Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

 ↓ ВНИЗ

1..131415..8081

mprkur0
Старожил форума
26.10.2014 14:51
Viktor49A:
Всё зависит от формы горы и скорости ветра. И на вершине горы можно встретить такой хаос.

На высоте 2900 высаживали десант, первый - командир полка прошел над площадкой и сбросил дымовую шашку, что бы узнать направление ветра, это был не большой выступ, который ниже вершины горы метров на 300, два вертолета туда не поместились бы, поэтому заходили по очереди. Дым шел от горы, т.е. надо было заходить перпендикулярно к ней. Первый заходит командир, крик матом, начало крутить, ушел правым вниз, оказалось, что ветер попутный, ударяется в гору и как-бы "отскакивает" назад. Сзади еще 4 борта, я захожу вторым подвернул влево с правым боковым ветром, т.к. заходить левым некогда, да и не видно было бы горы с левого сиденья, что бы лопостями не зацепить. Повезло "воздушную подушку " схватил, завис. Площадка не ровная с хорошим уклоном, левое колесо поставил, правое висит, вертолет начинает юзом катиться вниз вправо, прижимаю ручкой управления влево, противоположное смещению, чем сильнее прижимаешь, тем сильнее воздушный поток от земли отталкивает несущий винт и вертолет старается сеъхать в пропасть. Пока бойцы выбрасывали минометы, боеприпасы, я боролся с вертолетом, что бы не скатиться совсем и они не начали падать туда со своим снаряжением, т.к. центровка меняется, ветер поддувает, правая нога на упоре. Облегчение наступило когда хлопнула дверь грузовой кабины и я нырнул вниз, на этот раз полет удался.
Viktor49A
Старожил форума
26.10.2014 15:34
2mprkur0:
Хоть в боевых действиях и не участвовал, но прекрасно Вас понимаю.
Спасибо Всевышнему давшему добро Случаю, не раз обходилось хоть и на грани:)
Viktor49A
Старожил форума
26.10.2014 16:05
«Месть репейника»:

Привычка высаживать «Заказчика» практически в точку, отмеченную им на карте или фотографии высокого разрешения из космоса, сработала и в этот раз, когда ходили по переменному маршруту, в пересечённой местности, с перепадами +- 150 метров.
Едва Володя - «Заказчик», ткнул карандашом в наколку на фотографии, а взглянув на местность показал склон длинной расщелины, на вершине невысокой горушки, я автоматически отметив её ширину достаточную для входа корпуса вертолёта, сразу пошёл на снижение.

Мы подошли и Володя показал длинный уступ, на противоположной стороне и внизу здоровенной расщелины, на глубине примерно двух-трёх метров, при ширине около пяти и глубине - метров семь-восемь. Склоны обрывистые и спуститься вниз, а тем более вылезти оттуда, самостоятельно и без снаряжения, не получится. Перелезть расщелину тоже не удастся, по тем же причинам.

Работая на «рядовой гравике», мы привыкли к определенному ритму: взлет, подлет, посадка, замер. И когда не удаётся сесть поблизости - это выбивает из ритма работы, да и падает производительность. Поэтому, стараемся высадить ребят с прибором как можно ближе.

«Глаз привычно и точно оценил» достаточную ширину и отсутствие препятствий, на тёмной, выжженной солнцем поверхности, для входа вертолёта на пол корпуса вниз, а руки-ноги сделали всё необходимое – аккуратно и плавно ввели в природную трещину, вертолёт.

Вертолёт коснулся основным и передним колесом продолговатого уступа, на склоне щели. Володя с помощником десантировались из вертолёта, и присели у колышка,
а я - вышел вверх, и, сместившись назад и присев на краю расщелины, стал ждать ребят.
Из-за бугорка выглянул сурок, взбудораженный страшным шумом, нехарактерным для здешних мест.
- Ну надо же, не боится - смотрит, стоя на задних лапках – отмечаю себе и улыбаюсь его смелости.

Воздушным потоком, кладёт наземь траву - её изнаночная сторона светлее, и кажется, что струи серебристо-зелёной влаги скользят по земле, растекаясь в разные стороны. И только молодой репейник, неохотно качается в потоке воздуха – колючее создание природы не хочет кланяться искусственно созданному ветру. Он, не большой, около полуметра – сантиметров семидесяти, в высоту. На этом приподнятом плоскогорье в центре Казахстана, климат не очень-то позволяет расти в высоту.

Тоненький колючий кустик, будет недалеко от границы поля вращения винта, когда стану забирать ребят.
- Вот тогда то, ты и поклонишься нам - думаю, улыбаясь ехидно.

Володя взмахнул рукой.
Беру «шаг», и одним движением снова «втискиваю» вертолёт, прямо к ногам ребят, зависнув около уступа. Они встали чуть ближе по оси расщелины, на полметра, на уступе, чем высаживал. Уже автоматически – как по предыдущему шаблону - точно и уверенно отмеряю «погружение вглубь», а несущий винт вращаясь, скользит над поверхностью земли, там, наверху. По интуитивным расчетам и опыту, высота плоскости винта от земли - не меньше метра, если не больше.

Открывается передняя дверь, и заказчики осторожно, но активно, усаживаются в салон, друг за другом.

Привычка втискивать вертолёт между камней, скал, выработалась довольно быстро, едва начал работать на пересечённой местности на «рядовой гравике». Не всегда ведь есть площадка, на нагромождении камней, для вертушки, и тогда глаз, вымеряя расстояние между валунов и их высоту - бывает гигантского размера, позволяет рукам-ногам, аккуратно пилотируя «втиснуть» меж них, машину. Винт - над скалами, а мы - между ними, и всем есть место. Так было сделано и в этот раз. Только в земной трещине. Поэтому-то, не подозревая ничего плохого медленно и ровно выхожу вверх, из щели. Но тут же, уходя ввысь, боковым зрением отметил слева три ярко-жёлтые точки, рядком друг с другом.

Viktor49A
Старожил форума
26.10.2014 16:08
Уже ложась на курс на следующую точку, сознание встревожено подало сигнал:
- Что-то не так! - Этих точек не было, когда я первый раз входил и выходил сюда!
Ведь зрительная картинка, позволяющая тренированному мозгу сохранять и возвращать изображения чуть ли не посекундно из прошедшего отрезка времени, отпечаталась ярко и четко, как «послесвечение» у старых телевизоров после выключения.

- Нет, не было никаких пятнышек! - Значит, они появились после моего последнего, «входа-выхода» вертолёта – отмечает мозг, автоматически.

Пристальный взгляд на конус винта чертящего свою линию в полёте перед стеклом кабины, не дал ничего криминального. Сдвигаю блистер, и вслушиваюсь в звуки снаружи сняв наушники.

- Да нет - всё нормально, никаких посторонних звуков, которые обычно появляются, при повреждениях лопастей винта, не обнаруживаю.

Когда то, ещё на Ми-4, у нас в полёте вылетел кусочек обшивки лопасти, так звук был такой, что страшно слушать.
Тревога, возрастая, не даёт покоя. Привычка доверять интуиции даёт о себе знать. Быстро сажусь перед собой, и выключаю двигатели. Володя, непонимающе смотрит на мои манипуляции.
Делаю ему знак: сейчас мол, подожди!

Ну вот, винт – останавливается, наконец.
Быстро осматриваю лопасти, и, возглас досады вырывается из горла: так и есть, одна лопасть, точней её законцовка из прочного дюралиевого сплава - примята, как будто провели пальцем по тёплому пластилину. Вторая – поменьше, а третья - не тронута совсем. Отомстил, значит, мне, непокорный колючий кустик за сантиметры просчёта в моих «автоматических» расчётах…

- Чтоб тебя приподняло и прихлопнуло! - как говаривала моя баушка. Имею в виду себя, конечно.

В остальном лопасти целы, лишь слегка шоркнуты, лёгкими «тянучками», недалеко от концов лопастей. Видимо срубленным, молодым кустиком, его листвой, на скорости мазнуло по лопастям снизу.

Доделав точки, запланированные на сегодня - закончили работу и пошли на нашу «степную базу».
Показываю результат своего «прокола» авиатехнику – Серёже.
Он, разводит руками:
- А что я могу? - Из инструментов – отвертка, пассатижи, молток, да пара рук.
Мда.
- Что-то надо предпринимать, иначе быть мне распненным – как говаривал один наш товарищ.
Спрашиваю Сергея:
- Сможешь открутить законцовки?
- Попробую - отвечает.

Назавтра, у нас день отдыха, и я, сделав в мокром песке вперемешку с глиной, форму, оттиснутую целой законцовкой снятой Серёжей, приспособлениями выструганными из дерева, рихтую и рихтую, упрямо, неподатливый металл.

Одна законцовка - сильно «раненая» - отняла у меня почти весь день, а со второй разобрался играючи.
Установили всё на место уже при свете лампочек от нашего «движка».
Мотаясь на следующий день по степям, «присели» у полевой МТС, взяли немного нитрокраски защитного цвета, и окончательно привели в порядок лопасти.

Вот тебе и травка, молоденький репейник. А если бы он был старый?! Наверно, так легко не отделался.
И зарубил я себе на носу: Как бы ты не был уверен в себе - не переоценивай своих возможностей, или, по-простому – не, на-гле-й!
кое_кто_где_то_там
Старожил форума
26.10.2014 19:37
Viktor49A:

У меня в руках, оказалась книга Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского
Союза, Бездетного Николая Павловича

Прошу прощения за качество сканирования в формате А-3. Мне лень было пропускать сканы текст
через специальную программу и переводить в текст, т.к. его надо потом редактировать.
Выкладываю в виде картинок, но для чтения вроде пригодно:)



с фото такого качества, какое здесь - оцифровка текста идет практически без ошибок.
Viktor49A
Старожил форума
26.10.2014 20:03
Я просто ознакомил читателей с несколькими главами новой книги здесь и на Двоечной
веточке. Поищите книгу, она вышла тиражом 500 экземпляров.
Написал письмо Николаю Павловичу с просьбой выложить книгу в сети или прислать мне электронную версию и разрешение дать её прочесть читателям форума. Ответа пока нет.
Думаю, что несмотря на почтенный возраст он ещё востребован на своей прежней работе
и ему, просто недосуг.
Алексей RA1010G
Старожил форума
27.10.2014 16:01
ЭкстрИмальные - надо писать ЭкстрЕмальные
kovs214
Старожил форума
27.10.2014 16:32
Алексей RA1010G:
ЭкстрИмальные - надо писать ЭкстрЕмальные
-----------
А, что-нибудь рассказать - слабО ;)
HeliCap
Старожил форума
27.10.2014 16:58
У бортов с буквой "G" каждый вылет эх- стрёмальный)))
Шароглазов А.А.
Старожил форума
27.10.2014 18:17
Экстремальная посадка АН-2 в Красном Чикое Читинской области. 1978 год.
Самолёт патрульный, возвращался с облёта, без парашютистов. До аэродрома 50 км. Неожиданно впереди сплошная облачность. Без просвета до самой земли. И самолёт стало сносить. Ветер, облака, а перед вылетом нормальный прогноз.
Пошли сквозь облака. Внизу горы превышением 1600 метров максимально, держат 2000 метров. Запросили Красный Чикой, чтобы включили привод. По прямой лететь не получилось, ветром сносит, получилась дуга. В конце концов, идут уже точно против ветра. Разогнались до 200 км/час по прибору, чтобы быстрее долететь. На подходе заметили в просветах землю, снизились, нормально вышли из облаков. Ветер поперёк долины, над долиной облаков меньше, чем над горами. Приключение с полётом по приборам закончилось, но впереди ещё посадка.
С аэропорта дали боковой ветер 20 м/сек, порывы 22. Садиться придётся поперёк полосы, чуть наискосок. Аэродром широкий, метров 200, сесть можно. Тем более в такой ветер.
На подходе к полосе командир стал управлять самолётом как-то странно. Закрылки выпустил, газ то убавит, то прибавит, нос самолёту задрал. Скорость по прибору потерял, выскочили предкрылки. Скорость стала меньше посадочной, и самолёт в полном смысле этого слова остановился в воздухе, завис, как вертолёт. Затем стал продвигаться к полосе по вертолётному, с поступательной скоростью не больше 20 км/час. Около земли выровнялся, немного разогнался, сбросил газ и нормально приземлился. Прокатился по земле всего 15 метров.
Как потом рулили на стоянку, как закрепляли самолёт, не говорили. После посадки по вертолётному это было уже не интересно.
Оказывается, командир давно освоил полёт на скорости меньше посадочной. И здесь просто не смог удержаться от искушения зависнуть в воздухе. В зарегламентированной советской авиации оказаться в воздухе при ветре 20 м/сек у земли, да ещё без всякой своей вины – редчайший случай.

НДМ
Старожил форума
27.10.2014 19:04
да ещё без всякой своей вины

Ну вины там , минимум на талон.
shurik25753
Старожил форума
27.10.2014 20:11
За правду не ручаюсь. Слышал от техника. Утром он подготовил Ан-2 к вылету. А этот Ан-2 был гидровариантом по движку, но давно без поплавков и использовался, как обычный, на колёсах. Пришёл экипаж, командир супер, лет за 50 и все на Ан-2, в том числе много часов и на гидроварианте. Запустились, а выруливать нельзя - боковик будет сильный. Запросили взлёт со стоянки против ветра. Получили разрешение. Технику отмашку на уборку колодок к-р подавать не стал, а несколько раз дёрнул винт на реверс, на вперёд, на реверс, на вперёд, при этом активно работал тормозами. В итоге Ан-2, как взбесившийся конь, выскакивает выше колодок и начинает взлёт сразу с высоты 25-30см. Взлетел.
НДМ
Старожил форума
27.10.2014 23:14
Запустились, а выруливать нельзя - боковик будет сильный.

Нет в РЛЭ АН-2 ограничений по ветру отдельно для руления.
shurik25753
Старожил форума
27.10.2014 23:25
НДМ: Спасибо. Понятно по ветру для руления ограничений нет. Со слов техника не понятно, может и на взлёт с полосы был сильный боковик, потому к-р и запросил взлёт со стоянки ? А как с остальными пунктами ? Это правда, что реверсивный винт могли оставить на колёсном варианте и можно ли реверсом раскачать самолёт так, что он перепрыгнет через колодки ?
НДМ
Старожил форума
27.10.2014 23:36
shurik25753:

Чистые АН-2В не застал уже , а на бывших все было как на обычных.
А через колодки можно "перепрыгнуть" и без реверса )))
Viktor49A
Старожил форума
28.10.2014 07:46
Есть и у меня, рассказец, где упомянут взлет Ан-2 "по вертолетному":)

http://www.proza.ru/2011/05/18/428
HeliCap
Старожил форума
28.10.2014 08:05
Степаныч уже не боится описывать события в связи с прошествием исковой давности лет)). А вообще жалею иногда, что не родился годков на двадцать раньше)..
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 08:30
НДМ:
Запустились, а выруливать нельзя - боковик будет сильный.

Нет в РЛЭ АН-2 ограничений по ветру отдельно для руления.
27/10/2014 [23:14:35]

При сильном ветре, нельзя хвост ветру подставлять, тем более со взятым штурвалом "на себя", и неграмотным использованием тормозов - "капот" гарантирован.
Viktor49A
Старожил форума
28.10.2014 08:31
HeliCap:
Да, всё это было страшно сказать, когда:)

Олег, и на твою долю хватит работенки, главное - работать себе и работать, тщательно,
спокойно, профессионально и обдуманно. И ещё: время в котором ты работаешь - дает свои замечательные возможности в принятии решения и в полетах, о которых мы не могли
даже мечтать. Удачи тебе и благополучных полетов!
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 08:43
shurik25753:
...А как с остальными пунктами ? Это правда, что реверсивный винт могли оставить на колёсном варианте и можно ли реверсом раскачать самолёт так, что он перепрыгнет через колодки ?
27/10/2014 [23:25:53]

Не в гидроварианте, а на лыжах (когда лыжи примерзали к снегу) самолёт раскачивали шагом винта. Ставился взлётный режим и шаг винта переводился с малого шага на большой, и так несколько раз. Если не помогало, то шла классика: бралась большая, деревянная кувалда, и лыжа "отбивалась" от снега :). "Перепрыг" через штатные колодки, навряд ли возможен, скорей "капот". А на гидре, реверс нужен для уменьшения пробега на воде, он создаёт отрицательную тягу.
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 08:50
Viktor49A:
Есть и у меня, рассказец, где упомянут взлет Ан-2 "по вертолетному":)
http://www.proza.ru/2011/05/18/428

Виктор-ака, всё правильно про взлёт АН-2 описано. Устанавливаешь самолёт против ветра. Выпускаешь закрылки. Держишь на тормозах. Выводишь на взлётный режим. Отпускаешь тормоза и в процессе разбега ещё немного довыпускаешь закрылки. Если пустой, то практически сразу отрывается. У Шароглазова, как всегда, всё с фантазией и со своей фразеологией описано ;).
Viktor49A
Старожил форума
28.10.2014 09:09
2kovs214:
Ясно, Олег. Спасибо за коммент!
Мы конечно, ошарашенные были все, видя эту картину:)
Мастерски всё было сделано.
HeliCap
Старожил форума
28.10.2014 10:40
Viktor49A:

HeliCap:
Да, всё это было страшно сказать, когда:)

Олег, и на твою долю хватит работенки, главное - работать себе и работать, тщательно,
спокойно, профессионально и обдуманно. И ещё: время в котором ты работаешь - дает свои замечательные возможности в принятии решения и в полетах, о которых мы не могли
даже мечтать. Удачи тебе и благополучных полетов!

Да работы хватает, Виктор-ака, и возможности такие сейчас, что и не снились- это верно. Но не хватает той дружелюбной атмосферы советских годов, при всех ее отдельных недостатках)...
Viktor49A
Старожил форума
28.10.2014 11:03
HeliCap:
Согласен, Олег. Мне сын рассказывает о нынешних отношениях и нынешних Заказчиках,
и мне, мягко говоря, не по себе делается.
НДМ
Старожил форума
28.10.2014 14:11
"Перепрыг" через штатные колодки, навряд ли возможен, скорей "капот"

С начала через одну , затем через другую )))
Насчет лыж все верно , еще раскачка "ногами" практиковалась.
shurik25753
Старожил форума
28.10.2014 14:19
Ну, на счёт лыж меня учить не надо. Сам колотил большой киянкой и по лыжам и по лыжонку. Короче, всем спасибо за обсуждение. Я так понял, что при сильном ветре раскачать Ан-2 с реверсом винта можно и так, что он почти вертикально перескочит колодки и уйдёт на взлёт.
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 14:26
НДМ:
...Насчет лыж все верно , еще раскачка "ногами" практиковалась.
----------
Эт, да :), не стал про это писать, трещины в полуосях могли быть, но пользовались ;). Потом польские лыжи появились с пластиком на "подошве" лыж, они не примерзали, но при наезде на камни "задирались" довольно прилично, что-то они быстро отошли.
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 14:34
shurik25753:
...Я так понял, что при сильном ветре раскачать Ан-2 с реверсом винта можно и так, что он почти вертикально перескочит колодки и уйдёт на взлёт.
-----------
На гидре не летал, но такое понять, что-то не могу. Реверс - это отрицательная тяга. Для его включения, там вроде, надо включить какой-то выключатель, а потом увеличить режим двигателя...как тут раскачивать...короче - непонятки :)
shurik25753
Старожил форума
28.10.2014 15:06
kovs214: Да, практически реверс может только сдвинуть самолёт немного назад, от колодок, а потом, на взлётном режиме вперёд самолёт наскакивает на колодки, как на трамплин, за одно и угол атаки крыла увеличивается. Чёрт его знает, может и оторвётся. Но сам фокус выглядит забавно - Ан-2 вертикально(почти) набирает высоту. Заснять бы такое.
kovs214
Старожил форума
28.10.2014 16:06
shurik25753.
Ну, ежели так, и не встанет на "капот", то возможно и взлетит :)
shurik25753
Старожил форума
28.10.2014 19:28
kovs214: Понял Вас. Ежели полный капот не огребёт, то деваться-то ему некуда. Вот он и ..того.
Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 09:18
Тут про "реверс" говорили.
Приходилось пятиться и на Двоечке. Коль "приспичит", конечно.
"А что делать? Жить-то хочется, а жить то не с кем" - как говаривал дядя Миша.
Вот и в этом рассказике, есть упоминание "про руление задом-наперед":)

"Вкус сигареты, или попытка рекорда".
Кто уже читал - звыняйтэ

https://www.proza.ru/cgi-bin/l ...
Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 12:38
Ага. Понял. Значит все читали:) Ну и замечательно.
Тогда расскажу, как я первый раз сам рулил, на вертушке:)


- Будешь слева крутить? - спрашивает Александр Васильевич - мой командир звена, на вертолете Ми-4.

Мы с экипажем только недавно прилетели, в город Шевченко, обслуживать нефтепровод в этом регионе. Командир – человек опытный и проверенный, а вот второй пилот, т.е. «мну», ещё та загадка для отцов-командиров. Васильич же, подлетел с проверкой на нашу оперточку.

- И чего спрашивать?! - Это я про вопрос Васильича говорю.
По глазам ведь видно, как рвётся изнутри радость. Мне - доверяют!

- Буду конечно! – горланю на ходу, скатываясь вниз по шаткой лесенке, «со второго этажа» пока не передумали.
От радости чуть не смёл с неё «бортача».

- Тю, шальной!- смеётся «НЗ». Так - в шутку, мы зовём уважаемого нами Николая Захарыча – бортмеханика - громадного роста мужика с рассечённой губой и огромными ладонями.

Его боятся даже угрюмые, заросшие густой щетиной буровики, бредущие к вертолёту неуверенной походкой, выдающей неумеренно «отдохнувших». На грозно сдвинутые брови и маленькие глазки Захарыча, в которых прячется смешинка, нельзя смотреть без трепета.
Весь его вид говорит сам за себя: «Вот я, тебя!».
И выгружают безропотно, пассажиры, «излишки» пайка из-за якобы перегруза, в виде консервов. Причём, выгружают в ящики на створках в том же вертолёте, в котором и летят.
И безоговорочно выходят лишние повинуясь жесту Захарыча, когда на лютом морозе и пронизывающем до костей ветру, торопятся в теплое «чрево» грохочущей «Четвёрки»,
улетающие домой.

- Ты куда, Витька? - изумлённо вскинул брови НЗ
Сияя как медный тазик на весененем солнышке, молча тычу пальцем «в потолок».
- А-а! - тянет тот. - Ну давай, сынок. Осторожно только, не убей старика.

Но я уже не слышу ничего, взлетая птицей по щёлкающим как волчья пасть, пружинящим ступенькам, наверх, в вожделенную кабину.

Там, тепло: недавно убрали рукав подогрева, а сиденье ещё хранит тепло Сан Васильича.

Кручу рукой, авиатехнику, не сводящему с меня глаз, на земле, впереди машины:
- К запуску!
А, через пяток минут, мы уже «вспорхнули» с площадки заказчика, недалеко от атомного опреснителя солёной воды в г.Шевченко, и пошли работать, в район Нового Узеня.

«Открутив» рабочий день, счастливый и уставший - впервые сам - осторожно и бережно рулю, по слегка заснеженной бетонке старого аэропорта. Все, уже давно дома чай пьют, только мы,
командировочные, деньгу зашибаем. Ха-ха.

Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 12:43
Так вот. Рулю значит, поддерживая бережно вертушку, как мне кажется.
Васильич нет-нет, да и дёрнет рукой, вроде волосы пригладить, хочет.
Но, передумывает почему-то.

Зарулили, встали против ветра на своей стоянке.
Нежно опускаю шажок на пол, и, чувствую, что вертолёт как-то странно просел, чем-то «бумкнув».

Техник внизу-впереди делает «крест» руками, и переключив на «единичку», давлю кнопку, отключая трансмиссию.
Хры-ык! - поворачиваю на ноль переключатель магнето и потянув «кран останова тушу» движок.
- Рр-ах-ах! Чмок-чмок-чмок! – задохнувшись, стихает полуторатысячесильный «зверь», в железной клетке под нашими ногами.

При-ехали!
Повернувшись к Васильичу, скороговоркой выпаливаю: «Разрешите получить замечания, тащ командир?»

- Однако ты, на велосипеде хорошо ездить умеешь? – почему-то спрашивает, покачав головой, Васильич.
Чувствую подвох, но в чём - не врубаюсь.

- «У-умею конечно» - неуверенно бормочу в ответ, и Васильич удовлетворённо кивнув головой, зовёт жестом: А ну, пошли-ка.

Быстро, задом-наперёд и щёлкая ступеньками, слетаю вниз, к задумчивому «кэзу» и заломившему шапку на затылок, Захарычу.
Они пялятся вдвоем, на слегка заснеженную поверхность рулёжки, чмокают губами и качают головами.

- «Да что такое?» - хочу спросить и, осекаюсь. На снегу, отчётливо видны следы руления нашей вертушки. Но, только двух боковых колёс, следы-то. Одной стороны, значит.
А всего-то их, че-тыы-ре!

То-то "кэзэ" дёргался, но терпел. Ну и нервы-ы!
Ай да Васильич!

Зато я, быстро научился рулить, и на следующий день уже "ездил всеми четырьмя".
Самостоятельность и доверие быстро прививают навыки:-)
Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 17:18
Не моё.
Саша - 111 рассказывает:
Карское море, а/л "Ленин", остров Белуха, бухта Эклипс.

Понадобилось как-то перебросить почту, которую доставили с оказией на атомоход, пограничникам в бухту Эк-липс. Командир дал команду готовить вертолет и мне собираться на вылет с ним.
Погода, что называется, звенит, легкий морозец, лед до горизонта и солнце, ни одного облачка.
Взлетели, пошли в сторону материка. По маршруту был остров Белуха. Сравнительно небольшой остров, высотой где-то метров 30, растительности почти нет, каменистый, из местной скотинки только лемминги.
Сели, осмотрелись, сфотографировали маяк с мемориальной доской.
Во время войны в районе этого острова был бой парохода "Сибиряков" с немецким рейдером, "карманным" линко-ром "Шеер".
Пароход погиб, но успел передать что атакован крупным военным кораблем, ведет бой.
После гибели парохода на этот остров выплыл боцман с "Сибирякова" и спасли его наши где-то через неделю.
Ну это так для нагнетания обстановки.
Пошли дальше, до бухты добрались быстро, нашли маленькую площадочку, сели. Ми-2 много не надо, площадка - деревянный настил. Выключились. Тут же появились два местных кабыздоха, чем-то похожих на кавказских овчарок, поначалу крутили своими бошками, провожая каждую лопасть, но не гавкали, солидные такие псы. Потом они дружно зевнули, показав зубки, подошли каждый к своему колесу, ну и как положено псам задрали лапку. Мы, увидев их зубки, решили из вертолета не выходить и дождаться хозяев, а я прикидывал про себя - не закорродируют ли колеса после такого приветствия псов.
Наконец-то пришли хозяева, как обычно у Покумея оказались знакомые, передали хозяевам почту и несколько лотков с овощами и фруктами, которые мы прихватили с ледокола, когда еще к погранцам придет снабженец. Хо-зяева повели нас в дом по мосткам (метра два от грунта, чтобы не заметало снегом).
Соорудили быстро стол, мы посидели часок, ну а потом начали собираться обратно.
Покумей от заправки отказался, ссылаясь на то, что ТС-1 у погранцов без жидкости, а нам 600 литров хватит долететь.
Вылетели, погода миллион на миллион. Отлетели минут 15 от материка и вдруг внезапно, под нами заклубилость и все льда не видно и так до горизонта.
Гидролог прелагает лететь до каравана, а там начать снижаться в слепую.
Покумей не соглашается и говорит, что при таком снижении точно окажемся в мачтах, давай искать дыру в облач-ности и нырять здесь, пока под нами чистый лед и нет торошения. Высота наша была где-то метров 150. Сверху солнце, а под нами клубящаяся серая мгла. Наконец нашли дырку, нырнули в нее, лед увидели на высоте метров 10-15.
Так и пошли под верхней кромкой, видимость вперед метров 30, да и то сквозь туман. Тут же начали обледеневать, я сидел справа за гидрологом и правый бак был виден хорошо, корка льда почти моментально стала мм 5 и лед не прозрачный, а молочный какой-то.
Ну вот так и шлепаем потихоньку, но самое паршивое, что точно по курсу должен быть о. Белуха, а он высотой метров 30, да плюс высота маяка, а вверх нельзя, потеряем лед.
Смотрю, Покумей старается идти только над льдом, уходит от полыней. Блистер открыл и как бы левым бортом идет вперед, виднее ему так.
Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 17:21
Горючечка при этом убывает, уже 400, а скорости почти нет, еле ползем.
Далее начинаем вглядываться в эту мглу, причем она уже не серая, а какая-то розовая, подсветка такая, что кажется, что уже не на земном шарике. При чем такое впечатление сложилось у всех троих.
Короче изо всех сил пытаемся увидеть эту Белуху, по счислению уже должна быть. Наконец замечаем потемнение справа по курсу, стали появляться камни, проступил в опасной близости от НВ склон. Покумей, так бочком-бочком остров и обошел, а далее еще нужно было еще один островок проскочить, под названием Белушонок. Он правда пониже, но то же на нервы действет.
В общем проскочили и его, теперь до каравана только лед, разводья и торосы, но эта бяка, что над нами все давит и давит нас вниз.
Вышли на связь с ледоколом, там такая же бяка, мачт не видно.
А горючка уже 250, а топать еще долго на такой скорости.
В это время Покумей дает команду смотреть колеса и начинает садиться на лед. Гидролог смотрит справа назад, а я перекатываюсь через основной бак и смотрю за левым колесом. После касания льда вижу выступающую воду, но Покумей видимо почувствовал, что лед не держит и поддергивает Ми-2 со смещением вперед метров 20.
Опять касание, вода не идет.
Вижу гидролог выскакивает вправо, тогда я влево и сразу ломиком под колесо сунул (могли угодить в запорошенную отдушину нерпы), потом обегаю спереди вертолет, гидролог показывает жестом ОК и я показываю командиру то же. Покумей сбрасывает немного шаг и показывает жестом, что хочет передохнуть. Я, пока он отдыхает, быстро осматриваю вертолет. Носовая часть вертолета и подвесных баков обледенели (лед мм 8), воздухозаборники двигателей чистые, на решетке вентилятора лед.
Минут через семь опять взлетаем и идем очень низко. Курс держим по ГПК, но топлива все меньше и меньше. Вот уже и аварийный остаток загорелся, а ледокола не видно.
Вышли на связь с ледоколом, они сообщили, что засекли нас локатором на 2 милях, а потеряли на 6 кабельтовых (в мертвой зоне оказались), но успели засечь наш курс и дали поправку на дрейф ледокола, его самого еще не видно.
Ледокол опять на связи, сообщили что караван остановлен, они стоят в 2 милях от каравана, зажжены прожекторы, мы от них с левого борта.
Насчет прожекторов - это прожектора с электродуговым разрядом, по типу зенитных, светят километра на три, может больше.
Начинаем во все глаза искать эти прожектора, пусто.
Через некоторое время гидролог, который смотрел вперед-вправо что-то замечает, начинаем смотреть в этом на-правлении и видим что-то похожее на еле тлеющую спичечную головку. Как оказалось - это был прожектор.через некоторое время увидели темное пятно борта, когда еще ближе подошли, то определили что это корма, а посадочная площадка над нами.
Короче заходили на площадку по типу кобры, из под площадки, боясь потерять борт ледокола, но сели нормально, мой спец показал куда надо сместиться.
У нас с ним было отработано - он отцепляет и цепляет троса правого борта, а я левого.
Ну короче зацепили троса, Покумею показываю - можно выключаться, гидролог, как только сели - сразу умчался в рубку, а командир , после выключения, то же выскочил и крикнул мне:"Затормози винт."
Полез тормозить и вдруг замечаю что-то белое на лопастях. После остановки, обнаруживаю лед на них толщиной примерно с палец.
Подтянул швартовочные тросы, а потом нашел пилота. "Иди"-говорю, "Посмотри на чем прилетели".
Он глянул. "Ох е......ь! Все, 10 дней не летаем".
А дальше как накаркал. Его прихватил радик, вся левая сторона, летел с открытым блистером. Наутро - шило внутрь, шило снаружи, реоперин, парилка.
Но через 10 дней стал опять летать.
Вот такие полетушки были - в те времена застойные, сейчас почти былинные.:-)
HeliCap
Старожил форума
30.10.2014 17:35
Мдаа, даже читать сидя на диване зябко, каково ж в кабине было)). Пошто ПОС лопастей -то не включили, интересно?
Viktor49A
Старожил форума
30.10.2014 18:07
Саша расскажет, когда заглянет. Нагнал страху тут, на нас:)
111
Старожил форума
30.10.2014 19:54
добрый день.
ПОС был включен, но не справился. При осмотре было обнаружено, что вентилятор в отсеке не мог набрать оборотов (касался стойки)- как следствие предотказное состояние ПОС (перегрев блока).
После этого - взял за правило - в радиоотсек я заглядываю последним и после меня там никому делать нечего до посадки.
Шароглазов А.А.
Старожил форума
31.10.2014 03:43
Как-то в средине 1980-х годов был в Чите на зимних сборах инструкторов. После занятий в авиабазе иду по Чите, в сумерках перед темнотой, и вдруг вижу АН-2 в небе. Красиво так летит, с бортовыми огнями. За всю свою жизнь один раз такое видел.
На следующий день один из отцов командиров рассказывает об этой ночной посадке АН-2. Свои дела давно все говорены переговорены, и командиры на занятиях говорили обо всём, лишь бы было поучительно.
Этот АН-2, оказывается, летел в Читу из Чары. Из этой Чары всегда заправлись с минимально необходимым запасом, лишний бензин старались не увозить. И по какой-то там причине задержались с вылетом, а домой хочется. Посчитали, что если будут держать повышенную скорость, то успевают до захода солнца. Вот так, второпях, и полетели. Самолёт пустой, только два пилота.
Перевал на 3000 метрах прошли без проблем, дальше погнали на максимальной скорости. И толи перемудрили с докладами, толи действительно выжали из АН-2 невозможное, но между аэропортами Усть-Каренга и Тунгокочен у них получилась скорость 240 км/час. Средняя путевая. Лихие ребята, так и вошли в историю Читинского авиапредприятия с 240 км/час на АН-2.
После Тунгокочена пилоты вдруг обнаруживают, что им не хватает до Читы горючки. Большая скорость – большой расход. Если дальше так лететь, вынужденная посадка обеспечена. Пришлось снизить скорость до режима наибольшей дальности. Потащились в унылом настроении. И появились над Читой далеко после захода солнца. Садились на полосу с любезно включенными огнями, как для магистрального лайнера.
Что там дальше было с экипажем, нам не говорили. Наверное, ничего хорошего. Хотя на наш посторонний взгляд, пилоты действовали правильно. Вначале честно хотели долететь до захода солнца, затем вовремя обнаружили перерасход топлива, грамотно приняли решение лететь в экономичном режиме. Пусть на соплях, но дотянули до аэродрома. Самолёт целый, пусть без допуска к ночным посадкам, но ведь нормально же сели. Тут благодарность надо давать за грамотный выход из экстремальной ситуации. Но в авиации свои законы, нам не понять.
Viktor49A
Старожил форума
31.10.2014 08:55
то111:
Спасибо за комментарий, Саша! Теперь, всё понятно.

2Шароглазов А.А.:
Да, Сан Саныч, в Аэрофлоте было по всякому, но если информация прошла по МГА, то попавшемуся мало не покажется. У нас так кончили ребят с Ан-2, рискнувших повезти тяжело больного на базу. Порт наш не ночной, но оборудован для полётов ночью. У КВС закончился срок ночной проверки. Распяли, с_ки, мужиков. Вот и ищи справедливость после этого. Фактически свои сдали. Могли ведь записать задним числом проверку, а ночной старт организовать - плевое дело. Ночь у КВС-а была. Ну не с_ки?
kovs214
Старожил форума
31.10.2014 10:28
Вспомнилось про санзадание. Сидим по санзаданию в гостинице, 31-е декабря. Где-то к обеду, позвонили из АДП, диспетчер предупредила: возможно поступит санзадание. Звоню врачам для уточнения, говорят: надо лететь, вывозить "поломанного" человека из посёлка. Попал между машиной и прицепом, и его сильно "помяло", состояние плохое. Пошли готовится к вылету в АДП. Декабрьский день очень короткий...Лететь в один конец более двух часов...Настроение уже было новогоднее...Посчитал последний срок вылета, все получается впритык...очень впритык. Диспетчер, симпатичная, с большими, томными глазами и волосами как у Мальвины (многие андвашники вздыхали по ней), смотрит на меня своим гипнотизирующим взглядом, в котором уже отражается Новый год и молвит: "Олег, решай: или домой под ёлку, или вперёд в небеса - время не ждёт". Худший вариант - это ночевка в посёлке, если обратно не хватит светлого времени, т.е. Новый год в унтах, в казенном доме...Переглянулся со вторым, восторга особого в его взгляде не наблюдалось, да это и понятно...Сработало воображение, представил пострадавшего..."Летим, пусть едут врачи". Что-то было в этом решение авантюрно-романтичное: последний срок вылета, конец года с приближающим Дедом Морозом... но, решение принято. Взлетели. "Газу до отказу". Началась гонка со Светилом. Прилетели. Больного загрузили. Считаю время обратно. Впритык. Половина "дороги" пролетели. Путевая падает. Ветер "во втулку" и не по детски. НЛ-10 дымится. Мля, получается посадка после захода Солнца...талону трындец. Инспекция на страже НПП. А там написано, что посадка должна быть произведена до захода солнца. Остальное сию контору не интересует... Ну, не может же ветер вечно дуть. Пересчитываю путевую...она увеличилась!! Сели мы и село Солнце. Встретила Скорая. Поздравил врачей с наступающим. Сдали служебный портфель. Заглянул в АДП, чтоб узнать, всё ли спокойно по нашу душу...Вышли на улицу. Уже стемнело. Очередной год заканчивался...Авантюра удалась на славу. Кому-то помогли...
HeliCap
Старожил форума
31.10.2014 11:39
когда идешь на площадку, а не на аэродром- по заходу светила докладываешь "посадку произвел, конец работы"- и тихооонько огородами ниже радаров))..
kovs214
Старожил форума
31.10.2014 12:30
...на площадку, да. На химии, иногда вечером, "заиграешься", а с аэродрома подскока ещё перелетать надо, то только так ;). Тут - аэропорт был. Вся сила в "секторе газа" :).
mprkur0
Старожил форума
31.10.2014 13:01
Viktor49A:

Спасибо Всевышнему давшему добро Случаю, не раз обходилось хоть и на грани


Как в поговорке, полоса белая, полоcа черная, если все время белая - жди катастрофу.

В 18.50 взлетает группа из 28 бортов с аэродрома для выполнения задачи по установлению контроля над господствующими высотами. В 19.00 наступают сумерки и в это же время группа садится и забирает десант с площадки и далее следует по установленному маршруту, обозначив себя строевыми огнями, что бы было видно впереди летящий вертолет, т.к. в горах темнеет быстрее, чем на равнине. Ми-24 зачищают потенциально опасные, пригодные для засад точки, после этого Ми-8 производят высадку спецназеров на вершины близлежащих горушек. Высадка начинается в 19.40, когда наступила ночь. Первые два борта примостились с прямой, высота 1600м, мне места не хватило, решил облететь сбоку. Думаю вот повезло, не вдалеке от моих напарников ровная площадка, покрытая травой, не надо корячится. Подлетел ближе, а это склон горы, небольшой участок которого покрыт травой, причем склон довольно крутой. Завис на полметра, бойцам прыгать высоко, наверно метра 2, переломают ноги. Что делать, в темноте что-то искать лучше не стоит, решил поставлю переднее колесо, (дайте мне точку опоры и я…), а ручкой управления придавлю сколько можно назад, что бы основные шасси были пониже. Придавливаю плавно ручкой вперед, но вертолет падает вниз, низ кабины летчиков уперся в землю, лопасти несущего винта в 30 см. от травы свистят прямо по курсу, основные шасси тоже упали на землю, т.е. я "сел" с уклоном градусов 25. Хорошо десантура обучена, начали выпрыгивать сразу кубарем, что бы не порубило лопастями. Взлетели два соседних борта, говорят мне по радио - подломил переднюю стойку. Я взлетел, правак орет - скорость за 300, делай тише, смотрю на шаг винта и обороты двигателей, не должна быть больше 220. Ночь уже конкретная, выскочил на равнину, мне командир полка говорит - обозначь себя. Пустил АСОшку http://s016.radikal.ru/i335/14 ... , он мне - смотри справа под 90 на удалении 500. Вижу по огонькам вся группа рядом параллельным курсом идет, обрадовался, вместе взлетели, вместе сядем. На стоянку заруливал подлетом, высадил борттехника, чтобы нес покрышки от машин, положить вертолет на них. Борттехник большой палец к верху, все нормально, садись. Оказалось, что конец мая, снег только сошел, на горе яма, в ней болото, поросло травой, я туда и провалился. ПВД подмялись, поэтому такую скорость показывали приборы, их поменяли, а переднюю стойку помыли и как новая стала. http://s017.radikal.ru/i408/14 ... Конечно это не то фото.
Viktor49A
Старожил форума
31.10.2014 13:02
2kovs214:
Молодцы! Снимаю шляпу перед вами.
mprkur0
Старожил форума
31.10.2014 13:04
Viktor49A
Старожил форума
31.10.2014 13:09
2mprkur0:
Ну вы даете, винтокрылые коллеги!
Ночью - по горам с подбором. Охренеть можно!
Уважаю:)
kovs214
Старожил форума
31.10.2014 13:32
Viktor49A.
спасибо. Молодые были, безрассудные :)
Viktor49A
Старожил форума
31.10.2014 13:50
2kovs214:
Не согласен, Олег.
И я и мы и вы старались принести пользу стране и в частности - конкретным
людям и отработать знания и деньги, которые в нас вложили.Мне так думается:)
1..131415..8081

← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru