196-й гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк (в/ч 21894)
Формирование нового бомбардировочного полка Авиации Дальнего Действия началось 25 мая 1943 г. в Монино. Командиром был назначен майор В.Н. Орлов, начальником штаба - майор Н.В. Карпекин, замполитом - майор В.И. Асонов. Командный и летный состав отбирался в новую часть, главным образом, из гвардейских полков и обладал значительным боевым опытом при хорошей теоретической подготовке. Больше всего людей было переведено из 4-го и 12-го гвардейских бомбардировочных авиаполков АДД. К концу мая в полку имелось три полноценных экипажа Ли-2. 25 мая отмечается как день образования части. Формирование завершилось в конце октября 1943 г., хотя в боевую работу полк включился с июня 1943 г.
Первый боевой вылет выполнен 3 июня 1943 г. двумя самолетами, капитана Веревкина и капитана Владимирова по заданию Центрального штаба партизанского движения - требовалось доставить груз партизанскому отряду в район Омельховщины в окрестностях Мозыря. Через 8 часов полета экипажи выполнили посадку на полевой партизанской площадке. Световой день переждали у партизан, а на следующую ночь пара Ли-2 вылетала в Монино.
С 3 июня по 24 июля экипажи полка действовали в основном в интересах Западного фронта, отдельные вылеты производились по заданиям Центрального, Белорусского и Украинского штабов партизанского движения, а также разведотдела НКВД. С 24 июля по 18 августа полк работал по железнодорожным станциям, ближним тылам и переднему краю противника в районе Орла и Белгорода. За успешное выполнение заданий на Орловско-Курской дуге Командующий фронтом маршал Советского Союза Рокоссовский объявил личному составу полка благодарность. В августе полк привлекался к прорыву Мгинско-Синявской оборонительной линии на Волховском фронте. Вторая половина августа и сентябрь - боевые вылеты в интересах Западного фронта.
Серьезные потери в личном составе задержали процесс формирования полка. Лишь к концу октября 1943 г. полк стал полнокровной боевой единицей и получил наименование «110-й авиационный полк Дальнего Действия». Полк вошел в состав 12-й бомбардировочной авиационной дивизии Дальнего Действия. На вооружении состояли самолеты Ли-2 с двигателями АШ-82 и ПС-84, оснащенные бомбардировочной аппаратурой и оборонительным вооружением. В декабре 1943 г. начали поступать самолеты Ли-2 со штурманскими кабинами. Матчастью полк комплектовался непосредственно с завода № 84. До конца 1943 г. экипажи полка действовали под Выборгом. В период с 22 по 27 декабря полк выполнил 24 боевых вылета на десантирование людей и грузов на правом берегу Днепра в 40 км восточнее Киева. Затем выполнялись полеты на бомбометание обороны противника на Перекопском перешейке. Завершил год полк ударами по позициям артиллерии, обстреливавшей Ленинград.
Вместе с другими полками АДД, 110-й полк принимал участие в налетах на Хельсинки 6, 17 и 26 февраля 1944 г. По Финляндии было произведено 779 боевых вылетов.
21 апреля 1944 г. экипажем Ковалева был выполнен 1000-й боевой вылет в полку.
С 6 марта по 15 апреля 1944 г. полк наносил удары по переднему краю обороны противника под Псковом и Нарвой, выполнено 190 боевых вылетов. 9 апреля экипаж полка метким бомбовым ударом сорвал начавшееся наступление противника в районе Аувере, что в 14 км северо-западнее Нарвы, выполнено 40 боевых вылетов. Командующий фронтом генерал-полковник Говоров объявил благодарность.
Все лето 1944 г. полк действовал в интересах 1-го Белорусского фронта, проводившего операцию «Багратион». Помимо вылетов на бомбометание, выполнялись транспортные полеты в освобожденный Минск. 28 августа 1944 г. - особый день в истории полка: в этот день был выполнен первый боевой вылет на бомбометание объектов, расположенных на территории Германии, 24 самолета нанесли удар по железнодорожной станции Инстербург.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 августа 1944 г. за мужество и героизм личного состава, высокую организованность в боевой работе по освобождению Белоруссии и города Минска от немецко-фашистских захватчиков полку присвоено почетное наименование «Минский».
В сентябре полк наносил удары по Кенигсбергу, Гдыне, Свинемюнде.
Приказом НКО от 5 ноября 1944 г. 110-й Минский бомбардировочный авиаполк преобразован в 33-й гвардейский Минский бомбардировочный авиаполк Дальнего Действия.
В апреле 1945 г. полк наносил удары по Берлину и его окрестностям, по укрепленным пунктам обороны немцев под Кюстрином. 22 апреля в полном составе полк нанес удар по объектам в районе Тиргартена. Последний боевой вылет выполнен 7 мая 1945 г. - 13 экипажей бомбили Свинемюнде.
За время войны полк несколько раз получал Благодарности Верховного Главнокомандующего:
- 28 января 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Клайпеда
- 29 марта 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Гдыня
- 30 марта 1945 г.: за отличные боевые действия при завершении разгрома Данцигской группы и овладении штурмом города и крепости Данциг
- 9 апреля 1945 г.: за прорыв обороны по западному берегу реки Одер
- 2 мая 1945 г.: за овладение городом Берлин
- 5 мая 1945 г.: за отличные боевые действия при овладении городом Свинемюнде
1 февраля 1946 г. полк переведен на штат мирного времени и переименован в 196-й гвардейский Минский дальнебомбардировочный авиаполк. 16 апреля 1946 г. полк был выведен из состава 18-й армии и передан в 16-ю воздушную армию с изменением наименования на 196-й отдельный транспортный авиационный полк. С июня личный состав приступил к работе по плану боевой подготовки транспортной авиации. Командующий 16-й ВА отдал приказ снять с самолетов все бомбардировочное оборудование. Полк отрабатывал десантирование посадочным способом подразделений 57-й стрелковой дивизии. Обучение пехоты погрузке-разгрузке проводилось на аэродроме Эрфурт. С июля по декабрь 1946 г. проведено пять полковых летно-тактических учений, в ходе которых самолетами Ли-2 перевезено 3533 человека и 50 750 кг грузов, в том числе семь орудий и 57 минометов.
В мае 1947 г. полк передали из 16-й в 13-ю воздушную армию. На основании приказа ГШ от 29 сентября 1947 г. полк перебазировался с аэродрома Апьтес-Лагер (Германия) на аэродром Синалена (Эстония). В Эстонии полк приступил к совместной подготовке с частями 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. И.В. Панфилова. В 1948 г. средний налет на пилота составил 95 ч 30 мин, из 30 экипажей полка 27 были подготовлены к полетам днем и ночью, в ПМУ и CMY. Продолжалась совместная боевая подготовка с частями 8-й гв. стрелковой дивизии, а с ноября началось обучение десантированию посадочным способом офицеров 45-й гвардейской стрелковой дивизии. За год с подразделениями 8-й гв. СД проведено два ЛТУ с практическим десантированием парашютным способом, «облетано» 4000 солдат, сержантов и офицеров 8-й гв. СД и 120 человек из 45-й гв. СД. Одно ЛТУ проведено с подразделениями ВМФ. В августе 1948 г. производилась проверка Главной Инспекцией ВС СССР на готовность 8-й гв. СД и 196-го гв. ОТАП. По результатам поверки сделан следующий вывод: 196-й гвардейский отдельный авиатранспортный полк подготовлен к десантированию стрелковых подразделений без табельного тяжелого вооружения и автотранспорта в составе полка днем в СМУ и полностью обеспечил программы воздушно-десантной подготовки 8-й гвардейской стрелковой дивизии. Поставленные на 1948 г. задачи боевой подготовки полк выполнил полностью.
В апреле 1949 г. в ходе очередной реорганизации полк передали из 13-й ВА в 281-ю авиационную транспортную Новгородскую Краснознаменную дивизию Воздушно-десантной армии, после чего полк стал именоваться как «196-й гвардейский Минский транспортно-десантный». Летом проводились ЛТУ с частями 15-го воздушно-десантного корпуса.
Самолеты Ли-2 были плохо приспособлены к перевозке техники и тяжелого вооружения, поэтому в конце 40-х - начале 50-х гг. в составе транспортных авиаполков имелись планерные эскадрильи — техника доставлялась планерами. В 1951 г. в 196-м полку имелось три самолетные эскадрильи (Ли-2) и одна планерная. В августе полк составом 27 самолетов Ли-2 принимал участие в показном учении 107-й воздушно-десантной дивизии, проводимом командующим Киевским военным округом. Дивизия десантировалась в районе Черкасс парашютным способом. В декабре 1952 г. планерная эскадрилья из состава полка была исключена, взамен введена самолетно-планерная эскадрилья.
В конце 40-х - начале 50-х годов полк периодически в интересах парашютной подготовки личного состава ВДВ перебрасывался на аэродромы Черняховск, Выползово (Калининская область), Рязань, Кострома, Кресты (Псков), Касимово (Ленинградская область).
В июне-июле 1953 г. проводились совместные с подразделениями 8-й гвардейской армии учения на территории ГДР, в октябре полк принимал участие в учениях Прикарпатского военного округа.
Зимой 1954 г. полк в составе 21 экипажа выполнял задание Правительства по доставке грузов на мыс Шмидта. В 1955 г. 18 экипажей доставляли грузы на Диксон и в Амдерму. За отличное выполнение спецкомандировки по доставке грузов на Север капитан Горкунов награжден орденом Красного Знамени. Полеты на Севера продолжались в 1956 г.
В августе 1956 г. название полка изменено с «транспортно-десантного» на «военно-транспортный».
В декабре 1956 г. полк передан в состав 3-й гвардейской военно-транспортной авиадивизии ВТА ВВС. С 28 октября по 19 ноября полк в составе 18 самолетов Ли-2 принимал участие «...в оказании помощи Венгерскому рабоче-крестьянскому правительству по разгрому мятежа в Венгрии». Выполнено 340 полетов с налетом 775 часов днем и ночью, перевезено 102,5 т грузов и 885 человек. За участие в венгерских событиях 45 солдат и офицеров полка отмечено боевыми наградами.
В 1957 г. началось теоретическое переучивание на Ту-4д. В марте руководящий состав полка приступил к полетам на Ту-4д, а в апреле в полк прибыли первые «свои» Ту-4д. К концу апреля в полку имелось 11 воздушных кораблей, в октябре полк был полностью укомплектован самолетами Ту-4д. Освоение новой техники шло с марта по сентябрь в летних лагерях на аэродроме Каховка, за этот период было подготовлено 17 экипажей. Первый полковой вылет на Ту-4д состоялся в июле 1958 г. С августа 1958 г. постоянным местом базирования полка определен аэродром Тарту, Эстонская ССР. По штату на вооружении полка состояло 24 самолета Ту-4д.
В 1959 г. полк отрабатывал десантирование боевой техники и грузов в кабинах П-90, контейнерах П-85 и ПДММ.
Принятие на вооружение транспортной авиации самолетов Ту-4д являлось определенным шагом вперед - по своим возможностям «тушки» значительно превосходили Ли-2, однако не являлись специализированными транспортными самолетами. На долгие годы «рабочими лошадками» ВТА стали самолеты Ан-12. Первые Ан-12 196-й полк получил в сентябре 1961 г., это были машины постройки Воронежского завода. Осваивать новую технику личный состав начал немного раньше: практическое переучивание 1-й АЭ производилось с 13 июня по 20 июля на базе 339-го ВТАП на аэродроме Витебск-Северный. До конца года удалось подготовить на Ан-12А 16 экипажей. В 1962 г. полк был полностью укомплектован самолетами Ан-12А. В течение года получено 28 самолетов, 8 из Ташкента и 20 из Воронежа. В октябре 1961 г. полк полным составом принимал участие в учениях войск Варшавского договора. С аэродрома Червоноглинское на площадку Тыргушор было десантировано 595 человек и 28 платформ ПП-124-2500, личный состав и техника 119-го парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В 1962 г. выполнено 53 спецзадания в интересах различных ведомств.
В 1963 г. полк принимал участие в 12 учениях. Личный состав освоил новый вид подготовки - высотную, на высоту 6000-7000 м было поднято 22000 десантников.
С 1963 г. началась «международная» деятельность полка - группа военнослужащих выполняла спецзадание в Йеменской Арабской Республике по обучению полетам и эксплуатации самолетов Ан-12. За образцовое выполнение задания 13 человек награждено орденами и медалями, в том числе пятеро - орденами Красной Звезды. Также в 1963 г. личный состав полка обучал эксплуатации самолетов Ан-1 2 летчиков и техников ВВС Польши.
На основании Директивы ГШ от 10 июля 1964 г. полк передан из 3-й гв. ВТАД в 11-ю гвардейскую ВТАД, которая в апреле 1966 г. была переименована в 18-ю гв. ВТАД. В течение года проведено восемь учений, в том числе два учения — совместно с войсками Варшавского Договора на территории ЧССР.
В 1968 г. полк принимал участие во вводе войск в Чехословакию. Особо отличились экипажи гв. подполковников ВТ. Константинова и В.И. Юрчикова, гв. майора Ю.А. Кунаева. С 25 по 31 июля полк в составе 22 самолетов принимал участие в учениях «Одер», проводимых главкомом ВС на территории ГДР.
В 1969 г. личный состав освоил полеты на полную дальность с переменным профилем в плотных боевых порядках на предельно малых высотах. Новые виды боевой подготовки отрабатывались в интересах спецназа, бурно прогрессировавшего в конце 60-х годов. Учения со спецназом проводились и в 70-е годы.