В этом году, в связи с новыми поправками в ВК, принятыми в 2006 пожёстче будет - сразу заметать будут, для законной разборки требуется установления только одного факта, к сожалению...
http://www.ki-gazeta.ru/www/ki ...
проблема крупным планом
Куда летят 'крылатые партизаны'?
Сейчас мало кто помнит о том, что врезавшиеся в башни-близнецы самолеты в Нью-Йорке выполняли внутренние рейсы. Меры безопасности и уровень досмотра на них были значительно упрощены, и террористам не составило особенного труда пробраться на борт. В Краснодарском крае существуют десятки практически никем не контролируемых летательных аппаратов, выполняющих учебные и хозяйственные рейсы. О том, что они могут представлять собой реальную угрозу безопасности людей, мало кто задумывается.
Несколько лет тому назад в одном из районов края разбился учебный самолет Л-39 (на самом деле Як-18Т - прим.), которым управлял инвалид, но по отзывам коллег, высококлассный летчик Л. Он единственный, кто оказался жертвой падения самолета - пассажиров в тот момент не было. В процессе расследования происшествия следователи обнаружили чудовищный факт - на летательный аппарат отсутствовали всякие документы, равно как и лицензия на полеты.
Как свидетельствуют специалисты сферы управления воздушным движением, не имеющие необходимых документов самолеты (на жаргоне их называют 'партизанами') несанкционированно подымаются в воздух, подвергая опасности не только экипаж 'летучего голландца', но и жизни других людей. Обычно такие 'партизаны' используются для опыления полей - а у летчиков подготовка очень низкая или отсутствует вовсе. Как результат, многочисленные аварии, заканчивающиеся трагически. В малой авиации Краснодарского края ЧП не редкость. В Динском районе рухнул на поле самолет АН-2, выполнявший сельскохозяйственные работы. В Красноармейском районе летающая машина врезалась в линию электропередач.
Читатель может задаться резонным вопросом - самолет это ведь не 'Жигули', чтобы его купить, надо получить кучу разных документов. Действительно, это так, но в смутные перестроечные годы разными спортклубами системы РОСТО было продано множество самолетов фирмам, которые в свою очередь перепродавали их кому угодно. Таким образом, уследить за всеми самолетами оказалось очень и очень непростым делом.
Результат оказался, мягко говоря, опасным: кукурузники и учебные машины попали в руки людей, меньше всего заботящихся о техническом состоянии 'борта' и безопасности полетов, но гораздо больше заинтересованных в том, чтобы сэкономить.
Что происходит на практике реально говорит официальная сводка Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, датированная 9 июля 2004 года и повествующая о чрезвычайном происшествии с бортом АН-2 № RА 40983 и инциденте с самолетом АН-2 № RA 40994.
В первом случае речь шла о несанкционированном вылете самолета с взлетно-посадочной площадки ГУП 'Кубаньспец-авиа'в поселке Энем. При расследовании было выяснено, что летающая машина, (собственность одного из ООО) прибыла на аэродром с целью замены двигателя.
Отремонтированный самолет заправили 250 литрами бензина, начали готовить к буксировке в ангар. Пользуясь ситуацией, представитель ООО, владеющего самолетом, бывший пилот, влез в кабину, запустил двигатель и начал рулить по полосе. Попытка заместителя генерального директора 'Кубаньспецавиа' задержать самолет с помощью собственного автомобиля удачей не увенчалась - АН-2 благополучно взлетел и приземлился на площадку в районе Старонижестеблиевской.
Перелет был выполнен без заявки и разрешения органов управления воздушным движением - обычно судну выделяется 'коридор', за его полетом идет контроль. Кроме того, борт эксплуатировался без сертификата летной годности, срок действия которого истек, и без свидетельства о регистрации воздушного судна.
Похожий случай поимки 'воздушного бомжа' произошел в станице Гиагинской, где на АН-2 отсутствовал сертификат летной годности, а свидетельство о регистрации транспортного средства утратило срок действия.
А вот и статистика. Из 211 аэродромов и взлетно-посадочных площадок, проверенных отделениями Ространсинспекции в 2003 году, на 142 (67%) были выявлены нарушения требований авиационной безопасности.
В Краснодарском крае существует довольно много аэродромов, имеющих разную ведомственную принадлежность. В соответствии с зарегистрированными уставами, они могут оказывать целый ряд коммерческих услуг. Проследить, сколько на каждой летной площадке находится опознанных летательных объектов, довольно сложно. По сути речь может идти о контроле на уровне организации воздушного движения. В какой же мере контролируются воздушные коридоры малой авиации? За разъяснениями мы обратились к специалистам.
- С нашей службой движения согласовываются маршруты малой авиации непосредственно в зоне, прилегающей к Краснодарскому аэропорту, - рассказал 'КИ' исполнительный директор эксплуатации воздушных судов Краснодарского аэропорта Александр Федоров, - что же касается удаленных расстояний, скажем, в Красноармейском районе, то все маршруты согласовываются с сотрудниками ростовских служб Госавианадзора.
Мы связались с представительством Госавианадзора. Согласно представленным этим ведомством данным в Краснодарском крае официально зарегистрирована одна авиакомпания, имеющая самолеты АН-2 для выполнения авиационно-химических работ, а также учебных полетов на них, это ОАО НПК 'ПАНХ'. По состоянию на 24 августа текущего года на этом предприятии имеются девять самолетов АН-2. Еще есть филиал ЗАО авиакомпании 'ЮГ-авиа', имеющие 14 самолетов АН-2. Все укомплектованы соответствующей документацией. Итого - 23 летающие машины. А остальные?
Как говорит исполняющий обязанности отдела инспекции безопасности полетов Южного управления Госавианадзора Владимир Тимощенко, в Краснодарском крае постоянно выявляются нарушения эксплуатации 'бортов' сельскохозяйственной авиации. Так, в ходе последних проверок были выявлены воздушные суда, выполнявшие опрыскивание полей с нарушениями. У хутора Бараниковского в Славянском районе - АН-2, его собрат был обнаружен на хуторе Сладковском. В селе Петровском инспектора нашли нарушителя - вертолет МИ-2. В Новокубанском районе стоял беспаспортный Як-12, в Тбилисской - АН-2, в Красноармейской - АН-2 РОСТО. В Ейском районе оказалось и вовсе изобилие 'партизан' - в поселке Комсомолец АН-2 и вертолет МИ-2, а в поселке Советском - еще один АН-2. По признанию самих инспекторов, у пяти самолетов и вовсе не удалось установить их принадлежность.
- Стоит самолет, чей он - никто не знает, арестовать мы его не имеем права, - рассказывает Владимир Тимощенко. - Вот если он несанкционированно поднимется в воздух, выписываем протокол. Но и штрафом в две с половиной тысячи рублей особо никого не испугаешь. Ведь самолет сельхозавиации в день 'зарабатывает' от тысячи долларов и выше.
Много шума наделал недавний случай в Славянском районе, где самолет крылом сбил шабашника из Украины, стоявшего в кузове грузовика. Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 'Нарушение правил охраны труда'. По словам заместителя прокурора Славянского района Андрея Курбанова, украинцы, которые до этого загружали химикаты в самолет, не имели права находиться на летном поле. Как отмечают сотрудники Госавианадзора, за штурвалом был опытный пилот, это нехарактерно для 'частников'. Если бы в кресле пилота находился 'нелегал', все могло бы закончиться гораздо трагичнее. Воздушные 'партизаны', как правило, не заботятся о том, чтобы пилот вовремя проходил освидетельствование. Поэтому за штурвалом вполне может оказаться вчерашний инфарктник: Последствия представить себе несложно.
Разумеется, с 'воздушными бомжами' боролись и будут бороться. В Государственной Думе лежат поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают регистрировать самолет в определенный срок, устанавливают жесткую ответственность за нарушения.
Пока же недобросовестные авиавладельцы отделываются небольшими штрафами или и вовсе легким испугом, а в воздухе барражируют 'нелегалы'.
Иван Зенюк