Сегодня,
по каналу Культура анонс: "105 лет со дня рождения лётчика, фильм "Валерий Чкалов". Обязательно буду смотреть - живу в доме, который стоит точно на том месте, где он разбился.
Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
|
Гром форум
Старожил форума |
02.02.2009 06:37 |
Сегодня,
по каналу Культура анонс: "105 лет со дня рождения лётчика, фильм "Валерий Чкалов". Обязательно буду смотреть - живу в доме, который стоит точно на том месте, где он разбился. |
|
Гром форум
Старожил форума
|
02.02.2009 06:44 |
P.S. А камень, на котором написано "На этом месте погиб Валерий Чкалов" стоит метров на 50 ближе к шоссе, так как его ставили уже после того, как наш дом отстроили...
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
02.02.2009 10:54 |
В архивных материалах адрес того дровяного склада «Магистральная д.13». Судя по всему, это всё-таки «по ту сторону» шоссе. Очень интересно было бы узнать об источнике Вашей уверенности в том, что Ваш дом именно там. Мне пока не удается узнать точную привязку к местности. А мимо камня тоже прохожу часто, работаю недалеко.
|
skyraver форум
Старожил форума
|
02.02.2009 10:54 |
Гром
Это 17-тиэтажка бело-синяя? Всегда интересно было знать точное место. П.С. Дейнекин говорил, что точное место во дворе дома (я только не понял какого), поэтому решили ставить там где сейчас, а то его бы почти никто не видел. P.S. Я на ул. П. Осипенко живу:)) |
aeronaut
Старожил форума
|
02.02.2009 14:43 |
Чкалов заходил между Бегами и Ваганьковским кладб.и упал где-то в 250м.до этого места где стоит памятник. По словам Шиянова "Взлетал он со стороны Боткинской больницы-на бывший аэропорт. И после взлета сразу стало очевидно, что ему нужно скорее сесть: мотор переохладился тут же. Чкалов развернулся, на небольшой высоте и стал заходить на посадку. Он, очевидно, убрал обороты, потому что была большая высота, а для того, чтобы подтянуть, дал газ - черный дым выбросился, и - все! Дальше, несомненно, до последнего мгновения он все прекрасно сознавал: немного рванулся вправо - влево, и скрылся за домами. Тут стоял "Нортроп" - американский разведчик (купили мы у Америки - великолепнейшая машина), уже был готов, прогрет. Иван Фролович увидел меня: "Садись в машину, лети туда". Сзади сели - механик и инженер. Я взлетел, посмотрели, где все произошло - это рядом, между Центральным аэродромом и Филями. Я туда сел, причем, у меня тоже мотор остановился: только убрал газ, и он остановился. Но я спланировал и сел нормально. Валерий Павлович сделал все для того, чтобы спастись. Сел он, собственно не сел, а упал почти на небольшой лесопильный заводик. Из горбыля была свалена громадная куча, и он в эту кучу под конец, видно, решил спарашютировать. Машина плашмя ударилась в нее, все самортизировало хорошо. Поломалась, конечно, машина, но летчика вырвало из кабины: он привязан был одними поясными ремнями. Рядом лежала катушка железная, телефонная катушка, на которые наматываются телефонные провода. Вот об эту катушку Чкалов ударился головой, и был проломлен череп. Два часа он просил о чем-то, ругался по-страшному и умер.Значит всё таки за Хорошёвкой он упал.Правда Шиянов не указал, что Чкалов сделал не один, а два круга.Последний в сторону Кунцева якобы к даче Сталина.Всего в окрестностях Ходынки я насчитал только катастроф 13 и массу аварий.
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
02.02.2009 15:19 |
От старожилов района я слышал, что территорию, примыкающую к мелькомбинату, даже собирались назвать «площадь Чкалова». Это тоже косвенное свидетельство того, что всё произошло в районе нынешних магистральных улиц (в 30-е годы была, очевидно, одна Магистральная улица). Насчет того, что между «Бегами» и «Ваганьковским» - сильно сомневаюсь в достоверности этой детали у Шиянова. Очевидно, траектория захода проходила вблизи «Холодильника №7».
Аэронавту В какую сторону взлетал Никашин на Гу-1 (это было наверняка по основной ВПП) – на рощу или на завод, известно ли «место»? |
|
Гром форум
Старожил форума
|
02.02.2009 15:43 |
Всем привет! Не помню где, в интернете лет пять-семь назад читал статью о нём. Там было написанно, что Магистральную он пролетел, пересёк Хорошевское шоссе и упал. Ну, тогда, получается точно не известно...
То skyraver: Насчет дома точно, только уже года три перекрасили: уже не бело-синий, а бело желтый :-))) avia-beauty fan:"Насчет того, что между «Бегами» и «Ваганьковским» - сильно сомневаюсь в достоверности этой детали у Шиянова.Очевидно, траектория захода проходила вблизи «Холодильника №7»." Во! Вот это скорее всего! Если бы там, где пишет Шиянов он бы упал дальше отсюда... Ну, может в районе издательства "Красная Звезда". Траектория как-то не соответствуют, на мой взгляд по Шиянову. |
|
Гром форум
Старожил форума
|
02.02.2009 15:56 |
То То skyraver: Хотя, не, может и не тот, там все фасадом к шоссе стоят, а мой торцом. Рядом - бывшее кафе "Лола". А сине-белый один остался, метрах в пятидясети, в сторону центра.
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
02.02.2009 20:22 |
aeronaut
Извините за предыдущее обращение, по-русски оно получилось как-то автоматически, неумышленно... Еще два момента всегда удивляют меня в Чкалове. Он из когорты "равных" - Громов, Коккинаки, Байдуков - ведь популярен был всего два года, по сути с момента перелета на о. Удд, да и "в верхах" был известен на год больше, но такой фантастический ореол славы.... Сложились многие факторы, создавшие Легенду времени. А в 1938-м ему было всего 34 года... На фото всегда кажется раза в полтора больше... |
aeronaut
Старожил форума
|
03.02.2009 03:08 |
1.В рассказе Шиянова много неточностей ,но достоверно одно это подтверждают и другие очевидцы что Чкалов взлетал от завода в направлении аэропорта параллельно короткой полосе с курсом 345 несколько правее её-скорее всего с укатанного снеега Значит по логике вещей и садиться он должен был с этого же направления. И то что он сделал два круга говорит о том что повода для беспокойства у него не было и он строил нормальный заход на посадку, а не спешил скорее сесть.Принимая во внимание ,что в то время была видимо одна Магистральная ул. т.е.1-я ,то значит и упал он в р-не мелькомбината как правильно было сказано.Возможно тогда его ещё и не было а были склады дров.Памятник же стоит значительно ближе к аэродрому.
2.Описание происшествия: 12 июня в 14:15 самолет конструкции М.И.Гудкова типа Аэрокобра, пилотируемый л-ком п-п/п А.И.Никашиным взлетел с ЦА в Москве. Разбег был произведен по бетонированной дорожке в направлении от завода № 81 на северо-запад. Сила ветра при взлете была 5-6 м/сек. Разбег протекал тяжело и производился с форсажем мотора и щитками, отклоненными на 10-12 гр. После разбега длиною около 800 м летчик, достигнув пересечения взлетных полос, начал подрывать самолет. После взлета самолет несколько просел, а затем начался медленный набор высоты. Перетянув над лесом на границе аэродрома, летчик продолжал набирать высоту, однако, не смог ее набрать. Через 2-3 минуты, будучи на траверзе центра Тушинского аэродрома (Строгино), летчик начал с малым креном разворачиваться налево. До момента разворота высота полета была, по свидетельеклм показаниям 50-150 м. мотор работал нормально. Весь полет происходил при выпущенном шасси и отклоненных щитках. При развороте самолет свалился на крыло. Летчик дал форсаж, пытаясь вырвать самолет, однако самолет, сделав около 1/2 витка штопора, врезался в землю. Летчик при ударе самолета о землю был убит, а самолет - полностью разрушен |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
03.02.2009 12:39 |
Aeronaut
Спасибо. Даже не ожидал, что узнаю столько… Вопросов, кстати, вокруг Ходынки/ЦА много, но на этой ветке это всё-таки OFF. На форуме наверное есть отдельные темы. К сожалению, так и не нашел вчера эту передачу по «Культуре»… Очень много лет назад был крайний раз в музее вооруженных Сил. Помню, там были разбитые летные очки В.П. и полетный лист на тот последний полет. Кто-нибудь знает, сохранились ли в экспозиции эти реликвии ? |
aeronaut
Старожил форума
|
03.02.2009 14:02 |
avia-beauty fan:
К сожалению на форуме это интересно ограниченному кругу лиц и такие темы долго не живут, хотя неясного ещё очень много.Это относится не только к Чкалову, но и к другим событиям на ЦА- например к "Максиму Горькому" упавшему на пос.Сокол.Тут вообще темное дело. |
Donatas
Старожил форума
|
03.02.2009 18:29 |
Давно интересуюсь обстоятельствами гибели В.П.Чкалова.
Вот что говорит о месте падения его сын Игорь: http://www.aviaport.ru/digest/ ... Вот что говорит об этом в своей книге "Валерий Чкалов" о месте падения его дочь Валерия: " (...) Закончив первый круг над аэродромом самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода №22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полтора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная улица, д.№ 13) возле Хорошевского шоссе (...)" |
aeronaut
Старожил форума
|
03.02.2009 20:57 |
Donatas
Всё правильно в рассказе.Заходил со стороны 22 завода в Филях с курсом 345, 1-2 км не дотянул до аэродома как раз р-н мелькомбината.То самое место.Если учесть что падал не отвесно а по левой спиралеобразной траектории потеряв окончательно скорость (эти броски вправо-влево в расск.Шиянова характерны для предштопорного состояния когда с-т "думает" в какую сторону валиться-т.е с-т был уже неуправляем)то заходил чуть правее. С "МГ" неясно ,кто же дал Благину задание делать пилотаж вокруг "МГ".Не думаю ,что он по своей инициативе на это пошёл.Об этом задании (наверняка были тренировки) знали десятки людей ,а после катастрофы все как воды в рот набрали-свалили всю вину на Благина.Сейчас то уже конечно концов не найдешь. |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
03.02.2009 21:18 |
aeronaut
Однажды я держал в руках уникальный альбом воспоминаний бывших работников КБ Поликарпова. Приведу из него одну выдержку, которую я тогда для себя записал, и которая даже имеет косвенное отношение к нашей теме как завершение того, что начал в первом полете для И-180 и последнем для себя В.П. «Работа по внедрению И-185 велась успешно. Появились фюзеляжи, закладывались в стапеля консоли. Но в один день всё повернулось вспять… В цехе был обеденный перерыв, когда в корпус завода рухнул самолет, пилотируемый В. Степанчонком. Уже принятая государственной комиссией машина не дотянула до посадочной полосы. На этом закончилась наша рабоа на заводе 39. Впоследствии наше место занял С.А. Лавочкин. Ф.С. Жиленков. В то же время, где-то еще я читал, что последние полеты И-185 были не в Москве. Может в этот момент 39-ё был в эвакуации? Хотя с другой стороны, поздние Лавочкины как раз действительно производились «в том районе» (по-моему, на 381-м). И неужели Степанчонок тоже не дотянул до полосы Ходынки? И откуда же он тянул, если упал на цех? |
aeronaut
Старожил форума
|
04.02.2009 12:34 |
Donatas
Там где сейчас стоит камень была уже граница аэродрома-практически пустое место и скорее всего Чкалову удалось бы посадить самолёт.А из свидетельств очевидцев следует что это произошло на удалении 1-1, 5 км и высоте 100 м. (там где стоит камень высота бы была уже меньше)и "самолёт скрылся за домами" т.е. за домами по ту сторону Хорошёвки. Думаю всё-таки он упал в р-не элеватора.Посмотрите в Google Earth и станет ясно. avia-beauty fan: Степанчёнок заходил на длинную полосу с курсом 275 со стороны Бегов через Боткинскую больницу.Когда отказал мотор шансов сесть у него конечно не было и он влетел в окно цеха завода №1.Этот цех ММЗ "Знамя Труда" существует и сейчас (были случаи падения с-та и на территорию Боткинской больницы) |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
04.02.2009 13:04 |
aeronaut
Спасибо. Удивительный рок… До Ходынки немного не дотянули первый И-180 и последний, уже практически состоявшийся И-185… А то нынешнее серое здание вдоль проспекта напротив "Динамо", это все-таки какой завод был? (или цех какого завода?). Всегда считал, что это и есть 39-й. Предполагаю, что именно там производилась сборка ДБ-3 и поздних "Ла". |
aeronaut
Старожил форума
|
04.02.2009 14:44 |
Серое здание это 37-й цех бывш. ММЗ "Знамя Труда" сейчас корпор.МиГ ещё раньше Завод №1 АВИАХИМ ещё раньше "Дукс" в войну выпускал Ил-2, а 39-й им.Меньжинского (эвакуирован в Иркутск)где и был Чкалов испытателем это рядом скорее всего ОКБ Сухого сейчас на этом месте, но вот точно не скажу
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
04.02.2009 18:26 |
aeronaut
Насчет заводов в районе Ходынки мне вот какая видится картина: Серое здание, как и примыкающая к нему «внутренняя» часть – это всё-таки 39-й до войны (ДБ-3, опытные Ил-2), 81-й до 42-го года а с 42-го года реэвакуированный из Нижнего Тагила 381-й (Ла-7, И-250, Ла-15). Нынешний «Сухой» занимает территорию ОЭЛИД ЦАГИ, где сохранился (внешне) уникальный ангар 28-го года постройки, в котором, в частности строили «МГ», «отстаивали» после неудачного перелета Байдукова-Леваневского (а потом и удачно представили Чкалову) АНТ-25, разбирали на комплектующие севший на Ходынке В-29 для последующей реинкарнации в Ту-4, собирали все первые (сверхзвуковые) Су-7/9/15. В этом ангаре с 40-го года размещался кабинет Поликарпова. И тогда же ангар стал заводом №51. А между 39-м и ОЭЛИД (51) располагался занимающий основную заводскую территорию 1-й до войны (МиГ-3). После эвакуации в Куйбышев, предприятие работало как авиаремонтный завод, позже воссоздан как 30-й с развертыванием производства Ил-2. На территории 1-го завода было и переведенное туда в 40-м году КБ Поликарпова. И-185 Степанченка сделан был, похоже, все-таки в Горьком, летал в Москве и врезался именно в здание КБ. В упомянутой выше цитате ветерана-поликарповца имеется в виду как разворачивающий производство, похоже, 21-й завод, а не тот самый «серый» 381-й, который тоже отошел к Лавочкину, и в который, как я предполагал раньше, врезался самолет. Чкалов в последний свой период был уже, очевидно, только шеф-пилотом Поликарпова, и, возможно облетывал серию 1-го завода. 39-й был в тот период у Ильюшина/Коккинаки. Везде, где не прав или не точен, поправьте меня. |
aeronaut
Старожил форума
|
05.02.2009 15:22 |
В общем всё правильно.Если рассматривать территориально, то 39 завод был небольшой и из-за нехватки мощностей опытные цеха были размещены на других заводах, в том числе и на 1-ом. Я имел ввиду послевоенное время когда 30-й начал выпускать Ил-28 это здание, т.е. часть 37 цеха ему уже принадлежало.Степанчёнок погиб на опытном И-185 М-71 выпущенном ещё на 51 заводе.
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
06.02.2009 16:48 |
aeronaut
Как Вы бы оценили книгу Ю. Каминского «Кремлевские перелеты»? Моя оценка самая высокая. Ничего лучшего и более информативного о тех событиях я пока не читал. Но нет ли там, по Вашему мнению, явно спорных или недостоверных утверждений? Очень поразил, например, факт использования шарикоподшипников для имитации веса топлива во время тренировочных полетов (взлетов с предельным весом) АНТ-25 и «засевание» ими лесов Щелковского района в случае быстрой посадки. Кстати, кому интересно, в книге есть и личный рецепт В.П. для быстрого – за день - вылечивания простуды и бытовая зарисовка применения им этого рецепта для восстановления не ко времени простывшего коллеги на парижской выставке 1936 года :) |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
07.02.2009 10:57 |
Donatas, aeronaut
А я вот как раз не читал упомянутые Вами книги. Очевидно, эта тройка названий и есть лучшее, написанное о тех событиях. «Кремлевские перелеты» выходили десять лет назад. Небольшая по формату, книга построена в стиле воспоминаний очевидцев с комментариями автора. (Возможно, про подшипники и было взято от Байдукова). Издана вполне прилично. На мягкой (но тисненой) обложке Спасская башня, Сталин, пара (!) АНТ-25. Бумага белая, не газетная. А вот издательство какое-то «полуподпольное» – «Журналистское агентство «Гласность». Тираж не указан. Найти её сейчас, думаю, нереально. Единственный шанс, как и для всех книг про авиацию, - развалы предстоящего МАКС. Упомяну один интересный момент, отмеченный в этой книге. Не технический, правда, а политический. Встреча экипажа Чкалова на щелковском аэродроме после перелета на о. Удд. Дальше цитирую: Сначала слова А.В. Белякова, потом автора. Поразившее меня обстоятельство выделено мною большими буквами. «Мы выпрыгнули из самолета, размялись и огляделись вокруг. Около здания поста управления полетами было заметно большое скопление встречавших нас людей. И в этот момент от ворот аэродрома отделилось несколько легковых автомобилей. Они быстро двигались в нашу сторону. Первая из машин остановилась рядом с нашим самолетом. Открываются дверцы, из неё выходят Орджоникидзе, затем Ворошилов и Сталин… Весело и дружески улыбнувшись, Сталин широко раскинул руки и обнял Чкалова…» В этом воспоминании можно заметить явную попытку члена экипажа создать впечатление особой значимости своего командира. Разве Стали обнял одного Чкалова? Хорошо известно (это снято на пленку), что Сталин обнял и расцеловал всех членов экипажа. Но главное, конечно, не в этом. Когда полновластный хозяин страны, фактически диктатор, позволяет себе такой жест – выехать на встречу – это дорогого стоит. Видимо, Сталин очень ждал достигнутого результата, поэтому позволил себе эту слабость, этот порыв: БОЛЬШЕ НИКУДА, НИКОГДА И НИКОГО ОН НЕ ЕЗДИЛ ВСТРЕЧАТЬ. Все, кто добивался даже больших результатов, являлись с победными реляциями в Кремль, а уж он воздавал каждому по усмотрению. |
Donatas
Старожил форума
|
07.02.2009 14:56 |
avia-beauty fan:
1) "Первые перелеты через Ледовитый океан" - каноническая книга. Можно взять "Чкалов" (Серия ЖЗЛ) того же Г.Ф.Байдукова, в которую вошло много из "ПП через ЛО". 2) "...Сталин широко раскинул руки и обнял Чкалова…» - а что там дальше по тексту? 3) По результатам всего прочитанного-просмотренного на эту тему у меня создалось впечатление, что у Сталина были особые чувства к Чкалову, очень похожие на отцовские. Возможно ошибаюсь. Но вот достаточно вспомнить связку "гибель Чкалова" - "Сталин плачет". |
aeronaut
Старожил форума
|
07.02.2009 16:04 |
У Сталина не было отцовских чувст ни к кому-даже к собственным детям. Просто открытый, по детски наивный, особо не обременный интеллектом, любитель выпить и закусить в общем этакий рубаха-парень Чкалов (а к примеру не интеллигент Громов от которого не знаешь чего ждать)и представлял в глазах Сталина эталон (в его понимании) Советского человека.Плюс действительно безграничная искренняя преданность-уж это то Сталин чувствовал сразу.Поэтому Чкалову разрешалось то, что другим нет. Чкалов и Леваневский были продукты своей эпохи вынесенные на гребень волны Сталинской опёкой.И если Леваневский был карьерист и как я считаю просто непорядочный (его выкрутасы с Байдуковым на перелёте, заявление в Кремле относительно АНТ-25.Чем бы это тогда грозило Туполеву он не мог не знать)человек и делал всё сознательно ,то Чкалов был таким каким был и одним из немногих людей кого Сталин действительно любил.А вот насколько долго его бы хватило? И ведь все они ходили друг у друга по головам. У Решетникова об этом хорошо написано.
|
Donatas
Старожил форума
|
07.02.2009 21:52 |
Аэронавт:
1) То, что у Сталина не было отцовских чувств к собственным детям, возможно, не говорит о том, что их не было вообще. Так бывает иногда, когда дети не оправдывают повышенных ожиданий своих родителей. Зато им полностью соответствует какой-нибудь соседский мальчик Валера. В остальном соглашусь с вами. 2) А что за Решетников и где написано? |
|
Гром форум
Старожил форума
|
08.02.2009 11:06 |
О как! А я и не знал, что Леваневский был таким непорядочным. Тоже в литературе не попадалось. Да уж - век живи, век учись...
|
avia-beauty fan
Старожил форума
|
08.02.2009 11:21 |
Donatas, aeronaut
Всё процитированное мною выше с пропущенной строкой между абзацами в книге единый текст. Сразу за многоточием Белякова следует автор. Здесь я приведу еще несколько цитат. Сначала завершаю слова автора, т.е. продолжаю ту цитату: Тогда же, в августе 36-го, все основные действующие лица, связанные с этим перелетом, могли считать себя удовлетворенными и даже счастливыми. Сталин – потому, что оказался гениальным и прозорливым организатором и автором маршрута собственного имени. Чкалов – потому, что с этого момента началась его фантастическая бешеная и непомерная слава и популярность. Байдуков и Беляков – потому, что их имена тоже стали известны и произносились с должным уважением. У Г.Ф. Байдукова были и другие справедливые основания гордиться собой. Только благодаря его необычайному упорству, умению и точному расчету был полностью реабилитирован АНТ-25. В этой же книге Юрия Каминского процитировано стихотворение Феликса Чуева «Два пилота» (с небольшими сокращениями). Aeronaut упомянул уже «полярность» Чкалова и Громова как личностей при безусловном «положительном символизме» обоих. Вот об этом «стихотворение-квинтэссенция», которое, мне ещё просто еще хотелось популяризировать, пользуясь «трибуной» этого форума: Чкалов рос в душах возвеличась, А рекорды Громов покорил. Чкалов был народ, а Громов – личность, - Каждый, как любовь, неповторим. Чкалов – неуёмная натура, До хитринки искренний талант, Громов – скурпулёзная культура, Строгий, романтический педант. Громов – нет и не было надежней, Чкалов – риск, отвага и азарт. Громова встречали по одёжке: Кепка не повёрнута назад. Чкалов был стихия, бездорожье, Громов жил, мгновенье не сгубя, Чкалов был на каждого похожим, Громов был похожим на себя. |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
08.02.2009 11:26 |
Теперь о Сталине, без какой-либо политики. Мне очень интересно было прочесть Ваши лаконичные взвешенные оценки. Donatas, Ваше заключение, на мой взгляд, бесспорно.
Добавить хотел бы про безусловную и даже романтическую (здесь могу ошибаться, это личное мнение) любовь Сталина к самой авиации (и летчикам, в частности). Достаточно упомянуть только один из многочисленных примеров. Дети высших руководителей страны тогда считали за честь поступать в летные училища. А вот еще одна цитата, которую, вероятно, мало кто знает, как и великолепную вышедшую в прошлом году книгу, в которой она приведена, «Гений неба Владимир Коккинаки» Василий Карпия. Автор приводит воспоминания Владимира Константиновича Коккинаки: «… Товарищ Сталин любил летчиков… Я помню, выступая на приёме в Кремле депутатов первой сессии Верховного Совета СССР, товарищ Сталин сказал: - Грешен, но должен признаться, что я люблю летчиков. Если я узнаю, что какого-то летчика обижают, у меня прямо сердце болит. За летчиков мы должны стоять горой. Если надо, - я, как тигр, готов защищать наших летчиков». Эти то слова, да на стенды сейчас в парадные коридоры многих наших лётных и авиационных предприятий!... |
aeronaut
Старожил форума
|
08.02.2009 15:48 |
Donatas:
Решетников "Обреченные на подвиг" Гром: А вот это как Вам -очень порядочно: – Нас посадили за стол так, что Сталина мы не видели, – вспоминал Байдуков. – Он молча ходил за нашими спинами довольно долго, потом негромко спросил: «Ну что, сталинские соколы, расскажите, как летали». Тут же вскочил Леваневский и заявил, что АНТ-25 это плохой самолет, а сам Туполев, вероятно, предатель! Туполев стал белым, как мел, и вдруг повалился назад вместе со стулом. Мгновенно откуда-то сзади выскочили двое с петлицами НКВД и за ноги уволокли конструктора из кабинета. Больше всего меня поразила не оперативность чекистов, а то, что совещание продолжилось – как будто ничего не произошло. Похоже, это было обыденное для данного кабинета явление. Был бы это не Туполев а кто-то рангом поменьше, его повололокли бы прямой дорогой в подвал на Лубянке после такого заявления. avia-beauty fan: Однако любовь к лётчикам не помешала Сталину уничтожить героев Испании-Смушкевича, Рычагова с женой лётчицей ком.полка Марией Нестеренко, Пумпура а также Штерна, Филина, нач.академий ВВС, всех командиров авиадивизий почти всех командиров авиабригад и большинство камандиров авиаполков.Хотя справедливости ради надо сказать ,что в послевоенный период и до Хрущёвского сокращения действительно был "золотой век" Советской авиации с соответствующим отношением к лётчикам. |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
08.02.2009 16:40 |
aeronaut
Да, конечно. Судьба некоторых летчиков противоречит тому сталинскому откровению. Но многие из них уже находились на высоких командных постах и репрессированы были пусть и по абсурдным обвинениям, но уже не в связи с лётной работой. Сталин, очевидно, говорил о тех, чья работа - только штурвал. А вот Мария Нестеренко - да..., за то что жена... |
Donatas
Старожил форума
|
08.02.2009 21:22 |
avia-beauty fan:
Сталин-романтик? А почему бы и нет. Это вполне перекликается с основными пунктами его биографии: учеба в духовном училище и православной семинарии, революционная деятельность по изменению старого мира, построение отдельно взятого Рая на земле. Естественно с возрастом и под влиянием профессии (диктатор) процентное соотношение романтизма/прагматизма изменилось в сторону последнего... Но полностью сбросить со счетов "романтическую версию" лично я не готов. |
barga44 форум
Старожил форума
|
09.02.2009 09:39 |
ccылка на художественный фильм Чкалов. 1941 г
http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... http://rapidshare.com/files/88 ... фильмов про авиапромышленость, инженеров и летчиков о том периоде 1930-1940 г СССР кажется нет. |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
09.02.2009 22:04 |
Donatas
В книге Василия Карпия рассказано о восторге (если не сказать об эмоциональном трансе) Сталина от выступления «красной пятерки» и В.П. 1-2 мая 1935 и «пролитом дожде» наград пилотам (есть ли у Вас эта книга?). Тогда же 2-го мая Сталин не просто впервые познакомился со Чкаловым, а уже впервые расцеловал его. Соглашусь с Вами про определенную «предрасположенность» Сталина к захватившей тогда весь мир авиамании и завершу свою мысль о диктаторе в связи, кстати, с сегодняшней датой. Сегодня день гражданской авиации, введенный, по-моему в конце 70-х годов как день Аэрофлота. Отраслевой, локальный праздник. А был, без сомнения «привитый» Сталиным, «День воздушного флота», который у миллионов причастных (и не очень) людей в течении нескольких десятилетий вызывал небывалый душевный подъем, сравнимый, пожалуй, с главными государственными праздниками. Сколько мальчишек это праздник привел в авиацию. В более-менее сознательном возрасте я застал 70-е. Помню, что и в те, далеко уже несталинские годы, еще за неделю до третьего воскресенья августа начинался показ художественных и документальный фильмов про авиацию. А в самый день – практически сплошной авиационный показ. Все центральные газеты были в торжественном оформлении, пусть в казенно-парадных, но трогавших – особенно мальчишек – статьях. Радио – о том же. Это был масштаб страны. И салют, конечно, вечером… Сейчас 18-е августа разве что повод для локальных тостов в соответствующих организациях и раз в два года «соседство» с МАКСом. barga44 Из художественных фильмов 30-х годов были еще «Летчики» Юлия Райзмана (1935г), «Пятый океан» И. Анненского (но здесь не уверен, что это 30-е, а не 40-е), ну и конечно знаменитый «Истребители» с настоящими И-16, красивыми образами военных летчиков того времени и потрясающей песней Богословского «Любимый город» В фильме «Чкалов», кстати, в кадр попал интересный самолет – БОК-11. В начале 40-х из малоизвестынх – «Небо Москвы» Юлия Райзмана. Автор форума Еще пара деталей о Леваневском. Н-209 он велел покрасить в цвета своего фамильного герба. В кабине на старте уселся на место правого пилота, поскольку шёл в перелет с «личным шофером» – летчиком-испытателем 22-го завода Николаем Кастанаевым. aeronaut Я читал где-то, что И-17 был одно время в ЦДАиК. Это тот, который сейчас в музее Чкалова? Известно ли Вам что-либо об этом? |
Donatas
Старожил форума
|
09.02.2009 22:46 |
avia-beauty fan:
1) Что за книжка Карпия? 2) А вот с другой строны, при всей любви Сталина к авиации не могу понять, почему так хреново подготовили полет Н-209. Наверняка Виссарионыч был в курсе того, как проходит предполетная подготовка. Одно неучастие в тренировках Леваневского чего стоит - и это притом, что на карту был поставлен ни много ни мало престиж Страны Советов и ее авиации! Странно все это... Кстати, упоминавшийся выше Ю.Каминский в отличном док. фильме "Кремлевские асы" говорит, что Леваневский вообще темная личность о которой мало что известно. В том числе нет объяснения почему Сталин смотрел сквозь пальцы на многие его "художества". Объективно, это Сигизмунду при словах "враг народа" надо было хлопаться в обморок вместе со стулом, а не Туполеву. |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
10.02.2009 22:28 |
Donatas
Упомянута книга В. Карпия «Гений неба Владимир Коккинаки». Все известные подробности о «подготовке» Н-209 против какой-либо логики и здравого смысла. Единственное, что я лично могу допустить, - это то, что Сталин как раз не был реально информирован о состоянии дел с подготовкой перелета Леваневского, т.е. в тот раз информация в направлении «снизу к Самому» не прошла. А в обратном направлении всем, кто был связан с подготовкой ДБ-А, могли «выкручивать руки». Каминский приводит свидетельство Г.Ф. Байдукова со сценой совещания у Сталина, когда идея использовать для перелета Леваневского только что установивший «местный» рекорд ДБ-А, внезапно была озвучена Ворошиловым и попала на «благодатную почву». Присутствовавший тогда Байдуков, пораженный идиотизмом идеи и пытавшийся возражать, ссылаясь на, что самолет «совсем не для этого» и имеет недостаточную дальность, был резко оборван Сталиным (вполне способным заподозрить естественный мотив ревности Байдукова по отношению к Леваневскому) с указанием показать самолет Леваневскому и познакомить его с конструктором. Дальше известно, что Леваневскому самолет понравился, хотя, скорее не самолет, а его четыре двигателя. Но прозорливым оказался Чкалов: «Один мотор – сто процентов рискУ, четыре мотора – четыреста». О том, почему Леваневский был в таком безумном фаворе у Сталина, никто, наверное, никогда не узнает, но возможную версию высказывает Каминский: У Сигизмунда был сильно преуспевший в капиталистической Польше брат Юзеф, который готовился к кругосветному перелету и погиб в 1933 году во время одной из тренировок (перелет Варшава – Омск) на территории России в горьковской области. На Сигизмунда могла быть сделана политическая ставка, чтобы публично продемонстрировать преимущество человека, живущего «при нашем строе». Но мне лично эта версия «не очень». aeronaut В чкаловском-то музее И-17 есть (должен быть, не продали же его как бывший монинский Ла-11, надеюсь), фото его там я точно видел. |
Donatas
Старожил форума
|
11.02.2009 22:29 |
avia-beauty fan:
Не в обиду, но версия про "брата-2" леваневского действительно не очень убедительна. Не очень верю я и в то, что информация к Сталину плохо доходила. Мне сейчас приходит на память книга "Туполевская шарага" и описанные в ней регулярные совещания по перспективным разработкам у Сталина-Берии. Может быть все эти чекисты-особисты и не сильно шарили в технических нюансах, но контролировать прцесс они умели. Мне кажется, что в неудаче того перелета, не в последнюю очередь виноваты "шапкозакидательские настроения" которые появились в авиационных и руководящих кругах после удачной серии рекордов советской авиации. Кстати, а я вот думаю, что Сталин был не так уж и неправ, грубо одернув Байдукова и отправляя в полет именно Н-209. Да, самолет был сырой. Но с АНТ-25 тоже пришлось много повозиться, прежде чем удалось довести его до состояния кондиции. И потом АНТ-25 - это просто рекордный аппарат, а Н-209 - это без пяти минут бомбардировщик. Ну не считать же в качестве реального военного аппарата дальнейшие модификации "двадцать пятого" типа "Родины"... А теперь представьте: русская "Суперкрепость" ДБ-А над Америкой уже в конце 30-х годов... Когда там появился межконтинентальный Ту-95? ;) |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
12.02.2009 01:49 |
Donatas
Согласен, конечно, что июньско-июльская эйфория расслабила, и может даже «покрыла туманом» подготовку Н-209. В отношении выбора самолета думаю, что «безумство» как тогда для Байдукова, так и (наберусь нескромности) сейчас для меня – в сроках. То самое судьбоносное совещание у Сталина и решение было 25 мая, то есть на превращение всё еще сырого бомбардировщика в пригодный к перелету самолет оставалось меньше трех месяцев. Вот одно это, на мой взгляд, фактически перечеркивает все возможные преимущества ДБ-А. О проблемах с самолетом, например о слабой продольной устойчивости, отказах свечей на двигателях, свидетельствует Байдуков. Да, АНТ-25 был фактически простой летающей цистерной с высоким аэродинамическим качеством. Но появился он существенно раньше, чем ДБ-А, был «заточен» на одну идею и соответственно был лучше отработан, тем более, что опекал NO25 Байдуков. Потенциальная эффектность появления бомбера над Америкой могла быть оплачена, как я понимаю, только большим риском. Точных данных о располагаемых возможностях ДБ-А по дальности/топливу у меня нет, но впечатление такое, что речь не только не шла о сопоставимой с АНТ-25 дальности, но всё было бы просто на пределе, без запасов. На NO-25-1 Громова откусывали даже «лишние» ножки болтов. ДБ-А загрузили всяким барахлом, да еще «фамильная» раскраска Леваневского добавила килограмм двести. Аэродинамическое качество ДБ-А со «штанами» сомнительно и какие потери возникли бы при отказе, скажем, крайнего двигателя и дополнительной аэродинамической «раскоряченности» при его парировании, не говоря уже об обледенении, можно только догадываться. Ну и если добавить ко всему этому немногие тренировочные полеты не в обледенение, а «на юг», неопытность Кастанаева в слепых полетах, ненадежность работы радиостанции, отмеченную буквально накануне перелета, и замену опытного, но «неблагонадежного» Кербера на новичка Галковского, то остается только признать, что понять здесь что-либо невозможно. Кадры хроники, запечатлевшие проводы экипажа и взлет Н-209, конечно «пробирают»… |
Donatas
Старожил форума
|
12.02.2009 23:08 |
avia-beauty fan:
Евгений Костарев в "Тайне третьего перелета или цейтнот Леваневского" (крайне занимательная книга) приводит данные о практической дальности ДБ-А в 4500 км, а с дополнительными баками (один из них был установлен в бомбоотсек Н-209) в 8840 км. Для сравнения: рекордные перелеты в Америку Чкалова и Громова составили, соответственно 8, 5 тыс.км по прямой и 10, 1 тыс.км по прямой. Расчетная дальность полета составляла 13000 км. Т.е сопоставимая с дальностью полета первого Ту-95, взлетевшего через 20 лет. |
aeronaut
Старожил форума
|
13.02.2009 00:03 |
http://forums.airforce.ru/show ...
вот где полемику развели! |
avia-beauty fan
Старожил форума
|
13.02.2009 01:29 |
aeronaut
Да уж... Я "по диагонали" пролистал. Фундаментальный труд исследователя Александра Соловьева и оч-ч-чень живая дискуссия. Куда уж нам тут.. Так что придется еще почитать и поучиться там у знающих людей. Donatas Интересные данные о дальности ДБ-А с дополнительными баками. До Фернбенкса «более 6500 км», значит теоретически для стерильных условий запас был. Но были ли тренировочные полеты ДБ-А на полную дальность или уповали на расчет?… А то ведь Леваневский перед перелетом «размялся» на юг всего на пару тысяч км. |
CLN форум
Старожил форума
|
13.02.2009 02:06 |
Какая интересная и познавательная ветка!
Огромное спасибо автору. Вот так живешь рядом, и не знаешь, с чем... А не может ли кто-нибудь подсказать, где точное место падения "Максима Горького"? Хотя бы, относительно "Гидропроекта". |
Donatas
Старожил форума
|
13.02.2009 22:25 |
avia-beauty fan: О других тренировочных полетах Н-209 на дальность кроме Щелково-Баку-Щелково мне неизвестно. Интересно, что после катастрофы Леваневского выпустили еще с десяток "Академий", которые использовались в качестве транспортных самолетов и долетали даже до Дальнего Востока.
А вот тут я подумал о возможных причинах фавора Леваневского - он же спас американского летчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку на Анадыре! А теперь и сам Герой летит спасать Америку на здоровенном бомбардировщике - это эффектная пиар-акция! Жаль, что она не получилась.... Еще я думаю, что Звезда Героя, которую дали Леваневскому за спасение челюскинцев, была не такой уж и не заслуженной - ее дали за Анадырь... И еще объективности ради следует сказать, что более близкое знакомство с отзывами коллег о Леваневском, его статьями разрушают созданный в последнее время его отрицательный образ. Да, человек был непростой, со своими "тараканами в голове", но... кто без греха. А профессионалом он был крепким - это признавали все. |
Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
Реклама на сайте | Обратная связь |