Здравствуйте. Скажите есть ли какие-нибудь документы или может быть работы, в которых рассматривается этот вопрос с точки зрения эргономики, экономической выгоды или еще чего-нибудь
xolodenko
02.07.2009 15:56
Эээ..а что этот вопрос кем-то ставится под сомнение? Glass cockpit и по эргономике, и по операционной экономике намного превосходит стрелочно-будильниковую кабину
Петрович
02.07.2009 15:57
Материала вагон. Наберите в любом поисковике: Психофизиологические особенности летного труда. Эргономика кабин ВС.
Diplomnik
02.07.2009 15:58
Вы знаете, я тоже так думал, но оказывается есть и обратное мнение.
Петрович
02.07.2009 15:59
Даже наши подсуетились:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
13 января 2004г. Москва № НА-54-р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ
МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
Во исполнение постановления Совета ГС ГА от 18 июля 2002 г. № 5
"О мерах по улучшению условий и охраны труда в гражданской авиации"
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда членов экипажей
гражданских воздушных судов в соответствии с прилагаемыми
"Методическими рекомендациями по проведению аттестации рабочих мест
по условиям труда членов экипажей воздушных судов гражданской
авиации".
2. Контроль за применением настоящего распоряжения возложить на
руководителя Управления персонала и учебных заведений гражданской
авиации В.Е. Егорова.
Я набирал, но все это немного не то. Я где-то слышал, что была даже целая "ВОЙНА" в начале 90х, когда авиационные люди поделились на 2 лагеря - те кто за стрелки и те кто против. Вот поситать бы их доводы, что с одной стороны, что с другой...
Вот тема архива которая нужна "Авиаприборы: обычные- VS. - элт, что удобнее? " не открывается =)
Петрович
02.07.2009 16:13
2 Diplomnik:
Люди убивались не из-за стрелок, а из-за концепции "темной" и "светлой" кабины.
Это отдельная малоизученная наукой песня
Diplomnik
02.07.2009 16:17
2 Петрович.
А что из-за стрелок никаких споров не было? Я тут где-то споткнулся на обсуждение того, что стрелочные приборы хороши тем, что ты ориентируешься не на конкретное число а на положение стрелки....и мимолетный взгляд на стрелочный прибор дает больше понимания...ну как-то так
Петрович
02.07.2009 16:22
2 Diplomnik:
Дык, Вы определитесь, Вам про физический принцип приборов или про виды индикации надо?
На мониторе Вам хоть спаривающихся чертей со стрелками в руках можно нарисовать по ТЗ, а вот вопросы восприятия серым влажным комочком в верхней части туловища не эргономика занимается)))))))))))
Тут психология важнее.
Петрович
02.07.2009 16:23
У Боинга в 96 году был доклад на триста страниц. Попросите Антона Холоденко поискать.
Я свой выкинул давно.
Diplomnik
02.07.2009 16:29
Антон Холоденко, поищите пожалуйста =)
2 Петрович - Спасибо! А как думаете, он в интернете есть? Может хотя бы название вспомните?
Петрович
02.07.2009 16:30
Второй пост на этой ветке - его.
Kapitan_LV
02.07.2009 16:37
Стрелка намного информативнее и гораздо более восприимчива нашим зрением и сознанием нежели цифровое отображение информации. Судите сами беглый вздляд на стрелочный вариометер даёт полную информацию наборе или потере высоты или отсутствие таковой. Тоже самое с топливомером, тахометром, указателем давления, температуры, напряжения бортовой сети и.т.д.
Исключение наверное составляют указатели скорости, высоты и курса, тут каждый км/ч, М/С или просто метер или градус, стрелочка отследить не в состойянии, или вернее она то отслеживает, но вот насш глаз етого не замечает.
И неважно какая это стрелка, механическая или отображённая на экране дисплея. В большинстве случаев стрелка гораздо удобнее а главное она несёт гораздо больше информации о процессе.
xolodenko
02.07.2009 16:40
Петрович, надо точное название или хотя бы примерно
Петрович
02.07.2009 16:45
Дык, если бы я помнил, я бы строем ходил))))))))))
мелко летающий
02.07.2009 16:47
"Glass cockpit и по эргономике, и по операционной экономике намного превосходит стрелочно-будильниковую кабину"
В большом самолете где будильников несколько десятков возможно что да, "стекло" лучше будет. А вот в маленьких, где приборчиков штук 7-10 тут вопрос весьма спорный, на мой вкус с будильниками удобней и информативней чем с жуткими кристаллами.
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 16:54
Все зависит от возраста пилота. Попробуй молодому поколению об'яснить, что "стрелки" лучше, или попробуй об'яснить, что книгу лучше читать книгой, а не на мониторе компа, или об'ясни, что письма пишут авторучкой, а не кнопорями кийборда.-)))
Прогресс, бляха муха... Нет консенсуса.
Петрович
02.07.2009 16:57
Надо чипы в моск пайлота вживлять))))))))
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:01
Петрович:
Надо чипы в моск пайлота вживлять))))))))
И перед отпуском изживлять? Вдруг текила в чип не забита?
Петрович
02.07.2009 17:04
Я, Саня, тебе по секрету еще более прорывную идею расскажу. Надо пайлотов в кабине автогеном заваривать наглухо. Питательный раствор подавать по трубкам, а продукты жизнедеятельности тоже по трубкам удалять, потом через мясяцок эти трубки между собой соединить.
Как идея?
denokan
02.07.2009 17:07
Угу.
А если такое крутое снижение, что стрелка вверх показывает?
Мне лично кабина 737-800 нравится больше, чем 737-400 с 'будильниками'
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:09
А ты думаешь, Гена, откуда "Хищник" взялся? Именно так и вырастили. Шварцнегер еле-еле колом справился, по-нашему, видать тоже за околицей вырос.-)))))
Петрович
02.07.2009 17:12
Денис, привет.
Вопрос гораздо серьезней, чем кажется.
Надо четко понимать, где кончается "железо" и начинается ПО, а ПО можно заточить под конкретные особенности.
На практике все решает дополнительная кнопка цифра\аналог, которая меняет вид индикации)))))))))
В части эргономики кабины проще рассмотреть частные случаи размещение органов управления, сочетания цветов итерьера и удобства сидушек)))))))))))
АВЛ
02.07.2009 17:13
G-r-e-e-n-g-o:
Все зависит от возраста пилота. Попробуй молодому поколению об'яснить, что "стрелки" лучше, или попробуй об'яснить, что книгу лучше читать книгой, а не на мониторе компа, или об'ясни, что письма пишут авторучкой, а не кнопорями кийборда.-)))
Прогресс, бляха муха... Нет консенсуса
+1
можете ведь вумные мысли писать...наверное текила непаленая попалась)))))))))
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:14
АВЛ
Это не текила.-)) Это Вы иногда читаете не по диагонали.-))))
До полетов на NG с PFD/ND у меня были сомнения - будет ли эта кабина удобнее.
После первого же полета на тренжаре - однозначно. УДобнее, рациональнее, проще.
Director
02.07.2009 17:28
Кандидатскую по этой теме писал. Интересная вещь была в 90-х!
Глобальная НИР была "Кабина 2000". Еще при СССР зародилась. Но так и закончилась - пшиком.
Петрович
02.07.2009 17:33
Денис, насколько я помню, именно простота была заложена в самой концепции "стеклянной кабины" в 70-х годах прошлого века.
У человеческого глаза есть масса особенностей и скрытых возможностей.
Ребята из ГосНИИ рассказывали, что когда появилась возможность уйти на более высокую частоту кадров на тогда еще ЭЛТ, то сразу снялось много вопросов.
Кстати, вернусь к эргономике кабины. Я знаю одну тетеньку, которая по образованию психолог и она придумала кабину для ИЛ86. До этого все кабины в наших ВС придумывали мужики.
Даже сейчас кабина ИЛ86 считается весьма удобной)))))))))
Петрович
02.07.2009 17:36
2 Director:
Дима, привет. А тебе имя Елена Юрьевна ничего не говорит?
Петрович:
Я знаю одну тетеньку, которая по образованию психолог и она придумала кабину для ИЛ86. До этого все кабины в наших ВС придумывали мужики.
Даже сейчас кабина ИЛ86 считается весьма удобной)))))))))
Ген, на сколько помню шасси на МиГ23 придумала тоже тетенька..такшо у нас тетеньки ОГО и коня остановят и т.д. (звиняюсь за флуд)
Петрович
02.07.2009 17:41
тетенька сука личность
Director
02.07.2009 17:43
Привет!
Честно говоря - дела давно минувших дней... С "пиджаками" не пересекались тогда вообще. Все было было секретно и совсем секретно. Хотя позже одну Елену "в теме" знал.
Елена Юрьевна - на "Ухтомской" она потом не трудилась?"
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:46
Мир стремительно сжимается до размеров НИИ. Все люди братья, все бабы - сестры.
Петрович
02.07.2009 17:47
По-моему, ездила.)))))))))
Невысокая фигуристая блондинка с 3 бюстом и карими игривыми глазками))))))))
Петрович
02.07.2009 17:48
Саня, какие сестры? Ты о чем? Ты че мне инцест шьешь?
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:52
Блондинка с карими глазами?-)
Петрович, ты дальтонизм с инцестом перепутал
Петрович
02.07.2009 17:53
Саня, не буди воспоминанья бесцельно, ветка не про сиськи))))))))))
Петрович
02.07.2009 17:55
Дима, а по "Кайре" ща уже рассекретили? Там интересная была задача по индикации и возможностям пилота.
Можно порекомендовать почитать Дипломнику.
G-r-e-e-n-g-o
02.07.2009 17:56
(голосом Пивоварова из "Авиаторов")- Кстати! Впервые тема сисек не раскрыта!
Diplomnik
02.07.2009 18:12
(голосом ведущего программы максимум). - Российские авиаторы, на вопрос о системах электронной индикации, отвечают воспоминаниями о бабах сиськах и молодости... стоит ли доучиваться дипломнику 3 факультета МАИ, а главное зачем? Чтобы потом на тех же правах обсуждать фигуру научных сотрудниц КБ? Скандалы интриги расследования.
=))) Шучу. Всем спасибо. Я впринципе нарыл пару интересных статей, надо только теперь привести их в порядок.
HobbyPilot
02.07.2009 18:17
Diplomnik,
Вот поситать бы их доводы, что с одной стороны, что с другой...
Если нужно слетать на мотопланере в соседнюю деревню, расстояние 20 морских миль, маршрут известен, то стрелки лучше. Телевизоры ещё вкличать нужно, а значит перед этим руководство почитать. Лень.
Diplomnik
02.07.2009 18:21
2 HobbyPilot
Спасибо большое =). Если у меня на защите будет вопрос типа "Вот, представьте что Вам нужно лететь из одной деревни в другую, ну....например на мотопланере. Что бы Вы выбрали. Как дополнительное условие - Вы лентяй". Я буду знать что ответить =)