Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе
Форум Aviation EXplorer

Рубрика: Об авиации

Возвращение «невозвратных»

 ↓ ВНИЗ

Aviation EXplorer форум
Старожил форума
18.06.2012 08:58
AEX.RU: Возвращение «невозвратных» / Роман Гусаров / Мнение / 18 июня 2012 года

На днях сразу два центральных издания Коммерсант и Ведомости сообщили о возвращении невозвратных тарифов на авиабилеты. Издания ссылались на проект поправок в Воздушный кодекс, разработанный в Министерстве транспорта и опубликованный на сайте Минпромторговли. Эти сообщения подхватили все СМИ, что вызвало некоторую панику, как в среде журналистов, так и у добропорядочных граждан, а Общество защиты потребителей уже встало в положение «низкого старта» перед броском на амбразуру. Однако все эти страхи вызваны непониманием сути невозвратных тарифов и спровоцированы словом «невозвратные». А ведь такие тарифы – широко распространённый мировой опыт, и у западного потребителя услуг авиации давно не вызывает отторжения. Наоборот, там пассажиры научились использовать «невозвратные» себе во благо. Попробуем «на пальцах» объяснить, в чём преимущество «невозвратных тарифов» и чего стоит опасаться.

Дядя форум
Старожил форума
18.06.2012 08:58
Все правильно... Кроме предложения о "фиксации" в законе количества невозвратных билетов.
Пассажир Лёха
Старожил форума
18.06.2012 15:18
Дядя, Аэрофлот мне вернул деньги за неиспользованный билет в течении 3х банковских дней. Удержали 2800 р, так как я брал билеты по отдельности. Спасибо. Дядя.
Yan
Старожил форума
18.06.2012 15:35
Со всем соглашусь, кроме борьбы с демпингом. Среди АК должна быть конкуренция.


Возможно имеет смысл рассмотреть опыт рынка мобильной связи.
in_volo
Старожил форума
18.06.2012 16:44
Роман, спасибо, очень хороший материал. Смотрю на него как прекрасный старт для экспертного обсуждения этого вопроса.

Что сразу хочу отметить из дискуссионного в статье:
1. Правовые коллизии между гражданским и воздушным законодательством. Эти коллизии никто устранять не будет, а значит, разные участники рынка и регулирующие структуры будут толковать одно и то же событие с разных точек зрения. Это интересно, занимательно, но с точки зрения отрасли имеет сомнительную полезность.
Из числа коллизий (но другого рода) пример с билетами на airberlin: авиакомпания свершенно справедливо считала, что доровор перевозки регулируется национальным законодательством и нормами ЕС, тогда как Минтранс также справедливо применял положения Воздушного кодекса и соответствующих ФАПов. Обе стороны правы (что поделаешь, такие рейсы подпадают под действие как права страны вылета, так и права страны принадлежности перевозчика), но победила та, у которой была дубина.

2. Стремление продать 100% мест на рейсе это фикция, в рыночной экономикеи всегда есть свободные производственные мощности. В гражданской авиации предельная системная ЗПК - порядка 80%, иногда чуть больше. В России уже два года как 77-78%, что в условиях высокой сезонности спроса приводит в отдельные периоды к недостаточному предложению.

3. Маркетинговая суть "невозвратных" тарифов в том, что "возвратные" можно продавать дороже, чем раньше. По сути, добавленная стоимость "возвратных" тарифов формируется внутри самой авиакомпании за счет правил применения (не влияющих на качество самой услуги, т.е. перезки пакса из п. А в п. Б по воздуху). С одной стороны, если предположить, что авиакомпании будут считать валовый доход с рейса константой, то цены на "невозвратные" должны и вправду упасть. По сути, это разновидность перекрестного субсидирования. Но... поведение авиакомпаний на рынке в этом году, включая практически полное исчезновение ценовой дифференциации в зависимости от глубины продажи, говорит о том, что перекрестным субсидированием российские авиакомпании баловаться ненамерены. Скорее всего, средний тариф даже вырастет при некотором снижении минимальных, что абсолютно не соответствует декларируемой задаче стимулирования спроса.

4. На российском рынке сформировалась милая олигопольная структура, и все рыночные индикаторы говорят о крайне ограниченной конкуренции между авиакомпаниями. В таких условиях императив поведения - максимизация доходности, т.е. ограничение провозных емкостей в соответствии со спросом, "выдавливание" сегмента потребителей с высокой ценовой эластичностью спроса, повышение цен для неэластичных потребителей. Нетрудно заметить, что именно это сейчас и происходит: ценовых войн нет, ЗПК за янв.-апр. выросла на 2 процентных пункта.

5. Минимальные тарифы у большинства авиакомпаний уже по сути не очень возвратны. Штраф за возврат у ТСО 1490 руб. за билет, у АФЛ 1400, у ВИМ 1000, у S7 900...
AngelA
Старожил форума
22.06.2012 11:10
Интересна фраза:
"Минтранс дал разъяснение, что билеты, продающиеся вылетом из России, считаются проданными на территории России"
Есть такие понятия, как пункт оплаты и валюта оплаты, или в Минтрансе оперируют иными понятиями? Тогда как объяснить, что в билетах, "проданных на территории России" стоит валюта оплаты, например, английские фунты...?
"Невозвратные" тарифы - это некий компромисс между интересами пассажира, который покупает билет по очень низкой цене, при условии невозвратности тарифа, и интересами компании, которая получит доход, даже если бронирование будет аннулировано и место останется непроданным. При этом количество мест по таким тарифам на борту ограничено перевозчиком.
С другой стороны, при наличии, невозвратных такс и сборов, которые иногда доходят до 100-150% от тарифа стоимость "невозвратного" билета значительно увеличивается и это уже не в пользу пассажира.
На мой взгляд, есть много путей прийти в этом вопросе к разумному компромиссу, когда наличие таких тарифов будет выгодно обеим сторонам.
← Форум Aviation EXplorer
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru