О результатах проверки авиационных организаций РОСТО (ДОСААФ) комиссией Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации
В период с 12 по 15 марта 2006 г. комиссия Службы безопасности авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществила проверку авиационной дея-тельности в Тюменском и Екатеринбургском АСК РОСТО (ДОСААФ).
В ходе проверки выявлен ряд опасных факторов, оказывающих существенное влияние на состояние безопасности полетов:
программа предотвращения авиационных происшествий на 2006 год в Тюмен-ском АСК не составлялась, а в Екатеринбургском АСК разработана с отступлениями от ст. 17 РПАП-2002;
журналы учета оперативной информации, учета авиационных инцидентов, на-рушений и ошибочных действий личного состава (экипажей), определенные ПРАПИ-2000, не ведутся;
документы, поступающие из ЦС РОСТО (ДОСААФ) и Авиационного департа-мента по информации об АП, САИП с указанием проведения необходимых меро-приятий, в аэроклубах не изучаются, мероприятия не проводятся;
специальные занятия по безопасности полетов проводятся формально. Планы конспекты специальных занятий по безопасности полетов не готовятся;
летная подготовка в Тюменском и Екатеринбургском АСК РОСТО (ДОСААФ) осуществляется с грубыми нарушениями требований ФАППП, служебных докумен-тов РОСТО (ДОСААФ). Требования ОМУ ЦС РОСТО (ДОСААФ) на 2006 год вы-полнены не в полном объеме;
практически все разделы ИПП аэродрома Ялутуровск требуют переработки. ВС внештатной эскадрильи, владельцами которых являются частные лица, выполняют полеты с указанного аэродрома незаконно, так как не внесены в раздел эксплуатантов данного аэродрома. Полеты по маршрутам ВС не обеспечивают безопасного полета по высоте, пересечения МВЛ и ВТ. На аэродроме отсутствует прямая связь с РЦ ЕС ОрВД. Полеты ВС по маршрутам, указанным в ИПП, на высотах ниже нижнего эше-лона не обеспечивают на маршруте устойчивой радиосвязи и первичной локации с органами ЕС ОрВД;
инструкции вертолетных площадок и площадок выброски не разработаны;
аэронавигационное обеспечение основными документами АНИ, топокартами находится в неудовлетворительном состоянии;
ежемесячные комплексные тренировки с лицами ГРП и летным составом по отработке действий при оказании помощи экипажам в особых случаях и нештатных ситуациях в полете не проводятся;
плановые таблицы полетов оформляются с нарушением требований ФАППП;
в нарушение требований Положения по организации и проведению летно-методической работы и методических советах в авиации ВС РФ (введено в действие приказом МО РФ 2001 года № 455) не составляются планы решения методических советов. Не выполняются требования вышеуказанного документа и организационно-методических указаний организациям РОСТО (ДОСААФ) в части, касающейся про-ведения ежеквартально методических полетов;
в нарушение требований Организационно-методических указаний Центрально-го совета РОСТО (ДОСААФ) по подготовке авиационных специалистов в 2006 году (ОМУ-2006) летный состав, привлекаемый к выполнению разведки погоды, выполня-ет полеты в последний час при 6-ти часовой смене. Не выполняются требования по окончанию полетов за 30 минут до захода солнца;
руководства полетами не учитываются (отсутствуют книжки руководителей полетов), не осуществляется контроль за перерывами в руководстве полетами. Выяв-лены случаи назначения в качестве руководителя полетов летного состава, не имею-щего соответствующего допуска;
на КДП отсутствуют памятки по действиям в особых случаях в полете для воз-душных судов, эксплуатируемых в авиационной организации;
проверки летного состава проводятся с грубыми нарушениями требований ФАППП, указаний по организации и проведению летной работы в авиационных орга-низациях РОСТО (ДОСААФ);
воздушную разведку погоды выполняют летчики без соответствующих допус-ков. Методическая схема выполнения полета на воздушную разведку погоды не раз-работана;
в нарушении требований ОМУ на 2006 год переучивание летного состава на новые типы (модификации) авиационной техники осуществляется без сдачи зачетов руководящим должностным лицам Авиационного департамента РОСТО (ДОСААФ);
в нарушении требований ОМУ на 2006 год не отработаны приказ о назначении комиссии по облету РТС и допуске экипажей (летчиков) к облету РТС;
схемы выполнения полетных заданий с 1986 года не перерабатывались, мето-дическим советом не утверждены;
в нарушение требований Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации, введенных приказом Министра обороны Российской Федерации 2003 года № 420 в АСК не отработан приказ об ор-ганизации ОК;
существующая организационно-штатная структура ИАС аэроклубов не доста-точно эффективна. Состав ИАС не позволяет в полной мере выполнять требования руководящих документов по эксплуатации, войсковому ремонту и безопасности по-лётов авиационной техники;
годовое и месячное планирование работы ИТС АСК осуществляется с отступ-лением от требований раздела 1.3 НИАО-90, ст. 23 ОМУ на 2006 год. Годовой план работы ИАС не отработан в виде единого документа. В приказах о допуске ИТС к са-мостоятельной эксплуатации авиационной техники, к выполнению демонтажно-монтажных, регулировочных и других работ на АТ, о допуске летного состава к под-готовке АТ в отрыве от базового аэродрома не указываются пункты ЕРТО воздушных судов, к выполнению которых они допускаются;
организация выполнения видов подготовки АТ, регламентных работ, работ по хранению осуществляется с нарушениями технологической дисциплины. Технологи-ческие карты выполнения видов подготовки АТ к полетам в АСК не разработаны (ст. 87 НИАО-90), регламентные работы на воздушных судах выполняются по технологи-ческим картам и пооперационным ведомостям, используемым в гражданской авиа-ции;
при планировании мероприятий и работ, выполняемых в парковые дни, отсут-ствуют ссылки на пункты ЕРТО воздушных судов, технологические карты устране-ния неисправностей, целевых осмотров и проверок руководящим ИТС клуба не раз-работаны (ст. 87, 154 НИАО-90);
при выполнении целевых осмотров и проверок по указаниям старших авиаци-онных начальников листы контроля не оформляются, журнал учета и контроля ис-полнения распоряжений по эксплуатации АТ отсутствует (ст. 144, 145 НИАО-90);
в нарушение ст. 31 НИАО-90 в АСК эталонный экземпляр эксплуатационно-технологической документации не ведется;
организация выполнения пооперационного контроля (перечни контрольных операций, карты пооперационного контроля, альбом сочленений подлежащих обяза-тельному фотографированию) выполняется с нарушениями указания ГИ ВВС 1984 года № 918, выпуска ГИ ВВС 1984 года № 5205, раздела 8.2 НИАО-90;
в нарушение требований ст.1.17, 1.18. Руководства по лётной проверке средств связи и радиотехнического обеспечения полётов авиации Вооружённых Сил России, введённого в действие приказом командующего ВВС России 1992 года № 144, не вы-полнена первичная лётная проверка радиостанций Р-845, Р-863 (СКП-11), ПАР-9М. Акты и протоколы первичной лётной проверки отсутствуют. Вышеуказанные средст-ва в соответствии с требованиями ст. 4.4 Руководства допускаются к обеспечению полетов незаконно;
техническая эксплуатация средств связи, как это требует 'Руководство по тех-ническому обеспечению связи, автоматизированных систем управления и радиотех-нического обеспечения авиации Вооружённых Сил России', введённого в действие приказом главнокомандующего ВВС 1989 года № 143, не организована. Нет доку-ментального подтверждения установленных видов технического обслуживания;
план зимнего содержания аэродрома согласно Приложения 22 РЭА-93 не отра-ботан. Схема движения личного состава и техники по аэродрому не установлена. Маркировочное оборудование на ГВПП за исключением призм начала и конца ВПП не установлено. Контроль поверхности грунтовой ВПП путем нивелирования и замер прочности грунта в установленные сроки не проводится. Из-за отсутствия прибора прочности грунта ударника У-1 и плотности снеговых покрытий конусного твердоме-ра замер не осуществляется. Ограничение аэродрома по периметру отсутствует, что не исключает возможности проникновения посторонних лиц. Аварийный прицеп со-гласно требований ст. 8.10.2-3 НГВА-92 отсутствует. Акты обследования прочности грунтовой полосы отсутствуют;
годовой месячный план эксплуатации и ремонта автомобилей, план график технического обслуживания и регламентных работ отсутствуют. Технологической карты проведения технического обслуживания и регламентных работ на технике не отработаны. На средствах наземного обеспечения полетов (СНОП) отсутствует схема подъезда к ВС и схема движения на аэродроме;
отстойный резервуар на складе ГСМ не оборудован, слив бензина, полученно-го с нефтебаз для авиационной техники, производится, минуя отстойный резервуар сразу в расходный открытым способом. При этом нарушается система фильтрации, отсутствует фильтр грубой и тонкой очистки;
контрольный пункт проверки бензина и пункт отстаивания и фильтрования авиационных масел и спецжидкостей не оборудован;
маркировка на резервуарах отсутствует. Технологические карты заправки воз-душных судов не отработаны. Технологии подготовки и выдачи бензина и масел на заправку летательных аппаратов с составлением акта комиссией из должностных лиц АСК и ИАС клуба не осуществляется;
не в полном объеме выполнены требования Приложения № 3 Руководства по эксплуатации бортовых авиационных аккумуляторных батарей и организации работы ЗАС (выпуск ГИ ВВС 1993 года № 6578). На зарядно-аккумуляторной станции на ус-тановке для заряда аккумуляторных батарей регламентные работы не выполняются, учет наработки не ведется, технологические карты проведения регламентных работ не отработаны. У обслуживающего персонала удостоверения на право зарядки акку-муляторных батарей отсутствуют.
Т Р Е Б У Ю:
1. Руководителям авиационных организаций:
оценить состояние работы по предотвращению авиационных происшествий, соответствие организации летной работы, обеспечения полетов требованиям норма-тивных документов государственной авиации и РОСТО (ДОСААФ);
спланировать мероприятия по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки авиационных организаций.
2. Начальникам Тюменского и Екатеринбургского АСК РОСТО (ДОСААФ):
разработать план устранения недостатков, выявленных в ходе проверки авиа-ционных организаций;
представить утвержденные председателями областных советов РОСТО (ДОСААФ) планы устранения недостатков в Авиационный департамент;
в установленные сроки доложить директору Авиационного департамента об устранении недостатков.
Директор Авиационного департамента
РОСТО (ДОСААФ) А.Дубасов
Смех сквозь горькие слезы! С сочувствием к проверенным.....Кто руководит авиацией РОСТО, из какого века?