Читайте журналажу:
Источник: журнал «Эксперт»
Опубликовано: 23.06.2008, 13:16
Европа помахала нам крыльями
Концерн EADS предъявил к выкупу 10% акций НПК "Иркут" в рамках оферты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Это означает, что теперь в российско-европейских отношениях в аэрокосмической сфере будет господствовать жесткий прагматизм
Когда в декабре 2005 года EADS входил в капитал "Иркута", топ-менеджеры европейского концерна говорили о стратегическом партнерстве и многомиллиардных проектах. Но когда дело дошло до реализации конкретных программ, таких, как, например, создание нового экономичного лайнера Airbus A350, неожиданно выяснилось, что интересы российского авиапрома и EADS не только не совпадают - они диаметрально противоположны. Европейцы скрепя сердце предложили России на условиях разделения рисков выполнить до 5% работ по проекту A350 - мы претендовали как минимум на 20%. В итоге проект A350 начал буксовать. Технический облик этого самолета несколько раз менялся, но так и не был окончательно утвержден. Это стало одной из причин того, что Россия решила строить свой собственный дальнемагистральный самолет МС-21, который станет прямым конкурентом A350.
Окончательно отношения с европейцами испортились после приобретения летом 2006 года банком ВТБ 5% акций EADS. Российские власти попросили Францию и Германию (только они имеют право голоса при избрании совета директоров) изменить устав концерна и допустить к управлению российских акционеров, но получили отказ. А мы, в свою очередь, сделали все, чтобы представитель EADS не смог попасть в совет директоров ОАК, которая к тому времени поглотила "Иркут". Так что решение европейцев не участвовать в обмене акций "Иркута" на акции ОАК выглядит вполне логичным. Тем более что внакладе они не остались. За свой пакет "Иркута" EADS получит 2, 16 млрд рублей. Учитывая, что акции иркутского предприятия были куплены в свое время за 1, 88 млрд рублей, европейцы с учетом выплаченных дивидендов заработают почти 300 млн рублей. Правда, президент EADS Луи Галлуа уведомил российскую сторону о намерении реинвестировать полученные деньги в акционерный капитал ОАК в будущем, как только "представится соответствующая техническая возможность". Но вот верится в это с большим трудом.