В 1986 году СССР продолжало бурными темпами осваивать газонефтяные богатства севера Тюмении, страны «вечнозеленых помидоров». Силы и средства были брошены соизмеримые с освоением космоса, а может и более. Война в Афгане, «экономика развитого социализма»…- всюду нужна была валюта.
Что бы Вы, читатель представляли себе, что там творилось, приведу маленький пример.
Видели пробку на МКАД? Представляете себе ее? Вот точно так же было например и в Надыме, но только из….вертолетов.
Да, да….перед закатом короткого полярного дня слеталась куча вертолетов, которые должны сесть с 2-х минутным интервалом между собой строго до конца светового дня. Диспетчера посадки Надымского аэропорта работали втроем, когда везде в Союзе их было по одному. Скороговоркой безошибочно выдавая команды (Тина Канделаки в сравнении с ними - немая) они каким то чудом умудрялись посадить около 30 бортов за 20 минут. Да с нарушениями, но газ/нефть оправдывали все..
И вот в тот год, по осени моему экипажу выпала «честь» транспортировать первый жилой вагончик на вновь осваиваемое Харасавейское месторождение. По тому маршруту мы летали уже много, но сначала там были короткие геологоразведочные партии, которые обходились минимумом (палатка+водка+костер).
Перелетаем под загрузку в г.Лабытнанги. Там кончается железная дорога и оттуда всеми возможными видами транспорта, груз далее распространялся по Северу.
Вертолет Ми-8 на внешней подвеске может взять груз в три тонны. Наш вагончик по заявлению грузоотправителя столько и весил. Почему экспедитор выбрал Ми-8? Хз, может решил , что и так сойдет, Ми-26 тогда были редкостью их по моему вообще на тот год штуки четыре всего было, Ми-6 малочисленны и нарасхват…
Командир предупредил меня, что рейс ответственный, образцово-показательный, рискованный и т.д…Топливо было рассчитано до грамма ( больше возьмешь топлива = меньше груза). Маршрут строго по прямой. Все на нервах. Подлетаем к вагончику. Блин.. Еще и телевидение снимает. Бортмеханик дает команду на подцепку груза. Цепляем. Контрольное висение с грузом. Мать моя!!! А мы его и от земли оторвать не можем. Догадываемся, что вагончик просто прилип к глине. Дело то по осени. Начинаем раскачивать…Чмок ..оторвали один край..другой..Ну ка, а щас..Отрываем полностью от земли, двигатели взлетный режим, а обороты винта падают, 90-89-88 %...Бля…Ну нет, полярные летчики не сдаются.
Не буду Вас мучить. Есть на Ми-8 одна запретная хитрость, основанная на том что обороты винта реагируют моментально, а обороты двигателя с приемистостью секунд 5.
Взлет был ужасен… С многочисленными ударами вагончика об землю, с преодолением ЛЭП за пределами площадки ( я тогда первый раз увидел в кабине Ми-8 полностью небо, кабина сферическая и обычно половину картины занимает земля… так мы его задрали).
Думая, что самое страшное позади выбрались по-над р.Обь. Надо лететь в горы Полярного Урала, а мы не можем высоты набрать, барражируем над рекой как «Юнкерс» над Прагой. Кое как поизрасходовав керосина набрали 1500 метров и вперед с матами. Через 45 минут над точкой. По технологии перед посадкой делается контрольный проход над площадкой, мало ли там дерьма какого накидали...
Я видел, как заслышав вертолет, из палаток повыбегали комсомольцы-геологи и радостно, кто бегом, кто на вездеходе побежали/поехали к вертолетной площадке, расположенной рядом на срезанной макушке маленькой сопки.
Какой контрольный проход?!!!! Только сбросив газ, мы сразу почуяли, что высоты нам снова не набрать…
Далее команды бортмеханика:
- Высота 200, обороты 90
- высота 150 обороты 88
- высота 100 обороты 87. Уходим?
- высота 50….Бросай Борисыч!!!! Бросааааай!
С высоты 45 метров вертолет Ми-8 произвел бомбометание вагончиком.
………………………………………………………………………………………
Вы когда нибудь получали пинок силой в 5000 кг?
Я получил. Аварийный сброс груза помог в этом. Получив в долю секунды дополнительные 5 тонн тяги, мы в мгновение ока вознеслись куда то в ближний космос. Так вот ты какая голубая планета…Вон Америкa с еще молодым Б.Гейтсoм, вон Кения где еще бегает Б. Обaма за жирафами, а вон и Москва с министром гражданской авиации Бугаевым, который грозит лишить нас свидетельства пилота,,
Падая вагончик намотал на себя тросы и оставил просеку и распугал всех геологов. Тросы казенное имущество, если бы не они, мы и садиться бы не стали, топлива уже не было. Сели, полпачки сигарет за три минуты. Подошли к вагончик.. Педе..сты!!!! Отправитель не мудруя лукаво решил, а почему большая железная птица повезет вагончик пустым. И набил туда чугунных печек буржуек, годовой запас дров и тушенки и пр.
На обратном пути все молчали. Горела лампа об аварийном остатке топлива, бортмеханик яростно рвал ленту из «черного ящика». Мы думали о мести….
Не спрашивайте меня, откуда у меня в 22 года появились седые волосы и где я их потом потерял….
И это первый из рассказов о Маугли...
Стояло жаркое полярное лето. Вернувшись с очередного вылета, зашли в штаб узнать план полетов назавтра, в тщетной надежде на выходной.. Ага, щас.. вылет в 06.30, район реки Куноват ( пошукайте в ГУГЛ картах), заказчик ЮНЕСКО.
Кто такая Юнеско, откуда она в нашей Тьмутаракани и нах лететь на речку Куноват, где ничего нет…Ничего, даже газа и зэков. С такими мыслями мы отправились на заслуженный сон.
Утро, проклятия с недосыпа «говорила мама – Учи физику!», яичница, кофе, автобус. Обычный маршрут, в БАИ за секретными картами и кодами, доктор, метео, штурманский класс, расчет плюс, минус 500 км, удивленные глаза дежурного штурмана : « А на куя вы туда летите». Ответ Вы угадали.
АДП и на вертолет. Смотрю стоят двое, ну явно не наши, не северяне. Судя по одежке мАсквичи. Борт заправлен. Предлагаю им пройти вовнутрь. Стали прощаться. Один зашел с баальшим рюкзаком .
Взлетели. Тупое непонимание ситуации. Зовем единственного пассажира из 22-ух местного салона, в кабину. Бортмеханик садится на автопилот, пассажир на место бортмеханика.
Рассказывай друг, кто, куда и при чем тут наш доблестный экипаж?
Отвечает. Бывший офицер подводник. Отслужил. Вышел рано на пенсию. Занялся орнитологией. Летим на речку Куноват, потому что есть на свете ( тут я забыл, извиняйте все таки 25 лет прошло) то ли черные аисты, то ли черные журавли, зимуют они в Китае, а гнездятся неизвестно где. Но совершенно случайно они узнали , что возможно на речке Куноват они и размножаются. Их всего на свете штук 30. У китайцев есть поверье, кто их увидит, тот будет счастливым всю жизнь.
За этими разговорами мы незаметно подлетаем в нужный район. Впереди летит какая та хрень, понимаем что птица, отворачиваем в сторону что бы не засосало в движки. И тут у этого орнитолога истерика.
- Ребята!! Ребята !! Вот же она! Вы чуть ли не 20-тые на этой планете кто ее видит!!
Слезы как Петергофский фонтан. Предынфарктное состояние. Но организм подводника справился. Успокоился. Говорит, давайте здесь садится. Да ради бога. Зависаем над болотцем, справа взлетает еще такая же хрень. Опять истерика.
«Ребята, вы самочку с гнезда вспугнули!»
Ладно, перелетаем еще на метров 500 в сторону, висим, он берет свой рюкзак, бортмеханик ему говорит:
«Ты делай свои дела, а мы в км семи на холмике часик тебя подождем, потом подлетим заберем» .
На что получаем ответ. Что мы можем лететь на базу, он остается на 2 недели, у него все с собой в рюкзаке, спецкостюмы, камеры, радиостанция, плотик и т.д. Убедившись, что мы не ослышались, переспросив еще раз, улетаем.
В кабине тишина. Не знаю о чем, думал командир, а у меня мысли были типа « вот мы рвачи, алкаши, бабники, а тут офицер высоких моральных устоев» ну и прочая толстовщина. И тут бортмеханик ( а он был первый браконьер в наших краях) испортил всю малину :
- Ребята. Простите меня. Стрелял я их и ел. Невкусные они.
…………………………………………………………………………………………..
P.S. Фильм об этой птице, снятый тем орнитологом я потом раза два видел по Центральному телевидению. Особую гордость вызывали титры после фильма, где
выражалась благодарность экипажу Ми-8, в поисках гнездовий.))
……………………………………………………………………………………
И это второй рассказ о Маугли.
«Было шесть, а стало восемь,
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Горбачу, нам и десять по плечу,
если водка станет больше,
то мы сделаем, как в Польше!»
Частушка времен сухого закона
Стоит огромная очередь за спиртным, алкаши негодуют.
Один не выдержав, сказал: «всё иду убивать Горбачева!»
Через какое-то время приходит и говорит: «что туда очередь еще больше».
Анекдот времен сухого закона
Итак начнем-с.
17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».
Что это для России пусть каждый решит сам. Точно так же, как решали для себя проблему со спиртным «счастливцы» которым довелось это пережить.
Ниже фото очереди за водкой в городе Пермь.
Но была одна категория граждан для которой даже постановление ЦК ничего не меняло. Думайте))
20 секунд прошло. Это были …ну как бы помягче…Коренные жители Севера. Нет водки = нет красной рыбы = нет дикого соболя = нет пушнины = нет валюты. А это уже хреново. И поэтому даже в самый зной «сухого закона» вертолеты Салехардского авиаотряда ( и не только) регулярно развозили «жидкое золото» по факториям Крайнего Севера.
Поясню, что такое фактория. Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большого театра…Ой очепятка )) Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большой тундры, а мигрируют по строго проложенным веками и оленями путям. На этих то «автобанах» с интервалом км в 200-300 стоят фактории, которые представляют собой магазин, жилой дом, вертолетная площадка, пункт забоя оленей, склад. Управляли факториями в мои года там почему то, как правило семейные пары с Западной Украины. Место было крайне прибыльным. Помимо основной зарплаты (чуть меньше, чем у меня, полярного вертолетчика) делались деньги на золоте, пушнине, камнях (драгоценных если Вы с Украины, или на гальке если Вы с Израиля))). Вот туда то мы и завозили водяру.
Прилетев с очередной командировки из Надыма смотрим план. Маршрут Салехард-подбаза(фактория) Глухариное. Все ясно. На 24 часа на этом Севере мы …нет не короли, Боги. Туркменбаши с его культом личности по сравнению с нами никто.
От славы тоже устаешь. Окольными путями пробираешься в общагу и сидишь не высовывая носа..Но нет и там достают. Приходят штурмана с Ан-26, у которых ты 2 года назад просил свининки привезти с вахтой из Новороссийска, а они нос от тебя воротили (свинина дефицит была, три года жевать оленину без капли жира - взвоешь), просят купить для них пару бутылочек. Приходят незнакомые люди и девушки тоже)) с той же просьбой. Наконец то глухой ночью все успокаивается.
Утро славы))).. С тобой здоровается даже водитель автобуса, медсанчасть ты пройдешь даже если будешь в состоянии комы, прогноз для тебя заготовлен заранее, дежурный штурман за тебя уже сделал расчет…И все сопровождается записками и купюрами. Вертолет пока стоит, ждет «стратегический» груз.
Взлет, эфир гудит.
- 24645 «Салехард-контроль»
- 24645 слушает.
- двоечку добавьте.
Это значит, что на радиостанции надо добавить 0,2 Мгц что бы разговаривать на др. частоте и не засорять служебный канал. Переключаемся. Слышим в эфире щелчки еще других бортов. Уши хотят погреть))
- Борисыч у вас деньги есть?
- Маленько есть ..Сколько и кому?
- Девчонки с перевозок просили на свадьбу хотя бы пяток…
- ОК.
- Борисыч это 22318, возьми мне две…
Своим не откажешь…
И так всю дорогу. Мы с бортмехаником считаем деньги собранные, командир делает всю работу за экипаж.
А как по другому, если у тебя за спиной 1500 кг сверхархисупердефицитной водки?
Прилетаем в Глухариную. Хохол ждет с 2 хантами на разгрузку. Ага ..щас.
- Петро…Ну ты понял. Вот тебе деньги, 3 ящика твои, остальное не тронь.
- Да вы окуели совсем!!! Мне ж план делать надо..
- Петро..выбирай или деньги или полгода без борта…Закроем нахрен площадку пока всю тайгу не срубишь..
Летим назад…Чудеса…Локатор, который месяц не работал ща ловит за милую душу..
Диспетчер проявляет все чему его учили и он должен делать, и более того…
- 24645 ваше удаление 112 км , чуть правее возьмите
- 24645 удаление 80, на курсе…
Подлетаем к городу, но не только мы, рейсовый Ан-24 с Москвы тоже подошел..
- «Салехард» 46704 условия подхода и посадки
- 46704 вам зона ожидания номер три..ждать
- Но..
- Ждать! Литерный идет! 24645 рассчитывайте на полосу.
Если без водки то сажали в самый угол, в глину .. а тут и машинка « Follow me»
Садимся, с воздуха видим как люди, словно поток муравьев стекаются к углу перрона, туда же летят «УАЗы» аэродромных служб…И нам туда. Сели. Зарулили. Стоим в дверях родного Ми-8 и по списку выдаем продукт.
Нет не зря, всегда считали цветом нации,
Тех кто был, кто есть, кто будет в авиации.
Автор мне неизвестен.
Сегодняшний рассказ четвертый, хотя должен быть по идее первым ( почти как у Лукаса). Расскажу о том как, я стал пилотом и про курсантскую жизнь.
Успешно провалив экзамены в Строгановку, я тупо гулял по городу размышляя о предстоящем приключения в 2 года в рядах доблестной Советской Армии. Детство прошло в Ашхабаде, в авиагородке, где моими родителями был куплен дом. Поэтому о «черных тюльпaнах» из Кандагара и Кабула я был знаком не понаслышке. Да и по дороге в школу пересекал ж/дорогу, иногда пропуская военные эшелоны с надписями на погруженных в ж/д платформы БМП : « Небит-Даг - Герат. Вернемся домой с победой!»
За окном родительского дома шло лето 1981 года, войнa в Афгaне и мой одноклассник.
Остановленный мною одноклассник ( к сожалению войну я остановить не смог) рассказал, что в 400 метрах от моего дома работает еще комиссия по приему в летные училища. Так в общем то совершенно случайно (сдав экзамены, тест на профпсихпригодность и тест по физподготовке) я оказался в Кременчугском летном училище гражданской авиации.
Это были ЛУЧШИЕ годы.
400 здоровых, нaголо обритых 17-летних парней не могли не отметить встречу, несмотря на кaзарменный режим. Что и было сделано. Сидя в курилке под каштанами, мы ждали гонца с очередной порцией украинских жидких деликатесов. Неожиданно появился дежурный по училищу, капитан Помaнисточка, здоровый хохол ( наверняка родственник братьев Кличко, или возможно дядя Вaлуева). Еще более неожиданным было явление из-за забора гонца в черной курсантской робе, оттопыренный верх которой страшно пузырился ( в прямом смысле), звенел и булькал.
- Курсант ко мне!!!
Еле ковыляя на заплетающихся ногах гонец подошел к капитану.
- Что у Вас в робе, курсант?!
- Водкa, товарищ капитан.
- Дай сюда!
Гонец послушно протянул 2 пузыря капитану.
- Товарищ капитан у меня за забором еще осталось.
- Бегом неси!
Гонец перепорхнул через забор.
И…. И все))))
Минут через 5 до капитана дошло, что его «сделали»….Минут через 6 «догнaли» и мы…Несдерживаемый хохот, был аккомпанементом удаляющемуся, красному от злости капитану.
Мы были в училище первые дни, все лысые, все в черной робе, себя то не узнавали в зеркале, откуда нам было знать кто такой гонец….
Это была первая часть курсантских историй где, моментальную находчивость проявил курсант.
Летные вoйны. Эпизод V: Училище наносит ответный удар
Подъемы в 06.00., ежеутренние кроссы по 5 км и физработы после учебных классов с нарядами и караулами были ответом нашего командира роты. В этих боях закалялась душа и тело будущих пилотов. Молодой растущий организм постоянно хотел белков, протеинов, взамен предлагая местному населению (женской половине) гормонoв в размерах позволяющих обогнать численность народонаселения Китая, минимум в 2-ух кратном размере.
В общем у курсанта Сидорова появилась девушка, к которой он повадился ходить в самоволку. И однажды не найдя ее дома, он нашел ее в ресторане в компании отнюдь не подружек. Последующая за этим драка, кончилась препровождением Сидорова в КПЗ милиции. Откуда его успешно тут же выперли на гауптвахту узнав, что в принципе то он военнослужащий. Находясь на губе Сидоров, будучи парнем здоровым физически, не мудруя лукаво отметелил из-за какого то пустяка сокамерников, и был перемещен в камеру-одиночку. Невозжелав предаться мыслями о бытие, Сидоров начал раскачивать батарею отопления, гнилые сгоны которой сдались на третьей минуте, заливая кипятком губу. Дело происходило глубокой весенней ночью. Измотанный на редкость неординарной ночью начальник караула гауптвахты, позвонил прямо ночью нашему начальнику военного цикла, полковнику Теллину с просьбой « забрать своего п......а, пока он всю губу не развалил».
Летные войны. Эпизод VI: Возвращение джедaя Сидорова.
А капитан крепко спал. Ему снилась эрoтичная преподавательница авиационной экономики, которая по каким то причинам должна была бы выбрать его. Вместо...
- Подъем!
Прозвенел будильник.
Одевшись в любимую шинелку, ежась от утреннего морозца, капитан вышел на туманный плац. Роты построенные в каре, извергали пар в ожидании утреннего развода.
- Батя идет !!!
Из тумана послышались цоканья подков полковничьих сапог.
- Капитан Поманисточка !
- Я !
- Где курсант Сидоров?!!!
- Здесь! (оборачивается и не видит Сидорова) Был ! ( идет осознание факта) Вчера!
Получившийся оригинальный находчивый ответ капитана, заставил улыбнуться всех, и смягчил весь накал ситуации…
………………………………………………………………………………………………..
P.S. Возможно я рассказывал эту историю на каком то форуме, а может и другую…много их, простите если что…..Будем считать это единственно полным и достоверным переизданием от автора.
…………………………………………………………………………………………………
И это был четвертый из рассказов о Маугли.
…..Сколько кануло, сколько минуло
Жизнь кидала меня, недокинула…
2.
.
По Кременчугу строем шла рота и май 1983 года.
- Рота!!! Песню на «Раз» запевай!
- Иииииииииииии
- Раз!- громом рявкнули 90 молодых глоток.
Курсанты Кременчугского летного училища с песней возвращались из городской бани:
- Восток алеет, Китай вдали,
Сотрем китaйцев с лица земли.
Ревут моторы : «Москва, прощай!»
Мы летим бомбить Китай!
А в трюмах бомбы, покрыты лаком
А в них одно лишь слово «Атом».
Бомбили Мюнхен и Берлин,
Теперь летим бомбить Пекин!
Не совсем политкорректная в 83 году песня, и строй марширующих курсантов в цепочку по одному, растянувшийся метров на 500, вызывали у горожан улыбки и смех. Любимцам города прощали многое.
Заканчивался 2-ой курс учебного цикла, впереди были летние полевые аэродромы и учебные полеты на вертолете Ми-8. Автобусы училища уже развозили другие роты по Полтавской области и из-за их нехватки рота возвращалась пешком.
3.
В ожидании своего автобуса, чуть позже, сидим на стадионе училища и треплемся…
- Не…Полкан вчера отмочил!!!
- Ага…Я ни от кого такого раньше не слышал, что бы полковник отдал такой приказ…
Мои друзья Эдик Вегелин и Андрюха Писакин обсуждали вчерашний курьез.
Дело в том, что 2 дня назад Маугли, у которого была мечта всех курсантов, постоянная увольнительная с выходом в город (данная ему как члену сборной училища по стрельбе), задержался в гостях у своей знакомой аж до утра. Вернувшись из самоволки ранним утром броском через забор стен училища, Маугли с еле открытыми глазами присоединился к роте идущей на занятия.
Первой парой был предмет «Бомбометание». Вел его полковник Шмырев. Ходили упорные слухи, что именно этот полкан, будучи штурманом эскадрильи, на учениях точно вывел свой бомбер «Ту» на мост и одной меткой бомбой с первого раза уничтожил его напрочь. Все бы хорошо, но макет моста, который надо было уничтожить находился километрах в 150, в стороне, а дымящийся остов разбомбленного моста, был действующим мостом. Три колхоза две пятилетки собирали на него деньги, только отстроили, поэтому его не было на картах. Благодаря Шмыреву нет и сейчас. За сей подвиг, «ворошиловский стрелок» Шмырев был отозван из действующей армии и отправлен к нам в училище преподавать «Бомбометание».
Полковник не любил Маугли. Маугли отвечал взаимностью. Их тонкие отношения начались на лестничном пролете казармы училища. Маугли бежал вверх по лестнице на свой 5-ый этаж, и на одном из пролетов уперся в неслабый живот Шмырева.
- Курсант стоять! Фамилия!
- Курсант Маугли, товарищ полковник!
- Хааароший курсант…Откуда?
- Из Ашхабада, товарищ полковник!
- Дааа?...А я вот тоже служил в Иркутске…
Зная географию на пять с плюсом и историю с мостом, данный перл полковника был для Маугли , контрольным выстрелом в голову. Не соблюдая субординацию и не сдерживая себя от смеха Маугли сполз по стене….
И вот спящий на ходу Маугли идет на последнее занятие к Шмыреву, имея в пассиве «двойку» за предыдущую тему от «любимца». Таких оценок в авиации не бывает. Приемлемы только «пять» и «четыре» .
Будут вызывать сто пудов, и надо тянуть только на «пять».
Спрятавшись в середину строя, Маугли на ходу сквозь полудрему читал конспект взятый у его друга, Гены Маслюка. Классификация бомб вероятного противника, их маркировка, области применения и их ТТД, никак не задерживались в голове. …
Каким то чудом, каким не помню, спал с открытыми глазами, задача была выполнена…
Пара вторая. «Тактика ВВС». Хороший препод заболел. Вместо него будет урок вести начальник военного цикла, гроза курсантов училища, полковник Теллин. Он же у курсантов – Теллин-Талинн-Сталин, или просто «батя».
Майское теплое солнышко, бессонная ночь и ветерок с Днепра сделали свое подлое дело. Маугли уснул на уроке у «бати»……
- Курсааааант!!!!!
Блин….Уснул….Писец полетам….
- Вы , что себе позволяете?!! Почему спим!
- Извините товарищ полковник! Всю ночь не спал, учил «Бомбометание», что бы исправить «двойку» и не подводить взвод.
- Исправил?
- Так точно, товарищ полковник!
Подошел к своему столу…Проверил журнал..Хм..точно исправил…
- Курсант! Спать!!!
Ну них себе….От такой как раз команды, сон и прошел. Вытаращенные глаза однокурсников подтверждали отсутствие слуховых галлюцинаций…
4.
Это событие парни и обсуждали… Зеленое поле стадиона, было на самом деле белым от 15-ти сантиметрового слоя тополиного пуха.
- Эдик, кто у вас во взводе самый умный? – спросил Писакин у Вегелина.
- Вот он – кивок в сторону Маугли.
- Да…? А первом взводе я. Вот скажи мне Маугли, пух это же семена тополей?
- Ну по большому счету, да.
- Это что же получается. Если столько пуха, то столько должно быть и тополей?
Глядя на заваленный пухом белый стадион, сюрреализм ситуации вызвал новый приступ хохота.
Тут подошел автобус и мы дружно поехали на нем, на аэродром «Градижск».
5.
- Деньги собрали?
- Да.
- Отлично я завтра на почту тогда сбегаю.
Два моих земляка, старше меня на год, Валерка Нижегородов и Сашка Бурмистров подкинули идею, как наказать нашего замполита «Вируса».
Зaмполит будучи креативным и накаченным человеком додумался до того, что в увольнение с ночевкой будет отпускать только тех, кто выиграет у него 2 партии в настольный теннис, для части обженившихся к тому времени курсантов, это была плохая новость. Выиграл в увольнение, нет - 5 кругов по не слабому аэродрому.
Месть заключалась в оформлении на домашний адрес замполита, годовой подписки на журнал «Свиноводство», для оформления которой мы и собирали деньги.
- Маугли назавтра людей организуй. Бурый ( Бурмистров) на маршрут на Херсон пойдет, наверняка опять за арбузами..
- Да ты шо..О це ж святое дiло…Будут вам хлопцi…
День следующий.
Начальник штаба оживленно жестикулируя ходил перед построенной ротой.
- Вы п....асты! Суки! Вам отцы-командиры путевку в небо дают, а вы у них картошку воруете! Да вы лучше у меня ее заберите!
- Иван Терентьевич, а который Ваш огород?
Наглый в своей безобидности вопрос Писакина поверг его в шок.
- Что?!! А ну вас на …..!
Училище год назад, по периметру аэродрома нарезало огородных участков для начсостава. Вырос урожай. А поскольку на ночь на аэродроме оставался только пьяный дежурный офицер и 90 голодных парней, нетрудно догадаться, что и колорадским жукам там нечего было ловить. Будучи людьми благородными, курсанты после ощипа плодов, аккуратно (до вчерашнего дня) закапывали уже пустые кусты обратно.
Приехавший с центральной базы училища автобус привез начальство, жаждущее херсонских арбузов и начштаба для выписки нам звездюлей.
А вертолет задерживался и надолго.
Устав ждать начальники дали дежурному указание не напиваться до разгрузки борта и обеспечения безопасности арбузов, сели в автобус и уехали.
Через час прилетели арбузы.
Выстроившись в цепочку курсанты, перекидывали арбузы в глухой сарайчик с одним зарешеченным окном. Две тонны вкуснейших плодов перелетали из в рук в руки. Дежурный строго следил за тем, что бы не было как бы «случайных» расколов этой чудной херсонской ягоды. Зря. Еще строже следили мы. У нас был план.
6.
Тиха украинская ночь… Как вытащить здоровые арбузы не взламывая дверь, и с решеткой из металла на окне? Идите в летчики)))
Вынимается осторожно стекло, сквозь решетку просовываются две руки, в одной нож, в другой крюк из толстой проволоки. Крюк втыкается в арбуз, арбуз подтягивается на подоконник с обратной стороны, там же внутри разрезается ножом на дольки и..вуаля!)
Маугли, Бурый и Нижний сытые лежали на теплой украинской земле….
- Слышал прикол. Синие фуражки - красные лица, гражданская авиация спешит опохмелиться…
- Слышал.. Это старое.. Вот новье :
Быстро, надежно и без хлопот, Вас похоронит Аэрофлот))
Эх. Бурый, Бурый…Знать бы тогда , что через каких то десять лет, ты лежа в кровавом гипсе, сквозь боль будешь мне рассказывать другие истории.... Как падала горящая «восьмерка», как твой второй пилот пытался опустить ручку шаг-газа вниз к земле, а гидравлика отказала. И лопалась кожа на руках у пилота, и розовые кости выползали из рук, как вскочил бортмеханик пытаясь удержаться от чудовищных вибраций и его выкинуло в салон, где с потолка уже лилось горящее масло….
Эх курсанты, курсанты Кременчуга, сколько вас осталось….
…………………………………………………………………………………………………..
Эдуард Вегелин, 1964 г.р. , г Фрунзе – застрелен в карауле, осенью того же 1983 года, аэродром Каховка, г. Кременчуг.
Геннадий Маслюк, 1964 г.р. г. Алма-Ата- 388 летный отряд, г. Салехард, умер в Салехарде в 1987г. Сердце..
Андрей Писакин, 1964 г.р, г. Хабаровск – Командир вертолета Ми-2, пилот 2го класса, погиб в авиакатастрофе в 1998 г. Вертолет упал в озеро. Причина катастрофы неизвестна. Информация требует вторичного подтверждения.
Валерий Нижегородов, 1963 г.р. г.Ашхабад – Командир вертолета Ми-8, 166 летный отряд г. Ашхабад. Погиб в авиакатастрофе в начале 90ых. Вертолет упал в залив Кара-Богаз-Гол. Причина катастрофы неизвестна.
Им не было и 35…
Александр Бурмистров, 1963 г.р. г.Ашхабад - Командир вертолета Ми-8, 166 летный отряд г. Ашхабад. Инвалид. Крупнейшая вертолетная катастрофа на территории Туркмении.
Причина катастрофы – отказ двигателей, пожар двигателей, отказ основной и дублирующей гидросистем. Единственно выживший после падения с высоты 2100 метров.
…………………………………………………………………………………………………….
7.
…..Может спел про Вас не умело я
Очи черные, скатерть белая…..
……………………………………………………………………………………………………..
Имена не вымышлены, совпадения не случайны. Быль.
...и был день, и была пища. Дожевывая омуля, я стоял на берегу Карского моря и смотрел, как улетает предпоследний Ми-8 на Салехард. Последние были мы. Недалеко на рейде стоял атомный ледокол «Брежнев», в прибрежной полосе, свободные от вахты буровики расставляли сетки на.. Да, да на уток. Был такой оригинальный способ ловли.
В 1987 году весной, занесла нелегкая нас на конец географии, на мыс Харасовей. Каких то 1500 км до Северного полюса и полное отсутствие цивилизации давило на проспиртованную душу вертолетчика. Это сейчас там говорят круто, а тогда…. Штук 16 жилых модулей, один вагончик с надписью «КГБ СССР», ведь рядом Новая Земля, с ее атомными бомбами, пендoсские подлодки в тех водах были не редкость. И частенько море выбрасывало непонятные буйки с надписями на английском. Что еще было? Столовая, вертолетные площадки, из просто уложенных квадратом и вспоротых мешках цемента и штук 12 буровых в округе и все. Пелевин и пустота. Назывался этот пейзаж : «Карская нефтегазоразведочная экспедиция»
Работали 4-мя бортами по 15 дней, было 14 мая, завтра смена. Три борта улетели, наш четвертый оставался до прилета смены, что бы не оголять Север без вертушки. Санитарная ежемесячная норма в 80 часов налета, больше которых мы не могли без специального приказа летать, была практически отлетана. Оставшиеся три часа берегли для рейса домой. А там 15 дней выходных.
И настало завтра. А вместе с ним пришла и радиограмма из которой следовало, что на «югах» все стоит из-за непогоды и жесточайшего обледенения, и смены нам пока не ждать. Вместе с этим пришла и «добрая» указивка о продлении нам саннормы еще на 10 часов. А погодка у нас была шикарная. Ну что ж, снова в бой….
А вечером пришел начальник другой экспедиции, а точнее Ленинградской гидрогеологической партии, который заявил, что еще вчера трое его подчиненных вышли в Карское море на «казанке» ( лодка такая) для замера течений и не вернулись. Нужны поисковые работы.
Решив про себя, что на самом деле парни браконьерили омуля, отбиваем радиограмму о разрешении на поисково-спасательные работы. После недолгого ожидания пришло «добро» с указанием в открытое море не выходить, поиск вести до прилета спасательного гидровертолета Ми-14 из Амдермы, вылет которого невозможен, опять же из-за непогоды южнее.
Начальник питерских гидрологов разложил перед нами свои карты и указал точки, куда возможно течениями потеряшек могло вынести, в том числе и на о. Белый. Перенеся эти точки на свои карты, мы на следующий день приступили к поиску.
Аварийно-спасательные работы приятны тем, что на многие ограничения полета наложенных приказами и прочими талмудами можно забить. Жизнь человека важнее.
Начали с острова Белый. Никто из нашего отряда, на тот момент туда не летал, насколько мне было известно. С осторожностью покидая материк мы начали перелетать пролив отделяющий остров. Серые свинцовые волны, с кусками льдин и необорудованный вертолет для полета над морем, заставляли сжиматься сфинктeр до размера нaночастиц. И в этих суровых реалиях я увидел первый раз в жизни белуху. Белый полярный дельфин, сверкая глянцевой кожей смело шел на запад. Подивившись на чудную зверушку мы прилетели на о. Белый, который обозначен был на наших секретных картах, как нежилой.
Пилотировал я , командир склонившись влево осматривал полосу прибоя, бортмеханик смотрел спереди.
Странно, а откуда на нежилом острове свежие следы гусениц, подумал я, и тут же увидел разгадку. Плоха замаскированная зенитно-ракетная установка, прямо по курсу оптимизма не добавила. Хрен их знает, пришла ли им радиограмма о нашем полете, что на уме у начальника полузаброшенного поста. Противоракетный разворот, которому обучали в училище и на бреющем назад. Уффф..все мы на материке, сразу спало нервное напряжение. Летим теперь на юг. Роли поменялись, командир пилотирует, бортмеханик прямо, я скрючил голову вправо вниз. 1,5 часа уже летим
Что представляла местность. Важно. Слева направо. Плато, обрыв плато высотой метров 10, пляж шириной метров 50, и собственно море.
Догоняем и пролетаем над упряжкой оленей, управляемых одним хантом. 2 оленя, нарты, хант – 1 штука, какой-то мешок на нартах, и палка-хорей в руках ездока. Все.
Летим дальше.
- Медведь! Медведь!
Интонации в голосе бортмеханика-«браконьера» насторожили. Что такого? Мы этих мишек как мух нагляделись. Глаз привычно ищет бурое пятно и….е_ать-колотить !! Мишка то белый!!
Огромный белый самец медведь шел вальяжно нам навстречу. Благо скорость и высота были небольшими. Зависли. Он тоже остановился. На высоте 2 метра в режиме висения 10-тонная махина рыча 3000 реактивными лошадьми приближалась к мишке. Мишка оказался мужик! Встав на задние лапы, он открыв пасть (наверное рычал, двигатели глушили все) двинулся навстречу нам. Уважив его за храбрость, мы бросили это дело, набрали высоту, проверили не было ли на плато ненужных свидетелей, мало ли какой хант стуканет, что борт 24645 умку гонял, что было запрещено, мы полетели дальше, оживленно обсуждая происшедшее. Пролетев минут 10 нас всех одновременно посетила одна мысль. Хант то ехал навстречу медведю!!! Разворот круче, чем на о.Белый, газу «в пол»…..
Не спрашивайте….Не знаю…Как дурной сон….А был ли мальчик?
Ни медведя, ни ханта, ни оленей…Ничего…Ничего мы не нашли. Пролетев с запасом в километров 10 в каждую из сторон света, мы ничего не нашли. Твердо убежден только в одном…Разойтись из-за особенностей местности они не могли.
Так закончился первый день поисков.
А потом была оттепель, прилетела смена, прилетел борт с Амдермы и Маугли полетел домой…..
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Фрагмент этого события, где то я уже писал.
Издание авторское, дополненное и единственно правильное, и правдивое.
All right reserved.
………………………………………………………………….
И это был последний из рассказов о Маугли.
Рассказ в котором Маугли встречается с Шерханом, с прологом, отступлением, комментариями и эпилогом.
Может мы кому не подадим своей руки и этот наш жест
Нам покажется единственным и дорогим за тех, кто жив и нет
Может мы на самом деле не искали в нашем теле жизни
Может мы окаменели, смерти ждали и хотели резни…
Кукрыниксы. «Падающая звезда»
- Йааа Бисмиллааааа !!!
Молебен имама-суннита, многократно усиленный динамиками разрезал утреннюю тишину.
- И какой дурак догадался припарковаться под столбом с динамиком?
Вопрос моего друга и коллеги Димы окончательно разбудил меня. Наша машина, с виду обычная «Волга», но с роторным сердцем от инженера Ванкеля, стала в эту ночь гостиницей для трех не совсем обычных пассажиров.
Мой дорогой Читатель, позволь называть Вас на «Ты»? Ибо ты знаешь обо мне уже много, я о тебе ничего.
Последний раз мы бросили, нашего Маугли летящим на своем Ми-8 с мыса Харасавей на юг. Но кто же, мог предположить, что полет окажется длиннее на 4000 километров и на 5 лет дольше?
Закончился он в 1991 году в Туркмении. Получившая нейтралитет, эта южная страна металась от одури вседозволенной власти. Царьки становились царями, народ становился… Да никем он не становился…Смутное время, гиперинфляция научившая складывать/делить и реже умножать в уме 12-значные суммы, быстрее чем господин Перельман… Ты наверное помнишь, то время?
Куда пойти пилоту вертолета с его специфичным образованием, когда вокруг рушились не только авиапредприятия, но и страны? Либо в дворники, либо в милиционеры….
И попал наш Маугли в …. Ну нельзя об этом открытым текстом. Подписок о неразглашении, как блох у Барбоски. ….в «Службу». Нейтральная и в принципе в том состоянии нах никому ненужная страна, в одночасье лишилась армии, которую надо было создавать из кого..простите.. из чего-то и прочих атрибутов государственности, в частности охраны границ.
…………………………………………………………………………………………………..
- Йааа Бисмиллааааа !!!
- И какой дурак догадался припарковаться под столбом с динамиком?
- Да ладно тебе, переживешь.
- Парни дайте поспать!!!
Подал голос наш третий, Валерка.
Наша бригада добиралась в район Бадхызского заповедника, для встречи с местным оперативником.
В том районе сходились три границы – Туркмении, Афганистана и Ирана.
Район вызывал крайний интерес у наркокурьеров. Дело в том, что правильное законодательство Ирана, для наркокурьеров предусматривало один вид наказания – смерть. При пересечении границ Иран-Афганистан, для наркокурьера прокурором и судьей был «Калашников» в руках иранского погранца. Причем быстрым судьей.
Не желая вводить в расход своих людей, и патроны в магазинах иранцев, афганские наркобароны поступали мудрее. Они переходили границу с Туркменией, двигались на запад по территории Туркмении, и уже с севера проникали на значительно слабее охранявшеюся Туркмено-Иранскую границу.
Была получена информация о крупном караване наркоты, на перехват которой были брошены немногочисленные спецслужбы нейтрального Туркменистана. В том числе, туда и попала наша бригада, которая накануне всю ночь гонялась за преступным начальником УВД г.Мары, теперь уже бывшем генерал-майором Гатыевым. Успешно выполнив глубокой ночью задание, после того как его прошляпили комитетчики, мы и вырубились в каком то райцентре по дороге в Бадхыз.
Встреча с «Золотым Реджепом», местным оперативником, принесла нам, скрытую парковку для спецавтомобиля, скудный паек, свежие комбинезоны на 2 размера меньше и подробности операции.
На «Уазике» продолжили путь до точки…2 часа позора и вот оно…. Н да, спереди тугаи (заросли камыша) и солнце в глаза, сзади бугор, пересекать который нельзя, что бы не рисоваться перед виднеющимся в 1,5 км кишлаком и сельская дорога. Лучшего все равно не найти, да и пост не мы выбираем. Распрощались с проводником стали обживаться…
День второй…Провяленные на солнце пытаемся острить.
- Валерка!
- Чего?
- Хочешь я угадаю какой у тебя в армии был автомат?
Настороженно.
- Какой же?
- Калашникова!
Да, шутка из репертуара М.В.Петросяна.
Но далее..
- Ты наверное в моем военном билете прочитал.
Скрючившийся от хохота и такого ответа Димка, через посиневшие губы произнес
- Да, он прочитал))) А у меня Валера был «Узи» !!!….
- Валера ты тормозить стал иди к тугаям охлади бестолковку, только ствол возьми…
И тут….
И как только Валерка подошел к обрезу арыка, мы услышали знакомый по кинофильмам про войну свист падающих мин….
………………………………………………………………………………………………..
Иранский спецназ тоже имел эту информацию. Не желая по одиночке вылавливать караванщиков на своей территории, они минометным и артиллерийским контрударом начали их уничтожать на территории Туркмении. Договаривались они с туркменами или забили на это дело, кто же нам скажет?
………………………………………………………………………………………………….
Я не знал, что у меня такая короткая жизнь, всего то пролетела секунд за 5, харасавэй, училище, мама, черный аист, летящий вниз вагончик…
Я не знал, что при росте в 187 см, можно поместиться в 10 литровом окопчике…
И тебе читатель лучше не знать…
……………………………………………………………………………………………………
Все кончилось….тишина…где то кто то стонет.. Валерка стал и бледный пошел к нам, сзади него зашевелились камыши ..
- Валера, ложись !!!!
2 рожка в камыши поверх лежавшего Валерки , и падение изрешеченного вьюченного ишака закончили эту операцию.
По 100 000 манат превратившихся в пыль через месяц, дали нам за тот день….
Стоило ли оно того? Пусть это будет еще одним вопросом в этом рассказе.
Такие были времена…..
……………………………………………………………………………………………..
«..С окончанием Афганской войны их пограничная война только по-настоящему началась. Душманы стали подходить совсем близко, часто переходя на территорию Туркмении и минируя дороги. Разбрасывали мины-сюрпризы в виде авторучек и других привлекательных предметов. Тронешь такую, сработает тепловой датчик, и мина взорвется в руке.
Воспользовавшись неразберихой, возникшей после распада Советского Союза, резко активизировались контрабандисты, налаживавшие наркотрафик.»
«Такого боеприпаса подполковнику Владимиру Попову обезвреживать за свою жизнь еще не приходилось. Полутонная бомба, сброшенная в 1993-м году залетевшим из Афганистана самолетом на железную дорогу, связывающую столицу суверенной Туркмении Ашхабад с Кушкой.» http://www.rsva-ural.ru/librar ...
………………………………………………………………………………………………
В этом рассказе изменены даты, некоторые имена и некоторые детали. На основе реальных событий. Фотографии аутентичные событиям.
Все очень интересно и правдиво.Сам отлетал на строительстве газопроводов Уренгой-Помары-Ужгород и нефтянки,таскали подвеску и не всегда до места...Обслуживали бурил и находили их в тумане без спутников тогда про джипиэс и не слышали а если бы от кого и услышали то приняли б за идиота.Многих уже нет из тех 80-х нашего выпуска из Кременчуга.В ГА за время освоения Сибирских месторождений попадало вертолетов раза в три больше чем за компанию в афганистане в одно и тоже время.Много случаев отказа авиатехники Ми-8,Ми-6 и др.Много случаев по потере ориентировки в тайге,тундре,Много случаев столкновений с сопками в тумане идр.Все случаи не опишешь.Освоение Севера вертолетами зто была и есть государственная задача а экипажи вертолетов это солдаты ближнего неба или как тема-космоса.