Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Заправлялись ли Ту-95М в воздухе.

 ↓ ВНИЗ

123

Ил-4
Старожил форума
05.08.2014 21:09
В книге Н. Якубовича ""Стратосферные крепости" Б-52, М-4 и Ту-95" с большим удивлением обнаружил следующую информацию: "...Возможности Ту-94М существенно возросли после оснащения их системами дозаправки топливом в воздухе".
Данное заявление автора книги представляется весьма странным, во всяком случае мне. Ранее практически во всех книгах и статьях, посвящённых Ту-95, подчёркивалось, что "чисто" бомбардировочные модификации данного самолёта, к которым относится и модификация "М", системами дозаправки топливом в воздухе НЕ оснащались.

Вообще-то, оборудование Ту-95М системой приемки топлива в воздухе не так уж и неправдоподобно. В конце-концов именно так в своё время на заводе №18 (Куйбышев) поступили с некоторыми "эмками", когда переоборудовали их в Ту-95МР (стратегический разведчик) и Ту-95РЦ. Так что не исключено, что в конце 1960-х годов часть бомбардировщиков Ту-95М всё-таки была оснащена системами дозаправки в воздухе.
К сожалению, информации по данному периоду эксплуатации Ту-95 крайне мало.

Буду крайне признателен, если кто-нибудь из участников Авиафорума авторитетно подтвердит или опровергнет информацию, опубликованную в книге Н. Якубовича ""Стратосферные крепости" Б-52, М-4 и Ту-95" о том, что "чистые" бомбардировщики Ту-95М дооснащались системами заправки топливом в воздухе.
Ил
Старожил форума
05.08.2014 21:37
Я что-то не видел Ту-95 без штанг для дозаправки в воздухе, по крайней мере, с конца 70-х годов.
Ил-4
Старожил форума
05.08.2014 22:32
2 Ил:
[Я что-то не видел Ту-95 без штанг для дозаправки в воздухе, по крайней мере, с конца 70-х годов.]

А где именно Вы "не видели Ту-95 без штанг для дозаправки в воздухе"? На фотографиях, по телевизору или "вживую" - на аэродромах?

Дело в том, что в конце 70-х "чистых бомберов-то" Ту-95 практически не осталось. В ВВС летали ракетоносцы Ту-95К, КД, КД-20, МР. В авиации ВМФ - Ту-95РЦ. Все эти модификации точно оснащались топливозаправочной аппаратурой. Скорее всего именно эти самолёты Вы и видели.

А вот "чистые бомберы" (Ту-95, М, АМ) к тому времени переделали в Ту-95У (учебные). Вряд
ли учебные машины активно снимались для газет и телевидения. Может, поэтому Вы их и не видели?
Или Вы всё-таки смотрели на самолёты "вживую"?
X15
Старожил форума
05.08.2014 23:23
https://www.youtube.com/watch? ...
С 1:42 справа по борту фюзеляжа виден кожух топливопровода перекачки от приемника к бакам.
Navigator-30RUS
Старожил форума
05.08.2014 23:46
2 X15:
Вообще-то это Ту-95МС. С обычным Ту-95 у него мало общего, он скорее "брат" Ту-142.
Agoez
Старожил форума
05.08.2014 23:58
Ну вот вроде заправка в воздухе ТУ-95
http://videopoleta.ru/watch/sa ...
Ил-4
Старожил форума
06.08.2014 00:02
2 X15

То, что Ту-95МС имеет оборудование для заправки топливом в воздухе, широко известно. Но я спрашивал о наличии такого оборудования на Ту-95М (А, В, МА, У).
Ту-95М и Ту-95МС - разные самолёты.
Ил-4
Старожил форума
06.08.2014 00:06
2 Agoez
[Ну вот вроде заправка в воздухе ТУ-95
http://videopoleta.ru/watch/sa ...

Это заправка Ту-95МС. Я же интересовался, заправлялись ли в воздухе "чистые бомберы": Ту-95М, МА, У.
Ещё раз напоминаю, Ту-95М и Ту-95МС - разные машины.
RR-navi
Старожил форума
06.08.2014 06:54
Насколько я знаю первые системы дозаправки были отработаны на Ту -16 система крыло в крыло, она же стояла потом и на 3М.
на Ту -95 сразу стояла шланг-конус. вот от времени ее внедрения в ВВС СССР и надо вести отсчет дозаправки ту-95
К тому же 95 при его дальности они и не нужна была. это уже потом ракетоносцам со сниженым качеством и дальностью она понадобилась
с ув.RR
busha64
Старожил форума
06.08.2014 09:52
Насколько я знаю первые системы дозаправки были отработаны на Ту -16 система крыло в крыло, она же стояла потом и на 3М.

насчёт 3М Вы не правы.он заправлялся через штангу.http://avia-simply.ru/wp-conte ...
busha64
Старожил форума
06.08.2014 09:58
RR-navi
Старожил форума
06.08.2014 10:02
виноват, не знал.
знал то что для 3М чуть ли не с самого рождения планировали систему дозаправки, ибо по дальности он не дотягивал до стратега...
С ув.RR
Ил-4
Старожил форума
06.08.2014 17:48
2 RR-navi
[...95 при его дальности они и не нужна была. это уже потом ракетоносцам со сниженым качеством и дальностью она понадобилась]

С одной стороны Вы правы. Но с другой стороны, системой заправки топливом в воздухе оборудовали не только ракетоносные модификации Ту-95, но и разведывательные. Одним из первых, например, стал Ту-95МР, а он, насколько мне известно, мало чем по аэродинамике отличался от Ту-95М, МА, У.
К тому же, судя по опубликованной информации, дальность полёта Ту-95РЦ без дозаправки (13 500 км) больше , чем у Ту-95М (13 200 км). Тем не менее, Ту-95РЦ оснастили системой дозаправки в воздухе.
busha64
Старожил форума
06.08.2014 18:36
Ил-4
Старожил форума
06.08.2014 19:45
2 busha64

Судя по виднеющимся в нижней и хвостовой частях фюзеляжа обтекателям антенн, это Ту-95МР. Насколько я знаю у 95-х "бомберов" таких "штуковин" не было.
К тому же, на кончике киля видна антенку, которая наблюдалась только у Ту-95МР и РЦ.

НО! Это с одной стороны. А вот с другой - меня смущает явно "атомно-бомардировочная" окраска самолёта: серый верх, белый низ.

Всё-таки, думаю, это ту-95МР.
busha64
Старожил форума
06.08.2014 19:59
на другом форуме прочитал что МР было всего 4шт. и один из них без штанги.
Ил-4
Старожил форума
06.08.2014 22:45
2 busha64

"На другом форуме" оказались совершенно правы. Ту-95МР существовало всего четыре штуки. Все были переделаны из серийных Ту-95М.
Один из Ту-95МР действительно был передан заказчику (МО СССР) без системы универсальной заправки.
Во второй половине 1980-х годов все Ту-95МР переоборудовали в Ту-95У. Не известно только, сохранили ли они возможность заправляться в воздухе или нет.
Возможно, что носовые штанги заправки всё-таки не стали демонтировать, чтобы лётчики могли тренироваться в стыковке с заправочным конусом заправщика. Но это всего лишь моё предположение...
Дальник2
Старожил форума
07.08.2014 01:06
=Дело в том, что в конце 70-х "чистых бомберов-то" Ту-95 практически не осталось. В ВВС летали ракетоносцы Ту-95К, КД, КД-20, МР=.

Вообще-то в 409-м Узинском полку с 55 по 86год летали "чистые" бомбёры, наряду с парой МР-ов (которые и были со штангами). И, по-моему, ни в какие "У" эти с-ты не попали. Там же был Ту-114 и Ту-116.
Valeriy
Старожил форума
07.08.2014 11:17
Дальник2: Нет не все были со штангами, - "МР" с бортовым №69 был без штанги, и мы называли его "кастрированным"
Ил-4
Старожил форума
07.08.2014 13:31
2 Valeriy
[...мы называли его "кастрированным"]

Судя по ответу Вы непосредственно имели дело с Ту-95. Значит у Вас должна быть информация, что называется, из первых рук. Поясните, пожалуйста, так оснащались или нет "чисто бомбардировочные" модификации Ту-95 (М, МА) системами дозаправки в воздухе?
Ил-4
Старожил форума
07.08.2014 13:42
2 Дальник2

[Вообще-то в 409-м Узинском полку с 55 по 86год летали "чистые" бомбёры, наряду с парой МР-ов (которые и были со штангами). И, по-моему, ни в какие "У" эти с-ты не попали. Там же был Ту-114 и Ту-116.]

Информацию о том, что все "чистые бомбардировщики" в конце 1970-х переделали в учебные, я подчерпнул из популярной литературы, посвящённой Ту-95. Так что спорить с Вами не берусь.

Скорее всего, правы именно Вы, так как, судя по всему, имели непосредственное отношение к эксплуатации Ту-95. А раз так, то именно Вы можете подтвердить или опровергнуть информацию, опубликованную в книге Н. Якубовича ""Стратосферные крепости" Б-52, М-4 и Ту-95", о том, что бомбардировщики (я подчёркиваю - бомбардировщики) Ту-95 оснащались системами дозаправки в воздухе.
Итак, доводилось ли Вам в 409 полку в Узине встречать Ту-95М (МА) со штангами заправки на носу?
34757
Старожил форума
07.08.2014 18:30
По-моему, штанга дозаправки в воздухе впервые была установлена при переоборудовании 4-х Ту-95М в Ту-95МР. На "чистом" Ту-95М ее нет.
34757
Старожил форума
07.08.2014 18:30
По-моему, штанга дозаправки в воздухе впервые была установлена при переоборудовании 4-х Ту-95М в Ту-95МР. На "чистом" Ту-95М ее нет.
Valeriy
Старожил форума
07.08.2014 18:43
После опроса сослуживцев и, опираясь на их и мои воспоминания, могу сказать, что с завода, самолеты шли без системы дозаправки.
Переделка в учебные Ту-95У, началась в конце 80-х, заключалась переделка в том, что сняли боекомплект с пушечных установок, загрузили вместо него мешки с песком для выравнивания центровки и нанесли красную, поперечную полосу на фюзеляж, ближе к Х.О. Последние Ту-95у, перегнали на базу разделки в Энгельс, в начале 90-х.
34757
Старожил форума
07.08.2014 20:14
Эволюция выглядит так.
Ту-95(бомбер) -- Ту-95М(бомбер)-- Ту-95К(ракетоносец Х-20).
В середине 60-х:
- из 4-х Ту-95М делают Ту-95МР(разведчик) в том числе ставят штангу.
- из части Ту-95К делают Ту-95КМ(КД) в том числе ставят штангу (КМ - доработки выполнены в серии, КД - доработки выполнены в строю).
Дорабатывали не все самолеты: одновременно летали и М, и МР, и К, и КМ(КД).
В середине 70-х из части Ту-95КМ(КД)сделали Ту-95К-22 "Кама"(ракетоносец Х-22).
По поводу Ту-95У - официально такой модификации не существовало (это изыскания уровня дивизии и ЦБП с учетом наличия в полках "лишних" самолетов). В них переделывали любую модификацию, все зависело от конкретного самолета (причины: постоянно глючит оборудование, летает "криво" (пару раз приложили на посадке), самый старый в полку и т.п.).
Вот как-то так.
34757
Старожил форума
07.08.2014 20:15
Эволюция выглядит так.
Ту-95(бомбер) -- Ту-95М(бомбер)-- Ту-95К(ракетоносец Х-20).
В середине 60-х:
- из 4-х Ту-95М делают Ту-95МР(разведчик) в том числе ставят штангу.
- из части Ту-95К делают Ту-95КМ(КД) в том числе ставят штангу (КМ - доработки выполнены в серии, КД - доработки выполнены в строю).
Дорабатывали не все самолеты: одновременно летали и М, и МР, и К, и КМ(КД).
В середине 70-х из части Ту-95КМ(КД)сделали Ту-95К-22 "Кама"(ракетоносец Х-22).
По поводу Ту-95У - официально такой модификации не существовало (это изыскания уровня дивизии и ЦБП с учетом наличия в полках "лишних" самолетов). В них переделывали любую модификацию, все зависело от конкретного самолета (причины: постоянно глючит оборудование, летает "криво" (пару раз приложили на посадке), самый старый в полку и т.п.).
Вот как-то так.
Ил-4
Старожил форума
07.08.2014 22:24
2 Valeriy
[После опроса сослуживцев и, опираясь на их и мои воспоминания, могу сказать, что с завода, самолеты шли без системы дозаправки...]

Ну а потом-то, в строю, так сказать, устанавливали систему дозаправки в воздухе на бомбардировщики Ту-95 или нет?
Ил-4
Старожил форума
07.08.2014 22:27
2 34757

СПАСИБО!
Дальник2
Старожил форума
08.08.2014 00:59
Ил-4
= доводилось ли Вам в 409 полку в Узине встречать Ту-95М (МА) со штангами заправки на носу?=

Нет, у нас таких не было. ВКМ во втором полку (у монголов), те все с дозаправкой.
Valeriy
Старожил форума
08.08.2014 11:36
Дальник2: Да, Вы правы, начиная с 1984г. мы получали в Узине, "чистые бомберы"- первым был с-т с №71.и он был без дозаправки, без дозаправки был и "МР" с № 07 в Серышево. Вот на нем при переоборудовании, изначально, не было штанги. А вот "МР" №69, с ДЕМОНТИРОВАННОЙ штангой, - где получали уже и не припомню, скорее всего в Сем-ске.
Все, мной опрошенные подтверждают, что с завода изготовителя, все бомберы шли без системы дозаправки.
P.S. С Тянниковым Н.И. пересекались?
567
Старожил форума
08.08.2014 13:06
Ил-4
Старожил форума
08.08.2014 14:50
Дальник2
[Нет, у нас таких не было. ВКМ во втором полку (у монголов), те все с дозаправкой]

Прошу прощения за назойливость, но не поясните ли, что именно Вы подразумевали под терминами "ВКМ" (модификация Ту-95?) и "монголы"?


2 Valeriy
[...начиная с 1984г. мы получали в Узине, "чистые бомберы"- первым был с-т с №71...]

А разве полк в Узине начала получать "чистые" бомберы Ту-95 не в 1955 году?


2 567:

Спасибо! А нет ли у Вас ещё ссылок на фотографии Ту-95? Желательно "чистые" бомберы.
Valeriy
Старожил форума
08.08.2014 15:04
Рязань получала из Узина
Valeriy
Старожил форума
08.08.2014 15:07
Условное наименование с-та Ту-95 - изделие "В"
Ил-4
Старожил форума
08.08.2014 15:20
2 Valeriy
[Рязань получала из Узина]

Вы уж чересчур немногословны. Я просто не в силах понять Ваши мысли.
Так что получала Рязань и что получал Узин?

[Условное наименование с-та Ту-95 - изделие "В"]

Вы имеете в виду, что "ВКМ" - это Ту-95КМ?
Valeriy
Старожил форума
08.08.2014 15:30
Рязань, начиная с лета 1984г. получала из Узина только бомберы.- без системы дозаправки. А про Ту-95КМ, все верно
34757
Старожил форума
08.08.2014 16:10
2 Ил-4
Вы имеете в виду, что "ВКМ" - это Ту-95КМ?

Совершенно верно.
Открытое и закрытое наименование.
Ту-95 - изделие "В".
Ту-95М - изд. ВМ
Ту-95К - изд. "ВК"
Ту-95МР - изд. "ВМР"
Ту-95КМ(КД) - изд. "ВКМ"("ВКД")
Ту-95К-22 - изд. ВК-22 "Кама"
34757
Старожил форума
08.08.2014 16:10
2 Ил-4
Вы имеете в виду, что "ВКМ" - это Ту-95КМ?

Совершенно верно.
Открытое и закрытое наименование.
Ту-95 - изделие "В".
Ту-95М - изд. ВМ
Ту-95К - изд. "ВК"
Ту-95МР - изд. "ВМР"
Ту-95КМ(КД) - изд. "ВКМ"("ВКД")
Ту-95К-22 - изд. ВК-22 "Кама"
Ил-4
Старожил форума
08.08.2014 19:38
Ну, вот теперь, вроде бы, всё стало ясно.
Выходит, неправду написал Якубович в своей книге. Или выдал желаемое за действительное.
Бомбардировочные модификации Ту-95, судя по всему, никогда не оснащались системами дозаправки в воздухе. А жаль...
567
Старожил форума
08.08.2014 23:31
Ил-4:А нет ли у Вас ещё ссылок на фотографии Ту-95? Желательно "чистые" бомберы.

Вы похожи на не освовшего программу обучения разведчика :)))
Но мне всё-равно, нравится искать для Вас (и есс-но для собственного удовлетворения!) фотки этого Великого самолёта. Кстати, кроме Узина, без штанги, были в одном полку из Чагана. (Если не ошибаюсь) А фоток и в инете море.
http://s2.uploads.ru/dFY4n.jpg
http://i.kinja-img.com/gawker- ...
http://i.kinja-img.com/gawker- ...
http://chagan-tranzit.ru/wp-co ...
Итд.
И ещё попался интересный рисунок, с определением "морды" до МС-ов :))
http://f-picture.net/fp/f75b74 ...


Ил-4
Старожил форума
09.08.2014 18:56
2 567
[Вы похожи на не освоившего программу обучения разведчика :)))]

Благодарю от имени Разведки, но предложенный Вами материал мы уже давным-давно освоили. Интернет, в поисках фотографий Ту-95, излажен нами вдоль и поперёк. Увы, материала крайне мало. Вся информация, в основном, посвящена Ту-95МС, РЦ, ну ещё немного ракетоносным модификациям К, КМ, КД, КД-22.
Что же касается "чистых" бомбардировщиков (А, В, М, МА), разведчиков (МР) или хотя бы учебных самолётов (У), то с этим всё обстоит гораздо хуже. И это очень странно. Ну понятно, нельзя было фотографировать бомбардировщики и разведчики Ту-95 во времена, так сказать, их "рассвета". Но почему напрочь отсутствуют фотографии Ту-95У? В конце 70-х и в 80-х годов, когда летали учебные Ту-95, уровень их секретности давно уже был символическим. Фотографий Ту-95РЦ в Интернете - навалом, в том числе и сделанных не только иностранными лётчиками, но и нашими моряками. А фото Ту-95У нет - будто бы и не было такого самолёта.

Кстати, по двум предложенным Вами фотографиям я хотел бы кое-что уточнить.

1. Правильно ли я понял, что на фото по ссылке http://s2.uploads.ru/dFY4n.jpg изображён тот самый единственный Ту-95МР без системы дозаправки в воздухе?

2. На фото по ссылке http://chagan-tranzit.ru/wp-co ... изображён не бомбардировщик, а экспериментальный самолёт Ту-95ЛАЛ, летавший по программе испытаний авиационных ядерных силовых установок.
Valeriy
Старожил форума
10.08.2014 20:02
На снимке с-т с бортовым номером №67, - это бомбер, заводской № 6800306, был лидерным в Рязани, списан по выработке ресурса по посадкам(7000пос), в 1988г
Ил-4
Старожил форума
10.08.2014 20:29
2 Valeriy

Огромное спасибо!

Только поясните, пожалуйста, в качестве какой модификации Ту-95 с бортовым номером 67 "служил" в Рязани. Ведь там располагался не "боевой" полк.
И ещё. Откуда самолёт 67 прибыл в Рязань?
Valeriy
Старожил форума
10.08.2014 20:58
Я не случайно отметил, что с-т был списан по ресурсу- количеству посадок. Ресурс по посадкам выбивался в процессе переучивания ПКК на КК, т.е, в основном полеты по кругам и в р-не аэродрома. Иными словами, с-т использовался, как учебный.
Valeriy
Старожил форума
10.08.2014 21:08
Единственная модификация Ту-95, - носителя водородной бомбы, так же завершила летную эксплуатацию в Рязани, в качестве учебного с-та. С-т был очень легкий, т.к был без фюзеляжных топливных баков и на нем, с одной заправкой можно было выполнить 10 полетов по кругу, на остальных модификациях, только пять.
Ил-4
Старожил форума
10.08.2014 23:13
2 Valeriy

Ещё раз - спасибо!

Правда, есть одно "НО".

[С-т был... без фюзеляжных топливных баков и на нем, с одной заправкой можно было выполнить 10 полетов по кругу, на остальных модификациях, только пять.]

Простите, не понял: баков - меньше, соответственно, топлива - тоже меньше, а летал самолёт дольше. Как такое возможно?
Valeriy
Старожил форума
11.08.2014 10:24
Ну для полетов по кругам полная заправка и не нужна. На Ту-95 (не "МС") нормальная посадочная масса не более 105 тонн(110 макс), а минимальный остаток топлива не менее 8 тн., поэтому полетный вес рассчитывался, таким образом, что после полета по кругу, (расход т-ва около 2-х тонн), на посадке оставалось около 18 тонн топлива.(87тн. вес с-та + 18тн. вес топлива = 105 тн.) А, так как вес данного самолета составлял, если память не подводит, 73тн. то, естественно, и заправка в крыльевые топливные баки была больше, что и позволяло, выполнить большее количество полетов по кругу.
Ил-4
Старожил форума
11.08.2014 20:12
2 Valeriy

Теперь всё прояснилось. Спасибо.

А фотографий Ту-95 в Узине, или Дягилево у Вас не осталось? Может, поделитесь?
Дальник2
Старожил форума
12.08.2014 23:28
Valeriy:
P.S. С Тянниковым Н.И. пересекались?

Это мой комэска, хороший комэска.

Ил-4, фотки и слайды есть, давно собирался их отсканировать. Ваша просьба подтолкнёт, сяду в отпуске, займусь.
Ил-4
Старожил форума
12.08.2014 23:53
2 Дальник2
[Ил-4, фотки и слайды есть, давно собирался их отсканировать. Ваша просьба подтолкнёт, сяду в отпуске, займусь.]

Спасибо! Обнадёжили. Буду с нетерпением ждать. Только Вы уж это... не забудьте, пожалуйста.
И ещё. А как и где Вы намереваетесь размещать отсканированные материалы?
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru