принимается, нравится-не нравится, это никого не интересует.
Угол скольжения в одном разделе - связанной системы углы, угол рысканья - в другом разделе, если бы это были углы в одной системе координат, то их поместили бы в одном разделе написали бы в "примечании": как понимать и в чем отличия.
Там же, в ГОСТ 2058-80, есть картинки, которые показывают, чем отличаются системы координат и углы в них.
Для перехода из одной системы отсчета в другую есть формулы перерасчета одних величин в другие в разных системах, т.е. нельзя измерять одну величину (угол скольжения) из одной системы отсчета, а отображать на индикаторе другую величину (угол рысканья) из другой системы отсчета без счетно-решающего устройства.
Спасибо, booster, за ответ. Согласен во многом с вами. Но я тогда хотел слышать ваше мнение о происходящем процессе, его описание с точки зрения буквально понимающего гостовские понятия. Ладно, проехали.
"Шарика" то может и хватало, но все ж не всегда он бывает объективным, этот "шарик". К примеру двухдвигательный ЛА на крыле. При балансировке ЛА при отказе двигателя на одном из п/крыльев первым способом (без крена) "шарик" в центре, а реально есть скольжение/рыск на п/крыле отказавшего двигателя. Или наоборот, при балансировке вторым способом без скольжения/рыска "шарик" чуть отклонен в сторону работающего двигателя, хотя скольжения нет. А ЭПИЛС, как полагает Ханлых, будет лишен этих недостатков. Летчик будет наглядно видеть положение "своего жала". Во как!
Вы только скольжение со сносом не путайте. Если шарик не в центре скольжение есть, пох с одним двигателем, с двумями, на планере или ракете...
А ЭПИЛС, как полагает Ханлых, будет лишен этих недостатков.
===
Ханлых застрял в 60-х. Щас трапеция на ПФД покажет как надо держать. И глубоко пох, какой там будет ханлыховский "рыск" при этом..
Нее.. ну показать то может и покажет как надо держать. Эт хорошо. Ну а пилоту/летчику то какогО быть, если он не в понятиях о положении своего "жала"/рыска? Как-то нехорошо получается, не до информативно, однако. А тут глянул на ЭПИЛС - сказка! Все ясно и понятно где самолет. Жесть! Хотя, может, и правда пох... Держи, как тебе велят, а остальное и правда все пох - что там, где там... Ханлыху есть повод покумекать о надобности этого новаторства.
Вы только скольжение со сносом не путайте. Если шарик не в центре скольжение есть, пох с одним двигателем, с двумями, на планере или ракете...
Я ничего не путаю!!! Речь идет о балансировке сил и моментов при отказе двигателя на п/крыле. Во втором методе нет скольжения, но есть небольшой крен для компенсации боковой аэродинамической силы, создаваемой отклоненным РН (снос). Скольжения нет, нет никакого сноса. Самолет летит без искривления траектории. Но из-за наличия крена шарик просто не может быть в центре. Планера это никаким местом..
Я ничего не путаю!!! Речь идет о балансировке сил и моментов при отказе двигателя на п/крыле. Во втором методе нет скольжения, но есть небольшой крен для компенсации боковой аэродинамической силы, создаваемой отклоненным РН (снос). Скольжения нет, нет никакого сноса. Самолет летит без искривления траектории. Но из-за наличия крена шарик просто не может быть в центре. Планера это никаким местом..
Не так. Креном убирается необходимое усилие на педалях, типа триммирования. Скольжение остается, хотя и уменьшается.
Не так. Креном убирается необходимое усилие на педалях, типа триммирования. Скольжение остается, хотя и уменьшается.
504, уважаемый! При первом способе самые большие расходы педали, там и "шарик" в центре. Но есть реальное скольжение на "отказавшем" п/крыле. Нет крена, т.к. РУС/штурвал отклоняется в сторону этого "отказавшего" п/крыла для компенсации момента от скольжения. Удобно в СМУ, когда у "тебя" все "по-нулям". Но есть большие расходы/усилия на педали. Во втором способе небольшой симбиоз - расходы/усилия меньше на педали, нет скольжения (экономим топливо, епмить), но имеем крен. Шарик "ушел погулять" при отсутствии скольжения, но из-за крена. А еще проще балансировать третьим способом, и который, как правило, дается в РЛЭ - это просто "бездумно" создать крен в сторону работающей СУ в 3-5 гр., и будет "счастье". И пох, какие там скольжения и где, и какое там сопротивление при этом. Главное, что ЛА летит прямо и не надо заморачиваться с педалями.
П.С. Не знаю как в ГОСТах, но в любом учебнике аэродинамики эти три способа изложены.
callsign_041
Старожил форума
13.05.2017 22:45
Не так. Креном убирается необходимое усилие на педалях, типа триммирования. Скольжение остается, хотя и уменьшается.
Можно и так. Не вопрос. Сбалансировать ЛА в промежутке между этими способами. И скольжение, и рыск, и крен... Можно и пофантазировать и поэкспериментировать! Почему бы и нет?!
саил
Старожил форума
13.05.2017 22:49
Сбалансировать ЛА в промежутке между этими способами. И скольжение, и рыск, и крен...
====
И это уже давно реализовано на ПФД.
корвалол
Старожил форума
13.05.2017 22:53
Саила ничем не удивишь))
саил
Старожил форума
13.05.2017 22:56
ничем не удивишь))
====
..но тебя читаю с упоением:)) ..Пикуль ! от аэродинамики:))
Сбалансировать ЛА в промежутке между этими способами. И скольжение, и рыск, и крен...
====
И это уже давно реализовано на ПФД.
Да ладно! Прям все эти методы балансировки? Хош первым способом, хош вторым. Иль в промежутке. Прям на выбор пилота?! Какой умный этот ПФД... Фантастика!