http://www.avia.ru/inter/772/
Владимир Спиридонов: Авиакомпании потребляют достаточно керосина, чтобы лоббировать свои интересы
АТО: Известен случай, когда на самолете западного производства в момент начала заправки из-за гидроудара была повреждена топливная система.
В. С.: Да, одна из проблем -- несоответствие прогресса воздушных судов, которые летают в России, и топливозаправочной техники, которая должна их заправлять. Вопрос в том, что стоимость современных топливозаправщиков довольно велика, ТЗ-40 вполне может стоить около 500 тыс. долл. и более -- по текущему курсу. А стоимость ТЗ-22, как вы понимаете, не составляет и 5% от стоимости современного топливозаправщика. Получается, что в некоторые аэропорты летают современнейшие самолеты, застрахованные на десятки и сотни миллионов долларов, а их обслуживает на земле техника, совершенно не соответствующая уровню ВС. Но, к сожалению, наш старенький советский ТЗ-22 в настоящий момент согласно Федеральным авиационным правилам является стандартом топливозаправщика по авиатопливообеспечию. Любой новый заправщик российского или иностранного производства превосходит эти стандарты, но стандартом, к сожалению, до сих пор остается ТЗ-22, что само по себе является просто анахронизмом. То есть у ТЗК нет никакого регуляционного стимула для качественного обновления своей топливозаправочной техники.
А и вправду, почему не заставят списать все топливозаправщики ТЗ-22, которые выработали установленный срок службы? И преобрести новые, современные, соответствующие нормам обеспечения БП!
Соблюдение требований по обеспечению безопасности полетов при перевозке пассажиров и грузов на внутренних и международных рейсах по соответствию имеющихся в аэропортах технических средств требованиям, предъявляемым к воздушным судам, осуществляющим полеты из данных аэропортов.
1. ТЗ-22 по техническим характеристикам режимов и обеспечение безопасности процесса заправки не соответствуют требованиям к заправке ВС иностранного производства.
1. Квалификация недостатка по степени его влияния на безопасность полётов
Системы безопасности по режиму заправки ограничены у ТЗ-22 наличием предохранительного клапана, пределы срабатывания которого - 5, 0-5, 5 кгс/см2 (Указание МГА от 29 июня 1983 г. № 463/у «Эксплуатационные требования к спецмашинам, предназначенным для технического обслуживания воздушных судов», гл.I, п.1.2), что значительно превышает максимально допустимое давление при заправке под давлением большинства типов ВС иностранного производства (например, Инструкция выполнения работ по обслуживанию самолета ATR-42, гл.5 – максимальное давление от ТЗ не должно превышать 3, 5 кг/см2). В сбойных ситуациях, например, отвлечение оператора заправки, сбой в работе отсечных клапанов ВС при переключении заправляемых групп баков, данное несоответствие может привести к повышению заправочного давления в топливной системе самолёта выше предельно допустимых величин и, как следствие – повреждению топливной системы самолёта.
Для обеспечения безопасности процесса заправки топливозаправщик должен быть оснащен системами безопасности: контроля состояния оператора «ДЭДМАН» (DEADMAN); контроля состояния топливозаправщика «ИНТЕРЛОК» (INTERLOCK), двойным регулированием давления (ННЗ модели 64027 (64348, 64200) с регуляторами давления американской корпорации «Argo-Tech», подразделение «Carter Ground Fueling»).
Другие несоответствия топливозаправщика ТЗ-22 по заправке ВС иностранного типа:
1. Система фильтрации и водоотделения ТЗ-22 не соответствует международным нормам API 1581/C/II по водоотделению (отсутствие).
2. Внутреннее антикоррозийное покрытие емкости ТЗ-22 представляет собой цинковую металлизацию. Международными документами, устанавливающими требования к складам ГСМ и процедурам заправки ВС (например, такими, как документы JIG, разработанными западными нефтяными компаниями, одобренными и принятыми IATA 09.06.07 «Guidelines for Aviation Fuel Quality Control and Operating Procedures for Joint Into-Plane Fuelling Services») установлен запрет на использование цинковых и медных сплавов в технологических системах, находящихся в контакте с реактивным топливом.
По этим недостаткам зарубежными и отечественными авиакомпаниями–членами ИАТА решение о заправке-незаправке в данном аэропорту принимается по результатам контроля Надзорного комитета международного аудита эксплуатационной безопасности IOSA.