Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос к профессионалам (штопор)

 ↓ ВНИЗ

1234567

DMU
05.07.2004 13:56
Если пассажирский (большой) самолет попал в штопор (не важно по какой причине), есть ли шанс у него выжить ? Если да, то кто играет основную роль в выводе из штопора, пилот или автоматика ?
Su-17
05.07.2004 15:42
DMU

Шанс есть, но небольшой. На выводе никакой автоматики. Если пилот имеет хороший опыт пилотажа и в частности всех видов штопора, то шанс ещё выше. Если нет опыта полётов на штопор, то это конец. Потому что даже с инструктором первый раз штопорение - это тихий УЖАС.
Миха-74
05.07.2004 15:50
Да скорее всего развалится на втором витке "большой пассажирский самолет", как под Дубной "маленький" с парашютистами.
А так, если есть высота, то всегда надо пробовать, ведь терять то уже нечего В ШТОПОРЕ НА БОЛЬШОМ САМОЛЕТЕ.
Но сдается мне, если экипаж "настолько подгоотовлен", что на прямой, не преднамеренно свалился в штопор, то такие спецы его НЕ ВЫВЕДУТ!
mErLin
05.07.2004 16:14
У пилотажников есть немало примеров, когда экипаж штопорившего до земли спортивного самолёта благополучно выживал. Пару лет назад Як-52 грохнулся вверх-тормашками на бетон с 300м из обратного - и без особенно серьёзных последствий. Оно, вообщем, понятно - вертикальные скорости в штопоре не столь велики (относительно, конечно), даже в обычном, а тем-более в плоском. Было-бы интресно послушать профессионалов - бывали подобные счастливые случаи в "большой" авиации? Ну хотя-бы Ан-28 какой-нибудь.
05.07.2004 16:16
А коротко можно - как выводится из штопора самолет?
DMU
05.07.2004 16:24
mErLin
случаи бывали, причем совсем недавно (где то в 97году), под новосибирском A310 свалился в штопор (папа-пилот посадил за штурвал сына и пока тот игрался с джойстиком, внезапно отключился автопилот), падали с высоты 10 000, когда слушал записи бортового самописца - мурашки шли по коже... интересно, что было в этот момент с пасажирами...
Su-17
05.07.2004 16:32
mErLin

О хотя бы каком нибудь Ан-28

Летал на нём в африканских джунглях почти 10 лет, тысячи 4000, наверное, налетал. Ну, на облётах так сказать выкобенивался. В штопор что бы ввести Ан-28, надо быть уникальным лётчиком. Испытатели, в частности покойный Володя Лысенко, говорили что даже специально подготовленный самолёт сложно ввести в штопор. Практически после выхода предкрылков он при скорости 90-100км/ч парашютирует Vу=10м/c/. Вот если заблокировать один предкрылок, то я думаю можно. Но я не пробовал.
mErLin
05.07.2004 16:33
2DMU: Я имел в виду существование случаев, когда кто-то _выживал_ после штопора на борте с Мвзл > 1500кг
Kwispel
05.07.2004 16:42
Аноним:

Стандартная процедура:

1) Убрать газ, штурвал в нейтральное положения
2) Педаль противоположная направлению вращения
3) После остановки вращения штурвал слегка от себя и потихоньку добавить газ

Процедура для конкретного типа ВС описана в РЛЭ
mErLin
05.07.2004 16:52
2 Анониму:
>>А коротко можно - как выводится из штопора самолет?
Если очень коротко (рискуя прослыть неоригинальным и опозорицца в присутствии гуру):
1. Убрать газ
2. Штурвал в нейтраль
3. Педаль до упора в противоположную вращению сторону
4. После прекращения вращения - педали нейтрально
5. Штурвал от себя
6. После набора скорости - газ, перевод в горизонт и т.д.

Справедливо, видимо, для любого типа:
1. не давать штурвал на пикирование раньше педали
2. не пытаться инстинктивно уменьшить крен штурвалом против направления вращения
AEGOR
05.07.2004 16:57
вообще-то по книгам этому не научишь.
мое первое впечатление от штопора - паника, головокружение и непреодолимое желание дать по элеронам в обратную сторону.... после трех-четырех тренировок исправилось.. и почему у нас не вывозят гражданских пилотов (в обязательом порядке) на пилотаж???
Kwispel
05.07.2004 17:00
В европах spin-training вывели из разряда обязательных маневров для PPL, но хороший инструктор покажет с удовольствием. Как Егор уже заметил - в первый раз охреневаешь, особенно от быстроты развития событий.
Su-17
05.07.2004 17:05

Добавления:
- определить характер штопора и направления вращения;
- ну и вообще то нужно поставить рули по штопору, элероны нейтрально.
mErLin
05.07.2004 17:06
2AEGOR
>>почему у нас не вывозят гражданских пилотов (в обязательом порядке) на пилотаж???

Боятся, что понравится ;)
05.07.2004 17:10
DMU:Катастрофа аэробуса 'Глинка' А-300-310 22 марта 1994 года (район Междуреченска)
AEGOR
05.07.2004 17:13
2mErLin: :-)) некоторые сознательные сами приходят. просят показать. но далеко не все.
ты кстати как там?? планируешь?? матчасть-то ждет...
mErLin
05.07.2004 17:44
AEGORу. Ты уже окончательно вернулся? А у меня тут всё продолжается 1й акт марлезонского балета с переездами-переселениями. То Сб. занята, то Вс. - чтоб хотя-бы полутора суток выкроить. Через пару недель наметился антракт - тогда соберёмся
К-р
05.07.2004 18:03
Ту-154 из плоского штопора выходит только с противоштопорными парашютами, которые на пассажирских самолётах не устанавливаются. В Учкудуке и Иркутске "борьба за жизнь" закончилась плачевно...
Boss
05.07.2004 18:17
А какая высота в случае сваливания в штопор теряется (ну приблизительно) на легком ~650 кг (Сигма-4) высоты? Принцип вывода такой же? Через пару часов в первый самостоятельный вылетаю, а потом..
Вас послушаешь, так... Наверное все-таки надо на Як-52 в Мячково на пилотаж слетать разок.
И какие еще приятные сюрпризы кроме сваливания в штопор ждут пилота-чайника?
Ан-72
05.07.2004 18:53
Не знаю, мне в первый раз штопор очень понравился.
Что касается того, что "развалится на втором витке", так та "элка" развалилась не в штопоре, а на выводе от превышения скорости и перегрузки (на полном газу). Так что вывести можно, если только экипаж знает как. Но гражданских этому до сих пор не учат.
Kwispel
05.07.2004 18:54
Если скорость выдерживать будешь как учил, то никаких сюрпризов у тебя не будет.
Boss
05.07.2004 19:01
Kwispel: Да про выдерживать скорость понятно это...
Я ж не первый день в авиации и навигатором на многих типах не одну сотню часов налетал.
Вопрос-то? во всяком случае для меня не праздный - всякое может случиться в полете:- сдвиг ветра (или по фазе :-), попадание в спутный след ТРД(не дай бог), сваливание в сильной болтанке (у грозового очага например) и т.д. Сейчас летаю на +/- 100 метрах, отсюда и вопрос возник - хватит ли.. ежели што ?!
Дима Володин
05.07.2004 19:33
Boss, не хватит. А так - лучше полетай с инструктором, попроси, чтобы сваливание и штопор показали и отработали с тобой.
Kwispel
05.07.2004 19:37
Не хватит. Дима дело говорит.
Boss
05.07.2004 19:40
Вот и я думаю надо минимум метров 300~. А на Сигме на которой я летаю сейчас МВЕН (BRS) не стоит ;-), ну его нафиг, штопор - чай не шутка. Уж лучше разок-другой на Яке в Мячково..
AIRMAN
05.07.2004 19:41
Штопор бывает еще и плоский.Вот отсюда никуда...
А кстати, один заслуженный вертолетчик с пеной у рта доказывал, что вертолет штопорит не хуже самолета.Бред какой-то.
Бурбанэ, читаешь ветку? Сейчас спецы тебе объяснят про штопор на вертолете.
Kwispel
05.07.2004 19:43
Босс, не бойся, тебя инструктор в полет не выпустит если тебе что нибудь вроде серьезной турбуленции, сдвига ветра или грозовых туч будет угрожать :)
Olgerd
05.07.2004 19:44
Могу сказать, что штопор на маленьких велосипедах рядом не стоял со сваливанием больших самолетов. Хотя принцип вывода почти такой же, но потеря высоты гораздо больше. В Шалопаевке сваливал Ту134, ни с чем другим сравнить нельзя. Все медленнее. Да и на штопор почти не похоже, скорее крутая спираль. С моим тогдашним никаким опытом потеря высоты около 1500 метров.
Boss
05.07.2004 19:48
Kwispel: "..Босс, не бойся, тебя инструктор в полет не выпустит.." Какой инструктор? Я ж сказал выше - через пару часов самостоятельно летать буду. Вопрос - готов-не готов, я ж не комикадзе угробить себя..
А что, в Нестерова и других Московских и Питерских школах курсантов (ППЛ) на штопор вывозят? Что-то я такого не слыхал..
Дима Володин
05.07.2004 19:53
Boss, 300 - тоже не дохуа. Если есть реальный шанс свалиться, да ещё не имея навыков - я б ниже 700-750 не летал (блин, как тяжело после вчерашнего из футов пересчитывать :-)
Семён Семёныч
05.07.2004 20:04
2Olgerd
Интересно! А как заваливал? С какой высоты? Были ли средства спасения7 Вывод стандартный-рога нейтрально-педаль против вращения?
Olgerd
05.07.2004 20:16
Сваливали с 6000, гасили скорость в ГП до упора, свалился на 210, но это был не штопор а парашютирование с верт. скоростью метров 60 пока ногу не дали. Вывод - ноги против вращения, штурвал за нейтрально, как альфа погасла - взлетный режим. На борту были парашюты.Все, извините, я на работу
Семён Семёныч
05.07.2004 20:19
Olgerd
Спасибо! А как насчёт аварийного покидания? Как? Какая перегрузка?
Mikle
05.07.2004 20:26
Boss: Esli pomnyu verno, 18T terяet 250 m na vitke.

Vertolet ne shtoporit. Sryiv potoka na lopastяh - eto sovsem drugoe.
Boss
05.07.2004 20:46
Дима Володин: Ну не везде в Подмосковье найдешь маршруты где на 700-750 метров забраться, да и прелесть полета не та уже, а на 100 метрах практически везде можно не забираясь выше безопасной и не влезая в ЗВП аэропортов.

А по поводу штопора на маленьких - выход, в общем вырисовывается пока один - ставить обязательно спассистему и ежели что - парашют! У МВЕН-овских систем минимальная высота применения - 40 метров, так что это реальный выход. А для себя вывод все равно попробовать хоть раз надо. Я так думаю..
Ilya
06.07.2004 03:42
Кто вам сказал, что гражданских пилотов щтопору не учат? При первоначалке на Як-18т парашют под зад и вперёд.
Карим
06.07.2004 04:46
http://aviation-safety.net/dat ...
http://www.airdisaster.com/rep ...

Вот, наверное, описание самого близкого к искомому случая - сваливание тайваньского В-747 (!) с 12300 на 2900 м в 1985 году над Тихим океаном. Перегрузки до 5, 1 G. У кого есть время и скорость скачать - почитайте NTSB-шный PDF файл - песня... Посадили, однако. Без жертв. Чудо. Что было с пассажирами - наверное, то же, что под Междуреченском... с того света люди вернулись.
Семён Семёныч
06.07.2004 04:56
2 Карим
Как я понял, что капитан после падения тяги четвёртого двигателя передоверился атопилоту, что привело к сваливанию? Или не так?
06.07.2004 05:09
Так точно. Дальше читай - там чем дальше, тем жутче и интересней...
Карим
06.07.2004 05:36
Честно говоря, я сам не могу понять, как они его свалили.. но, надо отдать должное, как свалили, так и вывели.
Виталик
06.07.2004 07:41
Охереть, он ещё после этого летал и летал!
http://www.airliners.net/open. ...
Семён Семёныч
06.07.2004 07:47
2Аноним
Тяжело читается. То, что жутче, это точно!
BEKTOP
06.07.2004 08:27
Тут вот Su-17 писал, что, мол, "даже специально подготовленный самолёт сложно ввести в штопор".

Не знаю, мовет это я такой "талантливый", но обычная Цессна 150 или 152 у меня в штопор входила только так.

А именно:
- забравшись повыше, начинаешь отрабатывать заход на посадку (газ на нейтраль, закрылки по очереди).
- все это время тянешь штурвал на себя, но не резко
- при приближении к скорости сваливания даешь педаль, любую в принципе, и дергаешь штурвал порезче на себя.
- наслаждаешся штопором и ругаешь Цессну

Ну а выводится стандартно - бросаешь штурвал, даешь противоположную педаль. Потом штурвал от себя.
Любитель
06.07.2004 08:49
Вектору: Вы не подскажете, где в Подмосковье можно найти Цессну 152-172? Мячково в т.ч., а в других местах есть?
AEGOR
06.07.2004 12:00
2 mErLin: вернулся-то вернулся. да тут матчасть решила отказаться выпускать правую ногу... еле от аварийки выпустили.. будем разбирать циллиндры. хотя я опять на 4 дня уезжаю. буду в МСК. созвонимся...
Su-17
06.07.2004 12:30

ВЕКТОР

Ну, 150 и 152 самолёты первоначального обучения. Им и положено входить в штопор и самое главное легко выходить. Правда, у Вас какая-то странная методика. Обычно это делают без закрылков. А по поводу что я сказал, спроси в вашем аэроклубе, например, как ввести Ан-2 в штопор.
Graff
06.07.2004 12:45
Вы ему лучше про перевернутый штопор расскажите, веселее реагировать будет!
олмар
06.07.2004 12:50
если сарай вошел в штопор - прощайся с жизнью однозначно. Да и пилотов ГВФ выводу из штопора никто не обучает.
Su-17
06.07.2004 13:42
Graff

Да, приходилось проверять инструкторов и спортсменов на Як-52 на плоский перевёрнутый. Где-то после 5-6го витка раскручивается так, что начинают терзать смутные сомнения. Высока теряется не шибко быстро, но должна присутствовать сила воли на выводе, так как начинает крутится ещё быстрее(а это нормально), но некоторые паникуют и ещё плюс несколько витков запаздывание. Плезира чуть-чуть, зато адреналина.....
Graff
06.07.2004 13:47
Su-17, ты им побольше красок добавь! А то - штопор!
1234567




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru