Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Электронные индикаторы - МФИ - хотелось бы услышать отзывы.

 ↓ ВНИЗ

LVA85
Старожил форума
14.04.2012 23:41
Так вышло, что я занимаюсь проблемами МФИ.
Летчики, особенно военные, насколько я знаю, далеко не всегда в восторге от перехода с ЭМ-приборов на "стеклянную кабину". Тем не менее тенденция общемировая.

Поэтому предлагаю обсудить эту - для меня больную - тему.

Хотелось бы услышать прежде всего от летного состава отзывы об этих устройствах. Ну как - неужели правда хуже чем было с будильниками? Если хуже - то в чем, если лучше - тоже в чем?
Musicbox
Старожил форума
14.04.2012 23:45
То же самое, только разные указатели компактно собрали вместе.И значительно больше информации.Болеть на эту тему не стоит.:-))
LVA85
Старожил форума
14.04.2012 23:57
Объясню почему "болею".

Вот из вашего же примера. "компактно собрали вместе" На экранчике 6х8 дюймов это ... ну не компкатно а в кучке - скажем так. Угловые размеры шкал чуть чуть стали меньше. Летчики-испытатели иногда к этому придираются - мол глаза тоже в кучке. Но это испытатели - у них такая работа придираться.

А как у строевых летчиков? Не влияет на "надежность и безошибочность считывания", или все же есть дискомфорт.

или другой пример
когда яркое солнце индикаторы зеркалят - свое отражение можно увидеть - никто не сталкивался с такой проблемой?

ну и там еще куча таких замечаний - мне интересно что на эту тему вообще народ думает.
adekvat
Старожил форума
15.04.2012 00:05
Да-да, пора посмотреть, кто из летающих на 4+ поколении пишет на форумах.
Drejtori
Старожил форума
15.04.2012 00:15
Heзлобный пакс
Старожил форума
15.04.2012 00:20
шипион поди...
a77exx
Старожил форума
15.04.2012 01:15
Блики от солнца уже давно не проблема... трансфлективные жк матрицы стоят копейки уже в машины ставят. конечно если использовать досих пор стеклянные элт то проблема :)))
boyan
Старожил форума
15.04.2012 07:49
Мне торжокцы , авиатехники жаловались на КНЭИ Ми-35М, опосля использования Ми-28Н. Фуууу, встроенный контроль маленький. Этого нет, того нет. Мало функций в общем. Но зато без пульта. Все с кнопочного обрамления вводится
Ан-30
Старожил форума
15.04.2012 08:42
Насчет отражения - да , есть такое дело, особливо на А-319, когда солнце из-за спины светит, то вместо шкал видишь отражение своей рубашки . На 20-ках мониторы другие стоят, но все равно отражение имеет место быть. Я тоже иногда задумывался, что стоило наружный защитный слой сделать матовым .
Ещё традиционная тема - индикация АГ. Но про это уже столько копий переломано...
Вот рассказывали мне , что на Ан-148 сделали индекс крена со скайпойнтером внизу АГ , а не вверху, что на мой взгляд информативней в отношении крена, раз уж индикация прямая, а во-вторых , при определенных углах крена появляется стрелочка, которая показывает куда крутить на вывод . Мне думается что штука полезная .
Из деревни
Старожил форума
15.04.2012 10:34
Ещё традиционная тема - индикация АГ. Но про это уже столько копий переломано...
---
Ну, так на экране можно рисовать любую привычную индикацию, сунул персональную карту и слил с неё все настройки "Рабочего стола". :-)
Drejtori
Старожил форума
15.04.2012 10:43
Ну, так на экране можно рисовать любую привычную индикацию

Если дублирующий прибор не механический и на нем тоже "можно рисовать".
КарКарыч
Старожил форума
15.04.2012 11:47
На примере нового поколения военных самолётов: 4+ и 5.
Там, где есть дублирующие механические приборы, народ по ним пилотирует или постоянно сверяет показания. Где нет, там без вариантов по МФЦИ.
При использовании МФЦИ проблеммы такого плана: всё свою лётную жизнь на доске приборы распологались в строгом порядке - слева сверху скорость, ниже высота, ещё ниже радиовысота, правее АГД(КПП), ниже НПП(компас), правее АГД вариометр, справа контроль работы двигателей. Это в общих чертах, но порядок такой. И с первых полётов внимание переключалось применительно к этой схеме.
Теперь же на МФЦИ круглые шкалы, которые заменили "будильники" распологаются по принциму "г... попало в вентилятор". Скорость, правее и выше её АГД, ещё правее высота , да ещё совмещённая с радио высотой. Плюс к этому шкалы стали меньше , а стрелки тоньше. И если на "будильниках" можно было определить темп изменения параметра, то по волосинке, не контрастного цвета, это уже значительно труднее.
Зато считывание навигационной информации и информации о состоянии АТ , стало значительно удобнее и нравится всем.
Иллюстрация моих слов http://www.paralay.com/130/130 ...
КарКарыч
Старожил форума
15.04.2012 11:53
Дабы не поняли превратно-пишу о манёвренных самолётах.
КВС Су-24
Старожил форума
15.04.2012 11:58
Будильники...будильники...будильники...кругом одни будильники...будильники форева:)))
http://www.airliners.net/photo ...
КарКарыч
Старожил форума
15.04.2012 12:06
КВС Су-24:

Будильники...будильники...будильники...кругом одни будильники...будильники форева:)))

Да ну, на. А справа, что за телевизоры)?
Ан-30
Старожил форума
15.04.2012 12:38
Ну на Арабасе индикация вроде логично накидана : Слева скорость, справа высота, ещё правее вариометр, снизу курс.
Вот только индикатор курса ввиде дуги , как на Бобингах и Ан-148, лучше читается чем линейный на А.
Ан-30
Старожил форума
15.04.2012 12:44
"...Будильники...будильники...будильники...кругом одни будильники..."

http://www.airliners.net/photo ...
Вот где одни будильники !
Из деревни
Старожил форума
15.04.2012 12:57
Если дублирующий прибор не механический и на нем тоже "можно рисовать".
---
Ну, разумеется основная индикация не должна вступать в противоречие с дублирующей. Не спорю.
КарКарыч
Старожил форума
15.04.2012 13:03
На Яке есть режим для полных идиотов, это когда высвечивается карта , на ней аэродромы, маршруты , зоны и заходы. Плюс дуговая шкала курса , с углом раскрытия 135 градусов. Напрочь отбивает охоту вести любую ориентировку. Веди самолётик по розовой линии и будет тебе счастье)
КВС Су-24
Старожил форума
15.04.2012 13:09
КарКарыч:

На Яке есть режим для полных идиотов, это когда высвечивается карта , на ней аэродромы, маршруты , зоны и заходы.

Типо так???Как на М2...Там даже линия фактического пути на карте с самолетиком индицируется:))После этого девайса, штурман отучается думать:)))
http://www.youtube.com/watch?v ...
Кадет
Старожил форума
15.04.2012 13:43
Мне нравится в glass cockpit то, что убирается не нужная на данном этапе полёта индикация: ВСУ, указатель положения шасси, закрылков итд. Кроме того, есть возможность вывода подробной информации по отказам на дисплэй. Так же можно вывести на экран любую систему. На "будильниках" это не возможно в принципе. Само восприятие более информативно, как то: изменение цвета при приближении к ограничениям, изменение масштаба шкалы при больших диапазонах.
Не нравится, то, что система работоспособна в более узком диапазоне температур. Неоднократны случаи, когда тухнет всё. "Старые" телевизоры здорово напрягают глаза, новые LCD этого недостатка лишены.
В своё время нравилась комбинация ПНП на дисплэях, двигатели и системы - будильники.
Что бы не говорили, glass cockpit вытесняет будильники. Интересно, что придёт ему на замену.

КВС Су-24
Старожил форума
15.04.2012 13:57
Что бы не говорили, glass cockpit вытесняет будильники. Интересно, что придёт ему на замену.

беспилотники:)))
abuabmop
Старожил форума
15.04.2012 14:08
Начал второй год полётов бортинженером на Ту-204 после двадцати лет полётов им же на Ту-154.

Поначалу цифры напрягали.
Как отметил уже ранее вышесказавший, тенденцию по стрелкам, даже боковым зрением поймать легче.
Легче определять и, что "всё нормально" не снимая сами количественные показатели.
Тут, на "экранах" такое не катит.
Поначалу приходилось напрягаться, считывать конкретные цифры, сопоставлять, оценивать.
До тех пор, пока не "въехал" в абсолютно другую систему контроля за параметрами.
Пока не понял, что за меня уже многое сделали, расставили сигнальные точки, ввели цветовую сигнализацию отклонений.

Но, конечно, если по стрелочному высотомеру "физически" ощущал высоту на снижении по положению стрелки, то цифры такого не дают. Отвлекся и придется сначала "читать цифры" и "понимать" какая высота.

В целом балдею от экранов 204-го. Хотя на оставшиеся "стрелки" реальные и рисованные поглядываю.

Заняли эшелон? докладываю командиру высоту и перепад в кабине.
"Перепад ноль, пятьдесят... (цена деления, половины цены деления, разделить...) три..."
Командир говорит "Пятьдесят четыре". Я удивляюсь, как он быстро и точно... Поднимаю взгляд по экрану выше... И над рисованным стрелочным указателем...
Вижу цифры точно показывающие перепад.

Вот так поначалу бывало.

abuabmop


Кадет
Старожил форума
15.04.2012 14:12
В армии и карго да. А к пассажирам ещё долго контролёра подсаживать будут :-)
Trabalhador
Старожил форума
15.04.2012 14:18
Пользовался некоторое время , на модернизированном МиГ-21, MFCD(Multi-Function Colour Display ). Впечатления так себе( может от фирмы изготовителя зависит, это была "Эльбит Маарехот" Израиль).Читабельность хуже чем с "будильника"(надо ж дали определение))))), а ночью такие блики даёт на фонарь , что на заходе и посадке приходилось убирать яркость до положения "не видно на дисплее ни чего". Хотя... если бы решили задачу со шторками над панелью , может было бы и неплохо. На HUD тоже индикация была плохочитабельна. Такое впечатление, что лётчиков рядом не было во время разработки и изготовления.))))))))
Да, кстати, отказывали все эти навороты довольно часто.Хорошо старое приборное оборудование не всё убрали, да автономный GPS Garmin помогал.))))
Trabalhador
Старожил форума
15.04.2012 15:03
КарКарыч
Старожил форума
15.04.2012 18:54
КВС Су-24

Индикация не такая, но смысл такой-же.
USSR
Старожил форума
15.04.2012 19:04
псевдо-аналоговые будильники
Миишшаа
Старожил форума
15.04.2012 19:59
Эксплуатируем такой агрегат:
http://www.airliners.net/photo ...

Рассмотрим два прибора в середине панели, те, которые нижние.
На левом в нормальном режиме отображается давление и темп масла 1 и 2 двиг, темп и давление масла трансмиссии и темп наружного воздуха. так же давл в двух гидросистемах и кол-во и давление топлива. Это обычный режим. Переключением кнопки можем поменять режим отображения информации и увидим электросистему: ампераж по генераторам и напряжение по генераторам пост тока и напряж на выпрямителях перем тока. Так же показания расходомера топлива. И еще дваление в гидросистемах уже более подробное.
Так же на дисплее есть место, где высвечивается вся команды отказов и неисправностей систем и так же функционирование таких систем как обогрев ПВД, кондиц и т.д.

На втором, правом, информации поменее. Обороты компрессора, ТВГ, крутящий момент и обороты несущего винта. Всё. Других режимов отображения развернутой инфо нет.
Все показания отображаются цифровом виде, и есть цветная шкала с красными, желтыми и зелеными секторами. Все цифры находятся в т.н. обрамлении или скажем рамке, кот меняет цвет сообразно цвету шкалы. Т.е. если у вас давление велико или мало, то стрелочка на шкале находится в красном секторе и цифра находится в красном обрамлении.
Раньше, когда я это изучал, мне казалось, что это херня. Но постоянно летая на вертолете, ты понимаешь, что дисплеи штука довольно-таки информативная и все видно очень хорошо. Так что здесь минусов нет. Все видно, все читаемо и информативно.
Но..... минусы!!!
Если у вас отказывает один дисплей, то второй дисп переходит в сжатый режим и вся инфо с оборотами компрес, винта, крут момента и ТВГ сотается неизменной, а другая меняет вид, не показывает цифры и шкалы, а показ наименование сист и точки цветные говорящие в каком секторе цветной шкалы находятся показания системы. т.е. если темп масла в норме, зеленая точка, если не в норме, то желтая или красная.

Вроде все хорошо, но если у вас выходит из строя дисплей, то стоимость его б/ушного под 30тыщ евро. Если у вас на аэропланах будильники, то вам достаточно заменить вышедший из строя и все. Цена вопроса несоизмерима с дисплеем.
Вот и получается, экономим место, а за это расплачиваемся огромной стоимостью дисплеев.
На время года работоспособность их не сказывается.
LVA85
Старожил форума
15.04.2012 21:07
abuabmop:
Но, конечно, если по стрелочному высотомеру "физически" ощущал высоту на снижении по положению стрелки, то цифры такого не дают. Отвлекся и придется сначала "читать цифры" и "понимать" какая высота.

Этот? http://www.yaplakal.com/upload ...

Индикация я так понимаю по "боинговскому" (это я так для себя называю) типу - вроде такой:
http://img-fotki.yandex.ru/get ... Ан-148 написано.
Только не говорите, что я капитан очевидность - такая индикация она только для неманевренных машин. И у меня есть полное ощущение что в критической ситуации по данной индикации сложнее определяется пространственное положение. Собственно она создана для удобства летчика - выставил все показатели на одну линию - значит летишь в горизонте, но при этом пожертвовали скоростью считывания, а значит и некоторой долей безопасности.
или я не прав?
LVA85
Старожил форума
15.04.2012 21:10
А вот индикатор для маневренной машины (правда уже не очень новый) кажется Су-34:
http://dtv.horizont.by/photo/7 ...
и вся кабина
http://www.militaryparitet.com ...

а это тренажер для су-35 - только там вместо реальных индикаторов - имитация
http://www.2ndss.ru/forums/upl ...
Туда кажется идет индикатор МФИ-35 - вот он вверху
http://www.rpkb.ru/index.php_p ...
Миишшаа
Старожил форума
16.04.2012 03:55
Я могу сказать лишь одно, что фирмы производители стараются сделать(или поставить) такие приборы, что бы они не противоречили физической сути человека. т.е. на нашем варианте http://www.airliners.net/photo ...
это обычный стрелочный вариометр, будильник, при чем справа, у командира, он с задатчиком скорости снижения (набора), по аналогии с задатчиком РВ-5.
Судя по http://dtv.horizont.by/photo/7 ... суть показания прибора остается той же, только задатчик наверное в другом месте, типа как в боинге
http://www.airliners.net/photo ...
Yan
Старожил форума
16.04.2012 14:09
Когда учился, у нас был предмет "системы отображения информации". Посвящается проблеме информационного взаимодействия человека и самолёта. На эту тему было куча исследований у нас и во всём Мире, т.к. проблема актуальна, есть разные подходы.

Общие выводы:
1. человек физически не способен пропускать через себя большие объёмы информации, в некоторых случаях скорость пропуская увеличивается, но благодаря эмоциям, которые могут улучшать эту способность, а могут и ухудшать.
2. лучше всего, человек воспринимает информацию, которую он способен воспринимать интуицией, эмоциями: цвет, геометрия и т.д., а цифровую, текстовую информацию, надо осознавать, поэтому она усваивается медленнее и решения принимаются дольше.


С точки зрения вопроса из чего делать индикатор, моё мнение, как на планшетниках e-ink и не перегружать без необходимости буквами и цифрами.
AlexFly1981
Старожил форума
16.04.2012 19:10
В мире летает 5000 Боингов и столько же Эйрбасов. И все с "стеклянными" кабинами. И почему-то никто не жалуется...
КВС Су-24
Старожил форума
16.04.2012 19:58
AlexFly1981:

В мире летает 5000 Боингов и столько же Эйрбасов. И все с "стеклянными" кабинами. И почему-то никто не жалуется

Не надо лохматить бабушку про все боинги со "стеклом", ладно???И делать вид, что в теме:))
Самое стеклянное:))
http://www.airliners.net/photo ...
Полустеклянное:))
http://www.airliners.net/photo ...
Стеклянное:))
http://www.airliners.net/photo ...
Drejtori
Старожил форума
16.04.2012 20:08
требования к МФИ , виду и содержанию информационных кадров, эргономические требования к системам индикации, методики их оценки при испытаниях и сертификации разработаны . Надо просто взять их и прочитать.

Самые первые МФИ в качестве основного пилотажно-навигационного прибора, по моему, поставили на Ан-70. Вот где чудище было! На ЭЛ трубках львовского производства. Эти "телевизоры" засвечивались солнцем полностью. Пилотировали по резервному механическому горизонту.
Перф
Старожил форума
16.04.2012 20:19
На СЭИ курсозадатчик тонкая стрелка а АРК широкая.
Рядом как обычно. В чем тайный смысл?
СЭИ бывает гаснет, что прям скажем не приятно.
Не понятно пока, зачем БМС и GNS, а не две GNS.
СТЕКЛО
Старожил форума
16.04.2012 21:01
А на одном фото видно под ЖК обычный стеклянный указатель скольжения. Это тенденция или случайная комбинация?
Antarres
Старожил форума
16.04.2012 21:43
Всё не читал, отвечу сразу.
Я с Су-25:
http://www.airliners.net/photo ...
Пересел на Ту-204. За шесть больших МФИ.
Очень быстро приспособился. Про будильники забыл вобще.
Их осталось 5 штук у командира :
http://www.airliners.net/photo ...
Общий вид кабины Ту-204:
http://www.airliners.net/photo ...
и
http://www.airliners.net/photo ...
Потом стал летать на Boeing-757. Цвет кабины менее радостный чем небесно-голубой
Сами экраны не ЖКИ, а ЭЛТ. Что не может не огорчать.
Более того, осталось куча будильников и CRT не так многофункциональны как LCD.
Некоторые, советуют летать в очках-хамелеонах нулёвках (без диоптрий).
Теперь, за вертикальной скоростью иду на соседний будильник.
Заданные тобой параметры не отображаются, только текущие. Опять бегаешь глазками.
В общем, ностальгия по большому и красочному МФИ-LCD.
Люди с Boeing-737 NG говорят тоже самое.
Общий вид Boeing-757:
http://www.airliners.net/photo ...
и
http://www.airliners.net/photo ...
В целом, на Ту-204 меня убивало отсутствие углубления под стаканчики. Естесственно, после того как я их увидел на А-320. И просто бесили русские буквы на ВССке (FMCке)
А на В-757 меня удручают псевдо-шторки от Солнца, бред какой-то.
И тем не менее, есть одно достоинство B-757, которое стоит упомянуть - стабильная и высокая оплата труда.
Мой выбор прост - большие и красивые LCD. И чтоб ноутбук к ним подключался !
КарКарыч
Старожил форума
16.04.2012 22:05
И чтоб ноутбук к ним подключался !

Что бы "Танки" шли?)
А , чехи-то, ФКП сняли с самолёта.Умнее оказались)
КарКарыч
Старожил форума
16.04.2012 22:06
И чтоб ноутбук к ним подключался !

Что бы "Танки" шли?)
А , чехи-то, ФКП сняли с самолёта.Умнее оказались)
КарКарыч
Старожил форума
16.04.2012 22:07
И чтоб ноутбук к ним подключался !

Что бы "Танки" шли?)
А , чехи-то, ФКП сняли с самолёта.Умнее оказались)
КарКарыч
Старожил форума
16.04.2012 22:10
Это не я, оно само)
Antarres
Старожил форума
16.04.2012 22:20
WoT (танки) - это да !
Шучу, надеюсь у разработчиков хватит ума не приделывать DVI S-Video V-SUB HDMI вход
Antarres
Старожил форума
16.04.2012 22:35
..."А , чехи-то, ФКП сняли с самолёта. Умнее оказались"...
Бедняги ! Получается лётчику на слово верили, что попал !
Или заряжали тот аппарат, что в носу дырочка с 5ти рублёвую монету, забыл уже название.
КарКарыч
Старожил форума
16.04.2012 22:47
Бедняги ! Получается лётчику на слово верили, что попал !

Ничего святого у людей нет:лётчику, да на слово!
А про ту штуку в носу, немногие летающие на нём знают)
P.S.Я недавно видел фото, как КВС в полёте на ноуте в Ил-2 играл.

Yan
Старожил форума
16.04.2012 23:50
Создаётся впечатление, что лучшая панель на Ту-204. Т.к. индикаторы расположены удобно с точки зрения обзора, не перегружают информацией и не отвлекают.
BravoSierraAlpha
Старожил форума
03.08.2012 19:37
еще одна карточка кабины Су-24м в высоком разрешении

http://www.airliners.net/photo ...
GROMOV
Старожил форума
04.08.2012 02:13
Очень точно написал abuabmop: Подписываюсь 100% под выше сказанным им.
На считывание и осмысление цифр уходит больше времени чем на восприятие с "будильника"

На Ан-148, к стати, шкалы более эргономичные и считываются легче чем на старом А-320.

Ан-30:
"что на Ан-148 сделали индекс крена со скайпойнтером внизу АГ" - подтверждаю, гораздо более удобно и меньше шансов перепутать крен
denokan
Старожил форума
04.08.2012 07:12
Скайпоинтер по определению внизу АГ установлен быть не может. На то он и sky pointer.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru