посоветуйте на чем и где слетать на штопор, обычный пару-тройку витков, чтобы ощутить сам механизм и цена вопроса
А.Гарнаев
28.01.2008 17:36
Из ныне эксплуатирующихся в наших аэроклубах 2-х местных типов -
Б-Е-З-А-Л-Ь-Т-Е-Р-Н-А-Т-И-В-Н-О = "классический" ЯК-52 !
... мне Н-Е-известно НИКАКИХ иных поршневых типов, позволяющих безопасно отрабатывать
в-с-е существующие виды штопоров (хотя с малой степенью вероятности могу предположить собственные "пробелы" среди поршневых "иномарок" ;)
... мне известно ООЧ-ЧЕНЬ мало инструкторов, которые НА самом ДЕЛЕ владеют и теорией и практикой штопоров во ВСЁМ их многообразии (по пальцам могу пересчитать - хотя наверняка знаю не всех :-)
... мне известно громадное множество летунов, выдающих себя за "знатоков" в данной области, но на самом деле Н-Е-владеющих в ней даже самым элементарным набором знаний\опыта :-(
... мне известно большое количество небезопасных, страшных заблуждений\иллюзий в данной области, намертво засевших в головах многих тысяч людей - которых пытаться переубеждать бесполезно (только врагов наживёшь) ... одно из таковых "самых ходовых" - о якобы возможности безопасно отрабатывать
В-С-Е существующие виды штопоров на ЯК-18Т !
Пара-тройка витков ничего не даст. Чтобы ощутить сам механизм, нужно много раз выполнить ЭТО.
skyraver
28.01.2008 17:45
Як-52. Возможно Су-29, но я на них не летал, не знаю.
По Тэшке согласен с А. Гарнаевым. Хотя летал на ней на прямой крутой штопор, но при этом знал, что есть проблемы с выводом из плоского.
Поэтому, чтобы лишним голову не забивать, вперед на технику для этого предназначенную, т.е. Як-52.
По цене: тыщи в 3 уложишься. Надо же и самому пару раз вывести.
Авиаклуб Кубинка
28.01.2008 17:47
Автор, Вы в каком регионе обитаете? Если в Московской области- приезжайте на Кубинку в АТСК, прокатим.Прокатим на ЯК 52, грамотно и правильно .С объяснениями. Только погода должна быть.
А.Гарнаев
28.01.2008 17:50
Подтверждаю - в Кубинке есть и ЯК-52, и инструктора, на которых можно положиться !
maroon
28.01.2008 17:51
А.Гарнаев:
А у вас богатый опыт на одномоторных поршневых ???
skyraver
28.01.2008 17:52
А еще лучше со сборниками в Дракино.
28.01.2008 17:53
....а как же реклама пилотажа на 29-м тыщщ за 10 БК?
MAX
28.01.2008 17:53
А.Гарнаев:
... одно из таковых "самых ходовых" - о якобы возможности безопасно отрабатывать
В-С-Е существующие виды штопоров на ЯК-18Т !
Привет!
А что, действительно были такие люди? Я помню, только утверждавших, что штопор на Як-18Т возможен.
А отрабатывать на подавляющем большинстве Т-шек, имеющихся в клубах (учитывая их ресурс/техническое состояние), безопасно нельзя даже бочки/кадушки.
Аноним:
Пара-тройка витков ничего не даст. Чтобы ощутить сам механизм, нужно много раз выполнить ЭТО.
"Механизм" штопора ощутить можно, а вот технологию вывода - нельзя.
2 cnfhsq
А Як-52 можно найти в большом количестве мест/клубов. Кубинка, Северка, Борки, Б. Грызлово, Ступино и т.д. (это, если в МО).
Тармашки
28.01.2008 17:58
Если уже в штопоре. Вывод какой ? Все рули нейтрально, прекратить вращение и вывод ??? Что-то уже забыл. В училище, когда молодой инструктор выполнял(По настоятельному предложению КОМЭСКи с земли), у него на коленях КУЛП лежал и потряхивало его. А в самостоятельных зонах, только виражи были, КОМЭСКА тоже следил... Пару раз летал с КЭЗом, тот сразу весь комплекс крутил... тармашки тармашки тармашки в верх тормашками и.т.д...
instructor
28.01.2008 18:08
CNFHG, доброго здоровья! Прав А.Гарнаев, надо летать на Як-52. Причем обычный штопор Вам покажет практически любой летчик-инструктор аэроклуба. Если Вы хотите попробовать плоский штопор и перевернутый штопор, то рекомендую отлетать эти виды с летчиками - членами сборной РФ по высшему пилотажу. (Лучше это сделать во время сборов летчиков-спортсменов в Дракино). Что касается Як-18т, то в РОСТО-ДОСААФ на этом типе самолетов выполнение штопоров ЗАПРЕЩЕНО! Учитывая "возраст" тэх "Летную подготовку на самолетах Як-18т осуществлять согласно КУЛП ПАСО-86г. часть вторая, раздел второй. по Упр.61-79; 82;92, 93, 94м, 95м; днем в облаках по Упр.96-101м;ночь ПМУ по Упр.102-112.
В зоне это простой пилотаж, + парашютирование. (ПАСО- планерные авиационно спортивные организации, а виды летной подготовки для буксировщика планеров). С Уважением, ВАФ.
Serega
28.01.2008 18:09
Берем в руки телефон :) Звоним в эти клубы :) Думаю что в 100-150 уе уложитесь :)
MAX, доброго здоровья. В СМАЗе, где делают новые тэхи летчики испытатели облетывают их в зоне и на штопор, прямой и плоский. Это у них в программе летных испытаний стоит. Летают они с парашютами между прочим и работают с 1500метров над точкой. Выйти из ВС, если что-то не заладится они всегда смогут..., ну почти всегда -( Щукина Сащу вспомнил, Царствие ему Небесное). За период работы в РОСТО с 1998 года я НИ РАЗУ не видел на тэхах парашют, осенью прошлого года в Смоленске первый раз увидел на испытателях. С Уважением, ВАФ.
Irbis
28.01.2008 18:23
Тармашки:
Если уже в штопоре. Вывод какой ? Все рули нейтрально, прекратить вращение и вывод ??? "
Нога - ручка на себя - нога - от себя - ноги нейтрально
Автору. А. Гарнаев дал А-Б-С-О-Л-Ю-Т-Н-О = ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ пояснения по вопросу :-) Так делали все вменямые люди, желающие изучить штопор, так и нужно поступить.
Удачи!
cnfhsq
28.01.2008 18:27
ОК, парни, спасибо!Як-52, Ступино или Кубинка, около 100 usd.
А.Гарнаев
28.01.2008 18:29
MAX: 28/01/2008 [17:53:57]
"... одно из таковых "самых ходовых" - о якобы возможности безопасно отрабатывать
В-С-Е существующие виды штопоров на ЯК-18Т !
Привет!
А что, действительно были такие люди? Я помню, только утверждавших, что штопор на Як-18Т возможен.
---------
:-)
Штопор НЕСОМНЕННО в принципе В-О-З-М-О-Ж-Е-Н на абсолютно ЛЮБОМ Л.А., отрывающимся от поверхности родной планеты выше высоты полной уборки механизации !
... а предо мной прям щ-щас как живые стоят образы ТЫСЯЧ пилотов Г.А. и их инструкторов,
(само+друг-друга)-обманывавших(ся), что по КУЛП'ам в Сасовском и Бугурусланском училищах они НА самом ДЕЛЕ занимались именно =
Э-Т-И-М (при том, что Н-И-ОДИН из подобных учеников\учителей не мог даже на пальцах объяснить - что ж ЭТО за явление такое "штопор", как его отличить от хотя бы скоростной спирали ... и уж тем более - когда он бывает крутым\плоским, в чём и почему отличие в выводе из устойчивого и\или колебательного ... про перевёрнутый уж не говорю :-(
Попробовал как-то "вразумить" на данном форуме - всё на свете проклял, до сих пор икаец-ца ;)
Внук военлёта
28.01.2008 18:32
skyraver:
А еще лучше со сборниками в Дракино.
Я о штопоре пока не мечтаю :-) Но через год-два поставил себе цель пойти учиться именно в Дракино. Если не затруднит, пару слов чирканите тут об этом аэроклубе, что и как?
И насколько я понял по посту Александра Юрьевича Гарнаева лучше изначально на ЯК-52 нацеливаться, верно?
Заранее благодарю за ответ.
Irbis
28.01.2008 18:36
А. Гарнаев "Попробовал как-то "вразумить" на данном форуме - всё на свете проклял, до сих пор икаец-ца ;)"
Очень странное легкомыслие летный состав проявляет, честно говоря. Александр Юрьевич, а правда - в чем особенность вывода из колебательного? Его дальше раскачивают, чтобы с углов сошел, да?
Irbis
28.01.2008 18:38
"И насколько я понял по посту Александра Юрьевича Гарнаева лучше изначально на ЯК-52 нацеливаться, верно?"
Если в будущем видите себя пилотажником, то да, однозначно.
Внук военлёта
28.01.2008 18:42
Irbis:
"И насколько я понял по посту Александра Юрьевича Гарнаева лучше изначально на ЯК-52 нацеливаться, верно?"
Если в будущем видите себя пилотажником, то да, однозначно.
Я то вижу себя, а вот супруга моя нет :-)))
Спасибо за ответ!
instructor
28.01.2008 18:49
PS: Кстати, насчет Як-52 и обычного штопора на нем. Знаю очень опытного летчика (Заслуженного военного), который в тренировочном полете чуть не убился на 52м при отработке штопора. Ввел на 1200м (район полета не позволял выше)в штопор все штатно, рули на вывод...а он не выходит виток...второй... третий...остановился на шестом витке, дальше все штатно-домой на посадку. И не поймет почему не выходил, ведь до этого летал все отлично- на вывод и сразу встал, да еще и по направлению. Пошли к Смолину В. он обьяснил - наддув был убран не полностью.... Берегите Себя, ВАФ.
MAX
28.01.2008 18:50
2 instructor
Доброго здоровья!
Я сам, когда начинал учиться (а начинал именно на Т-эшке), в Тушино летал с парашютом. И отлично помню инструктаж по аварийному покиданию Як-18Т. Довелось тогда с инструктоом выполнять обычный/крутой штопор на Т-эшке. Пару раз видел, как это делали в Мячково. Безусловно верю, что в Смоленске испытатели летеют на штопор и с парашютами.
Но "в новейшей истории", в клубах (и ФЛА, и РОСТО, и ГСГА) я ни разу не видел Т-эшку укомлектованную парашютами, ни разу не слышал о том, чтобы кому-то рассказывали, как дверь аварийно сбросить (думаю, что кто-то вообще не знает о такой возможности). Да и возраст/ресурс большинства Т-эшек такой, что лучше даже не пробовать.
Поэтому, желающим поштопорить про Як-18Т думать не надо. Им прямая дорога на Як-52, при большом энтузиазме - на Су-29.
Я вот еще надеюсь летом СП-91 освоить. Тоже для штопора годится. :))
С уважением.
Тармашки
28.01.2008 19:00
А в училищах ГА всю жизнь делали на ЯК-18Т, помню и в КУЛПе вроде два комплекса были. Но комплексом у нас делал только КАМОТ и КЭЗ. И сидели на парашюте, помоему С-1 или С-5... В 81-м году было, не помню.
Unicum
28.01.2008 19:07
Хм... Ну не знаю, уважаемый МАХ! Наверное, везде по-разному. Летом прошлого года имел превеликое удовольствие попробовать высший пилотаж в Гостилицах (невский аэроклуб), что под Питером. Так там была четкая инструкция инструктора (каламбурчик получился): "По команде прыжок, разблокируем фонарь кабины, сдвигаем его назад, дергаем за красный рычаг на уровне груди и вываливаемся строго на за левый борт!" Парашют открывается с помощью фала при выпрыгивании из кабины.
MAX
28.01.2008 19:07
2 instructor
Про Сашу Щукина недавно совсем с Володей Севериным вспоминали. :((
Там не все так однозначно было!
Irbis
28.01.2008 19:08
Внук военлета, пожалуйста! :) Удачи!
"...он обьяснил - наддув был убран не полностью.... Берегите Себя, ВАФ."
Oh, my god!!! 8-0) Уважаемый Instructor, спасибо!!! Вам и Виктору Валентиновичу - доброго здоровья и долгих лет!
instructor
28.01.2008 19:10
Доброго здоровья Всем. Посмотрел методические указания на 2008 год - на Л-29 и Л-39 штопора тоже запретили! Кроме Вязьмы. Удачи, ВАФ.
Velocity
28.01.2008 19:11
Вот чем мне нравится Гарнаев, так это своей безаппеляционностью :)
Есть Су-29, хотя найти 52-й проще, ну и на "учебной парте" это конечно лучше делать. Есть ещё и Питтс, только он вроде как к земле прикован. Ограничено на штопор можно и на RV слетать.
Spins in the Pitts Special
Item Number: M931A
Price: $20.00
Recommended by the famous airshow performer and Sporty'sR Aerobatic Champion, Randy Henderson. Paul Poberezny calls it 'a book that should be read by all who fly.' This book covers the maneuver known as the 'Emergency Spin Recovery'. While written specifically for the Pitts Special, Beggs technique is effective in a variety of aircraft. Discusses the technique in detail and describes the history and testing of the maneuver since 1981. Can be read in an hour. Approx. 45 pages, paperback. Beggs.
MAX
28.01.2008 19:17
2 Unicum
Я говорил про аварийное покидание Як-18Т. А Вы описывыете сие действие на Як-52.
b737
28.01.2008 19:24
Есть ещё и Л-39 в Вязьме. И там действительно настоящие профессионалы.
SAM
28.01.2008 19:27
А.Гарнаев:
Давно пора устроить семинар по штопорам и прочим критическим-закритическим режимам. Интересно было бы и профессионалам, и начинающим.
MAX
28.01.2008 19:27
Velocity:
Вот чем мне нравится Гарнаев, так это своей безаппеляционностью :)
Есть Су-29, хотя найти 52-й проще, ну и на "учебной парте" это конечно лучше делать. Есть ещё и Питтс, только он вроде как к земле прикован. Ограничено на штопор можно и на RV слетать.
А при чем здесь безаппеляционнсть?
В мире есть масса самолетов на которых можно штопорить. И что? Van's RV-7a у нас в стране один (кстати, не лучший самолет для штопора, и как учебный вряд ли годится). Pitts S-2b Special тоже один, и тот, как Вы заметили, на земле. А Як-52 есть почти в каждом клубе.
Так в чем безаппеляционнсть?
Velocity
28.01.2008 19:28
Irbis:
===========
"И насколько я понял по посту Александра Юрьевича Гарнаева лучше изначально на ЯК-52 нацеливаться, верно?"
Если в будущем видите себя пилотажником, то да, однозначно.
===========
На штопора нужно летать по любому, если готовишся на пилота, чтобы не только представлять действия, но и уметь их производить в случае срыва в штопор. Як-52 пока наиболее реальная возможность это делать. Единственная проблема в том, что самолеты штопорят по разному и вывод отличается.
А.Гарнаев
28.01.2008 19:32
Velocity: 28/01/2008 [19:11:17]
Вот чем мне нравится Гарнаев, так это своей безаппеляционностью :)
... ещё и Питтс, только он вроде как к земле прикован. Ограничено на штопор можно и на RV слетать.
... Specially for You = пере-цЫтирываю сам-себя :)
"А.Гарнаев: 28/01/2008 [17:36:56]
... мне Н-Е-известно НИКАКИХ иных поршневых типов, позволяющих безопасно отрабатывать
в-с-е существующие виды штопоров (хотя ... могу предположить собственные "пробелы" среди поршневых "иномарок" ;)"
b737: 28/01/2008 [19:24:16]
"Есть ещё и Л-39 в Вязьме. И там действительно настоящие профессионалы."
Подтверждаю !
MAX
28.01.2008 19:34
b737:
Есть ещё и Л-39 в Вязьме. И там действительно настоящие профессионалы.
Тока слетать у Казимира товарисчу совсем уже не в 100 у.е. обойдется. :))
А.Гарнаев:
Давно пора устроить семинар по штопорам и прочим критическим-закритическим режимам. Интересно было бы и профессионалам, и начинающим.
SAM, вечер добрый!
А мне сейчас вспомнились рассказы об отсеве с медицинского. Приводят будущих абитуриентов на "натуру", упадёт кто в обморок, и отпадает само по себе желание по медицинской стезе топать...
Вот и думаю я. Введут нас начинающих, "не нюхавших авиакеросина" в штопор инструктора, и отобьют напрочь желание в Небо. Может без подготовки и не стоит сразу в штопор то?
SAM
28.01.2008 19:37
Velocity:
Вот интересно тоже. Есть лётчики, немного хулиганы и есть педанты. Хулиганы говорят в своё оправдание, что появляется натренированность действий в нестандартной ситуации. Я дкмаю, Александр Юрьевич в этом поддержит. Испытатель, на мой дилетантский взгляд это кроме всего прочего авантюрист. Бывает ли прогресс без авантюристов?
Запретные темы не обсуждаем.
MAX
28.01.2008 19:41
2 SAM
Думаю, что авантюристы часто плохо заканчивают. :((
А.Гарнаев
28.01.2008 19:43
Внук военлёта: 28/01/2008 [19:36:41]
"Введут нас начинающих ... в штопор инструктора, и отобьют напрочь желание в Небо. Может без подготовки и не стоит сразу в штопор то?"
= именно Э-Т-О было одним из расхожих приёмов со стороны инструкторов\инспекторов МАП СССР на вступительных лётных экзаменах в Школу лётчиков-испытателей на НЕЗНАКОМОМ типе маневренного ястребка ... и да-а-а-алеко не у всех "ранее вдохнувших большое кол-во паров авиакеросина" ~ ОНО способствовало успеху!
Velocity
28.01.2008 19:48
2 MAX:
====
Так в чем безаппеляционнсть?
====
=========
А.Гарнаев:
... мне Н-Е-известно НИКАКИХ иных поршневых типов, позволяющих безопасно отрабатывать
в-с-е существующие виды штопоров (хотя с малой степенью вероятности могу предположить собственные "пробелы" среди поршневых "иномарок" ;)
...
=========
Вот тут.
Если вернуться к вопросу -
=========
cnfhsq:
посоветуйте на чем и где слетать на штопор, обычный пару-тройку витков, чтобы ощутить сам механизм и цена вопроса
=========
Человек спрашивает про ОБЫЧНЫЙ штопор, а его "грузят" по полной программе про ВСЕ виды штопоров. На том же СП можно слетать и если напрячь мозг можно ещё найти несколько типов. Тот же Злин-142 простой штопор может, если мне не изменяет память.
ИМХО проблему надо решать по мере её возникновения. Если человеку показать сразу кучу штопоров в одном полете ничего кроме ужОса это не вызовет.
Внук военлёта
28.01.2008 19:49
А.Гарнаев:
и да-а-а-алеко не у всех "ранее вдохнувших большое кол-во паров авиакеросина" ~ ОНО способствовало успеху!
:-))))))))
Irbis
28.01.2008 19:51
"Вот и думаю я. Введут нас начинающих, "не нюхавших авиакеросина" в штопор инструктора, и отобьют напрочь желание в Небо. Может без подготовки и не стоит сразу в штопор то?"
Между прочим, согласно КУЛП-САО-С86 (а по нему на Як-52 обычно и учатся) курсанты начинают осваивать штопор примерно на ТРЕТЬЕМ часу налета. Не покажешь инструктору нормальный вывод - по кругу самостоятельно никто не выпустит, это даже не обсуждается. Методика подготовки такова, что сначала мозг курсанта просто взрывается - вдребезги, на маленькие осколки :-) И лишь только потом начинается рутина - посадка с боковым ветром, имитации отказов, исправление расчета на посадку и т. д. Таков порядок. Но и результат соответствующий
28.01.2008 19:51
Мда, про штопора, на ныне существующих, в различных аэроклубах, даже ну ООЧень хорошо покрашенных Як-18Т Лучше позабыть !!!! Есть такие. Хоть и Хорошо покращенные, на которых, Жалкое подобие боевого, блин, с перегрузочкой едва ли более 2, 5 приводит к деформации, фюзеляжа на столько, что двери с замка слететь могут, Щели блин аж на глазах гуляют.
Вот наш собеседник на форуме с ником instructor: тесли я не ошибаюсь, в одной из соседних веток поведал, что НОВЬЁ Тэхи, в училища придут вот вот, на тех мона и поштопорить будя! ;-)
Внук военлёта
28.01.2008 19:52
Irbis:
Методика подготовки такова, что сначала мозг курсанта просто взрывается - вдребезги, на маленькие осколки :-)
Спасибо за предупреждение! :-)
авиаклуб Кубинка
28.01.2008 19:52
Автор, желающий полететь на штопор- на Кубинке Вам это обойдется примерно в 3500 рублей. Дракино- отличный вариант, но Вам надо будет ждать лета, зимой они не работают.Мы работае м
круглый год. Все виды штопоров, какие только возможно, на ЯК 52.
SAM
28.01.2008 19:56
MAX:
Думаю, что авантюристы часто плохо заканчивают. :((
====
Дык вот мы с Сан Юричем беседовали на эту тему. Фиг его знает, заканчивают плохо, но иначе прогресс остановится. И братья Райт, и Иммельман, и Нестеров и многие другие (перечислять очень долго) были авантюристами в хорошем смысле слово. Состоялась бы без них современная авиация?
28.01.2008 19:56
Velocity:
Дим, опять же Цессны пилотажные (Штопорящие, так корректнее будет)и подготовленные для этого имеются, Ил-103, опять же. Список вообще то Длинный Кроме Родного 52 можно написать.. просто на 52 Доступнее всего, Их где только нет..