Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

А.А.Манучаров

 ↓ ВНИЗ

В.А.К.
06.09.2008 12:01
Хотелось бы отдать дань памяти такому человеку, много сделавшему и для авиации, и для авиаторов. Надеюсь, нга форуме есть люди, работавшие с ним и знавшие его.
http://www.testpilot.ru/russia ...
Airhorse
06.09.2008 12:51
Выдающийся Лётчик и Человек. Лично работать не приходилось, но знаю тех, кто с ним работал. Отношусь к нему с большим Уважением.
Ученый
06.09.2008 16:40
Довольно много довелось с ним общаться по разным производственным поводам. Личность, на мой взгляд, неоднозначная, но след в авиации оставил и "дань памяти" вполне заслуженная.
В.А.К.
06.09.2008 17:08
Ученый, я знаю - мы с Вами из одного города. А в какие годы пересекались с А.А.? (Тогда я пойму, по каким темам) :))
Ученый
06.09.2008 17:14
Знал и раньше, но более плотно - уже во второй половине 90-х (по Бурану с ним не работал :-)))
А.Гарнаев
06.09.2008 17:50
С Андреем Арсеновичем, так сказать, "пересекался" много лет - начиная со своего курсантства ...
... очень трудно односложно выразить единое мнение о нём - пожалуй, это был один из ооч-чень немногих людей
в моей жизни, про которого можно ПОЛНОЦЕННО сказать = по-Настоящему Умный - Настоящий разносторонний испытатель !
Именно разносторонний - это подразумевало необычайно большой спектр тем, аспектов, проблем ... которые охватывались
им и в долгих беседах за вечерней чашкой чая, и в гараже при регулировке того-ещё "жигулёвского" движка
с применением новых передовых технологий, и на его дачке в 6 соток ... ну уж и конечно на службе :-)))
Во-многом благодаря ему - совершенствовал свой авиационный, научно-технический, военный английский
- публикуясь в номерах его журнала "Лётные испытания"... а нынче вот как прямое следствие = 5 уровень ICAO !
Было очень интересно вечерами обсуждать разные глубокие тонкости исследований устойчивости-управляемости,
а наутро сидеть в крутящейся кабине и нащупывать те самые "выполаживания балансировок" в трансзвуке,
декременты затуханий колебательности и т.п...
Очень Светлая Личность ... по-Настоящему Умный - Настоящий разносторонний испытатель !!!
AK
08.09.2008 14:43
Да, Манучаров - это голова!
У него было чему поучиться.
Петрович
08.09.2008 14:45
Незабываемый человечище. ГЛЫБА и просто УМНИЦА!
Ученый
08.09.2008 14:48
Если кто не видел, его статья из книжки к 50-летию ЛИИ:
"БУРАН НАУЧИЛИ ЛЕТАТЬ ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ
А.А.Манучаров, Р.А.А.Станкявичус

Выход на орбиту космического корабля "Буран" и его посадка в автоматическом режиме по-самолетному не просто в заданном районе, а на взлетно-посадочную полосу (ВПП) с отклонениями от расчетной точки приземления, исчисляемой метрами, - это научно- техническое чудо. Но это чудо не пришло само по себе, оно стало возможным в результате многолетнего труда ученых, конструкторов и испытателей. Прежде чем выпустить "Буран* в полет без пилота, его надо было "научить летать". Иногда задают вопрос: “Зачем учить? Разве нельзя сделать автоматически управляемый самолет, отработать его на стенде и пустить в полет без чеповека? “ Нельзя. Потому, что кроме автомата требует отработки и испытаний "Буран" как самолет, а отработка всегда связана с выявлением ошибок, отказами, сбоями и другими неполадками. На земле это приводит лишь к остановке в работе, а в воздухе - к потере обьекта. Если этот объект - маленькая модель, то беда не большая, а если это "Буран", то это потеря многих миллионов рублей.
“Буран” - космический корабль самолетного типа. Он должен был быть испытан, как самолет, т.е. его нужно было “научить летать”, во-первых, как самолет, и, во-вторых, как беспилотный аппарат в автоматическом режиме по траекториям космического полета.
И вот здесь возникла проблема: если испытание "Бурана" как самолета не является особой проблемой, хотя задача сложная, по-скольку "Буран" - самолет не совсем обычный, но летчики-испытатели ЛИИ иопытывали в воздухе столько разных, совершенно уникальных аппаратов, что и испытания "Бурана'' как самолета не потребовало каких-либо экстраординарных мероприятий, хотя это была серьезная работа. И вот бездвигательная автоматичаская посадка космического самолета с малым аэродинамическим качеством, возвращающегооя из космоса по специфичным для него траекториям, была серьезной научно-технической проблемой и требовала специальной подготовки летчи-ков-испытателей.
В принципе, "Буран" можно назвать космическим планером, но понятие планера обычно связано с летательным аппаратом, имеющим очень большое аэродинамическое качество, порядка 30-50, в то время как на "Буране" оно на порядок меньше, хотя "Буран", возвращаясь на землю с орбиты и, совершает на участке спуска и посадки планирующий полет. Еще в начале 70-х годов ОКБ им. А.И.Микояна был создан и начал полеты первый отечественный самолет, предназначенный для космического полета. Сложность пилотирования такого самолета, особенно на посадке, состояла в том, что сбрасываемый с носителя он планировал на посадку, имея аэродинамическое качество меесе 5. Планировал, конечно, мягко сказано, ибо полет с вертикальной скоростью снижения 50-70, а то и 100 м/с - это на планирование, а скорее пикирование. И от летчика требовалось рассчитать на посадку и посадить этот "падающий камнем" аппарат. Посадка без двигателя самолетов такого класса, как самолет Су-7, к тому времени уже не была проблемой. Но дело в том, что методика расчета на посаку без двигателя, принятая для самолетов обычного типа, совершенно не годилась для космических самолетов, входящих в плотные слои атмосферы и начинающих планирование в ней на высоте порядка 100 км и на удалении от аэродрома посадки более 8000 км, со скоростью около первой космической, обладая при этом огромным запасом энергии, которою в процессе полета надо рационально использовать для прихода на аэродром посадки. Так возникла уже упоминавшаяся проблема решения терминальной задачи приведения космического корабля в точку посадки. Начались поиски метода решения этой проблемы. Был найден метод, состоящий в том, что летчик должен был вести непрерывный расчет конечного избытка высоты с учетом параметров полета (вектора состояная корабля) в данной точке про-странства.
В 1979 г. была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к управлению космическими самолетами. Первоначально в нее вошли пять летчиков-испытателей: И.П.Волк, А.С.Левченко, Р.Л.Л.Станкявичюс, О.Г.Кононенко и А.В.Щукин.
Группа начала интенсивные полеты по отработке и
освоению этой методики. Одновременно проводилась отработка методов управления решением этой задачи с помощью наземных средств штурманами наведения. Эту работу проводили штурманы Г.Г.Ирейкин, В.В.Корсак, В.К.Шпал, А.В.Григорьев, Г.А.Клевакин и инженеры А.В.Воскресенский, В.В.Гамоюнов и др. В 1981 г. группа была преобразована в отряд космонавтов-испытателей, в который вошли летчики-испытатели ЛИИ, прошедшие к тому времени общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. Командиром отряда был назначен И.П.Волк.
В период 1983-1985гг. отряд лополнялся и в него вошли летчики-испытатели У.Н.Султанов, М.О.Толбоев, В.В.Заболотский, С.Н.Тресвятский и Ю.П.Шеффер.
Паралельно с космической подготовкой и подготовкой к пилотированию космическими самолетами летчики-ислытатели группы, а затем отряда космонавтов-испытателей продолжали вести летно-испытательную работу по тематике научных отделений ЛИИ.
Только проведение летчиками-космонавтами широкого круга лет-ных испытаний высшей категории сложности может, обеспечить их высокую профессиональную готовность к проведению испытания космических самолетов, к полетам на них.
Рассматривая вопрос управления космическим самолетом на участке спуска и посадки, разработчики корабля и космонавты-испытатели столкнулись с совершенно неясном вопросом влияния длительной невесомости на технику пилотирования летчика и с необходимостью приобретения летчиками-испктателями "Бурана" опыта космических полетов. Для решения этих проблем в ЛИИ совместно с ЦПК была поставлена научно-исследовательская работа "Невесомость", в ходе вылолнения которой летчик-космонавт после возвращения из космического полета и приземления без проведения какой-либо реабилитации выполнял полет на летающих лабораториях Ту-154 или МиГ-25 по решению задачи приведения космического самолета в точку посадки без помощи от наземных средств, при минимальном информационном обеспечении. После вяполнения этих полетов их результатл сравнивались с результатами полетов, выполненннх перед космическим стартом. Для проведения этой работы были назначены космонавты-испытатели И.П.Волк (дублер Р.А.А. Станкявичюс) и А.С.Левченко (дублер А.В.Щукин), позднее к зтой задаче стал готовиться Станкявичюс (дублер Заболотский).
Полеты в космос Волка (1984 г.) и Левченке (1987г.) показали высокую устойчивость к болезни движения летчиков-иснытателей и незначительное влияние невесомости на их технику пилотирования, хотя такое влияние, причем разной степени, прослеживалось. Это свидетельствует
о том, что через такой эксперимент необходимо пропускать, всех кандидатов в командиры экипажей космических самолетов.
Цикл испытаний "Бурана", в котором принимали участие
космонавты-испытатели ЛИИ, можно разделить на три части: стендо-вые испытания, летные испытания на летающих лабораториях и лет-ные испытания собственно космического самолета на его полнораз-мерном самолете-аналоге.
Предварительная отработка систем на пилотажных стендах - важ-нейший этап технологии испытаний любого самолета. И особенно ярко это проявилось при испытании "Бурана". Работа на стендах позволила космонавтам-испытателям проиграть практически все возможные нештатные ситуации и отработать методы их парирования. На пилотажных стендах НПО "Молния" космонавты-испытатели ЛИИ отработали технику пилотирования космического самолета до такого уровня, что выполняли посадки с полностью отключенной визуализацией закабинного пространства, т.е. вслепую, вне видимости земли. Для космического корабля "Буран" летающие лаборатории сыграли решающую роль в отработке системы управления и ее алгоритмического обеспечения. Летая на летающих лабораториях, космонавты-испытатели ЛИИ сделали ряд замечаний по системе управления "Бурана" и внесли ряд предложений по ее доработке, в частности, существенно изменили траектории захода на посадку и посадки, методику первого выравнивании при бездвигательной посадке, распределение функций между членами экипажа, разра-
ботали методы взаимной страховки и обеспечения бозопасности. Так, шаг за шагом космонавты-испытатели ЛИИ учили летать летающие лаборатории, подобные по своим динамическим характеристикам "Бурану" и имеющие его цифровую систему электродистанционного управления.
Результатом этой работы была первая успешная автоматическая посадка летающей лаборатории Ту-154 на взлетно-посадочнул по-лосу
ЛИИ, выполненная по штатным траекториям космического самолета космонавтами-испытателями Волком и Левченко 12 декабря 1986 г. Успешные летные испытания на летающих лабораториях с посадками как в ручном, так и в автоматическом режимах позволили перейти к собственно испытаниям космического самолета на полноразмерном аналоге "Бурана".
10 ноября 1987 г. экипаж в составе космонавтов-испытателей Игоря Волка (командир) и Римантаса Станкявичюса (второй пилот) выполнили первый вылет. Самолет-аналог был создан под руководством главного конструктора Г.Е.Лозино-Лозинского для того, чтобы научить летать "Буран", как самолет, и садиться в автоматическом режиме до запуска его в космос, и отработать его бортовые системы в полете
по штатным траекториям космического самолета. Аналог
представляет собой точную копию "Бурана" и отличается от него только наличием четырех двигателей для обоспечения возможности горизонтального взлета с полосы. Благодаря большому объему работ, выполненных на летающих лабораториях, летные испытания аналога удалось провести в беспрецедентно малом количестве полетов. Всего было
проведено 24 полета, в ходе которых были отработаны бортовые системы орбитального корабле, оценены его динамические и аэродинамические характеристики и отработан заход на посадку и посадка в ручном и автоматическом режимах по штатным траекториям космического самолета.
"Буран" научили летать космонавты-испытатели И.П.Волк,
Р.А.А.Станкявичюс, А.С.Левченко, А.В.Щукин и космонавты-испытатели из Научно-исследовательского института ВВС И.И.Бачурин и А.С.Бородай.
В ходе летных испытание на летающих лабораториях и на аналоге летчики встретились с характерным для цифровых систем управления явлением, получившим название "раскачки", вызываемое летчиком и носящей расходящийся характер. В этом случае самолет, в контуре управления которого функционирует летчик, в некоторых условиях полета, когда требуется точное пилотирование и быстрое реагирование, может войти в режим раскачки из-за потери устоичивости контура вследствие запаздывания в цифровой системе управления и повышения коэффициента усиления летчика. Зстретившись с этим явлением при полетах на летающих лабораториях, летчики выработали методику его парирования), а вернее, недопущения и на анаиоге оно проявлялось в значитально меньжей, можно сказать, пренебрежимо малой степени, хотя забывать о том, что оно существует, не приходилось.
Блестящая посадка на аэродроме Байконур космического корабля “Буран”, вернувшегося из беспилотного космического полета, показала высокий уровень отработки его систем и космического самолета и целом, в цикле предварительных стендовых и летных его испытаний. Трудно переоценить при этом роль космонавтов-испытателей ЛИП, сначала
учивших в качество летчэков-испытателей на стендах и летаюших лабораториях ситему унравлелия и ее электронный мозг, (математическое обесмечение) управлять полетом корабля, а потом учивших на аналоге летать "Буран".
В ходе этой очень не простой работы летчнки неоднократно попадали в тяжелые условия, пока все не было доыедено до "звона". Высокий профессионализм летчиков-испытателей позволил обойтись без каких-либо летных лроисшствий, хотя продпосылки имели место и весьма серьезные. Так, например, летчикам Левченко и Щукину в одном из полетов удалось *вытащить" летающую лабораторию из неуправляемого снижения всего в двух метрах от земли. Жаль, очень жаль, что этим двум талантливым лотчнкам не пришлось быть свидетелями полета “Бурана" и увидеть блистательные плоды своего самоотверженнного труда.
Высокий профессионализм летчиков-испытателей ЛИИ явился ре-зультатом становления летно-испытательной работы в течение всего 50-летнего периода существования института, правильной системы отбора и подготовки летчиков-испытателей в течение этих лэт, результатом целенаправленной комплексной подготовки, которая проводилась в отряде космонавтов-испытателей и в ОКПКИ. И, конечно, их энтузиазма л беззаветного служению своему делу".
БОБ
08.09.2008 15:56
Учёному На 08/09/2008 [14:48:52]

Спасибо за этот исключительно содержательный и интереснейший пост - цитату! Ну, право дело, редко увидишь настолько добротно написанный материал.

А вот об этом вообще не знал:

"Еще в начале 70-х годов ОКБ им. А.И.Микояна был создан и начал полеты первый отечественный самолет, предназначенный для космического полета..."

Можно ли несколько слов подробнее об этом ЛА? Ведь по сути получается, что своеобразный аналог "Шаттла" был создан в Союзе даже раньше, чем в Штатах. Хотя, понятно, это был никак не космический корабль, а именно самолёт. Но ведь и гиперзвуковые Х-15 называли и самолётами, и ракетопланами...

А как обозначалась эта российская модификация? Какова судьба этого самолёта? Сохранились ли сегодня экземпляры?..

Светлая память А.А.Манучарову...
Петрович
08.09.2008 16:00
БОБ:
Поищите ссылки на проект "Спираль" и аппараты "Бор"
В.А.К.
08.09.2008 16:01
БОБ,
проект "Спираль", материалы по нему (с фотографиями) есть в Сети.
Что же до воспоминаний об Андрее Арсеновиче - он был не только испытатель, но и прекрасный воспитатель. Когда работал с ним - хотелось из шкуры выскочить, чтобы не подвести его перед смежниками.
Airhorse
08.09.2008 16:28
Вот, что пишет Амирьянц про Манучарова в своей книге "Лётчики-испытатели":

"Редкий лётчик, особенно в возрасте и особенно рвущийся к продолжению лётной карьеры, может похвастаться, что он достаточно спокойно относится к медицинской комиссии. И редко кому удавалось вернуться к лётной работе после списания по здоровью. Тем более невероятным может показаться то, что Манучарову это удалось после перерыва в 13 лет! Более того, в 1948 г. не только списали его с лётной работы, но и нашли страшную болезнь лёгких, что сочли необходимым сообщить жене, что ему осталось жить не более месяца. Его спасла жена, теже врачи и, главное, он сам...
...После возвращения в строй лётчиков Манучаров провёл ряд весьма серьёзных испытаний самолётов."
А.Гарнаев
08.09.2008 22:21
... при моём Искреннем уважении к ОБОИМ Амирьянцам - сей труд про лётчиков-испытателей лучше Н-Е-читать
... и уж во всяком случае Н-Е-цитировать :-((
Airhorse
08.09.2008 22:51
То, что процитировано, - неправда?
Знакомый
27.09.2008 21:35
Нашел тут "в запасниках" редкую фоту (правда из газеты, качество не то):
http://fotki.yandex.ru/users/A ...
независимо
27.09.2008 23:42
2 Airhorse:
08/09/2008 [22:51:02]
"То, что процитировано, - неправда?"

- правда или нет, но ТАКОЕ печатать :
1) Противозаконно при отсутствии письменного одобрения того, чьи глубоко личные\медицинские подробности излагают
(нарушено сразу 3 Федеральных Закона+Конституция ... об информации и информатизации, о неприкосновенности личных данных, об охране медицинской тайны);
2) БЕЗНРАВСТВЕННО в любом случае :(((



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru