Честно и напряженно отработав целый год получилось побаловать себя и семью месяцем отдыха. Ну а какой отдых без перемещений по воздуху? Вот о запоминающихся моментах этих перемещений и расскажу.
Было испытано 5 авиакомпаний. Предполагалась еще и шестая - UТair из Москвы в Белгород, но, в феврале в Черноземье были туманы и рейсы отменялись один за другим. Поэтому тут получилось только купить электронный билет и сдать его в аэропорту (деньги на карту вернулись в течении пары дней), сделав отметку в представительстве. Касса РЖД пополнилась нашими рублями в тот же вечер.
Из протестированных авиакомпаний КАЖДАЯ оставила как ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ так и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ моменты. Ну почти каждая. Поэтому, не воспринимаем данный текст как рекламу или наезд на отдельного перевозчика.
АЭРОФЛОТ. Наш флагоносец. Для полета на отдых в ЮВА был выбран за возможность улететь в один аэропорт и вернуться в Москву совсем из другого. Ну и тариф = 34,000 руб против цен за 50 т.р. у именитых азиатских перевозчиков.
Часть первая. Рейс SU595 (он же Cathay Pacific CX9240) Москва-Гонког. B767 VP-BDI.
На регистрации нам достались именно те места, которые мы забронировали себе заранее.
Все очень комфортно, качественно, вежливо. Во время рассадили, пожелали "приятного полета на самолете, носящего имя великого русского поэта А.С.Пушкина", покормили (детям без каких-либо напоминаний принесли их Children Meal и рюкзачки с бейсболкой, разукрашками и прочими детскими мелочами), кино показали, спать уложили. Утром чаю дали и в Гонконге мягко приземлили.
Cabin Crew был молод, вежлив, предупредителен, и, практически, незаметен. Что в ночном полете самое то.
Пассажиры, несмотря на первое число года, вусмерть не упивались, песен не орали, не дебоширили и вели себя очень уважительно.
В Гонконге поставили на стоянку около самого аэровокзала, т.ч. путь пешком до immigration был быстрым и неутомительным. Очередь на паспортный контроль была, но протекала очень быстро. Багаж отдали быстро.
Добираться в город IMHO удобнее всего на ЖД транспорте.
Часть вторая. Рейс SU552 Банкок-Москва.
На регистрации очень удивились, что мы забронировали себе места в салоне и сказали, что ничего об этом не знают. Но посадили всех вместе, благо возможность еще была.
К стойке регистрации и в самолет нас, как пассажиров с детьми пригласили вне очереди, что очень порадовало.
ИЛ-96 RA-96005. Летал я на этом самолете и по этому же маршруту в самом конце 1997 года. Есть с чем сравнивать.
Салон - обтянутые синей кожей кресла с лампочками инд. освещения прямо над обеденными столиками. (раньше сидения были матерчатые, как в ИЛ86) Никакой системы развлечений.
Костяк Cabin Crew составляли женщины в возрасте под 50 с габаритами холодильника. Пару человек отличались возрастом и/или полом, но основную картину делали именно они.
Покормили аж 2 раза. Воду давали неограниченно. Заранее заказанное детское питание после просьбы принести его, а не обычное, сказали "ща посмотрим, если еще осталось". Но оно у них осталось. Наборы для рисования были выданы детям т.ж после дополнительной просьбы.
Дальше приведу лишь некоторые фразы, услышанные от Cabin Crew.
При выкате тележки с горячим в салон: "Так, мяса осталось мало, поэтому его не предлагаем - всем раздаем рыбу."
При раздаче пищи иностранцам, оказавшемся на этом рейсе,: "Рыба...Эээээ, гммммм... как это..... fish - beef?" (C перепугу даже дефицитное мясо предложила)
Сцена при поимке покурившего в туалете пассажира: "Стюардесса - стюарду: -Лёша, отведи его к нам и забери у него паспорт! Стюард мимикой - "Зачем нам его паспорт?" Стюардесса, жестом - "Потом разберемся зачем!" Думаю разобрались с ним, говоря языком славных гибдэдэшников, "на месте".
Ну и пассажиры рейса не отставали в своих похождениях. Пили, громко буянили, пытались драться, нещадно курили в туалетах. Не все. Но даже 10% таких пассажиров портило полет всем остальным.
Поговорили со стюардом по поводу бардака в салоне. Он сказал, что это не самое экстремальное направление. В Гавану летать еще веселее.
После посадки, при выходе из самолета, пятилетний сын попробовал проникнуть в кабину. Есть у нас такая привычка - заглянуть, переговорить парой фразами с пилотами, может даже сфотографироваться... Ну болеет пацан самолетами... Так вот - проникнуть в кабину не удалось - экипаж уже оделся и стоял буквально в дверях кокпита. Тогда сынуля просто подошел к одетому в темно-синюю с золотом форму пилоту и сказал ему "Большое спасибо за полет!". На лице у пожилого уставшего пилота появилась такое удивленно-благодарное выражение, как будто этих простых слов ему никто никогда не говорил и они дороги ему как зарплата.
Ну а трудяга-борт RA-96005, приземлившись в SVO в 20-45, согласно информации сайта авиакомпании, через три часа вновь вылетел в столицу Таиланда.
Вывод: АЭРОФЛОТ сегодня это два лица. Одно для респектабельных рейсов. Другое - для соотечественников. Могут, если захотят, но часто не хотят.
CEBU PACIFIC AIR
Филиппинский дискаунтер. Пролетели им маршрутом Hongkong-Manila(MNL) -Caticlan (MPH) и Себу (CEB) - Сингапур (SIN). Летали на А320 и АТR72. Очень приятно, деловито и без каких-либо нареканий.
Экипаж с удовольствием пустил ребенка перед вылетом в кабину, сфотографировался с ним. Стюардессы продали нехитрой еды, общетавшись в нашу пользу при переводе филиппинских песо в доллары. Через полчаса подошли, извинились, рассказали об ошибке и попросили доплатить. Как мы поняли позже: слабость в арифметике - практически национальная черта. После продажи завтраков стюардом был проведен конукрс среди пассажиров: кто первый поднимет в руке названый стюардом предмет. Называли мобильник, зарядку к мобильнику, расческу. Дали какие-то нехитрые призы. Мы сидели в последних рядах и не разглядели что именно. Я бы предложил стюардам называть следующие предметы: 2х литровая бутыль воды, ножницы )))
В аэропорту Манилы у CEBU свой терминал. Кроме еще как минимум трех, которые я насчитал при посадке и рулежке. Все рейсы CEBU выполняются из отдельного нового терминала и поэтому переезжать никуда не надо. Если ваш дальнейший билет на другие авиалинии - заложите время на переезд. Пешком там не добраться.
Терминал новый, большой, серый и просторный. Кондиционеры работают нещадно. Пограничник, не заметив в паспорте филиппинской визы, поставил срок пребывания 21 день. Потом, найдя визу перечеркнул ее и стал нещадно исправлять срок "21 days" на "45 days". Знаете, как неумелые школьники исправляют в своих тетрадках? Нещадно мазюкая ручкой, стараясь написать новую цифру поверх старой, только более жирно? Так и этот превратил страницу паспорта во что-то непонятное. Потом сказал - ОК и отпустил. При выезде вопросов не возникло...
Рейс в Manila - Caticlan на свежем ATR72-500 принес пару возможностей щелкнуть фотоаппаратом высокие кучевые облака, потрясные виды островов, пляжей.
Стюардессы опять продавали еду, разыгрывали сувениры от авиакомпании и не разрешали пересаживаться в полупустом салоне. Почему - мы поняли позже.
Godofredo P.Ramos Airport Caticlan, Malay, Aklan имеет полосу длинной менее километра. И что бы там безопасно сесть ATR берет не полную загрузку и тщательно считая центровку. Поэтому пересадки с места на место в салоне под запретом. В самом аэропорту всего 4 места стоянки и постоянно находятся 5 самолетов. В момент, когда один приземляется и разворачивается у дальнего торца полосы, один выруливает на исполнительный в противоположном конце ВПП. На стоянку самолеты заруливают сами, задним ходом. Продолжительность стоянки - минут по 20. Нередко в небе кружит шестой борт Неудивительно, что пассажирооборот у этого аэропорта около полумиллиона пассажиров в год.
На перонне – буйство красок и типов: разноцветные (в смысле все разных цветов) Dornie и L410 SE-Air, бело-желтые ATR-ы CEBU PACIFIK AIR, бело-красно-синие Bombardier-ы PAL-Express с портретами представителей морской фауны на борту, бело-зелено-оранжевые китайские аналоги нашего АН24 asia`s most refreshing airlines ZEST AIR. И даже немного разобранный ЯК40 RP-C2695 под Control Tower. Он там как-то неудачно сел и больше никуда не полетит…
Оказывается воздушные ворота райского острова Boracay славен не только третьим общефилиппинским местом по пассажирообороту, но и аварийностью. За время нашего визита на остров там произошло еще одно авиапроисшествие: ZESTовский Xian MA60 не справился при посадке и влетел носом в забор, как раз за красивой арочкой с надписью WELCOME ZEST AIR DEPARTURE LONGE – BAR COCTAIL RESTAURANT. Без жертв, но с ранеными. И самое трагичное – он занял одну из четырех стоянок. Теперь работы диспетчерам в аэропорту добавилось!
Ну а рейс Себу-Сингапур не запомнился вообще ничем, кроме ОЧЕНЬ дорогих цен на покушать в а/п Себу (хотя слова «дорого» и «Филиппины» не вяжутся никак) и открытием для себя Сингапурского Changi Budget Terminal.
Вывод: Удивило, что в отсталой, как нам хотелось бы думать, сравнивая с нашей почти вставшей с колен Родиной, стране есть очень качественный авиаперевозчик, который возит людей за доступные деньги. Тариф Гонконг –Катиклан = 184 USD, CEB-SIN = 150 USD.
PAL Express он же Philippinian AirLines.
Катиклан-Себу
При вылете из Катиклана очень забавно происходит взвешивание пассажиров с ручной кладью. Для полного взаимопонимания грузовые весы обклеены записками, где на многих языках изложена просьба погрузиться на весы с багажом. Норма сдаваемого багажа = 10 кг на билет. У нас перевес. Вопрос служащему: «Доплачивать или можно взять по сумке с собой в салон?» Правильный ответ №2.
Дальше, еще короче:
Борт Bombardier Q300 возрастом менее года. Салон блестит…. Стюардессы в шортах. Сели – за бортом дождь. На пути от трапа к автобусу – люди с зонтиками в каждой руке. Вы так когда-нибудь летали?
TIGER AIRWAYS.COM
Именно «дот ком» в конце. Так нас приветствовал КВС А320 на рейсе Сингапур – Банкок.
Вылет из Changi Budget Terminal. Как они пишут на рекламных постерах: Enjoy the Difference! Оттуда вообще рейсы только у Тайгера и Себу. Раньше я о существовании этого терминала и не знал. Если не бывать в «основном» терминале CHANGI – то и этот «очень даже ничего». Без очередей, давки, духоты, фонтанов и движущихся тротуаров. Зато с магазинами, бесплатным интернетом (как с их компов, так и возможностью подключить свой бук), пешей прогулкой к самолету, запретом на фотосессии у трапа (ну как Сингапур, и без запретов?!). И еще: над каждым «гейтом» - дверью из терминала на поле висит табличка с точными географическими координатами места, вплоть до секунды. Зачем? Может для фанатов GPS-навигаторов, что б не заблудились?
Трап убран вручную и … Полет как полет. Экипаж – европейского вида мужчины. Cabin Crew-сингапурцы. Минимум улыбок. Чем то напомнили роботов. В журнале прочитал, что приносить свою еду на борт ЗАПРЕЩЕНО (Сингапур – там проще запретить). Но объяснено почему – мол любят наши ( в смысле сингапурские) граждане лакомиться карри, рисом, дурианом… А после таких трапез салон хрен отмоешь/очистишь/проветришь. Поэтому мы продадим вам самую различную еду, против которой у нас отработана методика поддержания салона в чистоте. Но мы этого не знали и что-то с собой принесли и съели. Простите нас, сингапурцы, мы больше так не будем!
www.flightexperience.com.sg
Нашел в Сингапуре авиасимулятор Боинга 737-800 с имитацией реальной кабины самолета. Правда, без подвижной платформы. Крениться изображение за лобовым стеклом кабины.
Не смог пройти мимо. Получил массу удовольствия. За 30 минут успел:
- взлететь, облететь и сесть в сингапурском CHANGI;
- взлететь, облететь, сесть и зарулить в московском DOMODEDOVO;
- просто постоять на полосе в Алыкеле. Никаких построек там обнаружено не было.
Аэропорты выбираешь сам. Какой хочешь. Причем интересно – наземный трафик в аэропортах соответствует реальному. Так в виртуальном ДМД были замечены борта Сибири (Ту154), С7 (А320), Як42 Донбассаэро, Ил62 ИнтерАвиа и Ил96 КрасЭйр и Ту154 такжикской ТуранЭйр.
Конечно, полеты упрощены до уровня любителя. Метео – идеальное, о нем даже нет разговора. Трафика в воздухе- ноль. Только ты один. Разговоров с УВД – нету. Справа сидит инструктор, который тебе подсказывает, показывает, поправляет, напоминает, диктует и вводит куда-то цифры, вытирает слюни … Но рога крутишь ты сам. Автопилот отключаешь сам. Следишь за стрелками сам. Выпускаешь шасси и закрылки сам. Подрываешь самолет на выравнивании и делаешь то ли горку, то ли козла тоже сам. Удовольствия – не передать.
GLOBUS он же S7 он же а/к СИБИРЬ.
Любимая мной и форумомавиа.ру авиакомпания.
Нелюбимый сотрудниками Сибири рейс 2251 (или теперь GH5251) в Норильск. Вылет в 23-15.
Еще днем сообщили, что погода в Алыкеле портится. На регистрации представитель подтвердил: «Решение по вашему рейсу будет принято в 0:10.» Но мы прошли регистрацию и оказались в накопителе, приготовившись ждать переноса вылета рейса каждый час на один час…
При этом мы немало удивились, обнаружив с собой в накопителе маленькую сумку, в которую сложили все бритвы/ножницы/шампуни/крема – в общем все, запрещенное к провозу, и по запарке не сданное в багаж на регистрации. Не заметили не только мы, но и те. Кто должен был заметить…
К нашему большому удивлению посидеть с комфортом нам не удалось – в 23-30 всех пассажиров рейса пригласили выйти в зал «для размещения в гостинице». Слегка очумев от такого сервиса у некоторых пассажиров поехала крыша. Они начали кричать, что «только что звонили в Норильск на справку-автомат и там сказали, что в Норильске погода-супер!» (если кто не знает, то погоду в Норильске справка-автомат объявляет «по данным GISMETEO.RU», ну нету у нас своей метеослужбы!) И что «авиакомпания специально задерживает рейс, что бы объединить его со следующим! Что причина – экономическая!» Аргументы других пассажиров о том, что рейс полный, а самолетов большей вместимости у Сибири-Глобуса на этой линии нет и объединять не с кем; рейс Аэрофлота из Шереметьево тоже задержан (ответ – «А мне наср-ть на этот Аэрофлот!»); звонки в диспетчерскую Норильского Комбината и передача сводки погоды по громкой связи (ответ – «Раньше в такую погоду летали!») воздействия на крикуна не оказали. Он с воплями о несправедливости и обмане отправился на автобусе в одноместный номер АэроОтеля. Кстати, работники Сибири в прения не вступали. Они быстро и четко делали свою работу – размещали пассажиров. Которые в полночь уже смогли заселиться в номера АэроОтеля и приступить к «предполетному отдыху».
Утром в 10-00 зазвонил телефон, сообщив, что наш вылет назначен на 12-30 и нам надо торопиться в аэровокзал. В лифте спускались со вчерашним «крикуном». Он опять был недоволен, но снисходителен – теперь, говорит, что-то рано подняли, он "рассчитывал отдохнуть до вечера, собрался в сауну пойти" и сделал у себя в номере открытие – гладильную доску. Раньше он такого сервиса не встречал.
Мы успели дорегестрировать и сдать в багаж свою сумку с «набором террориста».
Дневной полет в Норильск прошел на недавно открытым мной, в качестве виртуального пилота, BOEING 737-800, авиакомпании, как говорил экипаж, «глобАс». Полет очень комфортный. И выбор напитков/еды был широкий и пожелания «приятного аппетита» и «приятного чаепития» от стюардесс приятно резали слух. И предложения стюарда «развлечь маленького пассажира напитками, т.к. игрушек на борту нет» нам пришлось по душе. И даже наличие специальных ремней, для пристегивания малышей к себе ( а не как раньше «подержите его покрепче») показало прогресс в авиакомпании.
Что можно занести в пассив.
Авиакомпания возобновила программу поощрения частолетающих пассажиров. Мы были участниками предыдущей программы. Естественно, нам ни кто не позвонил и не предложил, не то что, возобновиться в программе, но даже не предложили зарегистрироваться в новой. На борту попросили регистрационные формы. Нас попросили внимательно прочитать что написано сбоку рекламного объявления в inflight журнале. Сбоку было написано, что то про ОАО АК СИБИРЬ, номер сертификата, свидетельства и т.п. Я так же прочитал, в самой рекламе, что если я зарегистрируюсь «прямо сейчас» - получу 1500 премиальных миль, а если «через вэб-сайт» - то только 500. Нам всем жутко хотелось в три раза больше премиальных миль и поэтому мы вновь пристали к проводникам. На что, посовещавшись с бригадиром, те попросили нас написать отзыв о полете. С удовольствием исписав дифирамбами страницу официального бланка я так и не получил причитающуюся мне копию с отметкой о принятии. И не получил письма на оставленный e-mail, и не получил звонка на мобильный, номер которого то же там написал. Наверное они отвечают только тем, кто жалуется…. В общем с этой программой сплошная непонятка. Зачем ее придумали, если не продвигают?
И еще совсем не порадовало – это злостное курение пассажирами в туалетах. Мы сидели через два ряда от них и легко вычисляли по смраду каждого покурившего. Стюарды, сидевшие еще ближе, за шторкой, то же их вычисляли, но реагировали как-то вяло: рассказывали сколько стоит заменить сломанный детектор дыма, просили «больше так не делать». А вывести одного курягу в центр самолета, отобрать у него паспорт, посадочный, шапку))) и сдать прилюдно по прилету сотрудникам ЛОВД для оформления, почему то делать не стали. Может у стюардов есть новая секретная информация о том, что теперь самолеты горят в воздухе много дольше пяти минут и можно успеть сесть? Или что табачный дым стал менее вреден окружающим? Так почему они с нами не поделились своими знаниями?
А в Алыкеле заработала вторая багажная линия и мы не ждали багаж час, как раньше.
Ура! Мы дома… Если можно этому радоваться, когда твой дом в Норильске….