kovs214:
Вот информация. Мы тогда все напряженно ждали известий о
пропавшем самолете, мгновенно разлетевшейся по управлению.
Жалко мальчишку, второго пилота: был бы тепло одет, выжил бы.
А он в туфельках полетел....
У нас просто санчасть не пропускала если обут не по погоде...
По крайней мере гундели.
kovs214
Старожил форума
04.09.2015 18:19
Viktor49A.
По этому маршруту я летал, но вторым пилотом. Если не ошибаюсь, там было два таких маршрута, почтовых, они "колёсами" назывались. С ведением ориентировки, там было дело швах, там при хорошей-то погоде, особенно зимой, после свежего снега тяжело было аулы искать...Жуткая катастрофа((. Что-то вспомнил. При определённой отрицательной температуре, у нас санчасть не пропускала без унтов, но молодые были, бестолковые, кто-то приходил в унтах, перед санчастью "занимали" унты, переобувались и проходили санчасть, потом одевали свою обувь и в небеса...
Viktor49A
Старожил форума
04.09.2015 18:24
kovs214:
НДМ:
И у нас санчасть не пропускала без унтов, но с базы и мы "дурили санчасть",
а на точках в балке лежала пара унтов и ползунки, на всякий случай.
Читаю эту информацию вновь, и понимаю, что мальчик имел возможность
согреваться, т.к. были "кипы газет". Газетная бумага замечательно
держит тепло, если ею обматывать тело или ноги, но только по-листово,
каждую газету по отдельности, хоть в двадцать слоёв. Знаю по своему
опыту работы в геофизической партии, после школы в переходный период.
Плюс, он мог бы снять аккумулятор если к нему доступ был, или в салоне
разбить лампочку, чтобы нить накала осталась целой и ею или изготовленной
из контровки спиралькой - замкнуть в подходящем месте 24 вольта, чтобы
поджечь что-нибудь для согревания.
Можно было набрать бензина или масла, и сделать плошку с фитилем
из подручных средств, чтобы периодически греться. Парень был видно в
шоке и выбит из колеи, происшедшим. А Ильясов нашел в себе силы
переломанным спуститься с гор и выйти на дорогу. Разные люди - разные
характеры, разные судьбы.
kovs214
Старожил форума
04.09.2015 18:34
Viktor49A.
Виктор, там можно даже было оторвать перкаль с крыльев, и с газетами соорудить себе бахилы...Видимо, да шок, стресс, да и пишут "травмы средне тяжести"...Сложно всё это ((
Viktor49A
Старожил форума
04.09.2015 18:39
kovs214:
Да, всё непросто конечно:((
kovs214
Старожил форума
30.12.2015 08:43
Всех "экстрималов" с Наступающим Новым Годом! :)
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 08:54
kovs214:
Присоединяюсь к твоим словам, Олег!
С Наступающим НГ всех! Пусть в вашей
жизни будет как можно меньше экстремальных
случаев! А если и будут, то пусть закончатся
благополучно:))
Viktor49A.
Виктор, хотя мы с тобой от настоящего экстрима уже удалены, но я поддерживаю тебя, и твои пожелания: пусть их будет меньше :)
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 09:56
kovs214:
Хотелось бы, конечно, Олег, чтобы наши с тобой
пожелания претворились в жизнь, но, похоже
стремительная жизнь вносит свои коррективы,
заставляя тех, кто ещё вынужден участвовать
в ней активно, принимать её правила...
Но, надеюсь, Всевышний услышит наши с тобой
слова, и кивнет, г-же Удаче и её сестре -
Судьбе-Матушке, благосклонно:)
kovs214
Старожил форума
30.12.2015 10:05
Viktor49A:
Хотелось бы, конечно, Олег, чтобы наши с тобой
пожелания претворились в жизнь, но, похоже
стремительная жизнь вносит свои коррективы,
заставляя тех, кто ещё вынужден участвовать
в ней активно, принимать её правила...
Виктор, согласен! Если ещё живёшь активно в этой
жизни, то без принятия новых правил жизни госпожа
Удачи может и отвернутся, в лучшем случае встанет
боком :))
Но, надеюсь, Всевышний услышит наши с тобой
слова, и кивнет, г-же Удаче и её сестре -
Судьбе-Матушке, благосклонно:)
Да, Виктор, сейчас, в основном, на Всевышнего,
и его кивок, и немного на себя.
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 10:11
kovs214:
Ну, мы же, тоже, ещё же, ого-го:))
kovs214
Старожил форума
30.12.2015 10:19
Viktor49A.
))) эт, да! :)) Закалка-то, ещё та, не в авиа-теплицах росли, прошли огонь, воду и медные трубы - осталось только додудеть :)))
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 10:30
kovs214:
Вот и дудим:))
Неистощимыми запасами.... природного газа:))
kovs214
Старожил форума
30.12.2015 10:37
Viktor49A. :)) Может свежий народ подтянется, что-нибудь расскажет, каникулы-то длинные впереди ;)
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 10:45
kovs214:
Может свежий народ подтянется, что-нибудь расскажет,
каникулы-то длинные впереди ;)
Хотелось бы:))
Пока из новых рассказчиков никого нет, размещу ссылку
на статью о человеке, имеющем к авиации, втч авиации
СССР непосредственное отношение.
Гениальнейший человек, малоизвестный нам. Историю
прислал, мой виртуальный товарищ и коллега, Леонид.
Viktor49A.
Я Чутко читал, правда давненько. Бартини интереснейший человек был, может не в то место, и не в то время попал ((.
TU5M
Старожил форума
30.12.2015 11:10
Всем мэтрам "ручного пилотирования" и мастерам выживания в снежном вихре привет и наилучшие пожелания в новом году.
Здоровья, терпения и добра !
Всем, кто в кабине - равенства количества взлетов и посадок !
С любовью и уважением,
Искренне Ваш.
Viktor49A
Старожил форума
30.12.2015 11:41
kovs214:
Viktor49A.
Бартини интереснейший человек был, может не в то место,
и не в то время попал ((.
Во-во. Меня такие же мысли посетили....
В который раз не могу понять "благодарное" правительство
и систему, загонявших людей в "шарашки" и лагеря, заставляя
пахать. А потом, ещё и к стенке ставить... в "знак
признательности".
Ну да, ладно, не будем о грустном.
Поддерживаю пожелания TU5M. Добавлю только, что Праздник
распространяется и на тех, кто после ручного пилотирования,
пересаживался на корабли с автопилотами и....
конечно с хорошенькими стюардессами:))
SVIK
Старожил форума
30.12.2015 23:53
Господа! Товарищи! С наступающим! Доброго Вам здоровья, мира и долголетия...
Поддержите ветку, если можно! Расскажите еще про себя, что можете. Читаю с упоением, а поддержать разговор нечем. Не летал, и экстрима в полетах не терпел... А читать интересно все (кроме ругани бестолковой от форумных троллей).
SVIK
Старожил форума
30.12.2015 23:53
Господа! Товарищи! С наступающим! Доброго Вам здоровья, мира и долголетия...
Поддержите ветку, если можно! Расскажите еще про себя, что можете. Читаю с упоением, а поддержать разговор нечем. Не летал, и экстрима в полетах не терпел... А читать интересно все (кроме ругани бестолковой от форумных троллей).
AAlfim
Старожил форума
30.12.2015 23:59
Про Бартини я читал в журнале "Изобретатель и рационализатор" в школьные времена (конец 70-х по начало 80-х). Секретничания особого не помню. Его детищем был никак не единичный дальний бомбардировщик Ер-2, выросший из предыдущих "Сталь-5" и "Сталь-7".
А что малоизвестный... Много известно о людях, составлявших команды Генеральных конструкторов? Ну не в одиночку же генеральные разрабатывали свои самолёты?
Пожалуй, только у Туполевцев более-менее известны люди, бывшие в ближайшем окружении.
Человек был действительно интересный. Предтеча многих новшеств.
dgon
Старожил форума
31.12.2015 17:50
Уважаемые ветковцы! С Новым и Наступающим Годом ! У кого-то уже наступил и люди уже счастливы , а у кого-то только подкрадывается и его ждут с нетерпением в предвкушении .
Всем здоровья и долголетия .
Надеюсь на развитие ветки , а то как-то приуныли .Ну после чарки второй что-то и вспомните.
Всем удачи!
Cap from Western Canada
Старожил форума
31.12.2015 23:33
Продолжим поднимать наиболее интересную (на мой взгляд) веточку форума ..
Если позволите, небольшой опус из моей "второй летной жизни" в западном полушарии.
Около 15 лет назад в Декабре, попросили выполнить полет на Канадскую Береговую Охрану.
Приходилось летать на них и до этого случая, но в основном весной (когда завозили плавсостав на корабли в начале навигации) и осенью, когда отработав 5-6 месяцев на кораблях "Вилфрид Лаури", "Думит", "Иколу" “ Вектор, ” Тану”, “Рэйд”., истосковавшиеся по семьям моряки брали "на абордаж" мой вертолет, после посадки на верхней палубе.
Это выглядело почти также, как процесс перевахтовки в Тюменской области, в штормовые семидесятые, когда вахтовики сметали друг друга на пути к заветной стремянке МИ-8, и основным принципом было: "Кто не успел, тот опoздал!", а список пассажиров оформлялся уже в воздухе, на коленке. Но собственно история не об этом.
Когда мне позвонили и попросили отработать 2-3 дня на Береговую Охрану в Декабре, естественно задал вопрос, а что делать то надо? Зима же вовсю и полярная ночь уже.. и где то судно зимует?
Тут необходимо объяснить, что по окончании навигации, они частенько "вмораживали" корабли в тихих гаванях на островах Северно Ледовитого ( как его здесь называют Арктического Океана), а по весне/лету продолжали следущую навигацию.
Когда такое происходило, то на корабле оставалась включенной лишь система безопасности и минимального резервирования, которая продолжала посылать на землю сигналы о том что все в порядке и посторонних вторжений не замечено.
Cap from Western Canada
Старожил форума
31.12.2015 23:36
Но не всегда все проходило на зимовках гладко, вот и в том декабре, перестали поступать сигналы с одного из кораблей, и надо было лететь туда с двумя специалистами, которые тащили с собой еще 4 корабельных аккумулятора, тяжеленные, примерно 80 кг каждый.
Первый мой вопрос был, а где ледокол, и сколько до ближайшей заправки? Ответ был в стиле здешнего авиационного жанра.
“Вот координаты, до ближайшего поселка 3 часа лета, но на точке Храй есть 10 бочек керосина, завезенные прошедшим летом, то есть можно заправиться на пути "туда" и на пути "обратно".
По всему выходило, что большая часть маршрута будет над "ледяным безмолвием",
притом полярной ночью (судно на 72 градусах северной широты).
Запасные и метеобеспечение отсутствуют, есть правда истребители и вертолеты ВВС на военной базе, но до них еще 3 часа лeта.
И вертолеты там только для аварийно-спасательных работ, с ограниченным радиусом действия.
Спрашиваю, а керосин точо найдем? Да без проблем говорят, он на берегу острова, рядом с полярным постом, вот вам снимок из космоса ( про Гугл Земля тогда еще и не слышали).
Ну что ж, поверил я им, надо так надо.
Просчитал все, продумал и взвесил, вроде все вытанцовывается, ежели Арктика не
преподнесет очередной сюрприз с погодой .
Cap from Western Canada
Старожил форума
31.12.2015 23:40
Крупнейшая река Канады - Макензи впадает в море Баерфорт севернее Инювика.
Из Инювика взлетели с первыми "лучами" солнца, дотопали до Туктоявика без особых приключений.
Ветерок правда усиливаться начал и мягко говоря не совсем попутный, мелькнула даже мысль,
а может заночевать тут, да завтра и продолжить.
Но согласно берегового прогноза, завтра видимость будет в два раза ниже чем сегодня.. и температура упадет с минус 28 до минус 37..
Так что давайте ка попробуем дотянуться до нашего "Легкого Ледокола" сегодня.
Хоть там и нет никого, но мои специалисты на 100% уверены , что в случае непогоды
завтра, мы можем хоть 2 недели зимовать на корабле и 110 вольт для "внутреннего подогрева"
моего вертолета они мне гарантируют.
Пока заправлялись, чуток вроде бы просветлело на севере, что добавило нам оптимизма.
И мы рванули с новыми надеждами..
Cap from Western Canada
Старожил форума
31.12.2015 23:44
В декабре сумерки в том районе не более 2 с половиной часов (это считая "утренние" и "вечерние" вместe)((: Так что наш "световой день" уже закончился.
Темно, холодно (-31) и грустновато осозновать, что если придется по какой то причине садиться на вынужденную, и сможешь передать координаты ( о Скай Трэк мы тогда еше и не мечтали, да и опыт работы с GPS в северных широтах был весьма ограничен), ближайшая помощь придет не ранее чем через 5-6 часов.
Топаем до точки, где нас ожидают 10 бочек топлива.
Час сорок пять в воздухе, полет нормальный.
Пассажиры мои зашептались сзади, может увидели что то, что мне невидно?
Спрашиваю, все ли ОК, улыбаются, интересуются сколько еще лететь, отвечаю, что через 15 минут будем будем на точке для дозаправки.
Время растягивается, и 15 минут тянутся томительно долго.
Что то блеснуло впереди по курсу да и согласно Гармина мы уже в километре от точки..
Гасимся, чуток снижаемся (не ниже 50 метров) , включаем посадочные и рулежные фары, начинаем искать бочки с топливом..
Кто нибудь пробовал ночью над заснеженным льдом висеть на 15 метрах, пытаясь найти нечто вам очень нужное?
Cap from Western Canada
Старожил форума
31.12.2015 23:47
Как насчет ориентирования в пространстве? За что зацепиться взгляду, когда внизу кроме как белизны и снежных застругов ничего нет?
При очередном обнулении координат точки, сбросили два штыря с сигнальными лентами(метра по полтора двухсантиметровые ярко красные ленты)..
Висеть стало по-легче, даже какая то уверенность появилась, только вот где они бочки с керосином? Более полутора метров снежный покров и ни одного намека..
Через 5 минут поиска на малой высоте приходит небольшое волнение, а там ли ищу то?
Мужики полностью дезориентированы, но в 2 голоса уверяют, что координаты правильные и даже если выпало более 2х метров снега, столбик на берегу острова должен быть виден..
А где он тот остров? Внизу все бело-серое, и никаких следов , никаких столбиков. Координаты обнуляются уже в десятый раз, как бы издеваясь и говоря:"Вот же они, под тобой!!"
15 минут висения мало что изменили, что там с остатком топлива? Так... Можно еще пол-часа повисеть до полной выработки топлива, а потом голосить на всю Вселенную, только едва ли кто услышит.. Даже “ высотников “ на частоте контроля минут 20 уже как неслышно.
И лететь нам больше никуда не надо, да и некуда, и не на чем..
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:04
Happy New Year for all my collegs and friends in Russia!!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:20
С Новым Годом! У вас он уже наступил и гремят праздничные салюты.. А нам еще 12 часов ждать и наливать по всем часовым поясам, где летают коллеги.. Начинаем встречать и тосты поднимать обычно по Южно-Сахалинскому, затем по Хабаровскому, Иркутскому, Новосибирскому/Нижневартовско-Сургутскому, Ижевскому. Московскому, Украинскому,
Литовско-Германскому, Французско-Английскому, Исландско-Гренландскому, Торонтянско-Онтарийскому-Манитобовско-Саскачеванскому, и в конце концов по Альберте и Британской Колумбии...
Это ж сколько здоровья опять придется израсходовать!! А куда ты денешься с подводной лодки? Всех с Новым Годом!!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:24
.......Пора принимать верное обоснованное командирское решение.
Вот только какое?
Садимся по нулевым координатам у ближайшего заструга . Второй ориентир - лента слева.,
( GPS показывает удаление 20 футов), снег глубокий, "утаптываю" шагом и педалями еше минуты две.
Вертолет теперь точно сидит на брюхе, сколько там от хвостового винта до ледяного снега?
30 сантиметров? 40? Или может 10?
Стремноватенько., но куда денешься..
Бортмеханика нет, второго пилота тоже…, пассажиры мои сидят грустные, опустили глаза.
Движки на "малый газ", можно чуток перевести дух и поразмыслить, что делать дальше?
Сдерживая нахлынувшие чуства, пытаюсь делать все с юмором (здесь так любят над собой посмеяться) в третий раз задаю свой вопрос: " Ну что, коллеги по несчатью, где ваши 10 бочек керосина то? Согласно GPS мы как раз на них и сидим?"
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:28
...Старший по возрасту и по должности Рик, берет предусмотрительно захваченную мной лопату, и просит разрешения открыть левую дверь.
Давай говорю поаккуратнее, про хвостовой винт не забывай, и не более 10 метров в стороны прошупай, что там под снегом, когда бочки лежат горизонтально, они же 70 сантиметров в высоту..
Уже 10 минут на малом газе, сердечко вроде бы поровнее стало биться..
Но главный вопрос не решен, и " второе “ я" продолжает задавать один и тот же вопрос: " Как же ты так доверился незнакомым вобщем то людям? Как мог так глупо подставиться, и почему не додумал?! Пилот первого класса, млять.. Дубина ты стоеросовая а не пилот!!"
Рик ищет, проваливаясь более метра в снег, во всех направлениях.
Второй "специалист"- Роб, помоложе и похоже более ленивый, сидит молча, волнуется похоже, но сдерживает пока эмоции и подозрительно вежливо и витиевато отвечает на мой вопрос, видел ли он эти бочки своими глазами. Похоже что не видел, и вообще он считает, что это не его дело, и пилот отвечает за заправку.
Да, так принято в капиталистическом восприятии, что если мы вам платим деньги, то остальное не наши проблемы.
А время идет, керосин “уплывает” на глазах, даже на малом газе, или это мне так кажется?
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:31
Начинаю вызывать "высотников" на частоте Контроля.. Правда сам еще не уверен, что им нужно ретранслировать.
“B головной офис моей вертолетной компании. Что сидим на льду и ищем бочки с керосином под снегом, не поймут скорее всего.. что пора звонить в Управление Аварийно-спасательных работ, чтобы нас начинали спасать?!”
За бортом минус 32, топлива осталось на 20 минут полета, до ближайшей земли 2 часа.
Чехол, однако!
На Контроле никто не отвечает, переключаюсь на 126.7 (МВЛ до Полярного Круга).. Тишина..
Попробуем на частоте Северного Пространства.. Тишина..
Такое впечатление, что кроме нас троих в этом мире никого не осталось..
Люди!!! Вы где все?? Откликнитесь!!!
Перехожу обратно на Контроль, и после первого же запроса, слышу четкий ответ с британским акцентом:
"Это Британские Авиалинии рейс 256, давайте передадим ваше сообщение."
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:35
Начинаю передавать номер телефона компании, и в это время слышу сзади победный клич моего пассажира:
"Он нашел бочки, вон он показывает лопатой!!!"
Извиняюсь перед коллегами, говорю что обстановка изменилась и никуда звонить не надо, желаю им мягкой посадки в Ванкувере, и слышу в ответ "Хорошего вам дня".. Да на бортовых часах действительно 14.32, только у нас тут как то на ночь более похоже.
Открывается дверь, в кабину влезает Рик с обмороженной щекой, но ужасно собой довольный, слева сзади от хвоста в 4х метрах нашел бочки с топливом, воткнул лопату, теперь они от нас никуда не денутся!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:38
...Перемещаемся, снова утаптываем снег со льдом, охлаждаю двигатели , и выключаюсь..
Теперь будем работать все трое, мои пассажиры откапывают бочки, расширяют тропинку, подкатывают (скорее все же подтаскивают)самый долгожданный в моей летной карьере керосин, который с урчанием волшебной флейты заполняет баки , при помощи портативного электрического насоса..
Прошло не более получаса, и мы заправлены под пробки, легко взлетаем и берем курс на Северо-Восток. Теперь нам до нашего ледокола всего полтора часа, да и настроение заметно улучшилось, залили 4 бочки (более 800 литров), дополнительный бак 275 литров тоже полнехонек, живем!!
Обогреватели работают на полную мошность и основной и резервный, но только через 30-40 минут вертолет несколько прогревается и пальцы начинают чуствовать тепло..
А уши то как горят под наушниками! Похоже прихватило их морозом..
Но все это такие мелочи, когда у тебя полные баки топлива, и оба двигателя умиротворенно мурлычут свою нескончаемую симфонию!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:42
..До точки назначения 30 миль, но как то погодка похоже начинает ухудшаться. Включаем рулежную фару.. Да нет, просто ледяные кристаллы в достаточно большом количестве, и прозрачость воздуха уменьшается..
8 миль до корабля, инверсия прижимает нас к поверхности льда, выше 200 футов стоит морозный туман, переходящий в слоистую облачность, а ниже 60 метров видимость вполне приличная.. Очередной сюрприз природы..
Удаление 3 мили, прижимает ниже 30 метров, показания радиовысотомера надо льдом не совсем устоийчивые.. да и доверять им ночью не всегда получается.
Ладно, дублирование по барометрическому высотомеру, ниже ста футов не снижаться!
А уже 80 !!! Когда успел? Скорость загасил до 20 , соответственно показаниям указателя скорости верить тоже нельзя, стрелка дергается плюс минус 10..
Эх сюда бы наш ДИСС.. да ДИВ-1 !! Мечтатель.. Скажи спасибо что авиагоризонты нормально работают!
Крадемся, однако.
При подготовке к полету смотрел фотографию ледокола, вертолетная площадка выше ватерлинии на 40 футов, и что у меня остается для маневра? Между нижней границей облачости и плошадкой всего 12-15 метров..
Маловато однако! Посадка на лед не имеет смысла, мы не сможем поднять тяжеленные аккумуляторы на палубу..
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:45
Ползем потихоньку, GPS показывает удаление 0.4.. фары включены обе, а корабля не видно.. Продолжаем подползать на 30 метрах..
Да вот же он!! Удаление не более 150 метров, вон ярко желтые кран-балки, ходовая рубка, да и флаг на трубе начинает просматриваться!
Каким же огромным может показаться 90-метровое судно в тумане!
Начинаю перемещаться на площадку ледокола для посадки, и когда до нее остается не более 20 метров начинает мигать сигнальное табло "Стружка в правом двигателе".. Приехали! Пытаюсь умоститься на площадку, а на ней тоже снега более метра, и все кругом заиндевелое и покрытое льдом. Даже тоненькие леера антенн кажутся угрожающe толстыми канатами..
Утаптываемся , охлаждаемся, выключаемся.. Спина итак мокрая, а мне еще не дает спокойно жить желтое мигающее табло..
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 00:49
..Мои пассажиры громко шутят и переговариваются в основном на малопонятном мне тогда слэнге (это сейчас я вам смогу привести 15 смысловых оттенков наиболее часто употребляемого в англ. языке слова), а тогда мне было несовсем понятно, или они недовольны чем то, или это у них так принято выражать свои положительные эмоции после хорошего выброса адреналина?!
Наивные, мы были, когда думали что все наши беды уже позади..
Реальная жизнь показала нам, что это все были только цветочки..
Рик с Робом начали перетаскивать аккумуляторы, а мне пришлось открыв капоты, при помощи
фонарика проверять магнитные пробки и фильтр правого двигателя..
Когда несколько отпечатков на бумажном полотенце не показали никаких следов металла,
чуток успокоился. Табло сигнализации стружки не иллюминирует,
бумага без признаков металлических частиц, так что похоже ложное срабатывание.
По идее бы надо погонять движок минут 15-20, пока все еще относительно теплое, но мои пассажиры уже зовут в кают-кампанию на импровизированный ужин.. а мне еше вертолет "укладывать на ночь ".
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 01:02
... Провозился на морозе еще более получаса, пока чехлы, пока обогреватели и тэны подключал.. Благо мужики не обманули и дизельный електрогенератор запустили через 15 минут после посадки.
Так что теперь будет у нас и трансмиссия и движки теплые, ниже минус 5 градусов температуре масла не упадет!
Ну вот теперича можно и ужинать.. Спускаюсь в кают- компанию, а мои пассажиры уже ” тепленькие”..
Снимают свой стресс при помощи “Canadian Club” ( откровенно говоря довольно посредственный виски, из ржаного зерна).
Предлагают и мне, но я вежливо отказываюсь, ссылаясь на то , что привык придерживаться Российского правила : никакого алкоголя за 24 часа до вылета, а завтра ведь лететь обратно!
Они весьма этим удивлены, и говорят мне , что настоящие канадские “арктические пилоты” , используют совсем другое правило, разрешенное здешними авиационными законами : “ От бутылки до взлета не менее 8 часов”.
Холодная уже несколько месяцев кают-компания постепенно прогревается; теплый воздух хорошим напором поднимается снизу , через систему оптопления и вентиляции..
Вроде бы всего 6 часов вечера, а нас неудержимо клонит в “горизонтальное положение”.
Пожелав мужикам спокойной ночи устраиваюсь поудобнее в “пилотской” каюте , предварительно захватив дополнительное одеяло.
Будильник на часах на 5 утра, пора и подремать минуток 600.
Засыпаю достаточно быстро, с мыслями о завтрашнем дне..
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 01:24
...Утром проснулся от холода, за 15 минут до будильника, что-то прохладненько у меня в каюте, а как там вертолет?! Темно, холодно и не совсем комфортабельно себя чуствуешь на "новом месте", когда с вечера не совсем точно запомнил расположение и количество поворотов и ступенек ведущих на палубу.. Оделся, взял запасной фонарь, спутниковый телефон ( в конце 90х они были громоздкими, тяжелыми, ненадежными, очень дорогими
-3$-минута) и наверх.. Почему темно то?! С вечера же все было освещено и "натоплено"?!
Да все просто.. И бортовые(корабельные) вспомогательные генераторы иногда отказывают, если их эксплуатируют нерегулярно..
Похоже уже часа 2 как мой вертолет без подогрева, температура за бортом -36.. Ну что ж, будем пробовать!!
Еще минут 10 ушло чтобы все чехлы поснимать и все к запуску приготовить ..
Пробуем! Стоп!!
А не воспользоваться ли методом запуска холодного двигателя "Москвича-412" в сибирских условиях?!
Да нет.. Не то что вы подумали.. Паяльной лампой под картер двигателя шуровать не будем, а вот фару рулежную на пару минут включим.
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 01:47
Начинается борьба противоречий.. Второй( внутренний) голос бесцеремонно вмешивается со своими советами и подозрениями: "Вот аккумуляторы были 100процентные (догадался же упросить главного инженера поставить 1 категорию перед полетом), а после охлаждения
до температуры наружного воздуха сколько времени прошло? Неизвестно.. И ты еще фару хочешь врубить на 2 минуты! Завязывай! Пробуй так ! "
А вот ничего подобного, буду делать так, как решил!! Ех, хорошо бы было, чтобы кто то помог несущей системе начать раскручиваться, даже 2-3 оборота за хвостовой винт, было бы здорово.. Но здесь же тебе не Максимкино, где "слон" бегал с петлёй вокруг Ми-4, чтобы движок начал чихать и плеваться, и на третьем обороте схватил и заурчал!
Тут техника безопасности прежде всего, и никто вокруг твоего вертолета рассекать с веревками не будет.
Так, перекрестились и поехали! Если напряжение упадет ниже 17 вольт и инверторы заблинкают - прекращаю запуск. Поехали!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 02:20
Топливные насосы загудели как то слабоватенько, да и освещение приборов желательно бы поярче, но реостаты на минимуме, всё для запуска первого двигателя!
Фонариком подсветим на давление топлива и масла, с температурой итак пока все понятно..
Давай родимый , запускайся.. За забросом температуры следим! 7%....10%...12-15% ну давай же!
Пора и начать схватывать!
Напряжение 18вольт, а вот уже и 17вольт, так быстро и 16, надо прекращать запуск.. но.. вот же температура газов дернулась и пошла вверх, да так стремительно!!
Не проскочить бы ограничители!!! Уфф, вроде бы пронесло, мы уже почти на "малом газе", давление масла на пару значений поболее, чем максимально допустимое при запуске, но через пару минут придет в норму (если маслянные шланги выдержат)..
З а п у с т и л с я !!!
Теперь греть движок минут 10-15, можно и ситуацию проанализировать и о погоде помечтать..
Никаких движений органами управления - гидравлическая система таких шалостей на морозе не прощает..
Понятно, что взлетать можно будет часа через 2-3.. Заказчики должны закончить свои дела на судне, убедиться что всё будет нормально функционировать до весны...
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 03:20
Да и мне надо будет прикатить пару бочек керосина, дозаправиться, правый движок погонять, потом минут 15 повисеть на метре, выключиться, фильтр и магнитные пробки проверить..
Дел хватает!
Сижу так себе, продумываю план действий, и вдруг...
Всё вокруг залилось ярким бледновато-зеленоватым светом, переходящим в голубые и фиолетовые тона, какая то нереальность происходяшего, будто в кинотеатре 3Д находишься, торосы вокруг корабля приобрели чёткие очертания, и клочья разноцветного тумана стали наползать на судно..
Неожиданно, как из "пушки по голове" сноп света из кормового прожектора ударил в лицо..
( Как позже выяснилось Рик в своей каюте тоже замерз, выполз из по одеяла, услышав звук запускаемого двигателя, и решил разобраться, почему на судне темно, а странный русский летчик движок гоняет, вместо того, чтобы ещё подремать, пошел в машинное отделение или куда там ещё ходят, и запустил корабельный вспомогательный генератор).
Запуск второго двигателя должен пройти гораздо легче и быстрее, генератор первого работает отлично, да и трансмиссия вполне прогрелась, все температурные режимы левого давно соответствуют значениям для выхода на режим.. Поехали!
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 03:54
Жму кнопку запуска правого, и ничего не происходит... Спустя 20-30 секунд повторяю попытку, с надеждой вглядываясь в обороты турбокомпрессора правого двигателя, обороты Нуль, никакой реакции на нажатие кнопки запуска..
Ладно, не желаешь запускаться, давай холодную прокрутку сделаем..
Тык... и ничегошеньки... Стоп, что то тут не так!
А что, все нормально, все должно работать, но не работает.
В сознании начинают метаться скудные мысли, как вчера вечером движок выключался, не было ли чего то необычного.. Ну да .. Ну да.. "Стружка правого двигателя" на подлете, за 15 секунд до посадки, после уменьшения режима табло потухло.. Охлаждение нормально, 2 минуты, параметры в норме, прежде чем закрыть кран останова, проверил и давление топлива и давление масла, все было ОК. Выключившись, все проверил, не подтвердилась стружка то, все чисто, так в чем же дело?
Кучка мыслей шальных пронеслась хороводом, а может блокировка какая сработала, а может специально так придумано, чтобы после срабатываноя табло, только инженер мог разблокировать, может что то ещё, нам пилотам неведомое?
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 04:15
Прожектор погас, более нет этого пучка света в глаза, только Северное сияние
переливает бледно голубым, то по-ярче, то по-слабее.
А давай-ка еще раз с арматурой кабины поработаем,
все ли у меня стоит в правильном положении и почему же второй, не запускается..
Как хорошо было в предыдущей жизни, когда бортмеханик, или бортинженер рядышком..
А тут ты один, совсем один, и никто тебе ничего не посоветует. Думай капитан!!
Через 3 секунды, пробежав глазами по всем тумблерам и выключателям, рассмеялся своей
осмотрительности. Когда в глаза палил кормовой прожектор был на 100% уверен, что
переключатель запуска на рычаге Шаг-Газ стоит на правом двигателе, так мне было видно
при сложившихся условиях освещения и свете прожектора, а при Северном сиянии, как тут
называют Aurora Boreal Lights, все стало на свои места, шелкнул переключателем,
и через 30 секунд правый двигатель приятно зашептал на Малом Газе..
Cap from Western Canada
Старожил форума
01.01.2016 05:00
Прогрелся правый, все показания в норме.
Давненько мы не висели при Северном сиянии на удалении 600 км от материка.
Давай ка потренируемся выдерживанию места висения и высоты 1 метр, надо ведь
погонять движки, чтобы быть уверенным, что противное желтое табло не будет
более нагло помигивать.
5 минут висения, полет нормальный, 10 минут - все отлично.
А давай-ка по нижним зеркалам да строго в те же самые следы шасси где был 10 минут назад!
Плюс минус 2 см? Да пожалуйста!
И вот в самый ответственный момент на высоте 5-7 см от задних подков (примерно 20-30 см высоты, от передних точек полозкового шасси) врубают все 3 прожектора по 5000 ватт вам в морду лица..
Как вы теперь справитесь, сударь?!
Мыслей не было никаких, представьте себе вспышку фотоаппарата вам в лицо, продолжительностью 15 секунд, и вы меня поймете..
Ослепление полное!
Шаг-Газ плавно вниз, коррекцию вправо( тут же на северо-американских вертолетах все наоборот, и винт вращается в противоположном направлении).
Приземление (припалубление) прошло нормально..
Спасибо тебе Господи за помощь твою, мог бы ведь и хвост поломать, и несущим по леерам проехаться, ослепленный то..
Обошлось..
Как позже выяснилось, они думали что долго висел вертолет, потому что при Северном сиянии мне не было видно куда садиться и они решили помочь прожекторами..
В восьмидесятых где-то.