Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
Николаi форум
Старожил форума |
14.12.2013 09:23 |
Уважаемые участники форума! 14 мая 1969 года во второй половине дня я летел после дембеля из Киева (Борисполь)до Свердловска (Кольцово) самолётом ИЛ-18. Где-то на половине пути наш самолёт совершил аварийную посадку. Я этот эпизод описал в свооём жизнеописании, но есть сомнения по технической грамотности того, что касается непосредственно авиации, поэтому выкладываю текст для обсуждения
|
Николаi форум
Старожил форума
|
14.12.2013 09:25 |
Из моих воспоминании – перелёт из Киева до Свердловска 14 мая 1969 года на ИЛ-18
… Наконец была объявлена посадка, и вот мы в самолёте. Для меня в салоне уже многое знакомо – ведь всего менее года назад я уже дважды слетал этим самолётом – в отпуск и обратно, так что для моих попутчиков дембелей я уже был в определённом смысле авторитетом, тем более, что я рассказал им о том, что уже летал от сюда до Свердловска в отпуск и обратно. Мы заняли свои места и, оказалось, что в этом же ряду, но с левой стороны через проход от нас места заняли две молодых девушки. Салон самолёта ИЛ18. Вид от кабины пилотов. Фото из интернета, подправлено мною Естественно, мы тут же стали с ними знакомиться, болтать о разном и шутить – казалось, в такой компании наш полёт пройдёт весело и приятно. Вскоре запустились двигатели самолёта, он потихоньку вышел на исходную позицию и вот двигатели взревели на полную мощность – самолёт готовился к взлёту. И тут я заметил, что на концах крыльев какие-то шарики на гибких стержнях (вероятно молниеотводы) стали очень сильно вибрировать. Крыло самолёта ИЛ18. Вид на молниеотводы. Фото из интернета, подправлено мною и тут я вспомнил, что в прошлые мои два полёта я, сидя также у иллюминатора, с любопытством разглядывал крыло самолёта и всё, что на нём – двигатели, закрылки, заклёпки – всё, что попадало на глаза. Конечно же, я тогда обратил внимание и на эти шарики на прутиках на конце крыла – я тогда ещё задумался о том, для чего они там установлены. Предположения мои были разные, а так как спросить было не у кого, то я решил тогда, что это молниеотводы. (Я и теперь так думаю потому, что даже в интернете не нашёл ответа на этот вопрос.) И вот теперь, увидев, как эти прутики вибрируют, причём вибрируют так, что шарики на их концах даже не видно, я задумался: "Почему эти прутики с шариками сейчас так сильно вибрируют? Ведь в прошлые мои полёты они не вибрировали – они были совершенно не подвижны!" Это меня насторожило и заставило задуматься. Как человек, знающий физику хотя бы в объёме школьной программы, я понимал, что эти шарики не могут просто так, сами по себе вибрировать, я понял, что причина их вибрации – это резонанс. А резонанс может быть только от крыла, на котором они расположены – получается, что вибрирует само крыло! А вибрировать оно само по себе тоже не может – значит, вибрация идёт от двигателей! И вот эта моя догадка, это моё заключение о вибрации в двигателе меня в какой то степени испугало – ведь мы сейчас поднимемся в воздух, а там…, что там на многокилометровой высоте может произойти с двигателем, в котором есть не нормальная вибрация!? Вот такие мрачные мысли были в моей голове, когда мы взлетали. Самолёт набрал высоту, и стюардесса разрешила отстегнуть ремни. Мысли о вибрации меня не покидали, и я решил посмотреть, как себя ведут молниеотводы на левой плоскости самолёта. Я встал со своего кресла, вышел в проход и наклонился к той девушке, что сидела у левого борта – у иллюминатора под предлогом познакомиться с ней, хотя меня интересовало совсем не знакомство с ней, а желание посмотреть в её иллюминатор. Я не помню сейчас, как девушки отреагировали на мою выходку, зато хорошо помню то, что увидел в их иллюминатор – молниеотводы и на левой плоскости также не были неподвижны, они тоже сильно вибрировали. Это меня расстроило ещё больше – я понял, что вибрация есть и у левых двигателей! Я стал размышлять: "Ну и что, что моторы вибрируют! Они ведь не обязательно должны быть совершенно одинаковыми – может это нормально, когда одни моторы работают так, а другие немного по-другому!" Так думал я, а сам прислушивался к работе моторов, пытаясь при этом сравнить этот звук с тем, что слышал в мои первые два полёта – никакой разницы я не заметил, мне казалось, что эти моторы работают точно также как и те. Это меня несколько успокоило, но тревожное состояние оставалось. Разумеется, я свои опасения держал при себе – зачем говорить кому-то о том, в чём я возможно ошибаюсь! Наш полёт тем временем продолжался. Самолёт летел ровно, пассажиры мирно разговаривали, а за бортом было солнце и море облаков. На это облачное море было красиво смотреть, но это ещё и говорило о том, что погода там, внизу была не очень то хорошая. Эта сплошная облачность полностью скрывала землю, поэтому в иллюминатор смотреть кроме облаков было не на что. Парни, сидящие со мной, активно разговаривали с девушками, те отвечали им взаимность, и было видно, что они заняты друг другом и ни какие другие проблемы их сейчас не интересуют. А я сидел и разглядывал пассажиров – было интересно кто чем занимается. Кто-то упорно смотрел в иллюминатор, очевидно любуясь этим облачным морем, некоторые о чём-то мирно разговаривали – всё было обычно, мирно, ничего не предвещало беду. Мне вдруг захотелось пройти в кабину к пилотам и указать им на вибрацию: "Вдруг они не догадываются о ней, сидят себе там у себя в кабине и не знают об опасности! А я ведь физик, я-то знаю что вибрация вызывает резонанс, а он в свою очередь может привести к катастрофическим разрушениям! Какой ужас – разрушение на высоте 10 километров!" Это я так думал тогда, но сейчас-то я понимаю, что это были глупые мысли – ведь пилоты, прежде чем сесть за штурвал самолёта, очень хорошо всё это изучают и прекрасно знают все эти процессы. Вероятно, и они уже наверняка знали обо всём этом, но я тогда думал именно так, и мне действительно хотелось пройти к ним в кабину и указать на возможно грозящую нам опасность! Но, конечно же, я не мог этого сделать, и я понимал это, поэтому смирно сидел на своём месте, разглядывая салон и пассажиров. Я сидел и думал: "Вот они сидят и наверное не знают о том, что знаю я. Но сказать-то я им об этом не могу!" Время шло, мы летели, казалось, всё было хорошо. Временами сплошная облачность редела, и тогда между облаков было видно землю. Это отвлекало меня от грустных мыслей, и я разглядывал, как под крылом медленно проплывали леса, поля и какие-то большие и маленькие деревни. Потом зёмля снова скрывалась под облачный океан, и опять в иллюминаторе был этот безбрежный океан и солнце над ним. И вдруг я заметил в свой иллюминатор, что на ближайшем к моему борту моторе пропеллер остановился. Да, я вижу, что пропеллер на этом моторе не крутится, на том дальнем моторе крутится, а на этом нет! Я встал и посмотрел на левое крыло – там пропеллеры крутились на обоих моторах. Пассажиры оживились, стали смотреть в иллюминаторы, кто-то стал звать стюардессу, но она так и не вышла. Девушки – наши соседки по ряду тоже забеспокоились, спрашивают у нас, что случилось. На что я, как уже знаток перелётов на самолёте с серьёзным видом ответил: "Да ничего страшного, это бывает – просто мотор перегрелся, вот его и заглушили на время – остынет, и снова заведут!" Не знаю, поверили ли девушки моей шутке, но сидевшие со мной ребята поддержали меня. Они держались бодро и продолжали общение с девушками, отвлекая тем самым их от того, что происходит. А самолёт летит, как ни в чём не бывало – и звук всё такой же, как был, и вообще вроде как ничего не изменилось, только вот пропеллер на одном моторе не крутится! Ладно, летим. Через некоторое время остановившийся пропеллер стал вновь крутиться – я обрадовался: "Ну вот, сейчас мотор запустят, и всё будет в порядке!" Но, не тут-то было – из задней части этого мотора вдруг появилась тёмная струя дыма, а вскоре от туда стали появляться струйки огня. Шум пассажиров усилился. Пропеллер вновь остановился, дым и огонь прекратились. Летим дальше, но вскоре на этом же крыле остановился и другой мотор – вот уже два мотора на левом крыле не работают – их пропеллеры стоят! На табло над кабиной пилотов загорелось табло: "Пристегнуть ремни". Пассажиры стали требовать стюардессу, но она так и не появилась. Стали раздаваться громкие выкрики в адрес пилотов и стюардессы, кое-кто уж нецензурно матерился, но все оставались на своих местах, паники не было. А самолёт летит, опять, как ни в чём не бывало, только заметно уменьшился шум двигателей. Но вскоре, к всеобщему ужасу остановился пропеллер ближнего к фюзеляжу левого мотора – все поняли, что остановился последний мотор. И вот теперь шум моторов стал уже заметно тише, а самолёт начал снижаться. Я опишу это снижение так, как это понял я. Снижение шло не как обычно при заходе на посадку, а ступенчато – самолёт сначала явно шёл на снижение, как бы набирая при этом скорость, а потом выравнивался и какое-то время летел горизонтально. Потом этот манёвр повторялся. Возможно, на самом деле это происходило не так, но моё восприятие было именно таким. В заднем хвостовом салоне самолета, вероятно, летел какой-то участник войны – оттуда стала доноситься громкая брань: "Я всю войну прошёл, остался жив, а сейчас в мирное время вы меня убьёте!" Естественно, это уже мои слова, так я уже не помню, что в точности он кричал, но смысл был именно такой и ещё с добавление нецензурного мата. И ведь что удивительно – основная масса пассажиров теперь уже молчали, даже между собой не разговаривали – вероятно, все с ужасом ждали, когда остановится последний мотор, и думали о том, что их ждёт. Мои товарищи тоже молчали, даже с девушками больше не разговаривали – вероятно, и ребята и девушки думали о том же. Я тоже думал об этом: "Вот сейчас остановится последний мотор и всё, мы все погибнем!" Стало страшно, страшно по-настоящему. Нет, наверное, я не думал о том, что мало прожил и так далее – я этого не помню, а помню толь то, что я представлял себе, как самолёт будет падать, как он врежется в землю, и что я буду чувствовать в этот момент. Самолёт между тем прошёл облака, и стало видно землю. Было видно, что погода там очень пасмурная, возможно даже с дождём. Внизу была видна какая-то река. Увидев реку, я стал фантазировать: "Вот бы пилоты вели самолёт, пока он не упал, прямо вдоль реки – всё же, падая на воду, есть шанс спастись!" А через некоторое время я заметил, что самолёт действительно летит, придерживаясь реки – это обрадовало меня: "Пилоты подумали так же как я!" А самолёт всё ниже и ниже – стало понятно, что река очень широкая. Появилась надежда на спасение, теперь наша жизнь зависела от этого, ещё работавшего мотора, последнего из четырёх. Я, как, наверное, и остальные пассажиры мысленно страстно желали этому мотору как-нибудь дотянуть до посадки. И вот река уже совсем близко, а я стал думать: "Вот может нам повезёт и самолёт дотянет до воды, как он сядет на воду? А если сядет, то утонет или нет? " И тут я подумал: "А что, если в последний момент открыть дверь и выпрыгнуть! Нет, наверное, дверь заперта так, что её никому из пассажиров не открыть". И тут я обратил своё внимание на люки в стенах салона. Ещё во время отпускных перелётов я заметил множество различных люков и лючков, обведённых красной краской – я тогда гадал, для чего они, и зачем их так много? И вот теперь у меня возникла мысль: "А что, если выбраться через какой-нибудь большой люк? Нет, наверное и люки эти не открыть! Да скорей всего они и не сквозные". Пока я так думал, разглядывая люки по бортам, самолёт вдруг как-то неожиданно быстро отошёл от реки вправо и вот уже под нами земля, совсем близко. Мотор работает, самолёт летит, а за окном какое-то поле и вот – самолёт уже катится по этому полю. Мы сели, сели неожиданно мягко, самолёт прокатился сколько-то и остановился. Запомнилось, что несколько секунд, а может с минуту, все сидели неподвижно и молча, как скованные. А потом все стали обниматься! Я помню, нахлынула такая радость, что и сейчас при этом захватывает дыхание и наворачиваются слёзы! Мы вдруг все стали какими-то родными, близкими! Мы пережили такой страх и мы остались живы! Как оказалось, наш самолёт сел на аэродром – там стояли "кукурузники", а не далеко стоял какой-то, в виде скворечника деревянный домик – наверное, аэровокзал. Где-то вдали виднелся какой-то населённый пункт. Кто-то из наших ребят дембелей сбегали туда и принесли водки – с радости хотелось напиться. Часть пассажиров сразу же ушли (или уехали, уж не помню) – решили дальше добираться поездом, а мы – все дембеля, эти две девушки и ещё часть пассажиров решили продолжить путь снова самолётом, так как вскоре нам объявили, что за нами прилетит другой самолёт. Потом прошли слухи, что река, над которой мы летели – Волга. "Пришла" водка и мы дембеля и эти три девушки, расположившись где-то (тоже уж теперь не помню где), стали отмечать наше спасение. К нам присоединился и член экипажа нашего самолёта – это был молодой, может чуть постарше нас парень, он представился нам штурманом. Естественно мы сразу же "наехали" на него с расспросами – почему заглохли двигатели, и один даже пытался гореть, почему это случилось, могли ли мы разбиться? Короче, вопросов к нему было много, на что он успокоил нас, сказав, что этот самолёт может планировать даже со всеми выключенными двигателями, так что мы бы всё равно сели. А двигатели остановились из-за того, что оказалась неисправной топливная система. Кто-то из нас ещё бегали за водкой, и мы просидели так всю ночь, а утром действительно прилетел такой же ИЛ-18, на котором мы благополучно и долетели до Свердловска. Как я добрался до дома и что было потом – это уже другая история – другая глава моей жизни. |
|
ip форум
Старожил форума
|
15.12.2013 16:15 |
"Летать на этой технике было невесело."
сделайте паузу в дискуссии, почитайте: http://lib.rus.ec/b/399438 |
|
ip форум
Старожил форума
|
22.12.2013 01:41 |
вот об том и речь, что НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ посадки на ГВПП в истории Ил-18 случались время от времени
только НИКТО из начальства не послал бы Ил-18 на несвязанный грунт на плановую посадку в зимний период на ледовую ВПП - пожалуйста, но на травку - ни-ни!!! хотя технически это вполне осуществимо: http://il-18.ru/data/multigall ... только это другие времена, другие страны и полное отсутствие "правил игры"... |
Николаi форум
Старожил форума
|
23.12.2013 10:40 |
Ребята, мне всего-то нужны ваши замечания по технической грамотности написанного - боюсь насмешек моих потомков, когда они будут читать это после меня
|
korvl22001
Старожил форума
|
23.12.2013 18:15 |
Николаi форум автора сообщения
Ребята, мне всего-то нужны ваши замечания по технической грамотности написанного И вот река уже совсем близко, а я стал думать: "Вот может нам повезёт и самолёт дотянет до воды, как он сядет на воду? А если сядет, то утонет или нет? " И тут я подумал: "А что, если в последний момент открыть дверь и выпрыгнуть! Нет, наверное, дверь заперта так, что Если выпрыгнуть, можно под винт попасть....имхо. |
|
Задумчивый форум
Старожил форума
|
04.01.2014 00:28 |
2 Николаi:
"Вот может нам повезёт и самолёт дотянет до воды..." А почему Вы думаете, что посадка на воду - это везение? |
Kуличикус
Старожил форума
|
04.01.2014 11:52 |
Николаi форум автора сообщения
Из моих воспоминании – перелёт из Киева до Свердловска 14 мая 1969 года на ИЛ-18 … Наконец была объявлена посадка, и вот мы в самолёте. Для меня в салоне уже многое знакомо – ведь всего менее года назад я уже дважды слетал этим самолётом – в отпуск и обратно, так что для моих попутчиков дембелей я уже был в определённом смысле авторитетом, тем более, что я рассказал им о том, что уже летал от сюда до Свердловска в отпуск и обратно. ----------- Круто было у вас в 69-м. Мало того, что на дмб на самолете, так еще и в отпуск и назад на самолете. Наши солдаты на самолетах не летали, только на поездах. |
retro_80-th форум
Старожил форума
|
05.01.2014 17:16 |
Круто было у вас в 69-м. Мало того, что на дмб на самолете, так еще и в отпуск и назад на самолете. Наши солдаты на самолетах не летали, только на поездах.
На ДМБ-1990 летел из Читы в Домодедово на Ту-154. С дембелями летели и отпускники. Отдали в билетную кассу аэропорта свои "проездные" и доплатили разницу в стоимости авиабилета. |
Kуличикус
Старожил форума
|
05.01.2014 22:54 |
retro_80-th форум автора сообщения
На ДМБ-1990 летел из Читы в Домодедово на Ту-154. С дембелями летели и отпускники. Отдали в билетную кассу аэропорта свои "проездные" и доплатили разницу в стоимости авиабилета. 05/01/2014 [17:16:41] Вполне возможно, в 1990 деньги делали из воздуха, а в 1969 зарабатывали. |
Николаi форум
Старожил форума
|
07.01.2014 09:10 |
С наступившим Новым Годом и заодно с Рождеством!
Мужики, может кто из вас летал этим маршрутом Киев - Свердловск. Мне всё же хочется узнать в каком месте на берегу Волги мы тогда совершили вынужденную посадку. А по поводу "круто мы тогда служили", так вот я попал как раз на 50-летие советской власти, на события в Чехословакии и в добавок перед дембелем ещё и Даманский! Так что за всё время службы (2 с половиной года) я в увольнении был всего один раз - нас вывезли в закрытом кунге в клуб какой-то деревни на 4 часа, и то сопровождающих нас офицеров было чуть ли не столько же, зато тревогами нас тренировали еженедельно. Служил я в 19 ракетной дивизии - это та, части которой были дислоцированы на Кубу в 62 году. Вероятно вы знаете, что ракетные вйска тех лет были абсолютно секретны - я носил эмблемы артиллерии, а у ворот нашей части стояли две гаубицы, поэтому часть наша (как и все ракетные дивизионы тех лет) стояла в лесу, так что вся моя служба в этом лесу и прошла. Вот и представьте: 2 с половиной года без увольнений и постоянные подъёмы по тревоге! |
Николаi форум
Старожил форума
|
08.01.2014 04:29 |
Ну и всё-таки мужики, разговоров-то вокруг этой истории развели много, но по делу практически ноль. Мне ведь хочется знать отмечен ли этот факт в истории нашей авиации и где именно это произошло! А то, как это произошло, так я вам выложил своё описание. Хоть бы дали какой-нибудь конкретный адрес каких нибудь архивов авиации, где это событие может быть зафиксировано.
|
|
333-й
Старожил форума
|
25.02.2014 18:18 |
Конечно же, я тогда обратил внимание и на эти шарики на прутиках на конце крыла – я тогда ещё задумался о том, для чего они там установлены. Предположения мои были разные, а так как спросить было не у кого, то я решил тогда, что это молниеотводы. (Я и теперь так думаю потому, что даже в интернете не нашёл ответа на этот вопрос.)
Статические разрядники эти штучки называются. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yab ... |
seafarer
Старожил форума
|
01.03.2014 10:24 |
Kуличикус
Круто было у вас в 69-м. Мало того, что на дмб на самолете, так еще и в отпуск и назад на самолете. Наши солдаты на самолетах не летали, только на поездах. На самом деле это просто способ удлиннить отпуск. Дорога оплачивается и обсчитывается в деньгах поездом, а по факту человек летит самолетом. К примеру уроженцы Крайнего Севера превращали таким образом стандартные 10 суток в полноценный месяц отдыха. Положительным фактором был абсолютный по...изм в армии к тому как и кому они обсчитывают отпуск. К примеру нашим (из Тикси) ребятам считали дорогу поездом через Москву до станции Лена и дальше теплоходом до Тикси. Так же обратно. А авиабилеты приобретались на деньги, присланные из дома. Причем никого не волновало, что теплоход ходит пару месяцев в году. Так ездили отпуска все и круглый год. По теме: вообще не наковырял нигде упоминания о таком случае как у топикстартера. Боюсь, друг, вас запишут в хвастуны, либо он не отмечен поскольку обошлось... |
Николаi форум
Старожил форума
|
11.04.2014 10:11 |
Мужики, то, что я описал, так и было - жалко, что подтвердить нечем! Неужели этот случай так нигде и не отмечен? Я долго хранил авиабилет с того рейса, но к сожалению он утерялся.
Вот тут http://www.forumavia.ru/forum/ ... igorgri говорит, что надо искать в архивах МГА, но что это такое, как в них попасть? Может там как-то отмечено это событие. |
Общий | Авторские | Сослуживцы | В прессе |
Реклама на сайте | Обратная связь |