Интересно обсудить вот какой вопрос:
Каковы шансы в противостоянии истребителя пилотируемого человеком-летчиком против беспилотного истребителя пилотируемого соответственно компьютером.
Сразу несколько оговорок:
Нет желания говорить о ситуации в которой один из ЛА обладает характеристиками Ан-2 и вооружением типа картофелеметателя, а второй, ну например, МиГ-29 с Р-77. Давайте рассматривать случай двух совершенно идентичных ЛА с одинаковым вооружением. Можно даже принять предельные перегрузки за равные, ибо в обсуждении интересует исключительно сравнение интеллекта двух сторон на уровне нынешних возможностей AI и среднестатистической выучки российского летчика-истребителя.
Рассматривается ситуация БПЛА, а не ДПЛА, поэтому обсуждение ненадежности управления по радиоканалу сразу не принимаются.
Нет цели сопоставлять нашу технику и технику заклятых партнеров.
И последнее, нет никакого желания оскорбить или как-то задеть профессиональную гордость возможно присутствующих здесь военных летчиков. Просто в итоге хочется понять ответ на вопрос что более перспективно: классическое развитие истребительной авиации или ставка на БПЛА с их массовостью, отсутствию срока обучения, и минимальным риском человеческих потерь.
Теперь лично мое мнение.
Преимущества БПЛА:
1. При нынешнем уровне развития искусственного интеллекта бортовой компьютер может владеть и применять широкий круг методов и действий ведения как ДВБ так и БВБ.
2. Интеграция с бортовыми системами прямолинейна и в результате дает мгновенное взаимодействие.
3. При создании программно-аппаратного комплекса его тиражирование ограничено только количеством самих самолётов, а время для установки ничтожно мало.
4. Отсутствие необходимости обучения дает огромную экономию времени и ресурсов.
Недостатки БПЛА:
1. Возможно неготовность реагировать на нестандартные ситуации, в т.ч. СМУ, боевые повреждения, отказы. Но где гарантия что среднестатистический летчик со своим скромным годовым налётом среагирует более грамотно и безошибочно?
2. Снижение надежности системы из-за усложнения программной и аппаратной части. Но ничем не запрещается добиться такого уровня надежности который удовлетворит условиям эксплуатации, особенно с учетом снижения значимости потери по причине отсутствия риска для жизни летчика.
Преимущества летчиков:
1. Возможность оперативного принятия решений по полётному заданию в рамках развития ситуации.
2. Возможность реакции на нестандартные ситуации.
3. Нестандартные групповые действия.
4. Дополнительные источники информации (органы чувств) помимо стандартного набора бортовых систем: зрение, пятая точка. Но что мешает оснастить БПЛА широкоугольной стереокамерой и системой обработки изображения.
5. Фактор романтики и героизма профессии формирующий патриотическое общественное мнение.
Недостатки летчиков:
1. Долгий период обучения.
2. Индивидуальность способностей.
3. Человеческий фактор.
4. Деградация уровня подготовки в условиях минимального налёта.
5. Высокая цена потери.
6. Дефицит кадров.
Мой личный вывод – в отсутствии возможности поддержания подготовки на высоком уровне, искусственный интеллект может оказаться очень серьезным конкурентом. Накладывая это на экономический фактор, а также пресловутый человеческий – получаем явное преимущество за БПЛА. А если помножить это на перспективы снятия ряда ограничений (массо-габаритных, компоновочных, и т.д.), а также возможности тиражирования получаем ещё ряд немаловажных преимуществ.