Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе
Форум getman23

Рубрика: Об авиации

История Кременчугского летного училища 1960-2010 годы.

 ↓ ВНИЗ

getman23 форум
Старожил форума
20.09.2011 13:58
История уникального училища очень удивительная, в ней много событий, которые начинаются со слов: «Впервые в мировой авиационной практике…». К большому сожалению, история этого прославленного учебного заведения известна только поверхностно.

Подходит к логическому завершению, научно-исследовательская работа над историей Кременчугского летного училища, начавшаяся еще в 2007 году. По материалам исследований написана и готовится к изданию книга Н.И. Степаненко «Флагман подготовки летных кадров мира». Уверены также, что она восполнит и пробелы в истории авиации России, Украины и мира.


Выпускники Кременчугского летного училища:
Заслуженный пилот СССР М.М. Терещенко,
Заслуженный пилот Российской Федерации А.И. Волымерец,
Директор научно-исследовательского центра «Просвещение» Общества «Знание» Украины Н.И. Степаненко.
getman23 форум
Старожил форума
20.09.2011 14:12
Большое видится на расстоянии.

Как мудро подметил в свое время Сергей Есенин: «Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Только расстояние надо измерять не метрами или километрами, а во времени. И чем грандиознее личность, тем больше времени понадобится, чтобы оценить ее по достоинству. Эти слова в полной мере относятся к Николаю Васильевичу Чернову, организатору и первому руководителю Кременчугского Ордена Дружбы народов летного училища гражданской авиации, обеспечившего стремительный взлет вертолетной отрасли, без которой освоение стратегически важных для Советского Союза природных богатств районов Севера, Сибири, Дальнего Востока было бы немыслимыми.

Николай Васильевич Чернов родился в 18 ноября 1919 года в поселке Дугна под Калугой, в семье рабочего-литейщика чугунолитейного завода. После окончания десятилетки в 1938 году Николай Васильевич поступает в Красноярский лесотехнический институт, но в душе уже зарождалась мечта о небе, поэтому одновременно посещает занятия в аэроклубе. Война застала Николая Васильевича, когда он обучался на четвертом курсе и проходил практику. К этому времени он уже закончил обучение в аэроклубе по специальности пилот. Как и все советские парни, Николай Васильевич рвался на фронт, но по решению военкомата направлен в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ), затем с 15 июля 1942 года обучается в Исиль-Кульской военной летной школе. После ее окончания, оставлен работать в ней пилотом-инструктором. В октябре 1945 года принимается решение перебазировать Исиль-Кульскую авиашколу в г. Сасово. С этого времени школа уже именуется Сасовской авиашколой первоначального обучения пилотов ГВФ. Пожалуй это и стало особой вехой биографии, определившей его дальнейшую судьбу, опыт накопленный в организации Сасовского летного училища гражданской авиации, и не простое участие, а руководство освоением принципиально новой авиационной техники - вертолёта. Нужно заметить, что отношение в те времена к вертолетам было настороженное не только в верхах, но и среди простых пилотов, когда вертолёты впервые стали появляться в наших войсках и гражданской авиации, у лётчиков, отправляемых на переподготовку, была такая вот присказка: «Прощай страна, прощай народ, я ухожу на вертолёт!». По тем временам нужно было иметь большое мужество, чтобы в должности командира летного отряда, заниматься внедрением нового вида авиации. Н.В. Черновым в Сасовской авиашколе Гражданского Воздушного Флота, было положено начало освоения подготовки пилотов для совершенно необычных и принципиально новых летательных аппаратов. Это были первые отечественные серийные винтокрылые корабли. Организационная и методическая деятельность Н.В. Чернова, была по достоинству отмечена, по решению авиационного руководства страны с 1956 по 1960 годы обучается в Высшем авиационном училище в Ленинграде.

Сегодня вы ВПЕРВЫЕ знакомитесь с совершенно неизвестными, по причине их недавней секретности, страницами истории создания и развития отечественной вертолетной авиации.
Успешное применение американцами десантно-транспортных вертолетов Сикорского во время войны в Корее заставило советское правительство ввести вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной.
Появление вертолетов в эксплуатации оказало такое же революционизирующее воздействие, какое вызвало раннее появление в эксплуатации самолетов на экономику, расширив возможности и темпы ее развития, и на облик вооруженных сил, изменив тактику и стратегию военных действий.
Введение нового вида авиационной техники требовало подготовки большого количества специалистов — вертолетчиков. Существовавшие в те годы учебные заведения гражданской авиации не могли решить эту задачу. Необходимо было создать новое мощное, не имеющее аналогов в мире, авиационное учебное заведение, способное обеспечить страну необходимым количеством пилотов вертолетов, с высоким качеством подготовки.
В 1960 году Советом Министров СССР принимается решение создать на базе расформированного военного авиационного училища первоначального обучения летчиков Кременчугское летное училище гражданской авиации. Решение этой ответственной сложнейшей государственной задачи поручается одному из первопроходцев освоения и эксплуатации вертолётов талантливому педагогу Николаю Васильевичу Чернову, уже с успехом проявившего свои прекрасные организаторские способности.
В предельно сжатые сроки, с 1июля по 1 сентября 1960 года, преодолевая трудности организационного периода, несмотря на нехватку авиационной техники, Кременчугское летное училище приступает к основной своей деятельности первоначальному летному обучению курсантов на вертолет Ми-4 и одновременно включается в процесс подготовки и переподготовки авиационных специалистов, на вертолеты Ми-1, Ми-4, Ка-15.
Несмотря на разнотипность летательных аппаратов, многообразие программ и различные профили в обучении курсантов и слушателей, занятия проходили организованно и успешно, что свидетельствовало о высоком чувстве ответственности, организаторском и методическом мастерстве всего руководящего и преподавательского состава училища.
Итогом напряженной работы коллектива училища первых трех лет становится выпуск 309 пилотов на вертолет Ми-4 и переучивание 2421 слушателя из летных подразделений гражданской авиации на вертолеты Ми-1, Ми-4, Ка-15.
Кроме выполнения училищем учебных задач, коллектив параллельно решает важнейшие на то время вопросы капитального строительства. Силами постоянного состава, курсантов и слушателей, за короткий период с 1960 по 1963 год: построен стадион на 1500 зрителей, отстроен учебный корпус в годы войны, сожженный фашистами. К июню 1963 года в авиагородке Глобино заканчивается строительство нового 64-квартирного дома для семей авиаспециалистов.
Качество подготовки и переподготовки было высокое. Курсанты из первых выпусков впоследствии стали начальниками территориальных Управлений, командирами объединенных авиапредприятий, среди них: заслуженный пилот СССР Терещенко М.М., заслуженный летчик-испытатель СССР Ивченко Ю.Г. В составе первых слушателей Герои Социалистического Труда Южаков Ю.А., Белобородов Н.М., заслуженный пилот, лауреат Государственной премии СССР, изобретатель СССР Мальцев Г.С.

В соответствии с решениями советского правительства главным направлением работы Кременчугского летного училища определена подготовка пилотов на вертолетах Ми-4, а с 1973 года на вертолет Ми-8 остается важнейшей и наиболее сложной частью государственной задачей. С 1960 года по 1970 год подготовлено 4466 пилотов на вертолет Ми-4. На вертолет Ми-8 с 1973 выпущено 5167 пилотов.
Кременчугское летное училище создавалось как вертолетное, но потребность в пилотах самолетов была настолько велика, что в 1964 году училищу дается поручение по подготовке пилотов на самолеты Ан-2.
Первый выпуск 94 курсантов спецнабора состоялся уже 20 ноября 1965 года. Пилоты из запаса ВВС, имеющие налет на вертолетах не менее 100 часов, проходят курс подготовки за 6 месяцев, с налетом в училище – 25 часов. С 1965 года начинается подготовка пилотов спецнаборов на Ан-2, со сроком обучения 9 месяцев.
28 июня 1966 года коллективы 1-го, 2-го и 4-го авиаотрядов производят первый выпуск 204 вторых пилотов на самолет Ан-2 со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
В Кременчугском летном училище на самолет Ан-2 подготовлено 5837 пилотов! Ежегодный налет на 65 самолетах Ан-2 в среднем составляет 23150 часов! Приведенные цифры явно свидетельствуют о масштабности и грандиозности работы коллектива Кременчугского летного училища в деле подготовки пилотов на самолет Ан-2. Важно здесь отметить, что в это же время, в училище параллельно проходит подготовка и переподготовка пилотов на вертолеты: Ми-1, Ка-15, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26!
Сегодня, когда прошло уже, сколько лет, хорошо видно те огромные достижения, которые свершили учителя и их ученики. Благодаря им в СССР на Ан-2 ежегодно перевозилось более 28 миллионов пассажиров, до 7 миллионов тонн грузов, обрабатывалось до 2 миллиардов гектаров сельскохозяйственных угодий. По объему авиационно-химических работ СССР вышел на первое место в мире.

Коренным составляющим фактором успешной оценки работы всего коллектива Кременчугского летного училища, как и любого другого, является качественная оценка подготовки специалистов. Первую и важную оценку курсанту дает Государственная квалификационная комиссия, которая назначается приказом Министра гражданской авиации.
Средний балл госэкзаменов по летной подготовке в 1975 году в сравнении с предыдущими 5 годами надежно стабилизирован и равен 4, 76 по всем типам воздушных судов, процент отличных оценок техники пилотирования стал составлять 77%. Наивысших результатов на государственных экзаменах достигли выпускники – пилоты самолета Ан-2, средний балл по летной подготовке 4, 8, как и средний бал предыдущих 5 лет, что стало уже традиционным. Однако, техника пилотирования на вертолетах, являющимися более сложными с энергодинамической точки зрения, летательными аппаратами, оценивается ниже, чем на самолетах
И, все же, главную оценку молодому пилоту дает жизнь, практическая работа в авиационном производственном предприятии. В Кременчугском летном училище оценкой деятельности всего коллектива, является анализ отзывов на выпускников из производственных предприятий ГА. Каждое производственное предприятие вместе с отзывом на выпускника, присылает и свои предложения по улучшению обучения и воспитания пилотов. По результатам анализа, в училище, составляется сводная таблица количественного и качественного состава отзывов на выпускников, где против каждой фамилии, начиная от командира эскадрильи, командира звена, пилота-инструктора, стоит всего две графы: количество положительных отзывов и количество отрицательных отзывов. Эти отзывы и являются мерилом успеха, а они в подавляющем большинстве своем были положительные и одобрительными. По ним хорошо видно также промахи и недоработки. Поэтому, ежегодно в Кременчугском летном училище вырабатывается план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в отзывах на пилотов-выпускников.

Первыми советскими вертолетами, широко применявшимися в народном хозяйстве, были вертолеты с поршневыми двигателями Ми-1, Ми-4, Ка-15, начало серийного производства соответственно 1950, 1952 и 1956 годы. На этих воздушных суднах в Кременчугском летном училище и проводится переучивание советских и иностранных авиаспециалистов. Летная и теоретическая переподготовка пилотов на Ми-1 продолжалась до 1974 года, за эти годы переучивание прошло 1425 человек. На Ми-4 обучение проходило до 1983 года включительно и переподготовлено 2320 авиаспециалистов. Переподготовка на Ка-15, (всего было построено 354 вертолета всех модификаций), завершилась в 1967 году и обучение прошли 436 пилотов.
С 1963 года в Кременчугское летное училище начинают поступать вертолеты второго поколения Ми-6, Ми-2, Ми-8, Ка-26. Летно-технические характеристики этих вертолетов по сравнению с Ми-1, Ка-15 и Ми-4 резко возросли: скорость возросла почти в 2 раза, а полезная загрузка более чем в 4 раза, производительность, выраженная произведением полезной нагрузки на скорость, увеличилась в 8 раз. Это стало возможным благодаря совершенствованию конструкции и эксплуатационных качеств вертолета. Главная причина роста летно-технических характеристик вертолетов — применением на них газотурбинных двигателей (ГТД).
Летный состав производственных авиационных предприятий, периодически по мере поступления новой авиационной техники и приобретенного опыта проходит переучивание и освоение новых вертолетов в Кременчугском летном училище.
К освоению новейшего тяжелого десантно-транспортного вертолета Ми-6 в Кременчугском летном училище приступают в начале 1962 года. В программу обучения курсантов Ми-6 не входил — на него переучивали с других типов, в том числе и с самолетов, причем подбирали для этого достаточно опытных пилотов, налетавших более 1000 ч. Командиров экипажей готовили, только из числа командиров сначала Ми-4, а затем Ми-8, но и они после выпуска должны были пройти программу ввода в строй и налетать 100 часов с проверяющим. В Кременчуге готовили для Ми-6 и авиаторов других летных специальностей. Переподготовка авиаспециалистов, в Кременчугском летном училище на уникальный вертолет МИ-6 продолжалась в течении 31 года. За это время переучивание прошло 3443 человека.
Первый, серийно построенный, вертолет Ми-2 совершил свой полет 4 декабря 1965 г., а уже в начале 1966 г. одни из первых учебно-тренировочных вертолетов Ми-2 с двойным управлением направляются в Кременчугское летное училище. За 45 лет в Кременчугском летном училище на вертолете Ми-2 проходит переучивание 4411 авиаспециалистов.
В конце 1965 года начал серийно производится на вертолетном заводе в г. Казани многоцелевой вертолет Ми-8. Надежный и простой в эксплуатации, вертолет Ми-8 с успехом заменил распространенный во многих странах мира вертолет Ми-4. По сравнению со своим предшественником, новый вертолет обладал более высокими летными характеристиками и вдвое большей грузоподъемностью. С 10 ноября 1966 года на вертолете Ми-8 прошло переучивание 11357 человек, из них 8228 советских и 3129 иностранных авиаспециалистов.
В 1969 году начинается серийное производство многоцелевого восьмиместного вертолета Ка-26, оригинальной конструкции «летающее шасси», ставшим наиболее массовым соосным вертолетом. Переучивание на вертолет Ка-26 началось 13 февраля 1971 г. и продолжалось до 1988 г. За 18-ти летний период обучение прошло 460 советских и 198 иностранных слушателей. Состоялись также и ускоренные выпуски 249 пилотов с 1975 по 1978 г. Всего на данный тип вертолета переучено и подготовлено 907 авиаспециалистов.
Постановка работы по переучиванию, повышению квалификации и стажировки авиаспециалистов из производственных предприятий гражданского флота, в Кременчугском летном училище получилась настолько успешной, что неизменно получала высокие оценки аттестационных комиссий разных уровней управления учебными заведениями Министерства гражданской авиации СССР.
В Кременчугском летном училище разрабатывается методология и принципы построения оптимизированных программ подготовки и переподготовки членов экипажа, основанные на анализе деятельности экипажа, включая принятие решений, необходимых для управления функциональными системами ВС и выполнении полетов. Реализация разработанных в училище принципов обучения позволила коллективу Кременчугского летного училища создать принципиально новые оптимизированные программы подготовки при переучивании на различные ВС. Реализация разработанных программ направлена на повышение уровня профессиональной подготовки членов экипажей при использовании автоматизированных обучающих и контролирующих систем.
Неоспоримый авторитет командно-летного, летно-инструкторского, инженерно-технического, преподавательского состава, в освоение новейшей авиационной техники позволил Кременчугскому летному училищу стать общесоюзным научным экспериментальным полигоном по ее внедрению в народное хозяйство страны.

Выдающейся авиационный педагог-новатор, методист–практик одного из направлений педагогической науки «Методики летного обучения гражданской авиации» - Николай Васильевич Чернов - фигура в вертолетном мире одна из самых заметных и известных.
Беспрецедентные успехи замечательного педагога-новатора основаны на использовании в обучении и воспитании курсантов огромного профессионального, научного, педагогического потенциала постоянного состава училища, коллектива к формированию которого, Н.В. Чернов подходит очень продумано и с особой тщательностью, в несколько этапов.
Первым, из которых становится: укомплектование штатов, опытными, высококвалифицированными, профессиональными кадрами из числа командно-руководящего состава, летчиков, штурманов, инженерно-технических работников, рабочих и служащих военного училища, в большинстве своем участниками Великой Отечественной войны.
Второй этап. Перевод в этом же году, в Кременчугское летное училище, детища Н.В. Чернова, авиаотряда из Сасовского училища ГВФ, под командованием, давнего друга и соратника в освоении вертолетной техники, легенде Советской авиации Хлыстова Павла Михайловича.
Третий этап. В 1965 году училище пополняется большой группой командно-летного и летно-инструкторского состава из Сасовского, Краснокутского, Бугурусланского летных училищ, они приносят с собой наработанный опыт летной подготовки в условиях гражданской авиации. Бывшие военные авиаторы, имея свой богатый опыт подготовки летных кадров для ВВС и, обладая военной выучкой и дисциплиной, сплотили работников Кременчугского летного училища в единый работоспособный коллектив. Такое сочетание в организации летной службы оказалось исключительно удачным.
С пониманием достижений сформировавшегося коллектива Н.В. Чернов приступает к самому главному – четвертому этапу, этапу последующих постоянных обновлений командно-летного и летно-инструкторского состава, из числа своих лучших учеников – выпускников Кременчугского летного училища.
Этот профессионально зрелый коллектив приступает к формированию у своих воспитанников молодых пилотов-инструкторов педагогическое и методическое мировоззрение, систему взглядов на преподавание летного дела, воспитывает уважение к педагогической профессии, вооружает знанием методов и приемов воспитания и обучения.
Кроме того, опытные наставники, ориентируют своих молодых последователей на творческий подход к подготовке летного состава, предупреждают возможные методические ошибки и избавляют от поисков того, что давно уже до них установлено и проверено, и тем самым дают им возможность экономнее расходовать силы, средства и время на обучение курсантов.
Как показало время, выбранный Н.В. Черновым метод формирования постоянно омолаживающегося коллектива себя полностью оправдал. Время неумолимо и стремительно двигалось вперед, а вместе с ним происходило увеличение и усложнение различных правил, совершенствование вертолетной техники, автоматизация многих процессов управления этой техникой и усложнение функций контроля, повышения сложности решаемых задач и ответственности за результаты требовали совершенствования профессиональной подготовки летного состава, технологии работы, а также разработки новой летно-методической документации по производству полетов на вертолетах.
К решению этих задач уже приступает плеяда талантливых учеников и последователей Н.В.Чернова, а это практически весь последующий командно-летный состав Кременчугского летного училища. Среди них начальник училища П.С. Кондратенко, начальник уже Кременчугского летного колледжа Н.М. Никитин, в разное время заместители: В.В. Глущенко, О.В. Мариков, В.И. Шорохов; командиры летных отрядов: В.А. Ткачук, В.В. Пешков, В.Г. Луценко, Е.П. Никукаев, А.Н. Дмитренко, В.А. Штукатуров, В.А. Федоренко, Ю.В. Бухаров, О.Н. Антонов, Г.В. Колодочка; командиры эскадрилий А.М. Фирсов, А.Н. Логвиненко, Ю.Н. Гоголев, А.И. Бакута, В.И. Тихий, А.А. Романов, Б.М. Курись, О.Д. Доброчинский, А.Ф. Сорока, В.Д. Бескоровайный, А.Ф. Шмаков, В.И. Бадмаев, А.Н. Белан, В.В. Плыс, И.Н. Бабинов, большая часть пилотов-инструкторов училища.
Обучение пилотов стало обогащаться новыми техническими средствами обучения (ТСО), открывающими самые широкие возможности и перспективы. Появились специализированные классы наземной и предварительной подготовки, комплексы предполетной подготовки и тренажные площадки, карточки тренажей в кабине вертолета, методические разработки в виде комплексных схем полетных заданий и т.д.
Вводятся в обучение персональные компьютеры, тренажеры, в элементную базу которых входят быстродействующие ЭВМ. Появляются новые методы подготовки к полету, использующие эти средства. К этим методам относятся: методы тренажерной подготовки, методы компьютерного обучения, методы формирования образа полета.

По решению МГА № 212 от 29.12.1982 г. в Кременчугском летном училище создается учебно-методический центр (УМЦ). Возглавил УМЦ заместитель начальника Кременчугского летного училища по летной подготовке, талантливый ученик, продолжатель дела Н.В. Чернова в деле развития и совершенствования методики летного обучения Олег Васильевич Мариков.
УМЦ становится той летной и учебно-методической организацией, которая стала решать задачи по обобщению и выработке единой методики в организации летной работы, обучении и технике выполнения полетов на вертолетах гражданской авиации в целях обеспечения их безопасности..
Впервые в истории авиации работой над повышением безопасности полетов на вертолетах стали заниматься сами вертолетчики.

Под руководством Н.В. Чернова Кременчугское летное училище становится одним из основных кузниц лётных кадров Советского Союза, получает мировую известность. В мире нету подобных сформировавшихся учебных заведений, где бы готовили пилотов вертолетов с нулевого уровня до выпуска на вертолетах первого класса, по своей массе состоящие на Западе в классе тяжелых вертолетов.
Здесь создается мощнейшая материально-техническая база, сформирована уникальная инфраструктура, учебный процесс базируется на самых передовых достижениях и технологиях. Кроме этого, постоянно обновляется парк воздушных судов, обеспечивается их техническое обслуживание, содержатся аэродромы и службы их обеспечения. Капитальное строительство, развитие спортивной базы, строительство жилых домов, организация работы 5 авиационных отрядов и еще многое другое стало заслугой его деятельности.
Уникальное в мировой практике, Кременчугское Ордена Дружбы народов летное училище гражданской авиации в жесточайшей конкуренции с вертолетными школами великих вертолетных государств накопил универсальный опыт в деле подготовки и переподготовки вертолетных кадров и занял одно из ведущих мест в мире.
Наибольшего своего расцвета Кременчугское летное училище гражданской авиации достигает в годы, когда им руководил Николай Васильевич Чернов.
В 1970-1975 годах из Кременчугского летного училища выпускается ежегодно по 800-900 пилотов-выпускников. Максимальный выпуск пилотов из училища состоялся в 1972-м году – 1079 чел. Всех вместе курсантов и пилотов, проходивших переподготовку в училище, ежегодно выпускалось 1600–2000 человек. Максимальное количество обучающихся достигается в 1975 году – 2281 человек! Все эти пилоты во время обучения летали! В 1975 году фактический налет в часах составляет 65432 часа! Летная работа в этом году проводилась по основной деятельности на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26.
В Кременчугском летном училище с 1965 по 1970 годы летная работа одновременно проводилась на 10 типах воздушных судов: самолетах: Як-18А, Ан-2 и вертолетах: Ми-1, Ка-15, Ми-4, Ми-6, Ми-10, Ми-2, Ми-8, Ка-26!
За период руководства Н. В. Черновым Кременчугским летным училищем, т.е., с 1960 года по 1975 год выпущено 8406 пилотов, всего же подготовлено и переподготовлено за данный период 18 252 пилота!
За 50-летнюю историю Кременчугского летного училища гражданской авиации подготовлено 16576 пилотов. Всего подготовлено и переподготовлено 50296 авиаспециалистов, из них 5887 иностранных специалистов из 80 стран мира.

Почти все воспоминания руководителей, соратников и подчинённых сходятся в оценке Н.В. Чернова как выдающегося организатора и, страстно влюблённого в авиацию, руководителя. В своей деятельности он отличался глубоко государственным подходом к делу. По характеру был человеком требовательным, амбициозным и честолюбивым. Всегда был доступен и открыт для общения. Этот удивительный человек знал по имени и отчеству всех сотрудников училища и членов их семей. Курсантов знал, ну если не по имени, то уж по фамилии точно. Каким-то непостижимым образом он узнавал о проблемах своих подчиненных из постоянного состава, курсантов, слушателей и помогал им. Очень многие из них через десятки лет вспоминают о Николае Васильевиче с большой признательностью.
Верность своей профессии, преданность своему делу была отличительной чертой характера этого прекрасного человека. Достигнув пенсионного возраста, Николай Васильевич продолжает еще пять лет преподавать теорию полетов. Отдал своему детищу Кременчугскому летному училищу гражданской авиации – 20 лет и в 1980 году ушел на заслуженный отдых.
Имя Заслуженного пилота СССР Николая Васильевича Чернова вписано золотыми буквами в историю всемирной авиации. Эту надпись полностью из заглавных букв написали его курсанты, удостоившиеся высоких званий Герой Советского Союза, Герой социалистического труда, Заслуженный пилот СССР, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Заслуженный пилот Российской Федерации, Заслуженный летчик России, выдающиеся руководители авиации многих стран мира и еще 50296 авиаспециалистов, которые за пятьдесят лет прошли через созданный им коллектив, став достойными людьми, высококвалифицированными специалистами, продолжателями дела своего учителя.

Конечно, на страницах журнала невозможно рассказать обо всей грандиозности и масштабности работ, которые проводилась в Кременчугском Ордена Дружбы народов летном училище, под руководством его создателя Николая Васильевича Чернова. История уникального училища очень удивительная, в ней много событий, которые начинаются со слов: «Впервые в мировой авиационной практике…». К большому сожалению, история этого прославленного учебного заведения известна только поверхностно. Наверное, это парадокс, но методикой летного обучения, с ее кардинальными отличиями процесса обучения вертолетчиков, в гражданской авиации, которая зарождалась, и развивалось в Кременчугском летном училище, больше интересуются иностранные авиационные специалисты, чем наши.

Выполненный анализ существующей ныне системы обучения курсантов и летного состава показывает, что в своем нынешнем виде технические средства обучения пилотов сегодня не могут в полном объеме обеспечить выполнение требований, которые предъявляет современная авиационная техника к профессионально важным качествам летчика и механизмам регуляции деятельности, не дают должных гарантий сформированности тех психологических и психофизиологических структурных образований, к которым профессия пилота предъявляет наиболее жесткие требования, и за счет которых обеспечивается его профессиональная надежность в усложненных условиях реального полета.
В связи с этим актуальным является психологическое обоснование и разработка таких направлений подготовки авиационных специалистов, которые в современных условиях могут рассматриваться как приоритетные. Для этого нужно изучить успешную инновационную деятельность в этом направлении наших советских авиационных школ, таких как Кременчугское летное училище и лучших авиационных педагогов-методистов, каким является Николай Васильевич Чернов.
Во многом этому будет способствовать, подходящая к логическому завершению научно-исследовательская работа над историей Кременчугского летного училища, начавшаяся еще в 2007 году. По материалам исследований написана и готовится к изданию книга Н.И. Степаненко «Флагман подготовки летных кадров мира». Уверены также, что она восполнит и пробелы в истории авиации России, Украины и мира.

Заслуженный пилот СССР М.М. Терещенко,
Заслуженный пилот Российской Федерации А.И. Волымерец,
Директор научно-исследовательского центра «Просвещение» Общества «Знание» Украины Н.И. Степаненко.
getman23 форум
Старожил форума
21.09.2011 23:23
В Кременчуге открыли мемориальную доску основателю лётного училища Николаю Чернову (ФОТО) http://www.telegraf.in.ua/krem ...
← Форум getman23
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru