Конструкторы НК-93 оперируют цифрами: если с основного отечественного «грузовика» Ил-76 снять четыре пермских мотора и поставить два самарских НК-93, то дальность его полета увеличится на 45%. И надежный, но страшно «прожорливый» Ил обретет второе дыхание. Есть другой вариант – четыре НК-93 пониженной мощности. Здесь сразу на 50% вырастает ресурс двигателей. Тоже любопытно. Подсчитано, например, что с НК-93 дальность транспортного Ту-330 с максимальной нагрузкой вырастет сразу на 50%. То есть самолет приобретает совершенно новые эксплуатационные качества (дальность), а стоимость транспортировки груза резко уменьшается (экономичность).
Владимир Вехов, зам. генерального конструктора СНТК, утверждает, что «ни у кого в мире такого двигателя не было и нет». Следует оговориться – еще нет. «Потому, что гениальная схема, которую создал Н. Кузнецов, чрезвычайно привлекательна и прогрессивна». Работы за рубежом, естественно, ведутся. Ведущие специалисты Pratt & Whitney еще в конце 90-х утверждали, что двигатели с редуктором – это следующий скачок в технологии двигателей XXI века. А французская фирма готовит похожий двигатель для европейского «Эйрбаса». Правда, французы разрабатывают двигатель, значительно уступающий НК-93 по размерам и мощности.
Авиадвигатель будущего 15 лет просится в небо
НК-93 – прямой потомок НК-12 – задуман Кузнецовым в середине 80-х годов. Наземные испытания доказали – винтовентиляторная биротативная модель еще более эффективна!
Конечно, по внешнему виду НК-93 значительно ушел от далекого предшественника – два винтовентилятора с саблевидными лопастями заключены в «трубу» – капот. Это оригинальное решение сразу дает 7% выигрыша в тяге по сравнению с любой другой известной схемой.
Было изготовлено 10 опытных экземпляров, но государству тогда было не до финансирования новых разработок. Если почитать интервью различных правительственных чиновников и авиационных начальников за последние десять лет, то складывается ощущение, что НК-93 только и знают, что испытывают, испытывают... Но только на бумаге. В то время самолетов и двигателей советской постройки хватало с запасом. Это сейчас все авиаперевозчики криком кричат: «Летать не на чем!»