Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

 ↓ ВНИЗ

1..343536..8081

Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 10:12
Pax_Miks:
Да, об этом случае и говорил. Но не помню уже деталей. Спасибо за информацию.
Также не знал, что есть и выжившие в этом происшествии. Склоняю голову, уважительно,
перед их мужеством и самообладанием.
Pax_Miks
Старожил форума
10.01.2015 11:08
Viktor49A:
Выжили четверо. Судя по всему на изменении поведения Ми-6 там сказалась близость земли. Можно было предвидеть что подушка повлияет, но просчитать как именно точно она повлияет наверное было крайне сложно. Когда вертолет подскочил, убрали машинально режим до прежнего на котором подошли, а он видимо по инерции делал горку. И дальше потеряв влияние земли прошел верхнюю точку горки, изменил шаг, провалился и все...
Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 11:20
Pax_Miks:
Невозможно было просчитать развитие ситуации. Разве что испытатели
сидели бы за управлением и консультировались бы с землей. Сейчас можно
сидя за компом прикидывать, "что да как", понимая, что у них происходило,
а у ребят была полная неизвестность. Слава Ему, что четверо выжили.
shurik25753
Старожил форума
10.01.2015 11:36
Pax_Miks: Спасибо. Текст приказа и детали стёрлись в памяти, но случай этот запомнился.
Никому не пожелаю.
Pax_Miks
Старожил форума
10.01.2015 12:39
shurik25753:
Никому не пожелаю.

Штурман этого экипажа Ми-6 перед той работой улетел в Якутск - то ли на учебу вызвали внезапно, то ли на свадьбу отпросился, не помню точно. Его заменили совсем молодым парнем. Кажется Владимир Теняев (Виктор, Вы его по моему знаете) в своих воспоминаниях описывал то, как при нем этот штурман в Якутске прочитал телеграмму о катастрофе своего экипажа в Ленске...
Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 13:01
Pax_Miks:
Да, Теняева я знаю "виртуально" и мы с ним даже переписывались немного.
Каждому из нас тяжело осознавать, что твой товарищ с которым полчаса
назад разговаривал, погиб. Страшная это штука - услышать весть о гибели
коллеги, с которым делил хлеб-соль и работал бок о бок.
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 13:10
Недавно добавился в пилотское свидетельство ещё один штамп: разрешены полёты с подбором площадок с воздуха. Теперь дежурство по санзаданию, и мои тоже. Поступило санзадание. Надо вывести больного из деревеньки. Полёт был, в начале, по маршруту МВЛ (М-напомню, "местные"), до аэродрома МВЛ, далее отворот влево, почти под 90 градусов, и надо пролететь ещё около 50-ти км, а затем посадка с подбором на окраине той самой деревеньки. Месторасположение этой самой деревеники было довольно интересное. Вокруг была равнина, и на этой равнине стоял островок гор, в плане, в виде подковы, но в формате 3D. На дне этого "сосуда", и располагалась маленькая деревенька. Пролетев аэродром МВЛ, я взял курс на этот "сосуд". Погода была что называется "миллион на миллион". После разворота обратил внимание, что по горизонту идёт какой-то вал облачности. "Подкова" ко мне "лежала" сомкнутой стороной. Когда подлетел ближе к "сосуду", то перед взором предстала интересная картина. Всё внутриподковное пространство этого "сосуда" было заполнено облаками, над облаками торчали только вершинки гор в подковообразном исполнении. Николая Константиновича Рериха рядом не было. Картина неописуемая, но это лирика. Под этими облаками был больной, который ждал нашей помощи. Настал момент истины - момент принятия решения. Пошло внутреннее "раздвоение", внутренняя борьба. Сейчас вот сижу за компом, и думаю, а какая борьба: развернулся, и на запасной, о чём раздумье? Вообще-то это правильно, так документы и гласят, но авиабес-то он всегда рядом находится, всегда рядом трётся, всегда поджуживает да подталкивает...Видимые вершины пролетел. Внутри "буран" сомнений...правая рука ставит малый газ, левая, чуть отжимает штурвал от себя, устанавливаю вертикальную скорость 2 мс, словно давая себе ещё время на раздумье...Началось переступление грани дозволенного, а проще - нарушение лётных законов, которые, как утверждаю, и не без основания, "писаны кровью"...Верхняя граница облачности медленно надвигалась на меня со скоростью 2-3 мс...Мысли в голове скачут, пульс фигачет, про давление - не знаю, наверно тоже не слабое...Тяжело дается переход от дозволенного к недозволенному...Самолет входит во влажные облака, перкаль на крыле покрывается влагой (лето было, разгар, а то подумают про обледенение :) ). В кабине темнеет. Внутреннее напряжение нарастает. Включается воображение: множество горных вершин "нацелились" на "живот" моего самолёта...Левая рука, непроизвольно ослабила нажим на штурвал, и вертикальная скорость снижения уменьшилась до 1-го мс. Сработал, однако, инстинкт самосохранения. Левой рукой возвращаю самолёт в прежний режим, правая на газу...В кабине стало ещё темней...Потерял почти сто метров высоты...На этом, моя борьба самим с собой, закончилась. Правая рука ставит взлётный режим, левая переводит самолёт в набор. Из облаков самолёт выскакивает как пробка из новогоднего шампанского. В кабину брызнуло солнца. В кабине стало светло...Я, из темной, влажной, тревожной преисподнии вернулся в светлую жизнь...Кто знает? Может и родился вновь ;). Развернулся на аэродром МВЛ, который пролетел, набрал безопасную высоту, подозвал врача, и сказал, что из-за погоды сесть в деревеньке не смогли. Сели на аэродроме МВЛ. Позвонили в деревеньку. Через час, полтора, нам привезли больного на машине, и мы его доставили по назначению... Инь-ян. Чёрное-белое. Дозволено-не дозволено. А ты - выбирай :))
Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 13:33
kovs214:
Во-оот, Олег, и ты подтверждаешь, как велико искушение.
А каково нам, вертолетчикам?:))
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 14:31
Viktor49A.
Да, Виктор, спецприменение, это соблазн огромадный, тем более у вашего брата :). Да и вероятность "залёта", то же большая, но романтики несравненно больше, чем на большой технике.
Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 14:40
kovs214:
Точно.
GenB
Старожил форума
10.01.2015 15:20
kovs214:

Недавно добавился в пилотское свидетельство ещё один штамп: разрешены полёты с подбором площадок с воздуха....


Хороший рассказ. И поучительный.
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 15:43
GenB. Благодарю.
shurik25753
Старожил форума
10.01.2015 15:57
kovs214: Поздравляю ! Хотя и запоздалое, но верное решение. Не надо было даже снижаться в облака, т.е. снижаться вслепую. Не надо. Однако, я бы попробовал перелететь " сосуд" верхом, а потом снизиться визуально со стороны разомкнутой подковы. Как Вы пишите, над полями была звон-погода. Вот там бы я и снизился до 100м. Подлетел бы к подкове с "разомкнутой" стороны и со стороны хорошей погоды и оценил бы и высоту НГО и гор. видимость в подкове-сосуде. Ну, т.е. можно туда соваться или не стоит. Вполне вероятно, что внутри подковы облачность была ниже 100м.
А если выше ?
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 16:17
shurik25753.
С того края облачность была до горизонта, видимо, она фронтальная была, и потихоньку натекала на эти горушки. Да кто из нас, по молодости, не "макался" в облака ;)
shurik25753
Старожил форума
10.01.2015 16:38
kovs214: Я не спорю и не возражаю против вашего решения. Но я бы всё-таки попробовал бы подойти к той облачности со стороны хор. погоды. Я бы посмотрел какая там НГО ?
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 16:44
...возможно, и это вариант.
kovs214
Старожил форума
10.01.2015 16:46
...только у вас есть скорость ноль, а на АН-2 нету ;).
Viktor49A
Старожил форума
10.01.2015 18:30
Будто подслушали пост:)))

Viktor49A:

Было старое пацанское "изобретение" которое мы применяли на велосипедах,
и чуть позже на мотоцикле, когда нечем менять или шибко неохота возиться,
а домой вернуться надо. Откручиваешь насос и наливаешь в него с полстакана
воды. Закручиваешь назад и накачиваешь колесо, вогнав в камеру воду. Ездишь
полдня, пока спустит. Может, кому пригодится. На машине как то не доводилось
применять:))



Вместо домкрата - шприц с герметиком


https://www.youtube.com/watch? ...
shurik25753
Старожил форума
10.01.2015 18:55
kovs214:

"...только у вас есть скорость ноль, а на АН-2 нету ;)."
А вот в этом Вы абсолютно и безоговорочно правы. Бывало и при НГО 30-40 метров подкрадывались к площадке. Но при этом абсолютно точно знали, что рад. рел. вышка в стороне и скорость гасили до 60км/час. Но нервы надо иметь стальные и верить в точность захода. Нервы к тому, что скорость-то в три раза меньше, вот и получается, что по привычным ощущениям площадка давно уже должна быть в поле зрения, а её всё нет и нет и ещё минуты три не будет. Так и крадёшься, исключительно на выдержке. Сейчас ни за что не стал бы так выделываться. А тогда... эх молодость.
GenB
Старожил форума
10.01.2015 19:47
kovs214:

У нас тут на авторском форуме место освободилось, один "фундаментальный" писатель съехал вместе со всем своим барахлом. А природа, как известно, не терпит пустоты.
Так вот, чтобы подобные "летописцы" не засоряли своим "творчеством" авторский форум, я бы предложил Вам собрать уже опубликованные на этой ветке Ваши рассказы и перенести на авторскую веточку в соседний форум. Рассказы Ваши интересны широкому кругу читателей, получили заслуженное одобрение у многих участников форума. По возможности будете её дополнять новыми произведениями. Может через какое-то время получится хороший сборник. Почти готовый к публикации.
BY_PILOT
Старожил форума
10.01.2015 20:52
Очень жаль что Юра Ф ушел. Эта ветк и его форум были одними из самых достойных тем форумавиа.
priladibudivnik
Старожил форума
10.01.2015 21:23
Экстрима мало? Вот.
Не мое. Если с чем-то не согласны, прошу извинить. Не меня, автора. Все-таки писано спустя 30 лет..

1985-й. Я молодой лейтенант. 10-я армия ПВО. Учения на полигоне близ Астрахани, отработка перехвата высоколетящих целей (типа SR-71). Как известно, он летит на высоте около 30 км. На перехват поднимали обычно МИГ-31, который руководил эскадрильей перехватчиков (Су-15). Задача несложная вроде. Забраться чуток выше потолка и шмальнуть ракеткой. Практический потолок около 18, 5 км. (на этих высотах и ниже самолёт полностью управляем и послушен). Но тут требуется нечто иное. На 18-ти включиь форсаж и доплюнуть примеро до 25-ти, что бы ракета захватила цель. Далее выпустить, насладиться "свободным" падением и уйти на посадку.
Всё вроде шло нормально. Отстрелялся, зафиксировал поражение цели, и тут.. ОБА НА! Звук и сигнал на панели, орущие, что по тебе идёт ракета!!! Что, откуда, как и почему ещё предстояло выяснить, хотя система её опознала сразу. Но подлётное время как-то прокрутило в голове мысли, что я не успею опуститься на достаточную высоту, что бы хотя бы попытаться увернуться. Тщетные попытки порулить развеяли слабые надежды, как и попытки связаться с КП. Они тоже сигнал получили, но на разбирательство необходимо время было.
... Как потом оказалось в 200 км. от нас свои цели отрабатывала соседняя армия ПВО зенитными комплексами С-200. По каким причинам сбой произошёл, и почему система распознавания глюкнула, выясняли уже без меня...
Выбор был невелик. И в 24 года погибнуть как-то не хотелось, хотя шанс спастись был минимален, честно говоря. Наши системы катапультирования на таких высотах тогда ещё не прошли полный курс испытаний. Но за 30 секунд до окончания подлётного времени выбрал единственный вариант (иначе из зоны поражения не уйдёшь). Катапульта.
А что дальше? Да ничего. Потеря сознания. Последнее, что помню, как кресло к фонарю пристегнулось. Далее пиропатрон выкидывает этот кокпит (капсулу по сути), и он летит в свободном падении до высоты срабатывания датчиков стабилизирующего парашюта (менее 1 км). Плавное замедление, отстрел фонаря и прочее без меня. Пришёл в себя, когда метров 100 до земли оставалось.
Результат - травма позвоночника, комиссование и инвалидность в 25 лет. По сути жизнь заново. На земле.
priladibudivnik
Старожил форума
10.01.2015 21:24
Экстрима мало? Вот.
Не мое. Если с чем-то не согласны, прошу извинить. Не меня, автора. Все-таки писано спустя 30 лет..

1985-й. Я молодой лейтенант. 10-я армия ПВО. Учения на полигоне близ Астрахани, отработка перехвата высоколетящих целей (типа SR-71). Как известно, он летит на высоте около 30 км. На перехват поднимали обычно МИГ-31, который руководил эскадрильей перехватчиков (Су-15). Задача несложная вроде. Забраться чуток выше потолка и шмальнуть ракеткой. Практический потолок около 18, 5 км. (на этих высотах и ниже самолёт полностью управляем и послушен). Но тут требуется нечто иное. На 18-ти включиь форсаж и доплюнуть примеро до 25-ти, что бы ракета захватила цель. Далее выпустить, насладиться "свободным" падением и уйти на посадку.
Всё вроде шло нормально. Отстрелялся, зафиксировал поражение цели, и тут.. ОБА НА! Звук и сигнал на панели, орущие, что по тебе идёт ракета!!! Что, откуда, как и почему ещё предстояло выяснить, хотя система её опознала сразу. Но подлётное время как-то прокрутило в голове мысли, что я не успею опуститься на достаточную высоту, что бы хотя бы попытаться увернуться. Тщетные попытки порулить развеяли слабые надежды, как и попытки связаться с КП. Они тоже сигнал получили, но на разбирательство необходимо время было.
... Как потом оказалось в 200 км. от нас свои цели отрабатывала соседняя армия ПВО зенитными комплексами С-200. По каким причинам сбой произошёл, и почему система распознавания глюкнула, выясняли уже без меня...
Выбор был невелик. И в 24 года погибнуть как-то не хотелось, хотя шанс спастись был минимален, честно говоря. Наши системы катапультирования на таких высотах тогда ещё не прошли полный курс испытаний. Но за 30 секунд до окончания подлётного времени выбрал единственный вариант (иначе из зоны поражения не уйдёшь). Катапульта.
А что дальше? Да ничего. Потеря сознания. Последнее, что помню, как кресло к фонарю пристегнулось. Далее пиропатрон выкидывает этот кокпит (капсулу по сути), и он летит в свободном падении до высоты срабатывания датчиков стабилизирующего парашюта (менее 1 км). Плавное замедление, отстрел фонаря и прочее без меня. Пришёл в себя, когда метров 100 до земли оставалось.
Результат - травма позвоночника, комиссование и инвалидность в 25 лет. По сути жизнь заново. На земле.
shurik25753
Старожил форума
10.01.2015 21:37
priladibudivnik: НИХХХХ я себе ! Началось с пацанской прекрасной мечты...
А закончилось... В 25 лет... Отлетался сокол... Это не экстрим. Это жуть страшная.
Надеюсь на земле автор не сломался и не спился, как сынки некоторых Верховных.
AAlfim
Старожил форума
10.01.2015 23:49
priladibudivnik:

Да уж ...

И почти точная репетиция Ту-154 над Черным морем ...
Viktor49A
Старожил форума
11.01.2015 09:41
2priladibudivnik:
Даа-а, уж. Действительно, экстрим. Спасибо за пересказ истории.


2kovs214:
Олег, может тебе принять предложение GenB, и на своей авторской веточке понемногу писать и выкладывать рассказы о любых интересных моментах твоей авиационной жизни. Здесь, ты вынужден придерживаться тематики, а там, любая тема с авиационным уклоном будет интересна. Многие из нас поддержат тебя и там. И я, втч.:) А потом, соберешь эти разрозненные рассказы и связав их общей нитью, выложишь, если захочешь и где захочешь.

Viktor49A
Старожил форума
11.01.2015 10:01
(С)
...Кто может похвастаться, что прожил жизнь без неприятностей? Да пожалуй никто. Интересно, но они - неприятности, подкарауливают тебя в самые спокойные и благополучные времена. Ты счастлив, все складывается на удивление хорошо, и..... Здесь они тебя и подстерегают. Объективная причина на лицо, ты успокоился, даже расслабился маленько, психологическая оборона отменена и тут, получи, дружок, гранату в штаны.
О эффекте "Гражданина Нежданчика", летчики знают не по наслышке. Как бьет по нервам неожиданный сигнал отказа братия наша знает хорошо. И не смотря на психологические тренинги, и вообще готовность ко всему, цепенеют руки, холодный пот, и страшное " ВОТ ОНО"....


Пока народ "соображает, вспоминает и пишет", позволю себе предложить почитать рассказ
моего виртуального знакомого, бывшего военного летчика Виктора Георгиевича Баравкова,
выложившего его в числе других, на Прозе.ру. (Выдержку из которого и привел выше).

Рассказ называется "Где тонко, там и рвется".

http://www.proza.ru/2014/05/14/1683
kovs214
Старожил форума
11.01.2015 11:25
GenB.
Viktor49A.
Ещё раз спасибо за оценку моих (даже не знаю как их назвать) экспромтных ваяний. Нее, я не ломающая девочка, и цену себе не набиваю. Открывая ветку надо её поддерживать, и держать на плаву...зачем она тонущая. Для этого нужно время. Это сейчас зима, вроде время есть лишнее, а летом это компьютерные дело забрасывается. По жизни не люблю развалины жилищ и что-то незаконченное, грусть и тоску они на меня навевают :). Я повторюсь: для писания нужны дневники, которые потом сидят и обрабатывают - не вёл я их. А авиационные экстремумы запоминаются на всю жизнь, да и не мне вам, авиационному люду про это говорить. Ещё, когда читаешь здесь других, то что-то начинает всплывать в памяти, немного вспомнишь, и вроде восстанавливается цельная картина. Да и не бесконечны они экстремальные ситуации, пару-тройку ещё есть, но как-то выносить сюда ещё рано...может по истечению некоторого времени...
Viktor49A
Старожил форума
11.01.2015 11:33
kovs214:
Так я ж тебе, не про "экстремальные моменты" говорю, а вообще, о ТОЙ жизни в небе.
Просто, что-то запомнившееся, греющее душу или наоборот - до сих пор бередящее,
вспомнил - написал. Ну ладно, ничего:) Тебя все равно растормошили немного, и
время от времени, хочешь ты или не хочешь этого - будут всплывать те или иные
моменты, о которых захочется (может быть) рассказать. А мы - подождем:))
kovs214
Старожил форума
11.01.2015 11:50
Viktor49A.
Виктор, но то что "растормошили" - соглашусь :)). На "большой технике" как-то всё рутинно и однообразно, я бы сказал, очень серьёзно, даже во взаимоотношениях, возможно уже народ летал постарше, да и всё расписано ... Во взаимоотношение, здесь, лезть не хочется, ты меня понимаешь ;). На АН-2, там и молодые были, и романтика, и работа разнообразная, и налёт штурвальный - веселье совсем другое :). Ну, а если моменты вплывут, то куда я денусь :))
Viktor49A
Старожил форума
11.01.2015 12:01
kovs214:
Понимаю, Олег.
Хорошо:))
Pete
Старожил форума
11.01.2015 14:29
2priladibudivnik:
...и тут.. ОБА НА! Звук и сигнал на панели, орущие, что по тебе идёт ракета!!! Что, откуда, как и почему ещё предстояло выяснить, хотя система её опознала сразу...

Хорошо, что сразу извинились.
Рассказ для компании первокурсниц - зачетный. Судя по отзывам, с интересом прочитали гражданские вертолетчики и пилоты АН-2. Однако для менее наивной аудитории, по Станиславскому, не верю!
1985 год. Су-15. И какая такая там была СИСТЕМА. Мах на некоторых (большое сомнение) доработанных бортах допотопная "Береза", которая по поводу и без повода мигала всеми лампочками и пищала. Серьезно к ней относится, да так что бы выйти... Бред!
mprkur0
Старожил форума
11.01.2015 22:39
kovs214:

После разворота обратил внимание, что по горизонту идёт какой-то вал облачности. "Подкова" ко мне "лежала" сомкнутой стороной. Когда подлетел ближе к "сосуду", то перед взором предстала интересная картина. Всё внутриподковное пространство этого "сосуда" было заполнено облаками, над облаками торчали только вершинки гор в подковообразном исполнении. Николая Константиновича Рериха рядом не было. Картина неописуемая, но это лирика. Под этими облаками был больной, который ждал нашей помощи. Настал момент истины - момент принятия решения. Пошло внутреннее "раздвоение", внутренняя борьба. Сейчас вот сижу за компом, и думаю, а какая борьба: развернулся, и на запасной, о чём раздумье? Вообще-то это правильно, так документы и гласят, но авиабес-то он всегда рядом находится, всегда рядом трётся, всегда поджуживает да подталкивает...Видимые вершины пролетел. Внутри "буран" сомнений...правая рука ставит малый газ, левая, чуть отжимает штурвал от себя, устанавливаю вертикальную скорость 2 мс, словно давая себе ещё время на раздумье...Началось переступление грани дозволенного, а проще - нарушение лётных законов, которые, как утверждаю, и не без основания, "писаны кровью"...Верхняя граница облачности медленно надвигалась на меня со скоростью 2-3 мс...Мысли в голове скачут, пульс фигачет, про давление - не знаю, наверно тоже не слабое...Тяжело дается переход от дозволенного к недозволенному...Самолет входит во влажные облака, перкаль на крыле покрывается влагой (лето было, разгар, а то подумают про обледенение :) ). В кабине темнеет. Внутреннее напряжение нарастает. Включается воображение: множество горных вершин "нацелились" на "живот" моего самолёта...Левая рука, непроизвольно ослабила нажим на штурвал, и вертикальная скорость снижения уменьшилась до 1-го мс. Сработал, однако, инстинкт самосохранения. Левой рукой возвращаю самолёт в прежний режим, правая на газу...В кабине стало ещё темней...Потерял почти сто метров высоты...На этом, моя борьба самим с собой, закончилась. Правая рука ставит взлётный режим, левая переводит самолёт в набор. Из облаков самолёт выскакивает как пробка из новогоднего шампанского. В кабину брызнуло солнца. В кабине стало светло...Я, из темной, влажной, тревожной преисподнии вернулся в светлую жизнь...Кто знает? Может и родился вновь ;). Развернулся на аэродром МВЛ, который пролетел, набрал безопасную высоту, подозвал врача, и сказал, что из-за погоды сесть в деревеньке не смогли. Сели на аэродроме МВЛ. Позвонили в деревеньку. Через час, полтора, нам привезли больного на машине, и мы его доставили по назначению... Инь-ян. Чёрное-белое. Дозволено-не дозволено. А ты - выбирай :))

http://s017.radikal.ru/i416/15 ...
http://s017.radikal.ru/i431/15 ...
http://s009.radikal.ru/i308/15 ...
http://s010.radikal.ru/i312/15 ...
http://s012.radikal.ru/i319/15 ...
http://s018.radikal.ru/i511/15 ...
http://s018.radikal.ru/i520/15 ...
http://s017.radikal.ru/i422/15 ...
http://s57.radikal.ru/i155/150 ...
http://s019.radikal.ru/i607/15 ...
http://s019.radikal.ru/i619/15 ...
http://s009.radikal.ru/i310/15 ...
http://i074.radikal.ru/1501/53 ...
http://s019.radikal.ru/i628/15 ...
http://s14.radikal.ru/i187/150 ...
http://s59.radikal.ru/i163/150 ...
http://s017.radikal.ru/i406/15 ...
http://i072.radikal.ru/1501/5a ...
http://s018.radikal.ru/i515/15 ...
http://s019.radikal.ru/i619/15 ...
http://s011.radikal.ru/i318/15 ...
http://s04.radikal.ru/i177/150 ...
http://s017.radikal.ru/i434/15 ...
http://s016.radikal.ru/i335/15 ...
http://s017.radikal.ru/i421/15 ...


mprkur0
Старожил форума
11.01.2015 22:56
Pete:

2priladibudivnik:
...и тут.. ОБА НА! Звук и сигнал на панели, орущие, что по тебе идёт ракета!!! Что, откуда, как и почему ещё предстояло выяснить, хотя система её опознала сразу...

Хорошо, что сразу извинились.
Рассказ для компании первокурсниц - зачетный. Судя по отзывам, с интересом прочитали гражданские вертолетчики и пилоты АН-2. Однако для менее наивной аудитории, по Станиславскому, не верю!

Точно помню телеграмму доводили, пара истребителей пошла на перехват учебной цели, ведомый молодой пилот, говорит веедущем - дай потренеруюсь пока по тебе, тот разрешил. Он докладывает - атакую справа, командир разрешил, второй заход - атакую слева, тоже разрешил, на очередной атаке ведомый после разрешения атаки говорит в эфир - ой. Ведущий долго не думая, за ручки, катапультировался. Ведомый пустил нечаянно ракету.

kovs214
Старожил форума
12.01.2015 07:02
mprkur0.
Фотки - супер! Наверное Кавказ? Мягкая, затягивающая западня :)). Вот эта фотка более подходит к моему случаю, только надо влево отвернуть градусов на 5:
http://s017.radikal.ru/i422/15 ...
А вот здесь, вдали, слева, на горизонте, двумя горбами, не Эльбрус?
http://s019.radikal.ru/i619/15 ...
Viktor49A
Старожил форума
12.01.2015 07:48
Да братцы, у вертолета больше возможностей для пробивания облачности,
так как можно подобрать оптимальные скорости снижения и поступательную.
Но, в горах это может закончиться плачевно, о чем говорит статистика,
личный опыт и, ... "это дело раз на раз не приходится". Несколько моих коллег
погибло, очень опытных, в основном в горах и на Ми-2 и на Ми-8 и на МТВ-шке,
когда собралось в кучу "всё" - светлая им память...
Вертолетчики (гражданские) редко возвращаются, так как имеют бОльшие возможности
исходя из специфики работы. Но, бывает, что и нас крепко зажмет, или сложится
ситуация, что деваться просто некуда кроме как возвращаться.

Был случай и у меня, когда всё сложилось так, что продолжать полет, было бы
мягко говоря, неправильным и небезопасным. Эту историю выложил на Прозе.ру
и наверно заглядывающие на мою страничку её читали. Для тех, кто не читал
даю ссылку, на рассказ "Возврат, или диалог с самим собой".

http://www.proza.ru/2010/09/20/541
shurik25753
Старожил форума
12.01.2015 11:58
mprkur0:

Pete:

2priladibudivnik:
"...и тут.. ОБА НА!"... " Рассказ для компании первокурсниц - зачетный. "
Мне - пиджаку - не понять тонкости данного трагического случая случая. Но вот что смущает меня лично : " ... Как потом оказалось в 200 км. от нас свои цели отрабатывала соседняя армия ПВО зенитными комплексами С-200."
Вот сильно я сомневаюсь, что в двух соседних армиях ПВО на соседних полигонах проводили учения в один и тот же день. Во первых это рискованно, во вторых не разумно. А в третьих - где набрали столько проверяющих и посредников ? Проверка армии ПВО, это не проверка полка, я правильно понимаю ?
MiGar
Старожил форума
12.01.2015 12:13
:

2priladibudivnik:
"...и тут.. ОБА НА!"... " Рассказ для компании первокурсниц - зачетный. "

Думаю, что Pete прав.
VSChe
Старожил форума
12.01.2015 13:03
Pete прав полностью, так как никогда в СССР запуски ракеты двухсотки не происходили с поднятыми в воздух самолетами. В радиусе 300-400км от места запуска, все что может летать прибивалось к земле, пока не заканчивались стрельбы.
TU5M
Старожил форума
12.01.2015 16:33
Нюрбинский Ми-6 в 86-м в Ленске. Они 30 минут летели с этим дефектом с точки, куда пришли с подвеской и где это случилось. Вначале примерно 10 минут летели неуправляемо с набором высоты, за это время подобрали все таки режим раздельного управления двигателями, которого вертолет худо-бедно слушался по курсу и высоте меняя шаг. Развернулись, пошли в Ленск, шли еще минут 20 постепенно снижаясь с 3 км, куда их неуправляемо занесло вначале. Уже дошли и вышли на полосу, начали садится, перед самой посадкой увеличили режим, чтобы погасить вертикальную. Шаг резко переложился, их закинуло на 50 метров, откуда и упали. Ну практически уже сделали невероятное, и все же в самый самый последний момент... Штурман и бортмеханик погибли сразу, остальные все тяжелые, но выжили.

Аппарат наш, нюрбинский, работали с Ленска на северные буровые (в сторону Мирного, Айхала). Когда это случилось, шли на 1200 приведенного, на подвеске был ДТ-75 (бульдозер). С перепугу сбросили, результат - "закинуло" на 3600. Постепенно подобрали режим, снизились, развернулись на Ленск. Свидетели рассказывали, что заходил с лопастями, выгнутыми вверх "тюльпаном" и очень низкими оборотами НВ (каждую лопасть можно было рассмотреть). Задним числом думаю, что не стоило подвеску бросать так рано, на подбор режима ушло очень много времени. По мне так стоило сбросить трактор над торцом одновременно с выключением двигателей. По самолетному бы хоть и грубо плюхнулись, но с маленькой высоты.
Штатный штурман того экипажа Валерка Федосеев в тот момент вместе со мной был на МКК в Якутске, сдавали на класс. Погиб штурман Шамиль (фамилию сразу не вспомню, эскадрилья не моя).
После этого не раз убеждался и на Ан-12 и на Ту-154, что не следует слепо выполнять всё, что написано в РЛЭ (а на Ми-6 при нештатных ситуациях - сбрось подвеску...).
Viktor49A
Старожил форума
12.01.2015 17:44
TU5M:
Ребята интуитивно действовали, не зная, что произошло и что
выкинет в следующую секунду, матчасть... И вряд ли кто-то
точно предскажет как будет вести себя вертушка в конкретных
условиях турбулентности воздуха, и влияние движений органами
управления на поведение тарелки автомата-перекоса и лопастей
винта в целом. На видеоролике который я выложил, за управлением
были испытатели, тем не менее - вертолет летел как хотел.

Я думаю, что они сделали всё правильно. Сбросив подвеску, ребята получили
не только дополнительный запас по тяге, но и улучшили себе маневренность,
а информацию и поведение вертушки которую получили в процессе полета - использовали
очень грамотно и хладнокровно.
Но, как я уже сказал выше, поведение тарелки автомата-перекоса Ми-6
в конкретных условиях непредсказуемо, учитывая, что вес и инерция подшипника этой
махины, огромен, а это имеет огромное влияние на поведение тяг от верхней
половины тарелки к лопастям (укорачивание и удлинение их при торможении или
опережении), и как следствие - на направление тяги и на её величину и значение.
Что и сыграло свою отрицательную роль над ВПП при изменении режима, как мне думается,
т.к. эта самая инерция подшипника и верхней части тарелки АП и "сработала", негативно
и неадекватно, обстановке.

Что касается РЛЭ и действий по нему, думаю, что Вы не правы.
Жаль, что на форуме нет Valery - он летал на Ми-6 как испытатель и наверняка
внес бы своё профессиональное мнение.
dgon
Старожил форума
12.01.2015 18:30
Уважаемые! РЛЭ, РЛЭ , А НПП -если делать все по НПП то на Севере можно не летать , особенно
с судов и ледоколов , там сплошное нарушение , а если небудешь нарушать , то ты там нафиг ни кому не нужен.С нами летали и инспектора МГА и из Кременчуга и делали так же -нарушали!
И ни каких проблем !А теперь вопрос ? ......Ответте сами!
PS Если в голове нет шипов , то и на колесах не помогут!
aviator_
Старожил форума
12.01.2015 23:40
ветка больше вертолётная, не смог удержатьсяЮ что-бы не запостить из одноклассников..
http://ok.ru/video/63235879163 ...
Viktor49A
Старожил форума
13.01.2015 07:29
aviator_:
По ссылке пишут: Доступ к этому видео ограничен;((
dimdya
Старожил форума
13.01.2015 10:53
точно так - пишут ограничен. :(
shurik25753
Старожил форума
13.01.2015 13:05
ПРИВЕТ, парни. Так по случаю с нюрбинским Ми-6 в Ленске. Что там оборвало ? Ну, в-т упал, четверо тяжёлых и двое насмерть. Какое заключение комиссии ? Что сломалось ?
По-моему был обрыв в системе управления общим шагом. Потому все лопасти "освободились" от бустера и под действием аэрод. сил ушли на повышение угла атаки. Потому и "тюльпанчик" вместо конуса. А раз "тюльпанчик" устранить не удалось, значит обрыв в сист. общего шага, а не циклического. М?
Viktor49A
Старожил форума
13.01.2015 13:42
shurik25753:
Вот и у меня, возникли сомнения, что рассоединился именно
поводок тарелки автомата перекоса, Саша. Надо поискать
информацию об этом АП в сети.
TU5M
Старожил форума
13.01.2015 14:46
Viktor49A:

Что касается РЛЭ и действий по нему, думаю, что Вы не правы.
Жаль, что на форуме нет Valery - он летал на Ми-6 как испытатель и наверняка
внес бы своё профессиональное мнение.

Уважаемый Victor ! Ни в коем случае не спорю с Вами. До Вашего опыта
мне ой как далеко (всего 3 года на Ми-2, Ми8 и Ми-6 вся Якутия и Тюменская область, + перегонки от Мин.Вод до Нюрбы. За правую ручку на Ми-6 "с попустительства" КВС подержался ок. 350 часов, увы, сам штурман).
Хочу только донести свою мысль: РЛЭ я никогда не воспринимал как "священную корову".
При каждом из своих переучиваний по РЛЭ делал конспект (в части, меня касающейся) и в нем к каждому пункту были "гиперссылки" - из аэродинамики, тех. документов, технологии экипажа и т.д., позволяющие не тупо исполнять, а еще и думать "что, если".

Бульдозер - груз специфический. При весе ок. 7 тонн его можно "брать" с разбега при хорошем ветре. До 40 км/ч с поднятым ножом и спиной вперед он разбегается по земле легко. С земли видеть не доводилось, но строповщики говорили, что звуки как при атаке танковой роты.
Точно так же и на землю ставить приходилось, когда снижаешься в расселину или в узкую прогалину между высоких деревьев. Ветер стихает а подушка еще не влияет и вертолет начинает проседать. Вот в момент касания гусеницами и нужно сбрасывать (естессно вдоль какой-нибудь проезжей поверхности).

При сбросе бульдозера на поступательной ск. 50-70 км/ч (на косой обдувке) над КПБ (высота ок. 8 метров) и одновременном выключении двигателей был бы серьёзный шанс. Не дай бог никому оказаться на их месте.

В конце 70-х нюрбинский экипаж летел на базировку в Олекминск на эш. 2400. Отказ мат. части привел к тому, что вертолет выполнил полную "бочку". Удар о землю был строго "брюхом" с верт. 23 м/с. Те, кого не убило движками могли бы жить, если бы их вовремя нашли (замерзли). Так что эта техника допускает очень жесткие "посадки" и даёт шанс пристегнутому экипажу.

Вдогонку тот же Ленск (по моему 85-й год):
При погрузке "внутрь" трелевочного трактора разгильдяй тракторист, вылезая после швартовки из кабины трактора, зацепил рычаг подъема трелевочной плиты.
Результат - когда в месте назначения трактор запустили, плита пошла вверх,
расперев силовой шпангоут на несколько см. Вертолет довольно долго простоял, пока Гос НИИ совместно с КБ не дали заключение о летной годности.


shurik25753
Старожил форума
13.01.2015 15:48
Самые простейшие нарушения РЛЭ :
- выключение УРТ на 10-20 сек. для взлёта в жару.
- выключение ПОС дв-лей на 10-20 сек. для взлёта даже при + 5*, - 10*
- спаренные 3-ий и 4-ый развороты с резким гашением скорости до 60 и с креном 30* для ускоренного захода на посадку( разворот вокруг хвоста)
- взлёт с переднего колеса
- взятие подвески с подрывом ОШ.
- нарушение удаления до препятствий менее 2D НВ (это, вообще, сплошь и рядом)
- определение веса загрузки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на глазок (это практически всегда)
- уход от препятствий с разворотом влево ниже 100м.
- руление с левой коррекцией и руление назад
- проход менее чем 10м. над препятствиями.
- полёт с выведенной коррекцией.
КТО добавит ?
TU5M
Старожил форума
13.01.2015 16:35
Каждый пункт "в строку"....
- Заход на хорошо знакомую площадку в ПМУ без осмотра (на барограмму запись снижения и набора "для выполнения круга").
- Подбор без допуска недалеко от оф. площадки (при жестокой необходимости).
- Доклад диспетчеру о посадке для перестроповки груза ( а сами купаться на таёжной речке )
- Разгон подвески "волоком" (60 куб. емкость весом 6 т. должна быть перевезена на расстояние, диктующее по условиям взлета (ПКЗ) требуемую скорость 170 км/ч. Следовательно - вертикальная строповка, следовательно - висение вне зоны...
волоком по грунту проехала метров 70....
- Посадки "по просьбе заказчика" не совсем там... (в горной местности влечет заморочки с перерисовкой барограммы и в любом случае нужно думать, что выдавать на МС и в эфир)
1..343536..8081

← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru