Публикация конца июля, но острота вопроса остаётся.
МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?
Дорогостоящие военные проекты имеют шаткое обоснование
Некие высокопоставленные военные из Дальней авиации конфиденциально сообщили журналистам, а значит, и всему свету, о том, что российские стратегические бомбардировщики могут использовать аэродром на Кубе для дозаправки во время полетов на воздушное патрулирование в Атлантике. «В случае принятия соответствующего политического решения ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС могут осуществлять дозаправку на одном из кубинских аэродромов. Соответствующую рекогносцировку российские специалисты уже провели», – сказал собеседник агентства «Интерфакс».
Тут же тему подхватили компетентные отставники. Командующий Дальней авиацией в 1997–2002 годах генерал-лейтенант Михаил Опарин уточнил, что возможность посадки российских стратегических бомбардировщиков на Кубе рассматривалась еще десять лет назад. «Однако тогда не было принято соответствующего политического решения. Если сейчас такое решение будет принято, то это можно только приветствовать», – сказал генерал. Появились добавления – необходимо иметь аэродромы подскока, то есть дозаправки, во Вьетнаме, Западной Африке, словом, повсюду в мире.
Амбициозная задача обосновывается следующим образом: «достать любого противника, где бы он ни находился – за пятью морями и океанами. Для этого нужна специальная подготовка летного состава, который должен уметь сажать самолеты на различные аэродромы». А вот и патетика игры стратегического воображения: расширение сферы действия российской Дальней авиации могло бы стать одним из ответных шагов Москвы на односторонние действия США по приближению объектов системы ПРО к границам России.
Летный состав ВВС не поверил своим ушам. Да это же невероятно, единодушно считают те, кто сидит за штурвалами боевых самолетов. Долететь до Кубы с помощью дозаправки в воздухе возможно. Но на обратном пути до точки встречи с самолетом-дозаправщиком недотянуть. Завоз же на Остров свободы авиакеросина в необходимых количествах потребует немалых средств. Это не один караван танкеров. Кроме того, необходимы огромные суммы денег для организации инфраструктуры, одна только аренда военной базы за рубежом сегодня исчисляется сотнями миллионов долларов. В военном бюджете столь огромных сумм не предусмотрено.
Во имя чего? Только для обучения летного состава – слишком дорого. Ответ на американскую ПРО в Европе? Отнюдь не асимметричный, как было обещано, а чрезвычайно затратный. К тому же американская ПРО находится в Европе, а мы собрались летать с ядерным оружием на борту по всему земному шару. Опасно, прежде всего для международного авторитета России. Америку же Дальней авиацией не испугаешь – уязвима, устарела. Сами же США отказались от дальнего воздушного патрулирования почти два десятилетия назад.
Нет прозрачности в планах у военных. Устав предписывает при выполнении задачи любого уровня – тактической, оперативной или стратегической – сначала определить цель, затем – какого противника и как уничтожить, на основе чего организовать свои силы и средства, установить их взаимодействие. По аналогии с предпринимательством это можно называть бизнес-планом. Под него отпускаются деньги, как и у военных.
Неясность целей, а следовательно, и чрезмерность затрат определяется только одним – отсутствием документов, которые бы ориентировали армию на выполнение вполне конкретных задач. К примеру, существующая Военная доктрина признана устаревшей, а новую разрабатывают в Совбезе уже не первый год. Кто сегодня противник? Какова стратегия и тактика национальной безопасности? Средства и способы их реализации? Вопросы без ответа – всё высокопарные слова. Вроде тех, что мы ответим на американское ПРО «военно-техническими мерами». Звучит многозначительно, а реальный бизнес-план не подстегнут. Очевидно, что его не существует вовсе. Только сотрясание воздуха. Иначе не стали бы ответственные люди из Дальней авиации анонсировать сомнительные проекты.
http://www.ng.ru/printed/213635