На международном салоне вооружений Eurosatory-2010 сенсация:
Специальное конструкторское бюро "Зенит" из подмосковного Зеленограда демонстрирует работу системы активной защиты вертолетов от современных противовоздушных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), в том числе от "Стингеров". Российским конструкторам удалось сделать то, что оказалось не по силам никому в мире...
На большом экране видно, как работает комплекс. На горке на специальной вышке закреплена цель - вертолет Ми-8, двигатели которого выходят почти на максимальную мощность. Под корпусом вертолетного фюзеляжа и на хвостовой балке укреплены три шарика. Оператор с ракетой "Игла" на плече выбирает самую выгодную позицию для стрельбы - сзади и сбоку от вертолета. Дальность открытия огня для вертолета минимальная - 1000 метров. Ярко светящиеся сопла двигателей винтокрылой машины четко видны в прицеле "Иглы". Пуск!
Ракета устремляется к вертолету почти по прямой. И неожиданно вокруг винтокрылой машины образуется самая настоящая огненная свистопляска. Передать словами это невозможно. Там, где только что был отчетливо виден вертолет и главное для ракеты - тепловое пятно его двигателей, возникает ярчайшее облако, в котором переливаются мириады каких-то огоньков, проскакивают мини-молнии и, сверкая, клубится что-то, напоминающее спецэффекты "Аватара". Ракета, словно испугавшись увиденного, резко уходит с намеченного и совершенно верного курса куда-то в сторону, на самоликвидацию.
Вот что сказал корреспонденту "РГ" гендиректор "Зенита" профессор Александр Кобзарь:
- Работа нашего комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный "мозг" воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. А огненное облако вокруг вертолета - оптический эффект работы очень мощной сапфировой лампы. Казалось бы, все очень просто, но эту "простейшую" задачу кроме нас еще никто не решил и в металле не воплотил.
Таки есть ешё порох в пороховницах!