Не секрет, что старый добрый Як-52 - самолет для социализма. Можно сколько угодно рассуждать на счет того, что самолетом первоначального обучения должен быть Боинг-777, особенно, если у тебя налет 10000 на самолетах Dell либо KraftWay. Тем не менее, еще в начале 90-х стало ясно, что в условиях дикого капитализма "учебная парта" для других дел не годится. Некоторые аэроклубы пытались использовать самолеты родственных типов для авиаработ. Все чаще стали приходить телеграммы о катастрофах перегруженных "Вильг". Реже - о падении Як-18т. Люди выкручивались, как могли. Начальство аэроклуба на нас наплевало, заодно передав спичечные коробочки с плевками еще более высокого начальства.
Местность, где я жил, была клондайком для ЛАР - лесных авиаработ. Аэропорт (точнее, местный осколок бывшего советского аэрофлота), кинувшись акционироваться, ваучеризироваться и т.д., почему-то сдох. Так что на авиаработы был спрос.
Мы с моим техником были молоды и полны энтузиазма. Возникла идея - попробовать Як-52 в роли патрульной машины.
Исходные данные: хорошая энерговооруженность (как-никак, машина пилотажная), не выгодные посадочные характеристики (обязательно требуется полоса), хороший обзор.
Требуемые данные: увеличенная дальность полета, наличие коротковолновой связи.
Первая попытка контакта с потенциальным заказчиком принесла надежду. Летнабам понравился и обзор, и скорость, большая, чем у Ан-2, и сравнительно дешевый час полета.
В соседнем городе имелась очень серьезная организация, у которой был свой небольшой АТСК с Як-52-ми. Помимо этого, технические возможности организации были на высшем уровне.
Было решено переоборудовать Як-52 согласно задаче БЕЗ нарушения конструкции и весовых характеристик. Этого требовали летчики. Хотя техники уже вычерчивали конструкции 4-местных флаеров будущего, присмотревшись к которым, можно было узнать некоторые черты Як-52-х )))
Техническая группа предложила вынести заднюю приборную доску (тяжелая). Дополнительные баки из композитных материалов, "облизывающие" свободные места Як-52, превращали его в танкер. Была устновлена КВ-станция "Бриз", антенна была натянута от крыла к килю. Полеты показали, что разбег почему-то не увеличился. Заднюю приборную доску вернули на место. При пробном перегоне на 500 километров потратилось только топливо в доп. баках (2х40), и то чуть-чуть бултыхалось ))) Основные остались полными. Летчики были большими и толстыми.
По не зависящей от нас причине (конструктора поругались и доработка машины была заброшена) проект в рабочую эксплуатацию не пошел.
Я понимаю, что все это была авантюра... Но что ви хотите, надо же било что-то кюшать...
Тем не менее, если бы нашлась техническая группа, способная переделать старые советские машины, интересно, удалось бы вдохнуть в них вторую жизнь? Ведь сейчас АО и РЭО стало гораздо легче, например?
Пробовал ли кто-нибудь выкручиваться на Як-52, кроме покатушек?