Говорят, что любая экономика развивается циклично и по синусоиде – то вверх, то вниз. Вверх – в низ. Вверх – вниз… Авиакомпания N (назовем ее так по той простой причине, что она еще обладает сертификатом эксплуатанта) решила не соблюдать принятое во всем мире правило развития экономики.
Вверх…
Краткое условие нашей задачки. Авиакомпания N – внутри российская, межрегиональная авиакомпания, с пассажиропотоком в несколько сот тысяч паксов, с парком полтора – два десятка судов и штатом сотрудников за тысячу добросовестных работников. Руководство авиакомпании N посчитало, что пришло время сменить стратегию – N должна стать межрегиональной авиакомпанией, эксплуатирующей современные реактивные суда вместимостью от 50 до 100 паксов, и ориентированная на рейсы из регионов в столицу и между регионами в пределах одного Федерального округа.
Сама по себе стратегия и начало ее реализации – движение на месте (оговорюсь, в условиях падения экономики предприятия чуть ли в состоянии штопора). Но вот в чем суть – руководство N убеждено, и это убеждение, конечно, имеет право на жизнь, что авиакомпания начала новый виток своего развития на новом более качественном уровне. Опять же оговорюсь – это публичное убеждение, которое благодаря «талантливым» пиарщикам вкладывается в уши сотрудников N и всякой иной общественности, которая, по предположению пиарщиков, летает самолетами N. И это не значит, что руководство N так же на самом деле и думает – оно только говорит вслух и предпринимает некоторые действия.
Так за основу построения бизнес модели в авиакомпании N приняли опыт функционирования авиакомпании AirBaltik. Отличное предприятия (кстати, по производственным мощностям почти тождественное N), управление в которое строится в большей степени по принципам построения североамериканской экономической модели и являющаяся национальным авиаперевозчиком.
И вот что стало происходить:
Сотрудники N, не самого низкого уровня, зачастили в Ригу для получения некоего опыта.
На предприятии пошло сокращение персонала, которое назвали оптимизацией численности работников. Но беда в этом случае заключается в том, что никто не занялся оптимизацией производственного процесса. По всей видимости, опыт AirBaltik в данном вопросе касался только числа работников, а не того как они осуществляют свою деятельность. Теперь в N попросту некому работать, даже следить за состояние салонов судов (об этом чуть пониже). Но это ведь не важно. Главное в компании численность работников сводится к экономически обоснованному – на каждую тысячу пассажиров приходится по n-му количеству работников.
В N ввели платное питание на борту с предварительной оплатой при покупке билета – ведь в рижской авиакомпании есть такое предложение. Вот только там питание стоит 9$, а N предлагает своим паксам сэкономить деньги и время за 500 рублей на полутора часовом рейсе. Гениально!
Вторым, не менее важным событием на пути вверх у авиакомпании N стало проведение внешнего аудита коммерческой деятельности. Приехали иностранцы, они конечно люди умные, кто спорит, и стали через переводчика вопросики задавать сотрудникам N, документы листать. Потоптались пару дней по офису и свалили отчет писать. Аудиторы импортные – это хорошо. И Аэрофлот через это прошел и S7. Но они то компании – ого-го – международные, да и с мощностями покрупнее. Но факт остается фактом – аудит провели, заботу проявили.
Все эти действия не что иное, как проявление бурной деятельности топов N для имитации того, что у компании есть цель существования, а все это задачи-этапы на пути ее достижения. Оставим эти убеждения тем, кто их вносит в широкие массы, и рассмотрим, как широкие массы смотрят на «полет» N.
Вниз…
Вернемся к друзьям-аудиторам закордонным. Во всей этой профанации, а именно так восприняли рядовые сотрудники N всю суету с исследованием коммерческой деятельности предприятия, есть такой нюанс, который можно толковать по-разному. Вместе с аудиторами появились некие консультанты, конечно же, они русскоязычные и очень близкие к топам N. По сути ситуация сложилась таковой, что авиакомпания N заплатила за аудит, но сам аудит заказали эти консультанты. Мы-то с вами люди умные и понимаем, что кто заказывает, тот и танцует. А зачем консультантам такие напряги? Да все просто, устранять ошибки в коммерческой деятельности будут уже под их (консультантов) пристальным руководством и за немалые $$$. Поэтому со 100% уверенностью могу сказать, что отчет будет следующим: «Коммерческая деятельность N – полная Жизненная позиция, которая дала трещину». И именно на латание это дыры будут брошены все оставшиеся силы N.
А почему за образец построения бизнеса была взята компания AirBaltik? Исторически этот факт не зафиксирован, но еще когда у N все было, как говорится «в ажуре», некие консультанты предложили наладить контакт с коллегами из Латвии. Сразу отмечу консультанты из истории про AirBaltik и консультанты из истории с аудитами – все с одного лица. Время шло, контакты крепли, обмен опытом происходил. Все бы хорошо, но AirBaltik – успешная компания, а N – «в штанах с заплатами». Конечно, можно сказать, что опытом не так обменивались, но скорее всего, просто AirBaltik и N – это совершенно разные и между собой не сопоставимые авиакомпании. А консультантам во всей этой истории требовалось банальное – возможность полетов в Ригу, где они приобрели землю и дом.
А еще сегодня нужно авиакомпании N заполучить код-шеринговое соглашение с самой главной авиакомпанией страны, иначе не жить N. Приехали топы N к пупсам самой главной авиакомпании страны и в ответ на свое «просим…» услышали «да г…о ваши самолеты, п…ц как вы людей возите, не самолеты, а сараи, скотовозки убогие». Но не растерялись топы N, а напряглись и повезли на следующую стрелку к пупсам самой главной авиакомпании страны фотографии своих самолетов и аргументом «но нет, не все самолеты скотовозки, есть парочка так себе удовлетворительных, и бизнес салон с кожаными креслами и … ваши рейсы сможем обслуживать за ваши деньги» Да вот только пупсам сколько не вози фоточки, а скотовозки ни какой фотошоп не исправит.
Вывод…
Помните, вначале мы писали, что экономика это постоянное движение вверх и вниз. Как думаете N сейчас где?