В настоящее время невозможно создавать, испытывать и эксплуатировать военную технику и вооружение (ВВТ) без глубоких научных проработок. Для их проведения необходимы специалисты-исследователи по опытному строительству, испытаниям и эксплуатации, по исследованию состояния и восстановлению ВВТ. Взгляды на подбор и подготовку специалистов-исследователей меняются по мере накопления опыта и развития ВВТ.
При подборе сотрудников для работы в военных научных учреждениях, прежде всего, приходится сталкиваться с целым рядом правил, обусловленных режимом. Существует мнение, что сотрудникам, не прошедшим военной подготовки и не воспитанным в духе воинской дисциплины и традиций, не всегда в полной мере хватает сознания необходимости сохранения военной тайны. Необходима постоянная воспитательная работа, контроль и высокая требовательность.
Несмотря на то, что сейчас военные инженерные учебные заведения дают своим выпускникам и адъюнктам инженерную и научную подготовку с эксплуатационной направленностью, готовых специалистов-исследователей не так уж много. Процесс анализа эффективности эксплуатации ВВТ требует привлечения большого количества научных дисциплин.
Опыт исследований военной техники и вооружения показывает, что лишь те молодые люди смогут стать хорошими специалистами по исследованию военной техники и вооружения, у кого есть основательная научная подготовка, кто овладел одной из инженерных профессий и имеет опыт службы в строевых частях или опыт работы в военных организациях. Однако эти принципы отбора не являются абсолютно верными для всех случаев. Некоторые из сотрудников, весьма успешно работающие в области исследования ВВТ, по образованию химики, металловеды, экономисты, математики и биологи. Оказывается, что наибольшего успеха добивается тот, кто имеет подготовку либо стаж работы более чем в одной области знаний. Для работы по исследованию ВВТ, вообще говоря, подходит каждый, кто имеет аналитический склад ума, способность к накапливанию знаний, практическую смекалку и любит технику.
Одной из наиболее сложных проблем в исследовании военной техники является проблема перехода от объективно существующего и измеряемого к чисто субъективному и неизмерямому. Вот тут-то, пожалуй, человек, обладающий профессиональными знаниями в нескольких смежных науках, и может внести серьёзный вклад в исследования военной техники и вооружения. Нет сомнений в том, что общенаучная подготовка даёт возможность исследователю успешно вести анализ различных физических явлений и вообще явлений, поддающихся количественной оценке, что конечно, важно для решения любой проблемы. Однако для оценки определённого круга фактов и факторов, связанных, прежде всего, с психологической стороной деятельности людей или некоторыми ее особенностями, лучше всего подготовлены психологи и социологи.
Что касается наиболее приемлемого возраста для занятий исследованиями ВВТ, то опыт не позволяет сделать чётких выводов. Можно лишь назвать какие-то естественные наклонности и стремления, которые указывают на то, что тот или иной индивид располагает особыми данными для работы в области исследований ВВТ. Вероятнее всего, вообще невозможно выявить какие-либо характерные черты, обладатель которых способен наиболее успешно работать именно в этой области. Поэтому проще перечислить те особенности склада ума или личные качества, которые, по-видимому, дают основание считать специалиста полезным для работы в области исследований военной техники и вооружения.
Прежде всего, нужно иметь творческое мышление и богатое воображение. Рядом с творческим мышлением следует, вероятно, поставить нечто не совсем определённое, но, тем не менее, являющееся признанным качеством для исследования военной техники и вооружения. Это нечто можно назвать «исследовательским складом ума». Несомненно, хотелось бы иметь людей, которые владели бы таким сравнительно редким даром, как здравый смысл. Кроме этого качества исследователю должна быть присуща ещё одна черта, которую для лучшего понимания можно назвать «сознанием срочности». Исследователь в области ВВТ работает в динамичных условиях, обусловленных деятельностью строевых частей и техническим прогрессом. Он должен обладать способностью быстро оценивать степень срочности решений по тем задачам, над которыми он работает.
Наконец, к числу желаемых сотрудников относятся те люди, которые имеют развитое «чувство локтя». Под этим здесь понимается готовность и способность доводить сложные и не всегда понятные результаты своей работы до тех людей, которые должны использовать эти результаты, но не могут самостоятельно разбираться в них вследствие недостаточной или иной профессиональной подготовки.
Здесь указаны лишь некоторые общие качества, которые можно учитывать при подборе людей для исследований ВВТ.
Теперь кратко следует остановиться на обратной стороне медали, то есть на некоторых отрицательных чертах. Творческое мышление – прекрасная вещь и его, конечно, следует всячески приветствовать, но ценность его в исследованиях ВВТ невелика, если счастливый обладатель этого свойства не в состоянии пользоваться им при решении текущих проблем. Вообще говоря, творческая индивидуальность в работе исследователя имеет огромное значение, потому что довольно часто приходится искать оригинальные или новые подходы к старым проблемам. Однако в большинстве случаев задача предлагается практикой войск. Анализ военной техники и вооружения может заново поставить ту же задачу и придать ей более явную и определённую форму. Это является частью деятельности исследователей ВВТ.
Тем не менее, есть научные сотрудники, которые, по-видимому, не способны ни на что большее, чем на простую «борьбу с проблемами». Под этим подразумевается увлечение выискиванием «слабых мест» в постановках задач.
Имеется и такая категория сотрудников, которые считают ниже своего достоинства заниматься решением практических задач, которые боятся техники. Нельзя забывать, что, в конечном счёте, вся работа по исследованиям ВВТ направлена на решение весьма практических задач – задач обеспечения боевой готовности техники и вооружения.
Наконец, имеются и такие сотрудники, которые либо не могут, либо не хотят излагать свои мысли языком, понятным для тех, кто должен использовать эти мысли. При этом, учитывая очевидную ценность некоторых подобных работников, приходится иногда использовать часть других сотрудников в качестве интерпретаторов.
Необходимо отметить также как отрицательное явление увлечение некоторых сотрудников наукообразием ради демонстрации своего владения современным (новомодным) сложным аппаратом. Никакая наука не имеет практической ценности, если для решения проблем, не требующих высокой степени точности, используется слишком громоздкий и сложный аппарат.
Мания публикаций является одновременно и профессиональным заболеванием, и любимым хобби некоторых научных сотрудников. Посредством постоянной практики они достигают высочайшего мастерства в благородном искусстве словесных баталий.
Здесь следует подчеркнуть также ещё один момент. Некоторые сотрудники считают, что работа в гражданских организациях более перспективна с точки зрения оплаты труда. Такие ученые, в конце концов, уходят из военного ведомства. Не следует препятствовать этому, как и не следует считать личную заинтересованность одним из критериев при подборе кадров.
Теперь о подготовке специалистов по исследованию ВВТ. Здесь точно так же, как и при подборе кадров, нет каких-либо проверенных норм или критериев для оценки самого процесса подготовки. Тем не менее, разработаны методы подготовки научных кадров, которые имеют определённую ценность. Подготовка специалистов должна проводиться непрерывно. При условии, что среднегодовой отсев исследователей в военно-технической науке составляет К%, необходимо не только ежегодно подбирать и готовить пополнение в размере К% общей численности научных сотрудников, но и учитывать всё возрастающие требования к ним, повышать темпы подготовки кандидатов наук. Удивительно, но любовь к учёбе прививается не в средней и высшей школе, а в первые несколько лет практической деятельности.
Подготовка исследователя после его прибытия к месту службы идёт, в основном, по четырём направлениям: подготовка в процессе работы, расширение знаний через систему организованной подготовки в служебное и свободное время, через систему очной и заочной адъюнктуры и соискательства, по линии академической подготовки в других учебных заведениях.
Подготовка в процессе работы, естественно, идёт непрерывно, пока сотрудник занят исследованиями. Опыт показывает, что требуется примерно 18 месяцев работы в данной области, чтобы его можно было рассматривать как продуктивного исследователя. В течение первых 18 месяцев новый сотрудник периодически оценивается в смысле продуктивности работы, то есть по количеству решенных им проблем, завершенных исследований и конкретной помощи войскам. Как правило, новый сотрудник должен проработать не менее 4 лет, прежде чем он сможет приступить к исследованиям, которые считаются «высшими».
Деятельность каждого нового сотрудника начинается с того, что он в течение небольшого периода времени знакомится с самой организацией и с некоторыми методами, методиками и целями исследования. Настоящая подготовка начинается с момента включения его в группу, работающую над конкретной проблемой. Очень хотелось бы добиться такого положения, чтобы каждый новый сотрудник сразу направлялся в такую группу, где его предыдущая подготовка могла немедленно найти применение. К сожалению, это не всегда возможно, и есть примеры, когда люди, которые смогли бы внести определённый вклад в исследования, были потеряны для данной группы или отдела.
В течение первых 18 месяцев работ в группе, входящий в строй сотрудник сталкивается с целым рядом новых для него моментов, которые многому его учат. Он знакомится с методами и приёмами, свойственными другим специалистам, учится эффективно применять свои профессиональные знания, узнает кое-что о методологии исследования ВВТ, ближе знакомится с войсками и самой военной техникой и вооружением, документацией, научной этикой, планированием, традициями, а также получит некоторые представления о том огромном количестве проблем, которыми приходится заниматься исследователям. Наряду с этим он начинает привыкать к военно-научной терминологии вообще и военному исследованию в частности.
Немалую роль при подготовке специалиста в процессе работы играет, конечно, проверка его деятельности. Перед тем как выполненную группой (отделом) работу представлять командованию, её подвергают тщательной проверке, где основным критерием являются действия беспристрастных «оппонентов» (лучше «черных»), наделённых неограниченными правами. После того как готовый отчёт передан по инстанции, он проходит ещё одну ступень проверки группой экспертов. Эта независимая группа оценивает отчёт и все приложения и докладывает командованию своё мнение по поводу недостатков, достоинств и путей реализации результатов исследования.
Второй вид подготовки – это организованные занятия в служебное или свободное время. Всё новые сотрудники проходят специальный курс обучения работе с лабораторно-экспериментальным оборудованием. Время от времени для молодых научных сотрудников организуют ускоренные курсы по вычислительной технике, по теории вероятностей и математической статистике, по исследованию операций и боевой эффективности и т.д. Помимо того, периодически устраиваются лекции по наиболее сложным вопросам математики и других дисциплин. Систематически работают научные семинары по наиболее актуальным научным проблемам исследований ВВТ, в работе которых наряду с опытными учёными принимают участие молодые научные сотрудники. Ежегодно проводятся также научно-технические конференции молодых научных сотрудников, на которых происходит проба сил и обсуждение полученных результатов.
Оперативно-тактическую подготовку научные сотрудники получают через систему командирской учёбы.
Третьим видом подготовки специалистов является система адъюнктуры (аспирантуры) и соискательства. Для подготовки соискателей к сдаче экзаменов кандидатского минимума постоянно работают курсы по изучению философии и иностранным языкам. Отработана система подготовки и зачисления в соискатели ученой степени. Диссертационные работы проходят обсуждение на методической группе, научных семинарах и НТС управлений.
К четвертому доступному виду подготовки специалистов мы относим академическую подготовку в других высших учебных заведениях. Для этого тем работникам, которые желают продолжать своё академическое образование и повышать уровень научных знаний командование оказывает всемерную поддержку.
Особо стоит подготовка специалистов через систему изучения техники и вооружений на заводах промышленности и на различного рода сборах, посвященных конкретным вопросам исследований ВВТ.
Таким образом, каждый научный сотрудник должен сразу специализироваться, как правило, по трём направлениям:
а) быть специалистом в какой-либо достаточно широкой области военно-технических научных знаний, систематически знакомиться с публикациями, быть консультантом для остальных научных сотрудников в этой области. Такими областями, например, могут быть: эксплуатационная технологичность, надёжность сложных систем, исследования операций, системотехника, организация инженерно-авиационного обеспечения, оптимизация объектов технического обслуживания и т.п (научная специализация);
б) быть ведущим по боевому комплексу, например, ведущим по типу самолёта (вертолёта), двигателя, ведущим по оборудованию какого-либо летательного аппарата и т.п. (широкая инженерная специализация);
в) быть узким специалистом высокого класса по какому-либо объекту или группе объектов техники. Например, специалистом по гидросистемам, по высотомерам, по топливной аппаратуре, по вакуумным приборам и т.д. (узкая инженерная специализация).
И, наконец, последнее. Всякий исследователь или инженер, который владеет нужной математической культурой и к месту ею пользуется, обладает, при прочих равных условиях, несравненным преимуществом перед коллегами, работающими «по старинке».
Быстрое, широкое и полное использование результатов науки лежит в основе её эффективности. Быстрее – это значит быстрее проходить путь от идеи (замысла) к внедрению; шире – означает, что результаты исследований должны находить применение везде, где есть объективная потребность их применения; полнее – означает: а) что исследователь несет личную ответственность за широкое использование полученных результатов (надо сделать так, чтобы результаты не лежали на полке), б) при решении любой проблемы должны быть получены попутные результаты, позволяющие повысить эффективность, например, военной авиации.
Слагаемых повышения эффективности научных исследований много. Они зависят от конкретных условий. Но есть и общие пути. Например: создание доброжелательного творческого климата в научных коллективах.
Однако эта важная тема достойна специального рассмотрения.
Георгий Харитонов,
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР
Авиапанорама