В.В. Ершов в своей второй книге говорит о "наших" и "не наших" конструкциях авиагоризонта, утверждая, что "не наша", которой оборудованы многие даже российские гражданские лайнеры (или все?) неестественна для человека и вводит пилота в заблуждение при больших отклонениях от нормального полета. А что за конструкции, чем они отличаются и чем наша лучше?
бестолковый Джо
15.06.2007 15:34
Сколько людей, столько и мнений.
Советую прочитать книгу Коваленко "Пространственная ориентировка пилотов" (http://www.centrmag.ru/k4228.html), которая практически полностью посвящена этому вопросу (какой тип авиагоризонта лучше).
Добрый Э-эх
15.06.2007 17:54
На нашем горизонте двигается самолетик,
на их ...земля...самоль стоит на месте,
на мой взгляд ....когда двигается самолетик...это более естественно.
Хотя надо спросить спецов
АВЛ
15.06.2007 18:00
Летая на МиГ-21, АГД был был нормальный на боевом с-те, всмысле двигался "самолетик", но на спарках было наоборот (забыл как он называется), так вот мы всегда испытывали некторое неудобство. Воще это дело привычки. К слову сказать переход на дисплеи с приборов, тоже создает неудобство
Director
15.06.2007 18:10
В ОТТ ВВС четко определен вид индикации авиагоризонта - "прямая" (вид с самолета на землю), по крену "обратная" (вид с земли на самолет). В свое время много занимался этой темой, она актуальна только для маневренных самолетов, проводились летные НИР, обратная индикация крена уменьшает "время срабатывания" оператора. Хотя у буржуев вся индикация - "прямая".
Серж
15.06.2007 23:16
в принципе главное направление взгляда для правильной оценки положения в пространстве. прямая индикация - вертикальное, обратная - горизонтальное.
DED
19.06.2007 20:30
Пролетав много лет с обратной индикацией, когда управляешь силуэтом самолета, считаю эту индикацию самой правильной. Кто учился и летал с прямой индикацией, когда крутишь "землю", считает ее самой правильной. В любом случае переход с одной индикации на другую будет болезненным и в критической ситуации повторится ситуация как в Сочи с армянским А-320
Director
19.06.2007 20:43
"Прямая" индикация крена была причиной нескольких катастроф. Отнюдь не истребителей. Ту-154, ка-32. привлекали в прокуратуру в качестве эксперта. Ка з2 торжковский вообще на ровном месте епнули, возникла ночью иллюзия крена от проблескового маяка и вращающихся лопастей. Моделировали в НИИ АКМ с "обратной" индикацией, никаких иллюзий не возникало.
ip
19.06.2007 20:59
мне "обратная" удобнее
при любом раскладе крен не потеряется "за углом"
12345
19.06.2007 21:42
Приходится пользовать и "прямой" и "обратный". Не претендуя на оригинальность, считаю "обратный" более правильным. "Прямой" требует на мгновение задумываться, для "обратного" голова не нужна(образно:)).
20.06.2007 05:58
Вот вы говорите прямая, обратная. А не кто не сталкивался с ситуацией когда товарищ отлетав на ТУ-154 довольно много (там ПКП с прямой индикацией) пересаживался на Б-737 (тоже прямая).
Казалась бы одно и тоже, а товарищ начинал косячить иногда.
А почему? А потому что треугольник шо кажет скока градусов крена, у Туполя внизу, а у Б вверху.
При левом крене в Туполе треугольник идет влево, а у Боинга вправо. Вот тут то мозг иногда и встает на тормоз. А в напряге, в стрессовой ситуации?
Так что думаю с прямой индикацией не все однозначно.
RAS
20.06.2007 07:10
На днях посмотрел киношку как китайцы В747 в штопор завалили. Так вот там авиагоризонт глаз закатил так что и крена не видать нефига.И штопорили они до тех пор пока не вывалились из облаков на 3000 метрах, перегрузка была около 5.
Что еще из этой серии...
Иркутск 2001
Междуреченск 19??
Так что обратная индикация в сложной ситуации стопудово лучше.
3-Задумка была Ли для Ан-140 стопудово
20.06.2007 08:58
Аэропорт Иркутск 2007:
Сами все проанализировали и придумали ? Так дайте и самолету в автоматическом режиме самому решать, где крен, а где его нету - БОКОВУЮ ШУМО-КОНТАКТОРНУЮ КОРИОЛИСОВУЮ ЦАНГУ В МОЛОКЕ ВЫПУСТИТЬ, и САМ крен стопудово исчезнет...
P.S. а эти коммутаторные 4-платы в аэродромной сети должны быть заложены
в НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ 121 аэропортов и не по принцыпу
"Чтобы всегда работали и не закрывались", а по принцыпу- "Чтобы чтобы всегда работали в электроконтакторной сети и убирали всевозможные крены"
А Ан-140 , как верхнеплановое звено - идеальный инструмент для конструкторов Безопасных аэропортов.
( все три
гирокомпаса могут быть использованы для настройки коррекции крена)
20.06.2007 09:39
Что это было?
Director
20.06.2007 09:39
3-Задумка была Ли для Ан-140 стопудово:
Да, блин это в 9 утра!!!
Su-17
20.06.2007 12:01
На вопрос-то надо ширше смотреть. На наших с прямой индикацией(это АГИ) простенький гироскоп внутри и при небольших манёврах сразу показывает кишки. А с обратной(это АГД) - имеется отдельная гировертикаль. Так вот с АГД на Л-29 в облаках без проблем по АГД крутили сложный пилотаж. После этого у нас были Су-7У(спарка с АГД) и Су-7Б(боевой с АГИ). После спарки пошёл на боевом и уже на первом развороте начинаешь дёргаться. И это днём в ПМУ. Что происходит ночью в СМУ потом исследуют в НИИ и в Акте по расследованию ЛП.
Поэтому при кренах +/-20* и тангаже +\-5* АГИ ещё тянет. А завалившись с ним - никогда не выведешь.
Такое ощущение, что те, кто усиленно впендюривают эти агрегаты с прямой индикацией - засланные казачки.
На таких самолётах надо тогда ставить ручку управления или штурвал, типа, крутишь влево, а самолёт кренится вправо.
Director
20.06.2007 12:08
2Su-17:
Ну здрасьте!!! Давно уже по ЖК индикаторам летаем, а вы АГИ вспомнили. Один забавный случай - Камовцы одну из своих машин на макетную комиссию представляли, я только на второй день разглядел - на основном приборе индикация крена прямая, а на резервном ЭМ - обратная! Нет проблем. тут же поменяли и оставили эту функцию выбора типа индикации на ЖКИ.
Su-17
20.06.2007 12:15
Director
Ага, продвинулись значит.
А может, как в Штатах для пешеходов не светофор на пешеходном переходе, а текстом -СТОЙ и ИДИ?
На дисплее ведь текст даже проще. Делаешь крен влево, ну, и на дисплее текс КРЕН ВЛЕВО 25*.
Стопудово для Оленей
20.06.2007 12:17
Ничего примечательного, обычный обмен для простых:
- Big Jet 345 > Metro Ground > Taxi holding >> Point C, Runway 27.
- Taxi holding Point С >>> Runway 27.
и для Vip персон:
- Big Jet 345 > Metro Ground > Taxi holding >> Point C2, hold short Runway 09.
- Taxi holding Point С2 > , hold short Runway 09 , Big Jet 345.
На моем симуляторе "4-Point Asset джет-вентилятор-Кориолис" для коммутатора NWS-800, -
можно и для Якутских Оленей
такой экипаж такси подогнать ):...
P.S. Просто "Мимино" какое- то
- Ларису Ивановну хочу...):
Director
20.06.2007 12:21
2Su-17:
Я с Вами как ни странно согласен. ЭМ авиагоризонт более информативен, именно как указатель местоположения ла. Он обьемен, не засвечивается солнцем, не боится мороза. Но к сожалению их дни сочтены. Всетаки МФИ представляют гораздо больше информации, интерфейс их можно настраивать - вот хотя бы вид индикации решается нажатием кнопки.
Добрый Э-эх
20.06.2007 14:18
В.Н.Кондауров в книге
'Взлетная полоса длиною в жизнь'
есть по этому поводу рассуждения.
прямая индикация проще и удобнее: не думая в какую сторону треугольник - выводи из крена - никакого стресса.
Серж
20.06.2007 15:18
вся эта ерунда насчёт разговоров имеет место быть в русле " как на другом самолёте" за это отдельное спасибо изобретателям-фантазёрам страны советов.
PitStop
20.06.2007 16:02
Я так понимаю, "наш" АГД-1 даёт картинку вид на самолёт сзади (по продольной оси) без крена наблюдателя.
Весьма удобно на мой непилотский взгляд, чем то напоминают компьютерную игрушку с видом снаружи. Управляемый объект там кренится, взгляд управляющего нет.
С другой стороны по тангажу взгляд остаётся по оси управляемого объёкта. Через минуту эти игрушки осваивает любой ребёнок.
Director
20.06.2007 16:10
Серж:
Это не ерунда! Это безопасность. КУчу денег тратили, специально летающую лабораторию сделали (Ту154). Брали людей которые вообще даже автомобилем не управляли, результат получили однозначный - индикация по крену должна быть обратная!!!
Airhorse
20.06.2007 17:21
2 Director:
"Давно уже по ЖК индикаторам летаем, а вы АГИ вспомнили."
Может быть это мелочь, но АГИ до сих пор установлены на самолётах Як-52, которые эксплуатируются в аэроклубах.
Давно интересует вопрос: кто в советское время производил авиагоризонты АГИ-1?
Серж
20.06.2007 17:45
видимо именно для неавтомобилистов.
только вот куда девать м ровой опыт? или списать на происки? а самим опять своим путём?
ip
20.06.2007 19:43
Серж-у:
у американцев на опорах стартовых космических комплексов стоят тензометрические датчики и компьютер, опрашивая и анализируя данные, даёт команду гидравлике на разведение опор
у нас хитрый кулачёк с пружинкой и кулисой "отщёлкивается", когда на него перестаёт давить ракета и противовесы разводят опоры
Вы считаете надо выкинуть кулачёк и поставить компьютер?
я Вам сочуствую(((
ОСИП
20.06.2007 22:35
: В "НАШИХ "А\Г ВЕРХ - КОРИЧНЕВЫЙ , НИЗ- СИНИЙ.
В "ИХ" - НАОБОРОТ, ВОТ И ВСЕ...