Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

!!!Док фильм "Ту-104. Последние слова летчика Кузнецова"

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12345

работник студии
14.09.2006 23:14
Как и обещал - предупреждаю. 19.09 в 23.15 по РТР премьера док фильма "Ту-104. Последние слова летчика Кузнецова". Производство студии "Крылья России". Рекомендую посмотреть
Анонс - http://www.rutv.ru/tvpreg.html ...
Гроза, потолок, подхват, штопор, земля. Увы, все как под Донецком. Но фильм был сделан до катастрофы Ту-154. Если бы его показали еще весной?!
Зинаида Борисовна Х.
16.09.2006 17:36
А когда и где была это катастрофа?
16.09.2006 17:55
Up!
Серж Паропланов
16.09.2006 17:57
Обязательно посмотрю.
Интересно, выйдет ли когда нибудь фильм про Ту-128...
В середине 80-ых показывали в "Служу Сов Союзу" ТУ-128 -аэродром Амдерма.
работник студии
17.09.2006 00:08
58 год под Свердловском. Командир Гарольд Кузнецов.
Х.
17.09.2006 00:46
Это легенда!Мужество, мое поколение преклоняется.
Случайный прохожий
17.09.2006 01:32
А фото по ссылке "работника студии" Ту-104, который стоит на учебном аэродроме КИИГА (теперь это Национальный музей авиации Украины) и по легенде это самолет-салон Ворошилова. Не знаю правда это или нет, то такая легенда в КИИГА была.
Илья
17.09.2006 10:22
==========
работник студии:

58 год под Свердловском. Командир Гарольд Кузнецов.
==========
Точно под Свердловском? По данным aviation-safety.net - недалеко от города Канаш, Чувашия.
Х.
18.09.2006 00:03
И до Кузнецова 104е падали, но он едиственный(до сих пор)кто до последнего момента докладывал что происходит с машиной и действия экипажа.После изменили угол установки стабилизатора.
18.09.2006 01:03
Катастрофа Ту-104. Возле Казани. 17 октября 1958 года

В конце пятидесятых годов с первенцами реактивной техники - самолетами Ту-104 - случилось несколько загадочных происшествий: в полете, вроде бы ни с того ни с сего, машина начинала вести себя, как взбесившийся мустанг. Почему? Вопрос оставался без ответа вплоть до октября 1958 года, когда его решил летчик Гарольд Кузнецов. Правда, цена истины оказалась слишком дорогой - жизнь.

17 октября 1958 года. Около 21 часа. Ту-104, который вел командир Гарольд Кузнецов, уверенно шел на заданном эшелоне. Рейс Пекин-Москва близился к завершению. Позади остался Омск, где была последняя промежуточная посадка. В салонах, если не считать мерного рокота двигателей, постепенно селилась сонная тишина. Хотя пассажирами на сей раз оказался в основном народ шумный: молодежные делегации из Китая и Кореи летели на съезд комсомола, но и их постепенно сморила усталость от долгой дороги.
- Прошли Казань, - доложил штурман Евгений Мумриенко.
А от Казани до дома уже рукой подать. Еще чуть-чуть - и их примет в свои 'объятия' диспетчер Московской воздушной зоны...
- В Москве сильный туман. Посадку запрещаю, - неожиданно услышал командир бесстрастный голос диспетчера аэропорта Внуково.
Ничего не скажешь - сюрпризец. Идти на запасной? Но ни один из ближайших аэродромов - ни в Казани, ни в Горьком, - для первенца реактивной техники еще не годился. Не те взлетно-посадочные полосы. Оставался Свердловск. Значит, разворот на сто восемьдесят и туда?
- Прошу нас принять, - вновь связывается Кузнецов с 'землей'. - Самолет посадить смогу. Гарантирую.
Это сейчас командир в подобной ситуации может принять окончательное решение. Но тогда такого права у него не было. А диспетчер не хотел рисковать. Он был неумолим:
- Возвращайтесь в Свердловск. Ту-104 медленно, словно нехотя, начал разворот... И тут случилось нечто. Будто чья-то невидимая гигантская рука схватила машину железными тисками и резко подбросила вверх. Причем сила этого броска была настолько мощная, что многотонная махина, как вырвавшийся из рук воздушный шарик, взметнулась ввысь сразу... на два с лишним (!) километра. Вы когда-нибудь видели 'кобру', которую делают летчики-испытатели на Су-37? Машина будто сидит на хвосте, а нос высоко задран. Так вот Ту-104 оказался почти в таком же положении. И все это - даже не в считанные секунды. Доли секунды.
Самолет трясло как в лихорадке. Свинцовой тяжестью навалились перегрузки. Экипаж не понимал, что происходит. Однако времени на догадки не было. Оно спрессовалось до мгновения. Командир точно знал лишь одно - надо во что бы то ни стало выровнять машину. Вместе со вторым пилотом Антоном Артемовым они до упора отдавали штурвал от себя. Ничего не получалось. Рулей высоты просто-напросто не хватало. Это как дверь, которую вы пытаетесь распахнуть настежь, а она сделана так, что может приоткрыться лишь наполовину...
Схватка с коварным, но главное, неизвестным врагом еще продолжалась, когда он вновь показал свой необузданный норов. Если самолет только что внезапно подбросило, то сейчас его так же внезапно швырнуло вниз. Не слушаясь рулей, Ту-104 мгновенно перешел в неуправляемое пикирование. Почти вертикально, развивая сверхзвуковую скорость, лайнер понесся к земле... Когда до столкновения с нею оставалось немногим более двух километров, Гарольд Кузнецов, превозмогая немыслимое напряжение, предпринял последние усилия перевести машину в пологое планирование. Увы. 'Ту' буквально снес несколько телеграфных столбов вдоль железнодорожного полотна. От ударов фюзеляж разломился пополам... Останки экипажа и ста пассажиров находили потом в радиусе почти двух километров.
Как установила государственная комиссия, эта игра со смертью длилась минуты две. Не больше.
Когда Гарольд Дмитриевич понял, что самолет гибнет? Трудно сказать. Впрочем, какая разница? Важно другое: уже с высоты тринадцати километров Кузнецов начал скрупулезно передавать на землю то, что происходит с машиной. Представляете? Словно в плановом испытательном полете! Словно и не было этого чудовищного светопредставления. 'Высота... Скорость... Крен... И так мгновение за мгновением. Передавал сам: на штурвале Ту-104 была специальная кнопка, соединенная с микрофоном. Радист Александр Федоров дублировал эти сообщения. Связь продолжалась практически до самого столкновения с землей. Последние слова командира были: 'Прощайте, родные. Погибаем'.
Переданная с терпящего бедствие борта информация оказалась даже не на вес золота, а поистине бесценной. До этого ни одно из тщательно проводимых расследований, в которых участвовали специалисты Главного управления ГВФ, Государственного научно-исследовательского института, конструкторского бюро Туполева, Военно-Воздушных Сил, так и не сумело пролить свет на причины загадочных аварий Ту-104. Дефекты в конструкции, технические неполадки? Нет, вроде все нормально. Плохие метеоусловия? И к ним придраться нельзя. Оставался так называемый 'человеческий фактор'. И шишки сыпались на головы пилотов: мол, всему виной их недостаточный профессионализм. Возражать же на основании имевшихся данных было трудно.
Точки над 'i' расставил Гарольд Кузнецов. Что же все-таки случилось? Как показал анализ полученных сведений, самолет попал в гигантский восходящий поток воздуха. О том, что подобное возможно на столь заоблачных, свыше девяти километров, высотах никто из создателей новых самолетов и не подозревал. Ведь у поршневых машин 'потолки' были несоизмеримо меньше. А потому даже маститые конструкторы утверждали: реактивные машины станут летать 'над погодой'. Грозы внизу. Ни тебе туманов, ни дождей. Турбулентность? 'Мелочи', - говорили они.
Так было до того трагического вечера. Экипажу Гарольда Кузнецова не повезло вдвойне. Мало того, что он попал в вертикальный воздушный поток, он еще и очутился в самом его эпицентре. После выполнения нескольких имитационных полетов специалистам удалось определить параметры этого потока. Длина 9-13, ширина - почти 2, толщина до 6... Нет, не метров: счет шел на километры! Причем его скорость тоже была огромной - 300 километров в час.
Итак, заблуждения развеялись. В срочном порядке конструкторы приступили к поиску способов борьбы с грозным природным явлением. Были снижены 'потолки', модернизирована конструкция, разработаны рекомендации по центровке воздушных судов. Горький опыт помог вообще создать иные аэродинамические формы, успешно противостоящие воздушным потокам. В частности, конструкторы нового межконтинентального лайнера Ил-б2 придумали на передней кромке громадного стреловидного крыла самолета специальный 'зуб'. Благодаря ему, даже попав в мощный вертикальный поток, 'Ил' самостоятельно опускает свой нос...
Старожил
18.09.2006 01:26
В пересказе присутствуют преувеличения.
МАДРИД
18.09.2006 08:10
Преувеличить, то что они делали НЕВОЗМОЖНО.
scorpions
18.09.2006 09:41
На ту-104 насколько я помню было бустерное управление, им наверно не хватило сил вытянуть машину из пике, такое было с заводским летчиком-испытателем Козловым(помоему) на ту-16, попали в спутную струю при заправке в воздухе, из крутой спирали его спасли вывалившиеся шасси, от перегрузок сломались замки, скорость упала и он один еле вытянул штурвал на себя, второй катапультировался и погиб. Этот случай описан у Шелеста "Лечу за мечтой". Может в данном случае тоже надо было выпустить шасси и им бы удалось погасить скорость и вытянуть, кто знает.
Ил-18
18.09.2006 10:39
Работник студии, спасибо за информацию!
аск
18.09.2006 10:55
Странно, что в эти явления попадали только Ту-104. Хоть ВС и доработали после этой катастрофы, но все ж в такие потоки более ни-кто не попадал. Ну или черезвычайно редко. На 100-200шт. Ту-104 2 или 3 катастрофы при копеечном налете в те года, и сейчас по 40-50 тысяч реактивных самолетов в мире с миллиоными часами налета. Если не ошибаюсь
Alex
18.09.2006 11:50
scorpions:
На Ту-104 и его модификациях никогда не устанавливалась бустерная система управления. Обратимый бустер с коэффициентом 025 был установлен на Ту-114. На ту-104 после этих катастроф увеличили площадь хвостового оперения и изменили угол установки стабилизатора.
scorpions
18.09.2006 12:04
ALEX: Извиняюсь попутал, ручное управление с тягами было очень тяжелое, бустера из другой оперы
следящий
19.09.2006 11:54
а повтора передачи случаем не будет? А то я не успею посмотреть сегодня.
19.09.2006 22:44
Уже скоро начнется
Илья
19.09.2006 23:07
Посмотрел. Так, вроде, всё понятно. Только один вопрос авторам (если вдруг прочитают): а никак нельзя было обойтись без нагнетания ажиотажа?

Я специально не стал смотреть статистику до фильма. Напрягают такие фразы, как "с Ту-104 стали происходить загадочные аварии", "самолёты продолжали летать регулярными рейсами и попадать в подхват" и т.д. (передаю не дословно, а смысл). У обычного зрителя, в роли которого я сегодня побывал, создаётся впечатление, что 104 падали регулярно, не менее 5 или даже 10 катастроф. Но, по данным aviation-safety.net, катастрофа Кузнецова была третьей!

1. 19 FEB 1958 - кончилось топливо. Упал за 1500 метров до полосы Внуково
2. 15 AUG 1958 - попал в грозу (?), около Читы
3. 17 OCT 1958 - потеря контроля управления на эшелоне. Около Канаша.

Или на aviation-safety.net не все аварии отмечены?

Поправьте, пожалуйста, меня, если где ошибся.
Сергей
19.09.2006 23:14
Что такое "подхват"??
Илья
19.09.2006 23:20
===========
Сергей:

Что такое "подхват"??


В фильме так называли попадание в сильную турбулентность.
19.09.2006 23:24
Авиадиспетчер
19.09.2006 23:27
Кадры падения B-52.
19.09.2006 23:30
Включи "Россию". Повтор фильма идет!
Авиадиспетчер
19.09.2006 23:43
"Б и Х..." - от же сцуки!
DC-7C
19.09.2006 23:54
Немного непонятно - слова бортинжерена Вагина о том, как везде встречали Ту-104 - дескать, куда не прилетишь - тут же толпы народу. В числе городов назвал и Казань - а в то время в казанском аэропорту Ту-104 не приземлился бы - полоса была коротковата. Интересно, просто оговорился или сажали на каком-нибудь из авиационных заводов?
Samson
20.09.2006 00:05
История в Аэрофлоте была известная... Но надрыва и обсера - в передаче слишком много, с определенным смыслом: вот как хреново было в СССР - плохой самолет продолжал возить пассажиров! Но никто не вспоминает, что это было - ВПЕРВЫЕ, никто не предполагал, куда надо рыть, кроме одного пилота - предположения свои высказывали еще десятки спецов. Техника всегда ТАК развивается: гибнет не один человек, пока наконец система не станет надежной. И у нас, и во всем мире так. Независимо от строя, лишь бы технология позволяла.
20.09.2006 00:07
> В числе городов назвал и Казань - а в то время в казанском аэропорту Ту-104 не приземлился бы - полоса была коротковата. Интересно, просто оговорился или сажали на каком-нибудь из авиационных заводов?

Может, с тормозным парашютом сажали?
Кубинец
20.09.2006 00:21
В конце фильма вранье. На постаменте стоит другой Ту, тот распилили на металлолом. На форуме об этом писали.
Сергей095 - пакс
20.09.2006 00:22
работник студии:
все круто и "идеологически выдержано", отработали деньги.
А что за Х и надпись Frame not rendered?
Авиадиспетчер
20.09.2006 00:23
Это был тот самый 25-й кадр.

Ваша Илона)

20.09.2006 00:24
Да хорош из пальца высасывать херню всякую, это история нашей страны и история далеко не плохая, в отличии от сегодняшнего бреда
Samson
20.09.2006 00:31
Потому и стараются все обгадить, что тогда - были достижения, а у нынешних - полный развал.
Поэтому и 114-й распилили поскорей, и 104-й во Внуково покрасили в цвета, в каких он никогда не летал: чтобы поскорей память у всех отшибло. Тогда можно и о своих "достижениях" поорать, и забугорные самолеты закупить - мол, никогда нормальных сами делать не умели...
20.09.2006 00:32
Хорошо поставлен фильм. Смотрел на одном дыхании.
За время просмотра успел и возмутиться, и поматериться, и ком к горлу подкатил!....
Низкий поклон погибшим........
FANTOMAS
20.09.2006 00:34
Пл-моему, ТУ-104 - вообще был гроб летающий. около 20 самолётов из 200 выпущеных разбилось. В Иркутске, кажется, даже митинги против Ту-104 были... Немудрено, даже если вспомнить английскую "Комету"
DC-7C
20.09.2006 00:36
2 Аноним:

> В числе городов назвал и Казань - а в то время в казанском аэропорту Ту-104 не приземлился бы - полоса была коротковата. Интересно, просто оговорился или сажали на каком-нибудь из авиационных заводов?

Может, с тормозным парашютом сажали?

Все равно коротковата. Туда максимум Ил-18 и Ту-124 садились.
HikeR
20.09.2006 00:38
вот наткнулся:

------

Турбулентность - штука коварная и жестокая. Впервые с ней столкнулся 17 октября 1958 года легендарный командир первенца реактивной техники - самолета Ту-104 Гарольд Кузнецов.

Сразу после публикации "Смерть в прямом эфире" в "РГ" от 24 августа в представительство "Российской газеты" в Омске позвонил бывший начальник фюзеляжного цеха бывшего авиационного завода N 166 (сейчас производственное аэрокосмическое объединение "Полет") Лев Андреевич Степаненко. В 1956-60 году предприятие занималось серийным производством лайнера Ту-104. Всего в Омске была выпущена 61 машина этой серии.

- Мне доподлинно известно о трех катастрофах первого советского реактивного пассажирского самолета, - рассказывает Лев Степаненко. - В двух случаях разбились машины харьковского производства, в одном - наша.

Производство Ту-104 начиналось на украинском заводе, но мощности его были сравнительно невелики, он отставал от графика, и вскоре техническую документацию на сборку получило и наше предприятие. На серийное производство мы вышли в августе 1956 года, практически одновременно с Харьковым. А уже в октябре начались регулярные пассажирские рейсы по маршруту Москва - Иркутск. Через два года серийный выпуск Ту-104 начался также на казанском авиазаводе.

Известие о катастрофе самолета застало меня в Крыму. Первым делом позвонил своему украинскому коллеге, начальнику фюзеляжного цеха в Харькове: "Чей самолет?". Отвечает, что пока точно не знает, но, похоже, на этот раз не их. Ну, думаю, все - в тюрьму собираться пора. Но к заводу потом претензий не было - дефектов не нашли. В ходе расследования меня знакомили с переговорами борта с наземными службами.

Командир экипажа - опытнейший летчик. Фамилия его Щербаков, сын первого секретаря московского горкома партии и начальника Совинформбюро. Тогда ведь среди детей высшего советского руководства престижно считалось служить в авиации. Вспомните сыновей Сталина, Хрущева, Микояна... На борту крик, шум, паника, стоны, мат - по нашему обычаю про маму вспоминают - на первых самолетах кабины не отделялись от салона, а про терроризм и даже угоны мы тогда и подумать не могли. Пилот оказался человеком редкого самообладания. И перед самым крушением ему не изменила выдержка: "Гибнем, сделать ничего не можем. Передайте Туполеву - нельзя летать выше 9 тысяч метров. Мы шли на одиннадцати. Натолкнулись на воздушный столб, нас подняло, нос резко задрало вверх, перевернулись, потеряли управление. Падали как лист, потом сорвались в штопор. Пусть обратят внимание на угол атаки стабилизатора".

Андрей Николаевич Туполев, под руководством которого мне посчастливилось работать еще с довоенных лет, поначалу ни в какую не соглашался. Больше высота - меньше болтанки. И на топливе опять-таки экономия.

Регулярные рейсы, если не ошибаюсь, тогда временно отменили. На один из наших серийных самолетов посадили летчиков-испытателей, пассажиров имитировали мешки с песком. Летают на больших высотах неделю, другую. И только под конец ее - такая же нештатная ситуация. Но поскольку экипаж к ней был готов, то сумел справиться с управлением, хотя и не без труда...

"Российская газета"

------

а сказали, что кузнецов был первым, кто послужил источником выявления неполадки. толи мужик врет, толи, как обычно, закрыли глаза
DC-8
20.09.2006 00:39
Задело. Жаль про Ил-18 и Ил-62 не сняли ничего подобного... А в целом, авторам фильма большой респект.
ПАССАЖИР
20.09.2006 00:40
Про придчину катастроф первых "КОМЕТ"так и не сказали, а придчина была в квадратных иллюминаторах, прешедших на "КОМЭТ" со скоростей полёта DS-3.Углы 90 градусов этих окон подвергались страшному износу от потока воздуха на реактивных скоростях-следсвие усталость металла, трещина, внутреннее давление в самолёте при сильно разреженном воздухе снаружи делало эффект взрыва.После расследования придчин катастроф окна стали на "КОМэТ"делать овальными, катастрофы прекратились.
FANTOMAS
20.09.2006 00:41
НИЗКИЙ ПОКЛОН ПОГИБШИМ! я, к сожалению, фильм пропустил. знаю только, что очень много сточетвёртых побилось на взлёте. во Внукове, в 1979 году, в Питере вообще весь командный состав Тихоокеанского Флота загубили. Тоже на взлёте. Очень опасный самолёт был. В общем, надо, как наш президент: на Су-27, сидючи в северинском кресле....
FANTOMAS
20.09.2006 00:45
Да-да. концентрация напряжений в углах прямоугольника. При циклическом нагружении. Сопроматной базы просто тогда не было.
20.09.2006 00:47
Интересно, в принципе можно из неплохого бомбардировщика с катапультными сидениями сделать не очень плохой лайнер?
Samson
20.09.2006 00:47
Во Внуково - сработало табло "Пожар", движок вырубили, самолет зацепил ЛЭП...
Монтажер другой студии
20.09.2006 00:51
А это у них AVID переходик не отрендерил, вот и получился такой микропланчик. Видать, в последний момент фильм сдавали, склейку изменили, а отрендерить при перегоне на VTR забыли. Бывает.
Samson
20.09.2006 00:54
Аноним:

Интересно, в принципе можно из неплохого бомбардировщика с катапультными сидениями сделать не очень плохой лайнер?


Туполев же - сделал. И Боинг, кстати, 707, тоже - из военного проекта родился...
20.09.2006 00:55
> а придчина была в квадратных иллюминаторах
> прешедших на "КОМЭТ" со скоростей полёта
Там не столько иллюминаторы, сколько люк в потолке роль сыграл
> в Питере вообще весь командный состав Тихоокеанского Флота
А самолет то тут причем? Грузить надо было нормально. Физика - она для всех одинакова.
ПАССАЖИР
20.09.2006 02:40
Аноним:
На первых "КОМЭТ" придчины катастрф были именно в прямоугольных иллюминаторах, более ни в чём.
ДоктОр
20.09.2006 08:04
Фильм мне понравился. Качественно сделано. Получилось не хуже, чем у Дискавери. А Frame not rendered смотрелось, как художественный приём...
20.09.2006 09:29
2 Samson:

Потому и стараются все обгадить, что тогда - были достижения, а у нынешних - полный развал.
Поэтому и 114-й распилили поскорей, и 104-й во Внуково покрасили в цвета, в каких он никогда не летал: чтобы поскорей память у всех отшибло. Тогда можно и о своих "достижениях" поорать, и забугорные самолеты закупить - мол, никогда нормальных сами делать не умели...

Дебил...Фильм про Фому, он все про Ерему
12345




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru