Прощание с Анатолием Марковичем - в пятницу, 2 сентября с 12:45 до 13:15 в Ритуальном комплексе Боткинской больницы на ул.Поликарпова (радом с ОКБ Сухого).
А.Гарнаев
31.08.2005 17:13
Прощание с Анатолием Марковичем - в пятницу, 2 сентября с 12:45 до 13:15 в Ритуальном комплексе Боткинской больницы на ул.Поликарпова (рядом с ОКБ Сухого).
Граница
31.08.2005 17:33
Вчера в Питере искал в библиотеке на Литейном для сына Вам взлет и Мужчинам до 16. Не было книг, расстроился. Залез сегодня на Форум, а тут такие новости...
Светлая память...
В.Н.
31.08.2005 20:31
1965 год. Ессентукский аэроклуб. Две настольные книги:
"Инструкция" по Як-18А;
"Вам взлёт" Маркуши.
палубник
31.08.2005 20:33
!!!
...
tigra
31.08.2005 21:36
Боль, печаль, потеря... Соболезнования от нашей семьи - семье Анатолия Марковича. Когда-то Анатолий Маркович помог моей маме выбрать путь в жизни (стала мастером спорта по прыжкам с парашюта и уже 30 лет в авиации). С моим отцом (летчик-испытатель)познакомилась тоже благодаря Маркуше. Всю жизнь "хвастаются" друг перед другом у кого больше фоток и писем от Анатолия Марковича...А, сегодня прилетела- сидят мои старики по углам. Мать ревёт, отец "квасит", сердце рвется на части. Слов таких нет -успокоить, унять боль....
Пенсионер
31.08.2005 21:57
Царствие небесное!
Влад.
31.08.2005 22:01
...
Сан Саныч
01.09.2005 00:30
...
Alex from Sochi
01.09.2005 10:59
...
Спасибо этому Человеку, подарившему мне и многим людям дорогу в Авиацию ! Светлая память...
бунд
01.09.2005 11:17
вечная память...
Aleck
01.09.2005 18:35
Вечная память...
Андрй Крюковский
01.09.2005 22:02
Каждый выпуск "Мира авиации" на канале 'Культура' он разбирал, как инструктор разбирает полеты курсантов. И хвалил, и ругал... главное - сопереживал.
Жил настоящими делами и поступками. Чего и нам всем завещал.
Последний настоящий 'небесный писатель' улетел: .
Никодимыч
02.09.2005 23:15
Памятником Анатолию Марковичу будут его книги, которые читали, читают и будут читать те, кому не безразлично наше российское небо.
Светлая память Вам, Анатолий Маркович.
Navigator
03.09.2005 00:27
Земля ему пухом...
мимино
07.09.2005 01:51
В 1973 году, когда мне было 13 лет, я прочитал книгу "Вам-взлет". В конце книги, как всем известно было сказано-всем , кто хочет связать свою судьбу с авиацией- пишите, буду рад ответить.Я написал. С тех пор началась наша перепмска. Потом был УАЦ.Он поздравлял меня с первым самостоятелным. Потом было КВЛУГА. Он писал мне с регулярностью2 недели, и я тоже строчил ему обо всем.Потом приехал в училище Галлай.Я бы дежурным по штабу. Прибегает посыльный-срочно к замполиту.Ну, думаю, конец-вчера же был в самоволке с девченками, в баню ходили. Прихожу-ни живой ни мертвый. Стоит дядько с замполитом и начальником училища, и дядько спрашивает-а что это ты, уважаемый, тактику ВВС и бомбометание не учишь?Так, говорю, оно мне на хрен , мягко говоря не нужно, я не бомбить, а пассажиров возить собираюсь.А Анатолий Маркович, говорит он, просил поинтересоваться.Ну, я и смяк. Потом был выпуск, и меня все-таки забрали в армию.В погранавиацию.При перелетах, попутно зашел как-то в гости. Летел в Афган.Взял с собой бутылку коньяка. Анатолий Маркович при расставании сказал- позвони, когда будешь лететь обратно. Я через полгода летел обратно, но это было ночью.И в густой туман.Конечно, нек позвонил и сразу же сорвался на базу, в Воркуту.Потом, через 2 недели взял отпуск. Прилетел домой в Ив.-Франковск.Ступил на порог-мать говорит- Анатолий Маркович только что ушел с хаты. Беги бегом в аэропорт. Беру тачку, лечу в а/п.Нахожу его уже в накопителе.Говорю-здравствуйте, Анатолий Маркович.Он-ты почему не позвонил?Рассказываю, как было.Да и не думал в общем, что это так важно для него. А он мне говорит-, я вообще думал, на похорон твой прихал. И я до сих пор не могу простить себе этого. Простите мени Анатолий Маркович.
sheriff
07.09.2005 11:58
А.Гарнаев
07.09.2005 21:14
На поминках я произнёс "хороший" тост про СУПЕРполноценную жизнь Маркыча и её безусловное продолжение в нас и его книгах - и изданных/переизданных, и тех, которые мы ещё общими усилиями НЕПРЕМЕННО издадим.
Тост был искренний, он поднял дух всех его близких и присутствовавших!
А когда я вернулся домой, то всё равно с горя напился...
Алексей Поляков
07.09.2005 22:01
Сегодня 9 дней? Помянем.
378
07.09.2005 22:16
у меня до сих пор хранятся его книги еще с детских времен "про молоток и клещи и другие умные вещи" и "смотрись в зеркало иногда " я из много чего полезного подчерпнул. издает ли кто теперь такие книги полезные?
наверное нет...
а авиационных его книг к сожалению не читал , дефицитные были они в те времена советские.
нет ли где в нете хотя бы отдельных глав из вам -взлет например или каких других.?
DDD
07.09.2005 23:12
перед 1 сентября, собирая дочерей в школу, перебирал старые книги, случайно (лет 10 не видел) наткнулся на "Вам Взлет" - на одном дыханьи - от корки до корки. А тут такое.
Вечная память.
Ту-114
08.09.2005 00:17
Печально. Сколько поколений пацанов "заболели" авиацией после его "Вам - взлет!"! Его глазами человека, бесконечно влюбленного в авиацию, я как на чудо смотрел на Ту-104 и сравнивал свои детские восторги в 1-м рейсе с текстами А.М.
Как же нам и нашей стране не хватает сейчас таких, как Маркуша..
Помянем. И будем помнить.
Killir
08.09.2005 22:24
...
А.Гарнаев
02.10.2005 09:08
С Владимиром Романовым
(п-к ВВС в запасе - художник, более 10 лет иллюстрировавший книги Анатолия Марковича)
собрали деньги для захоронения после кремации на Ваганьково...
ГЛАВНОЕ: конкретно договорились о плане совместных действий по изданию ПОСЛЕДНЕЙ=106-й книги Маркуши, состоящей из 2-х (двух) его произведений:
1) "По дороге к небу"
2) "ПОСЛЕДНИЙ парад"
Сибиряк
03.10.2005 15:26
А.Гарнаев:
Это очень хорошая затея!!!Пожалуйста, информируйте форумян об этом, может всем миром осилим. Рад буду участвовать лично!
А.Гарнаев
03.10.2005 21:43
Сибиряк: 03/10/2005 [15:26:19]
НЕПРЕМЕННО буду информировать ВСЕХ заинтересованных о каждом этапе!
Владимир Романов
08.10.2005 00:32
Памяти старшего товарища
Я ДУМАЮ - МОЕ ДЕЛО
Я думаю - мое дело рисовать. Это так, и подтверждение тому более сорока книг, проиллюстрированных за 10 лет в свободное от работы время. Хобби? Нет, не то слово, не русское и не мое. Увлечение? - Да. И, пожалуй, образ жизни, который начался и неожиданно и закономерно: со встречи с Анатолием Марковичем Маркушей.
:Но сейчас надо писать, друзья попросили, потому что этот замечательный человек ушел из жизни, ушел: в последний полет.
Анатолий Маркуша - для многих и многих писатель из детства. Для "воздушного братства" - человек, позвавший в небо, летчик-испытатель, заразивший нас любовью к авиации. Для меня еще и мудрый старший товарищ, с которым я имел честь и счастье познакомиться и за эти десять лет, благодаря общей работе и заботе, сошелся близко. А забота и тогда и сейчас простая. Я бы сказал, для меня почетная - иллюстрировать, да еще найти способ (а чаще деньги) издать хорошие книги.
Писать так, как умел Анатолий Маркович - дар редчайший. Попробовать измерить им созданное количеством изданий (а только изданных книг более сотни на 19 языках, общим тиражом за 15 миллионов экземпляров) это сказать далеко не всю правду. Каждая его книга - шедевр. Большой или маленький, но шедевр, сотканный из правды и мудрости. Я не редактор и тем более не критик, чтобы разбирать достоинства, недостатки, писать о книгах. Скажу так - эти Книги надо читать. Для авиаторов моего поколения названия "Нет", "Вам - взлет!", "33 ступеньки в небо", "Дайте курс" звучат паролем. Проверьте, не пожалеете.
Я постараюсь рассказать то, что знаю хорошо. Как проходили встречи с новыми и старыми друзьями дома Маркуши, встречи-беседы, деловые и не очень, а иногда и встречи-исповеди. Всё было просто, а если человек оказывался, что называется - "наш", то и душевно.
Притушенный свет в большой, высокой комнате. Диван у окна, куда после "церемонии" приветствия или знакомства усаживали гостя. Вокруг книги и авиационные реликвии, напротив, через стол, большие, увеличенные очками, внимательные глаза. И разговор - неспешная беседа, украшенная байками и рассказами о былом, о людях мира авиации, искусства, медицины: известных и неизвестных удивительных людях-личностях, с которыми сводила судьба. Часто разговор продолжался за ужином. И вот тут на столе появлялись большие широкие стаканы и запотевшая, из морозилки, бутылка, немудрёная закуска. Тягучая водка по старой традиции разливалась в эти стаканы и выпивалась неспешно, с пониманием задачи - получить удовольствие. Поднимали обязательные в этом доме тосты: за авиацию, за тех, кого с нами уже нет:
Беседа оживлялась, обязательно находились общие знакомые (мир-то тесен) и ты уже чувствовал себя частичкой большой авиационной семьи или, как любил говорить Анатолий Маркович, "воздушного братства". И это касалось абсолютно всех, летавших и не летавших, вроде бы далеких от аэродромов и посадочных площадок но, как оказывалось, выросших на книжках Маркуши людей. Небо над всеми:
И вот наступало время оживающих легенд. И ты узнавал, что сидишь не просто на диване, а именно в том уголочке, где пристраивался часто бывавший и очень любимый в этом доме Летчик с большой буквы Сергей Николаевич Анохин. Привлекла внимание фотография - следовал рассказ в лицах, где и волжский говорок слышался, о том, как юный Толя в буквальном смысле соприкоснулся с "Бессмертным флагманом". Так потом будет названа книга о Валерии Павловиче Чкалове. И ты невольно тянулся к Анатолию Марковичу потрогать. Так, для связи времен.
Снова разговор, воспоминания, дискуссия: Здесь легко и интересно, но не только. Здесь говорят правду и правду ответят. Когда так понимают и так слушают, хочется выговориться (это и у мужиков бывает), выверить свои ощущения, мысли: иногда и совет нужен. Дедушка Маркуша помолчит, взглянет на тебя. Два-три слова с высоты прожитого, иногда байка к случаю, и выходишь просветленный - жизнь продолжается. Выпитое - не в счет, не за тем шли и шли люди в этот дом.
В летную книжку Анатолия Маркуши вписано 54 типа самолетов. Это чуть ли не все, существовавшие в годы его летной работы. В 73 года он летал самостоятельно на "Авиатике-890". Когда было за восемьдесят, поднялся в небо на стареньком ветеране По-2: Но не мне, летавшему борттехником, описывать это. Напишут, очень надеюсь, настоящие Летчики, с которыми я познакомился благодаря Анатолию Марковичу.
Маркуша неисчерпаем во всём. Вот на стене афиша фильма, за который сценарист Анатолий Маркуша отмечен в Париже высшей наградой ФАИ - "Золотыми крыльями". Не многие знают, что в юности он занимался боксом, а чемпионом Союза был по гребле. Он рисовал, обдумывая что-то. Осталось несколько тысяч его рисунков, необычных, как морозные узоры. Один раз, поддавшись на наши уговоры, он выставлял их в "Доме дружбы" у Валентины Владимировны Терешковой.
Пишу, а времена путаются (да простят меня редакторы). Ну не подходит прошедшее время.
Анатолий Маркович Маркуша, мир его книг с нами и с внуками-правнуками берет курс в будущее. Наше дело - не расплескать, собрать и сохранять, издать и переиздавать:
Написал! Всё, выдох.
Что получилось - байка, рассказ:? Кто-нибудь определит. Надо бы проиллюстрировать и как-то назвать. Всё завтра.
Нажимаю "сохранить": Бездушный, но умный компьютер высвечивает имя файла по первым словам: "Я думаю - мое дело". Ого! А ведь подойдет: Неплохо получилось.
И тут голос дедушки Маркуши: "Володя, рисуй. Хоть ты это делаешь не лучше всех, но тебе объяснять не надо. Ты дополняешь написанное. А насчет этого твоего произведения: Если придется, не читай - расскажи. Только не торопись, загляни собеседнику в глаза:"
Владимир Романов
полковник запаса
Сентябрь 2005 г.
08.10.2005 02:32
Владимир Романов: 08/10/2005 [00:32:46],
"Я думаю - мое дело рисовать...
...Но сейчас надо писать, друзья попросили, потому что этот замечательный человек ушел из жизни, ушел: в последний полет..."
- Ну писать-то у Вас тоже получается - по крайней мере по такому грустному поводу...
Ещё издания будут?
А.Гарнаев
08.10.2005 21:56
Аноним: 08/10/2005 [02:32:20],
"- Ну писать-то у Вас тоже получается - по крайней мере по такому грустному поводу...
Ещё издания будут?"
- Мне кажется, что будет правильно, если В.Романов и проиллюстрирует планируемое нами посмертное издание 2-х книг Анатолия Марковича, и туда же войдёт этот его прозаический Реквием...
meglin
10.10.2005 15:15
Эх, как жаль.... С этими отпусками, делами и выставками не заметил сразу. Такой человек ушел... Признание и любовь и взрослых, и детей - на десятки лет. Целые поколения на его книгах. Несколько лет искал для сыновей его книгу "Мужчинам до 16 лет", на ней вырос. Не нашел. Не смог. Что-то надо делать. Нельзя, чтобы ушло это наследие.
А.Гарнаев:
Владимир Романов:
Не сочтите за труд, пришлите свои заметки для публикации в журнале АОН. Грех не напомнить читателям...
Кстати, это касается и всех остальных. Присылайте. Для памяти такого человека не жалко, потесним Максовские репортажи.
Жду.
Владимир Меглинский
WWW.aviajournal.com
meglin
11.10.2005 17:43
никого сегодня?
meglin
13.10.2005 14:05
жду ответа. Не отвечает Владимир Романов. У кого-то есть его телефоны?
meglin
14.10.2005 13:49
Все, спасибо, ответил.
А.Гарнаев
15.10.2005 00:33
meglin: 10/10/2005 [15:15:36],
"А.Гарнаев:
Владимир Романов:
Не сочтите за труд, пришлите свои заметки для публикации в журнале АОН. Грех не напомнить читателям..."
- Я непременно что-то напишу к последнему изданию книг А.Маркуши, организацией которого нынче занимаюсь - об этом мы договаривались лично с самим Анатолием Марковичем...
Но рука не поднимается это сделать по-быстрому - очень боязно проявить неискренность или непрофессионализм! Мне ещё требуется время для осмысления...
Надеюсь, написанное В.Романовым - вполне соответствует тому, что можно опубликовать прямо сейчас.
А.Гарнаев
17.12.2005 21:23
- В А Ж Н О :
Конкретно оговорен план совместных действий по БУМАЖНОМУ изданию ПОСЛЕДНЕЙ=106-й книги А.Маркуши (с его ЛИЧНОГО веления), состоящей из 2-х (двух) его произведений:
1) "По дороге к небу"
2) "ПОСЛЕДНИЙ парад"
- Сразу после новогодних праздников на этом форуме информация по данному проекту будет размещаться во всей полноте!
Oldman
19.12.2005 19:33
Для Гарнаева.
Вы уже нашли издателя книги? Если нет - я мог бы переговорить со своими знакомыми.
А.Гарнаев
21.01.2006 15:13
Итак :
- начато практическое осуществление проекта издания ПОСЛЕДНЕЙ=106-й книги Анатолия Марковича МАРКУШИ, состоящей из 2-х (двух) его произведений:
1)"По дороге к небу"
2) "ПОСЛЕДНИЙ парад"
Эти рукописи я получил летом 2005 года из его собственных рук. Он сам тогда так и сказал: "Это - моя последняя книга!"
В официально созданной благотворительной организации с этой целью открыт счёт:
Для частных лиц -
Назначение платежа:
Издание книг А.Маркуши
(Для юр.лиц Московской области -
Платеж:
Благотворительный взнос в соответствии с постановлением Губернатора Московской области № 23-ПГ от 28.02.2005 г.
= 2% от налога на прибыль - ИДУТ В ЗАЧЁТ областного НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)
P.S.:
- данный проект будет осуществлен в ЛЮБОМ случае с возможно наилучшим качеством НЕЗАВИСИМО от благотворительного финансирования: бОльшее или меньшее количество платежей определит лишь бОльший/меньший последующий тираж;
- тому, кто посчитает САМ для себя желательным/необходимым принять участие в данном издании - предлагается отправлять ЛЮБЫЕ взносы по указанным реквизитам ПОД МОЮ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, одновременно информируя по E-mail:
deput-mod@mail.ru
20 июня исполнилось бы 85 лет Анатолию Марковичу Маркуше.
Владимир Романов
15.06.2006 21:02
В этом году, 20 июня, Анатолию Марковичу Маркуше исполнилось бы 85 лет.
Пилот, воевавший на Карельском фронте, летчик-испытатель, писатель, книги которого заняли место на полках рядом с изданиями Экзюпери, Ричарда Баха и других замечательных летчиков-писателей, мудрый наставник и удивительный человек. Анатолий Маркуша писал о том, что любил. А любил он более всего славное воздушное братство и небо. "Нет", "Вам - взлет", "33 ступеньки в небо" и многие другие его книги вели и ведут людей в авиацию.
О жизни авиаторов повествует и новая книга Анатолия Марковича "По дороге к небу", выходящая к юбилею благодаря стараниям группы энтузиастов в издательстве "ДКД" г. Жуковский.
Читая произведения Анатолия Марковича, невольно представляешь автора. Предлагаемый рассказ - попытка дополнить этот образ впечатлениями человека, имевшего честь лично знать и иллюстрировать книги Маркуши.
Для начала я прикинулся - ничего не знаю. Но деда на мякине не провести: Трубка ехидно хмыкнула и голосом Анатолия Марковича продолжала:
- У меня сегодня летный день. Заходи: Будет разбор полетов.
Голос звучал буднично. Что особенного - слетал человек на самолете.
А если учесть, что пилотировал он удивительный самолет, знаменитый По-2?
":это У-2, тот самый, что потом был переименован в честь своего конструктора Николая Поликарпова в "По-2". Его называли и кукурузником и рус-фанерой и бог знает как еще. Малюсенькая машина, по началу призванная быть учебным самолетом, а еще точнее - самолетом первоначального обучения. И тогда трудно было вообразить, что жизнь сделает этот самолет еще и сельскохозяйственным, и рыборазведчиком, и санитарным, и связным, а когда придет военное лихолетье превратит У-2, кроме всего прочего, в ночной бомбардировщик!" - так писал об этом долгожителе в своей сотой книге "Я - летчик" Анатолий Маркович Маркуша - испытатель, летавший на 54 типах самолетов.
А если ещё добавить - человеку без 11 дней 81 год?!
Любое хорошее дело - живо энтузиастами, людьми слегка "сдвинутыми". В данном случае это про тех подвижников, которые не только сохранили, но и умудряются поддерживать этот уникальный самолет в летном состоянии (последние лет 50). Огромное им спасибо, низкий поклон еще и за то, что преподнесли "старому пилотяге" на день рождения такой подарок - полет!
Часа через три раздался второй звонок. Теперь уже немного смущенный голос произнес:
- Слушай, может перенесем на денек, другой?: Руки, ноги болят:
- Да, понимаю. Бустеров-то* на По-2, наверное, нет: - хихикнул я, выдавая свою осведомленность.
И вот я прибыл на "разбор полетов". Сели за стол, всё как положено, и Анатолий Маркуша начал "доклад": Постараюсь, как сумею, передать смысл.
Аэродром. С погодой повезло. Вот и аэроплан-ветеран. Тронул перкаль:
- Как жизнь? И кто ж тебя так расписал?
Биплан стоял весь красный, покрашенный грубоватыми мазками. Киношники наспех делали из него еще и киноактёра.
- Не развалишься, старина?: Да, сам такой... лучше на аэродроме, чем в доме: Но: борозды не испортим: Видишь, как ребята стараются... Полетаем.
Техники деловито готовили машину. Подошел летчик. Шел до боли знакомый предполетный ритуал:
Рассказывая Анатолий Маркович на глазах молодел, превращался в Толю, который с паспортом отца (своего еще не было) всё-таки прорвался в аэроклуб. Своими руками прощупал все расчалки, бодышки и калабашки У-2. Выучил мудрёные термины: горгрот, стрингеры, нервюры: Сделал первый шаг к небу.
И сейчас этот неуёмный новорожденный аж светился. Бывает же такое!
Разместили ветерана в почетной кабине инструктора. Сам инструктор впереди, на месте, как раньше называли, учлёта. Техник - к винту-пропеллеру.
Зазвучала музыка команд, вслушайтесь:
- К запуску! Зажигание выключено!
- Есть выключено!
- К заливке провернуть!
- Есть провернуть! Внимание!
- Есть внимание!
Техник подвернул лопасть в нужное для компрессии положение и отскочил в сторону.
- Контакт!
- Есть контакт!
Но мотор не оживал, не запускался.
- Выключено:
Повторили раз, другой. Техник, проворачивавший движок за лопасти винта, порядком взмок, а заслуженный М-11, пятицилиндровый с воздушным охлаждением, явно не собирался работать.
Запуск повторяем, и: затарахтел родной. Легко, с первого раза. Опробовали, нормально. Что было? Об этом позже, на разборе. Сейчас полет.
Вырулили. Рука вверх - запрос старта.
Вам - взлет!
Разбег, отрыв, выдерживание, набор: Завораживающие чувство полета: Вступает летчик первой кабины, сдерживает набор. Резковато потянул? Да нет, норма. Высоту набираем по чуть-чуть: Полет по кругу. Первый показывает - на посадку. И всё? Жаль. Расчет, заход, планируем: Новая команда - проход и набор. Добро!
Инструктор проверил, оценил, больше не вмешивается:
Ну что, старый товарищ По-2, идем вверх. Ручку на себя: Вот почему Первый сдерживал - бережет, опасается надорвать, наш старенький "пламенный мотор". Теперь вираж. Так, поддержать: Плавно, в ритме вальса: Хорошо!
Как описать полет? Если совсем кратко - 40 минут полной свободы!..
Мы за столом притихли, уважая состояние рассказчика. Нам тоже стало тепло и радостно с легкой грустинкой. Завидно все-таки:
- Ну, а что там было с движком?
- Всё просто. В инструкторской кабине есть выключатель пускового магнето - на аварийный случай и для учебных задач. Его-то и не включили. Что ж, потренировались - теперь в памяти на всю жизнь.
Техник, отходя от самолета, уважительно проворчал: "Во, дед! "Матчасть" знает:"
- Да, перерыв в полетах был большой (на этом типе самолетов - 52 или 53 года): Ну и что? Летчик есть летчик: И ощутить всё еще раз - это Подарок - завершил Анатолий Маркович - Спасибо!
Господа, удивительно, но об А.М.Маркуше нет статьи в русской Википедии. По-моему, это непорядок. Может, кто-нибудь из знающих людей написал бы рыбу? А потом уже можно было бы дополнять.