Записки лётчика-тракториста
Иду как-то в Салехард на эшелоне 9100, диспетчер предупреждает, что впереди обширный грозовой фронт. Сами знаете, что на Ан-2 нет локатора, засветки только глазами и вижу. 9100 для Ан-2 почти предел, выше не прыгнуть, вот и приходится нырять между туч. А впереди черно, проходов не вижу. Что делать? Менять эшелон поздно, внизу тоже темно. Принимаю решение, разряжать грозовые облака. Для этой цели у меня всегда с собой пара подводных ружей с металлическим тросом. Передаю штурвал второму пилоту, командую подход к левой кромке грозового облака, выстреливаю гарпуном в него. Затем, резко беру вправо, и выбрасываю ружье в сторону правого облака. Раздаётся оглушительный разряд, путь свободен! Ныряем в проход, и через пару минут в чистом небе.
Пока мы с этой грозой боролись, горючка кончилась, движок зачихал на последних каплях бензина. Но я запасливый, всегда вожу с собой пару канистр в пассажирском салоне. Посылаю второго на крыло, залить горючку в бак, а тот не идёт, боюсь говорит, сдует меня. Убираю скорость до 150, лезу сам. А кругом красотища! Гроза позади, видимость миллион на миллион, так бы и сидел тут, на крыле, ветерок обдувает, комаров нет. Залил канистру, думаю, до Салехарда хватит. Сажусь в своё кресло, а второй спрашивает, ты из какой канистры залил? Из зелёной говорю. Блин! Там же спирт был, я его вёз на муксуна обменять! А какого хрена меня раньше не предупредил!? Возмущаюсь я. А движок даже и не заметил, что перешёл на спирт, вот молодцы конструкторы АШ-62ИР!
Но на всякий случай, посылаю второго залить ещё канистру бензина. А второй у меня трусливый, прежде чем вылезать на крыло привязался верёвкой, которую мы используем для определения высоты при посадке на полосу, так как РВ-УМ давно у нас сдох. Пока он заливал горючку, я что-то задумался и сбил автопилот. А в качестве автопилота мы использовали полено, привязывая его к штурвалу. Ан-2 резво вильнул хвостом, и второй соскользнув с борта, повис на верёвке, купаясь в инверсном следе. 'Включил' автопилот, выглянул в форточку, нет второго! Заглянул в салон, тоже нет, одна верёвка торчит из дверей. Вылез на крыло, слегка потянул за верёвку, из-за хвоста показался второй пилот. Резко потянул дальше, но неудачно. Верёвка порвалась, и её остаток захлестнул за хвост, крепко прижав второго к фюзеляжу.
Терпи, кричу я ему, сейчас запрошу смену эшелона, будем садиться. Чтобы он не замёрз, кинул ему полушубок. Не май месяц, за бортом минус 45. Проверил, не мешает ли второй рулям, сообщил диспетчеру, что человек за бортом, и запросил смену эшелона. Чтобы не мучиться с установкой высоты при переходе, сразу установил давление Салехарда. Ставлю РУД на малый газ, и ныряю вертикально вниз, надо же скорей спасать второго, пока к хвосту не примёрз! По вариометру вертикальная 15, Жаль, не может АН-2 больше дать, парусность большая. Как не пытался, разогнать больше не мог. Диспетчер, видя мой высший пилотаж, разогнал из пересекаемых эшелонов все борты. Интуиция подсказала, что пора выводить самолет в горизонталь, по времени я уже должен находиться ниже нижнего эшелона.
Добавляю обороты, а движок чихнул и заглох: А до земли уже метров 600! Принимаю решение применить автофлюгирование корпусом. Опытные пилоты знают этот приём. Резкий крен, и Ан-2 начинает вращаться подобно падающему осеннему листу. Вращение создаёт вертолётную тягу, вертикальная скорость уменьшается до 1 м. На моё счастье, подо мной рулёжка. Выпускаю закрылки, и плавно касаюсь бетонки. Ан-2 делает последний оборот и останавливается. Выхожу, снимаю с хвоста чуть живого второго пилота, передаю его подоспевшим врачам скорой.
***
Случилось это до того, как я стал пилотировать Ан-2 на международных линиях.
Был у меня такой случай. Дело было в небольшом северном поселке. Зимой полоса делается прямо по льду Оби. Так вот, сел у нас борт, Ан-2. Это было перед Новым годом, экипаж торопился в Салехард, к семьям. Надо было засветло вернуться домой. Была ещё одна причина их спешки. В райцентре они просидели три часа, из-за низовой метели, чтобы скоротать время зашли к знакомому охотнику. Тот угостил их самогонкой собственного приготовления из мясного фарша: Всё было хорошо, и в голову ударило, и тепло по телу прокатилось. Только вот уже на взлёте из райцентра второй пилот отключился. При подлёте к нашему поселку КВС тоже почувствовал себя плохо, но сибирское здоровье держало его на ногах. Вот и торопил он пассажиров с посадкой, живым бы долететь до порта, а там врачи, помогут. Но и он не выдержал, свалился прямо у самолёта.
Вызвали поселкового фельдшера, та сказала, что у пилотов алкогольное отравление, надо вести в райцентр. А до райцентра по зимнику пять часов езды, не выдержат они дорогу. И тут я, авторитетный поселковый тракторист предложил свои услуги. Понятное дело меня тут же послали, куда надо, но я не обиделся, сказал, что есть два варианта. Либо пилоты умрут по дороге в райцентр, либо я сделаю попытку долететь до Салехарда, а там их встретят врачи. На меня посмотрели, как на сумасшедшего. Пассажиры вылезли, потопали в вагончик греться, пилоты укутанные полушубками лежали в салоне, рядом сидела фельдшер. Движок пыхтел на малых оборотах. Я тоже должен был лететь этим рейсом, но не пошёл как все в вагончик, остался на борту. Начальник полосы убежал звонить в Салехард, Ан-2 был в полном моём распоряжении.
Сел на место пилота, огляделся. Я трактора трех марок водил, что я с самолётом не разберусь!? Так, надо найти чего-нибудь почитать, прежде чем взлетать. Ага, какие-то полётные карты валяются. Что там написано? Перед запуском, отклонение рулей, стояночный тормоз, бензокран, бензин, высотомеры, это всё мне не надо. Что тут о взлёте написано? Ага, есть! Перед выруливанием, читаю: генератор, закрылки, отклонение триммеров. А на фига мне всё это надо? Так, где тут коробка передач? Разгон на первой, затем сразу третью, и пошёл вверх. Блин, не нашёл я эту коробку, хрен с ней буду взлетать на той, на какой стоит. Ладно, взлечу, а там, в воздухе разберёмся. Я же не дурак, кино тоже смотрю.
Про закрылки слышал, где эти чёртовы закрылки? На фига тут столько выключателей напихали? Ага, вот она, прямо на рычаге. Включаем. Что тут написано? Триммер руля высоты для взлёта, а где этот триммер? Ладно, сойдет и так. Совсем забыл, надо посмотреть, куда ветер дует. Глянул на вагончик начальника полосы, там сачок на мачте висит, направление ветра показывает. Нормально, ветер навстречу, можно рулить. Где ручка управления двигателем я уже нашёл, даю обороты, пошёл! Краем глаза вижу, что от вагончика бежит на перехват начальник полосы. А хрен догонишь! И тут в кабину врывается фельдшерица, глаза расширенные от страха, Ты: ты зачем!? Я не хочу, остановись, я вылезу. Ага, так я и остановился!
Всё как в кино, разгоняюсь, пока позволяет полоса, когда до сугроба в конце полосы остается метров десять, плавно беру штурвал на себя. Ура! Я лечу! Где тут высотомер? Ага, вижу, высота уже 60 м, буду осторожно тянуть по прямой до высоты 300-500 метров, не выше, чтобы не заблудиться в тундре. Кажется, надо убрать закрылки, где эта чертова кнопка? Ага, вот выключатель. Фельдшер сидит на полу, и тихо воет, мне даже показалось, что у ней крыша поехала. Есть высота 400! Штурвал от себя, что-то там слышал о взлётном режиме двигателя, якобы на нём долго нельзя лететь, чуть убираю газ. Глянул на авиагоризонт, вроде иду ровно. Теперь, надо развернуться на Салехард. Взлетал с полосы почти на север, теперь надо повернуть на запад. Смотрю на компас, и с легким креном выхожу на курс 270. Так, а где же автопилот на Ан-2?
Прочитал, всё, что написано на панели, не нашел. Фельдшер немного оклемалась, видит, что летим и не падаем, полезла в кресло второго пилота. А ты что, на самом деле умеешь на самолёте летать? Спрашивает она. А как же! И убедительно вру, что закончил лётную школу по специальности летчик-тракторист: И тут я вспомнил, что надо как-то отметиться в эфире, пусть Салехард знает, что я лечу. Читаю: РСИУ, это и есть радиостанция? Надеюсь, что частота Салехарда уже на ней установлена, больше тут работать не с кем. Вызываю Салехард, меня долго пытают, кто, откуда, зачем. После некоторой паузы следует команда, - сохраняйте высоту и курс. Вижу, что прохожу над посёлком Салемал, докладываю Салехарду. Мне рекомендуют идти курсом 225. А через минуту сообщают, что садить меня будут в Аксарке, там есть врачи, и пожарная машина.
Вдруг замечаю, что северней меня идет МИ-8, судя по окраске - военный. Сообщаю об этом Салехарду, мне отвечают, что Ми-8, будет помогать при посадке. Я ещё подумал, если вертолётчики начинали летать на Ан-2, то действительно могут помочь. А нам летчикам-трактористам не привыкать. Самолёт тот же трактор, только с крыльями.
Стало заметно темнеть, но полосу на льду Оби я заметил сразу. У берега машины и толпа, ожидающая кровавую развязку. Ха! Не дождётесь! Вспоминаю, как там, в кино, даже школьница Боинг посадила, а я да не посажу!? Чуть выравниваю Ан-2, чтобы он шёл вдоль Оби. Вспоминаю, что надо выпустить закрылки. Самолёт чуть просел, на скорость я в полёте совсем не смотрел, и так было видно, что лечу. А вот на вариометр поглядывал. И сейчас наказал фельдшерице, чтобы следила за высотой.
Каким-то чутьём тракториста, я догадался, что главным при посадке будет нижний высотомер, на котором написано РВ-УМ. Садился, почти не двигая штурвал, управлял тягой двигателя. Чуть убавлю газ, самолет медленно теряет высоту. Старался, чтобы вертикальная скорость не превысила 2 м.сек. В метре от земли убрал газ полностью, и чуть потянул штурвал на себя. Самолёт покатился по полосе, я даже сам удивился, как всё легко получилось. А где тут тормоза на лыжах!? Пока искал, самолет докатился до конца полосы и уткнулся лыжами в сугроб. Вижу, к самолёту бегут люди, а впереди участковый. Понял, что меня ожидает. Бежать им ещё далеко, поэтому я мигом выбрался из самолёта и ломанул по сугробам прочь. Выбрался в посёлок, и на автобусе уехал в Салехард. Когда через неделю вернулся в свой посёлок, за мной долго гонялся начальник полосы, грозился убить за угон самолёта. Но два литра водки успокоили его. Потом, это дело замяли, я всё-таки спас пилотов, доставил их до врачей.