Про кольчугалюминий.
Отыскалась дома при перетаскивании библиотеки книжка из соседнего района моей малой родины
В.И. Ребров Наши корни. Очерки по истории Кольчугинского края
Там есть интереснейший раздел по истории кольчугалюминия с воспоминаниями непосредственных участников. Так вот - изначально никакой задачи по созданию своего сплава не ставилось. Ставилась задача воспроизвести немецкий. И это сложная задача, поскольку весь интерес был не в составе, его оказывается узнали еще в 1916-м, а в технологии выплавки слитков, старения и проката, которая была абсолютно секретна. Эту задачу решили. Главным образом силами быв. директора, а потом инженера на заводе, Ю.Г. Музалевского. Был еще инженер В.А. Буталов. Он занимался именно выплавкой. Между ними случился конфликт. Уже было название сплава кульчугалюминий, который вообще-то от немецкого не отличался. Потом в 1924-25 Буталов просто добавил туда никеля, чтобы состав отличался от немецкого патента. Этот никель ничего не улучшал, но и не ухудшал.
Т.к. вскорости Буталов из Кольчугино убыл, то еще не факт, что этот никель продолжали добавлять при производстве. Буталов занялся преподаванием и написал кучу учебников откуда этот никель и проник в позднейшую литературу. Кроме того, необходимо учесть, что Буталов из рабочих, а Музалевкий ХЗ кто и на те времена это было важно. Т.е. скорее всего реальный дюраль из Кольчугино мало отличался от немецкого по составу. поэтому и говорят знающие люди, что это по факту теперешний Д1.
Судьба Музалевкого интересна в свете этой ветки. В начале 20-х он непосредственно сотрудничал с АНТ и учеными из МВТУ еще в Кольчугине. Из Кольчугино в 1924 он уехал на завод Дукс работать металлургом, одновременно с переводом директора кольчугинского завода Немцова на должность директора Дукса. И там поставил цветную металлургию. Во времена конфликта конструкторов Дукса и ЦАГИ на самом деле принимались важнейшие решения. Дуксовцы считали, что сортамент должен производиться на авиазаводах. Дм. Палыч Григорович заявил, что потребуется не менее 2000 наименований. Ему возражал Туполев с цифрами, что на аэросани ему потребовались лишь 6 профилей, а на самолет будет нужно 16-20. Поэтому этот сортамент необходимо и правильно с государственной точки зрения производить не в Авиатресте, а на заводах Госцветметалла. В итоге, на производство дуксалюминия (было такое название, к вопросу о приоритетах, эти слова мало что значат в теперешнем понимании, этот дуксалюминий тот же Д1) поставили выходца из Госцветмета Музалевского, а само призводство довольно быстро изъяли у Дукса и выделили в отдельный завод. Музалевский, будучи организатором производства с большим опытом, сделал при Соввласти успешную карьеру, его помнят и под Москвой, и на Урале, он автор, например, прототипа сплава АМг6 и сплава Д6, из которого делали СБ. Репрессиям не подвергался.
По итогу, точка зрения АНТ и его сторонников из Главцветмета была именно государственной и заслуженно возобладала над местечковостью дуксовцев. И за Туполевым таких государственных поступков числится до хрена, а, например, за Поликарповым не очень много... К вопросу о том, кто более истории ценен и с какой стороны на это смотреть...
Отыскалась дома при перетаскивании библиотеки книжка из соседнего района моей малой родины
В.И. Ребров Наши корни. Очерки по истории Кольчугинского края
Там есть интереснейший раздел по истории кольчугалюминия с воспоминаниями непосредственных участников. Так вот - изначально никакой задачи по созданию своего сплава не ставилось. Ставилась задача воспроизвести немецкий. И это сложная задача, поскольку весь интерес был не в составе, его оказывается узнали еще в 1916-м, а в технологии выплавки слитков, старения и проката, которая была абсолютно секретна. Эту задачу решили. Главным образом силами быв. директора, а потом инженера на заводе, Ю.Г. Музалевского. Был еще инженер В.А. Буталов. Он занимался именно выплавкой. Между ними случился конфликт. Уже было название сплава кульчугалюминий, который вообще-то от немецкого не отличался. Потом в 1924-25 Буталов просто добавил туда никеля, чтобы состав отличался от немецкого патента. Этот никель ничего не улучшал, но и не ухудшал.
Т.к. вскорости Буталов из Кольчугино убыл, то еще не факт, что этот никель продолжали добавлять при производстве. Буталов занялся преподаванием и написал кучу учебников откуда этот никель и проник в позднейшую литературу. Кроме того, необходимо учесть, что Буталов из рабочих, а Музалевкий ХЗ кто и на те времена это было важно. Т.е. скорее всего реальный дюраль из Кольчугино мало отличался от немецкого по составу. поэтому и говорят знающие люди, что это по факту теперешний Д1.
Судьба Музалевкого интересна в свете этой ветки. В начале 20-х он непосредственно сотрудничал с АНТ и учеными из МВТУ еще в Кольчугине. Из Кольчугино в 1924 он уехал на завод Дукс работать металлургом, одновременно с переводом директора кольчугинского завода Немцова на должность директора Дукса. И там поставил цветную металлургию. Во времена конфликта конструкторов Дукса и ЦАГИ на самом деле принимались важнейшие решения. Дуксовцы считали, что сортамент должен производиться на авиазаводах. Дм. Палыч Григорович заявил, что потребуется не менее 2000 наименований. Ему возражал Туполев с цифрами, что на аэросани ему потребовались лишь 6 профилей, а на самолет будет нужно 16-20. Поэтому этот сортамент необходимо и правильно с государственной точки зрения производить не в Авиатресте, а на заводах Госцветметалла. В итоге, на производство дуксалюминия (было такое название, к вопросу о приоритетах, эти слова мало что значат в теперешнем понимании, этот дуксалюминий тот же Д1) поставили выходца из Госцветмета Музалевского, а само призводство довольно быстро изъяли у Дукса и выделили в отдельный завод. Музалевский, будучи организатором производства с большим опытом, сделал при Соввласти успешную карьеру, его помнят и под Москвой, и на Урале, он автор, например, прототипа сплава АМг6 и сплава Д6, из которого делали СБ. Репрессиям не подвергался.
По итогу, точка зрения АНТ и его сторонников из Главцветмета была именно государственной и заслуженно возобладала над местечковостью дуксовцев. И за Туполевым таких государственных поступков числится до хрена, а, например, за Поликарповым не очень много... К вопросу о том, кто более истории ценен и с какой стороны на это смотреть...