Примус
Не мог ли КВС принять свет включившегося прожектора пограничного катера с фарой встречного борта, чуть правее-ниже?
======
FL410
конечно мог!
...но для этого Ему надо было бы бросить управление, отстегнуться и полезть к правой форточке.
При тангаже минус 1.5 градуса ?
21239
Старожил форума
31.05.2017 16:35
В отчете нет переговоров с диспетчерами.
котик
Старожил форума
31.05.2017 16:37
В том-то и дело, что с какой полосы в Адлере они готовились взлетать, с какой полосы обсуждали? Там машина его завезла на какую полосу, c которой они готовились или с другой?
=======
завезла куда надо. ...да только, судя по последнему документу, не все это поняли.
а вот рост скорости с 360 всего до 373 "на снижении с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1ед." как раз говорит об обратном.
разбег составил 34 секунды до скорости 300, самолет за это время прошел примерно 1500-1550 метров по приборной , плюс попутничoк по факту около 1600-1650 все штатно,
с 360 всего до 373
там времени было 5 секунд, темп прироста почти 3 км/ч в секунд, к тому же не в снижении , а в переходе с набора в снижение - по таким данным ни о каком точно измерении массы говорить нереально, ветер на 10 км/ч упал.........
котик
Старожил форума
31.05.2017 16:46
Примус
При тангаже минус 1.5 градуса ?
======
во-первых: "категорически не принято" лицу активно пилотирующему во время уборки механизации глядеть в форточку;
во-вторых: FL410 этот вопрос не задавал.
Уборка закрылков произошла гораздо раньше. этот процесс уборки ОБСУЖДАЛСЯ ЭВС.
Убирали и при этом обсуждали...
И в чем тогда был СМЫСЛ 2-х обсуждений уборки закрылков перед полетом и во время взлета?
В том-то и дело, что с какой полосы в Адлере они готовились взлетать, с какой полосы обсуждали? Там машина его завезла на какую полосу, c которой они готовились или с другой?
В доке говорится : "в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки....".
про обсуждение "с какой полосы взлетать?" ни слова
Но мне вот интерсно:
В доке не указана V, когда была подана команда КВС на уборку з-ков.
Только Н.
К чему бы это?
К тому, что на 53 сек на Н 157 была достигнута V уборки з-ков, рекомендуемая РЛЭ?
Или автор документика сознательно маскирует V начала уборки закрылков?
И она была меньше, чем полагается по РЛЭ?
Одни вопросы.
21239
Старожил форума
31.05.2017 16:58
neantichrist
Старожил форума
В доке говорится : "в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки....".
про обсуждение "с какой полосы взлетать?" ни слова
Но мне вот интерсно:
В доке не указана V, когда была подана команда КВС на уборку з-ков.
Только Н.
К чему бы это?
К тому, что на 53 сек на Н 157 была достигнута V уборки з-ков, рекомендуемая РЛЭ?
Или автор документика сознательно маскирует V начала уборки закрылков?
И она была меньше, чем полагается по РЛЭ?
Одни вопросы
Да, как соотносится полетное задание с событиями. Возможно мы видим только "уголок" документа с выводами ( подталкиванию к ним), но не видим других деталей. Возможно, в официальном заявлении будут все цифры.
В доке говорится : "в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки....".
про обсуждение "с какой полосы взлетать?" ни слова
Но мне вот интерсно:
В доке не указана V, когда была подана команда КВС на уборку з-ков.
Только Н.
К чему бы это?
К тому, что на 53 сек на Н 157 была достигнута V уборки з-ков, рекомендуемая РЛЭ?
Или автор документика сознательно маскирует V начала уборки закрылков?
И она была меньше, чем полагается по РЛЭ?
Одни вопросы.
В Благовещенском взлете закрылки 28-15 вообще стали убирать на 320 км/ч и ничего влетели и полетели.
Там много чего нет, и стиль изложения странноватый, ИМХО это не вовсе отчет, а некая "докладная", как тут уже предполагали...то ли для начальства , то ли для "вброса в массы", если не фальшак конечно и чьи то фантазии на тему либо для отмаза и сокрытия еще чего.
arcadi007
Старожил форума
31.05.2017 18:35
Самое ценное выронили однако.
Вопрос какие папахи теперь полетят после подобных выводов.
"... чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление, а также отсутствие у капитана навыков распределения внимания. Также сообщается, что трагедия произошла, в частности, в связи с отсутствием необходимого и обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования".
Думается именно этого не хотели сообщать вообще.....причина катастрофы состоит не в некомпетентности пилотов, а в том, что их "загоняли полетами до изнеможения. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей"
Остальное можно не читать.
Экипажи просто загоняли как лошадей на скачках. Вопрос про нормы налета даже не рассматривается.
ТУ-95мс
Старожил форума
31.05.2017 19:03
Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей"
Arcadi007...Мобилизационное управление!Просто сейчас всем и на все..., по это самое.Я еще застал военно-учетный стол с ответственным сотрудником, который добросовестно составив списки ЛО, утащил их в военкомат и обратно притащил мобилизационное предписание.Где в графе ВУС и примечание, были прописаны все освоенные типы включая и рабочий.
"Вам, сэр, нечего сказать? Настоящему ковбою всегда есть о чем сказать!" (с) Грязный Гарри. Вы тожечувствуете, что документ-фейк.
FL410
Старожил форума
31.05.2017 19:32
котик: "...темп роста скорости на фоне снижения как раз и доказывает, что перегруз был и был значительным, так как без перегруза скорость растёт таким же темпом но только без снижения не говоря уже о том что в наборе... ...а "За скоростью КВС погнался однозначно" как раз свидетельствует о том, что Он знал о перегрузе, иначе зачем было "гнать"?..."
Тут neustaf (спасибо ему) уже частично ответил, пока я отсутствовал. Действительно, отсутствие перегруза наиболее наглядно демонстрирует разбег - 34 секунды до отрыва и скорость 300 в момент отрыва. Какой там перегруз, я Вас умоляю...
Можно, кстати, и дальше динамику проследить - теперь, когда ясно, что аудиозапись не фейк.
Смотрите, в свежей "инфе" есть точный "ориентир" - на 63-й секунде сработала ССОС. Поскольку аудиозапись "наша" обрезана и охватывает лишь 28 последних секунд полёта, находим это же срабатывание на этой записи (18-я секунда) и определяем "смещение" по времени - 45 секунд. Т.е. от времени полёта по "инфе" отнимаем 45 секунд и получаем этот же временной участок полёта на аудиозаписи.
К примеру: по "инфе" на 53-й секунде команда на уборку закрылков, 53-45=8, находим на аудиозаписи 8-ю секунду и слышим там что? Правильно - "Закрылки 15".
Ну и всё далее стыкуется. И темп набора высоты/скорости ну уж никак не говорит о перегрузе.
FL410
2. Первый непонятный момент - резкая перекладка штурвала влево и дача левой же ноги. Зачем? Боролся (всеми средствами) с неким (мнимым) неуправляемым кренением?
Не мог ли КВС принять свет включившегося прожектора пограничного катера с фарой встречного борта, чуть правее-ниже?
Извините, сразу не ответил, нет возможности постоянно быть на форуме.
Ответил Котик - несколько специфически, но вообщем-то правильно...
Другого плана ответ может быть лишь у Ханлыха, он-то уверен, что встречный борт - это буквально "встречный" и место его - плюс-минус несколько градусов по курсу. Только и остаётся, что вглядываться в тьму, дабы не столкнуться.
Но однако, почитав свежую "инфу" от МО, теперь уже не сильно удивлюсь, если так оно и было...
котик
Старожил форума
31.05.2017 19:44
FL410
Ну и всё далее стыкуется. И темп набора высоты/скорости ну уж никак не говорит о перегрузе.
=====
разве что: вместо вверх пошёл вниз, а так всё зашибись.
FL410
Старожил форума
31.05.2017 19:47
21239: "...В том-то и дело, что с какой полосы в Адлере они готовились взлетать, с какой полосы обсуждали? Там машина его завезла на какую полосу, c которой они готовились или с другой?..."
Ну вообще-то экипаж получил условия взлёта и подтвердил эти условия. И машина "завезла" именно туда, куда они и подтверждали...
FL410
Ну и всё далее стыкуется. И темп набора высоты/скорости ну уж никак не говорит о перегрузе.
=====
разве что: вместо вверх пошёл вниз, а так всё зашибись.
Так если баранку (как там пишут) суют от себя так и самолет вниз идет, все штатно,
Вот только ноги на полтиннике на полхода зачем совать, никак в голову не приходит, кто нибудь шуровал ногами при уборки закрылок педалями на 154 как на велосипеде?
взлет продолжаем
Старожил форума
31.05.2017 20:04
Вначале тоже думал, что будет теория заговора. Но переговоры в кабине.. как капитан кричит на экипаж матом на разбеге!!! Теперь ни чему не удивляюсь
Так если баранку (как там пишут) суют от себя так и самолет вниз идет, все штатно,
Вот только ноги на полтиннике на полхода зачем совать, никак в голову не приходит, кто нибудь шуровал ногами при уборки закрылок педалями на 154 как на велосипеде?
Так если баранку (как там пишут) суют от себя так и самолет вниз идет, все штатно,
=======
"суют от себя" колонку, а "крутят" (энергично отклоняют вправо/влево) - баранку.
"сувал от себя колонку" было задолго до "энергично крутил баранку влево".
FL410
Ну и всё далее стыкуется. И темп набора высоты/скорости ну уж никак не говорит о перегрузе.
=====
разве что: вместо вверх пошёл вниз, а так всё зашибись.
А вот тут уже переходим к ступору с клином. Что там было на уме у пилотирующего - увы, уже никто и никогда не узнает...
Как вариант. Может в голове "сидел" заранее обговоренный вариант взлёта/отворота/выхода без уборки мех-ии (до тех же 500-т метров), вот и держал сперва скорость под такой вариант. Но в ступоре/клине/автоматом таки дал команду на уборку раньше (на 157-ми метрах), и команду выполнили - увидел/осознал и погнал за скоростью сломя голову. И со снижением, хотя и без него б разогнался.
Может чё-нить другое... Тут - только гадать теперь
P.S. В МО за уборку/выпуск закрылков в крене "имеют" потом (по расшифровке)? Кто-нить в курсах? (речь за полтинник)
Так если баранку (как там пишут) суют от себя так и самолет вниз идет, все штатно,
=======
"суют от себя" колонку, а "крутят" (энергично отклоняют вправо/влево) - баранку.
"сувал от себя колонку" было задолго до "энергично крутил баранку влево".
А разве когда колонку суют от себя баранка остается на месте?
Суют баранку (за нее и держатся, ) а уж баранкой толкают колонку.
ANDR-тот самый
Старожил форума
31.05.2017 20:27
arcadi007
Пост от 31.05.2017 18:35
Не поделитесь, что, самое ценное, выронили?
А вот тут уже переходим к ступору с клином. Что там было на уме у пилотирующего - увы, уже никто и никогда не узнает...
Как вариант. Может в голове "сидел" заранее обговоренный вариант взлёта/отворота/выхода без уборки мех-ии (до тех же 500-т метров), вот и держал сперва скорость под такой вариант. Но в ступоре/клине/автоматом таки дал команду на уборку раньше (на 157-ми метрах), и команду выполнили - увидел/осознал и погнал за скоростью сломя голову. И со снижением, хотя и без него б разогнался.
Может чё-нить другое... Тут - только гадать теперь
P.S. В МО за уборку/выпуск закрылков в крене "имеют" потом (по расшифровке)? Кто-нить в курсах? (речь за полтинник)
У Ершова этот вариант описан так...
Но за эти 20 секунд, пока закрылки ошибочно убираются, требуется, чтобы не свалиться, обязательно разогнать самолет на малой высоте до безопасной скорости с «чистым крылом», 400 км/час, не допуская ни малейшей просадки самолета. Только на этой скорости можно продолжать набор высоты.
Для удержания самолета в воздухе пилоту в данной ситуации приходится постоянным миллиметровым увеличением угла атаки поддерживать теряющий подъемную силу самолет, чтобы он не снизился и не зацепился за близкую землю, – и в то же время выжидать, пока нарастет скорость, а значит, тонкими движениями прижимать самолет к земле. При этом запас по сваливанию неизбежно уменьшается из-за того, что угол атаки все ближе подбирается к критическому углу. Если чуть передать штурвал – самолет выйдет на закритический угол атаки, сработает звуковая и световая сигнализация и произойдет сваливание; при этом еще сработает сирена опасного сближения с землей. А если чуть сильнее отдать от себя – самолет просто зацепится за землю.
Пройти по этому сужающемуся коридору скоростей и углов атаки и дождаться разгона скорости на минимальной высоте сможет только очень, очень опытный, чующий машину пилот, с твердой рукой. И то – потом он будет отмечать этот день как второй день рождения.
FL410
Старожил форума
31.05.2017 21:11
Вдогонку предыдущему своему посту.
Сейчас тщетно пытался по просьбе starroj услышать где-то там слово "Готовьтесь". Не услышал.
Но на другое, в контексте сказанного выше, обратил.
Там, на аудиозаписи, в районе 14-й - 15-й секунд, когда идёт типа дискуссия - "Убираем?"-"Убираем" (речь уже про уборку с 15-ти до 0), действительно похоже на то, что доклад штурмана "Триста полсотни, командир" как бы "подействовал" на пилотирующего - понял походу, что скорость-то надо подразогнать, закрылки таки уже в ноль убираются. И тут же - "Ух, ё моё" и сирена ССОС...
FL410,
"Да и крен правый (точнее - штурвал вправо на 10, 7 градуса) в момент начала непонятных манипуляций со штурвалом - тоже не совсем ясен откуда..."
А не мог это быть правый доворот по схеме binol 2a с 238 до 248?
"Первый непонятный момент - резкая перекладка штурвала влево и дача левой же ноги. Зачем? Боролся (всеми средствами) с неким (мнимым) неуправляемым кренением?"
___________
Так с чем он все-таки боролся, зачем этот резкий крен в 53 градуса в противоположном направлении за 1 сек? На пресс-конференции Байнетов предполагал механическое воздействие, не могло что-то случиться с закрылками, например, левого крыла? Или не могли быть неполадки с авиагоризонтом?
Еще вопрос по договоренности в 500 м. В каком случае нужна такая высота, с чем это может быть связано? Здесь уже неоднократно писали, что закрылки начинают убирать при определенной скорости (в зависимости от веса) на высоте не ниже 120 м. То есть скорость определяющий параметр для принятия решения об уборке.
FL410
Старожил форума
31.05.2017 21:20
Безлошадный В.Г.: "...В Благовещенском взлете закрылки 28-15 вообще стали убирать на 320 км/ч и ничего влетели и полетели..."
Видеозапись "кривого" взлёта полтинника в Благовещенске усилиями Котика стала хитом...
Можете опять мне не поверить, но там всё ОК со скоростями. Косячит там по-полной пилотирующий справа, штурман ему активно помогает в этом - докладывает абы чё... Но сидящий слева - калач тёртый, положил он на них обоих и убирает всё на "правильных" рубежах.
FL410
Старожил форума
31.05.2017 21:35
ferrari4: "...А не мог это быть правый доворот по схеме binol 2a с 238 до 248?..."
Запросто мог быть. При условии, конечно, что экипаж был в курсе про эту схему...
"...не могло что-то случиться с закрылками, например, левого крыла?..."
Так это и было самым первым предположением - несигнализируемый несинхрон (обрыв секции/рассоединение трансмиссии). В этом случае именно такие действия по парированию прогрессирующего кренения и есть правильными и логичными. Но - речь про несинхрон уже не идёт...
"...не могли быть неполадки с авиагоризонтом?..."
Не исключено. Но, емнип, там всё это пишется, ну и есть АГР-72 рядом. Ну и плюс сидящий справа/контролирующий...
"...Еще вопрос по договоренности в 500 м ..."
Есть методика в РЛЭ (уменьшение шума). Кстати, очень правильная. Если выполнять схему, то логично так и сделать (писал чуть выше) - закрылки убирать после всех манипуляций с доворотами.
HUD
Старожил форума
31.05.2017 21:36
Когда адекватный экипаж взлетает в условиях мягко говоря не соответствующих стандартным, он и оговаривает не совсем стандартные действия.
Например начало уборки на большей высоте.
Чтоб запас был.
Безлошадный В.Г.: "...В Благовещенском взлете закрылки 28-15 вообще стали убирать на 320 км/ч и ничего влетели и полетели..."
Видеозапись "кривого" взлёта полтинника в Благовещенске усилиями Котика стала хитом...
Можете опять мне не поверить, но там всё ОК со скоростями. Косячит там по-полной пилотирующий справа, штурман ему активно помогает в этом - докладывает абы чё... Но сидящий слева - калач тёртый, положил он на них обоих и убирает всё на "правильных" рубежах.
Я не думаю, что Благовещенский экипаж прямо так уж копия пилота Дринкинса и ...(не помню) из "Бесконечного пике". Скорее всего слетанный экипаж. Нам в нем интересно три момента: 1. Сообщаются данные режима взлета. 2. Физика взлета борта очень схожа с Адлерской. 3. Даже с "косяками" борт взлетел с короткой полосы, аналогичной 06 в Адлере. Кстати тамже закрылки 28-15 убираются 14 сек, а 15-0 15 сек.
котик: "...темп роста скорости на фоне снижения как раз и доказывает, что перегруз был и был значительным, так как без перегруза скорость растёт таким же темпом но только без снижения не говоря уже о том что в наборе... ...а "За скоростью КВС погнался однозначно" как раз свидетельствует о том, что Он знал о перегрузе, иначе зачем было "гнать"?..."
Тут neustaf (спасибо ему) уже частично ответил, пока я отсутствовал. Действительно, отсутствие перегруза наиболее наглядно демонстрирует разбег - 34 секунды до отрыва и скорость 300 в момент отрыва. Какой там перегруз, я Вас умоляю...
Можно, кстати, и дальше динамику проследить - теперь, когда ясно, что аудиозапись не фейк.
Смотрите, в свежей "инфе" есть точный "ориентир" - на 63-й секунде сработала ССОС. Поскольку аудиозапись "наша" обрезана и охватывает лишь 28 последних секунд полёта, находим это же срабатывание на этой записи (18-я секунда) и определяем "смещение" по времени - 45 секунд. Т.е. от времени полёта по "инфе" отнимаем 45 секунд и получаем этот же временной участок полёта на аудиозаписи.
К примеру: по "инфе" на 53-й секунде команда на уборку закрылков, 53-45=8, находим на аудиозаписи 8-ю секунду и слышим там что? Правильно - "Закрылки 15".
Ну и всё далее стыкуется. И темп набора высоты/скорости ну уж никак не говорит о перегрузе.
Скорее всего, ваши, вычисленные 45 сек это и было время разбега. Это значит Мошный борт оторвался "с последней плиты" и пошел ну очень тяжело.
Уважаемый Безлошадный В.Г.! Мы ведь уже договорились было, и Вы согласились даже - "Лучше уж про флейты с фаготами". И что? Опять?
Если Вы знаете, где в кабине Ту-154 находится указатель положения закрылков, найдите его на той записи и отсчитайте по нему, сколько ж всё-таки идут закрылки из 28 в 15. А потом сравните полученное значение с Вашими 14-ю секундами (взятыми "со слов" штурмана).
Уважаемый Безлошадный В.Г.! Мы ведь уже договорились было, и Вы согласились даже - "Лучше уж про флейты с фаготами". И что? Опять?
Если Вы знаете, где в кабине Ту-154 находится указатель положения закрылков, найдите его на той записи и отсчитайте по нему, сколько ж всё-таки идут закрылки из 28 в 15. А потом сравните полученное значение с Вашими 14-ю секундами (взятыми "со слов" штурмана).
Без обид.
Может это вы "со слов штурмана". У меня подходы проще-событие=пауза и вот, что получилось:"Закрылки 15" (команда) 3.28; "Закрылки 0" (команда) 3.42; "Механизация убрана" (доклад) 3.56. Продолжительность последовательных процессов сами посчитаете. И не надо со своим уставом...в чужой монастырь...
LEngFT
Старожил форума
31.05.2017 22:22
В РОССИИ → КРУШЕНИЕ ТУ-154 В ЧЕРНОМ МОРЕ 22:07, 31 мая 2017
Расследование крушения ТУ-154 под Сочи завершено
Москва. 31 мая. INTERFAX.RU - Крушение самолета Ту-154 под Сочи могло произойти из-за нарушения пространственной ориентировки командира, это привело к его ошибочным действиям при управлении судном, сообщили в Минобороны России по итогам расследования катастрофы.
"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки - ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", - сообщили в военном ведомстве.
"Не установлено никаких нарушений правил заправки самолета топливом в аэропорту города Сочи или воздействие внешних факторов", - отметили в Минобороны.
http://www.interfax.ru/russia/ ...
Все мои ожидания МО оправдало полностью. Интересно, когда у них кончится фантазия они зелеными человечками с Марса начнут причины объяснять?
ferrari4
Старожил форума
31.05.2017 22:28
Fl410,
с авиагоризонтом ясно, отпадают неполадки как причина. Про 500 м тоже понятно, спасибо!
А почему вопрос с закрылками левого крыла снят? Только потому, что в отчете нет ни слова о неисправностях и обрывах? Что-то ведь заставило КВС крутить резкий крен и работать педалями. Какое здесь может быть объяснение?
Еще вопрос в догонку. Вот они пишут, что КВС отклонил штурвал влево на 53 градуса. Это можно такие данные снять с МСРП, что крен образовался именно от отклонения штурвала?
ferrari4
Старожил форума
31.05.2017 22:31
Да и еще такой момент. Вдова Волкова говорила, что Роман не первый раз летал с аэродрома Сочи.
LEngFT
Старожил форума
31.05.2017 22:31
Это можно такие данные снять с МСРП, что крен образовался именно от отклонения штурвала?
Можно, только эту МСРП вы не увидите НИКОГДА. Как и переговоров. Там в штабах не полные дураки сидят.
arcadi007
Старожил форума
31.05.2017 22:38
До коле у руля планирования военных перелётов будут стоять некомпетентные руководители?
«... чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление экипажа, ... трагедия произошла, в частности, в связи с отсутствием необходимого и обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования». Причина катастрофы состоит не в некомпетентности пилотов, а в том, что их "загоняли полетами до изнеможения. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей".
Катастрофа Брилёва в Ленинакане ничему не научила больших командиров с лампасами.
Gorets_51
Старожил форума
31.05.2017 22:50
как-то слишком много катастроф у военных с пассажирскими и транспортными бортами, вот на днях Ан-26 еще... .
очевидно порядка нет и система сильно хромает.
До коле у руля планирования военных перелётов будут стоять некомпетентные руководители?
«... чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление экипажа, ... трагедия произошла, в частности, в связи с отсутствием необходимого и обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования». Причина катастрофы состоит не в некомпетентности пилотов, а в том, что их "загоняли полетами до изнеможения. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей".
Катастрофа Брилёва в Ленинакане ничему не научила больших командиров с лампасами.
Может это вы "со слов штурмана". У меня подходы проще-событие=пауза и вот, что получилось:"Закрылки 15" (команда) 3.28; "Закрылки 0" (команда) 3.42; "Механизация убрана" (доклад) 3.56. Продолжительность последовательных процессов сами посчитаете. И не надо со своим уставом...в чужой монастырь...
Аааа, ну всё ясно...
Дальнейший диалог с вами считаю пустой тратой времени. Уж сорри.
syomindm
Старожил форума
31.05.2017 22:59
Кстати, все заметили, что в сливе КВС, а не КК фигурирует?
Причём неоднократно.
syomindm
Старожил форума
31.05.2017 23:01
В армии ведь командир корабля и помощник командира корабля, а не командир воздушного судна и второй пилот.
Примус
Не мог ли КВС принять свет включившегося прожектора пограничного катера с фарой встречного борта, чуть правее-ниже?
======
FL410
конечно мог!
...но для этого Ему надо было бы бросить управление, отстегнуться и полезть к правой форточке.
При тангаже минус 1.5 градуса ?