Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

 ↓ ВНИЗ

1..686970..8081

shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 13:03
525: Может и были и качка палубы и ветер, но на ролике их не видно. И ещё, ведь в-т нормально приземлился на 0.7. Зачем завис ? Зачем изобразил грубую посадку со смещением ? Похоже на умышленные действия. Что это ? Испытания ?
И просветите, пожалуйста, на отсутствие коррекции. Как там движки запускаются на малый газ, а потом выводятся на крейсерский режим и выше ? Как охлаждаются перед остановом? Спасибо.
kovs214
Старожил форума
16.01.2016 13:03
...страшное дело :((
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2016 13:33
Думаю, что смещения не было. Вертолет после грубого приземления "сыграл" на пневматиках, влево.
Не думаю, что это было специально сделано, иначе были бы тросы швартовки. Ведь
разрушающийся вертолет мог наделать дел на корабле.
Как мне видится, здесь - совпадение многих моментов отрицательно сказавшихся на
развитии ситуации:

По идее, эта проблема должна быть решена (земной резонанс), ещё на стадии
создания, тем более на военной технике. Скорей всего, была неравномерная
накачка !амортстоек и (или) пневматиков! что и послужило началом развития
резонанса при грубом приземлении, плюс, не исключено, что была попытка
пилота успокоить машину ручкой циклического шага. На 49-й секунде видна
раскачка верней точки колонки - что, как мне видится, говорит о её гибкости.

Вот и получается, что развитию процесса способствовала и большая высота
конструкции от шасси до верхних лопастей, особенно высокой, относительно
тонкой, и под воздействием веса несущей системы - гибкой "играющей" колонки.
Вот инерция от толчка вбок на пневматиках при приземлении, и "умножилась" за
счет "всех составляющих", что и привело уже к полному резонансу конструкции.
ИМХО.

Не знаю как на Камовских машинах, а на Милевских нужно было немедленно
сбросить шаг, установить РЦШ нейтрально и выключить двигатель(ли).
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 13:45
А на милевских одновременно сбросить шаг, ручку в нейтраль и вывод коррекции. Если колебания не затухают, тогда выключить дв-ли. Если вдруг дв-ли медленно снижают обороты, тогда выключить дв-ли с любого режима, хотя бы даже и пож. кранами.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2016 14:00
Кстати о толчке вбок: это, могла "сыграть" и корма корабля
в момент посадки вертолета. Как рассказывал один из опытнейших
вертолетчиков Камовской техники на форуме, "корма корабля "ходит"
вверх-вниз и вправо-влево, даже при относительно спокойном море".
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 14:16
А на 0.7 палуба не ходила, ветер без порывов и пневматики и амортстойки одинаково накачаны ?
На испытания не похоже, т.к. в-т был бы на привязи. Но отрыв после нормальной посадки объяснить трудно. Ну, если там нет коррекции, то значит движки чем-то другим переводятся на М.Г.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2016 14:32
shurik25753:
Саша, ты же знаешь, что мы всю жизнь "ездили" на наших вертушках на полуспущенных пневматиках. Для чего? Для перестраховки. Полностью накачанный пневматик, это ещё
тот мячик. Нам же отсюда, не видно, как они накачаны. И какое давление (одинаковое
или нет) в амортстойках тоже не знаем. Вертолет современный и проблема с "резонансом"
у него должна быть решена конструктивно. Если "смогли" вогнать в резонанс, значит
"была где-то, дырдочка". См. выше:)
525
Старожил форума
16.01.2016 14:53
2 shurik25753
И просветите, пожалуйста, на отсутствие коррекции. Как там движки запускаются на малый газ, а потом выводятся на крейсерский режим и выше ? Как охлаждаются перед остановом?

РУДы стоят на МГ. После запуска и прогрева, перемещают РУДы в положение "Автомат". После посадки РУДы на МГ, охлаждение и выключение.
Прим. у РУДов еще есть положение "отказ регулятора оборотов", также РУДы можно выводить выше положения "Автомат", но это при абнормальной работе автоматики.
фото http://s019.radikal.ru/i636/16 ...
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 16:35
Viktor49A: "Нам же отсюда, не видно, как они накачаны". Конечно отсюда не видно. Но видно, что на 0.7 они накачаны вполне нормально, а вот с 0.45 оказались перекачанными мячиками. Дело не в пневматиках, а в бездействии э-жа. В-т уже реально колотит, потом в-т уже прыгает с левых шасси на правые и никакой попытки на исправление ситуации. Может РУДы заело ? А может тяги оборвались ? трудно сказать, что именно там было ?
525: Очень благодарен ! И конкретно и + фото в придачу. Буду знать. А в верхнем положении у РУДов фиксации нет, я правильно понял ? Их там всё время придерживать надо или как ? Или такой режим только на несколько секунд ?
Damaley
Старожил форума
16.01.2016 17:09
По практике, земной резонанс на стоянке - бич вертолётов с лыжным шасси. На колёсах, он чаще всего возникает при неправильном выборе скорости руления по неровной поверхности. Особенно, если там ещё и амортизаторы перекачаны.
Раскачивающаяся, пусть даже незначительно, палуба корабля - как раз и есть идеальная имитация движения по неровной поверхности. Способов парирования не так уж и много: немедленный сброс шага и оборотов. Или резкий отрыв и взлёт, если на поршнях. Т.е., нужно "дать развод" частотам колебания втулки НВ, в плоскости вращения и частотам колебания остальной конструкции.
Мне показалось, что целью отрыва после первого приземления, было желание выровнять машину строго по центру (кругу) стоянки. Возможно, это условие правильной швартовки?
А после вторичного, действительно грубого, приземления и появления опасной раскачки, изменения оборотов НВ не заметил.
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 17:22
Вот и я не заметил ни сброса шага ни снижения оборотов. А в-т после первого благополучного приземления и выключения разве руками поставить по центру - никак ?
525
Старожил форума
16.01.2016 18:06
Положение РУДов в "автомате" на средних вырезах(фиксаторах). Выше "автомата", зубцы. Чтобы сдвинуть РУД слегка отклоняют внутрь и передвигают на нужное положение.
Изменение оборотов НВ при сбросе ОШ не увидите, они постоянные 90 +-2%, ну (87-98).
На МГ обороты НВ 50%.
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 20:48
525: Спасибо. Я понял. Чтобы сбросить обороты НВ. надо опустить шаг - облегчить лопасти и перевести РУДы вниз на МГ.
525
Старожил форума
16.01.2016 22:23
2 shurik25753
Правильно, но при переводе на МГ вырубаются генераторы, переход на питание от аккум. и соот-но выключается оборудование.
Hant
Старожил форума
16.01.2016 23:23
Damaley:
На колёсах, он чаще всего возникает при неправильном выборе скорости руления по неровной поверхности

Из того же источника, что и предыдущие две истори: при рулении вертолета, последний заехал на газон, после чего завалился на борт со всеми последствиями.
"Неровной поверхностью" оказался техник, решивший вздремнуть в травке на краю газона.


в ролике имеем схлестывание винтов. Хорошо еще, что не завалился на борт.
Резонанс лечили, как я уже говорил, распиловкой шпангоута.
Плюс рекомендации по быстрому прохождению определенного диапазона оборотов.
shurik25753
Старожил форума
16.01.2016 23:55
525: Ну да. Уже догадался. На них же ТВ-3 стоят. Тогда ещё вопросы:
1- Ведь АИшка какая-нибудь должна быть в таком случае? Иначе как запускаться, если выключился на точке ?
2- Вниз из пол. АВТОМАТ до М.Г. РУДЫ тоже по зубчатому сектору идут и фиксируются в любом
положении ?
Т.е. можно ли на в-тах без коррекции уменьшить расход топлива опустив РУДы, но увеличив шаг, снизить обороты винта до наивыгоднейших(как я мыслю это будет 88+/-1). Смысл вопроса: на Ми-8 при выводе коррекции и взятии шага устанавливали наивыгоднейшие обороты НВ = 93/-1, при этом была экономия топлива примерно 100-130 литров/час.
Заранее благодарю.
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 07:28
shurik25753:

Viktor49A: "Нам же отсюда, не видно, как они накачаны". Конечно отсюда не видно. Но видно, что на 0.7 они накачаны вполне нормально, а вот с 0.45 оказались перекачанными мячиками. Дело не в пневматиках, а в бездействии э-жа. В-т уже реально колотит, потом в-т уже прыгает с левых шасси на правые и никакой попытки на исправление ситуации. Может РУДы заело ? А может тяги оборвались ? трудно сказать, что именно там было ?


Вот именно, Саша: трудно сказать, что там, В кабине было.
Ведь наверно пилот там один, бортмеханика нет за спиной.
Может быть опыта ещё маловато, хотя испытатели, у которых
разрушался вертолет при зр писали, что настолько ситуация
скоротечна, что даже они, готовые ко всему, не всегда
справляются.


Мне думается, что если бы у командира была "школа поршневой
техники", то он моментом бы бросил шаг в пол, и дернул движки,
как нас всех учили, при непонятном поведении вертушки.
"По лапкам и на авторотацию" - ходило такое выражение. То есть
выключи магнето и, шаг в пол.
Я знаю несколько человек, которые спасли и вертолет и себя
находясь в воздухе, благодаря этому "способу".
Hant
Старожил форума
17.01.2016 12:12
Viktor49A:
он моментом бы бросил шаг в пол, и дернул движки,
как нас всех учили, при непонятном поведении вертушки.


думаю, вариант с нагрузкой лопастей помог бы не хуже. Главное - уйти с резонансных оборотов. Но, как было сказано
- ситуация скоротечна
- неизвестно, что было в кабине
Вполне возможно, экипаж при первой попытке отследил тенденцию к резонансу, добавили оборотов и во второй раз решили пройти резонанс на "авось".
525
Старожил форума
17.01.2016 12:58
2 shurik25753
1. ВСУ АИ-9.
2. Вниз от "Автомата" вроде тоже зубцы (не помню).
Но использовали только "А", "отказ РО" и "МГ".
По невероятным случаям:
Помощь при запуске двигателей(мотивация слабые аккум.). Нижнюю лопасть выставляли по полету, на фале петля накидывалась на нее. Запускали АИ. По команде "Крути", помощник тяня фалу начинал раскручивать НВ, а мы запускали движок. Окуевший, но счастливый помощник отбегал с фалой в сторону и гордо любовался дальнейшим процессом.
Экономия. Был один озабоченный экономией топлива. Идеи-лететь с постоянным снижением или один двиг. в полете выводить на МГ или вообще выключать. Реализация с одним двиг. один раз состоялась. По окончании полета, экипаж сказал-в следующий раз полетишь один.
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 13:05
Hant:

Viktor49A:
он моментом бы бросил шаг в пол, и дернул движки,
как нас всех учили, при непонятном поведении вертушки.


думаю, вариант с нагрузкой лопастей помог бы не хуже.


Впервые слышу, о взятии шага вверх в подобном случае. Надо
посмотреть книгу Н.П. Бездетнова, что у него есть на эту
тему.


Hant:
Главное - уйти с резонансных оборотов.


Главное - отключить "генератор" "помогающий" резонансу
конструкции - двигатель!!!
Damaley
Старожил форума
17.01.2016 13:30
Hant:

Viktor49A:
он моментом бы бросил шаг в пол, и дернул движки,
как нас всех учили, при непонятном поведении вертушки.


думаю, вариант с нагрузкой лопастей помог бы не хуже. Главное - уйти с резонансных оборотов.


Вариант со сбросом шага, всё же предпочтительнее, если не предполагается экстренного взлёта, что на ГТД затруднительно по известным всем причинам.
При увеличении шага, возрастает нагрузка на демпферы вертикальных шарниров ЛНВ, которые и так уже не справляются с гашением колебаний.
Не знаю, как на соосных, но на вертолётах одновинтовой схемы, есть две наиболее опасные зоны возникновения ЗР:
1 - обороты ротора НВ на максимале.
2 - Обороты = 0, 3 (прибл.) максимала.
Вот их и надо "проскочить" как можно быстрее, когда вертолёт на земле.
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 13:50
Damaley:

Hant:

Viktor49A:
он моментом бы бросил шаг в пол, и дернул движки,
как нас всех учили, при непонятном поведении вертушки.


думаю, вариант с нагрузкой лопастей помог бы не хуже. Главное - уйти с резонансных оборотов.


Вариант со сбросом шага, всё же предпочтительнее, если не предполагается экстренного взлёта, что на ГТД затруднительно по известным всем причинам.
При увеличении шага, возрастает нагрузка на демпферы вертикальных шарниров ЛНВ, которые и так уже не справляются с гашением колебаний.
Не знаю, как на соосных, но на вертолётах одновинтовой схемы, есть две наиболее опасные зоны возникновения ЗР:
1 - обороты ротора НВ на максимале.
2 - Обороты = 0, 3 (прибл.) максимала.
Вот их и надо "проскочить" как можно быстрее, когда вертолёт на земле.


К сожалению, как показали испытания, "проскочить" никому не удавалось.
Я имею в виду испытателей.

Ведь как только от первого толчка, (или раскачки, за счет разного давления в амортстойках и(или) пневматиках) - центр масс несущей системы(втулки с лопастями) выйдет за пределы оси вращения, возникает центробежная сила, воздействующая на
рычаг - высота конструкции от шасси до верхней точки несущей системы. И сила эта подпитывается двигателем, прикладывая оную от главного вала редуктора нв, к
лопастям.
А сила помноженная на рычаг, есть момент, со скоростью роста которого, реакции человека не совладать:)
Hant
Старожил форума
17.01.2016 14:30
нарыл по теме http://www.rulit.me/books/vert ...
shurik25753
Старожил форума
17.01.2016 15:28
525: Спасибо за чёткие ответы.
Damaley
Старожил форума
17.01.2016 15:30
Viktor49A:

...Ведь как только от первого толчка, (или раскачки, за счет разного давления в амортстойках и(или) пневматиках) - центр масс несущей системы(втулки с лопастями) выйдет за пределы оси вращения, возникает центробежная сила...


Я бы ещё добавил, что ещё более серьёзную угрозу, чем разное давление, представляют избыточное давление в амортизаторах и слишком малое давление в пневматиках.
В первом случае, вставшая колом амортстойка теряет способность к сжатию и гашению колебаний, во втором - слишком мягкие колёса склонны к чрезмерному смещению вправо-влево, что снижает эффективность даже нормально накачанных амортизаторов.
Не раз, с карандашом в руке, доказывал разным товарищам, утверждавшим, что низкое давление в пневматиках - панацея от ЗР.
Пониженное давление обеспечивает лучшее сцепление шин с поверхностью при рулении по заледеневшей или утрамбованной снегом скользкой рулёжке. Всё. На этом все его плюсы заканчиваются.
Во всех остальных случаях, давление должно быть расчётным и его недостаток можно объяснить только нерадивостью техников.
Выше уже подчёркивалось, что для колёсных шасси опасным моментом является руление по неровной поверхности. Так вот, полуспущенные пневматики, даже на ровной поверхности, из-за чрезмерных боковых уводов создают похожие с неровной рулёжкой условия.
Степаныч, Вы, я думаю, должны помнить, как эти боковые уводы ощущались "пятой точкой")))
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 16:25
Damaley:
Беслан, разве я что-то против сказал о Правильной настройке-накачке амортстоек и пневматиков?:))
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 16:41
Только я думаю, братцы, что кроме амортстоек и пневматиков,
что-то ещё должно быть, противорезонансное, на этих особенных
вертушках, где несущие винты вращаются друг-другу навстречу.
Cap from Western Canada
Старожил форума
17.01.2016 17:24
Hant
Старожил форума
17.01.2016 17:54
Viktor49A:

Только я думаю, братцы, что кроме амортстоек и пневматиков,
что-то ещё должно быть, противорезонансное, на этих особенных
вертушках, где несущие винты вращаются друг-другу навстречу.

"что-то еще" описано в ссылке выше. Про пневматики и амортизаторы там ни слова, ибо схлестывание происходило, в том числе, и в воздухе.
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2016 18:07
Hant:

Viktor49A:

Только я думаю, братцы, что кроме амортстоек и пневматиков,
что-то ещё должно быть, противорезонансное, на этих особенных
вертушках, где несущие винты вращаются друг-другу навстречу.

"что-то еще" описано в ссылке выше. Про пневматики и амортизаторы там ни слова, ибо схлестывание происходило, в том числе, и в воздухе.



При чем здесь схлестывание лопастей, если мы говорим о "Земном
резонансе"?
Cap from Western Canada
Старожил форума
17.01.2016 18:51
Пару раз приходилось "почуствовать" начало земного резонанса на полозковом шасси.
И обе ситуации были на Северо-Западных Территориях, при посадке на "скалы"
(каменистую неровную поверхность). В одном случае сразу же ушел вверх, на висение, осмыслил происходящее, подобрал рядышком два других больших валуна для каждой стойки, и благополучно "устаканился" и выключился ("Заказчика" надо было ждать более часа..) Кстати было это на АS-350, Еврокоптере, в 2001 году..
После прилета на базу, попросил инженера поменять "пружины" на задних
пятках полозкового шасси, и более никаких вопросов с агрегатом не возникало..

Второй раз был на Bell-205, начало мотать не по-детски, после приземления на "валунах",
примерно через 5-6 секунд после посадки и фиксации места стоянки, только начал коррекцию выводить, успел сориентироваться, обратно на "полетный малый газ" и практически сразу плавное отделение от поверхности, благо что вертолет был не очень груженый и мощности было достаточно для быстрого маневра..
"Пересел" метров на 50 в сторону, все нормально.. Но все же "полазил" очень внимательно по несущей системе и местам крепления редукторов и двигателя, шасси.. после выключения. Провел "ну очень тщательную инспекцию" все в норме, только два вкладыша на шасси сдвинулись миллиметров на 5..
По возвращению на площадку базирования, описал ситуацию инженеру, и попросил его сделать максимально возможную в полевых условиях "инженерную проверку"
потому как колотило нас секунды 2-3 ну очень даже прилично...
Через 3 часа инженер доложил: " Все в норме, вкладыши подправлены на место, можно продолжать полеты без ограничений.."
Cap from Western Canada
Старожил форума
17.01.2016 18:55
А на видео Еврокоптера, разваливающегося после посадки, по докладу пилота, сильная вибрация началась еще до приземления.
Hant
Старожил форума
17.01.2016 19:33
Viktor49A:

Hant:

Viktor49A:

Только я думаю, братцы, что кроме амортстоек и пневматиков,
что-то ещё должно быть, противорезонансное, на этих особенных
вертушках, где несущие винты вращаются друг-другу навстречу.

"что-то еще" описано в ссылке выше. Про пневматики и амортизаторы там ни слова, ибо схлестывание происходило, в том числе, и в воздухе.



При чем здесь схлестывание лопастей, если мы говорим о "Земном
резонансе"?

при том, что т.н. "земной резонанс" с землей связан связан только лишь потому, что подобные происшествия чаще происходили уже на земле, что обуславливалось благоприятными для резонанса режимами именно при посадке/взлете. Контакт с землей - вовсе не причина резонанса.
Именно схлестывание - потому, что разговор начался с Камовских машин.
Damaley
Старожил форума
17.01.2016 20:31

Hant
...Именно схлестывание - потому, что разговор начался с Камовских машин...


Да нет, уважаемый. В обсуждаемом ролике, схлёстывание является не причиной, а следствием земного резонанса. Причём, развился он именно после контакта с землёй. 0-47 сек. - грубая посадка и сразу же начинается ярко выраженная поперечная раскачка. Начало активной фазы разрушения - 0-55 сек. и только после этого стали видны хоть какие-то фрагменты обломков. Если бы схлёстывание произошло раньше, т.е. в воздухе или в момент касания, обломки были бы видны сразу.
Hant
Старожил форума
17.01.2016 21:25
Damaley, я не говорил, что схлестывание произошло раньше )
Резонанс, как известно - явление резкого увеличения амплитуды колебаний при собственных совпадении частот (гармоник) и фаз с таковыми - внешнего воздействия.
Исходя из термина, частота колебаний вертолета совпадает с частотой колебаний Земли? )
Та же хрень возникала в полете, на скоростях около 50 км/ч.
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 06:51
Hant:

Damaley, я не говорил, что схлестывание произошло раньше )

Резонанс, как известно - явление резкого увеличения амплитуды колебаний при собственных совпадении частот (гармоник) и фаз с таковыми - внешнего воздействия.


Если это - "как известно", не могли бы Вы привести источник и расшифровать вышенаписанное, особенно "гармоники"?:))


Исходя из термина, частота колебаний вертолета совпадает с частотой колебаний
Земли?



Конечно нет. Этот термин, наверняка появился на заре развития одновинтовой вертолетной авиации, когда при посадках или на взлете с земли, вертолет вдруг
входил в колебания и разрушался.



Вот тут, как мне видится, более-менее внятные комментарии по этому поводу,
втч и про амортстойки и пневматики:))

http://studopedia.su/13_36506_ ...

(С)
“Земной резонанс” это совпадение частот колебаний НВ
с частотой собственных колебаний вертолёта, находящегося
на земле, когда амортизаторы частично разжаты и энергия
колебаний не может рассеиваться через амортизаторы. Эти
колебания относятся к самовозбуждающимся, они происходят
только в поперечной плоскости. Появился «земной резонанс»
вследствие внедрения в конструкцию НВ вертикальных шарниров.




Вот выражение ..."Появился «земной резонанс» вследствие внедрения в
конструкцию НВ вертикальных шарниров" - наталкивает на мысль, что
введение вертикальных шарниров привело к тому, что при отдельных
условиях, углы между соседними лопастями становятся неравными,
что и вынуждает всю несущую систему отклоняться от оси вращения.
Как только эта раскачка заставит весь вертолет колебаться и позволит
достичь совпадения, ВСЯ КОНСТРУКЦИЯ войдёт в резонанс.

Надо будет покопаться поглубже в этом интересном вопросе.
Думаю, мы все по своему правы, просто "ходим рядом":))
Если уж Михаил Степанович Яцунович, "бочком обошел" этот вопрос не
вдаваясь в подробности, то нам надо, если интересно конечно", вникнуть
самим, углУбленно - как говорил другой Михаил С.

Можно пригласить к нам, одного из конструкторов фирмы Камов, который
иногда бывает на форуме, чтобы он расставил точки над i


Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 08:22
Вот что есть кратенько на "эту тему", у моего виртуального знакомого.

Юрий Савинский, Ведущий конструктор фирмы Камов, книга "Мир вертолета".

(С)
На 19 сентября 1968 года был запланирован первый выход в Средиземное море
вертолетоносца «Москва» с 14-ю вертолетами Ка-25 на борту. Где-то за полгода
до намеченного срока в результате возникновения земного резонанса разрушились
два Ка-25, проходящих службы в авиации флота.
Эксплуатацию машин остановили.
Вырваться из коварных объятий автоколебательной неустойчивости оказалось очень не просто.
Эрлих развернул чуть ли не круглосуточную работу сразу по нескольким направлениям. Усиливали фюзеляж. Делали более жестким шасси. Меняли его кинематику. Снабдили амортизационные стойки двумя последовательными демпфирующими камерами. Бесконечно варьировали параметрами камер и жиклеров. Эрлих лично присутствует при всех испытаниях. Когда опыт оказывается особенно опасным, он берет бумажку, и пишет на коленке: «N.N. — 100 р.». Высший пилотаж руководителя — он смог добиться, что указанные им суммы бухгалтерия выплачивала «без шума и пыли».

Окончательно устранить земной резонанс удалось посредством установки в вертикальные шарниры подшипника-демпфера на основе металлофторопластового материала.


Значит, все-таки догадка оказалась верна. "Противорезонансная фишка" в несущей системе есть. Плюс, стойки-пневматики, посадка в один приём - без мандражирования, когда колеса (полозья) уже касаются земли. И, т.д.

Интересно, в представленном ролике, что же всё-таки произошло? Человек ввел машину
в резонанс, или у машины где-то произошел сбой? Никто нам, на этот вопрос, не ответит....
Damalei
Старожил форума
18.01.2016 12:00
Viktor49A:
...Окончательно устранить земной резонанс удалось посредством установки в вертикальные шарниры подшипника-демпфера на основе металлофторопластового материала.


Значит, все-таки догадка оказалась верна. "Противорезонансная фишка" в несущей системе есть...


Ну понятно, что мне до авторитета Ю. Савинского далековато;-)), но вчера ( 17/01/2016 [13:50:33]), я писал как раз об этом, т.е, о вертикальных шарнирах и демпферах))).
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 12:20
Damalei:
Ну прости меня, Беслан:)
Я видно зациклился на "проскочить",
а основное и не увидел.
shurik25753
Старожил форума
18.01.2016 13:05
Viktor49A: Похоже, что ты не включился полностью. Ещё Ващенко учил, - источник резонанса - несимметричное положение лопастей, а чтобы лопасти не сильно отклонялись ставят демпферы ВШ и + равномерная закачка амортстоек и пневматиков. Не верю, что ты этого не знал или забыл. Не верю.
Damalei
Старожил форума
18.01.2016 13:51
Viktor49A:
...Интересно, в представленном ролике, что же всё-таки произошло? Человек ввел машину
в резонанс, или у машины где-то произошел сбой?


Думаю, командиру не хватило профессионализма некоторых, в том числе и присутствующих здесь товарищей.
Мы как-то оставили без внимания случаи с Канадским Капитаном, где он дважды предотвратил разрушение вертолёта. А ведь здесь была описана классика парирования ЗР!

1. "... В одном случае сразу же ушел вверх, на висение, осмыслил происходящее, подобрал рядышком два других больших валуна для каждой стойки..."

Человек, в самом зародыше, *опомером, распознал опасность и молниеносно принял единственно правильное решение! Благо ни обороты, ни шаг сбросить ещё не успел и драгоценные секунды не были съедены приёмистостью двигателя.

2. "...примерно через 5-6 секунд после посадки и фиксации места стоянки, только начал коррекцию выводить, успел сориентироваться, обратно на "полетный малый газ" и практически сразу плавное отделение от поверхности, благо что вертолет был не очень груженый и мощности было достаточно для быстрого маневра.."

Здесь были возможен и вариант со сбросом шага и оборотов, но важно, что Капитан начал действовать НЕМЕДЛЯ и "развёл"-таки частоты колебаний втулки НВ и остальной конструкции.
Вот оно - высшее мастерство пилота - в ежесекундной готовности распознать опасность и молниеносно найти и исполнить правильное решение!
Снимаю шляпу, Капитан!
Nik K 47147
Старожил форума
18.01.2016 15:08
Разработчики и производители вертолётов с двухлопастным НВ утверждают, что:
"Отсутствие вертикальных шарниров (ВШ) в двухлопастном НВ обеспечивает еще одно серьезное преимущество такого винта – отсутствие проблем с земным резонансом."
Про вертикальные шарниры, так же, выше писал Уважаемый Viktor49A, см. ссылку им предлагаемую.
Однако практика, оказывается, преподносит другое:
Cap from Western Canada:
"Второй раз был на Bell-205, начало мотать не по-детски, после приземления на "валунах"
17/01/2016 [18:51:55]

Bell-205 - двухлопастная машина и НВ соответственно имеет только ГШ.
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 15:38
Прошу прощения за отсутствие в беседе.
Был у зубного "Эскулапа":)

shurik25753:
"Источник" на вертолёте - двигатель, Саша. Всё остальное,
приводящееся им в движение - "следствие" и дальше по тексту:
неравные углы между лопастями, пневматики, амортстойки,
вертолет во взвешенном состоянии у земли, и т.д.
Мне и в голову не пришло, что на практически современном, военном
вертолете могло что-то пойти не так, с его чувствительностью
к зр. И здесь, "увидел-вспомнил" высокую колонку, которая может
"играть" гораздо активней, чем несущая система одновинтового
вертолета.Это меня и сбило с толку:)
Ведь я не помню за всю работу, хоть одной информации о разваленном
от зр вертолете Ми-2, Ми-8, а у них тоже есть ВШ....
И что-то не припоминаю случай с зр на МИ-4, хотя, может-быть меня и
поправят.
На Ми-1 было несколько случаев, втч и у нас.

Damalei:
Да, Cap-у удалось то, что редко кому удавалось, как пишут испытатели.
А вот как объяснить, что произошло у него на двухлопастном вертолете,
как верно подметил уважаемый Nik K 47147, если там - двухлопастной винт?

И ещё: Интересно, что трактует РЛЭ иномарок, на этот счет? Раз Кэп решил
таки оторваться, значит такое не запрещено документами.

Nik K 47147:
Спасибо, за подмеченный нюанс! Я не в курсе особенностей иномарок.
shurik25753
Старожил форума
18.01.2016 15:59
Спецом сбегал в магаз. Faza, заходи, накупил попкорна и пару ящиков пиииива.
Damalei
Старожил форума
18.01.2016 18:08
Viktor49A:
...А вот как объяснить, что произошло у него на двухлопастном вертолете,
как верно подметил уважаемый Nik K 47147, если там - двухлопастной винт?..


Ничего необъяснимого не вижу. Отсутствие в/шарниров не означает автоматическую невозможность сведения иных факторов, способствующих ЗР.
Nik K 47147 упомянул приведённую Вами ссылку. Но уже 4-е предложение этой ссылки звучит именно так:

"При определённых условиях, при нахождении вертолёта на земле в взвешенном состоянии, «земной резонанс» может возникнуть и на вертолёте с полозковым шасси".

А эти "определённые условия", как раз и озвучил Кэп: "...начало мотать не по-детски, после приземления на "валунах..." А теперь представьте, что один валун, повыше остальных, попал под правую лыжу, чуть-чуть впереди ЦТ вертолёта, второй - под левую, но уже чуть сзади центра тяжести. Что получаем? Правильно). Подобие стола, с ножками разной длины. Или стоящего на неровном полу.
А если к этому столу жёстко прикреплён ещё вентилятор, не слабо вращающийся и имеющий собственную частоту колебаний, то совершенно очевидно, что колебания вентилятора очень скоро совпадут с колебаниями стола и горе тому, кто не сумеет выскочить из комнаты, или не успеет выдернуть вилку вентилятора ))).


Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 18:45
Damalei:
Вполне возможно, Беслан:)

Я с большим уважением отношусь
к пилотам летающим на "санках"
вместо колесного шасси:))

Хорошо бы ещё послушать Кэпа,
насчет теории, практики и что
рекомендуют доки, иномарок, об
этом случае.
Hant
Старожил форума
18.01.2016 20:04
Viktor49A:

Hant:

Damaley, я не говорил, что схлестывание произошло раньше )

Резонанс, как известно - явление резкого увеличения амплитуды колебаний при собственных совпадении частот (гармоник) и фаз с таковыми - внешнего воздействия.


Если это - "как известно", не могли бы Вы привести источник и расшифровать вышенаписанное, особенно "гармоники"?:))


Исходя из термина, частота колебаний вертолета совпадает с частотой колебаний
Земли?



Конечно нет. Этот термин, наверняка появился на заре развития одновинтовой вертолетной авиации, когда при посадках или на взлете с земли, вертолет вдруг
входил в колебания и разрушался.



Вот тут, как мне видится, более-менее внятные комментарии по этому поводу,
втч и про амортстойки и пневматики:))

http://studopedia.su/13_36506_ ...

(С)
“Земной резонанс” это совпадение частот колебаний НВ
с частотой собственных колебаний вертолёта, находящегося
на земле, когда амортизаторы частично разжаты и энергия
колебаний не может рассеиваться через амортизаторы. Эти
колебания относятся к самовозбуждающимся, они происходят
только в поперечной плоскости. Появился «земной резонанс»
вследствие внедрения в конструкцию НВ вертикальных шарниров.




Вот выражение ..."Появился «земной резонанс» вследствие внедрения в
конструкцию НВ вертикальных шарниров" - наталкивает на мысль, что
введение вертикальных шарниров привело к тому, что при отдельных
условиях, углы между соседними лопастями становятся неравными,
что и вынуждает всю несущую систему отклоняться от оси вращения.
Как только эта раскачка заставит весь вертолет колебаться и позволит
достичь совпадения, ВСЯ КОНСТРУКЦИЯ войдёт в резонанс.

Надо будет покопаться поглубже в этом интересном вопросе.
Думаю, мы все по своему правы, просто "ходим рядом":))
Если уж Михаил Степанович Яцунович, "бочком обошел" этот вопрос не
вдаваясь в подробности, то нам надо, если интересно конечно", вникнуть
самим, углУбленно - как говорил другой Михаил С.

Можно пригласить к нам, одного из конструкторов фирмы Камов, который
иногда бывает на форуме, чтобы он расставил точки над i

гармоники - колебания, кратные основной частоте. Могут устроить с ней резонанс.
Источник - курс элементарной физики )
Виктор, таки жаль, что Вы не удосужились изучить ссылку. Она как раз из Камовской конторы )
Ми-4 - ой, нет. Изначально это был очень "больной" вертолет, на доводку которого потратили минимум, пять лет. Первоначально у него были деревянные лопасти с ресурсом порядка 300 часов. Зато на нем постепенно отработали конструкцию цельнометаллических - сначала заменили составной лонжерон цельным, и т.д. И еще кучу новшеств - отстрел лопастей, автопилот и протча. И уйма модификаций. Вертолет - легенда.
Hant
Старожил форума
18.01.2016 20:07
да, и еще: если не ошибаюсь, у Ми-4 РЛЭ рекомендует определенные обороты проходить быстро.
По-моему, они даж обозначены красным сектором.
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2016 20:22
Hant:
Да прочитал я Вашу ссылку.
Что Ми-4 вертолет-легенда,
знаю не понаслышке.
Viktor49A
Старожил форума
19.01.2016 15:20
Всякие чудеса видел, но такое впервые вижу. Одно дело сесть на вертушке,
на палубу танкера, другое - на самолетике! Да ещё и взлететь, с палубы:))

https://www.youtube.com/watch? ...
1..686970..8081

← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru