Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Является ли реактивный двигатель гиростабилизатором ?

 ↓ ВНИЗ

12

Andevzem
Старожил форума
25.04.2011 13:39
Запускал от нечего делать на столе маховичок от детской
инерционной машинки. За окном на Внуково проходил какой-то борт.
Возникли странные ассоциации - реактивный двигатель, является ли
его компрессор/турбина маховиком, то есть примитивным гиростабилизатором ?
Сказывается ли этот эффект на управляемости ВС (имеется ввиду прецессия )?
Учитывается ли он при конструировании пилонов подвески ?
Очень тупой вопрос - как вращаются турбины на противоположных крыльях -
однонаправленно или разнонаправленно ?))) Либо эффект этот настолько
незначителен по сравнению с массой ВС , что им просто пренебрегается.
Прошу сильно не ругаться, чистый гуманитарий, поэтому был бы очень
благодарен за простое объяснение, так как формулы даже с одной переменной
в школе вызывали сильную тоску. Заранее благодарю всех ответивших.
Авторитет
Старожил форума
25.04.2011 13:51
Любой вращающийся объект можно считать гидростабилизатором. Даже стрелку часов.
Вопрос до какой степени.
Авторитет
Старожил форума
25.04.2011 13:54
Турбины вращаются в одну сторону. Двигатели взаимо-заменяемые. Хошь на левый хошь на правый борт вешай.

насколько я знаю не в одной известной мне книге по ГТУ нет методики расчета и упоминания гиро-моментов.
КарКарыч
Старожил форума
25.04.2011 15:24
На самолете Л-39 (1 ТРД) левая и правая бочка имеют отличия по максимальным угловым скоростям..
На самолете Лайтинг Р-38 винты имели разнонаправленное вращение. Видать была какая-то методика :-)
mErLin
Старожил форума
25.04.2011 16:34
На лёгком одномоторном поршневике с мощным движком вращение винта всегда учитывается. Там, как минимум, 3 эффекта: реакция винта, закручивание струи (подъёмная сила полукрыльев получается разной) и, собственно, прецессия. На разбеге даётся нога. Перед выравниваем, в момент уборки РУД, также требуется чуток парировать. Положение ручки на виражах различается: в одну сторону надо тянуть, в другую - давить. Даже в учебный штопор (т.е. когда движок на МГ и влияние движка минимально) самолёт сваливается по разному. Если человек одновременно летает на отечественных и западных типах, то важно помнить, что направление вращения винта у М-14П и, например, Лайкомингов - противоположное. Соответственно, самолёты ведут себя "зеркально" и поначалу это непривычно. Но особенно важно помнить о направлении вращения винта при выборе места для поклажи снятых чехлов - искать по полю весь свой комплект - очень нездоровое занятие ;)))
scorpions
Старожил форума
25.04.2011 17:07
Я думаю при расчете узлов крепления двигателя, пилонов и подшипников на валу турбины гиросилы учитываются стопудово. Но для общего поведения турбореактивного самолета это не критично.
rex
Старожил форума
25.04.2011 17:18
Одннако на А-400 поставили движки с противоположным вращением винтов:

http://www.wingsoflegend.net/w ...
ИЛ76тд
Старожил форума
25.04.2011 17:26
На всех самолетах учитывается реактивный момент. На Ил 76 в том числе. Отклонение штурвала даже разное вправо 98гр влево 102.
Abdurahman
Старожил форума
25.04.2011 17:26
Однозначно да. Сваливание при неподвижных рулях направления преимущественно происходит в сторону вращения двигателя по причине наличия гиромомента.
Alexz
Старожил форума
25.04.2011 17:32
rex:

Одннако на А-400 поставили движки с противоположным вращением винтов:

http://www.wingsoflegend.net/w ...

Тож винты в разную сторону крутятся, а не двигатели.
Прочнист
Старожил форума
25.04.2011 17:39
Учет гироскопических нагрузок - требование сертификации.

§ 25.371 Gyroscopic loads.
The structure supporting any engine or auxiliary power unit must be designed for the loads including the gyroscopic loads arising from the conditions specified in §§25.331, 25.341(a), 25.349, 25.351, 25.473, 25.479, and 25.481, with the engine or auxiliary power unit at the maximum rpm appropriate to the condition. For the purposes of compliance with this section, the pitch maneuver in §25.331(c)(1) must be carried out until the positive limit maneuvering load factor (point A2in §25.333(b)) is reached.

Так что методики есть, все считается, а на практике проявляется, как выше товарищи описали.
Авторитет
Старожил форума
25.04.2011 21:04
Походу расчет идет в составе цельной СУ и в составе планера. Похоже этим занимаются планеристы.
Двигателисты ничего не знают об этом. Хотя за 9 лет может что-то изменилось.
Авторитет
Старожил форума
25.04.2011 21:08
Да, точно. Когда считали ГТУ даже вопросом таким не задавались о гиро-моментах.
А вообще интересно, прочнисты по ГТУ это отдельная специальность или все теже двигателисты но с другой специализацией?
Я помню когда учились, так по курсу ГТУ это 90% тепловой расчет был, 5% конструкция, 2-3% управление и почти ничего по прочности.
Mazuta
Старожил форума
26.04.2011 03:03
На авиамодельках просто изменение режима двигателя вызывает крен. Но там тяги до опы, то есть тяговооруженность значительно больше, чем на больших самолях и масса СУ по отношению к планеру другая, отсюда и более выраженный эффект.
На Ту-22М2 руль направления развернут влево на несколько градусов (от 3 до 6), видимо, настраивали точно на заводе. Наверное, все же для компенсации вращения здоровенных турбин. Во всяком случае, в эксплуатации этот параметр никак не проверялся и не регулировался.
kovs214
Старожил форума
26.04.2011 08:51
Об учете гироскопических моментов:
http://www.mash.oglib.ru/bgl/6 ...
пункты 17 и 18, если считать сверху.

http://www.cadmaster.ru/magazi ...
здесь под заголовком:"Статический расчет (SOL 101)".
V.Ngock
Старожил форума
26.04.2011 11:21
Авторитет:

.....Двигателисты ничего не знают об этом. Хотя за 9 лет может что-то изменилось.

25/04/2011 [21:04:06]


......А вообще интересно, прочнисты по ГТУ это отдельная специальность или все теже двигателисты но с другой специализацией?
Я помню когда учились, так по курсу ГТУ это 90% тепловой расчет был, 5% конструкция, 2-3% управление и почти ничего по прочности.



Я В ШОКЕ ОТ ТАКОГО "АВТОРИТЕТА"!


Авторитет
Старожил форума
26.04.2011 11:38
V.Ngock:

Авторитет:

.....Двигателисты ничего не знают об этом. Хотя за 9 лет может что-то изменилось.

25/04/2011 [21:04:06]


......А вообще интересно, прочнисты по ГТУ это отдельная специальность или все теже двигателисты но с другой специализацией?
Я помню когда учились, так по курсу ГТУ это 90% тепловой расчет был, 5% конструкция, 2-3% управление и почти ничего по прочности.



Я В ШОКЕ ОТ ТАКОГО "АВТОРИТЕТА"!

А вы не будте в шоке. В шоке как правило "те кто не в теме".
Вы в теме или лиш бы ляпнуть?
V.Ngock
Старожил форума
26.04.2011 11:56
2 "Авторитет":

Вы в ПТУ учились? Судя по орфографии - да.
Drejtori
Старожил форума
26.04.2011 12:01
насколько я знаю не в одной известной мне книге по ГТУ нет методики расчета и упоминания гиро-моментов.

Еще как есть. Особенно на легких однодвигательных самолетах с большими по массе(относительно) двигателями, типа МиГ-21, Су-17, МиГ-23 и т.п.
Авторитет
Старожил форума
26.04.2011 12:06
V.Ngock:

2 "Авторитет":

Вы в ПТУ учились? Судя по орфографии - да.

Я много где учился. К теме это отношения не имеет.
Авторитет
Старожил форума
26.04.2011 12:08

Drejtori:

насколько я знаю не в одной известной мне книге по ГТУ нет методики расчета и упоминания гиро-моментов.

Еще как есть. Особенно на легких однодвигательных самолетах с большими по массе(относительно) двигателями, типа МиГ-21, Су-17, МиГ-23 и т.п.

Значит либо это специализированные курсы, либо специализация уже после окончания - например в аспирантуре.
На стандартных курсах никто не напрягал гиро-моментами, что в принципе не может не радовать.
Давно пора уже разделить спецухи по агрегатно. Типа спец по гиро-моментам, спец по турбинам, КС, компрессорам итд.
Один из нас
Старожил форума
26.04.2011 21:55
Человек спрашивал про гиростабилизатор.
А вращающийся ротор ТРД вовсе таковым не является.
Гиростабилизатор это целое устройство, в котором гироскоп является, обычно, только датчиком.
tu-154m
Старожил форума
26.04.2011 22:19
Если видели вблизи Ан-12, так у него правый борт всегда черный, в остатках горения 3, 4 двигунов, а левый чистый....
Вот Вам и гиростабилизация с моментом в сторону вращения...
Но чистому гироскопу необходимо создать 3 степени свободы.....
Аркаша
Старожил форума
26.04.2011 22:53
На с-тах фронтовой авиации (про другую авиацию не скажу - не знаю, но скорее всего везде одинаково) даже пневматик после уборки затормаживается. Думается именно с целью исключения влияния гироскопического момента на ЛА.
Прочнист
Старожил форума
27.04.2011 03:43
Один из нас:

Человек спрашивал про гиростабилизатор.
А вращающийся ротор ТРД вовсе таковым не является.
Гиростабилизатор это целое устройство, в котором гироскоп является, обычно, только датчиком.



Нормально человек спросил. Ему нормально ответили, что да, роторы двигателя можно рассматривать как своеобразный гиростабилизатор, поскольку эти роторы препятствуют изменению положения самолета при его маневрах.
Прочнист
Старожил форума
27.04.2011 03:46
Аркаша:

На с-тах фронтовой авиации (про другую авиацию не скажу - не знаю, но скорее всего везде одинаково) даже пневматик после уборки затормаживается. Думается именно с целью исключения влияния гироскопического момента на ЛА.


Совершенно верно. Это одна из причин затормаживания. (Только не пневматик, а все колесо).
Миха-74
Старожил форума
27.04.2011 13:16
Дрейтори прав, я как раз летал на этих самолетах и любой более опытный летчик скажет, что стабилизирующий момент от двигателя чувствуется, но легко преодолевается рулями, но учитывается при качественном пилотировании...
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:04
гироагрегат имеет 3 степени свободы, а турбокомпрессор только одну никак он стабилизировать не может, а скорее дестабилизирует и создает момент силы(правда он незначителен, плечо минимально)...умники!!!!
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:07
АВТОРИТЕТ...гидростабилизатор это что???!!!!!)))
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:23
Abdurahman:согласен с тобой, только не гиромомент, а момент силы заваливает и не в сторону вращения, а в противоположную от вращения сторону))))аэродинамику почитай...без обид
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:25
"реактивный момент силы"-вот так наиболее точно
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:41
Миха-74:Стабилизирует тебя в набегающем воздушном потоке крыло, если ты самолетчик и несущий винт, если вертолетчик)))))на самолете движки вперед тянут, чтобы поток набегал, а на вертаке винт двигунами раскручивается, чтобы потк набегал(посему он висеть умеет))))
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:57
Аркаша:ты прикололся так?колодки бы давно посрывали и даже если тормозят(просто гипотетически, хотя не делает так никто), то наверно для того чтобы побыстрее шасси в брюхо засунуть, но никак, не для того, чтобы их не опрокинуло колесами вращающимися)))
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 19:59
короче, парни...может все-таки о бабах!!!!)))
adan
Старожил форума
27.04.2011 21:04
mErLin:

На лёгком одномоторном поршневике с мощным движком вращение винта всегда учитывается. Там, как минимум, 3 эффекта: реакция винта, закручивание струи (подъёмная сила полукрыльев получается разной) и, собственно, прецессия. На разбеге даётся нога. Перед выравниваем, в момент уборки РУД, также требуется чуток парировать. Положение ручки на виражах различается: в одну сторону надо тянуть, в другую - давить. Даже в учебный штопор (т.е. когда движок на МГ и влияние движка минимально) самолёт сваливается по разному. Если человек одновременно летает на отечественных и западных типах, то важно помнить, что направление вращения винта у М-14П и, например, Лайкомингов - противоположное. Соответственно, самолёты ведут себя "зеркально" и поначалу это непривычно. Но особенно важно помнить о направлении вращения винта при выборе места для поклажи снятых чехлов - искать по полю весь свой комплект - очень нездоровое занятие ;)))



Там же ведь только на малых скоростях нога идет вслед за РУД. У М-14П. Закручивание струи. А гироскоп прецессирует в обе стороны одинаково.
vert7070
Старожил форума
27.04.2011 21:40
adan:все это - парирование органами управления побочных моментов от винта, никакие гирики здесь не при чем...единственный полезный, для чего он собственно и создавался-это тяга вперед...но вращаясь, он создает кучу ненужных моментов, которые тянут всю машину в разные стороны как лебедь рак и щука..а вот сбалансировать их и лететь в нужном направлении и на нужной высоте или изменять при необходимости полетного задания параметры полета -это и есть мастерство пилота....УДАЧИ))))
adan
Старожил форума
27.04.2011 21:47
vert7070:

adan:все это - парирование органами управления побочных моментов от винта, никакие гирики здесь не при чем...


Да так и есть. УДАЧИ!!!
V.Ngock
Старожил форума
28.04.2011 07:33
adan:

vert7070:

adan:все это - парирование органами управления побочных моментов от винта, никакие гирики здесь не при чем...


Да так и есть. УДАЧИ!!!


"Гирики" очень даже при чём! Например, при пилтаже - выход на вертикаль и простую круглую фигуру, выход с вертикали вверху "от себя" (сапог) и т.д. Самолет уводит в сторону именно под действием гироскопического момента винта.
kovs214
Старожил форума
28.04.2011 09:02
Вам в помощь :-)
http://www.kummolovo.ru/flying ...
vert7070
Старожил форума
28.04.2011 11:41
kovs214: УБЕДИЛ, но всеравно казуистика какая то "гироскопический момент"..но винт-это не гироскоп!!!че к чему хоть бы назвали по-другому....но против бумаги не попрешь..признаю свою ошибку..давно наверно аэродинамику не открывал..все полеты да приборы...некогда((((все ухожу с позором)))пусть КОВС учит)))
V.Ngock
Старожил форума
28.04.2011 12:00
vert7070:

... казуистика какая то "гироскопический момент"..но винт-это не гироскоп!!!че к чему хоть бы назвали по-другому....

А почему вертолёт инода взлетает по-самолётному? О ведь не самолёт!!!=)
kovs214
Старожил форума
28.04.2011 12:02
vert7070.
)))) не-е-е, я не учитель))), самый простой опыт: взяться за ось велосипедного колеса двумя руками, раскрутить его и попробовать развернуть это колесо...сразу почувствуешь все силы и моменты (если колесо не выскочит из рук) ;-))
vert7070
Старожил форума
28.04.2011 12:21
да знаю я все это, но до последнего дня считал это реактивным моментом винта, а не гироскопическим..вот в чем закавыка..куда чего давит я примерно по педалям и ручки управления знаю(сам пилот)а вот в терминах и аэродинамических понятиях обоср...ся))))я как раз вертолетчик(Ми-8 и его модификации)...хотя наш препод -старый ветеран с ВОВ говорил нам Митроши!аэродинамику на 5 знает только господь бог, а на 4 только я)))ржали, а ведь он прав оказался0)))
vert7070
Старожил форума
28.04.2011 12:27
кстати..слабо на вертолетной аэродинамической схеме гироскопический момент показать..сколько чертили на всевозможных экзаменах, ну хоть убей не помню...у кого есть распределение сил на висении и в полете-скинте ссылку, сам вспомню с удовольствием...
vert7070
Старожил форума
28.04.2011 12:40
видимо он действует только в МОМЕНТ ОТКЛОНЕНИЯ РЫЧАГОВ УПРАВЛЕНИЯ пытаясь сохранить плоскость вращения....где-то так..то есть ручка влево-он вправо, пытаясь сохранить плоскость вращения НВ(это я про вертолет), посему требуется дополнительное усилие..кто, что скажет?
kovs214
Старожил форума
28.04.2011 12:56
vert7070.

Немного есть здесь:
http://www.aviastar.org/helico ...

Тут форум вертолетчиков:
http://vertoletciki.forumbb.ru ...

Тут по "деццки" :-), но на полном серьёзе:
http://www.rmodels.ru/art_vert ...
adan
Старожил форума
28.04.2011 13:13
Есть одно очень заметное и чувствительное проявление эффекта гирика. Плоский штопор называеться.
Один из нас
Старожил форума
28.04.2011 16:18
Прочнист:
Нормально человек спросил. Ему нормально ответили, что да, роторы двигателя можно рассматривать как своеобразный гиростабилизатор, поскольку эти роторы препятствуют изменению положения самолета при его маневрах.

Ничему они не препятствуют, почитайте теорию гироскопа хотя бы в самом простом изложении.
Сохраняют свою ось вращения только гироскопы в 3-степенном подвесе, это уже тут отметили.
Ротор ТРД это одностепенной гироскоп.
Поэтому при совершении маневра самолетом с ТРД, его вращающийся ротор будет создавать гироскопический момент, величина которого равна векторному произведению угловой скорости ротора и угловой скорости вращения самолета.

Andevzem
Старожил форума
28.04.2011 21:40
Всем огромное спасибо за разъяснения.
Для "Одного из нас": Вы, наверное , в детстве с юлой не играли.)
Её никак нельзя назвать "гироскопом в трехстепенном подвесе".
Однако она прекрасно сохраняет свою ось вращения, даже если пытаться ее сбить
(не очень сильно, конечно).
Еще раз огромное спасибо всем...)
Задумчивый
Старожил форума
28.04.2011 23:32
1. В первых полетах на Ту-22М-3 из двигателей уходило масло. Двигатели НК-25 снимали, гоняли на земле - масло в норме. Оказалось, при эволюциях самолета гироскопический эффект перекашивал торцевые уплотнения относительно хлипкого и длинного 3-х вального турбокомпрессора. Пришлось дорабатывать уплотнения.
2. Насколько помню, на Ан-24, 26 существуют ограничения по скорости разворота на земле при рулении именно из-за гироскопического момента винтов.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru